Тропарь, глас 4: Дево Безневестная/и Мати Всечистая,/приемши от Архангела благовещение,/со тщанием востекла еси в Горняя,/и, целовавши южику Твою, всечестную Елисавету,/Материю Господа от сия наречена была еси,/и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах,/и благословен Плод чрева Твоего. Кондак, глас 3: Воистинну блаженна еси,/Святая Дево Марие/и всякия хвалы превосходящая,/яко из Тебе провозсия Солнце Правды,/Христос Бог наш. Прочая служба – Благовещению Пресвятыя Богородицы, зри 25 марта. Встреча Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что она избрана Богом для рождения Спасителя ( Лк. 1:28–33 ), архангел Гавриил открыл ей и тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:35–37 ). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»), поспешила «в нагорную страну [отсюда название местности «Горнее»], в город Иудин». Здесь, в городе Иудине (теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем, километрах в семи от Иерусалима), Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой Своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. «И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк. 1:40–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Угоняешься ли за всеми диавольскими кознями? Стоит ли каждый раз отвечать ему, отписываться ему? Не стоит обращать внимания, ибо что за нужда обращать внимания на мечту? 5 Диавол, говорит Господь, лжец и отец лжи [ Ин. 8, 44 ]. Итак, при всяких кознях говори ему: ложь твоя да будет с тобою, огнь и теснота да будут с тобою – огнь вечный, говорит Господь, уготован диаволу и аггелом его [ Мф. 25, 41 ], а не нам; мрак твой да будет с тобою. Живи в сердце, а не в голове. Причащаясь, зри в сердце и не отвлекай ума от него. Господь в сердце грядет – там и встречай Его. Вся свита твоя – ум, воображение, память да сопутствуют Царю и Богу твоему и да стоят пред Ним чинно, в благоговении. Если оставишь возлегшего в сердце Царя – встретишься в воздухе с полчищами демонскими, которые могут возмечтать и рассеять ум и опрокинуть неверием твоего внутреннего человека. Тут сердечная вера должна быть, а не умствование. Ум в сторону, как уже ненужный на это время руководитель. Ибо самый путь, истина и живот в сердце, Сам Господь ума и сердца. Молока не есть. И еще повторяю: не есть. Для сердца худо. Сотвори плоды, достойны покаяния [ Лк. 3, 8 ]. Не будь алчен, чревоугодлив, скуп, необщителен, братоненавистлив. Ни на кого не гляди волком. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? [ Мф. 6, 26 ]. Дух любит делиться последним с ближним – плоть любит захватить всё себе и пожирать всё сама. По этим плодам узнаешь дух и плоть. Дух полагает всю надежду на Бога. Плоть – на пищу и питие, на одежду и прочие тленные вещи. Да причастницы будем Божественного... естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли [рус.: удалившись от господствующего в мире растления похотью] [ 2Пет. 1, 4 ]. Вспоминай чаще эти великие, утешительные слова Духа Божественного и убегай тлена земного, да причастник будешь вовеки, без конца, Божественного естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Царским венчался венцом настоящий отступник! Как будто поистине о нем красноречивый пророк Иезекииль говорит так: «Ты, недостойный правитель Израиля, нечестивым дням которого наступил конец! Так говорит Господь: сними с себя диадему и сложи венец; унизь вознесшихся и возвысь униженных. Неправдой я низложу неправду, и она не будет таковой». Видите смысл слов пророческих: ведь называет он его недостойным предводителем Израиля. Где же Израиля предводитель? Где теперь предводитель иудеев? Где главенствует Израиль? Ведь под властью многих правителей христианских и басурманских находится и до сих пор иудейский род. Если бы он о них говорил, то множественное число употребил бы пророк, сказал бы: правители Израиля; но он сказал не так, лишь одного правителя укоряет божественный пророк. Мы здесь поистине называемся истинными израильтянами новообращенными, как и в Евангелии Иоанн Креститель говорит, увидев идущих креститься, сказал: «Сотворите достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам”; ибо Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму», то есть из язычников. Ведь Израиль означает «ум, зри Бога»; так и мы с верой чистой зрим Бога, в Троице святое единодушие и жизнь и будущее царство бесконечное. Это слово пророческое указывает на недостойнейшего правителя Израиля, неправдой неправедно губящего людей, возвышающего униженных и унижающего вознесшихся. Не таков ли и он? Не унизил ли вознесшегося царя Бориса, не возвысил ли униженных, не сбросил ли он клобук, не возложил ли на себя венец проклятия? Но все случилось не так, как он хотел: неправедно неправедного Бориса низложивший так же печально и насильственно окончил свою жизнь, по словам Священного Писания: «Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый». Как