Эпизод из детства Толкина, проведенного в Блумфонтейне; см. «Биография», стр. 22. 304 Слово mollkьhn переводится как «отчаянно-храбрый». 305 Девичья фамилия матери Толкина — Саффилд. 306 См. «Биография», стр. 264–265. 307 Э. Р. Эддисон. 308 Т. е. Энедвайт. Об истории данной области см. «Неоконченные предания», «Приложение D» к «Истории Галадриэли и Келеборна». 309 В оригинале — «thou (n " )wost not», 2 л. ед. ч. от «wit» (apx. «знать, ведать) с факультативным двойным отрицанием. 310 Лекция Толкина «Английский и валлийский», первая из цикла О " Доннелловских лекций, была прочитана в Оксфорде 21 октября 1955 и опубликована в: «Англы и бритты: О " Доннелловские лекции», «Юниверсити оф Вейлз пресс», 1963. 312 Эта профессорская должность в Оксфорде оставалась вакантной с тех пор, как истек срок пребывания на ней Сесила Дэя Льюиса, и теперь рассматривались кандидатуры преемника. В итоге избрали У. X. Одена. 313 Международные языки, изобретенные в XIX — ХХ вв. 317 Имеется в виду предложение проложить «объездную дорогу» через луг колледжа Крайст-Черч. 318 Перевод на шведский был опубликован в 1947 г. под названием «Нотреп». 319 Вымышленное графство в южной Англии, место действия нескольких романов разных авторов (от loam (суглинок) + shire (графство)). 320 Т. е. cane (утка) + йmang (пруд) (фр.). 321 «Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». 322 «Жалость? Да, жалость удержала его [Бильбо] руку. Жалость и Милосердие: не должно убивать без нужды. И он был достойно вознагражден, Фродо. Будь уверен, зло так мало повредило ему, и в конце концов ему удалось спастись, потому что именно так он и начал владеть Кольцом. С жалости». 323 «За всем этим действует некая иная сила — превыше любых замыслов создателя Кольца. Не могу выразиться понятнее, кроме как словами: Бильбо было предназначено найти Кольцо, и отнюдь шгего создателем» (Гандальв к Фродо) (см. «Неоконченные предания», глава «Поход к Эребору»). 324

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

306 Ин. 11:1-45 . Экзегеты давно задавались вопросом: почему синоптики не упоминают о воскрешении Лазаря? Однако теперь, когда новозаветные исследования привели к выводу, что Евангелия не были “мемуарами”, а строились на основе целого ряда источников, проблема эта потеряла остроту. Синоптики имели в своем распоряжении ограниченное число текстов и устных преданий, и рассказ о вифанском событии в их материалах мог отсутствовать. Марк, например, не включил в свое Евангелие текст молитвы Господней и другие важные разделы, имеющиеся у остальных евангелистов. 307 Ин 11,46-53 ; ср.: Мф. 26:5 ; Мк. 14:2 . 308 Ин 11,54 ; Мф. 19:1 . 309 Лк 16,19-31 . На связь притчи с воскрешением в Вифании, вероятно, указывает имя Лазаря. 310 Лк 9,59-62 . 311 Мф 20,29-34 ; Мк. 10:46-52 ; Лк. 18:35-43 ; у Мф говорится о двух слепцах. 312 Лк 19,11 . 313 Мф 20,20-28 ; Мк. 10:35-45 . 314 Мф 26,6-16 ; Мк. 14:3-9 ; Ин. 12:1-8 . Синоптики относят этот эпизод к самой Страстной неделе, но есть основания предпочесть хронологию Ин. 315 Мф 21,1-11 ; Мк. 11:1-10 ; Лк. 19:29-38 ; Ин. 12:12-18 . Осел как символ мирного пришествия впервые упомянут у пр.Захарии (9,9). 316 Ин. 12:19 . 