Библиография I . Творения Отцов Церкви Августин, блаженный Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1. О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486. О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41. Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954. Русский перевод: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11. Аврелий АвгустИн .Исповедь/Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991. Амвросий Медиоланский О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485. Апостольские постановления Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336. Афанасий Александрийский Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония//Творения. Ч. 3. С. 178–250. Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070. Афинагор Афинский Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972. Василий Великий Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184. Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160. Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237. Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328. Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354. Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385. Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464. Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Craig S. Keener Conclusion. 20:30–31 MANY REGARD THE CONCLUSION of 20:30–31 as the end of the Gospel, viewing ch. 21 as a later addition; others view 20:30–31 as the summary only of the resurrection chapter. 10778 Because 20:30–31 pulls together John " s themes of witness, faith, and signs so fully, it is best to regard this conclusion as a conclusion to the book. We will argue that ch. 21 is a legitimate part of the Fourth Gospel; ancient writers did not need to stop writing after a conclusion even if it adequately summarized what had preceded (cf., e.g., Phil 3:1; 4:8 ), and writers were perfectly capable of composing their own anticlimactic epilogues without needing redactors to add such appendices for them (see comment on John 21 ). But 20:30–31 functions not only as the close of the resurrection narratives but as the close of the body of the Gospel itself, to be followed by its epilogue. Ancient writers and speakers often closed with clear conclusions, often even summarizing or recapitulating their argument from the start. 10779 John does not recapitulate his argument here (cf. perhaps 12:44–50), but he does sum it up. As noted, such a conclusion here need not exclude ch. 21 from the original plan of the document; sometimes such closing summations appear before the very end. 10780 (E.g., after offering his concluding summation, Aeschines finishes with an illustration, reserved for the end to augment pathos.) 10781 As Thomas came to full christological faith (20:28) but would have been better to have done so without signs (20:29), the call to faith in 20:30–31 is a summons to full christological faith on the testimony of others backed by the Paraclete. John likely summons his audience to persevere or, in some cases of a more peripheral audience listening in, to come out of secrecy to become publicly identified with other followers of Jesus. Many Other Signs That John notes that he provides merely a sample of Jesus» signs (20:30; 21:25) is not surprising. (John " s words here naturally provided an «open invitation» to later apocryphal writers.) 10782 Ancient writers sometimes reported that more stories were available about their protagonists than they could possibly record.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Глава 31 Примешав снова к печальному радостное, Пророк открывает причину сего. Иер.31:2 . Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча ходивших в речениях израильских. Вместо слова: «теплота» в сирском и еврейском читается: щедрота. С сим и значение еллинского слова имеет некоторое сродство; ибо, у кого сердце очень тепло, тот смягчается до милости. «Пустынею» же Пророк называет Вавилон, и дает знать, что Владыка умилосердился над рабствующими там. Согласно с сирским переводом и следующее. Иер.31:3 . Любовью вечною возлюбих тя: того ради вовлекох тя в щедроты. Не твой нрав, говорит Бог, стал причиной твоего спасения, но Моя милость. Предсказывает же, что будут снова ликовать с тимпанами и другими орудиями, заботиться о садоводстве, совершать божественные праздники. Предсказывает также и соединение колен. Иер.31:6 . Яко есть день воззвания отвещавающих в горах Ефремовых: востаните, и взыдем «в Сион к Господеви Богу нашему». Те самые, которые прежде служили юницам, оправдаются в прежних согрешениях, притекут в Сион, и поклонятся Богу всяческих. Повелевается же им песнословить Бога с весельем и величаться над соседними народами; ибо сие значат слова: Воскликните на «главу языков», и чрез это провозвестите Божию помощь. Сказует Бог и о времени возвращения. Ибо говорит: Иер.31:8 . Соберу их от конец земли в праздник фасек. Слово: фасек на еллинский язык переводится словом: пасха. И означая множество собранных, Пророк говорит: между ними хромой и слепой, чреватая и рождающая, единодушно церковь великая 16 ; потому что в городах многолюдных можно найти все сему подобное. Напоминает Бог о плаче во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит: Иер.31:9 . Со утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод по пути праву, и не заблудят по нему. И показывая причину сего о них попечения, присовокупил: «Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом» называет не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; назывались же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столица. Как и теперь от главного города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя все слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Журналы заседания Священного Синода от 31 мая 2010 года Санкт-Петербург, 31 мая 2010 г. 31 мая 2010 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев Архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан Архиепископ Сурожский Елисей Епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии   ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в пределы Русской Православной Церкви. Справка: С 22 по 31 мая 2010 года состоялся визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в пределы Московского Патриархата. Его Святейшество сопровождала делегация в составе Преосвященных митрополитов Австрийского Михаила, Мириофитского и Перистасийского Иринея, Галльского Эммануила, генерального секретаря Священного Синода архимандрита Элпидофора (Ламбриниадиса), великого архидиакона Максима (Вгенопулоса), великого иерокирикса архимандрита Виссариона (Комзиаса), монахини Магдалины (Гоци), Н. Папахристу, Н. Мангинаса, С. Францелациоглу. 23 мая, в праздник Пятидесятницы, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятели двух Церквей обменялись приветственными речами.

