II. Kahohы Вселенских соборов: 1. Никея (325 г.) — 20 канонов. 2. Константинополь I (381 г.) — 7 канонов. 3. Эфес (431 г.) — 8 канонов. 4. Халкидон (451 г.) — 30 канонов. 5. Пято–Шестой собор, известный также как Трулльский собор, а в византийской литературе нередко именуемый «Шестым» (692 г.), поскольку весь его канонический «корпус» получил post factum   статус «вселенского» и был процедурно приписан вселенским соборам 553 и 680 гг., — 102 канона. 6. Никея II (787 г.) — 22 канона. III. Kahohы поместных соборов: 1. Анкира (314 г.) — 25 канонов. 2. Неокесария (314—325 гг.) — 15 канонов. 3. Антиохия (341 г.) — 25 канонов. 4. Сардика (343 г.) — 20 канонов. 5. Гангра (первая половина IV в.) — 21 канон. 6. Лаодикия (IV в.?) — 60 канонов. 7. Константинополь (394 г.) — 1 канон. 8. Карфаген (419 г.) — 133 канона (иногда 147 канонов); свод известен также, как Codex canonum ecclesiae Africanae   . Этот сборник канонов явился результатом непрерывной законодательной работы африканских соборов. Окончательный текст свода составлен в 419 г. 9. Константинополь (859—861 гг.); этот собор известен также как «Перво–Второй» по той причине, что два собора, 859 и 861 гг., для удобства рассматривались в качестве одного собрания, — 17 канонов. 10. Константинополь (879—880 гг.), иногда именуемый «Восьмым Вселенским» собором, — 3 канона. IV. Kahohы святых отцов: патристические тексты, собранные в этой рубрике, представляют собой, по большей части, написанные по случаю письма или же авторитетные ответы отцов частным лицам. В сборниках они часто делятся или классифицируются по «канонам». В «Номоканоне» приводятся тексты следующих авторов: 1. Дионисия Александрийского († 265 г.) 2. Григория Неокесарийского († 270 г.) 3. Петра Александрийского († 311 г.) 4. Афанасия Александрийского († 373 г.) 5. Василия Кесарийского († 379 г.) (очень авторитетное собрание 92 канонов ) 6. Григория Нисского († 395 г.) 7. Григория Богослова († 389 г.) 8. Амфилохия Иконийского († 395 г.) 9. Тимофея Александрийского († 355 г.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Н. крайне слабо изучена археологами. От римской и византийской эпох в городе сохранились большие фрагменты стен III в., которые многократно перестраивались и служили городу до конца средневековья. Несколько храмов и монастырей в Н. известны лишь по разрозненным письменным источникам ( Janin. Grands centres. P. 77-104). Их местоположение не локализовано. Известные иерархи Н. Епископы: св. Прохор (сер. I в.), Евандр (II в.), сщмч. Анфим (303), Евстолий (314), Евсевий (до 323-325, 328/9-338/9; арианин; впосл. архиепископ К-польский), Амфион (325-329, 339-347; арианин), Марафоний (ок. 342-360; македонианин), Кекропий (351-24 авг. 358; арианин), Онисим (после 369), Евфрасий (381), Патрикий (80-е гг. IV в.), Геронтий (до 400), Пансофий (401), Диодор, Гимерий (431), Евномий (449-451), Стефан (518-520), Фалассий (536), Иоанн (553), Иосиф, Петр (681), Иоанн (сер. VIII в.; иконоборец), Константин (60-е гг. VIII в.; иконоборец), Петр (787); митрополиты: Григорий (1-я пол. IX в.), свт. Феофилакт (814), Игнатий (843-846), Феофил Маномах (845/6), Иоанн (858-867), Георгий (879), Григорий (912 - ок. 925), Игнатий (ок. 921-945), Стефан (976 - ок. 1003), Иоанн (1030), Антоний (1035-1037), Стефан (2-я пол. XI в.), Василий (1071), Михаил (1082), Константин (1094/95-1136), Никита (30-е гг. XII в.), неизвестный (1145), Иоанн (1152), Феофилакт (1157), Михаил (1166-1169), Иоанн (1174-1177), Иоанн (1232), Кирилл (1285-1316), Каракалл (1289-1294(1300)), Максим (1324-1327), Макарий (1385-1397), Макарий (1437-1439; низложен), Дионисий, неизвестный (1574), Сисинний (1578-1580), Кирилл (1641), Неофит (1671), Паисий II (1721-1726; позднее патриарх К-польский), Кирилл (1745-1748), Никифор (1768), Герасим (1784-1787), Афанасий (1793-1819), Дионисий (1856), Филофей (1879-1892). Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 581-598; Pauly, Wissowa. Hbd. 33. Col. 468-492; Telfer W. Arius takes Refuge at Nicomedia//JThSt. 1936. Vol. 37. P. 60-64; Janin. Grands centres; Darrouz è s. Notitia; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor. Berkeley etc., 1971; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 94-107; ODB. Vol. 3. P. 1483-1484; Foss C. Nicomedia and Constrantinople//Constantinople and Its Hinterland/Ed. C. Mango, G. Dagron. Camb., 1995. P. 81-90; Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 666-670.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

