В соответствии с лозунгами XVII Всесоюзной конференции ВКП(б) (30 янв.- 4 февр. 1932), определившей основной задачей 2-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1933-1937) построение бесклассового общества «и ликвидацию капиталистических пережитков (к к-рым относились и религ. убеждения.- Ред.) в сознании людей», исполбюро СВБ в кон. марта 1932 г. утвердило «ряд решений для фронтального наступления на Церковь», главным из к-рых являлось «О работе среди верующих». На 2-ю пятилетку было намечено: 1) охватить антирелиг. деятельностью все слои рабочих; 2) уделить особое внимание атеистической работе в деревне: создать безбожные ячейки в каждой машинно-тракторной станции, каждом совхозе и колхозе; 3) развернуть сеть районных курсов, районные СВБ под лозунгом «Вера в бога является контрреволюционной силой»; 4) работать с национальностями (к 1932 ячейки СВБ существовали у 96 народов и свыше 180 народностей СССР), издавать атеистическую лит-ру на языках всех народов, имеющих письменность; 5) довести к кон. 1933 г. число членов СВБ до 17 млн чел. (число членов СВБ в 1932, 5,7 млн чел., не было впосл. превзойдено); 6) газ. «Безбожник», выходившую раз в 5 дней, сделать ежедневной (притом что в стране выходило 30 др. антирелиг. газет и журналов). Первейшей задачей также объявлялась антирелиг. подготовка учителей. В результате всех этих мероприятий, как утверждали руководители СВБ, «к 1 мая 1937 г. имя бога должно быть забыто на всей территории СССР». Для расцерковления огромной страны требовалось большое число профессиональных антирелиг. пропагандистов и агитаторов. В 1931-1932 гг. эти кадры готовились в рабочих и колхозных антирелиг. ун-тах (к нач. 2-й пятилетки их насчитывалось 70), имелось 20 атеистических отд-ний в вузах и комвузах, 2 антирелиг. педагогических техникума, антирелиг. курсы и всесоюзный антирелиг. радиоуниверситет. Несмотря на это, задачи 2-й Б. п. также не были выполнены. В 1935 г. Ярославский, Лукачевский и др. руководители СВБ на Всесоюзном совещании вынуждены были признать, что «в стране существуют 10000 религиозных организаций, у многих миллионов людей не потеряна вера в бога, ячейки безбожников теряют своих членов». Провал атеистической работы они объясняли происками внутренних и внешних врагов, к-рых нашли в т. ч. и среди руководителей ЦС СВБ, а также вредительской деятельностью религ. орг-ций.

http://pravenc.ru/text/77796.html

Σ. 323), первомч. архидиак. Стефану (27 дек.- см.: Ibid. Σ. 438-439; Там же. С. 418-419), 14 тыс. мученикам-младенцам, избиенным от Ирода (29 дек.- см.: Ibid. Σ. 459; Там же. С. 446), прп. Ефрему Сирину (28 янв.- см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 420; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 413), на Сретение Господне (1 февр.- см.: Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 9; Минея (МП). Февр. Ч. 1. С. 4), 40 мученикам Севастийским (9 марта - см.: Μηναον. Μρτιος. Σ. 78), вмч. Прокопию (8 июля - см.: Μηναον. Ιολιος. Σ. 78; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 463), мц. Христине (24 июля - Ibid. Σ. 215). В рукописях сохранились составленные К. каноны: на Пасху, на Фомину неделю, на Лазареву субботу, на Благовещение и Успение Пресв. Богородицы, на Крестовоздвижение, св. апостолам, ап. Иоанну Богослову, прмц. Фекле, вмч. Димитрию Солунскому, свт. Николаю Чудотворцу, на Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, св. Бесплотным силам, вмч. Феодору, на Воскресение и всем святым (см.: Ερμολγιον/Εκδ. μητρ. Σωφρνιος (Εστρατιδης). Chennevières-sur-Marne, 1932 . Σ. 24-26, 40-41, 47-50, 62-63, 111-115, 127-129, 151-152, 156-157, 185-187, 210-215, 251-252), мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу (Ταμεον. Σ. 76), прп. Алипию Столпнику (Ibid. Σ. 106). Основная особенность канонов К.