Однажды ночью три человека проникли в пещеру горы, на которой была расположена деревня Аэндор 307 . В пещере жила волшебница. Один из трех посетителей просил волшебницу вызвать мертвого, которого он назовет. Она противилась. Она напомнила вопросителю, что Саул выгнал из своей земли всех вызывающих мертвецов и волшебников; теперь она боялась, что ей расставляют сеть, чтобы умертвить ее. Неизвестный настаивал, обещая ей сохранить ее жизнь. «Кого мне вызвать для тебя?» – спросила она, готовая заняться своими заклинаниями. – «Вызови мне Самуила» 308 , – ответил собеседник. Волшебница внезапно испустила страшный крик. Она не могла заставить пророка выйти из гроба, а между тем видела появление его тени. Она угадала, что лишь присутствие посетителя чудесным образом привлекло призрак, и сказала собеседнику: «Для чего ты обманул меня? Ты – Саул» 309 .      В самом деле это был царь. Вступая в битву с филистимлянами, он напрасно спрашивал истолкователей Господа, каков будет исход войны. Оставленный Духом Божиим, он упал до того, что решился искать помощи у того тайного искусства 310 , которое он сам же преследовал. Пророк появился, прикрытый своею мантией. Он укорил Саула за то, что тот нарушил его последний покой, и известил его, что наутро царь и его дети, все вместе, будут в преисподней, и Израиль будет побежден. Приготовляясь к ворожбе волшебницы, Саул ничего не ел ни эту ночь, ни предшествовавший день. Мрачное предвестие Самуила его поразило. Он упал. Волшебница подошла к царю. Она напоминала, что, повинуясь ему, она рисковала своею жизнью; в свою очередь и она умоляет его уступить ее просьбе. Она просила его подкрепиться какой-нибудь пищей. Саул отказался; но, побежденный настояниями этой женщины, он поднялся и, сидя на постели, ждал, когда хозяйка принесет ему пищи. Волшебница имела тучного теленка; она поспешила его заколоть; приготовила хлебы из пресного теста, и изготовленный ужин предложила царю и его двум спутникам. Пред великодушием и благородством волшебницы, которая оказала помощь своему гонителю, еще резче выставляется падение Саула. Подкрепивши себя пищей, царь и его слуги оставили пещеру волшебницы еще до наступления дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

301 Мафорий – широкий платок, покрывающий голову и плечи в православных изображениях Богоматери. См.: Бобров 10. I. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996. С. 239. 302 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы . М., 1993. Омилия 18, с. 191. 303 Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. С. 116, 118–119. 304 Примерно от 3х до 6ти часов утра. 305 От βλπει – взирать, глянуть, обратить взор, видеть. Ср. Βλεφαρδες – ресница, βλφαρα – веки, __ βλμμα – взгляд, взор 306 Закончить погребение они могли только в первый день недели. В субботу запрещалось поднимать любой вес, как большой, так и маленький. Даже душистые травы, то есть пряности для субботних обрядов, если они употреблялись в таком количестве, что их следовало брать в охапку, приравнивались к грузу, который носить нельзя. См. тексты Кумрана. СПб., 1996. Примечания к Дамасскому документу, с. 85. 307 По системе Грегори, кодексы А, С, W, Θ, Ψ. 308 Novum Testamentum Graece el Latine. Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1994. C. 242. 309 Там же, с. 241. 310 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 311 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 312 От ζητω – «искать, разыскивать». См. также комм, в книге: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета, изд. Преемников Α. П. Лопухина, т. 8, Евангелие от Матфея, Петербург, 1911. (Репринтное издание, Стокгольм, 1987). С. 470. 313 Туника (греч. χτν: «хитон»; лат. tunica) – обычная одежда очень простого покроя: длинный кусок материи складывается вдвое и сшивается по краям. Наверху оставляют отверстия для рук и делают разрез для головы. Туника являлась общеупотребительной одеждой как мужчин, так и женщин; надевалась прямо на тело и обычно подпоясывалась. Гиматии (греч. ιμτιον: «верхняя одежда, плащ») накидка из плотной шерстяной ткани, чаще всего в полоску. Чтобы получить гиматии, отрез материи сшивали на плечах и но бокам, оставляя прорези для рук; См.: Библейская Энциклопедия. М., 1998. С. 169. Вейсман А. Д. Греческо-Русский словарь (репр. Vro изд. 1899 г.). М., 1991.