апостол Петр учит нас, говоря: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания»; но этого человека и до суда Творец осудил. После падения этого царя виновник его смерти дукс Василий прельстил людей благочестивым видом, смирением и свои надежды на них возложил, рассчитывая, что его сделают царем; как и случилось. Подстрекает он и побуждает друзей своих коварными речами и бренными подарками, к воплощению своего желания лестью их склоняя, спешит им давать всяческие обещания. Как родня его, так и он сам с начала своей жизни при всех царях получить власть желал и разнообразное зло всегда замышлял против государей своих: с давних пор были они властолюбцы, а не боголюбцы. Так с большим трудом получил Василий царский скипетр, неправедный и коварный свой изменнический пот утерши, в сонм царствующих вошел, предков своих превзошел. Ласковым участием привлекая и заботясь обо всех, спеша давать обещания милостивые всем нуждающимся, милости и благодеяния всем людям суля, – этими словами во множестве людей он хотел любовь возбудить и вызвать их похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я воззвал к Тебе: спаси меня! И сохраню откровения Твои. Предварял я в безвремении и взывал, (ибо) на слова Твои уповал. Предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня. Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились. Близок Ты, Господи, и все пути Твои — истина. От начала я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век. Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. Рассуди дело мое и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня. Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали. Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему оживи меня. Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился. Видел я неразумных и сокрушался, что слов Твоих они не хранили. Зри, как я возлюбил заповеди Твои. Господи! По милости Твоей оживи меня. Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей. Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое. Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна. Чаял я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. Да войдет прошение мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. Возвестит язык мой слова Твои, ибо все заповеди Твои правда. Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. Возжелал я спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И кто знает? Может быть, некоторых заблудших овец и увлекает это домашнее пение с религиозным содержанием. Вот некоторые из штундо-баптистских гимнов в передаче Омского миссионера, записавшего их на одном из собраний сектантов: „Христе! Даруй душе моей Часть вечную во искупленье, Совершенным Кровью Твоей, Даруй грехов Ты мне прощенье! Возьми мой дух и в сердце скрой, Пронзённом за меня – Спаситель! Скорей веди меня с Собой – Ты в вечную обитель. Господь! Пример Твой впечатлей Мне в душу верою святою, Пока в обители Твоей Любовью буду жить одною. Даруй, чтоб с тщанием всегда Свой долг я исполнять старался И чтоб залог Твой никогда В душе моей не затмевался! Коль нет в любви моей огня, В молитве слов и вдохновенья, Пусть кровь Твоя, Твой Крест мученья Перед Богом молят за меня“. Пение ведётся по указанию „старшего брата“, или „пресвитера“, который, обыкновенно, первым начинает запевать, а затем уже к нему присоединяются и другие. Вот ещё один стих, слышанный Омским миссионером: Кто Спасителя с верою зрит на Кресте, Тот и будет спасён в тот же час; Лишь взирай на Него, – Отцем дан Он тебе, – Быв избран, тебя Он тем спас. Хор: Зри, зри, грешник, зри! Какую любовь оказал Он тебе, О, счастливый ты, грешник, на век! Не понёс ли Христос на себе все грехи, Пригвождён был на крест за тебя? Не текла-ль Его кровь в полной, нежной любви! Для спасенья тебя и меня? Хор: Зри, зри! и т. д. Молитвы и слёзы бессильны твои, Чтобы с Богом тебя примирить, От суда избавленье – в Христовой крови, Он готов тебе милость излить. Хор: Зри, зри! и т. д. Отбрось все сомненья и с твёрдостью верь, – Больше нечего делать тебе; Твой Иисус, ведь, пришёл за тебя через смерть, Чтоб доставить блаженство тебе. Хор: Зри, зри! и т. д. Прими с ликованьем победу Христа, – Вечный рай Он дарует тебе, О, верь, не колеблясь отныне всегда В свой вечный удел во Христе! О сектантском пении Омский миссионер говорит следующее: „В нашем присутствии сектанты были возбуждённо настроены, пели с большим усердием, старались показать товар лицом, и от этого, как всегда бывает, проигрывали в силе впечатления, но всё-таки общее возбуждение и пение производили впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 . Если случится Господский праздник недвунадесятый, – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 августа). 11 . Если случится Богородичный праздник недвунадесятый (иконы Богородицы или другой), – тропари: праздника и святого; кондаки: святого и праздника (см., например, 1 октября). 