- уникальность ирмосов. Сохранились каноны К. как со 2-й песнью, так и без нее; известны каноны К. на все 8 гласов, кроме 3-го; гимнограф не пренебрегал акростихами, причем в богородичнах мог помещать свое имя - Κυπριανς (Киприан) или Κυπριανο (Киприаново). Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 248-249; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 23; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κυπριανς Μοναχς//Να Σιν. Ιερουσαλμ, 1935. Τ. 30. Σ. 689-697; 1936. Τ. 31. Σ. 3-10; Schir ó G. Lineamenti storici sulla genesi e lo sviluppo del syntomon//BollGrot. 1949. Vol. 3. P. 133-152, 195-217; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 119-122; Sz ö verffy. Hymnography. 1979. Vol. 2. P. 18 [Библиогр.]; Arata M. C. Some Notes on the Cyprian the Hymnographer//Studies in Eastern Chant/Ed. D. Conomos. N. Y., 1990. Vol. 5. P. 123-136. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Весной 1918 г., после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству (9 апр. 1918 н. с.), Синод РумПЦ заявил о расширении канонической власти РумПЦ на присоединенные территории. С 14 июня 1918 г. Н. было поручено временное управление Кишинёвской епархией. Это решение вызвало протест со стороны Московского патриарха свт. Тихона. Н. руководил Кишинёвской епархией до кон. 1919 г., прилагая усилия к культурной интеграции этого региона в состав Румынии. Вводил румынский язык в богослужение и делопроизводство, поддерживал использование латиницы как в светских, так и в церковных текстах. 25 дек. 1923 г. ушел на покой по собственному желанию. Причины этого шага остаются до конца не выясненными. В 1924-1935 гг. настоятель Нямецкого монастыря. Провел работы по реконструкции монастырских храмов и келий, открыл при мон-ре больницу и дом для паломников, возобновил работу типографии, которая стала важным церковным издательским центром. Основал при мон-ре монашескую семинарию (1925), перенесенную в 1928 г. в мон-рь Черника , а также школу для насельников монастыря (1928-1937). После смерти митр. Пимена (Джорджеску; † 12 нояб. 1934) Н. был избран митрополитом Молдавским (23 янв. 1935). Вступил в должность 4 февр. 1935 г. Уделял особое внимание повышению качества проповеднической деятельности клира, для чего продолжил выпуск начатой во время пребывания в Нямецком мон-ре многотомной серии «Semine evangelice pentru ogorul Domnului» (Ogorul Domnului; Семена Евангелия на ниве Господней), содержавшей образцовые проповеди, переведенные в основном с рус. языка. Часть проповедей Н. перевел сам. В 1932-1947 гг. подготовил к печати 35 томов. Инициировал проведение ежегодных священнических конференций, на которых обсуждались вопросы пастырской практики, богослужения, миссионерства, культуры и т. д. Собрал средства на ремонт митрополичьего кафедрального собора в Яссах и на строительство нового здания канцелярии. Принятие Патриаршества и деятельность во время второй мировой войны После смерти Румынского патриарха Мирона (Кристи ; † 6 марта 1939) Н. стал патриаршим местоблюстителем. 30 июня 1939 г., несмотря на то что Н. отказывался от поста, его избрали Румынским патриархом; интронизация состоялась 5 июля.