По окончании испытаний 40 студентов духовных семинарий и 2 воспитанника классической гимназии приняты были в число студентов I курса Академии; остальные же два студента духовных семинарий были признаны Советом недостаточно подготовленными к слушанию академических лекций. – Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казённые стипендии, 5 – на частные, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. По установившемуся за последние годы обычаю, в конце сентября месяца 1902 года, уже после начала учебных занятий в Академии, явились для поступления в состав I-ro академического курса 5 иностранных уроженцев (1 болгарин и 4 серба). – О трёх из них имелись разрешительные (относительно допущения к приёмным испытаниям) указы Святейшего Синода от 5 и 31 августа 1902 года за 6019 и 6695; четвёртый заявил, что он является в Академию вместо товарища своего по Белградской духовной семинарии, которого одним из вышеприведённых указов Святейшего Синода также разрешено было допустить к приёмным испытаниям для поступления в Московскую Духовную Академию, не представив однако в —12— том никакого письменного удостоверения, пятый – представил рекомендацию от Преосвященного Митрофана, Епископа Новосадско-Бачкого. Все означенные лица и, кроме них, по особой резолюции Его Высокопреосвященства от 10 сентября 1902 года за один студент духовной семинарии – священник, не имевший возможности явиться к испытаниям своевременно, подвергнуты были в первых числах октября месяца 1902 года, перед особо для сего назначенными комиссиями из наставников Академии, испытаниям по указанным в определении Святейшего Синода от 4–13 декабря 1901 года за 4939 предметам семинарского курса, причём допущены были следующие отступления от общего порядка: 1) все иностранные уроженцы, в виду слабого знакомства их с русским языком, представили письменные работы каждый на своём родном языке и 2) три сербские уроженца, воспитанники Белградской духовной семинарии, на основании указа Святейшего Синода от 14 августа 1902 года за 6245, освобождены были от устного испытания по одному из древних языков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 «Заложники». В советской историографии этот институт замалчивался. При использовании этого «метода» в годы гражданской страдали от большевиков, прежде всего, известные и уважаемые в каждом городе люди: представители интеллигенции (ученые, профессора, присяжные и адвокаты, директора и преподаватели гимназий), государственные служащие, владельцы объектов собственности, родственники офицеров. В Перми, напр., в начале июня были арестованы 38 чел., в июле – 80, в августе – 144 чел. Статистика на юге России, по данным С. Мельгунова , намного превосходит эти цифры (комиссия генерала Деникина работала по «горячим следам»). 6 14 января 1918 г. Красной гвардией были разогнаны и расстреляны мастеровые, рабочие и служащие станции Тула, собравшиеся для обсуждения вопроса об убийстве большевиком Кожариным двух железнодорожников. 9 мая сего 1918 года было расстреляно собрание рабочих Березовского завода Екатеринбургского уезда, в результате чего погибло 15 чел. Во второй половине мая и в июне 1918 года были жестоко подавлены многочисленные рабочие манифестации в Сормове, Ярославле, Туле, а также в таких индустриальных центрах Урала, как Нижний Тагил, Белорецк, Златоуст, Екатеринбург. (Н. Бернштам, Урал и Прикамье, ноябрь 1917-январь 1919, Париж, YMCA Press, 1982. См: «Черная книга коммунизма». «Государство против своего народа». Глава 2. «Вооруженная рука пролетарской диктатуры»//ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://www.goldentime.ru/nbk_02.htm) В июне 1918 г. после 70 антибольшевистских выступлений, участниками которых были преимущественно рабочие, Петроградская ЧК арестовала более восьмисот «зачинщиков». Собрание рабочих уполномоченных – организация, координирующая оппозиционную деятельность среди рабочих, которой руководили меньшевики, – было распущено. (Газета «Новая жизнь», 16, 26, 27, 28 июня 1918 г.. Цит. по: «Черная книга коммунизма». «Государство против своего народа». Глава 2. «Вооруженная рука пролетарской диктатуры». http://www.goldentime.ru/nbk_02.htm) В сентябре 1918-го о «красном терроре» было объявлено открыто. Широту полномочий ЧК определяла директива Дзержинского, посланная в сентябре 1918 г. во все губернские ЧК: «В своей деятельности ВЧК совершенно самостоятельна, производя обыски, аресты, расстрелы, давая после отчет Совнаркому и ВЦИК» (Еженедельник ВЧК. С. 11)..