После освобождения отец Алексий продолжал служить в Преображенском храме. С августа по ноябрь 1936 года Московским управлением НКВД были арестованы несколько священников и мирян. Среди них был и отец Алексий, которого арестовали 25 сентября 1936 года. Власти обвинили его в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти. В проповедях… в церкви среди верующих заявил: юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности свободно посещать церковь, советская власть делает гонение на верующих. Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все себя вели мужественно в случае, если придется пострадать за веру». 26 сентября отец Алексий был допрошен в Зарайске. – Где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым? – С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 года в бытность его ректорства в Московской Духовной академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 году я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи… у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Московской Духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, то есть до 1924 года. После освобождения я с ним встречался с 1932 года по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 года… Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, то есть до 3 ноября 1934 года… При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных учебных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих. Через некоторое время отец Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. 9 декабря его допросил следователь Булыжников. – Кто из попов принимал участие в обсуждении дополнений к проекту новой конституции?

http://fond.ru/kalendar/1031/aleksiy/

Священномученик Августин ( Беляев ), архиепископ Калужский и Боровский – 23 ноября . – С.47. Священномученик Августин – Александр Беляев (1886-1937) родился в Костромской губернии в семье местного протоиерея. В 1920 году, после смерти любимой жены, оставившей ему двух дочерей, решил полностью посвятить свою жизнь Богу, стал священником. За церковную деятельность его дважды арестовывали. Выйдя из тюрьмы, уехал с детьми в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. Успешно противостоял обновленческому расколу. Православными общинами епархии был выдвинут на должность правящего архиерея, в связи с чем патриарх Тихон после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. 5 февраля 1924 года был арестован, ему запретили служить в собственной епархии. В октябре 1926 года - новый арест и три года ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году – еще к трем годам, но на этот раз уже лагерей. Вернувшись в 1934 году, Владыка стал епископом Калужским и Боровским, в 1936 году – архиепископом. В 1937-ом, с началом новой волны гонений, вновь арестован и приговорен к расстрелу. Убит 23 ноября   1937 года. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Навстречу Христу . Памяти священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) – 14 ноября. Фото из архива автора//Фома. - – ноябрь 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). 14 ноября 1918 года приняли мученическую смерть отец Александр Смирнов, священник Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии и отец Феодор Ремизов, настоятель Ризоположенской церкви того же села. Схваченные группой красноармейцев-карателей, они были подвергнуты жестоким издевательствам и, несмотря на это, встретили свой страшный конец с достоинством и молитвой. Палачи зверски расправились с отцом Александром и были напуганы тем, что исполосованный шашкой священник, вопреки всему, оставался жив, пока его не ударили прямо в сердце. После этого каратели подступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. Его начали избивать, повалили на землю и убили двумя выстрелами. Мощи священномучеников Александра и Феодора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Высокопреосвященного митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове (Московская область).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-67-...

В 1922 - 1929 годах Чита была центром Забайкальской обновленческой епархии . К 1924 году в городе не осталось ни одного православного храма. Впоследствии кафедра православной Забайкальской епархии находилась в Казанском соборе , а после передачи его весной 1929 года сторонникам григорианского раскола , в Михаило-Архангельском храме . Конец 1920-х - начало 1930-х годов отмечен массовым закрытием церквей. С марта по ноябрь 1931 года в городе проходил судебный процесс по делу о " контрреволюционной монархической организации " , главой которой в ОГПУ определили владыку Евсевия (Рождественского) (бывшего к тому времени архиепископом Шадринским). По делу было привлечено 238 человек. Многие из них были расстреляны, многие брошены в концлагеря или отправлены в ссылки. В 1936 году был взорван Александро-Невский собор . Открытый в 1945 году Читинский Воскресенский храм до 1990-х годов оставался единственным действующим на территории нынешней Читинской епархии. В 1960-е годы началось уничтожение Старого Читинского кладбища . В 1970-х годах уничтожена Андреевская архиерейская церковь , разрушен Михаило-Архангельский храм на Кеноне . С 1994 года Чита - кафедральный город Читинской и Забайкальской епархии . Значимым событием стало освящение в 2004 году нового Казанского кафедрального собора . С 2002 года в городе действует римско-католический приход святых апостолов Петра и Павла. В 2010 году Чита стала вторым после Санкт-Петербурга русским городом, где открылся буддийский дацан . 12 сентября 2015 года на привокзальной площади города был открыт памятник святому благоверному великому князю Александру Невскому . Монастыри Храмы Литература Использованные материалы   Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014. - Москва, 2014, Таб. 33-14.   Константинов А.В. Ингодинское зимовье//Энциклопедия Забайкалье - http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=4985   Цит. по: " История Читы " , страница сайта Читинская область - http://www.chitaobl.ru/chita-history/

http://drevo-info.ru/articles/13672233.h...

Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Николай (Андреев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 8 февраля 1869 года в семье священника Александра Андреева в городе Виндаве Курляндской губернии. Окончил начальную школу и учительскую семинарию. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Риги. Во время Первой мировой войны он вместе с семьей был эвакуирован в Московскую губернию и назначен слуги жить в Богоявленский собор в городе Богородске 47 , где служил до своего ареста в 1937 году. За ревностную и беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея. 26 ноября 1937 года власти арестовали отца Николая, и он был заключен в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день были допрошены лжесвидетели, один из которых сказал, что священник после богослужения говорил верующим: «Православные, нашу двадцатку арестовали коммунисты, и поэтому для укрепления веры прошу вас подойти к столу и подписать лист – не давайте советской власти закрывать наш собор». На следующий день был допрошен священник. – Когда вы прибыли в Советский Союз? – спросил следователь. – В Советский Союз я прибыл из Латвии в 1917 году во время эвакуации города Риги во время войны. – Чем вы занимались, проживая в Латвии? – Проживая в Латвии, я был священником. – Следствием установлено, что вы в 1936 году в ногинском соборе после богослужения среди верующих читали контрреволюционные проповеди. – Да, действительно, я читал верующим проповеди, но по книгам. -Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года после ареста церковного совета среди верующих распространяли гнусную контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов. – После ареста церковного совета я среди верующих контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов не высказывал. -Признаете ли вы себя виновным в том, что среди верующих вели активную контрреволюционную деятельность? -Виновным себя я не признаю, – ответил протоиерей Николай. На этом допросы были закончены. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Андреев был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 20810. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 440–441. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

1:30–31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвечая, ангел изрек ей: « Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово » (Лк. 1:35–37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; это будут: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Значит, после этого шестого месяца зачала Мария; сосчитав отсюда еще девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца. Таким образом, первый месяц зачатия Господа есть апрель, затем май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — настоящий месяц, в который мы празднуем этот день. Впрочем, чтобы сказанное было для вас еще более ясным, я опять кратко повторю то же самое вашей любви. Однажды в год входил один только первосвященник во святое святых. Когда это происходило? В месяце сентябре. Итак, тогда входил Захария во святое святых, тогда и сообщена ему благая весть об Иоанне. Посему, когда он удалился оттуда, то и зачала жена его. После же сентября, когда Елисавета была беременна шестой месяц, которым был март, зачала и Мария. Сосчитав с апреля девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца, в который родился Господь наш Иисус Христос. 6. Вот касательно этого дня мы объяснили вам все; скажу еще об одном, и прекращу речь, предоставив сказать большее общему нашему учителю. Так как многие из эллинов (т. е. язычников), слыша, что Бог родился во плоти, смеются с глумлением и многих из простецов беспокоят и смущают, то необходимо и к ним сказать нечто, а также и к смущающимся, чтобы никогда не приходили в беспокойство, убеждаемые безумными людьми, и не смущались от смеха неверных. И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Два месяца сбора урожая (август – сентябрь). «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх. 23:16 ). Месяцы сбора урожая, это период, когда собирали урожай летних плодов, оставшихся еще неубранными. 2. Два месяца сева (октябрь – ноябрь). «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» ( Ам. 9:13 ). Это месяцы, когда начинается посевная. Причем земледелец еще не успел отдохнуть от летних трудов – жатвы зерновых и уборки урожая плодов, как приходит пора пахоты и сева. 3. Два месяца позднего сева (декабрь – январь). «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» ( Ек. 11:2 ). В этих месяцах, когда первые дожди умягчили почву, земледелец засевал последние участки. И повторный засев гарантировал то, что поздние всходы сохранятся, даже если засуха погубит ранние. 4. Месяц уборки льна (февраль). «Лен и ячмень были побиты (градом), потому что ячмень выколосился, а лен осеменился» ( Исх. 9:31 ). Это период вызревания посевов, период начала жатвы льна. 5. Месяц жатвы ячменя (март). Из вышеприведенного стиха ( Исх. 9:31 ) видно, что к этому времени ячмень выколосился и наступает завершающая стадия жатвы, начатой в предыдущий сезон (месяц уборки льна). 6. Месяц жатвы пшеницы (апрель). «А пшеница и полба не побиты (градом), потому что они были поздние» ( Исх. 9:32 ). Именно в этот период начиналась жатва пшеницы, которая созревала позднее всех зерновых. 7. Два месяца сбора винограда (май – июнь). «Было же это ко времени созревания винограда» ( Числ. 13:21 ). 8. Месяц летних плодов (июль). «И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» ( Числ. 13:24 ). Летний период повсюду богат плодами, но Святая Земля издавна славилась изобилием. Соглядатаи, упоминающиеся выше, отправились «высматривать» землю Обетованную во время созревания винограда ( Числ. 13:21 ), а возвратились они через сорок дней ( Числ. 13:26 ), т.е. в тот период, когда крестьяне собирали уже урожай летних плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