317 Мф 21,12-13 ; Мк. 11:15-17 ; Лк. 19:45-46 ; см. гл.6, прим.6; о запрещении проносить что-либо через территорию Храма см.: Флавий И. Против Апиона, II,7; Мишна, Берахот, VII, 19; IX,8,5. 318 Мф 21,23-27,32 ; Мк. 11:27-33 ; Лк. 20:1-8 . 319 Ср.: Ис. 3:14; 5,1 сл. 320 Мф 21,33-46 ; Мк. 12:1-12 ; Лк. 20:9-19 . Аналогичной притчей, но в форме “символического действия”, принятого у пророков (ср., напр., Ис. 8:1-4 ; Иер. 19:1-15 ; Иез. 4:4-8 ), было проклятие бесплодной смоковницы — символа тех, кто не принес “плода покаяния” ( Мф. 21:18 сл.; Мк. 11:12 сл.; ср. Лк. 13:6-9 ). 321 Ин 12,20-24 . 322 Флавий И. Арх. XVIII, 3. 323 Ин 12,27 сл. 324 Мф 26,4-5 ; Мк. 14:1-2 . Позднее, как мы увидим, они изменили свое намерение. 325 Мф 22,15-22 ; Мк. 12:13-17 ; Лк. 20:20-26 . 326 “Это привычное толкование, – замечает еп. Кассиан, — успокаивает нашу ленивую мысль, да и нашу христианскую совесть, когда она встречается лицом к лицу с запросами государственной власти, по большей части равнодушной, а то и прямо враждебной Церкви. Мы склонны утешать себя тем, что и кесарь, о котором говорит Господь, был язычник и возглавлял языческое государство… Слово Христово… касается частного вопроса и отвечает на него в общей форме… Но если Господь и признает за вопрошавшими Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некой чуждой силе… Господь проводит различение между Божиим и кесаревым” (еп. Кассиан (Безобразов) . Царство кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.10 сл. См. также: Аскольдов С. Христианство и политика. Киев, 1906, с.15 сл.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

295 Там же. С. 270. Подробнее см. гл.4: Основание семинарии проповедников в Ленинграде. С. 178–187. 307 Котляревский А., Шляпников В. Столица органной музыки//Ленинградская правда, 86–87, 13. 04. 1991. 310 Аксельрод Владимир. Все грани наследия великого ученого//Санкт-Петербургские ведомости, 220, 22. 10. 2010. С. 5. 311 Горбунова Анастасия. Школа, где учились Фаберже, Росси, Лесгафт и Мусоргский//Петербургский дневник, 13, 12. 04. 2010. С. 13. 312 Орлов Е., директор Петришуле; Ульянов Н., выпускник 1930 года, хранитель музейного фонда, историк Петришуле; Авлова Т., учитель литературы. Не должно Гришку принимать за Димитрия//Вечерний Петербург, 237, 14. 10. 1992. С. 2. 315 Горбунова Анастасия. Школа, где учились Фаберже, Росси, Лесгафт и Мусоргский//Петербургский дневник, 13, 12. 04. 2010. С. 13. 316 Долгошева Анастасия. Учебный год 300//Санкт-Петербургские ведомости, 57, 2. 04. 2010. С. 1. 317 Горбунова Анастасия. Школа, где учились Фаберже, Росси, Лесгафт и Мусоргский//Петербургский дневник, 13, 12. 04. 2010. С. 13. 324 Тигонен Т. Сочельник 1937 года//Вечерний Петербург, 296, 25. 12. 1992. Публикация подготовлена составителем и редактором сборника «Уроки гнева и любви». 333 Die St.Petri-Gemeinde. Zwei Jahrhunderte evangelischen Gemeindelebens in St. Petersburg 1710–1910. SPb., 1910. S. 20. 335 С. Л-г. О лютеранских и реформатских церквах в Петербурге//Православное обозрение. 1863. Декабрь. С. 298. 336 Таценко Т. Н. Немецкие евангелическо-лютеранские общины в Санкт-Петербурге в XVIII-XX вв.//Немцы в России. Петербургские немцы. Спб. 1999, С. 265. 337 Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СПб., 1794. Ч. 2. С. 277. 