12 . Если случится предпразднство или попразднство Господского праздника, – тропари: предпразднства иж праздника, храма и святого; кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: предпразднства или праздника и святого; кондаки: святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 14 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 25 ноября). 15 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славословие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два) и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 17 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня седмицы «Спаси, Господи, люди Твоя», храма и святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава» «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 18 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

113 Если благодарственное молебное пение совершается в день рождения или по случаю годовщины брака, пострижения в монашество, или хиротонии, настоящее прошение может быть изменено: Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби недостойнии Твоему благосердию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, ихже излиял еси изобильно на рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) (имя рек) в мимошедшие дни жизни его (ея) (в дни диаконства его, священства его, иночества его, супружества их) и припадаем и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умильно вопием: избави и на будущее время от всех бед рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) и всегда яко Милостив исполняй ко благу желание их (его, ея), прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй. 114 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 115 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 116 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 117 Если благодарственное молебное пение совершается в день рождения или по случаю годовщины брака, пострижения в монашество, или хиротонии, настоящее прошение может быть изменено: Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби недостойнии Твоему благосердию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, ихже излиял еси изобильно на рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) (имя рек) в мимошедшие дни жизни его (ея) (в дни диаконства его, священства его, иночества его, супружества их) и припадаем и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умильно вопием: избави и на будущее время от всех бед рабов Твоих (раба Твоего, рабу Твою) и всегда яко Милостив исполняй ко благу желание их (его, ея), прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй. 118 Псалом избранный, ектению великую с ея прошениями, Евангелие, молитву и отпуст зри в предыдущем последовании. 120 10 февраля. Во время голода хлебами из лебеды кормил нуждающихся, которым они казались вкуснее приготовленных из хорошей муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Зри пространных правил Василия Великого главу 27.) 17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и беспрекословно в точности исполнить, хотя бы то казалось трудным или неприятным. (Зри в конце слова Василия Великого о подвигах иноческих и в кратких правилах его главу 121 и в подвижнических его уставах главу 23.) 18. Делать рукоделие не должны сестры по своему выбору, но как кому назначит начальница, и отдавать оное в ее распоряжение. (Зри пространных правил Василия Великого главу 41.) 19. От светских людей предлагаемые на заказ работы принимать только вещей служащих на церковное или домашнее полезное и нужное употребление; а работ мирских и к роскоши относящихся отнюдь не брать, и, для избежания многих сношений с мирскими, заказы работ должна принимать только одна казначея или другая сестра по назначению начальницы. 20. Каждая сестра должна соблюдать совершенное нестяжание, то есть не иметь ничего собственного, даже и того, что носит и что имеет у себя необходимое, не признавать своим и всегда готовой быть отдать другой сестре, ежели от начальницы повелено будет, и ни одна ничего не должна у себя иметь иначе, как по благословению начальницы, и даемое посторонними, принявши по ее дозволению, полагать в общину, чтобы всё у всех почиталось общее; впрочем, одна у другой отнюдь ничего не должна брать без ведома той, у которой берет, и без благословения начальницы или своей старшей. (Зри слово Великого Василия о подвигах иноческих и в кратких его правилах главы 85, 86 и 87, и в подвижнических его уставах главу 34.) 21. Внутри келий никакого излишнего и роскошного убранства не попускать, но во всем да является простота и смирение, а посему даже и святых икон в богатых окладах в келиях не держать, но поставлять их или в церкви, или в общей молитвенной келии. 22. Одежду носить из черных тканей, приличную смиренному пустынному житию; а посему тонкое белье и всякое изысканное по светскому обычаю украшение или убеление возбранять, но токмо как в одеждах, так и в келиях наблюдать приличную чистоту и опрятность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