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Того ж числа принято Старокадомского монастыря по розвытку Андриановы пустыни за два человека на прошлый 200 год восемь рублев. Деньги платил Сидорка Гордеев. Сентября в 29 день продана новая шуба рыбашному старцу Феодосию; взято двадцать шесть алтын четыре деньги. Сентября в 30 день продан шубной новый кафтан стрельцу Гурке Родионову; взято двадцать алтын. Месяц Октябрь В 3 день принято у гробового старца Ироклимана свечных денег девятнадцать алтын четыре деньги. В 4 день продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву; взято два рубли восемь алтын две деньги. В 15 день принято дер. Ивановской с крестьян оброку за пустошь Обрамкова на прошлый 200 год четыре рубли, за пустошь Елолликово тридцать алтын. Платили той же деревни Ивановской крестьяне Сергушка Иванов с товарищи. Октября в 22 день принято села Троицкого, деревни Санникова, у крестьянина у Ивашки Глебездилы за пустошь Медведково оброку на прошлый 200 год двадцать три алтына две деньги. В 25 день принято Рычковской мельницы у старца Ионы помольных сборных денег рубль двадцать один алтын четыре деньги. В 31 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климента помольных сборных денег рубль двадцать три алтына две деньги. Месяц Ноябрь В первый день продано с монастырских скотных дворов двенадцать быков больших и малых; взято тринадцать рублев тридцать один алтын четыре деньги. В 13 день принято мостовых сборных денег с реки Истры четыре алтына. Принято по Благоверной Великой Государыни Царевны и Великой Княжны Схимонахини Анфисы Михайловны на свечи, на ладан и на вино церковное четыре рубли тринадцать алтын две деньги. В 14 день продана головщику старцу Варлааму ряса сермянная; взято двадцать алтын. В двадцатый день принято за свечи и ладан в поминовение по Княгине Анне Мещерской четыре рубли одиннадцать алтын четыре деньги. В 21 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климанта помольных сборных денег девятнадцать алтын. Принято у сушиленного старца Варфоломея за масло с крестьян сборных денег остаточных двадцать шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сентябрь — книга о Николае Островском задержана Главлитом и передана в ЦК. Сентябрь — октябрь — издательство «Советский писатель» отказывается выпускать книгу «Размышления читателя». Октябрь — пишет письмо в редакцию «Литературного критика», называя В. В. Ермилова адмкритиком (письмо не напечатано). Ноябрь — в теоретическом и политическом органе ЦК ВКП(б) журнале «Большевик» опубликована редакционная статья «О некоторых литературно-художественных журналах», содержащая резкую критику статьи Платонова «Пушкин и Горький». 1 декабря — в компании А. Н. Новикова и Н. С. Кауричева отказывается поднимать тост «за погибель Сталина». 16 декабря — Военная коллегия по протесту прокурора СССР отменяет приговор по делу сына писателя П. А. Платонова и передает дело для дальнейшего расследования. 31 декабря — дает показания в связи с произошедшим 1 декабря. 1940, январь — в ЦК партии направлена докладная записка «Об одной антипартийной группировке в советской критике» за подписью Фадеева, Кирпотина и Ермилова, содержащая резкие выпады против Платонова; документ изучает И. В. Сталин. Апрель — в журнале «Красная новь» опубликована редакционная статья «О вредных взглядах „Литературного критика“», содержащая выпады против Платонова; «Литературное обозрение» публикует статью Платонова «Размышления о Маяковском»; в журнале «Индустрия социализма» выходит рассказ «Жизнь в семействе». 15 мая — пишет письмо в редакции «Литературной газеты» и «Литературного критика» с просьбой не использовать его имя в литературной борьбе (письмо не напечатано). Июль — пишет рецензию на книгу стихов А. А. Ахматовой «Из шести книг» (не опубликована). Конец августа — начало сентября — пишет (но не отправляет) письмо в редакцию «Литературной газеты» в ответ на статью В. В. Ермилова «Традиция и новаторство». 4 сентября — П. А. Платонов перевезен в Бутырскую тюрьму. Середина октября — П. А. Платонов освобожден из-под стражи, проведя в заключении в общей сложности два с половиной года. Декабрь — в журнале «Вокруг света» опубликован кинематографический рассказ «Неродная дочь».