341 Дэшвуд Фрэнсис. Дневник пребывания в С.-Петербурге в 1733 году//Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 65. 348 Busch E. H. Materialien zur Geschichte und Statistik des Kirchen- und Schulwesens der Ev.-Luth. Gemeinden in Russiand. SPb., 1863. S. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1239 Тель и в древности, как ныне, означает холм или курган. Местность Нимруда теперь называется Тель-Атур. См. Лейарда Nineveh and Babylon, р. 55. 1242 Буква t в имени Hit есть женское окончание, замечает Роулинсон. Имя I s упомянуто у Геродота I, 179 см. примечание Роулинсона на это место в первом томе стр. 300 его издания Геродота. 1247 Арамейское население было вероятно древнейшим туземным племенем Месопотамии и пришлые Ассирияне ( Быт. 10 ) хотя родственные Арамейцам, но говорили языком, отличным от Арамейского, который был одним из древнейших в Семитическом семействе. Ср. Быт. 31:47 , и см. у Масперо (Hist Anc.) рр. 185, 282, 324, 360 (ed. de 1876) ср. еще 3Цар. 10об Арамеях. 1248 См. об Арамейском языке и Арамейских племенах Месопотамии Масперо, Ленормана и др. Об юридических документах см. Menant documents judiciaires; также Опперта: Bibliothèque de Ninive. Об письменах и языке см. в особенности изв. сочинение: Alphabet of Taylor (1883) v. I, р. 81 (генеалогия языка); рр. 186, 198 (об письменах и родстве Арам. письмен с письмом так называемым квадратным). На стр. 230 у Ис. Тейлора есть любопытное указание: „Со времен Гезениуса преобладает мнение, что до плена у Евреев употреблялась азбука финикийского типа, (таже как на Моавитском камне), которая по возврате из плена заменена другой. Эта другая в Вавил. Талмуде названа Ассирийскими знаками. Нет сомнения, что под этим именем надо разуметь Арамейские письмена, которые употреблялись по всей долине Евфрата и от которых произошло квадратное письмо, которым печатают ныне Еврейские библии“. 1249 См. прим. на III, 16 и в некоторых других местах о значении слов: „дочь Сиона“, в отличие от выражения: „дочери Сиона“, во множ, числе. 1250 О выражении „Святый Израилев“, которое составляет особую черту Исаиевых пророчеств, см. общее вступление, гл. V. 1251 Мы понимаем в прямом смысле речи царя Ассирийского, памятуя, во-первых, что ему фактически нужен был лес для осадных работ и машин и что Ливанские кедры в виде отесанных бревен вывозились и в Ниневию для потолков дворцов и частью найдены в развалинах. (См. Rawlinson’s Anc. Monarchies (1871) vol I Assyria p. 307).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вицелин, еп. ольденбургский (1149–1154) 267 вкладная книга Пассауской ц-ви 31 вкладная книга м-ря св. Эммерама в Регенсбурге 274–275 Владимир, кн. оломоуцкий (1189 – прежде 1200 [?]) VI, 263 Владимир (Володаревич?), кн. минский (ум. после 1182 г.) IXa, 318 Владимир Всеволодович Мономах, кн. киевский (1113–1125) III, V, IXb, 182–183, 202, 236, 240, 250, 255, 257–263, 286, 363, 374 Владимир Мстиславич, кн. берестейский (ум. в 1170 г.) IXb, 310–311, 318 Владимир Рюрикович, кн. киевский (1223–1236, ум. в 1239 г.) IXb, 372 Владимир Святославич (Святой), кн. киевский (978–1015) V, VIII, IXa, 38, 56, 58, 60–61, 63, 67, 67–68, 72, 72–77, 80–81, 87, 89, 92, 104, 107, 112, 116, 135, 173, 187, 190, 227–228, 