Для женщин, как и для мужчин, существуют три ступени иноческого жития: рясофор, мантия и схима 724 . Ранний возраст пострижения для женщин был определен Василием Великим – 16–17 лет (правило 18). Трулльский собор (правило 40) назначает для женщин и мужчин единый возраст пострижения – не ранее 10 лет 725 . В синодальную эпоху государственное законодательство разрешало постригать мужчин не ранее 30 лет, а женщин – 40 лет 726 . Женские монастыри на Руси в XI-XVII веках Обращаясь к истории женских монастырей и женского монашества первых веков их существования на Руси, исследователь сталкивается с определенными трудностями. Вплоть до XVII в. включительно по этой теме мало источников: в основном это летописный, актовый и законодательный материалы, а также несколько жизнеописаний святых преподобных – Евфросинии Полоцкой, Евфроси- нии Суздальской, великой княгини Евдокии и др. Кроме того, практически отсутствует один из основных источников по истории монастырей – это книги, написанные монахинями. Существует очень мало нарративных источников, авторами которых были монашествующие женщины. До сих пор невыясненным остается вопрос о возникновении женских монастырей в Киевской Руси. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. 727 В этом году для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь 728 , в котором была создана первая известная в истории школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят " 729 . H. Л. Пушкарева приводит версию о том, что Анна была помолвлена с византийским царевичем Константином Дукой Старшим, насильственно постриженным в монастырь. После этого события она приняла решение об уходе в монастырь. Впоследствии в этом же монастыре была пострижена в монахини сестра Анны Всеволодовны Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна, вдова маркграфа Генриха Штаденского. После смерти мужа она вышла замуж за германского императора Генриха IV и после скандального с ним развода вернулась в Киев 730 . Митрополит Макарий обратил внимание на факт, относящийся к истории Андреевского монастыря: в 1115–1127 гг. монастырем управлял игумен Григорий, что могло означать либо то, что монастырь стал мужским, либо то, что монастырь, оставаясь женским, подчинялся игумену 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

нарицаемъ схимою просто, а достоитъ ея нарицати схимоарх» (Там же). В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя» (Л. 944об.- 945), т. е. А. названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение А. в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция а., след к-рого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме (напр., икона прп. Нила Столобенского, 40-е гг. XVIII в. ГМЗК). Древний вид, способ ношения, символику А. во многом воспринял параман , возлагаемый на монаха в малом постриге. На Западе А. соответствует скапуляр (см. PL. 66. Col. 776; PL. 103. Col. 1231). Ист.: Dorotheus abbas. Doctrinae Diversae. I. 13//PG. 88. Col. 1633B (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь, 1900. С. 30-31); Joannes Cassianus. De Coenobiorum Institutis. I. 6//PL. 49. Col. 71; Benedictus Nursiae Regula//PL. 66. Col. 771; Древние иноческие уставы. С. 109, 524-525, 639 (рус. пер. правил Иоанна Кассиана и прп. Венедикта); Дмитриевский. Описание. Т. 2; Goar. Euchologion; Герман, свт. Сказание. С. 54; Symeonis Thessalonicensis. De Poenitentia//PG. 155. Col. 497 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч.); idem. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum//PG. 155. Col. 913-916; Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 1. С. 391; Требник Петра (Могилы). Л. 944об.- 945. Лит.: Вениамин. Новая скрижаль. С. 408, 411; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 682-683; Еремин Е. П. Литературное наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. Т. 11. 1955. С. 342-367, ТОДРЛ. Т. 12. 1956. С. 354-361; Lampe. Lexicon. P. 108; Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina: Officiorum schematis monastici magni et parvi necnon rasophoratos exordia et evolutio. R., 1968. (OCA; 180); НКС. Т. 4. С. 661; Панова Г. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XIII века)//Искусство христианского мира.

