При Патриархе Луке (1156-1169 гг.) было вынесено несколько постановлений церковно-правового характера: о запрещении священникам заниматься делами, унижающими их достоинство; о том, что для низложения епископа требуется созыв Собора не менее 12 архиереев; об обязанности епископа, принявшего постриг, ждать решение Синода относительно того, может ли он дальше совершать епископское служение: о воспрещении клиру присваивать себе церковные вещи. При Патриархе Михаиле III (1169-1177 гг.) были изданы постановления о том, что мирскими делами не могут заниматься не только священники и диаконы, но и чтецы и вообще все церковнослужители; а также о том, что без ведома Синода ни один епископ не вправе решать важные дела. При Патриархе Феодосии I (1178-1183 гг.) было издано постановление, согласно которому монастырскими настоятелями не могут назначаться лица, не имеющие пресвитерского сана. В сентябре 1186 г. при Константинопольском патриархе Василии II, в присутствии Патриархов Антиохийского и Иерусалимского и 40 митрополитов, Синод постановил, что жена готовящегося к епископской хиротонии безусловно обязана поступить в монастырь и принять постриг. Патриархи и Патриаршие Синоды давали часто ответы на вопросы, с которыми к ним обращались. Ответы эти не были законодательными постановлениями, тем не менее многие из них со временем получали общецерковное признание как правовые нормы. Так, к Патриарху Николаю (1086-1111 гг.) с различными вопросами обращались афонские монахи. 11 ответов Патриарха Николая получили общецерковный авторитет и вместе с вопросами были включены впоследствии в «Пидалион» и «Афинскую Синтагму.» Вошли они и в нашу «Кормчую.» В «Кормчую» вошли также ответы митрополита Ираклийского Никиты, жившего в XI веке, и 16 канонических ответов на вопросы архиепископа Константина Кавасилы, приписываемые епископу Китрскому Иоанну, жившему в первой половине XIII века. но принадлежащие на самом деле другому иерарху - архиепископу Охридскому Димитрию Хоматину. От Димитрия Хоматина дошло до нас около 150 трудов канонического содержания, малая часть которых включена в канонические сборники. Архиепископ Димитрий был ученым с большой эрудицией, великолепным знатоком канонов и гражданских законов.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Византия ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370 - 1408), визант. имп. (1390), соправитель имп. Андроника IV (1376-1379), имп. Мануила II (с 1399) ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), визант. имп. (с 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122994_3.html

1263 ... Venit in monasterium, quod est situm ad radices montis Sinai, in eo scilicet loco, ubi, s. Moyses ardentem vidit non ardere rubrum. См.: Surius. Historiae seu vitae sanctorum juxta optimam coloniensem editionem. Vol. VI. Iun. 1877. D. I. P. 23–24. 1264 In vertice montis Sinai, eo videlicet loco, in quo Moyses gloriam Dei vidit et legem in tabulis lapideis scripsit, aliud monasterium erat, quod propter incursantes arabes, qui per illam eremum semper vagantur, omni habitatori desertum remanserat. Ibid. P. 25. 1268 κολουθ α το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν Χριστοδολου το θαυματουργο. κδοσις Κυρ λλου εροδιακ νου Βονη. θην. 1884. Σ. 66, 118, 166. 1269 Alberti Aquensis historia. Recueil des historiens des croisades. T. III. Paris, 1844. P. 288, 572. 1270 Он родился приблизительно в 20-е гг. XI в. в окрестностях Константинополя. Отец его был простой поселянин. Никон в детстве не получил никакого образования; в молодости он был в услужении у одного знатного лица в Константинополе, путешествовал по различным константинопольским монастырям и наконец переселился в антиохийский патриархат. 1271 Горский и Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Ч. 3. М., 1862. С. 38–40. 1274 Νεκτριος. πιτομ τς εροκοσμικς στορ ας. Σ. 187–188; Χριστιανικα θναι. Δελτ ον τς στορικς κα θνολ. ταιρ ας τς λλδος, 1890. Τ. III. Σ. 67–68. 