227, 229, 329, 344, 344–345, 356 Владимир Ярославич, кн. новгородский (1034/6–1052) IXa Владимир Ярославич, кн. галицкий (ум. в 1199 г.) IV, IXa, 309, 312–315, 313, 321, 321, 324 Владимирко Володаревич, кн. перемышльский, затем галицкий (1125–1153) IXa, 202, 257, 306, 306–307, 345, 370–371 Владислав I Херманн, кн. польский (1079–1102) IV, 173, 173, 175–176, 175–177, 229, 229, 233, 253, 360–361 Владислав II Изгнанник, кн. польский (1137–1146, ум. в 1159 г.) II, IV, 178, 198, 200, 200, 204, 250–251, 256, 265, 265–266, 280, 308, 311, 311, 318 Владислав III Тонконогий, кн. польский (ум. в 1231 г.) IV, 309, 309–310, 325, 325 Владислав I, кн. чешский (1109–1125, с перерывами) VI, 261, 261, 263 Владислав II, кн. чешский (1140–1172, кор. с 1158 г.) VI, 220, 241, 251–252, 261, 261–266, 263–264 Владислав, с. чешского кн. Собеслава I (ум. в 1165 г.) 261 Власий, св. (умучен ок. 316 г.) 189–190 Влодарский Б., см. Wlodarski В. Володарь Глебович, кн. минский (ум. после 1166/7 г.) IXa, 343 Володарь Ростиславич, кн. звенигородский, затем – перемышльский (ум. в 1125 г.) VIII, IXa, 199, 210, 255, 303–306, 303, 305–306, 361 Вольф, см. Ульв (Вольф) Вольф, о. гр. Випрехта I (посл. четв. X – сер. XI в.) 218–219 Вратислав I, кн. чешский (915–921) VI Вратислав II, кн. чешский (1061–1092, кор. с 1085 г.) IV–VI, 176–177, 184–186, 186, 208, 208, 219–220, 219–220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Везер, р. в Саксонии 192, 193, 234, 283, 339 велеты, одно из назв. лютичей (см.) 143 Вел. Польша, см. Польша Вел. Великоморавское гос-во, см. Моравия Вел. Веллетри, г. и еп-во в Италии, к юго-вост. от Рима 103, 163 Вена 33, 293, 293, 295, 333–334 Венгерская марка, недолго просуществовавшая в сер. XI в. марка на пограничье Баварской вост, марки с Венгрией, по зап. берегу р. Моравы 338 Венгрия (см. также: Паннония), венгры 15, 20, 27, 33–34, 37, 37, 45, 45, 55, 57, 57–58, 66, 69, 88, 88, 93, 107–108, 110, 117–118, 118, 125, 129, 133, 137, 167, 177, 178, 179, 187, 187, 196, 196, 200, 202, 203, 210–211, 210, 216–217, 220, 224, 225–226, 226, 230, 235, 236, 238, 238–241, 240–241, 247–249, 248–249, 252, 252, 254–255, 254–255, 264, 268–270, 268, 288, 290–291, 297, 297, 306–307, 313, 315, 317, 317, 322, 324, 332, 332–333, 348–349, 349–350, 351–357, 353–355, 357, 359–366, 360, 362, 363, 366–370, 368, 371–372 Венгрия Вел., прародина венгров в Заволжье 354 венгры белые, часть мадьярского племенного союза 349 венгры черные, часть мадьярского племенного союза (секеи?) 57, 349 Вендель, вост, часть Сев. Ютландии (к сев. от Лим-Фьорда) 145 венды, немецкое назв. славян 131 Венерн, оз. на юге Швеции 123 Венеция, г. и гос-во 53, 235, 248 Веноза, г. на юге Италии, между Неаполем и Бари 94–95 вепсы, см. весь Верецкий перевал, через Карпаты, в р-не Ужгорода 210 Верхнелужицкая марка, см. Майсенская (Верхнелужицкая) марка вестготы, германский нар. 222 Вестеръётланд (Вост. Гаутланд), обл. на юго-зап. Швеции, к югу от оз. Венерн 62, 139 Вестфалия, вестфалы, территориально-племенное подразделение Саксонии, ее зап. часть (бассейн р. Эмс, до фризской границы на сев.) 216, 259 весь, прибалтийско-финский нар. (соврем, вепсы) 29, 144 Веттерн, оз. на юге Швеции 123 Византий, г., античное назв. Константинополя (см.) 37 Византия (Византийская имп-я, Греция), византийцы (греки) 18, 20, 22–23, 36–38, 38, 40, 46–47, 66, 72, 73, 83, 86–87, 87, 93–94, 94–95, 102, 108, 117, 117, 125, 125–127, 127, 129, 129, 136, 136–137, 139–141, 139–140, 145–146, 145–146, 153, 153, 156, 159, 164–165, 164, 180, 194, 197, 205, 211, 215, 218, 218–219, 222–223, 228–229, 235, 240, 242–249, 243, 246, 249–250, 252, 252, 264, 268–269, 269, 327, 347, 357, 359, 364, 367, 370