Заседания Собора в Никее окончились. Восьмое и последнее заседание было в Константинополе, в присутствии Ирины. Здесь определения Собора прочитаны были торжественно и утверждены императрицею. Согласно определению Собора, иконопочитание было восстановлено во всех церквах. Глава IV. Церковь в IX – XI веках § 21. Общая характеристика эпохи Внутри рассматриваемого периода, охватывающего целых семь столетий церковной истории, объективно выделяются две значительные эпохи – соборная (325–787 гг.) и послесоборная (787–1054 гг.). Если в первую эпоху основной вопрос церковной жизни касался выработки единого вероучения, разрешения догматических споров, борьбы с непрестанно сотрясающими Церковь ересями, то во вторую эпоху церковная жизнь, главным образом, была сосредоточена на проблеме взаимотношений, с одной стороны, с государственной властью, а с другой стороны, была омрачена все более усиливающимся дистанцированием Рима и Константинополя. Крупнейшей и наиболее развитой во всех отношениях державой воистину вселенского масштаба, на рубеже I и II тысячелетий была Византийская империя. Начиная с VII столетия пониятие «восточная Церковь » стало фактически синонимично понятию «Константинопольский патриархат». Действительно, с появлением в это время на мировой арене ислама три остальные восточные патриархата – александрийский, антиохийский и иерусалимский – пали под оружия мусульман, оставив их предстоятелям одни лишь патриаршие титулы и лишив их всяческой власти. С другой стороны, византийская теория симфонии властей возвышала статус Константинопольского патриарха и в общественном сознании самой Византии. Воздействие Церкви на византийское государство и общество в духе идей христианства и его требований, реализующее ее высокое назначение, в эпоху, наступившую после Вселенских соборов, было довольно результативным, поскольку само общество того времени было особенно доступно для религиозных идей. Присутствие религиозного начала в общественном сознании раннесредневековой ойкумены было не только желательным, но и решительно необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-вторых, даже если бы императора не было вовсе, никакой высшей формой осуществления власти епископата Вселенский Собор являться не мог и по той причине, что он всегда был институтом сверхординарным. Как известно, последний из них был созван императрицей св. Ириной (780-802) в 787 г. И из понятия о Вселенском Соборе, как чрезвычайном явлении в жизни Кафолической Церкви, само собой следует, что он не имеет характера необходимости . Наконец, в-третьих, как достоверно известно, Соборы обычно включали в свой состав не только архиереев, но императоров, государственных сановников, пресвитеров и монахов. Да и в целом не являлись закрытым для остальных христиан учреждением. Равно как и их аналоги более ранних веков. Так, уже первый в церковной истории Собор 50 г. в Иерусалиме имел в своём составе не только Апостолов, но и «мужей израильских», авторитетных и уважаемых в народе лиц, не имевших, однако, священнического сана, а также множество мирян. Как отмечают, последние вовсе не ограничивались ролью слушателей, но, напротив, весьма активно реагировали на дебаты. «Все голоса были решающими, поскольку все они влияли на выработку окончательного решения, и все участники Собора были его активными деятелями» . В последующем монашествующие, а также рядовые клирики и миряне также являлись неизменными свидетелями происходящего, зачастую внося в их ход существенные поправки. Например, в I Вселенском Соборе 325 г. участвовали многие клирики, миряне и даже языческие философы, желающие разъяснить для себя основы христианского вероисповедания. Блиставший на его заседаниях св. Афанасий Великий, будучи еще диаконом, несомненно, лично многое сделал для опровержения арианской ереси . Можно с уверенностью сказать, что именно отношение жителей Эфеса, поддержавших св. Кирилла, Александрийского патриарха в 412-444 гг., а также позиция монаха св. Симеона Столпника, являлись решающими для содержания соборных определений . На VII Вселенском Соборе 787 г. голос иночествующих («почтеннейших архимандритов, игуменов, иноков») звучал наравне с голосами собравшихся на заседания епископов. Иноки, столь многое сделавшие для борьбы с иконоборчеством, высказывали свое авторитетное мнение по вопросам защиты и поклонения святым иконам. Более того, Константинопольский патриарх св. Тарасий (784-806) и Отцы вопрошали их по каноническим вопросам, например, принятию в общение кающихся епископов-иконоборцев. Подписи монахов стоят под протоколом соборных заседаний наравне с подписями епископов .

