305       В своем Insight Бернард Лонерган выражает очень похожую на мысль Геринга идею подлинного общества, основанного на фундаментальных ценностях взаимного уважения, справедливости и милосердия, характеризующегося общим стремлением к позитивной трансформации и освобождению от социального греха. Космополис, как Лонерган называет такое общество, «не является груп­пой, осуждающей другие группы, это не сверхдержава правящего государства, это не организация, которая регистрирует участников, не академия, которая поддерживает мнение, не суд, который применяет правовой кодекс. [...] Это из­мерение сознания, возвышенное понимание исторического происхождения, открытие исторической ответственности»; B.J. Lonergan, Insight: A Study of Human Understanding, New York: Longmans, 1957, c. 266. 306 B. Häring, Morality is for Persons: The Ethics of Christian Personalism, London: Vision, 1971, c. 81. 307 R.J. Smith, Conscience and Catholicism: the Nature and Function of Conscience in Contempo­rary Roman Catholic Moral Theology, Lanham – New York – Oxford: University Press of America, 1998, c. 84; B. Häring, Free and Faithful in Christ, T. I, c. 265–283. 308       GS, § 48; В. Häring, Marriage in the Modem World, Westminster, MD: The Newman Press, 1966, c. 71–87. 311       Идея «сознательного родительства» была предложена еще папой Пием XII в 1951 г. и получила дальнейшее развитие на Втором ватиканском соборе, см. GS § 50–51. 313 Убеждение, что медицина должна быть целостной, было принято некоторыми учеными как утопическое, так как оно выталкивает цели медицины за пределы того, что было традиционно принято за разумные рамки медицины, см. P. Schotsman, «Personalism in Medical Ethics», в Ethical Perspectives 6 (1999), no. 1, c. 10–20; B. Soane, «The Literature of Medical Ethics»: Bernard Häring, в Journal of Medical Ethics 3 (1977), c. 85–92. 317 Такое заявление нуждается в более подробном объяснении того, что имеется в виду под свободой. Случаи, когда свобода пациента угрожает жизни общества, должны интерпретироваться с четкостью понятия, с учетом не только характе­ристик человеческой личности, но прежде всего принципов пропорционально­сти и общего блага.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

305 См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 28–30. Любопытно в связи с этим существование поверья, что Изначальный Холм (Бен-Бен) стал местом, на котором был возведён впоследствии гелиопольский храм Ра-Атума. Таким образом, храмовая возвышенность осмыслялась египтянами как пуп земли (омфалос) или ось мира (axis mundi). 306 «Великая Эннеада» (греч. ννες – букв. «девятка») – девять главных богов Древнего Египта, которые также считались и его первыми царями. 307 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 114. 309 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 115. 310 Хатхор (Хатор) (букв. «дом Гора» (т. е. «небо») – богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Гора. В древности считалась дочерью Ра. В древнейший период представлялась в образе небесной коровы, родившей солнце. Является персонификацией Млечного Пути, который виделся древним египтянам как молоко небесной коровы. 313 Книга Мёртвых/пер. М.А. Коростовцева//Цит. по: Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. T. 1.) С. 71. 314 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 116. 315 Ср. с пониманием сакральности царской власти в конфуцианстве (см. гл. VII. Конфуцианство), в шумеро-аккадской традиции (см. гл. X. Религия и культура Шумера; гл. XI. Религия и культура Аккада), а также в хеттской культуре (см. гл. XIII. Религия и культура хеттов). 316 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. С. 18. 317 Данный факт был установлен современным египтологом А.О. Большаковым. См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 131. 318 Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 111. 319 Ср. с функциями правителя (императора) в Древнем Китае (см. гл. VI. Древнекитайские религиозные представления).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

