305. Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-ro века по M., 1884. 306. Буслаев Ф.И. О русской иконе. M., 1997 (репр.). 307. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир. Боголюбово. M., 1969. 308. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. M., 1987. 309. Ванеян С.С. Симвология, археология, иконография и архитектура. M., 2006. 310. Веселовский Н.И. История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования. 1846–1896. СПб., 1900. 311. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. M., 1986. 312. Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов: Сб. науч. тр. к XXI Международному конгрессу византинистов. Лондон, 21–26 авг. 2006 г./Под ред. В.Н. Залесской. СПб., 2006. 313. Византиноведение в Эрмитаже/Под ред. B.C. Шандровской. Л., 1991. 314. Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения A.B. Банк. 1906–1984/Под ред. В.Н. Залесской и др. СПб., 2008. (Тр. Гос. Эрмитажа, 42). 315. Вольская А. Росписи средневековых трапезных Грузии. Тб., 1974. 316. Воронин H.H. Зодчество Северо-Восточной Руси веков: В 2 т. M., 1961. 317. Воронин H.H.. Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. 318. Восточно-христианский храм: Литургия и искусство/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 1994. 319. Восточно-христианские реликвии/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 2003. 320. Герцен А.Г., Могаричев М.Ю. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1996. 321. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Т. 1–2. С. Посад, 1917–1918 (репр.: СПб.; M., 1995–1996). 322. Грабар А. Император в византийском искусстве. M., 2000. 323. Дмитриевский A.A. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907 (репр.: M.; СПб., 2008). 324. Домбровский О.И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, В.А. Кутайсова. Познань, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304 Oderbornii «Vita loanni Basilidi» в «Rerum Moscoviticarum auctores varii», p. 243. – Кампензе, 22. lob 36, – Herberstein 54. – Possevino, 15, 17 и след. – Ulfeld, 13. «Supplementum ad historica Russiae Monumenta», CLXH. – Olearius, 90. Carlisle, 304. 307 Darnach führt mann uns in ein ander Hausz, in dem unte der Erde ettlich weisz Beeren, weisz Wölff und Uhrochse zum Kempfen ernehret werden. «Frankf. Archiv für ältere deutsche Litter» etc., herausgegeb, von Fichard, В. II, S. 202. 311 Herberstein, 52. – Кобенцель, 140. – Possevino, 19. – Буссов, 29. – Маскевич, 19. – Mayerberg, II, 154. – Tanner, 32. – Neuville, 4. – Лизек называет Смоленск inexpugnabile patriae totius antemurale et potentissimum Borysthenis frenum (стр. 26). 324 Иовий, 49 – Herberstein, 58. – Clemens Adam в «Rerum Moscoviticarum auctores varii» p. 150. 329 В житии Стефана Пермского указывается последний путь: «всякому хотящему шествовати в Пермскую землю удобствен путь есть от града Уствыма рекою Вычегдою вверх, дóндеже внидет в самую Пермь». Соловьев, «История России», IV, 264. 336 Herberstein, 41. – Buchau, 251. – Hakluyt, I, 293, 349 и 408. – Горсей в «Биб. для Чт.», 1855 г., 6, стр. 7. – Petrejus, 316. – Olearius, 48, 117 и 184. – Рейтенфельс, 45. – Tanner, 33. – Neuville, 222. 337 Lyseck, 29. – Tanner, 38, 108 и 113. Ср. «Дневник польских послов» в «Сказаниях современников о Димитрии Самозванце», ч. IV, стр. 116. – Carlisle, 31. – Neuville, 35. 342 Вслед за Астраханью, в 1395 г., до основания разрушен был Тамерланом и Азов, а в 1471 г. он был завоеван Турками. 348 Ханы хивинский и бухарский доносили султану: «в Астрахань из многих земель кораблям с торгом приход великий, доходит ему (царю московскому) в Астрахани тамги в день по тысяче золотых» (Соловьев, «История России», VI, 293): известие, без сомнения, очень преувеличенное, но показывающее, что было что преувеличивать. 349 Иовий, 26. – Herberstein, 43. – Флетчер, гл. 19-я – Михалон, 67. – Hakluym, I, 372, 352, 286. – Olearius, 319. – Mayerberg I, 88 и 89. II, 152. – Коллинс, 574; ст. Neuville, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