http://pravoslavie.ru/35521.html

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Для любящих Бога всею душою брань с то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима (прп. Ефрем Сирин , 30, 386). Если вступаешь... в борьбу, будь трезвен, чтобы противник не порадовался, победив тебя, и чтобы тебе вместо венца не получить противоположного тому (прп. Ефрем Сирин , 31, 122). Где низложил тебя противник, там, восстав, борись с врагом, чтоб пред теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление (прп. Ефрем Сирин , 31, 188). Немоществовать еще плотию не значит быть побежденным; но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтоб враг не обольстил тебя вселукавством своим (прп. Ефрем Сирин , 31, 223). Если враг будет внушать тебе такую мысль: «Есть покаяние, поэтому воспользуйся своею волею», – то скажи ему: «Какая нужда, диавол, разорять построенный дом и снова... строить его?» (прп. Ефрем Сирин , 31, 270). Источник. И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу (прп. Ефрем Сирин , 32, 70–71). Источник. Брань твоя... не какая-нибудь обыкновенная, не смеха достойная; напротив того, все Ангелы и Владыка их смотрят на брань твою, какую ведешь с врагом. Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе; и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того и брань усиливается более и более, чтобы и ты стал благоискусным, и Бог прославлялся, и люди стали тебе подражателями (прп. Ефрем Сирин , 32, 76). ...Усилие духа над природою есть брань, и производится двояким образом: в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным (прп. Ефрем Сирин , 32, 254).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Craig S. Keener The ultimate model for love and service. 13:1–38 THE FOOT WASHING IN JOHN is the narrative introduction for the final discourse, part of the lengthy prolegomena to the Passion Narrative. Jesus» impending death dominates this scene. It intersperses Jesus» words and example of service (13:1, 3–10, 12–17, 31–35) with foreshadowings of his betrayal (13:2, 10–11, 18–30), then opens directly into discussion about Jesus» departure by way of the cross (13:36–38; 14:3–6). 8048 This scene therefore paves the way for the Farewell Discourse (13:31–17:26). 8049 By the foot washing Jesus prefigures his impending glorification, which is the theological subject of most of the context (12:16, 23, 28,41; 13:31–32). This act identifies Jesus as the Suffering Servant and defines his passion as an act of loving service. At the same time, however, it also summons Jesus» followers to imitate his model, serving and loving one another to the extent of laying down their lives for one another (13:14–16, 34–35). The Setting (13:1–3) John again links Jesus» imminent «hour» with the Passover season (13:1). (On the «hour,» see comment on 2:4; cf. 12:23.) In contrast to the Synoptic picture of the Last Supper, however, Jesus» closing hours before his arrest in this Gospel are «before» Passover (13:1). This detail fits John " s chronology (13:29; 18:28; 19:14, 31, 42), 8050 which ultimately supports his portrayal of Jesus as the paschal lamb (1:29,36; 19:36). At this point, however, John underlines a different aspect of the chronology: Jesus loved his own «to the end» (13:1). This is Johannine double entendre: it can imply «to the utmost,» «fully,» as well as «to the point of his death.» 8051 Such a double entendre reinforces the measure of God " s love in the Fourth Gospel (3:16) and early Christianity ( Rom 5:5–9 ): Jesus» death. The preceding context also illustrates Jesus» love (11:5) that would cost him his life (11:7–16), but here the specific objects of his love in the Lazarus story give way to all of «his own» (cf. 10:3) who would be remaining in the world (17:11).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Глава 31 1–21. Заботы Езекии о восстановлении черед священнослужения и об источниках содержания левитов и священников. 2Пар.31:1 .  И по окончании всего этого, пошли все Израильтяне, там находившиеся, в города Иудейские и разбили статуи, срубили посвященные дерева, и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца. И потом возвратились все сыны Израилевы, каждый во владение свое, в города свои. Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежности языческого культа и не только в пределах Иудейского царства ( 4Цар.18:4 ), но и на территории царства Израильского (доживавшего тогда последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковой ревностью исполнять соответствующее предписание закона ( Втор.7:5 ). 2Пар.31:2 .  