18. 164–194. 299 . Gandolfo G. La corrente spirituale di Nil Sorskij nella prospettiva storico-agiografica di Georgij P. Fedotov//NS 9 .308). 271–288. 300 . Jacamon S. Saint Nil Sorskij. Bellefontaine 1980. 301 . Jacamon S. La vie quotidienne au skite de Nil Sorsky//Irénikon 1989. 62. 21–35. 302 . Kolkutina Ε. V. Nil Sorskij e il suo «skit»//NS 9 .308). 111–119. 303 . Lilienfeld F. von. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B. 1963. 336. 304 . Lilienfeld F. von. A proposito delle richerche sulla figura e il ruolo storico di Nil Sorskij. Un problema di metodo//NS 9 .308). 53–70. 305 . Lur " e J. S. Nil Sorskij e la composizione dell’ " Illuminatore» di Iosif di Volokolamsk//NS 9 .308). 97–110. 306 . Maloney G. The spirituality of Nil Sorskiy. Westmalle 1964. XI, 20. 307 . Maloney G. Russian hesychasm. The spirituality of Nil Sorskiy. The Hague 1973. 302. Piovesana G., S. T.//Diakonia. [USA] 1973. 8:3. 258–265. пер.: Bellefontaine 1978. 1979. 31(105). 93. 308 . Nil Sorskij e l’esicasmo. Atti del Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa «Nil Sorskij e l’esicasmo nella storia spirituale e culturale della Russia», Bose 21–24 settembre 1994/A cura di Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1995. 345. [NS]. 309 . Pliguzov A. I. La dottrina dei primi «nestjaateli» in una prospettiva storicä dall’ " insegnamento» di Nil Sorskij al programma di secolarizzazione di Ivan IV//NS 9 .308). 123–142. 310 . Prochorov G. M. Nil Sorskij nella storia della spiritualità russa//NS 9 .308). 39–49. 311 Senyk S. Nil Sorskij in terre ucraino-belorusse//NS 9 .308). 151–158. 312 . Ševenko Ε. E. Le raccolte librarie dello «skit» di Nil Sorskij dalla fine del XV al XVIII secolo. Un tentativo di ricostruzione//NS 9 .308). 143–150. 313 . Špidlik T. Nil Sorskij e Iosif Volokolamskij. Le radici del loro conflitto//NS 9 .308). 161–170. 314 . Toucas-Bouteau M. Nil Sorskij e il monastero di Kirill di Beloozero//NS 9 .308). 71–95. 315 . Vasilij (Grolimund) [, иером.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

варр., 60, 163, 196; и, вообще, c) заменяют те или другие обороты речи сродными им; см. варр. 2, 5, 7, 12, 16, 25, 32, 38, 39, 41, 57, 61, 68, 70, 71, 79, 83, 88, 89, 93, 96, 97, 106, 112, 115, 116, 120, 128, 144, 149, 152, 159, 166, 174, 181, 192, 199, 208, 215, 216, 226, 233, 234, 240, 242, 247, 252, 254, 255, 263, 269, 292, 298, 302, 307, 308, 316, 319. 2. Особенности, в которых устарелые чтения Острожской библии заменяются более новыми. Сюда, в частности, относятся: a) замена устарелых слов более новыми; см. варр. 13, 17, 27, 40, 45, 50, 68, 83, 85, 100, 104, 118, 120, 138, 146, 147, 165, 172, 183, 209, 212, 217, 231, 243, 288, 309, 310; b) замена целых выражении см. варр. 19, 56, 90; c) замена устарелых падежных и глагольных форм; см. варр. 4, 11, 18, 21,      24, 34, 46, 47, 53, 65, 78, 82, 88, 102, 107, 111, 317, 130, 134, 135, 163, 167, 171, 175, 180, 191, 204, 210, 214, 218, 221,      227, 229, 241, 258, 260, 267, 268, 273, 282, 283, 289, 305, 313, 315;      d) изменение      управления слов; см.      варр. 46, 84, 133, 141, 248, 279, 301 и, наконец, е) замена устарелых написаний более новыми. Так, вместо «съкрушеше» в Елизаветинской библии пишется «сокрушение», вместо «възмяте» пишется «возмяте» и т.д. Таких вариантов в Елизаветинской библии очень много. Но так как они имеют значение только для Славянской палеографии, то, при сравнении текстов Острожской и Елизаветинской библии, мы не отмечали их. 3.       