1275 Le Quien. Oriens Christianus. T. II. P. 694. – Во власти латинян в Антиохии был между прочим монастырь св. Павла. См.: Guillelmus, Tyrensis archiep. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum. Lib. XIV. Cap. 27//PL. T. CCI. Col. 577. 1276 Из палестинских монастырей латиняне владели: монастырем св. Анны, матери Пр. Девы Марии, в Иерусалиме (Guillelmus. Historia. Lib. XI. Сар. I//PL. T. CCI. Col. 485. Cp.: lohannis Wirziburgensis Descriptio terrae sacrae (Tobler. Op. cit. P. 163), а также La citez de Hierusalem (Tobler. Op. cit. P. 220), монастырем Богоматери в долине Иосафата, и обителью на Фаворе (Guillelmus. Lib. XII. Cap. 13; Ibid. Col. 534. Cp.: La citez de Iherusal.; Tobler. Op. cit. P. 199, 221–222).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

321–322, 470, прим. 22. 29 См. Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. С. 310–311; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. С. 322. 36 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительская деятельность в XVI–XX веках. М., 1994. С. 474–475; Он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 686–688; Архимандрит Рафаил (Каре­лин). Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. М., 2002. С. 261–292, 399–401. 37 К 1914 г. в Российской империи действовали 1025 монастырей. Часть из них прекратила своё существование уже в годы Первой мировой войны; другие (около 50) оказались за границами Советской России. Из оставшихся около 600 было ликвидировано до 1922 г. Таким образом, к 1923 г. на территории СССР находилось примерно 300 обителей, которые закрывались в течение всех 1920-х гг. См. Смолич И. К. Русское монашество. 988–1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к “Истории Русской Церкви”. М., 1999. С. 563; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 9; Васильева О. Ю. Судьбы русских монастырей в ХХ веке//Монашество и монастыри в России. XI–XX века: Исторические очерки. М., 2002. С. 336. 39 Архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. С. 263–273. 40 См., например, Митрополит Иоанн (Вендланд). Князь Фёдор (Чёрный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 118–119. 41 См. Гарькавый И. Страница жизни Церкви//Альфа и Омега. 1995. 1(4). С. 114–125; Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Полнота жизни во Христе. Проповеди. М., 1996. С. 194–195; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биографический справочник. Книга первая. А–К. М., 1997. С. 479–480; Священник Глеб Каледа — учёный и пастырь/Сост. В. Г. Каледа. М., 2007. 43 Ср. воспоминания свидетелей о совершавшихся им в довольно рискованных условиях тайных Литургиях: Человек Церкви.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Помимо грамот, хроник и памятников житийной лит-ры, посвященных Монте-Кассино, П. Д. составил обширное историко-агиографическое досье, призванное прославить г. Атину, где он жил в изгнании ок. 1128-1131 гг. Рукопись с этими текстами, изготовленная в Монте-Кассино под рук. П. Д., не сохранилась, однако в кон. ХХ в. Г. Блох смог их выявить и частично реконструировать по копиям и выпискам историков-эрудитов XVI-XVII вв. (The Atina Dossier. 1998). В случае Атины в отличие от Монте-Кассино П. Д. не был связан предшествующей традицией и в полной мере смог дать волю воображению. Общую хронологическую канву задают 2 текста: «Хроника города Атины» и «Перечень епископов Атинских» (полностью сфабрикованный, поскольку в Атине никогда не было епископской кафедры). В «Хронике города Атины» к аутентичному материалу о папах Римских и императорах, позаимствованному из «Хроники» блж. Иеронима Стридонского, П. Д. добавил вымышленные подробности, в т. ч. об основании Атины Сатурном (согласно блж. Иерониму, древний правитель Италии) и о зданиях, возведенных в городе рим. императорами. Распространению христианства в Атине способствовал якобы сам ап. Петр: согласно П. Д., он рукоположил во епископа местного жителя (но уроженца Галилеи) Марка, который принял мученическую смерть в 63 г. К этим текстам примыкает «Книжица о падении города Атины» - рассказ о разрушении города по приказу имп. Аркадия (395-408) с подробным описанием древних памятников (по образцу распространенных в средние века описаний чудес Рима). Отсутствие епископской кафедры в современной ему Атине П. Д. объяснял тем, что во 2-й пол. XI в. епископская резиденция была перенесена в г. Сору. При этом еп. Лев II в 1056 г. якобы передал церковную юрисдикцию над городом препозиту и капитулу каноников (к 40-м гг. XII в. церковную власть в Атине действительно осуществлял препозит, назначаемый аббатом Монте-Кассино). Завершающие список атинских епископов имена Льва II и его преемников - Паломба и Иоанна II - взяты П. Д. из подлинного перечня епископов Соры.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

Полознев 2000 – Полознев Д. Ф Архиерейский корпус при патриархе Никоне и конфликты в нем//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2000. Вып. 10. С. 38 – 64. Полознев 2002 – Полознев Д. Ф. Место Церкви в государстве и обществе по Соборному уложению 1649 года и Кормчей 1650 года//Никоновские чтения 2002. С. 101 – 104. Полознев 2004 – Полознев Д. Ф. Церковная реформа после патриарха Никона : соборы 1667 – 1682 гг.//Патриарх Никон 2004. С. 323 – 340. Поляков 1990 – Поляков Ф. Б. Взаимоотношения константинопольского патриарха с киевской митрополией в «Житии Петра, архиепископа Киевского» митрополита Киприана//Byzantinoslavica. 1990. Т. 51. Fasc. I. Р. 27 – 39. Понырко 1984 – Понырко Н. В. Святочный смех//Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 154 – 202. Понырко 1992 – Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси ΧΙ – ΧIII века. Исследования. Тексты. Переводы. СПб., 1992. Понырко 1993 – Понырко Н. В. Иларион//Словарь книжников 3/2. С. 40 – 42. Понырко 1998 – Понырко Н. В. Питирим//Словарь книжников 3/3. С. 38 – 39. Попов 1875 – Попов Андрей. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI – XV вв.). М., 1875. С. 360 – 395. Попов 1890 – Попов М. Г. Материалы для истории патриарха Московского Питирима//ХЧ. СПб., 1890. Кн. 2 7 – 12). С. 489 – 492. Попов 1894 – Челобитные патриарху Никону с его собственноручными решениями/Сообщил М. Г. Попов//РА. 1894. 3. С. 350 – 368; 11. С. 289 – 298. Попов 1975 – Попов Г В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975. Попова 1974 – ПоповаТ В. Византийская эпистолография//Византийская литература. М., 1974.С. 181 – 230. Порфиридов 1966 – Порфиридов Н. Г. два сюжета древнерусской живописи в их отношении к литературной основе//ТОДРЛ. М.; Л„ 1966. Т. 22. С. 112 – 118. Порфирьев 1873 – Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. Посольская книга 1988 – Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями). 1588 – 1594 гг. М., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63. Сота, III, 2, Гемара Бавли, Берахот, IX, 2. 64. Ин 7, 49. См.: Н. Пигулевская. Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху, с. 94 сл. 65. Бава Батра, 1, 5. 66. Песахим, III, 7. 67. Песикта, 80в. 68. Иевамот, 47а. Некоторые язычники желали стать прозелитами, надеясь получить освобождение от службы в римских войсках, которое распространялось на иудеев. См.: Тацит. Анналы, II, 35, Светоний. Тиберий, 36. 69. Санхедрин, 94. 70. Мегила, 13а. 71. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 5, Тацит. Анналы, II, 85, Philo. Legam., 154; Г. Грец. Цит. соч., с. 201. 72. Санхедрин 94а; Хулин, 13в; Санхедрин, 113; Отиот рабби Акибы; Берахот, 58а. 73. Гиттин, 61а. 74. См.: Г. Грец. Цит. соч., с. 529. 75. Санхедрин, XI, 1, 90а, Сота, 49в; Менахот, 64в. См.: Б. Плотников. Отношение иудейства к греческой образованности — ПС, 1884, 9, с. 34 сл. Глава тридцать вторая ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Египет, 25 г. до н. э. — 40-е гг. н. э. Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих   К концу I века до нашей эры робкие попытки диалога между эллинством и верой Библии сменились в Александрии зрелым философским синтезом. Необходимость его была очевидна всем мыслящим членам иудейской общины, кроме самых закоренелых сепаратистов. Ветхий Завет уже давно ждал человека, который принял бы на себя миссию выразить Откровение в умозрительной форме. Таким человеком стал Филон. Он родился в столице Египта лет за 25 до нашей эры, а умер в 40-х годах I столетия [ 1 ]. Современник евангельских событий и апостола Павла, Овидия и Сенеки, Филон стоял на том перекрестке истории, где сходились иудаизм и христианство, культуры Европы, Азии и Африки. Вплоть до IX века, до Саадии Гаона, Израиль не знал мыслителя, равного Филону. Хотя катастрофа 70 года отодвинула в тень наследие философа и он как бы выпал из поля зрения единоверцев (его заново открыли лишь в эпоху Ренессанса), нельзя сказать, что труды Филона остались бесплодными. Несправедливо забытый мудрец, он являлся апостолом прозелитов; гностики, неоплатоники, христианское монашество так или иначе испытали на себе его влияние. Экзегеза и богословие Отцов Церкви — от св. Иустина до св. Григория Паламы — многим обязаны идеям Филона [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

...весь в пеленах, как Лазарь — Евангелие от Иоанна, XI, 1—44. ...Вы доставляете мне радость, сравнивая меня с Карпантье... — Речь идет о сравнении Пруста со знаменитым французским боксером Жоржем Карпантье (р. 1894). Буланже Жак (1879—1944) — французский писатель, один из основателей «Обозрения XVI века»; автор многочисленных статей по различным периодам истории литературы. Порель ( наст. имя. Дезире Поль Парфурю, 1843—1917) — актер, директор театра «Водевиль»; автор книги, написанной совместно с Г. Монвалем, «История Одеона с 1782 по 1852 г.» (1876—1882). Фарг Леон Поль (1876—1947) — французский поэт и прозаик; сюрреалисты считали его одним из своих предшественников. Шоме Андре (1874—1955) — французский публицист, возглавлявший отдел политики в «Журналь де деба» (с 1901 г.), затем «Ревю де Пари». С 1927 г. заведовал литературной редакцией в «Ревю де дё Монд». В 1930 г. избран во Французскую академию. Галлимар Гастон (1881—1975) — французский издатель, один из основателей издательства «Нувель ревю Франсез». Полан Жан (1884—1968) — французский эссеист и критик, возглавлявший в 1925—1940 гг., а затем с 1953 г. (совместно с М. Арланом) журнал «Нувель ревю Франсез». Один из участников движения Сопротивления. С конца 40-х гг. занял примиренческую позицию по отношению к коллаборационистам. 297 Джон Мартино, Фредди, Уртина, Огюстен — персонажи романа Мориака «Места по рангу» (1921). Фамилия Фредди — не Дюран, а Дюпон. 299 «Прекрасная Елена» (1864) — оперетта-буфф Жака Оффенбаха (1819—1880). Острокомедийный персонаж Калхаса, по-видимому, напомнил Прусту главного редактора «Голуа». ...в один из вечеров я германтизировался... — т. е. проник в высшее французское общество, в мир богатых и родовитых аристократов, олицетворенных в романе Пруста семьей Германтов. 302 Дягилев Сергей Павлович (1872—1929) — русский художественный и театральный деятель, организатор (с 1907 г.) «русских сезонов» в Париже, демонстрировавших богатство русской классической музыки и балета. «Болота» (1895) — книга А. Жида.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