– IV. Историческое влияние теории Анаксагора. Ее отношение к теории идей. 281. – Материя по Платону. 282. – Гл. XIII: Эмпедокл Агригентский. Любовь и ненависть Эмпедокла – протяженные элементы, 287. – Происхождение этих понятий, 289. – Вопрос о взаимной несводимости Эмпедокловых элементов, 290. – Силы, которые допускал Эмпедокл кроме любви и ненависти: притяжение подобного подобным и закон взаимного перемещения стихий, 291. – Притяжение подобного подобным, 292. – I. Космогония Эмпедокла, 293. – Эклектический характер представлений Эмпедокла. 297. – II. Космология Эмпедокла, 299. – III. Характеристика учения о четырех элементах, 302. – Гл. XIV: О пифагорейской арифметике. Появление арифметики в сочинениях Эвклида, 305. – Никомах и Феон Смирнский, 307. – Ямвлих, 308. – Теологумены, 310. – Отрывок из Спевзиппа о Пифагорейских числах, 311. – Вопрос о происхождении мистических спекуляций над числами декады, 312. – Относящиеся к этому вопросу цитаты из древних Пифагорейцев, 314. – Цитаты об Арифметике научного характера, 317. – Когда жил Фимарид, единственный пифагореец, писавший об арифметике? 322. – Арифметические эпанфемы у Ямвлиха, 324. – Перевод отрывков из Спевзиппа и пояснительные примечания, 325. 754 † 29 января 1885 г., см. о нем «Владимирские Епархиальные Ведомости», 1885 г., 9, и Малицкого, «История Владимирской семинарии», в. 2-й, стр. 251–252. 780 О Фарраре и его лжеучении см. ряд статей в «Москов. Вед.» за 1900 г. 355, 357 и сл. – Игум. Арсения. 786 Иван Петрович, † 2 января 1883 г., см. «Владим. Епарх. Вед.», 1883 г., 2 и 17, и «Историю Шуйского духовного училища» Правдина, стр. 67–83, Владимир, 1887. 788 Протоиерей Богородице-Рождественского собора в г. Суздале Владимирск. губ. † 9 сент. 1901 г.; см. о нем: «Церков. Вест.», 1901 г., 33, стр. 1260; «Москов. Вед.» за 1901 г., 298; «Пастыр. Собесед.», 1901 г., 39, стр. 561. 806 О. Алексий Андреевич, † 27 мая 1892 г; см. «Листок для Харьк. Епархии», 1892 г., 12, стр. 286. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

292 Алима, Алмалек, равно известный и магометанским, и китайским писателям; последние разноречат о положении его. Сюй сун полагает его близ нынешней Кульджи. Он помечен на карте 1331 г. под именем Алимали. 293 Пусумань, вероятно, Бессермен. Плано Карпини: название, как кажется, переделанное Монголами из Мусульман; здесь оно прилагается к туркестанскому владению. 294 Т. е. Дарагучи, учреждение монгольское; правитель, от Монголов, или правильнее блюститель в завоеванных странах и городах. 297 Чжун ян мао: поверье о возвращении овец, посредством посадки шерсти и костей овечьих давно существовало в Китае. 298 Здесь, вероятно, разумеется хлопчатая бумага, которая во времена Чан чуня была еще редкостью, особенно в северном Китае. 299 Тао хуа ши, вероятно, Тамгадж, переделанное из китайского Тан гожень, люди династии Тан – этим именем называли Китайцев потому, что при династии Тан они сделались особенно известны на Западе. 305 Гиньский посланец; краткое сказание о его путешествии сохранилось в одном китайском сборнике. 307 Сказание об этом есть в истории династии Гинь. По указанию Элюй чуцая (в стихах), Линья завоевал западные страны в течение 20 лет. 311 По этой же дороге заметил подобные следы укреплений русский путешественник Назаров, при проезде в Коканд, Magasin Asiatique 1825, том 1, 1, стр. 6. 324 Ила гогун, т. е. по фамилии Ила, Киданьской; гогун – почетное название. Ниже окажется, что имя его Ахай. 328 По стихам Элюй чуцая, этот дворец не был кончен постройкой. Он замечает, что Сюнь сы кянь (Самарканд) значит: тучный или жирный город. Самарканд помечен на карте 1331 года под именем Сань маргань. 338 Т. е. вроде стихотворения: приютился феникс на дереве п у т у н; этим обозначается размер стихов. 339 Т. е та, которая перешла из чистого бесформенного бытия в мировую, форменную жизнь; это, по учению Даосов, есть падение духовного начала. 340 Вань цзы лунь хой: идея заимствована из учения Буддистов о перерождениях; это вращение души или разумного начала, в разных формах, есть зло и страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