http://pravenc.ru/text/114692.html

Мавзолей в Кирре. II–XII вв. Мавзолей в Кирре. II–XII вв. В 30-40-х гг. VI в. стены К. были перестроены по инициативе имп. Юстиниана I, когда он укрепил границы и городов Сирии, находившихся под угрозой нападений персов и арабов. В К. был сооружен новый водопровод, к-рый должен был обеспечить его водой во время возможной осады. Чтобы почтить великие святыни К., имп. Юстиниан после перестройки дал городу новое название Агиополь («город святых»; Procop. De aedificiis. II 11). Ок. 610-629 г., как и вся Сирия, К. был оккупирован персами, в 637 г. перешел под контроль арабов-мусульман. Правосл. кафедра в К. так и не была восстановлена; в VII-XI вв. известны епископы К. Сирийской яковитской Церкви . В 1-й пол. XII в. город некоторое время находился в руках крестоносцев и входил в состав Эдесского графства. Латиняне переименовали К. в Корицию (Coricia) и вновь перестроили его укрепления. В 1150 г. город был захвачен мусульм. эмиром Нур ад-Дином и окончательно потерял военно-стратегическое значение. В ходе крестоносных войн XII-XIII вв., а также в результате эпидемии XIV в. К. постепенно покидали жители, и с тех пор он не заселялся. Титулярная кафедра К. в XIX-XX вв. сохранялась в иерархии Маронитской католической Церкви . В 300 м к югу от юж. ворот города сохранились остатки некрополя рим. эпохи и большой мавзолей в виде 6-гранной башни (II-III вв.). В средние века некрополь начали использовать мусульмане, а древний мавзолей стал почитаться как могила мусульм. святого Урии бен Ханана (прор. Урии; совр. араб. название К. восходит к его имени). Культ этого святого известен с XII в. по упоминанию о нем араб. географа аль-Харави. В XIV в. рядом с мавзолеем была построена мечеть. Традиция почитания прор. Урии сохраняется среди местного населения до наст. времени; крестьяне окрестных селений приходят поклониться святому по пятницам в весенний сезон и приносят в жертву овец и коз. В совр. научной лит-ре высказывается предположение, что могила «пророка Урии» некогда заменила собой христ. святыню и может быть идентифицирована с «могилой пророка» (св. Иоанна Крестителя) близ К., о которой упоминал Феодорит ( Theodoret. Hist. rel. XXI 10; Pe ñ a. 2000. P. 121). Тем не менее для уверенной идентификации сведений в наст. время недостаточно.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

Закрыть Карельский перешеек: прошлое и будущее российского региона К 75-летию советско-финской войны (30.11.1939 - 13.03.1940) 24.11.2014 3430 Время на чтение 11 минут Карельским перешейком называют территорию, похожую на треугольник, расположенную между Финским заливом и Ладожским озером и сужающуюся к Неве. В политическом смысле Карельским перешейком все же называется только часть его, входившая в 1811-1940 гг в состав Финляндии. Карельский перешеек отличает уникальность его этнической истории: его население за три века трижды полностью менялось. При этом последнее по времени заселение началось в 1940 году, а фактически - в 1944-ом. В силу этого жители региона не могут вдохновляться вековыми преданиями, в отличие от жителей многих других российских земель. В сущности, становление особой идентичности жителей перешейка начинается только в наше время. Говорить о местном традиционном искусстве пока не приходится. Но большинство переселенцев 40-х гг. были горожанами, все были грамотными, да и поныне, благодаря близости Санкт-Петербурга и наличию собственных учебных заведений, благодаря чему жители региона отличаются высоким уровнем образованности. И, вероятно, именно отсюда можно ожидать бурного подъема культуры и науки. Карельский перешеек - одно из самых живописных мест Ленинг радской области. Хороша и величава его природа. Суровы могучие хвойные леса; бесконечны дали просторов и озер со скалистыми берегами; причудливы встречающиеся повсюду огромные, поросшие мхом валуны . С севера на юг протяженность перешейка составляет 150-180 км, с запада на восток- 55-110 км. С запада Карельский перешеек омывается Финским заливом Балтийского моря; с востока - бурным и глубоким Ладожским озером. Над полосой пляжей, протянувшихся вдоль побережья залива, возвышаются береговые террасы, поросшие хвойными и березовыми лесами. В северо-западной части перешейка в сушу глубоко врезаются шхеры Выборгского залива. Люди появились на земле перешейка еще 6 тысяч лет тому назад. В IX веке перешеек стал этнической родиной карелов. Примерно с этого времени карелы становятся союзниками Великого Новгорода. На рубеже XI-XII веков на большом острове, образованном двумя рукавами реки Вуоксы, возник центр новгородских владений - город Корела.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Кесария Филиппова [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИНДИТЫ крупное, жестко иерархизированное объединие племен, на основе к-рого в 1-й пол. I тыс. по Р. Х. в Юж. Аравии сложились 2 протогосударственные образования, обозначаемые в научной лит-ре как древнее (старое) и новое Киндитские царства КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 - 1653), лидер правосл. шляхты Речи Посполитой в 30-40-х гг. XVII в. КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый

http://pravenc.ru/rubrics/122958_15.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЖАННА Д " АРК (6.01.1412 (?) - 30.05.1431),национальная героиня Франции, покровительница франц. армии (с 1920), покровительница Франции (с 1922), святая католической Церкви (пам. 30 мая) ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИЛОТЫ социально-политическая группировка в Фессалонике в 40-х гг. XIV в., участвовавшая в гражданской войне в Византийской империи (1341-1347) ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370 - 1408), визант. имп. (1390), соправитель имп. Андроника IV (1376-1379), имп. Мануила II (с 1399) ИОАНН VIII ПАЛЕОЛОГ (1392-1448), визант. имп. (с 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания

http://pravenc.ru/rubrics/122990_6.html

17 Ср.: Толочко А. П. Замечания о первых митрополитах киевских//Вертоград многоцветный: Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. M., 2018. С. 73–90. 18 Необходимо, впрочем, отметить, что в историографии имеются и работы, отрицающие конфликт между Константинополем и Киевом по поводу поставления Илариона (см. примеч. 50 в статье А. Поппэ, указанной в следующей сноске). 19 См. подробнее: Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской Патриархии в XI столетии//Византийский временник. M., 1968. Т. 28. С. 85–108; 1969. Т. 29. С. 95–104; Назаренко A. В. Митрополии Ярославичей во второй половине XI века//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. M., 2007. Jsfe 1(27). C. 85–103 [исправленный текст: Он же. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). M., 2009. С. 172–206; здесь же – и критика статьи К. Цукермана]; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей. К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля//Дьнеслово: праць на пошану члена академй наук Петра Петровича Толочка з нагоди його Κ., 2008. С. 40–50. Мы оставляем за скобками различия в трактовке авторами указанных статей деталей одновременного присутствия на Руси нескольких митрополитов. 21 Уже в 1084 г., в первый год своего правления, патриарх Николай направил императору синодальную грамоту с соответствующими требованиями: Grumel V. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. Les actes des patriarches. Fase. II et III. Les regestes de 715 à 1206/2 ème éd. par J. Darrouzès. P., 1989. N 938. P. 408–409. Тому же вопросу посвящено «согласное мнение» синода 1087 r.: Ibid. N 941 Р. 414. 25 Виноградов А. Ю., Желтов M., свящ. Правовые акты Русской митрополии при Константине I (1156–1159 гг.)//У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь A. В. Назаренко. M.; СПб., 2018. С. 35–56. 26 Обоснования данного утверждения см. в статьях: Назаренко A. В. Архиепископы в Русской церкви домонгольского времени//Древняя Русь: вопросы медиевистики. M., 2015. X» 4(62). С. 67–76; Печников M. В. Новгородский святитель Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия (30–50-е гг. XII в.)//Вестник церковной истории. M., 2017. 3/4(47/48). С. 237–278.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