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Как материал, из которого были сделаны скиния и ее принадлежности, так и самый план, и размеры их были указаны Самим Богом Моисею на Синае ( Исх. 25–27, 30:1–10 ). Материал для скинии и ее принадлежностей был взят из всех трех царств природы: растительного, минерального и животного. Из растительного царства природы были взяты: дерево ситтим (шиттим-шинтим, ср. араб. «сант», коптское и египетское «шонте» (игла), «шонт» – лес акаций, 70: Ξλα σηπτα,) представляющее собою вид египетской или аравийской акации, название которой произошло от египетского имени «шент» 307 (игла, колючка) 308 ; елей (шемен) 309 , приготовляемый из маслины; «виссон» (шеш), который признается одними за лен, а другими – за хлопчатую бумагу 310 ; мука, кассия, корица и ладан; из минерального царства – металлы (золото, серебро и медь) 311 , драгоценные камни, поваренная соль и некоторые благовонные минеральные вещества; из царства животного – козья шерсть, кожи баранов, краски 312 – голубая, пурпуровая и червленая. По своему плану скиния Моисеева разделялась на, а) деревянный остов скинии, с находившимися в нем предметами и покрывавшими его покровами, и б) двор скинии, с находившимися на нем предметами. § 95. Деревянный остов скинии Деревянный остов скинии составляли 48 столбов, сделанных из дерева ситтим. По южной и северной сторонам скинии таких столбов стояло по двадцати (20×2 ­­ 40) и по западной – 8 столбов. Каждый столб имел 10 локтей высоты и 1½ локтя ширины. Толщина столбов не указана в библейском тексте, но Иосиф Флавий определяет ее в 4 пальца, т. е. в 1 ладонь (Antiquit. jud. III, 6, 3), а раввины в 1 локоть. Столбы сверху, с лицевой стороны, были покрыты золотом. Каждый столб внизу заканчивался 2-мя шипами и при поставлении утверждался на серебряных основаниях – так, что под каждым шипом было отдельное основание. На западной стороне скинии было 8 столбов. Из них устройство средних шести было одинаково с устройством прочих столбов, стоявших по продольным сторонам скинии, а устройство двух угольных несколько различалось от устройства остальных. Насколько можно понять библейский текст, в котором содержится описание устройства этих столбов (ср. Исх. 26:23–24 ), их устройство можно представлять следующим образом: каждый из них имел вид внизу прямого угла, а вверху заканчивался шляпкой, для большей крепости стянутой металлическим кольцом 313 . Стороны этих угловых столбов имели неодинаковую величину: та сторона, которой они ставились по продольному направлению скинии (с востока на запад), имела 1 локоть, а та, которой они ставились по направлению поперечному, – ½ локтя. Под ними, как и под прочими столбами, было по два серебряных основания, общее количество которых т. о. было 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

С 1918 по 1947 год работал в Малом театре. В 1920–1924 годах преподавал одновременно в консерватории, в 19281933 – преподавал музыкально-теоретические предметы в Центральном техникуме театрального искусства. Скончался 12.IX.1947 года. 307 В перечислении колоколов сохраняется последовательность, установленная в приводимом описании, цитаты из которого заключены в кавычки. (Примеч. сост.). 309 Замечательный пример подбора колоколов, согласующихся по высотным, обертоновым и тембровым признакам представляет звонница Ростовского кремля. Старые ростовские звоны сохранились и воспроизводятся по записям о. Аристарха Израилева (конец XIX века). 310 В 1920-е годы выдающимся музыкантом-звонарем К.К. Сараджевым был составлен список звуковых индивидуальностей больших колоколов колоколен Москвы и Троице-Сергиевой Лавры (см.: Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов. Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 35). 311 Этот эпизод был рассказан о. Сергием Боскиным. В настоящее время опубликован в издании: Троицкое слово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Б. г. 4. С. 22. – Протодиакон Сергий Боскин. Открытие Лавры преподобного Сергия. (Примеч. сост.). 312 В дневниках M.M. Пришвина возникает хроника уничтожения лаврских колоколов – свидетелей былого величия и исторической славы Лавры. [Далее в подготовительных материалах к публикуемому тексту отмечены страницы из альманаха «Прометей» (Вып. 16. М., 1990), где были изданы фрагменты дневниковых записей М.М. Пришвина, которые Сергей Зосимович включил в доклад и которые приводятся ниже. – Примеч. сост.]. 