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Если еще сотню лет назад женщина, не вышедшая замуж, иронично называлась в народе " старой девой " , то теперь такая женщина - самостоятельная и самодостаточная. Более того, сейчас хотеть замуж - стыдно, и девушка, чтобы не казаться белой вороной среди подруг, должна скрывать это свое желание, делая вид, что ее вполне устраивают свободные отношения с мужчинами. Женщине, которой традиционно отводилась роль хранительницы домашнего очага, навязывается худший мужской стереотип поведения -   свободная любовь при отсутствии взаимных обязательств. " Я не хочу замуж. А ты? " - вопрошает полураздетая красавица с глянцевой обложки (сентябрь, 99). " Сколько мужей тебе надо для счастья? " - интересуется другая (май, 97). " Любить ли своих любовников? " - вот в чем вопрос (май, 95). " Армия любовников. Как разбираться с мужчинами, если у тебя их несколько? " (сентябрь-октябрь 95) - действительно, сложная проблема! А вот и выход из этой пикантной ситуации: " Любовь втроем. Нетрадиционная модель " (ноябрь 98). Мне не встретилось ни одной статьи о женщине, которая мечтает иметь ребенка. Действительно, зачем нужен ребенок в нетрадиционной " семье " втроем? Зато есть рассказ о женщинах, которые своих детей бросают, она называется " Пролетая над гнездом кукушки " (февраль 2002). В ней дается портрет женщины, которая оставляет ребенка в роддоме: " Оказалось, что ни материальный, ни социальный фактор здесь особой роли не играет. Зато большую роль играет семейная история. Семейная история мамы-отказницы - такова. Она росла в семье либо неполной, либо такой, где семейные связи не были сильными. У нее была бесконечно холодная мама, которая отвергала ее (не обращала внимания, сдавала в детдом, в интернат, на пятидневку, абсолютно забрасывала в подростковом возрасте)... Ее кормили-поили, но не любили, слишком много времени посвящали карьере в ущерб общению с дочерью, уезжали на комсомольскую стройку и отдавали ее кому-то бесконечно далекому... " Вот, оказывается, каковы отдаленные последствия " женского успеха " в современном понимании - это брошенные дети, разрушенные судьбы, одиночество и раскаяние в старости. И это неудивительно. Ведь успех бывает истинным и мнимым, сиюминутным. И, как бы не старались такие журналы, как " Cosmopolitan " провозгласить нравственное падение критерием успеха, не может быть долговременным успех, требующий отказа от христианских нравственных ценностей.

http://moral.ru/Cosmo.htm

Виктор Михайлович Белошапкин представил хронологию деятельности И.И. Крафта в Енисейской губернии (август 1913 – ноябрь 1914 г.). Чуть больше года Крафт являлся Енисейским губернатором, но за этот короткий промежуток времени вновь, как и в Якутии, проявил себя как талантливый администратор. Он проводил последовательную политику по повышению культурного уровня местного населения. Докладчик также особо отметил благотворительную деятельность И.И. Крафта, который способствовал созданию детских приютов, школ, различных благотворительных учреждений. Примечательно, что под давлением И.И. Крафта местная городская дума была вынуждена пересмотреть своё прежнее решение по детским приютам, в итоге взяв их на свой баланс и профинансировав их содержание. Особую заботу Крафт проявлял о сохранении исторических памятников и архивов. Он лично пожертвовал 1000 рублей на возведение в Красноярске здания Музея Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Благодаря усилиям Ивана Ивановича вскоре началось строительство помещения для этого музея. Стоит отметить нетерпимое отношение Крафта к пьянству и разврату. В частности, он активно боролся с публичными домами в вверенной ему губернии, закрыв их. В Енисейской губернии плодотворно работали трезвеннические организации. С подачи Крафта в сентябре 1914 г. в Красноярске был объявлен сухой закон, во всех уездах губернии закрывались места торговли алкоголем. В 1914 г. И.И. Крафт серьёзно заболел, был вынужден уехать за границу, побывал в Берлине и в Швейцарии. Вернулся в Россию, и, будучи уже тяжело больным, возобновил исполнение своих обязанностей губернатора. В сентябре 1914 г. участвовал в организации и проведении 44-го Общеепархиального съезда, в ходе которого обсуждались меры по борьбе с пьянством на церковных приходах. Скончался в Петербурге. Докладчик отметил, что необходимо дальнейшее изучение жизни и деятельности И.И. Крафта, осмысление того вклада, который губернатор внёс в развитие вверенной ему губернии.