10 См. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: Ивановский монастырь//Ежегодная X богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. С. 374–381; Она же. Жертвы Бутова и “коммунарки”//Ежегодная XI богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2001 г. С. 181–189; Она же. К вопросу о фальсификации следственных дел: Дело члена Александро-Невского братства иеромонаха Вениамина (Эссена)//Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. XVI ежегодная богословская конференция ПСТГУ 9–11 октября 2005 г. и 26–28 января 2006 г.. Т. 1. М., 2006. С. 176–182; Кривошеева Н. Новомученики РПЦ — члены Поместного Собора 1917–1918 гг.//Богословский сборник. Вып. VI (К 75-летию со дня кончины Святого Патриарха Тихона). М., 2000. С. 18–25; Мазырин А. В. Следственное дело “Всесоюзной организации ИПЦ” как источник по новейшей истории РПЦ//Ежегодная XII богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. С. 188–196. 11 Леонтьева Т. Г. О “советском” периоде истории Русской Православной Церкви: версии постсоветской российской историографии//The Soviet and Post-Review. 2003. Vol. 30. 2. P. 205. См. также: Она же. Православие и большевизм: природа антирелигиозной репрессивности//Церковь, государство и общество в истории России ХХ века. Иваново, 2005. С. 170–173; Она же. О природе антирелигиозной репрессивности большевиков: Вопросы без ответов//Из архива тверских историков: Сб. восп. и науч. тр. Вып. 6: К 75-летию со дня рождения профессора М. М. Червяковой. Тверь, 2006. С. 34–42. 12 См.: Записка А. Н. Яковлева, В. А. Медведева, В. М. Чебрикова, А. И. Лукьянова, Г. П. Разумовского, Б. К. Пуго, В. А. Крючкова, В. И. Болдина, Г. Л. Смирнова в ЦК КПСС “Об антиконституционной практике 30–40-х и начала 50-х годов” от 22 декабря 1988 г.; Постановление ЦК КПСС “Об антиконституционной практике 30–40-х и начала 50-х годов и восстановлении исторической справедливости”//Реабилитация: Как это было: докл.

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

XV в., СПГИАХМЗ). Композиция с XVI в. претерпела изменения в связи с увеличением числа фигур и совмещением неск. эпизодов. На иконе из митрополичьей мастерской 2-й пол. XVI в. (ГТГ) перед ангелом и гробом Господним с пеленами стоят 6 жен, а М. М. чуть в стороне смотрит на поднимающегося на гору Христа. Это соединение 2 эпизодов, при к-ром сохраняется связь М. М. и с группой жен-мироносиц, и с фигурой воскресшего Спасителя, восходит к элементу расширенного иконографического извода «Преображение Господне» - Христос представлен с апостолами, идущими в гору и спускающимися с нее. Похожая композиция, но с более развернутым чином жен-мироносиц - на храмовой иконе из ц. св. Жен-мироносиц в Пскове (XVI в., ПИАМ). В сцене «Явление Христа двум Мариям» размещение жен внутри композиции со временем меняется. На более ранних памятниках, как правило на рельефах, жены (с нимбами или без) в одинаковых позах стоят в полный рост (рельеф деревянных дверей ц. Санта-Сабина, Рим, IV в.) или на коленях (аворий из Бамберга), с одной стороны Христа либо по сторонам Христа - обе в земном поклоне (на миниатюре из Гомилий свт. Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 74, 879-882 гг.- несимметрично относительно друг друга; на миниатюре из Моквского Евангелия - НЦРГ. Q 902. Fol. 101, 1300 г.- симметрично); их позы могут различаться (одна из жен припала к стопам, не поднимая головы, другая - в такой же позе проскинесиса обращена ко Христу - рельеф из слоновой кости, сер. X в., ГЭ). На фреске в соборе Мирожского мон-ря сохранена полная симметрия в построении композиции; жены без нимбов, облачения одной из жен совпадают с предписаниями рус. лицевых подлинников: зеленая риза поверх платья цвета охры. Как отмечал В. Д. Сарабьянов, сопоставление композиций в росписях псковского храма близко к декорации верхней зоны подкупольного пространства собора Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.); возможно, и иконография сцены могла восходить к киевским образцам. Эта древняя схема использовалась в новгородском искусстве и спустя века встречается на миниатюре нач. XIV в., вшитой в рукопись Новгородской Псалтири кон. XIII в., однако на ней сохранилась подпись над фигурами женщин в земном коленопреклонении, удостоверяющая, что это Марфа и М. М., сестры Лазаря (ГИМ. Хлуд. 3). Простота исполнения и сила воздействия этой сцены обеспечили ей популярность; в то же время она повторялась в произведениях, изготовленных в мастерских христ. стран Средиземноморья, в Италии (пластина с сюжетами из НЗ североитал. (венецианской?) работы - XII в., Музей Виктории и Альберта) или Испании (пластины слоновой кости - ок. 1100 г. и XII в., обе в ГЭ), она известна и в Страстных циклах рус. монументальных росписей (напр., в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 80-е гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/Мария ...