Особенности, в которых справщики Елизаветинской библии изменяют Острожский текст с целью яснее передать смысл греческого подлинника. Такие поправки отмечены под цифрами 140, 160, 195, 205, 207, 239, 253, 276, 286, 314. Почти все эти поправки, действительно, делают текст книги Плач более ясным, чем каким он был до исправления. Исключение составляют варианты 207, 253 и 314. В вариантах 207 и 253 поправки не приводят ни к каким результатам по причине темноты самого греческого текста. Что же касается варианта 314, то в нем Острожский текст имеет неоспоримое преимущество пред чтением Елизаветинской библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Теперь должно быть понятно, в каком смысле Гегель настаивает на единичности формальной абстракции: выделяя и вознося изо всей сложной данности только одну, единичную сторону предмета, понятие остается прикованным к ней, и эта прикованность определяет навсегда его содержание; оно бессильно исправить в этом что-либо; выдавая выделенную единичность за что-то всеобщее, оторванное от других содержаний и других понятий, оно является само лишь единичным понятием, прилепившимся к единичному содержанию. Поэтому через единичное рассудочное понятие может быть познано только единичное свойство чувственного мира, рассудочно обобщенное, но не приобретшее истинной спекулятивной всеобщности. 298 Таким образом, оторванные одна от другой, равнодушно 299 сопоставленные, формальные абстракции отчужденно 300 и чопорно 301 противостоят одна другой нисколько не лучше, чем конкретные-эмпирические вещи. «Абстрактное» означает всегда то же самое, что «противоположное». 302 Элементы, оторванные друг от друга, взаимноабстрактные, 303 относятся друг к другу негативно, 304 исключают друг друга, стоят взаимно в отношении «идеальной» и «безусловной» противоположности. 305 Несоединяемый разрыв, 306 обнаружившийся между ними, превращает их неминуемо в непримиримые полярные крайности. 307 Вся великая армия абстрактных понятий оказывается раздробленным, разбросанным 308 дискретным 309 множеством логических атомов. 310 Все преимущество их перед атомами эмпирии – в их мыслительно-всеобщей форме, и только. Естественно, что такое множество атомизированных абстракций, с мертвым содержанием и в мертвом порядке, оказывается неспособным к тому высшему спекулятивно-живому синтезу, которого искал Гегель. Формальное понятие неподходяще для спекулятивного строя отношений, который покоится, во-первых, на содержательности, а во-вторых, на конкретности своих элементов. Между тем формальная абстракция, во-первых, бессодержательна, во-вторых, дискретна. Это рассудочное понятие, только абстрактное, не более чем абстрактное 311 есть чистая 312 и пустая 313 бессодержательная мыслимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Вдумываясь во все эти качества, мы видим, что гордый супруг в браке является очень трудным и его любовь на очень низком уровне. 507. Тупость. Умный, интеллигентный и образованный человек под влиянием гордыни становится тупым и глупым. Это легко понять, если вспомнить выше приведенные качества гордеца, то сразу видно, что гордыня, как и любой другой грех, делает человека «меньшим» или хуже, в данном случае глупее, чем он на самом деле. Итак, гордецу мешают следующие качества: (201) Высокомерие; (202) Не терпит критику; (203) Нужно сохранить свое лицо; (204) Обидчивость; (205) Упрямство; (206) Зависть; (207) Не видит свои ошибки; (208) Искаженная вера или неверие; (211) Самодурство; (212) Эгоизм или самолюбие; (213) Отсутствие скромности - нахальство; (214) Самоуверенность; (215) Большое самомнение; (216) Ксенофобия, этнофобия и расизм.; (217) Русофобия; (218) Множественная личность; (219) Считают скромных глупцами; (301) Не