http://ruskline.ru/politnews/2022/11/22/...

По соглашению с автором издательство получает возможность опубликовать «Современные диалоги> , не дожидаясь выхода в свет всего московского сборника, отдельным изданием в Киеве». В это время Булгаков, разумеется, не предвидел, что издание сборника «Из глубины> встретит непреодолимые препятствия. В начале сентября, однако, он получил письмо от М. О. Гершензона и Вяч. Иванова, удерживавших его от возвращения в Москву. 10 (23) сентября 1918 Булгаков писал из Киева одной из близких Вяч. Иванова: «...доктор М. О. Гершензон вкупе с Вячеславом Ивановым и другими медицинскими авторитетами находит невозможным для моего здоровья приезд сюда...» (ОР ГБЛ, ф. 109, оп. 1, карт. 14, ед. хр. 6, л. 1). Это означало, что друзья эзоповым языком предупредили Булгакова об осложнившейся обстановке в Москве. После эвакуации немецких войск с Украины и недолгого правления их ставленника гетмана Скоропадского (ноябрь – декабрь) Киев пережил за короткое время власть петлюровской Директории, восстание, установление Советской власти. Трудно предположить, что Булгакову удалось в этих условиях сохранить связь со столицей и узнать о судьбе сборника. С 1919 он жил с семьей в Крыму. Перебравшись из Москвы в Крым, Булгаков пишет еще два сочинения в диалогической форме: «Ночью» (возможно, первоначальное название – «Трое»; см. об этом: Колеров, Плотников. С. 560) – считается утерянным – и «У стен Херсониса»; в настоящее время опубликован по «самиздатскому» списку, не сверенному с рукописью, в парижском журн. «Символ» (1991. 25. Июль. С. 167– 342). Диалог «Ночью» посвящен мистической природе власти и идее «Белого царя», «У стен Херсониса» – проблеме церковной схизмы; главные оппоненты здесь – Светский богослов и Беженец как выразители дореволюционного славянофильства и послереволюционной его ревизии (противостояние, уже намеченное в «На пиру богов»; ср. в особенности «Диалог пятый»). Новое отдельное издание диалогов «На пиру богов» (София: Российско-Болгарское книгоиздательство, 1920; на обложке – 1921) полностью повторяло киевское.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Между тем почти во все утвержденные Святейшим Синодом «положения» об учреждении при Академии частных стипендий включен особый параграф о том, что «пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств«… б) Что касается выражаемого Духовным Собором Лавры намерения задержать уплату взноса на содержание стипендиатов в январской трети текущего 1906 года, с зачетом на этот предмет суммы, отпущенной Лаврою в Академии в сентябре месяце минувшего 1905 года, то Правление Академии ни в каком случае не может согласиться с этим мнением как по формальным основаниям, так и по существу дела. – 1) Взнос Лаврою в экономию Академии денег на содержание ее стипендиатов вполне аналогичен с уплатой причитающейся за содержание в Академии суммы самими своекоштными студентами, принятыми в академическое общежитие. По §§ же 151 и 152 устава духовных академий: «Пансионеры вносят годичную плату в два срока: в сентябре и январе»… и даже «в случае оставления пансионером Академии в течение учебного года, внесенные им деньги не возвращаются». – 2) Представляя означенный вопрос на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвящества, Духовный Собор в докладе 11 марта сего 1906 года за 420, так мотивирует свое мнение: «Последняя такая уплата была сделана в начале сентября прошлого 1905 года за месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь и Декабрь. А как в Академии почти все это время, до половины Января, вследствие забастовки, учения не было: то Собор полагает» и т.д. В действительности нормальное течение академической жизни нарушено было 5 октября минувшего 1905 года и т только в отношении к чтению лекций. Экономическая жизнь Академии почти всю треть протекала обычным порядком, ибо хотя от Его Высокопреосвященства и последовало 8 октября устное распоряжение отпустить студентов в дома родителей и родственников, но вследствие железнодорожных забастовок оно не могло быть сразу приведено в исполнение, а затем последовали одно за другим определения Святейшего Синода, коими закрытие Академии отсрочено было сначала до 1-го, а затем и до 15 ноября, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погода все такая же – мрачная, облачная. 