1. Печатные греческие синаксари 2. Славянский печатный пролог Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские 2) Подлинники простые или словесные, лицевые святцы, лицевые подлинники. 3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые). Святцы славянской печати краткие Месяцеслов в печатном уставе, и по нем в служебниках и в других богослужебных книгах Месяцесловы гражданской печати полные Славянкой печати. Месяцеслов всех святых, празднуемых православною грековосточную церковию Русская литература об иконах богоматери Святцы рукописные, содержащие единственно русских святых, и о канонизации русских святых Канонизация русских святых Прибавления. 1. Замечания о грузинских, армянских, абиссинских и контских памятниках агиологии II. Общее сравнение святцев восточной и западной церкви. Праздники господские и богородичные Ветхозаветные святые Апостолы Мученики, святители, преподобные и прочие святые Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 3 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 4. Приложение 5. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 6. Месяцеслов при синодальном евангелии X-XI в. 44 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 7. Месяцеслов греческого евангелия 43 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 8. Праздники Приложение 9. Кондакарь. Приложение 10. Месяцесловы при уставах. Студийские уставы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 11. Св. Пасха Приложение 12. Служебные минеи. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Приложение 13. Славянские рукописные четии минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ереси и расколы первых трех веков христианства. М. 1877 (Сочинение на степень доктора богословия). Напечатанные в Православном Обозрении: О нашей полемико-богословской литературе (1860, февраль). По, поводу автобиографии Измайлова (апрель). По поводу трудов киевской духовной Академии (сентябрь). Обяснение по вопросу о православии и современности (1861, январь). По поводу полемики Чернышевского с Юркевичем (сентябрь). Об улучшениях в быте духовенства (1862, январь). Духовенство и народное образование (февраль). Церковно-финансовый вопрос (апрель). О преподавании богословия в русских Университетах (май). О предубеждениях светских людей против богословских наук (1863, сентябрь). Отчего беден русский народ? (1865, январь). По поводу папской энциклики (февраль). По поводу папского послания к восточным епископам (1868, сентябрь). По поводу издания богословских сочинений Хомякова (1869, январь). Из истории христианства у славянских народов (январь, май). В память тысячелетия св. Кирилла (февраль). По поводу писем Хомякова к Пальмеру (март, апрель, сентябрь, ноябрь). Духовно-учебная реформа (апрель). По греко-болгарскому церковному вопросу (май, ноябрь). По поводу рассказов из истории церкви, Бахметевой (август). О воспитании детей духовного происхождения вне духовного звания (октябрь). Взгляд на прошедшее и надежды в будущем (1870, январь, февраль). Светская власть папы (январь, февраль). По вопросу о преобразовании духовной цензуры (март). О приеме студентов в духовной Академии (ноябрь). Об образовании девиц духовного происхождения (1871 февраль). По греко-болгарскому вопросу (апрель). По поводу старокатолического движения (сентябрь, ноябрь). О соединении духовных Академий с Университетами (1872, январь, март). Для семинарской педогогии (июнь, июль). По старо-католическому вопросу (август, октябрь). По греко-болгарскому вопросу (октябрь, ноябрь). В других изданиях: О положительном и отрицательном направлении в русской литературе (Русск. Бесед. 1868). О болгарском церковном вопросе (День 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Содержание Ноябрь Декабрь 1853 год Январь Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1854 год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1855 год Январь Февраль Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1856 год Январь Февраль Март     4-го Ноября 1869 года, скончался прот. Родион Путятин , известный русский проповедник, слава о котором гремела везде и всюду по России в свое время. Как проповедник, он был известен от царских палат до убогой хижины простого поселянина. Его меткия краткия поучения так усваивались слушателями, что многое из них долго после передавалось из уст в уста. Многое вошло даже в уклад жизни и стало своего рода нравственным небольшим сводом законов, которым руководились в своей жизни люди. „О. протоиерей, батюшка так сказал – и достаточно было для многих. Многое из его проповедей для некоторых имело такое же почти значение, какое имеет для нас слово Христа Спасителя. В настоящее время прошло уже более 40 лет со дня смерти о. прот. Родиона Путятина . Но память о нем, как пастыре-проповеднике, жива еще и до сих пор. История уже успела забыть за это время многих выдающихся государственных деятелей, мужей науки, архипастырей, занимавших высокие посты. Но имя прот. Родиона Путятина не забыто и ныне Еще и теперь читают его проповеди наши пастыри. В библиотеках многих русских православных храмов еще до сих пор можно встречать томики прежних изданий его проповедей. Еще и теперь его проповеди охотно покупаются многими даже из наших крестьян. И теперь нередко можно выслушать доброе слово о почившем протоиерее,, как незабвенном пастыреучитель. Как и прежде, так и теперь многие приходят помолиться на могилке, как приходили они и к живому. Так тесна его связь с пасомыми. Достаточно сказать, что его проповеди уже вышли 22-м изданием, чтобы видеть, как жива память о прот. Родионе Путятине до сих пор. Такая завидная доля успеха далеко не есть удел даже и более известных писателей, чем о. Родион Путятин . Даже и таким знаменитым нашим церковным проповедникам, как митроп. Филарет, архиеп. Иннокентий Херсонский , не выпала столь завидная доля.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010