Защитительная речь Иова относится ко всему ранее им сказанному о своей невинности, как скрепляющая, удостоверяющая письмо подпись. «Вот мое желание» ­­ еврейскому: «ген тавп», – «вот мой тав», последняя буква еврейского алфавита, употребляемая для засвидетельствования чего-нибудь ( Иез 9.4 ). Представив доказательства своей невинности, Иов желает, чтобы его соперник, т. е. Бог, явился на суд с ним с обвинительным документом. Вместо: «чтобы защитник мой составил запись», буквально с еврейского должно перевести: «и пусть соперник мой напишет свою обвинительную запись». Иов.31:36 .  Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец; В сознании своей правоты Иов не может допустить мысли, чтобы эта «обвинительная запись» доказала его виновность. Наоборот, она послужила бы свидетельством его невинности: восстановила бы его достоинство ( «носил... на плечах»; ср. Ис 9.6 ) и честь ( «возлагал бы ее, как венец»; ср. Зах 6.11 ). Иов.31:37 .  объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем. Поэтому Иов отвечал бы Богу, не как робкий, трепещущий при мысли о наказании Адам, а как князь, т. е. смело и безбоязненно («приблизился к Нему, как князь»). Иов.31:38 .  Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее; Иов.31:39 .  если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев, Иов.31:40 .  то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились. Если все сказанное Иовом неверно, если он величайший грешник, наказания которого требует неодушевленная природа ( Иов 20.27 ; Авв 2.11 и д.), – истощенная его жадностью почва (ср. Пс 64.11 ); если он делал невыносимою жизнь ее прежних владельцев (ср. Иов 22.8 ), то пусть на него во всей силе падет проклятие, поразившее первого человека (ст. 40; ср. Быт 3.17–18 ). Пусть он будет, подобно ему, отвергнут Богом. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Разд. 7 (29. 31 - 30. 24) начинается словами: «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна». Потом рассказывается о рождении 4 сыновей у Лии - Рувима, Симеона, Левия, Иуды, после чего она «перестала рождать». Рахиль, видя свое бесплодие, отдает И. свою служанку Валлу, «чтобы и я имела детей от нее». Валла рожает 2 сыновей - Дана и Неффалима. Лия также перестала рожать и дала И. свою служанку Зелфу, от к-рой появились на свет Гад и Асир. Выменяв за мандрагоровые яблоки у Рахили ночь с И., Лия зачала и родила 5-го сына - Иссахара, а затем 6-го - Завулона и дочь Дину. В завершение говорится, что «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее». Рахиль родила Иосифа. Разд. 8. 30. 25 - центральный стих с кульминацией в повествовании об И.: «После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю». Однако Лаван упрашивает И. остаться служить ему и предлагает, чтобы тот назначил себе вознаграждение. И. соглашается при условии, что всякий скот с крапинами и пятнами, а также овцы черного цвета будут составлять его имущество. Используя прутья с вырезанными на них белыми полосками, к-рые И. клал в корыта, «куда скот приходил пить, и где... зачинал перед прутьями» (30. 38), И. удается сделать так, что в стаде Лавана стал рождаться скот пестрой окраски. Разд. 9 (31. 1-55; MT: 31. 1 - 32. 1). И. вновь решает вернуться домой. Несмотря на то что его мать обещала послать за ним (27. 45), в повествовании об этом не говорится. Вместо этого приводится 3 причины, повлиявшие на решение И.: враждебность сыновей Лавана, «которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего...» (31. 1), ухудшение отношения к нему Лавана, а также непосредственное повеление от Господа (31.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Алексей 31 декабря 2011, 13:41 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. (Тит.1:15,16) Jana 31 декабря 2011, 01:31 Александру(2011-12-29,11:02): а это не драконы. " ...в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства в соответствии с известными словами Спасителя: " Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби " (Мф. 10, 16). Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа " . Jana 31 декабря 2011, 01:23 Странное какое-то смешение европейского НГ и НГ по восточному календарю. На Рождественскую ель вешают крыс или свиней (игрушки в честь соответствующего зверя по гороскопу), а в этот раз будет еще и дракон.(( Везде публикуют советы, какими должны быть НГ стол и одежда в честь дракона. Статья и отзывы понравились, а удивил коммент Какая своеобразная философия!.. Интересно, такое мировоззрение предполагает бездеятельность вообще, или в определенных случаях?) Татьяна 31 декабря 2011, 00:19 Мне кажется, не стоит сильно расстраиваться из-за игрушечных дракончиков. Кто из множества людей, которые их покупают, дарят ближним или держат у себя дома, интересуется, когда на самом деле начинается новый год по китайскому календарю? Да к его наступлению у нас уже все новогодние безделушки будут позаброшены! Так что нет тут никакого язычества, а есть, конечно, некоторая душевная пустота и неумение более толково украсить праздник и порадовать близких и знакомых. " Косящие под китайщину " сувениры - того же сорта коммерческий продукт, что и поздравительные открытки с готовым текстом.