любит советы; (302) Ничем нельзя удивить. «Да, я это уже знаю»; (303) Это твое мнение, а это мое; (304) Неумение общаться; (305) Не может открыться; (306) Не может говорить о своих слабостях; (307) Не может смеяться над собой; (308) Не хочет помощи; (309) Не помнит своих добродетелей; (310) Не любит своих добродетелей; (311) Отсутствие благодарности; (312) Не может простить; (313) Не может извиниться или покаяться; (314) Злоба к своей жертве; (315) Помогает нуждающимся - чтобы себя возвысить; (316) Унижающие шутки. Все эти качества надевают на человека цепи гордыни, впоследствии чего его мысль становится скованной, лишается свободы и гордец становится тупее и глупее чем он на самом деле. Вот почему святые отцы учат что нельзя доверять греховному человеку, так как его разум в цепях греха. Вот почему мы должны стремиться избавиться от греха, так как только безгрешный разум свободный и рассуждает правильно. 600 - КАК БОРОТЬСЯ С ГОРДЫНЕЙ. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоанна 8:32) 601. Опознание гордыни. Самый трудный шаг в борьбе с гордыней - это ее опознание. Поэтому очень важно прислушиваться к любой критике. Если человек ее опознал тогда и борьба возможна. Но проблема с гордыней - это что человек полностью уверен что к нему - это не относится.

http://zavet.ru/a/rss_1394879809.html

В параное больной мало общается и у него нет притока новых и противоположных идей и он начинает придумывать свои объяснения. Так как обыкновенно он наивен, так как не встречается с мнениями других, его объяснения нереальны. Таким образом параноик выстраивает для себя целый «албтернативный» (alternate) мир. 504. Самоизоляция руководства. Так как на Западе люди страдают гордыней, то это часто мешает на службе. Так как гордец не терпит критики, то часто руководитель и заведующий бывает окружен людьми которые ему поддакивают. В результате этого, лидер бывает изолирован от противоположных идей и конечно совершает из за этого много ошибок. Можно вспомнить ошибки многих политиков и тогда увидим где источник их ошибок. Их гордыня не позволяла противоречивые мнения, в результате чего лидер существовал в изоляции от реальности. Это случилось с Наполеоном, а также и с Гитлером. 505. Проблемы на службе. Очень трудно бывает критиковать своего работника, так как он, из-за своей гордыни, ничего не видит и не сознает. Поэтому, обыкновенно его начальник записывает все ошибки работника и потом ему все это представляет. Без документации работник просто не поверит. 506. Не может любить. Если мы продумаем все перечисленные качества гордеца, то становится ясно, что многие из них являются составляющей нелюбви. Поэтому ясно гордец просто не способен любить глубоко и по-настоящему. Например: (201) Высокомерие; (202) Не терпит критику; (203) Нужно сохранить свое лицо; (204) Обидчивость; (205) Упрямство; (206) Зависть; (207) Не видит свои ошибки; (208) Искаженная вера или неверие; (209) Осанка; (210) Трудно стать в церкви на колени; (211) Самодур; (212) Эгоизм или самолюбие; (213) Отсутствие скромности - нахальство; (214) Самоуверенность; (215) Большое самомнение; (216) Ксенофобия, этнофобия и расизм.; (217) Русофобия; (218) Множественная личность; (219) Считают скромных глупцами; (301) Не любит советы; (302) Ничем нельзя удивить. «Да, я это уже знаю»; (303) Это твое мнение, а это мое; (304) Неумение общаться; (305) Не может открыться; (306) Не может говорить о своих слабостях; (307) Не может смеяться над собой; (308) Не хочет помощи; (309) Не помнит своих добродетелей; (310) Не любит своих добродетелей; (311) Трудно поблагодарить; (312) Не может простить; (313) Не может извиниться или покаяться; (314) Злоба к своей жертве; (315) Помогает нуждающимся - чтобы себя возвысить; (316) Унижающие шутки.