492 Здесь мы имеем в виду, опять-таки, «чин на одеяние рясы» по совр., т. н., Большому требнику. Что касается книги «чинов пострижения», то здесь рассматриваемое чинопоследование предваряется указанием на те вопросы, которые должен предлагать игумен хотящему прияти рясу. В числе этих вопросов есть и вопрос об искренности намерения постригающегося в рясу. См. отд. изд. Книгу чинов пострижения, Киев, 1895 г., л. 1. 493 Рукоп. Требн.: Синод. б. 898, л. 293 об.–299; библ. Чудов. м. 54, л. 284 об.; Типогр. библ. 215, л. 287; Хлуд. библ. 114, л. 126; Соф. б. 1070, л. 89 об.; 1061, л. 277–278; 1063, л. 293; 1068, л. 195; Кирил.-Белоз м. 520 (777), л. 291–293 об., Импер. Публ. Библ Q. I, 293, л. 68–70; Рукоп. Сборн. Синод. библ. 816, л. 38. 494 Староп. Требн. Моск. Изд. 1624 г. 412–417, 1625 г., 1634 г., 1636 г., л. 268– 271; Иноч. Потр. 1639 г., л. 1–4. 495 Рукоп. иноч. Требн. XVII в. Румянц. муз. (Собр. Ундольского) 62. л. 15 об.; рукописные Требники Соловецк. библ., отмеченные у архиеп. Иннокентия на стр. 201, в примечании 1-м. Кроме перечисленных особенностей, архиеп. Иннокентий указывает, в качестве таковой, для Требников XVII в. двукратное пение тропаря «Боже отец наших» (стр. 201). Но в некоторых старопечатных требниках (1624 и 1633 гг.), этой особенности не наблюдаем. Автор полагает, что двукратное пение тропаря «Боже отец наших» – плод чисто русской ревности о благолепии церковной службы (стр. 202). Мы можем добавить, что та же особенность встречается и в Сербских Требниках. Требн. рукоп. Сербск. Хиланд. библ. 138, л. 293 об.; такие же Требн. Синод. б. 307, л. 21 об.; 324, л. 112. 496 Одинаковое с нашим русским чином начало пострижения см. в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 427. Присутствие 26 псалма подтверждается также греческой практикой. См. Εχολγια, стр. 557. О братском лобзании новопостриженного см. в Εχολγια, стр. 505. Добавочная, по Старопечатным и некоторым рукописным Требникам XVII в., молитва: «Господи святый и благий, иже благаго Отца Сын» встречается в чине пострижения в рясу в Εχολγια, на стр. 427; но по Криптоферратскому списку евхология, эта молитва читалась при пострижении женщин. Goar. Εχολγ. pag. 391.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

126, 133, 141, 143. 149, 153–157. 159, 161, 162, 165–168, 170, 171, 173–175, 177, 179–187, 189–191, 193, 194, 196, 198–200, 202–208, 211, 212, 228, 237, 238, 240, 241, 243, 244, 261, 263, 265–286, 288–305, 307–312, 314, 316–318, 320, 322, 324–330, 332–334, 336–342, 344–410, 413–453, 455–482) и 4 рукописных 75, 102, 144:287), 45 греко-латинских печатных 16, 76, 79–81, 83, 84, 86–92, 94–96, 107–112, 116–125, 127, 129–132, 134, 135, 138, 145, 146, 148:150), 139 польских 13, 15, 93, 97–101, 103–106, 113–115, 136, 137, 139, 140, 142, 147, 152, 158, 160, 163, 164, 169, 172, 176, 178, 188, 192, 195, 197, 201, 209, 210, 213–227, 229–236, 239, 242, 245–260, 262, 313, 315, 319, 321, 323, 331, 343, 411, 412, 483–498, 500–502, 504, 506–511, 514, 515, 517–539); несколько книг и рукописей было греческих (восемь см. 77, 78, 82, 85, 151, 306, 335:454), две французских 45:264), одна сербская 499), 3 немецких 503, 505:512) и 1 воложская 513) и две рукописи неизвестно на каком языке (см. 128 и 516) 249 . – В июле 1705 г. на Печатный