314 Завершая ряд примечаний, хотелось бы добавить следующее. В 2000 году жительницей Сергиева Посада Екатериной Шевалдышевой был передан лаврским насельникам кусочек от сброшенного в 1930-е годы колокола, который она подобрала, будучи ребенком. Спектральный анализ показал состав металла, в соответствии с чем в 2002 году в Москве на ЗИЛе были отлиты и возведены на лаврскую колокольню 4 сентября того же года два колокола: «Первенец» и «Благовест». В 2003 году из С.-Петербурга был доставлен еще один вновь отлитый колокол в 4000 пудов – «Царь». Его подняли на колокольню в пятницу Пасхальной недели 16 апреля 2004 года, а звонить стали, начиная с Троицина дня. (Примеч. сост.).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Громадное множество св. историй протестантских авторов, доселе излагается библейским языком в Лютеровом переводе, не смотря на то, что перевод этот устарел, многие слова теперь даже совсем не понятны немецким ученикам 303 ; вдобавок, критикою выставлены прямые неправильности в переводе 304 . Лютеранские излагатели св. истории только прибавляют к учебникам «словообъяснения» этого перевода; но отступить от самого перевода при изложении св. истории и воспользоваться другими, лучшими, за весьма немногими исключениями, считается ренегатством 305 . Напротив, он обыкновенно восхваляется, в возможной мере сильно 306 ; наконец, как мы уже видели, изданное в еще давнее время, школьное лютеранское законодательство (Байрейтское 1664 г.), требуя, не в пример прочим предметам, особенно внимательного преподавания истории, прямо рекомендует так преподавать ее, «чтобы можно было видеть и понять, из каких высокопобудительных причин получила место святая и богоугодная реформация» 307 ; и, решительно нельзя сказать, чтобы последующая практика пртестанских школ, указанное требование осудила. Ввиду всего этого, если и нельзя согласиться с тем мнением, будто св. история, вообще по самому своему существу, поддерживает рознь между различными вероисповеданиями, однако же, имея в виду то, что существует на практике в теперешних иностранных учебниках по св. истории, нужно признать, что мнение это имеет для себя фактические основания – хотя, конечно, не такие, чтобы, по справедливости, могли вызвать проект об изъятии св. истории из круга предметов школьного обучения. Что касается кальвинизма, то вероисповедная тенденция его, проглядывает в особенной приверженности кальвинистических дидактологов к св. истории именно Ветхого Завета. Один из серьезных кальвинистских дидактологов прямо указывает на нее, как на одно из решительных отличий кальвинизма от лютеранства, по мнению самого Кальвина 308 , и входит, при этом, в натянутое, хотя и довольно живое, сближение своей страны (Швейцарии) с Иудейской страной, дабы вывести отсюда заключение, что особенное изучение ветхозаветной истории в Швейцарии, требуется и «национальностью обучения» 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Он любил порядок и довольство во всем, и потому заботился о приведении в известность всего того, чем тогда могла располагать русская митрополия. Главный источник содержания ее составляли земельные владения. Даниил позаботился о том, чтобы надлежащим образом прикрепить все наличные владения к своей кафедре. С этою целью он поручил составить сборник актов и разных дарственных записей московской митрополий, который бы мог служить самым неопровержимым источником законности каждого владения митрополичьей кафедры 305 . Мало того, Даниил прилагал не мало старания и к тому, чтобы по возможности и при всяком удобном случае увеличивать наличные владения своей кафедры. Этой экономической цели много содействовало внимание к нему со стороны великого князя и некоторых других князей. Сохранилось значительное количество жалованных грамот, данных митрополиту Даниилу от великого князя Василия Иоанновича 306 и его брата Юрия Ивановича, князя Дмитровского. 307 Наконец, Даниил в весьма значительной степени увеличил земельные владения митрополичьей кафедры путем денежной покупки земель. От него сохранилось много купчих грамот на разные поместья, села и деревни, при чем каждая заключенная по его приказанию купчая грамота одна присоединяла ко владениям митрополитов по нескольку сел и деревень. 308 Кроме того, митрополит иногда брал села в счет долга и за долг. 309 Вообще у Даниила заметно было стремление к увеличению своих денежных средств, благодаря которому он входил в разлад с некоторыми лицами. 310 Таков характер митрополита Даниила. Вскоре по вступлении Даниила на престол новому митрополиту представился случай обнаружить свои нравственный качества. В 1523 году по подозрению в измене вызван был в Москву уже в третий раз 311 последний представитель удельновечевого порядка Северский кн. Василий Шемячич. В первые два приезда свои в Москву Шемячич успешно оправдывался во взводимых на него подозрениях и возвращался назад с честью. В 1523 году на него возобновились подозрения в измене, последствием которых был третий вызов его в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

304. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрия, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата, так как бы и сам ты принимал пособие. 305. Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе. 306. Великое дело найти человека смиренномудрого и терпеливого, доброте его нет меры. 307. Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы. 308. Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мирскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не превозносится. 309. Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй; ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1 Кор. 4, 7); и если не будешь ходить по Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила. 310. Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же он попирает землю, из которой взят и в которую пойдет; возвышает же Господь смиренных. 311. Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает победную награду. 312. Если пред братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям. 313. Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не презирай его, признавая грешным в мысли своей: ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами. 314. Надобно удерживаться от осуждения других; каждому же из нас подлежит смирять себя, говоря о себе словами Псалма: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 5). 315. Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца, которое ненавидит подчинение и отеческое вразумление; удали от меня горделивые помыслы; ибо Ты, Господи, запретил еси гордым (Пс. 118, 21). 316. Не только взор пусть будет поникшим долу, но и сердце да не превозносится над другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

166 Не говорим: «и Льва III, так как первый отдел N переделан около 770 года и мы не беремся точно отделить в нем исконные черты от привнесенных позднее. 167 В житии св. Стефана Нового указываются, как убежища, нетронутые ересью: северное, побережье Эвксинского Понта, Италия, Кипр и противоположный берег до Триполиса, Тира и Яффы; нижние части апкийской провинции, от Силея и Сини (См. Васильевский Ж. Μ. Н. Пр. т. 191, 307/8). Но громадное большинство иконопочитателей эмигрировало в Италию; по расчетам новых историков свыше 50.000 (там же, стр. 308–309). Сицилия при Льве III была присоединена к константинопольскому патриархату. 168 См. Kieperm, Lehrhuch der alten Geographie, 1. Halite, § 124–127, стр. 129–134. Berlin 1877. По арабам Таре был впервые занят ими в 53 году гиджры (27XII672–15XII673); но уже в 25 году (28X645–16X646) они нашли крепости от Тарса до Антиохии оставленными и заняли их ненадолго (Brooks, the Arabs in Asia minor from arabic sonrces, Journ of hellenie studies 1898, 182–208; продолжением этой работы, явившимся в English Historical Review 1900, октябрь, стр. 728–747, мы уже не имели возможности воспользоваться). У арабов К. πεδις и Сирия объединяются под именем Surija. 170 Мы даем две цифры, потому что хронология Феофана на 610–715 г не вполне выяснена. См об этом вопрос– у нас в приложении. 171 Theoph. I. 363. Мы считаем в этом месте текста Феофана сомнительным. Выражение: «α νν παρ ρβων οκομεναι πλεις» показывает, что в 6178 г. эти города арабам не принадлежали; что же за выгода для ромеев была в том, что от напора (φοδος) мардаитов они были νσχυροι и οκητοι? Не надо ли читать вместо φοδον – φοδον и переводить: «города по окраине – – – оказались беззащитны и необитаемы (для ромеев) вследствие ухода мардаитов»? 