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николаев.-Княжицкий, Пск. г., II, 873. Николаев.-Князь-Андреев. – Переяславский, II, 986. Николаев.-Кожирова, Костромской г., II, 876. Николаев.-Кондрицкий, Бессарабской г., II, 882. Николаев.-Корельский, Арх. г., II, 987. Николаев.-Коровье-Ручьевская, Новг. г., II, 955. Николаевский-Коряжемский, Волог. г., I, 321. Николаев.-Лосинский, Новг. г., II, 886. Николаев.-Красногорская, Тверской г., I, 306. Николаев.-Красногорский, Полтавс. г., II, 889. Николаев.-Краснохолмский, I, 16. Николаев.-Крупиц., Черниг.г., II, 900. Николаев.-Крутецкий, Новг. г., II, 901. Николаев.-Лебединский, Киев. г., I, 322. Николаев.-Липенский, Новг. г., I, 323. Николаев.-Луховский, Костр. г., II, 895. Николаев.-Любятовский, Пск. г., II, 914. Николаев.-Маврина, Новг. г., II, 958. Николаев. -Макошинский, Черниг. г., I, 324. Николаев.-Малицкий или Малский, Твер. г., II, 988. Николаев.-Мамонтова, Тамб. г., II, 956. Николаев.-Маркушевский, Волог. г., II, 989. Николаев.-Медведовский, Киевской г., II, 990. Николаев.-Миропольский, II, 975. Николаев.-Михаилова пустынь, Влад. г., II, 926. Николаев.-Моденский, Новг. г., II, 930. Николаев.-Можайск.-Борщов., II, 957. Николаев.-Мороцкий, Мин. г., I, 548. Николаев.-Мостищский или Мостижский, Новг. г., II, 991. Николаев.-Мохнецкая, Твер. г., II, 647. Николаев.-Надеевская, Костр. г., I, 307. Николаев.-Немировский, Подоль. г., II, 993. Николаев.-Ножемского устья, Новг. г., II, 1020. Николаев.-Одрин, Орл. г., II, 1021. Николаев.-Озерский-Комельский, Волог. г., II, 1208. Николаев. – Ондрусова или Андрусова, Олон. г., I, 344. Николаев.-Осиновская, Новг. г., II, 959. Николаев.-Особный- Торопец., II, 994. Николаев.-Островский, Новг. г., II, 995. Николаев.-Отенский, Новг. г., II, 1031. Николаев. в Папортне или Панароцкий, Новг. г., II, 996. Николаев. – Пежемская, Волог. г., II, 960. Николаев.-Перекомский, Новг., г., I, 588. Николаев. – Перервинский, Моск. г., I, 327. Николаев.-Песношский или Пешношский, Моск. г., I, 404. Николаев.-Петров., Сарат. г., II, 997. Николаев.-Пивский – Городищен., Киев. г., II, 1056.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не имея возможности резюмировать здесь, даже в самой лаконичной форме, вторую трилогию, отметим лишь, что ее первая часть – «Агнец Божий» (232) – представляет собой вершину богословских, философских и практически-религиозных постижений протоиерея Сергия Булгакова как по широкому охвату и разработке христологических проблем, всеобъемлющему изложению трудностей и достижений патристической эпохи в форме догматической диалектики, в которой раскрываются «халкидонское богословие» и «халкидонская философия», так и по мистической глубине, молитвенному вдохновению, по безграничной любви ко Христу, к Триединому Богу и