а) Древняя калабрийская традиция 1 . Типикон «архетипос»: по традиции редактирован между 1017 и 1050 гг. 4-м архимандритом Гроттаферраты, св. Варфоломеем из Россано; он до нас не дошел и, быть может, письменно никогда и не существовал. 2 . Типикон из Патирион: считается копией с предыдущего; написан между 1130 и 1150 гг. Рукопись находится в г. Йене (Германия); существует копия (Гроттаферрата Γ. α.29). Патирский монастырь в городе Россано – самый известный монашеский центр Калабрии. В конце XI века, после освобождения от ислама , его обновляет св. Варфоломей из Семери, посетивший перед тем Константинополь, чтобы ознакомиться со студийской традицией и достать Типикон и нужные святоотеческие и литургические книги. 3 . Типикон из Гроттаферрата: рукоп. Гроттаферрата Γ. α.1 (1300 г.): ДМИ-1:899. По традиции он тоже скопированный с «архетипоса», но доказательств на это утверждение нет. б) Калабрийско-сицилийская традиция 1 . Типикон из Мессина, монастыря Спасителя: рукоп. Messina gr. 115 (М. А.: Le Typicon du SaintSauveur a Messine, OCA 185, 1969); Thiermeyer: 494. Написан в 1131 г. св. Лукой, основателем монастыря и архимандритом всех 40 монастырей Калабрии и Сицилии, учеником св. Варфоломея из Семери, основателя Россанского монастыря. Некоторые элементы этого Типикона, который является самым древним существующим текстом полного Студийского Типикона, могли быть характерны местной пре-студийской традиции (см. труд Пентковского об Алексиевском Типиконе Синод. 330). Содержание Типикона: Личное введение самого основателя об истории монастыря (но личность основателя обнаруживается и в других местах Типикона), Общие методические указания по подобию Начертания, Синаксарь-Канонарь точно по Константинопольскому календарю; но не исключено, что этот порядок является лишь аранжировкой переплетчика, и что раньше Канонарь находился перед Синаксарем. Общие литургические и дисциплинарные указания по подобию Начертания, но часть текста сходна также с Тактиконом Никона Черногорца. Имеет разные приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иваново Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.000353; 40.97393 Россия, Иваново Иваново, Ивановская область Россия Ивановский Введенский монастырь Иваново — город (с 1871) в центральной России на берегу реки Уводь, административный центр Ивановской области . До 1932 года назывался Иваново-Вознесенск. Население — 409 285 чел. (2015). Город Иваново-Вознесенск был основан путём слияния села Иваново, существовавшего предположительно с XV, и Вознесенского посада в 1871 году. Иваново в первую очередь известно своей промышленностью, образовательными учреждениями и революционной историей. Известен под названиями «Город невест», «Родина Первого Совета», «Ситцевый край», текстильная столица России, а также «Русский и Красный Манчестер». Входит в Золотое кольцо России. Содержание История православия [ править править код ] До 70-х гг. XI в. часть территории современной Ивановской области входила в состав Переяславской, затем — Ростово-Суздальской, с 1213 г. — в состав Владимиро-Суздальской епархий. С 1299 г. большая часть территории Ивановского края находилась в составе Митрополичьей (Патриаршей, а затем Синодальной) области. В 1742/44 гг. после преобразования Синодальной области из ее состава были выделены Владимирская и Костромская епархии; территория Ивановского края оказалась разделенной между ними, а часть земель до 1920 г. входила в состав Ярославской епархии. Ивановская епархия была образована после создания в 1918 г. Иваново-Вознесенской губернии, точная дата неизвестна. Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. епархия получила наименование Иваново-Вознесенской. Решением Синода от 7 июня 2012 г. (журнал 50) из состава епархии выделены Кинешемская и Шуйская епархии. Иваново-Вознесенская епархия включена в состав Ивановской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Иваново-Вознесенский и Вичугский. Монастыри [ править править код ] Ивановский Введенский женский монастырь [ править править код ] Свято-Введенский храм в центре Иванова, известный в Иванове как " Красная церковь " , был построен на средства горожан в начале ХХ века (архитектор П. Беген). Он имел три престола: Введения Пресвятой Богородицы во храм, свт. Николая Чудотворца и вмч. Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/palomnik/Иваново

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010