двор поступили 23 книги греческие и 21 греко-латинская из числа принадлежавших монаху Евфимию 250 . В ноябре (18-го) 1709 г. на Печатный двор поступили книги св. Димитрия Ростовского : «сундук великой кожею обит, да 3 коробьи замкнуты и запечатаны». В январе следующего года книги эти были пересмотрены директором типографии Фед. Поликарповым, который после этого опять положил их в тот же сундук и коробьи, запечатав своею печатью, в августе того же года оне были приняты книгохранителем Печатного двора и вошли в состав библиотеки сего учреждения. В числе сих книг были книги греко-латинские, латинские, польские и славянские, письменные и печатные 251 . В конце XVII в. и начале XVIII в. Типографская библиотека была настолько обширна и разнообразна 252 , что ею пользовалась не одна только типография, но и посторонние для нее лица, главным образом учителя славяно-греколатинской академии. В 1710 г. справщик типографии Федор Поликарпов доносил Монастырскому приказу, что «в прошлых годех в разных числех по приказу преосвященного Стефана митрополита рязанского и муромского отданы с Печатного двора из Книгохранительные полаты многие книги греческие, греко-латинские, латинские и славенские в школу учителем для их школьных потреб; и из тех книг иные на Печатный двор отданы, а иные не отданы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Послания 12; 91, 469D; там же 15; 91, 545А. 293 Мистагогия 23; 91, 701А. 294 Творения; 91, 6 °C. 295 Послания 15; 91, 557А. 296 Творения 15; 91, 261А. 297 Там же, 264В. 298 Послания 15; 91, 549С. 299 Творения; 91, 200D. 300 Там же, 265D. 301 Там же. 302 Там же, 264А. 303 Послания 15; 91, 549С. 304 Творения; 91, 152А. 305 Там же. В: συνγουσα,… τμνουσα («соединяющая… разрывающая»). Здесь отнюдь немаловажно то, что Каппадокийцы определяют Троические Ипостаси не только через «индивидуальные признаки», но преимущественно через способ первопроисхождения каждого Лица: через γεννησα (нерожденность) Отца, γννησις (рожденность) Сына, κπρευσις (исхождение) Духа. Это — способы, которыми каждое Лицо «обладает» общей Сущностью. Здесь, в самом абсолютном бытии, усия трансцендирует на уровень Лица, способа существования как способа обладания Сущностью: τρπος τς ποστσεως: «способ ипостаси», см. у святителя Григория Нисского в PG 45. 306 Там же; 201D. 307 Там же; 204А. 308 Там же; 248В и сл. 309 Там же; 152В, D. 310 Послания 15; 91, 557D. 311 Спор с Пирром, 91, 308–309А. 312 Амбигва; 91, 1261D, 1349D. 313 О Божественных именах 4; 4, 504D. 314 Творения; 91, 37ВС. 315 Ср. Главы гностические 1, 13; 90, 1088ВС: οτος τ φυσικ κατ " εικνα καλ προσθηκε τ καθ " μοωσιν γνωμικν γαθν; см. также Главы о любви 3, 25 (90, 1024ВС). Т. Дидье ( М. Th. Disdier. Les fondements dogmatiques de la spiritualité de S. Maxime le Confesseur//Echo d " Orient 29, 1930. — P. 296–313) поднял до уровня изначальной основы духовности преподобного Максима Исповедника различие между образом (природным сходством со склонностью к нравственному совершенствованию) и подобием как человечески свободным и божественно благодатным богоподобием (утраченным в Адаме и вновь дарованным во Христе). 316 Творения; 91, 264А. 317 Ор.; 91, 205АВ. 318 Там же; В. 319 Там же, 49А; 137АВ. 320 Диспут с Пирром.; 91, 297А. 321 Там же.; 292D–293A; Op.; 91, 48АВ. 322 Ор. 91, 48А. 323 Диспут с Пирром; 91, 293ВС. 324 П. Шервуд ( Sherwood P. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life. The Four Centuries on Charity. L. 1955. — P. 55 f.) показал это с очевидностью. Ш. Меллер (в: Chalk I, 714) также указывает на эту перемену в понятии свободы при обращении к христологии, и прибавляет: «я считаю этот момент основополагающим». 325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