http://pravoslavie.ru/50682.html

Поскольку они сперва обвиняли друг друга, и Иаков говорил: ( Быт.31:42 ) «Смирение мое и труд руку моею и все, что отнято у меня, увиде Бог и явился тебе вчера», а Лаван говорил: Скоти, скоти мои; и вся елика ты видиши, моя суть, то теперь говорят: «Оставим все, что было доныне». ( Быт.31:45 ). И взем Иаков камень, постави его в столп, и все принесли по камню, ( Быт.31:46 ) и сотвориша великий холм. Холм этот, воздвигнутый многими, должен был свидетельствовать, как бы устами многих, о том, что поставляем между собою завет при многих. ( Быт.31:47 ) И Иаков прозва холм свидетель, т. е. сложившие холм этот суть свидетели тому, что и ты и я обещаемся не изменять ничего в завете, какой постановили мы при холме этом. Но, чтобы сделать известным, что холм этот нужен был только во свидетельство завета, которому с этого времени не будут они впредь изменять, сказано: ( Быт.31:53 ) Кляся Иаков страхом отца своего Исаака, и Лаван сказал: Бог Авраам и Бог Нахоров да судит между нама. Глава 32 После того как разлучились Иаков и Лаван, ( Быт.32:1 ) сретоша Иакова ангелы Божии и этим давали разуметь Иакову, что, если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукою ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, показаны ему были ангелы, сопровождающие его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем в сказанном ему: «Я пойду с тобою, и Я изведу тебя оттуда». Полк ангелов показан был также Иакову и для того, чтобы не убоялся он Исава, потому что сопровождающие его многочисленнее идущих с Исавом. Потом Иаков ( Быт.32:3 ) посла послы к Исаву, брату своему, извиняясь в том, что ( Быт.32:4 ) умедлил. А когда услышал Иаков, что Исав ( Быт.32:6 ) идет в сретение ему с четырьмястами мужей, тогда, хотя прибег с молитвою к Богу, прося воспомянуть завет, постановленный во время исшествия его, однако же и к брату своему послал умилостивительные дары, чтобы не помнил он обиды, нанесенной ему в тот день, когда Иаков восхитил у него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6) Заповедь о субботе дана, как заповедь вечная, почему должно праздновать ее и теперь: пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя, субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки ( Исх.31:16–17 ). Заповедь о субботе дана, как удостоверяет и указанный текст, не всем людям, а только сынам Израилевым и суббота являлась знамением завета между Богом и одними сынами Израилевыми. Но этот завет, по Слову Божию ( Иер.31:31–33 ; ср. Евр.8:8–13 ), должен был уступить место новому завету; следовательно, и суббота – знамение первого, ветхого, завета подлежала упразднению. «Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарован закон вечный и совершенный и завет верный, это – Христос... О том же Новом Завете Бог говорит через Иеремию (иер.31:31–32). Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь». 668 Слова «навеки» и «вечный», употребляемые в Священном Писании, когда идет речь о ветхозаветных установлениях, 669 обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр.9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр.10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал.3:25–26 . Пройде сень законная благодати пришедши – Догм. 2 гл.). Почему в Церкви Христовой мы видим в числе исправленных ветхозаветных установлений празднование не субботы, а первого дня недели – воскресенья. 7) Суббота должна быть соблюдаема не только здесь на земле во все время существования человека, но и в будущей жизни: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис.66:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Библейская история повествует, что Господь, научая руки верных своих на ополчение и персты их на брань ( Пс.14:31 ), благословил оружие кроткого праотца Авраама, который воевал за освобождение из плена своего племянника Лота, повелел народу своему завоевать землю обетованную, благоволил даровать помощь и Давиду в борьбе Израильтян с иноплеменниками ( Числ.31:1–7 и 33:51–56). Господь Бог не только повелевал Израильтянам воевать с языческими народами и истреблять их, но даже обещал им свою помощь во время войны и оказывал таковую, посылая Ангела своего им, ( Исх.23:22–33 ). ( 4Цар.6:8–23 ), или Самолично побеждая врагов Израиля ( Нав.