миру, которые нашли свое полноценное выражение в заключительной главе «Дело Христово». Когда в 1943 г. в Париже появился французский перевод «Агнца Божия» – «Du Verbe incarne» («Agnus Dei») (311), – этот труд протоиерея Сергия Булгакова получил высокую оценку со стороны представителей римско-католического богословия. Епископ Р. Боссар (R. Beaussart) посетил отца Сергия и, приветствуя его, с восхищением сказал: «Какие сокровища богословской мысли Вы дарите нам!» II Вторую группу богословских трудов протоиерея Сергия Булгакова можно разбить, следуя классификации Л.А. Зандера (401, с. 100–101), на четыре категории: 1) статьи догматического содержания (152, 174, 177, 191, 196, 203, 237, 256, 258, 285; опубликованы после смерти отца Сергия: 358, 359); 2) богословские статьи по новозаветной тематике (178, 205, 207, 208, 217, 220, 225а, 241, 260, 269, 299, 307, 310; опубликованы после смерти отца Сергия: 323, 324, 351, 353,354, 360–364,381, 392); 3) экклезиологические и эсхатологические статьи (156–158, 166, 185, 187, 207, 224, 259, 261, 277, 289; опубликованы после смерти отца Сергия: 338,383, 384, 388, 394, 396, 397) 4) разные богословские статьи, некрологи, письма (159, 186, 188, 193–195, 197, 209, 225б, 236, 245–248, 255, 288, 306; опубликованы после смерти отца Сергия: 315, 322, 326, 328, 334, 335, 345, 352, 355, 356, 365, 366, 372, 378, 386, 389). Эти труды протоиерея Сергия Булгакова свидетельствуют, как обычно, о его богословской одаренности и живой реакции на важнейшие события окружающей жизни. 23. Обвинения протоиерея Сергия Булгакова в модернизме и ереси и его самозащита

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Для более ясного представления я изложу свои наблюдения относительно двух чинов, напечатанных под 4 и 5. Последний 5) издается по двум рукописям Московской Патриаршей Библиотеки, причём не отмечается–какая положена в основу издания и из какой приводятся варианты. При двух рукописях не трудно, конечно, решить этотъ вопрос; но любопытные получились результаты слияений рукописей с печатным текстом: г. Успенский, печатая чинопоследования по ркп. 324, из другой ркп. 307 совсем не приводитъ вариантов, хотя они есть; сокращает текст чинопоследования, нигде не оговариваясь (печатает только начальные слова песнопений, молитв и пр., опуская остальное); местами делает пропуски; печатает безсмысленное слово: «недорут» вм. «пожрут» и пр. Не сверявший с рукописью читатель подумает о чрезвычайной точности передачи текста г. Успенским (соблюдаются даже буквы, сокращения не раскрываются и пр. т. п.); на самом же деле памятник издается так плохо, как я не встречал ещё ни в одном издании. Перечислять все ошибки – было бы слишком утомительно и потому, чтобы дать ясное представ- ление «о дипломатической точности») издания г. Успенского прилагаю два снимка с чинопоследования 5, на которых обозначены все отетупления издания от рукописей 15 века (см. на стр. 3 и 4). Чинопоследование под 4 издано по множеству рукописей: в заголовке указано 38 рукописей, а в вариантах делаются отметки еще и о других рукописях, не обозначенных в заголовке, напр. Софф. ркпп. 1065, 1067, 1081; на самом же деле не все эти рукописи использованы и многие указаны только для того, чтобы