И поставил Езекия череды священников и левитов, по их распределению, каждого при деле своем, священническом или левитском, при всесожжении и при жертвах мирных, для службы, для хваления и славословия, у ворот дома Господня. Распределение священников и левитов по чередам священнослужения произведено было в свое время Давидом ( 1Пар.24:19 ), но при нечестивых преемниках его на иудейском престоле, как и все отправление культа Иеговы, не могло остаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт сам храм. Езекия, в целях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские череды для служения «у ворот дома Господня» (евр. бишааре махинот Иегова, Vulgata: en portis castrorum Domini), т.е. храма (LXX: ν τας πλαισ (ν τας αλας) ικου Κυρου). 2Пар.31:3 .  И определил царь часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем. Обычай доставления царями материалов для жертвоприношения храма, вероятно, вел начало от Давида. О Соломоне это прямо утверждается во ( 2Пар.8:12–13 ), равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицей Савской ( 3Цар.10:4–5 ). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя ( Иез.45:16–17 ). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налог: 1/3 сикля на поддержание ежедневного богослужения ( Неем.10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Покров. 50–60 е гг. XVII в. (ГММК) (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., Галичское княжество - 31.03. 1461, Москва), свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей), митр. Киевский и всея Руси. Житие Сведения о жизни святителя до рукоположения во епископа в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией, совершенной в 1547 г. по указанию митр. Московского и всея Руси свт. Макария . Со 2-й пол. XIX в. принято выделять 3 редакции, помимо к-рых существуют особые виды и версии Жития. Первая редакция, имеющая название «Слово похвальное иже во святых отцу нашему Ионе», читается в Успенском списке Великих Четьих-Миней под 31 марта (ВМЧ. Март. Дни 26-31. С. 1901-1911). В «Слове похвальном...» использованы записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., фиксация к-рых, видимо, велась при митрополичьем дворе,- они отразились в Сводной Кормчей митр. Даниила 20-30-х гг. XVI в. ( Белякова. 1992. С. 171-178). Вторая редакция Жития И. «Сказание отчасти жития иже во святых... Ионы митрополита» содержится в Степенной книге (XVI в.) (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505-526). Третья, пространная редакция под названием «Повесть имат сказание, собрано отчасти жития и чудотворения… Ионы митрополита» сохранилась в 4 списках XVI-XVII вв. (опубл.: Усачёв. 2007. С. 17-60). Старшинство и датировка (ранее 1547) 1-й редакции Жития общеприняты. А. С. Усачёв предположил, что 3-я редакция, составленная ок. 1556 г., послужила основным источником 2-й редакции ( Усачёв. 2009. С. 205-216). Особые версии и виды Жития изучены мало и до сих пор не изданы (РНБ. Солов. 511/530. Л. 203; Q.1.603 и др.). Биография Согласно Житию, И. происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого находилась в галичских землях: «...близ предел Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть поприщ, на реце Святице» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). Сел. Одноушево располагалось во владениях Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В Житии сообщается о раннем («от юности») стремлении святого к служению Христу.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Праздники Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал – Крест; но праздников праздник – когда за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5, 7 ), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. ...Все... праздники святы и досточестны и, различаясь между собой в славе, осияваются блистанием Божества (прп. Ефрем Сирин , 31, 390). Источник. Прекрасный и богоугодный праздник – покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится, и ликует, и созывает всех праведных, говоря: радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями и оживе покаянием ( Лк. 15,24 ) (при. Ефрем Сирин , 31, 390–391). Источник. В сени Закона, данного через Моисея, Бог повелел, чтобы в субботу каждый упокоевался и ничего не делал. А сие было образом и сению истинной субботы, даруемой душе Господом. Ибо душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел. Ибо там в преобразовательной субботе, хотя упокоевались телесно, но души связаны были лукавством и пороками; а сия истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздною и очистившейся от сатанинских помыслов, покоящейся в вечном Господнем покое и в радости. Источник. Ибо Господь призывает человека к покою, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный и Аз упокою вы ( Мф. 11, 28 ). И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких, обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселия, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и светлая суббота. Посему будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений, а таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Духа Святаго. И блажен, кто войдет в сей покой (прп. Макарий Египетский , 89, 266–267). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010