[Зри] Аще ли неделя мясопустная. Канон воскресн на 4: и триоди на 6: и святых на 4. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак святых, и икос, и седальны их: И ныне триоди: и чтение. По 6-й песни, кондак и икос триоди: и чтем пролог. На 9 песни поем, Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, святых: И ныне, триоди. На хвалитех стихиры воскресны 4: и святых со славным, 4, с припевы их. [Зри] Аще ли неделя мясопустная. Тогда по стихирах святителей глаголем Стих: Воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: [Зри] Аще ли несть неделя мясопустная. Тогда в триоди стиха не глаголем, но по стихирах святых, Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси Богородице: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию, и ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1. На часех, тропарь воскресн: Слава, святых: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондаки, воскресн триоди, и святых пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3-я, на 4: и святых 6-я, на 4. По входе тропарь воскресн, и святых: таже кондак воскресн. Слава, святых: И ныне, триоди. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен дне и святых. [МРК] Аще ли случится триех святителей в субботу мясопустную: и поем службу их в пяток, прежде, во всем непременно. [Зри] Аще ли случится триех святителей в понедельник или во вторник, или в четверток сырныя недели. В неделю вечера, поем Блажен муж, 1-й антифон: [в прочия же дни сырныя седмицы глаголем кафисму рядовую.] На Господи воззвах, стихиры святых на 6. Слава, святых: И ныне, Богородичен 1-й но гласу самогласна святых. Вход, прокимен дне, и чтение святых, и ектении. На стиховне триоди, самогласен дне дважды, и мученичен. припевы же глаголем обычныя: К тебе возведох: Слава, святых: И ныне, Богородичен воскресен. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь святых. Слава, и ныне, Богородичен: и отпуст. На повечерии, по Достойно, и по трисвятом, кондак святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Зри] Аще ли Рождество Христово в понедельник: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением, суббота и неделя едина: и суббота по Рождестве Христове, тогда бывает декемвриа в 30-й день. На литургии, прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде чтем субботе по Рождестве Христове: таже апостол, и Евангелие субботе пред Богоявлением. А недели, яже по Рождестве Христове, чтем На Литургии во отдание праздника Рождества Христова, апостол, и Евангелие, якоже указася на ряду. А недели, яже пред Богоявлением, прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие, чтем ианнуариа в 1-й день, якоже укажется на ряду, егда случится обрезание и Василиа в неделю. [Зри] Аще ли рождество христово во вторник: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением две субботы, а неделя едина, и суббота, яже по Рождестве Христове, тогда бывает декемвриа в 29 день. На литургии, прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде субботе по Рождестве Христове, и потом младенцев. А недели, яже по Рождестве Христове, поем службу декемвриа в 30-й день, якоже указася на ряду. А недели, яже пред Богоявлением, Евангелие утреннее, и на литургии прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие чтем прежде недели пред Богоявлением, ианнуариа в 1-й день: и потом Обрезания, и Василиа едино. Причастен: Хвалите: Другий: В память: [Зри] Аще ли рождество христово в среду или в четверток или в пяток: И тогда бывают между Рождеством Христовым и Богоявлением две субботы, и недели: и в первую убо неделю чтется апостол, и Евангелие субботе и недели, по Рождестве Христове. А во вторую субботу и неделю, чтется апостол и Евангелие субботы и недели, яже пред Богоявлением. [Зри] Аще ли рождество христово в субботу: И тогда бывает между Рождеством Христовым и Богоявлением, две недели, а суббота едина, и недели яже по Рождестве Христове поем службу наутрие Рождества Христова в неделю, якоже указася на ряду. А отдание Рождества Христова тогда бывает в пяток: и поем службу отдания Рождества Христова, якоже указася на ряду. Точию на литургии, прокимен, Аллилуиа, и причастен, праздника: апостол же и Евангелие субботе, по Рождестве Христове. В субботу же яже пред Богоявлением на литургии апостол и Евангелие чтем, ианнуариа в 1 день прежде Обрезания, и потом субботе пред Богоявлением. А наутрие в настоящую неделю на утрени, Евангелие чтем прежде недели пред Просвещением, и потом ряд недели: а на литургии прокимен, апостол: Аллилуиа, и Евангелие прежде недели пред Богоявлением, таже святаго: ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки. Причастен: Хвалите Господа с небес: и святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010