http://zavet.ru/a/rss_1394879809.html

387 Скорее всего, первосвященники, старейшины и книжники задают Иисусу вопрос о власти по поручению Синедриона; cp. Nineham 306–307; Haenchen 393; Pesch 2, 210; Achtemeier 167–168. Как бы то ни было, де-факто они являются представителями Синедриона. См. Taylor 469; Schweizer 237. 389 Ориген замечает: «Первосвященники и старейшины народные... уви- дели, что Иисус творит чудеса какой-то особой властью. Им захоте- лось узнать у Йисуса, какая это власть и откуда» (Талкование на Евангелие от Матфея, 17, 2; GCS Origen Vol. 10, 58). 390 Основная часть ответа Иисуса дана в форме встречного вопроса. Это было типично для раввинистических дискуссий. 391 См.: G. S. Shae, «The Question on the Authority,» 28–29; Taylor 470–471; Nineham 306–307; Schmithals 2, 509–511. 392 Как замечает здесь Pesch 2, 211, власть Иисуса есть «власть эсхатологического Пророка». Damalas 3.313 привлекает внимание к тому обстоятельству, что на «не знаем» фарисеев Иисус не отвечает «и Я не знаю», но лишь «не скажу». Другой глагол предполагает совершенно другой уровень власти. 393 Из литературы по Мк 12:1–12 можно выделить, в частности: M. Hengel, «Das Gleichnis von den Weingärtnern Mk. 12.1–12 ,» ZNW 59 (1968) 1–39; H. J. Klauck, «Das Gleichnis vom Mord im Weinberg,» BibLeb 11 (1970) 118–145; J. D. Crossan, «The Parable of the Wicked Husbandmen,» JBL 90 (1971) 451–465; J. D. M. Derrett, «Allegory and the Wicked Vinedressers,» JTS 25 (1974) 426–432; K. R. Snodgrass, «The Parable of the Wicked Husbandmen,» NTS 21 (1974) 142–144; B. Dehandschutter, «La parabole des vignerons homicides et l’évangile selon Thomas,» L’évangile selon Mare, ed. M. Sabbe (1974) 203–219; C. R. Kazmierskijems the Son of God (1979) 127–138. 394 B этой притче есть аллегорические черты (согласно Lagrange 305, это притча-аллегория), и она была предметом многочисленных экзегетических дискуссий. Cp. Klostermann 120–121; Taylor 472–473; Nineham 309–311; Pesch 2, 214; Gnilka 2, 142–144. 397 В Мк. 12:8 в дополнение к информации, что, «схватив его, убили», читаем: «выбросили вон из виноградника». По-видимому, это указывает на то, что Иисуса оставили без погребения (см. Trembelas 223; Taylor 475). Это подчёркивает нечестие «виноградарей» (Schweizer 241; Pesch 2, 220).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Bellarmini t. III De sacr. Eucharistiae. Becani t. II opusc. opusculor. Характер заимствований Заимствовано с значительными сокращениями, касающимися указания видов заблуждения относительно таинства Евхаристии и изложения их сущности. Кроме того, есть разница в определении времени появления ереси Беренгария и Виклефа. 304–305 предисл. 181–185 op. V de coena Calv. III 306–307 вед. 1-е 963, §§ 1–4, 967 Заимствовано с сокращением в изложении учения кальвинистов и лютеран об Евхаристии. de coena Luih. op. V. 307–308 962–963, §§ 1–3 Буквальный перевод 313 а –315 а 187 1 C 188 2 B Заимствовано с незначительными сокращениями. De sacr. in spec. 315 б –316 б 647, § 2 322 а –323 а 191 1 C 192 2 C Заимствовано с распространением в изложении одних и тех же мыслей. 323 б –324 б загражд. 1–2 191 1 DE 2 A Заимствовано с значительными переделками. 193 1 AB 324 б –325 а Заимствованы мысли, изложенные в подробностях самостоятельно. 191 1 AB Заимствовано в сокращении. 