На их место Цезарь Август перфектом Египта поставил Корнелия Галла, который первый после Птолемеев, 293 как повествуют историки, управлял Египтом. Сколько отнято также у персов Вентидием 294 и полководцем Нерона 295 Карбуланом, Траяном, 296 Севером 297 и Каром, 298 Кассием, 299 Оденатом Пальмирским, 300 Аполлонием и другими! Сколько раз покоряемы были города – Селевкия 301 и Ктесифон! 302 Сколько раз переходил из рук в руки – Нисибис! 303 Наконец к римским владениям были присоединены Армения 304 и земли соседственных с ней народов, – об этом вместе с другими ты и сам рассказываешь. Едва было не забыл я, что пишешь ты о делах Константина, который, исповедывая нашу веру, управлял римской империей доблестно и мужественно. Но что потерпел твой Юлиан, чтитель твоих оргий, оставивши государство с такими ранами? 305 Если же из предсказанного о конце мира что-нибудь начало сбываться или уже сбылось; то это – по распоряжению, превышающему твои понятия. Не хочешь ли, исследуем, как оканчивали свое царствование цари, державшиеся суеверия языческого, и те, которые исповедовали нашу веру? Не предательски, ли умерщвлен первый единовластитель, Гай Юлий Цезарь? 306 Не пал ли под мечами некоторых воинов другой Гай, внук Тиберия? 307 Не убит ли кем-то из домашней прислуги Нерон? 308 Не то же ли потерпел Гальба, 309 равно как Отон 310 и Вителлий, 311 которые все трое царствовали только шестнадцать месяцев? Императора Тита 312 не отравил ли ядом брат его Домициан? 313 А сам Домициан – не подвергся ли страшной смерти от руки Стефана? 314 Что потом скажешь о Коммоде? 315 Не расстался ли он с жизнью от Наркиса? 316 Не подобную ли участь испытали Пертинакс 317 и Юлиан? 318 Антонин сын Севера 319 не умертвил ли своего брата Гету и потом сам не подвергся ли тому же от Марциала? 320 А Макрин? 321 Не пойман ли он был у Византии своими воинами, как пленник, и не был ли убит ими бесчестным образом? Также: не был ли заколот вместе со своей матерью Аврелий Антонин, 322 родом из Эмесы? Не подвергся ли подобной смерти вместе с матерью преемник его Александр? 323 А что сказать о Максимине, 324 которого умертвили его собственные воины, или о Гордиане, который умер также от своих воинов по наветам Филиппа? 325 Скажи, не врагами ли умерщвлены Филипп 326 и после него Деций? 327 Не своими ли полками преданы смерти Галл 328 и Волусиан? 329 Что? Не подобным ли образом – погиб и Эмилиан? 330 А Валериан, 331 – не был ли взят и отведен персами в плен? Наконец с умерщвлением Галлиена 332 и закланием Карина, 333 верховная власть перешла к Диоклетиану 334 и к тем, кого он взял к себе в соправители.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

305. См.: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 487. 306. Яннарас X., изд. цит., с. 129. 307. Там же, с. 128. 308. Orat. cat., cap. 6, цит. по: Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Догмат и история. М., 1998, с. 192. 309. С. 34. 310. Против ересей, кн. 3, гл. 22, с. 306. 311. In Luc. homil., цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 498. 312. Epist. LIX ad Fidum., PL III, col. 1013. 313. Книга Правил…, изд. цит., т. II, с. 258. 314. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 493. 315. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., сс. 251-252. 316. Слава Богоматери. М., 1996, сс. 13-14. 317. Пространный Христианский Катехизис…, с. 35. 318. Макдауэлл Дж. Изд. цит., с. 136. 319. Разговор с Трифоном Иудеем//Сочинения. М., 1995, с. 271. 320. Апология I, 33…, с. 64. 321. Лосский В. Н. Очерк…, с. 262. 322. Точное изложение…, кн. 3, гл. XX, с. 113. 323. Там же, кн. 3, гл. II, с. 75. 324. 1 Послание к пресвитеру Кледонию.//Творения, г. II, изд. цит., с. 9. 325. Защищение 11-го анафематизма против Феодорита Киррского. Деяния Вселенских Соборов, т. II, Казань, 1892, с. 79. 326. Точное изложение…, кн. 3, гл. II, с. 75. 327. Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 29. PG 86. 