14. Погода все плоха. Но думается, скоро поправится. NB. Росписи духовныя надо в Правление представлять в последних числах Сентября. Амалия Ив. начала уроки с 24 сентября. 19. Утро. Вчера было у нас благодарственное молебствие Господу о сохранение нас от болезни и о прекращении её у нас. После обедни круг всего города был крестный ход, обычный, только заходили на кладбище, где совершили заупокойную литию. После крестного хода – был благодарный молебен на соборной площади, на особенно устроенном возвышении. Погода благоприятствовала торжеству: было и светло, и тепло. Все кончилось в 12 часов. – В 3 часу погода по прежнему стала плохая. Я был покоен и здоров. И теперь тоже, потому что... 20. Вечер. Несовсем чувствую себя хорошо. Точно маленькой озноб во мне, или какой-то будто едва ощущаемый трепет, в роде, болезни – внешней; робеет не душа, а как бы тело. Впрочем это не новое во мне. Из Современника. – Манера его (одного писателя) состоит в том, чтобы предметы, уже очень хорошо известные, представить в новом свете, при новой обстановке; он распахивал поле, переставшее приносить урожаи, и удабривал выродившуюся почву. Один, писатель определял хороший слог, называл его «удачными словами на ловких местах». А другой – говорит: хороший слог это удачные мысли об удачно избранных предметах. По моему понятию, тот и другой говорили одно и то же. Люди с нежным чувством, при личном соприкосновении, нередко бывают робки и несообщительны; разные ничтожныя обстоятельства связывают их язык и они чувствуют себя гораздо свободнее за письменным столом, где видят один образ друга, тихий, спокойный. Расставаться с музами всегда грустно и тягостно, и музы – даром, что женщины – мстительного характера. Они привыкли, чтобы им покланялись, и кто их раз покинул, к тому оне уж не воротятся, сколько ни зови их. Но, впрочем, и самое их отсутсывие есть уже мщение. Самолюбие писателя всегда уверяет его, что и в незначительных произведениях пера его каждый непременно должен узнавать сейчас манеру его.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Так как в том же столетии, в 313 году, при Константине Великом , вместо счисления олимпиадами, введено было счисление по индиктам, или пятнадцатилетиям, которые начинались с 1 сентября, то очевидно, что начало года по пасхалия, составленной александрийскими учеными, не могло быть другое, кроме 1 числа сентября. Это самым убедительным образом подтверждает система вруцелет 87 , которая расположены с 1 числа сентября так, что первый год круга солнечного 88 , а следовательно, и 1 вруцелето всегда упадфт на 1 число сентября, которое в первом круге солнца всегда бывает в воскресенье, что совершенно согласно с учением Св. Писания, по которому первый день творения мира – воскресенье, а последний 6 пятница. И потому все пасхальное счисление, как -то индикты, лунные 89 и солнечные круги, индиктионы 90 обыкновенно начинаются с первого дня сотворения мира, т. е. с I сентября». «В 6 столетии Марк Аврелий Кассиодор 91 , – продолжает Горбачевский, – трудился над Пасхалиею и довел ее до надлежащей определенности и полноты, именно его трудами она получила тот вид, в каком она я поныне существует . К этому времени следует отнести замену сентябрьского года мартовским и постановление считать от сотворения мира не 5500, по счету Юлия Африканск ого, но 5508 лет, по счету, принятому греками со времен Ираклия“. Но утверждая, что александрийский год начинался с сентября месяца 92 и Горбачевский не показывает, в каком отношении стоял этот год к другим годам, напр. мартовскому. Ответ на это находим у Хавского. По его мнению, сентябрьский год следует за мартовским, что ясно, напр., из такой таблицы: месяц апрель август Сентяб. октябрь ноябрь Декаб. январь февраль Март год Сентяб. год В пасхальном отношении различение годов мартовского и сентябрьского весьма важно. Так, в мартовском году Пасхи своего года, так сказать, или вовсе не было, или случалось весьма редко, когда, именно, четыредесятница с подготовительными неделями начиналась с марта месяца. Как тесно связанная с предшествующей ей четыредесятницей, Пасха в большинстве случаев относилась не к текущему мартовскому, а к пред идущему году, хотя самый праздник и приходился в текущем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010