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Определением патриарха Тихона и Временного Синода от 11 февр. 1924 г. в г. Осе была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии, на к-рую был назначен П., выехавший к новому месту служения 4 марта 1924 г. В Осе он служил в Троицком и Успенском соборах. П. участвовал в Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 г. На нем он подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как местоблюстителю Патриаршего престола. Сообщения обновленцев об объявлении осенью 1925 г. Осинским и Оханским округами автокефалии от митр. Петра (Церк. вестник. Иркутск, 1925. 12. С. 4) подтверждения не находят. Впосл. П. признал права на управление Русской Церковью заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Однако в отношении «Декларации» 1927 г. митр. Сергия и его церковно-гос. политики П. занимал двойственную позицию. На допросе в 1932 г. П. заявил, что признаёт митр. Сергия «только лишь по линии канонической, а в отношениях к существующему строю имею свои убеждения» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8789. Л. 79-79 об.). 14 марта 1929 г. П. был определен митр. Сергием и Временным Синодом на Курганскую кафедру, но назначение не принял и вскоре был возвращен на Осинскую кафедру. В связи с приведением границ епархий в соответствие с гражданским административно-территориальным делением по указу митр. Сергия от 16 окт. 1929 г. Осинский и смежные с ним районы, входившие в состав Сарапульского округа Уральской обл., были выделены из Пермской епархии и вошли в состав Сарапульской епархии. При этом Осинское вик-ство осталось в ведении П., но уже как викария Сарапульской епархии. 12 марта 1932 г. по причине ареста правящего архиерея Сарапульского архиеп. Алексия (Кузнецова) П. был назначен временно управляющим Сарапульской епархией, однако уже 30 мая того же года был сам арестован Осинским райотделом ОГПУ по поручению Сарапульского оперсектора ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности. С 4 июля содержался в Сарапуле в арестном помещении ОГПУ со строгой изоляцией. Виновным себя не признал. 10 янв. 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке на Урал сроком на 3 года. Через год и 5 месяцев досрочно освобожден с правом жительства на родине, в с. Казаковка, где проживали его брат и сестра.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. Афанасий (Телятев , 10 марта 1821 - 5 авг. 1824); еп. Кирилл (Богословский-Платонов , 26 окт. 1824 - 26 марта 1827); еп. Иннокентий (Сельнокринов, 23 мая 1827 - 28 марта 1831); еп. Николай (Соколов, 8 мая 1831 - 2 окт. 1834); еп. Исидор (Никольский , 11 нояб. 1834 - 5 июня 1837); еп. Виталий (Щепетов, 27 июня 1837 - 14 нояб. 1842); еп. Иосиф (Богословский , 27 дек. 1842 - 20 нояб. 1849); еп. св. Филофей (Успенский , 18 дек. 1849 - 19 авг. 1853); еп. Алексий (Ржаницын , 20 сент. 1853 - 20 июля 1857); еп. Евгений (Сахаров-Платонов , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Порфирий (Соколовский , 21 нояб. 1858 - 21 марта 1859); еп. Леонид (Краснопевков, 26 апр. 1859 - 15 мая 1876); еп. Никодим (Белокуров , 17 июня 1876 - 14 окт. 1877); еп. Игнатий (Рождественский , 17 дек. 1877 - 11 февр. 1878); еп. Амвросий (Ключарёв, 6 апр. 1878 - 22 сент. 1882); еп. Алексий (Лавров-Платонов , 22 янв. 1883 - 9 марта 1885); еп. Мисаил (Крылов, 4 мая 1885 - 3 июня 1889); еп. Виссарион (Нечаев , 30 июля 1889 - 14 дек. 1891); еп. Александр (Светлаков , 11 янв. 1892 - 29 янв. 1894); еп. Нестор (Метаниев, 29 янв. 1894 - 8 июня 1901); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

http://pravenc.ru/text/178617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве) , 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия. 29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия . Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).