173 См. А. А. Васильев , Византия и арабы за время аморийской династии, Спб. 1900, стр. 79, прим. 1. По Белазури (893) такова же в сущности была граница и в 650–750 годах, со времен халифов Омара и Османа; подробности ниже в тексте. Brooks, стр. 203–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Поскольку, как сказано, безмолвие является началом очищения души, а тем самым оказывается и обоживающим, то ясно [из этого], что оно есть место и, скорее даже, путь, принимающий восхотевшего с праведнейшим духом взойти к Богу, вводящий его прямо в лоно Божье и мирно и без потрясений приготовляющий идущего по нему увидеть сначала западни, хитрости и коварные приражения врага душ наших и противостоять им духовно, с разумом и мудростью; а затем возводящий его, хорошо и доблестно сопротивляющегося [им], к божественным осияниям и просвещениям, а также прямо приводящий к духовным откровениям божественных таинств, и соединяющий неизреченно с Богом, и всецело обоживающий, и, одним словом, приобщающий к божественной и сверхъестественной любви (ρωτα) в духовной славе, какую только возможно представить, и, следовательно, к честнейшей и искреннейшей любви (γπην) к ближнему. Если же, стало быть, следуя за Богом, обоживающий покой действительно обладает всеми в совокупности наилучшими благами и красотами и, имея своим началом простую веру, основанную лишь на слове 306 , достигает веры сущностной (νυπστατον), наглядное изображение которой есть явленная Богом Моисею скала, имеющая расселину, через которую узрел он задняя (τ πσθια) Бога 307 (ведь на самом деле сущностная вера являет, словно некую расселину, умопостигаемую ясность в предметах сущих и являемых и через эту ясность дает боговодительствуемому уму зреть не существо (οσαν) Бога, которое тогда было названо Моисею «ликом Божиим», а созерцать весьма явно то, что вокруг Бога, то, что богоносцы именуют задняя Бога), то единственно только муж, [стяжавший] безмолвие, естественно имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, реченную через Давида: «приступите к Нему и просветитесь» ( Пс. 33:6 ), и через Исаию 308 : «Просветите себе свет ведения» ( Ос. 10:12 ), и только их свет является вечно умным. Посему и каждодневная смерть, по Павлу 309 , не относится ни к кому иному, как к всегда устремляющимся к знанию, превосходящему прежнее, всякий раз принимающим благоразумно коловращения/перемены/и каждодневно/при каждой перемене/отвергающим самих себя каким бы то ни было образом, духовно обновляющимся и возрождающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

С. 489. Мизер — нищета, убожество (франц. misère). 302 С. 490. Суперфлю (франц. superflu — лишний, бесполезный) — здесь: изысканная; в этом смысле это слово было употреблено Ноздревым в «Мертвых душах» Гоголя (см. примеч. к с. 401). 303 С. 490. …бонтоннее… — более соответствующее вкусу хорошего общества (франц. bon ton — хороший тон). 304 С. 494. …получаю несметные миллионы и тотчас же жертвую их на род человеческий… — Эта мечта «подпольного» героя возродилась позднее в «ротшильдовской» идее Подростка, который тоже хотел, скопив огромное богатство и насладившись могуществом, отдать свои миллионы людям (см.: «Подросток». Ч. 1, гл. 5, III). 305 С. 494. …чего-то манфредовского… — здесь: чего-то гордого, возвышенного. Манфред — герой одноименной драматической поэмы Байрона (1817), в которой нашла отражение философия «мировой скорби». 306 С. 494. …разбиваю ретроградов под Аустерлицем… — Здесь и далее герой представляет себя в роли Наполеона I. В данном случае имеется в виду победа Наполеона I под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря) 1805 г. над объединенными русско-австрийскими войсками. В мечтах героя исследователи обнаружили некоторую перекличку с историей Икара в социально-утопическом романе Кабе «Путешествие в Икарию» (1840). Филантроп-преобразователь в утопии Кабе — также разбивает коалицию королей-ретроградов в битве при Аустерлице (см.: Комарович В. Л. Юность Достоевского//Былое. 1924. С. 37). 307 С. 494. …папа соглашается выехать из Рима в Бразилию… — Конфликт Наполеона I с папой Пием VII, в результате которого Наполеон I был отлучен в 1809 г. от церкви, а папа Пий VII в течение пяти лет был фактическим узником французского императора, закончился возвращением в 1814 г. Пия VII в Рим. 308 С. 494. …бал для всей Италии на вилле Боргезе, что на берегу озера Комо… — Очевидно, имеется в виду празднование в 1806 г. основания Французской империи, которое было приурочено к 15 августа, дню рождения Наполеона I. Вилла Боргезе в Риме, основанная в первой половине XVIII b., украшенная изящными постройками, фонтанами и статуями, принадлежала в это время Камилло Боргезе, за которым была замужем сестра Наполеона I Полина. Озеро Комо расположено в Итальянских Альпах. 309

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010