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

1098 ...запрещеннаго въ опитемъях... – Епитимия – одно из церковных наказаний, первоначально состоявшее в публичном покаянии согрешившего, которому в зависимости от тяжести проступка могло быть даже запрещено посещать церковь , участвовать в общих молитвах, таинствах, причащаться и приносить дары вместе с другими верующими. Часто епитимия заменяется постом, молитвами, поклонами, милостыней. После выполнения наложенной епитимий кающийся получает прощение. 1099 ...святых небесных сил безплотных Михаила и Гавриила... – Речь идет об архангелах Михаиле – вожде небесного воинства в борьбе с темными силами ада (см.: Апок. 12, 7–9 ) и Гаврииле – одном из семи главных ангелов, который возносит молитвы людей к Богу, возвестил Захарии о рождении Иоанна и Деве Марии – о рождении Иисуса Христа (см.: Лк. 1, 11 –19, 26–33 ). 1100 ...и святого пророка и предтечи, крестителя твоего Иоанна... – Иоанн Креститель (Предтеча) – сын священника Захарии и Елизаветы, ближайший предшественник и предвестник Христа. Он обличал пороки и призывал к покаянию, предсказывая скорое пришествие Мессии. Иоанн крестил в Иордане Иисуса Христа. За обличение правителя Галилеи Ирода Антипы, вступившего в незаконную связь с Иродиадой, был заключен в темницу, а затем казнен. 1101 ...святых верховных апостолъ Петра и Павла, и обоюнадесяти, и святого собора 70 апостолъ... – В христианской Церкви апостолами называют 70 учеников Христа, но особо Церковь чтит память двенадцати ближайших учеников Иисуса, которые были свидетелями его жизни и чудес, проповедовали его учение: Симона (Петра), его брата Андрея, Иакова Зеведеева и его брата Иоанна, Иакова Алфеева и его брата Иуды (Леввея или Фаддея), Филиппа, Варфоломея, Матфея-мытаря, Фомы, Симона Зилота, Матфея, избранного вместо Иуды Искариота после предательства им Христа. Позднее назначение и звание «апостола язычников» получил от Иисуса Христа Павел, бывший до чудесного явления ему Бога среди гонителей христиан. 1103 ...и святых вселенских 7 соборов, и святых отець 318, иже в Никеи... – Вселенский собор – собрание учителей и иерархов Церкви «со всей вселенной», где представлены все поместные автокефальные церкви, для решения важных общецерковных вопросов, утверждения истин вероучения установления правил. В Православной церкви вселенскими соборами признаются следующие: Никейский I (325 г.), Константинопольский I (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольский II (553 г.), Константинопольский III (680–691 гг.), Никейский II (783– 787 гг.). Никейские соборы – церковные соборы, проходившие в г. Никее в Малой Азии, самый знаменитый из которых, где присутствовало 318 епископов, был посвящен борьбе с арианством (325 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предание об апостольских трудах святого Павла и святого Андроника сохранялись в народной памяти многие века. Дух Святой, действовавший через апостольское благовестие, призывал в Церковь вчерашних язычников, и, таким образом, при ближайших учениках и преемниках святого апостола Андрея Первозванного катакомбы Тавриды полны были христиан, из «мрачных пропастей земли» устремляющихся в Небесное Царство. Святой священномученик Климент Римский был сослан в Крым императором Траяном в конце I столетия по Рождестве Христовом, и он уже тогда обрел в каменоломнях Херсонеса две тысячи верующих и сам до кончины своей (101) устроил и наставил в учении 75 церквей-общин, продолжая апостольское делание апостола Андрея. В III—IV вв. здесь уже существовало несколько епархий: Скифская (в низовьях Дуная), Боспорская и Херсонесская в Крыму, Готфская. Продолжателями проповеди апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье были выдающиеся иерархи. На I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее присутствовали святители: Боспорский Кадм, Херсонесский Филипп и Феофил Готфский. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. ставился вопрос об автокефалии Херсонесской Церкви. Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора (18 мая). В VII Вселенском Соборе в 787 г. участвовали святители Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский, и преподобный Иоанн, епископ Готфский. Подвигом исповедничества в пределах нашей страны и Церкви прославились, кроме священномученика Климента Римского, святые мученики Инна, Пинна, Римма (нач. II в.; о них см.: 9, с. 545—567), священномученики Херсонесские — епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафодор, Елпидий, Еферий, Капитон (300—325 гг.; о них см.: 10), святой мученик Емилиан — славянин (363), священномученик Мартин Исповедник (655) и преподобный Максим Исповедник (662). Церковные писатели учитель Церкви Тертуллиан (240), отцы Церкви святитель Афанасий Великий (373), святитель Иоанн Златоуст (407), блаженный Иероним Стридонский (420) называют Скифию, или Сарматию, в числе стран, где очень рано распространилось христианство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