26 . Георгий Акрополит. Летопись Великого Логофета Георгия Акрополита/Пер. И.Троицкого /ВИПДА. Спб., 1863. 27 . Георгий Акрополит. Эпитафия Георгия Акрополита императору Иоанну Дуке [Ватацу]/Подг. П.И.Жаворонкова/ВВ. Т. 48. 1987. 28 . Георгий Амартол. Книги временные и образные Георгия Мниха (Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе)/Подг. В.М.Истрина . Т. 1–3. Пг.-Л., 1920–1930. 29 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Пер. под ред. С.П.Карпова/ВИПДА. Спб., 1868. 30 . Две византийские хроники X века. а) Псамфийская хроника; б) Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники/Пер., комм. А.П.Каждана. М., 1959. 31 . Дигенис Акрит. Византийская эпическая поэма/Пер., комм. А.Я.Сыркина. М., I960. 32 . Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты/Пер., прим. И.С.Перетерского. М., 1984. 33 . Евагрий Схоластик . Церковная история/УХЧ. 1853; 1854. 34 . Жоффруа де Виллардуэн. Взятие Константинополя. Песни труверов. М., 1984. (Новое издание: Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя/Пер., комм. М.А.Заборова. М, 1993). 35 . Избранные жития святых III–IX вв. Т. 1. М., 1992. 36 . Иешу Стилит. Сирийская хроника/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. Т. 31. 1940. 37 . Изборник. Повести древней Руси/Сост. Л.А.Дмитриева и Н.В.Понырко. М., 1987. 38 . Иоанн Кантакузин /Г.М.Прохоров. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367–1371 гг./ВВ. Т. 29. 1968. 39 . Иоанн Киннам. Краткая история царствования Иоанна и Мануила Комнинов/Пер. под ред. В.Н.Карпова/ВИПДА. Спб., 1859. 40 . Иоанн Цимисхий. Письмо к армянскому царю Ашоту III/Пер. Хр. Кучук-Иоаннеса/ВВ. Т. 10. 1903. 41 . Иоанн Эфесский. Отрывки из хроники/Пигулевская Н.В. Ближний Восток, Византия, славяне. Л., 1976. 42 . Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Пер. Е.Ч.Скржинской. М., 1960. 43 . Кекавмен. Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в./Пер., комм. Г.Г.Литаврина. М., 1972. 44 . Константин Багрянородный. О фемах. О народах/Пер. Г.Ласкина. М., 1899. 45 . Константин Багрянородный. Об управлении империей/Текст, пер., комм. под ред. Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010