325 а –326 а Заимствовано с привнесением свидетельств из Евангелия и посланий Ап. Павла об установлении таинства Евхаристии. 326 б –327 б 201 2 D 202 1 AB Заимствовано с значительным распространением. загражд. 7-е 191 1 E 2 A Заимствовано с переделками. Заимствовано в сокращении. 328 б –329 а 199 2 CD Заимствовано с значительным распространением. 330 а –331 а 269 2 BCDE Заимствовано с сокращением и переделками. 210 1 DE Заимствовано без изменений. 331 б –333 а 210 2 E–211 1 ABCD Заимствованы мысли, изложенные в подробностях самостоятельно. 333 а –334 а Заимствовано с присоединением пояснительных примеров на стр. 334 а . 247 2 E–248 1 A 354–355 XXXIII 334 б –335 б 211 2 ABCDE 212 1 A Заимствовано с сокращениями. 351–352 360 б –363 б 282 2 –284 1 A Заимствована общая мысль о чудесах, как доказательствах присутствия в Евхаристии истинного Тела и Крови Христа, при различии самих свидетельств о чудесах. et. Becani de sacr. in spec. 658, §§ 1, 2 363 б –373 б показ. 1–3 266–277 Заимствованы общие мысли, раскрытые в подробностях самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Ныне же зову блуднаго гласом: согреших Христе, не презри мене» 302 ; • «Сшедый на землю спасти мир…обнищавшаго мя ныне от всякаго благодеяния, яко милостивый, спаси» 303 ; • Виждь Христе печаль сердца, виждь мое обращение, виждь слезы Спасе, и не презри мене» 304 ; • «Отче благий,.. да лютаго зверя исхитиши мя, и в первую одежду облечеши мя» 305 ; • «Образ жития моего срамный, и лютый: милость безмерная, человеколюбче Спасе…покаяния время даждь ми просящу» 306 ; • «Яко множество прегрешений обдержит мя лютых…яко веригами нерешимыми связан моих страстей, стеню и взываю Ти Спасе: свободи мя» 307 ; • «Милостиве, помилуй мя падшаго» 308 ; • «Тучи ми подаждь Христе слез…яко да восплачу, и отмыю скверну яже от сластей, и явлюся Тебе очищен» 309 ; • «Боже и Господи многомилостиве, моего сердца очисти язвы, покаяния мне прилагая лечбы» 310 ; • «Да не убо с козлищи грубаго мя грехом погубиши: но десным мя сочетав овцам, спаси яко человеколюбец» 311 ; • «Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, Содетелю всех и врачу недугующих; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» 312 ; • «Виждь мя лежаща беззаконьми, и возстави мя яко всесильный» 313 ; «Призри оком благоутробным, и буди ми милостив, Едине Спасе, токи даруй исцелений бедной моей и окаянной душ и , измый от кала дел моих» 314 ; • «На всяк день Агнче вземляй грех мой, душу и тело всецельно в руце Твои предлагаю. Не отрини мене от лица Твоего». 315 Эти молитвы – пример сокрушения о своих грехах во дни Великого поста. Такие смиренные молитвы постящихся «быстро слышимы Богом» 316 . Отвечая, Господь, невидимо, «но ощутительно простирает благодать прощения их грехов». 317 Чтобы молитва о прощении грехов была действеннее перед Богом, песнотворцы Церкви учат соединять молитву с делами милосердия: «Введеся время душе моя покаяние, не небрези: алчущим даждь хлеб, молися Господеви на всяк день и нощь, и час, да спасет тя». 318 Оказать милость ближнему – это накормить голодного, дать кров нищему: «Постимся духовне: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы» 319 ; «…насладимся любве неложныя, напитаим убогих хлебом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010