Х.14 , Втор.31:6 и 2Пар.20:29 ). Прославляя бранные подвиги Иисуса Навина, сын Сирахов говорит, что он вел брани Господни, что война его была пред Господом и что он только следовал за Всемогущим ( Сир.46:4–8 ,ст.1). По учению божественного Откровения Ветхого Завета вместе с воинами должен был идти на войну против врагов и священник, чтобы войско не было без священника. ( Числ.31:6 ). Священники на войне молились Богу о победе, благословляли войска, наставляли и утешали воинов и поддерживали в них дух бодрости и храбрости. ( Числ.31:21–30 ), а воинов грешников, в особенности, блудников и прелюбодеев наказывали и поражали по Божьему повелению, даже смертью . ( Числ.25 ). Так Финеес священник, сын Епеазара сына Аарона, убил за блудодейство 23 тысячи израипьских воинов. Не согрешил ли он в этом? Нет. Царь Давид говорит: «Восстал Финеес, произвел Суд и остановилась язва. И это вменено ему в праведность». ( Пс.105:30 ). И св. апостол Павел говорит об этом поступке священника Финееса одобрительно: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибли из них 23 тысячи» ( 1Кор.10:8 ). Как относилась ветхозаветная церковь к воинам, которые умирали на войне за веру и отечество? Она молилась Богу о них и творила милостыню, да разрешатся от грехов своих, твердо веря, что воинам, скончавшимся в благочестии, уготована превосходная награда (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте «Время новых плодов, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – прообразует таинство воскресения Спасителя нашего, ибо естество человеческое процвело в первый раз только во Христе, избавившись от тления и уже отбросивши ветхость греха» (ч. 3, стр. 266). Гл. 29, 35 И в дéнь осмый исхóд бýдет вáм: всякаго дела служéбна да не сотворитé в óн В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте Св. Кирилл Александрийский сему постановлению придаёт такой мессиански-прообразовательный смысл: «Сделало исход свой служение в тенях и наставление в прообразе в день восьмой, в который воскрес Христос, и наступило время обрезания в духе» (ibid, стр. 300). Гл. 31, 6 И послá я Моисéй тысящу от плéмене и тысящу от плéмене с силою их, и Финеéса, сына Елеазáрова, сына Аарóна жерцá: и сосýды святыя, и трубы знáменныя в рукáх их И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона], священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги «Финеес есть изображение Христа», замечает тот же св. Отец (тв. ч. 1, стр. 202). А «трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, – по объяснению св. Ефрема Сирина , – означают трубы пророков, которые взывали: «Идёт Еммануил» (тв. ч. 6, стр. 567). Гл. 31, 8 и царéй Мадиáмских убиша вкýпе с язвеными их и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских «В том, что Финеесом убиты сии пять царей, видим, – говорит св. Ефрем Сирин, – образ Еммануила, Который привёл в изнеможение силу греха» (ibid.). Гл. 31, 19 всяк убивый дýшу и прикоснýвыйся убиéному да очистится в трéтий дéнь всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий «Третей день, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – означает время воскресения», разумеется, Христова (тв. ч. 1, стр. 206). Гл. 31, 31 И сотвори Моисéй и Елеазáр жрéц, якоже повеле Госпóдь Моисéю

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Не медли же. Не откладывай, а делай, что повелел тебе Бог. « Итак, делай все, что Бог сказал тебе ». Выслушав это, « Иаков, встав, взял жен своих и детей », и посади их « на верблюдов: и взял с собой весь скот свой и все богатство свое которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему » (Быт. 31:17–18). 4. Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне, и, взяв жен и детей, отправился в путь. « И как Лаван , сказано, пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее » (Быт. 31:19). Не без цели и это замечено, а с целью — показать, что (дочери) еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, — не унесла у отца другое что–либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно и от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать. « Не известил , сказано, Иаков Лавана Арамеянина что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад » (Быт. 31:20–21). Прошу заметить и здесь великий промысел Божий — именно в том, что Бог не попустил Лавану узнать об удалении Иакова до тех пор, когда праведник был уже далеко. По прошествии трех дней, сказано, сделалось это известным Лавану. « Тогда взял » всю братию свою « с собой, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад » (Быт. 31:22–23). Вот и опять видно неизреченное попечение Божье. Тот, кто сказал: « возвратись в землю твою, и буду с тобой », — Сам и теперь являет Свое промышление. Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него, так сказать, пеню за побег, Бог является Лавану ночью во сне. « И пришел , сказано, Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне, и сказал ему » (Быт. 31:24). Посмотри, как Бог в попечении Своем о праведнике, снисходит до того, что беседует даже с Лаваном, дабы потрясши его душу удержать его от нападения (на Иакова).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так случилось и с Иаковом. Тот, кто с таким раздражением хотел настигнуть праведника и наказать его за побег, не только не говорит ему ничего грубого и неприятного, но, как отец в беседе с сыном, кротко обращает речь к нему и говорит: « что ты сделал: зачем ты убежал тайно? » (Быт. 31:26)? Смотри, какая перемена! Смотри, как тот, который неистовствовал подобно зверю, подражает теперь кротости овец! зачем ты убежал тайно? Для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? » Зачем, говорит, ты это сделал? Что тебе это вздумалось? Для чего так скрытно устроил свой уход? « Сказал бы мне, и я отпустил бы тебя » со многой честью и « с весельем » (Быт. 31:27). Если бы я знал об этом, говорит, я проводил бы тебя « с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать дочерей моих; безрассудно ты сделал » (Быт. 31:27–28). Посмотри, как он сам себя обличает и собственными устами сознается, что он приготовлялся худо поступить с праведником; но промысел Божий воспрепятствовал его намерению: « Есть в руке моей , говорит, сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего ни худого » (Быт. 31:29). Представь себе, каким утешением слова эти были для праведника, и посмотри, как Лаван открыл ему и свои намерения, и цель, с какой хотел его настигнуть, и то, что страх Божий удержал его от исполнения своих злых намерений: « Бог отца твоего », говорит. Видишь, что и сам Лаван приобрел отсюда не малую пользу, получив из того, что сказано было ему (Богом), величайшее свидетельство о Божьем всемогуществе. Но так как и ты, продолжает он, этого захотел, и Бог являет столь великое о тебе попечение: « Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего »: то « зачем ты украл богов моих? » (Быт. 31:30)? Пусть так, говорит; тебе это вздумалось, ты решился возвратиться в дом отца твоего: но зачем же украл богов моих? О, крайнее бессмыслие! Таковы–то твои боги, что их и украсть можно? Не стыдно тебе говорит: « зачем ты украл богов моих »! Посмотри, какое крайнее было заблуждение, что люди, украшенные разумом, покланялись деревам и камням.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Потом, показывая, что Христос совершал эти чудеса, присоединил: «ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ). И естественно: не природа камня изводила воду и те потоки, но сила Христа, поражая камень, заставляла источники истекать. Потому он и назвал камень духовным, и сказал, что он следовал (за ними); чувственный же камень не следует, но находится на одном месте; всюду присутствующая и во всём чудотворящая сила – она прорвала и камень. Если иудей не может выносить этих слов, мы победим его собственным его оружием, не беседуя ни о чём из Павла, Петра и Иоанна, но из его пророков, чтобы он знал, что у него дела, а у нас понимание (их). 3. Итак, кто из пророков это говорит, – что Он дал Ветхий Завет ? Освящённый от утробы (матери) Иеремия, сиявший в юности. Где и когда? Слушай его слова, и из сказанного ясно научись. Итак, какие это слова? «Вот наступают дни, говорит Господь» ( Иер.31:31 ). Сначала, он вдруг поднимает слушателя, и пробуждает дух слушающих, показывая, что не его это слова, но пославшего его Бога. «Вот наступают дни». Потом показывает, что он с нами беседует о будущих вещах. Итак, каким образом Он дал Ветхий (Завет), если беседует о будущем? Подожди и не беспокойся, и тогда ясно увидишь блеск истины. Когда он это говорил, закон был дан и нарушен, а новый ещё нет. Итак, уяснив это в ваших мыслях, примите разрешение недоумений для многих. «Вот наступают дни, говорит Господь, – обозначая настоящее время, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их» ( Иер.31:31, 32 ). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал Новый Завет ? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и Ветхий (дал), – потому что сказавши, что «заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил», (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих Заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал Ветхий? «В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» ( Иер.31:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010