 Concilium Nicaenum I - 325. Canon XV/Ed. G. Alberigo//COGD. T. I. P. 27-28. Перевод на русский язык текста 15-го правила (канона) Первого Вселенского Собора смотри: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского/Отв. ред. и перев. свящ. М. Козлов, пред. прот. В. Цыпина: в 2 т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. Т. 1. С. 225-226.  Rhalles-Potles (1853). Σ. 154. Перевод см.: Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 184-185. Нужно иметь в виду, что 25 правил, приведенные в изданиях под именем Антиохийского Собора 341 г., на самом деле были приняты отцами другого Антиохийского Собора, проходившего между 327 и 330 гг. См.: Бондач А.Г. [Рец.]//БТ. 2009. Вып. 42. С. 410. (Conciliorum oecumenicorum generaliumque décréta: Editio critica. [Vol.] I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325-787)/Cur. G. Alberigo et al. Turnhout: Brepols, 2006. XIV, 372 p. (CC).  Имена отцов Константинопольского собора 381 г. Приложение IV//Бенешевич В.Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. СПб., 1905. С. 87-89. Латинский текст см. у Дж. Д. Манси: Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio…/Evulgavit J.D. Mansi. Florentiae; Venetiis, 1759. T. III. Col. 568-572.  Beaucamp J. Le Testament de Grégoire de Nazianze//Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Bd. 22. Fontes minores X/Hrsg. von D. Simon. Frankfurt: Löwenklau-Gesellschaft, 1998. Перевод на русский язык смотри: ТГБ II. С. 563-566.  Тексты и толкования канонических правил мы будем приводить по т.н. «Афинской синтагме» Г.А. Раллиса и М. Потлиса. См.: Rhalles-Potles (1852). Σ. 18-20; 48-50; 145-148; Rhalles-Potles (1853). Σ. 154-157; 159-160. Соответствующий перевод на русский язык указанных правил смотри: Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 50-54, 95-98; Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 52-56; Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 184-188, 190-192.

http://bogoslov.ru/article/6170568

Дгекос – круглое блюдо из металла, керамики, стекла, иногда на подставке, на которое в церкви во время Божественной литургии кладут для освящения хлеб (просфору), означающий евхаристическую жертву. См.: Евхаристия. Дитерих Карл – создатель специальной работы, посвященной изучению византийских источников по истории государств и народов средневековья (Dieterich, 1912). Стремясь представить богатый материал памятников, главным образом по географии и этнографии мира, автор подготовил немецкий перевод около 400 фрагментов почти 60 писателей за период византийской истории с V по XV вв. Диэтарикий – служебное помещение Хрисотриклина, где папий хранил ключи. Догмат веры – «мнение, учение, постановление», утвержденное церковным руководством основное положение вероучения, обязательное для верующих и не подлежащее критике. К таковым относится христианский Д. в. о Троице, о Воскресении Христа из мертвых и его вознесении на небо, о Святом крещении, бессмертии души и др. Всякое сомнение в истинности Д. в. определяется Церковью как ересь. Основы христианской догматики были утверждены на двух первых Вселенских соборах – Никейском (325 г) и Константинопольском (381 г.). Д. в., принятые на первых семи Вселенских соборах (325–787 гг.), признают и Православная, и Католическая Церкви. Помимо Никейского Символа веры , это Д. в. о божественной и человеческой природе Христа, о наличии у Христа двух воль и двух действий и об обязательности иконопочитания. В православии принятие Д. в. было завершено. Католической Церковью был принят еще ряд Д. в. – об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (filioque), о непорочном зачатии Богородицы и ее телесном вознесении на небо, о первородном грехе, о чистилище, о приоритете власти Папы перед авторитетом вселенского собора (последние три догмата утверждены на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). Добруджа – плодородная, слегка холмистая местность, на севере примыкающая к долине и дельте Дуная, а с востока ограниченная побережьем Черного моря (в наши дни северная Д. принадлежит Румынии, южная – Болгарии). В древности Д. населяли гето-дакийские племена. С начала II в. северо-восточная часть Д. была отнесена к римской провинции Нижня Мёзия, а в IV в. организована самостоятельная провинция Малая Скифия. В конце VI в. Д. была занята славянами, в 678 г. – болгарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фрагмент греческой фрески XVI века, посвященной Первому вселенскому собору,  http://www.ruicon.ru Неделя 7 по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора: 16 июня 2 мин., 27.01.2024 В эту неделю мы вспоминаем отцов, принявших участие в Первом Вселенском соборе. Он состоялся в городе Никее в 325 году. Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Собор — собрание первоиерархов (т. е. патриархов) и представителей всех православных Поместных Церквей — единственный имеет право утверждать догматы Церкви, объявлять то или иное учение ошибочным, еретическим и принимать другие важнейшие для всей Церкви решения (в отличие, например, от Римско-католической церкви, где такой властью обладает и Папа Римский). Соборы известны и сегодня. Но именно Вселенских соборов, сформировавших православную догматику, было всего семь (с 325 по 787 гг.). Хотя фактически епископы всех Поместных Церквей собирались чаще, но случалось, что их решения принимались под политическим давлением и впоследствии пересматривались. Поэтому термин «вселенский» значит еще и проверенный временем и принятый всеми. Созывом Первого Вселенского собора — равно как и легитимацией христианства и окончанием гонений на христиан — мы обязаны императору Константину Великому. Этот собор, в первую очередь, был задуман для того, чтобы опровергнуть ересь александрийского священника Ария: Арий усомнился в Божественной природе Христа и учил, что Иисус был лишь высшим творением Бога, а не Богом-Сыном и Творцом. По преданию, которое, правда, не находит документального подтверждения, одним из участников Никейского собора (а на него съехались около 300 епископов) был святитель Николай Мирликийский, епископ родом из Малой Азии, более известный у нас как Николай Чудотворец, или Николай Угодник, и зачастую ошибочно почитаемый... за русского. Согласно преданию, святой Николай не мог стерпеть богохульства Ария и во время одного из заседаний Собора, когда священник-еретик настаивал на своем учении, ударил того по щеке. Отцы Собора за этот поступок лишили святителя атрибута его архиерейского достоинства — омофора — и заключили его в тюремную башню. Но вскоре, чудесным образом убедившись в правоте его ревности, освободили из заключения, возвратили прежний сан и прославили Николая как великого угодника Божиего.

http://foma.ru/nedelja-sem.html

В 1538 г. близ Превезы произошло морское сражение, в к-ром тур. флот Хайраддина Барбароссы одержал верх над флотом европ. Священной лиги. В 1684-1701 гг. Превеза была захвачена венецианцами, но затем возвращена туркам; вновь перешла под власть Венеции в 1717 г. С этого времени в городе возрастает влияние Римско-католич. Церкви. Главная мечеть Превезы внутри крепости была перестроена в католич. храм св. ап. Андрея Первозванного. В 1798 г. Превеза вошла в состав владений Французской республики, но французы ее быстро потеряли. 12 окт. 1798 г. в битве при Никополе их соединение было уничтожено тур. войском Али-паши. С 1801 г. Превеза вновь вошла в состав Османской империи, была центром санджака. В 1912 г. освобождена греками в ходе 1-й Балканской войны. Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 В наст. время Превеза - наиболее крупный город на территории Н. и П. м. Будучи центром православной митрополии, Превеза - место особенного почитания нескольких святых. Как основатель христ. общины почитается св. ап. Павел. Покровителем Превезы является св. Харалампий (пам. 10 февр.). Важнейший святой этих мест - св. равноап. Косма Этолийский . В Н. и П. м. почитаются также жившие в этих местах свт. Алкисон (пам. греч. 28 сент.), нмч. Христос (пам. греч. 5 авг.) и др. Известные древние епископы и митрополиты Никополя Илиодор (343), Донат (431), Аттик (446-451), Евгений (458), Алкисон (посл. треть V в.- 516), Иоанн (516-517), Дометий (2-я - 3-я треть VI в.), Андрей (595-603), Сотерих, Ипатий (625), Иоанн (VII-VIII вв.), Анастасий (787), Василий (VIII-IX вв.), Лев (VIII-IX вв.), Даниил (858-867, 877-886), Антоний (IX-X вв.). Митрополиты Н. и П. м. Нового времени Амвросий (1881-1885), Иероним (5 авг. 1885 - 1890), Иоаким (14 янв. 1890 - 1891), Неофит VIII (1 авг.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010