http://pravenc.ru/text/166691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Иванович Хрищенович (1876, дер. Гезгалы Лидского у. Виленской губ.- февр. 1933), сщмч. (пам. 30 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. В 1911 г. окончил Слуцкое ДУ, служил псаломщиком в Свято-Николаевской ц. в с. Горки Бобруйского у. Минской губ. В 1930 г. Слуцким еп. Николаем (Шеметилло) рукоположен во иерея. В. часто служил в Преображенской ц. в с. Языль Стародорожского р-на. Арестован 27 дек. 1932 г. Поводом для ареста послужила проповедь, произнесенная В. в Преображенской ц. в связи с голодом, охватившим мн. районы Белоруссии. В. призывал своих прихожан не оставлять храма, верить в Господа и молиться Ему. На допросах В. не раз открыто исповедовал веру в Бога, не скрывал недовольства политикой советской власти в отношении духовенства. Расстрелян по приговору тройки ОГПУ от 12 февр. 1933 г. Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 окт. 1999 г. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ЦА КГБ РБ. Д. 22818-с. Лит.: Кривонос Ф. , свящ. Священномученики Минской епархии XX в.//Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. 2000. С. 273-275; ЖНИР. Янв. С. 439-440. Свящ. Феодор Кривонос Рубрики: Ключевые слова: ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Димитриевич Талюш (1891 - после 1933), свящ., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Мартинович Вечёрко (Вечорко) (1890-1933), свящ., сщмч. (пам. 4 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/159018.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Георгий (Садковский). Фотография. 30-е гг. ХХ в. (Садковский Лев Сергеевич; 20.02.1896, Москва - 4.03.1948, Псково-Печерский мон-рь), еп. Порховский. Род. в семье известного в Москве прот. Сергия Максимовича Садковского. Младший брат Скопинского еп. сщмч. Игнатия (Садковского) . Окончил Ольховское городское уч-ще Москвы (1906), Заиконоспасское ДУ (1910), Московскую ДС (1916). Призван на военную службу, в дек. 1916 г. выпущен из Александровского военного уч-ща прапорщиком. С марта 1917 г. на Румынском фронте, занимал должность младшего ротного офицера, в окт. произведен в подпоручики, в дек. ранен при занятии г. Яссы румын. войсками. Находился на излечении в госпиталях Одессы и Новороссийска, перенес тиф, работал в порту. В марте 1919 г. мобилизован в армию ген. А. И. Деникина, служил в штабе в г. Екатеринодаре, в июне направлен на фронт офицером Сводного гренадерского полка. В дек. 1919 г. взят в плен у Царицына, был под следствием Особого отдела 10-й армии, находился в лагере для белых военнопленных. С апр. 1920 г. канцелярский служащий в Царицынской губ. военно-инженерной дистанции, в окт. назначен помощником командира роты Царицынского территориального полка, занимался обучением призывников. В июле 1921 г. отправлен в Симбирск для службы в трудовой армии. Демобилизовавшись в авг. 1921 г., переехал к брату Игнатию, в то время еп. Белёвскому, временно управлявшему Тульской епархией. 26 сент. вступил в белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в тот момент уже формально закрытый, позднее преобразованный в белёвскую Спасо-Преображенскую общину), 26 нояб. пострижен в рясофор с именем Георгий. 3 янв. 1922 г. еп. Игнатием пострижен в монашество, 22 янв. рукоположен во диакона и 25 февр.- во иерея, 3 авг. назначен благочинным мон-ря. Вместе с еп. Игнатием не признал обновленческое Тульское ЕУ. 17 янв. 1923 г. был арестован и 24 авг. осужден постановлением Комиссии НКВД по адм. высылкам на 3 года с отбытием срока на Соловках. По окончании заключения вернулся в Тульскую епархию. 4 сент. 1926 г. награжден наперсным крестом. С 1 окт. 1926 г. настоятель белёвской Крестовоздвиженской общины монашествующих. 18 июня 1927 г. возведен в сан игумена с возложением палицы, 19 нояб. назначен благочинным всех мон-рей Тульской епархии и возведен в сан архимандрита. Весной 1928 г. временно служил в с. Тума по приглашению Рязанского архиеп. сщмч. Иувеналия (Масловского) , с к-рым вместе находился в заключении на Соловках. 29 дек. 1929 г. вновь арестован, 3 февр. 1930 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Котласе, Усть-Выми, Ухте, Пинюге, Балахне. Освобожден в дек. 1932 г. В марте 1933 г. принят архиеп. Иувеналием в клир Рязанской епархии, определен настоятелем Благовещенской ц. в г. Касимове, где за короткий срок стал пользоваться доверием и любовью прихожан, увидевших в Г. подлинного духовного руководителя.