1, col. 1749 be. 328. Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Ставрополь Губернский, 1903, т. 3, сс. 109-110. 329. Об учении Аполлинария Лаодикийского см.: Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 136-137; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 371-373; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272-273. 330. I Послание к пресвитеру Кледонию.//Творения, т. II, изд. цит., с. 13. 331. Об учении Нестория см.: Флоровский Г. Восточные отцы V—VIII веков…, сс. 8-15; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 181-185; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 387-388. 332. Очерк…, с. 267. 333. О монофизитской христологии см. Флоровский Г. Восточные отцы V-VIII веков…, сс. 28-37; Лосский В. Н. Очерк…, сс. 266-267; Поснов М. Э. изд. цит., сс. 431-433; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 332-358.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   См. наше Introduction a l " etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959. — Editions du Seuil; англ. пер..: A Study of Gregory Palamas. — London, 1964. — Faith Press), где исторические и богословские данные о спорах XIV века приводятся более подробно. Недавно появившийся библиографический обзор новой литературы о Паламе и паламизме охватывает более двухсот названий: D. Stiemon. Bulletin sur ie palamisme. Revue des etudes bysantines, 307. — Paris, 19727 — P. 231—341. Автор обзора включает только некоторые издания на русском языке и совсем не касается искусствоведения.    См. нашу статью «Un mauvais theologien de l " unite au XIV sieclë Barlaam ie Calabrais». — 1054—1954: L " Eglise et les Eglises. — П. — Chevetogne, 1954 (перепечатано в сборнике: J.Meyendorff. Bysantine Hesychasm: historical, theological and social problems. — London. — Variorum Reprints, 1974. — P. 47—64). Письма Варлаама Паламе изданы G.Schirö Barlaam Calabro, Epistole greche. — Palermo, 1954.    Письмо издано мною в журнале ОеоХоукх, XXV. — Афины, 1954. — С. 602—630 (перепечатано в Byzantine Hesychasm... и в полном издании Творений Паламы: Palama Suggrammata. — 1. — Фессалоники, 1962. — С. 206; это последнее издание цитируется ниже в сокращении как Твор.    Письмо IV, изд. G.Schiro. — С. 315; учители Иисусовой молитвы часто говорят об «опущении ума в сердце» для достижения сосредоточенности и более успешной борьбы с помыслами.    Письмо V. — Там же. — С. 323—324.    О средневековом богомильстве существует огромная литература; см. например: D. Obolensky. The Bogomils. A Study in Balkan Neo-Manicheism. — Cambridge, 1948; Д. Ангелов. Богомиството в България. — Изд. 3-е. — София, 1969.    Палама. Второе письмо Варлааму, 50; наше издание в Твор., 1.— С. 288.    Варлаам особенно нападал на краткое Слово «О трезвении и хранении сердца» Никифора Исихаста (Migne. — PG 147. — coil. 945—966; русск, пер.: Добротолюбие, V. — С. 239—251), писавшего в конце XIII века и упоминаемого в «Триадах» Паламы (1, 2,12; II, 2,2) и в первом письме Варлааму (Твор. 1. — С. 234). Психо-соматические приемы при творении молитвы Иисусовой упоминаются часто в исихастской литературе XIII-XIV веков, например, в приписываемом преп. Симеону Новому Богослову «Методе священной молитвы и внимания» (изд. I.Hausherr: La methode d " oraison hesychaste, Orientalia Christiana. — XI. — 2. — 1927), упоминаемой Паламой (Тр. 1, 2,12), а также у Григория Синаита: «Главы о молитве и безмолвии» (русск, пер.: Добротолюбие, V. — С. 228229) и у Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на Никифора (см. там же. — С. 334—335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровеные рассказы странника» и многие другие).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3286...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010