вселить уверенность в «учёность» автора; это я говорю опять на основании сличения печатнаго текста с рукописями Московскими. Г. Успенский и здесь не говорить по какой ркп. издается текст чинопоследования и почему по ней именно (одно из самых элементарных требований учёного издания); но из сличения четырех древнейших рукописей XIV–XVI вв., хранящихся в Москве (указанных им в самом начале), оказывается, что ни одна из них (несмотря на их древность) не положена в основу издания (почему,– нигде не говорится ни слова).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Характерно в данном случае, что Амвросий нигде и ни разу не назвал Арбогаста убийцей, хотя имел к этому неоднократный повод. Это молчание Амвросия ясно показывает, что виновность Арбогаста как убийцы не была точно установлена. Равным образом епископы-послы засвидетельствовали пред Феодосием невинность Арбогаста (Ruf. II, 31). Несомненным только является соучастие Арбогаста, а потому справедливее сказать, что Валентиниан был убит сторонниками Арбогаста – творца плана убийства. Ср. Rauschen Op. cit. s. 362–364. 295 Сам Арбогаст отказался от императорского достоинства. Причины этому могут быть различны: или 1) потому, что он как франк, а следовательно варвар, в представлении римлян, знал о несклонности римлян к варварам, или 2) потому, что тогда бы стало ясным для всех его участие в убийстве Валентиниана по мотивам честолюбия. 296 Orosii Adversum pagan. VII, 35: legit hominem, cui titulum imperatoris inponerat, ipse acturus imperium vir barbarous. 297 Zosim. Op. cit. IV, 54. Cp. Socr. V, 25; Symmachus l. III Ep. 60, 61 (Migne t. XVIII ser. lat.) называет Евгения frater meus и дает титул clarissimus vir. 307 Ruf. H. E. II, 31: fuere tamen nonulli sacerdotum. Дело, которое взялись защищать эти епископы, совсем не рекомендует их с нравственной стороны. 310 Ibidem. IV, 57. Zosim. (IV, 56) передает, что варвары разделялись на две партии: языческую и арианскую. Феодосий узнал их намерения и привлек к себе язычников во главе с Фравитом. Эриульф, глава арианской партии, был убит Фравитом. 311 Socr. V, 25; Ruf. H. E. II, 33; Sozom. VII, 24, говорят, что у Феодосия было 20000 готов. Ср. Guldenpenning und Ifland Op. cit. s. 221. 312 Socr. V, 25; Sozom. VII, 22; Oros. Op. cit. VII, 35: Arbogastes.. cum adversus eundem Theodosium collectis Gallorum Francorumque viribus exundavit. August (Migne s. l. t. XL De cevit. Dei, V, 26) наз. войско Евгения “сильным”. 314 Sozom. VII, 22. Claudianus in consulatu Probini et Olibrii fratrum (издание цитир. t. I), p. 104–105; III Cons. Honorii, p. 88–89. 318 Cod. Theod. XI, I, 23 (393 Константинополь). Не менее Феодосий заботился в это время об очищении Церкви от плевел, т. е. от еретиков, напр., закон XVI, V, 21–15 июня. 319 Церковные историки всеми силами стараются оттенить собственно благочестие Феодосия, которым было вызвано все его поведение. Вслед за ними Tillemont (Op. cit. V, 2, p. 740) замечает, что “все это Феодосий делал по убеждению, что нервом войны являются столько же деньги, сколько благословение Бога”. 320 Socr. H. E. V, 25: 10 янв. 394 г. Ср. Tillemont Op. cit. V, 2, p. 741; Sievers Op. cit. s. 324.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010