http://pravenc.ru/text/164279.html

Скальский (1867, с. Ярославичи Дубенского у. Волынской губ., ныне Млиновский р-н Ровенской обл.- 20.01.1933, г. Алма-Ата (ныне - Алматы), сщмч. (пам. 4 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), прот. ц. во имя свт. Николая г. Верного (Алма-Аты). Род. в семье священника. Служение в священническом сане начал в 1886 г., в 1900 г. назначен настоятелем Александро-Мариинской приютской ц., в кон. 1908 г. переведен настоятелем в новопостроенный храм во имя свт. Николая в Кучугурском р-не Верного, освященный 14 дек. 1908 г. А. отличался милосердием, вниманием к пастве и потому пользовался любовью прихожан и уважением местного духовенства. В 1911 г. награжден наперсным крестом. После Октябрьской революции 1917 г., когда в городе стали насильственно закрываться монашеские обители, А. поселил при церкви насельниц верненского Иверско-Серафимова жен. мон-ря. После занятия Туркестанской кафедры обновленческим еп. Николаем (Колобовым) А. стал склоняться к мысли о возможности общения с обновленцами, но был остановлен паствой и собратьями-священнослужителями, остававшимися верными Патриаршей (тихоновской) Церкви. После закрытия и передачи обновленцам почти всех храмов в Алма-Аты в 30-х гг. Никольский храм оставался единственным в городе правосл. приходом. Несмотря на угрозы со стороны властей, А. благословил принимать в храме многочисленных архиереев и священников, сосланных в Казахстан и добиравшихся до мест назначения через Алма-Ату. 10 дек. 1932 г. клир Никольского храма во главе с А. был арестован. А., а также священномучеников Стефана Константиновича Пономарёва и Филиппа Михайловича Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 янв., умер свящ. Филипп, на следующий день - свящ. Стефан, 20 янв. преставился А. Всех троих похоронили в одной могиле. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 60-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их св. мощей неизвестно. Весной 1995 г. во дворе Никольского храма, над склепом с останками жертв репрессий 30-х гг. был устроен памятный гранитный постамент с крестом. Священномученики А., Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февр. 1999 г., Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислены к лику общероссийских святых.

http://pravenc.ru/text/64152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Тихомиров. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Петрович Тихомиров (13.08.1876, Владимир - 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи мелкого чиновника. В 1897 г. окончил Владимирскую ДС и был рукоположен во иерея. До 1930 г. служил в соборе в честь Покрова Пресв. Богородицы г. Меленки Ивановской промышленной обл. В 1926 г. возведен в сан протоиерея. В апр. 1930 г. переведен в с. Воспушка Петушинского р-на Московской обл., а 17 дек. 1932 г. вновь назначен в Покровский собор г. Меленки. С 17 апр. 1933 по март 1936 г. служил в с. Власове Коробовского р-на Московской обл., до июня 1936 г. в с. Новоселебном Болоховского р-на Московской обл. 1 июня 1936 г. определен в храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Петровского Шатурского р-на Московской обл. Настоятелем этого храма был прот. сщмч. Александр Сахаров . 26 янв. 1938 г. И. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключен в тюрьму Егорьевского р-на. Действительной причиной ареста было желание властей закрыть Казанский храм. Виновным себя не признал. 11 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-41050; Архив МП. Послужной список. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 343; Бутовский полигон. Вып. 3. С. 186; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 2. С. 59-62; ЖНИР. Т. 2: Февр. С. 60-62. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/469237.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010