Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Наместник Соловецкого монастыря представил третий том книжной серии «Воспоминания соловецких узников» 14.07.2015 В рамках научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей » наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) представил третий том книжной серии «Воспоминания соловецких узников» издательского отдела обители. Книга продолжает знакомить читателей с литературным наследием заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. Наряду с уже опубликованными в России произведениями, сборник включает в себя ранее не издававшиеся мемуары и тексты из труднодоступных источников. Объединенные в рамках одного проекта, эти письменные свидетельства непосредственных участников событий дают возможность современному человеку познакомиться с важными вехами российской истории минувшего столетия. Третий том «Воспоминаний соловецких узников» открывает статья «Русская Православная Церковь при богоборческой власти в довоенные годы». Другая тематическая публикация «Соловецкие лагеря в истории гонений на Русскую Православную Церковь (1923-1927)» рассказывает о представителях духовенства, отбывавших наказание на Соловках, уточняя и дополняя в этом отношении свидетельства мемуаристов, часто страдающие неточностями и недоговоренностями. В статье «Взгляды Максима Горького на Соловецкий лагерь в контексте идейных исканий писателя» проанализировано отношение пролетарского писателя к Соловецкому лагерю. Мемуарную часть третьего тома, повествующего о событиях 1925-1930 гг., открывает заметка «Соловецкий концлагерь (со слов очевидца)», которая была опубликована в одном из сентябрьских выпусков парижской газеты «Возрождение» за 1925 г. Продолжают книгу отрывки из сравнительно более известных воспоминаний архимандрита Феодосия (Алмазова), которые описывают его жизнь в лагере в 1927-1929 гг. К тому же периоду относится повесть «Соловецкие острова» Г.А. Андреева, впервые напечатанная 65 лет назад в эмигрантском журнале «Грани». Это произведение до сих пор целиком в России не издавалось.

http://drevo-info.ru/news/19162.html

Сербская Православная Церковь : Святые и подвижники благочестия Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор автро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Игумения Анна (Аджич) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Мельков Монах Игнатий Шестаков Архимандрит Иустин Попович Литературный перевод Андрея Шестакова Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Андрей Шестаков О жизни и подвигах прп.Гавриила Лесновского сохранилось совсем немного исторических свидетельств. Он был современником преподобных Прохора Пчиньского и Иоакима Осоговского. Существуют три редакции жития преподобного. Первая из них принадлежит монаху Лесновского монастыря Станиславу и относится к 1330 году. Согласно этому житию преподобный Гавриил явился основателем и строителем монастыря Святого архангела Михаила в Лесново и был его первым игуменом. Согласно другой редакции жития (XV-XVI вв.) во время прп. Гавриила монастырь уже существовал, и святой принял в нем постриг. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Архиепископ Филарет (Гумилевский) Перевод и составление Олега Кузеванова Святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг, включен в число Петербургских святых. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. Олег Кузеванов Олег Кузеванов

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Собр. 2 (ПСЗ-Н). Отд. 1. СПб., 1874. Т. XLVL С. 713. Эмеритальный капитал составили: императорское пожалованье эмеритальной кассе (7 1/2 млн. руб.), существовавшее в виде 4% бессрочного долга государственного казначейства; вспомогательные офицерские капиталы бывших военных поселений и ежегодные остатки, за расходами кассы из ее поступлений. Доходы кассы составлялись из процентов на пожалованье (300 тыс. в год); из платежей участников эмеритальной кассы (6% и 3% вычетов и. взносов) и из прибылей от принадлежащих кассе бумаг и от выданных в ссуду под аренды денег. (Там же. С. 714.) 520 Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800–1900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. СПб., 1900. С. 103. 526 Столетие Военного министерства. СПб., 1902. Т. XIII. Управление церквами и православным духовенством Военного ведомства. Исторический очерк. Сост. A. A. Желобовский. С. 44. 527 Так, в 1901 г. на нужды церковного строительства по Военного ведомству было отпущено 200 тыс. рублей, а в 1902 и в 1903 гг. – по 450 тыс. (Там же. С. 63.) 536 Свидетельством этого является тот факт, что за мужество до 1904 г. золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте было награждено 111 представителей военного духовенства; 8 человек за военные отличия получили золотые наперсные кресты из Кабинета Его Величества, а 31 священник – от Святейшего Синода. В Русско-японской войне 12 священников были ранены и контужены, а 19 находились в плену у неприятеля (попав туда с другими участниками сражений). (Военная энциклопедия. СПб., 1912. Т. IX. С. 244–245.) 537 Стоит отметить, что точных данных о количестве земли у Православной Церкви накануне революции 1917 г. нет. По материалам официальной статистики в 1905 г. всего у духовного ведомства было 2,6 млн. десятин (см. подр.: Религия и Церковь в истории России. М., 1975. С. 183). 538 См.: Мякотин В. Духовенство. Энциклопедический словарь Гранат. М., Б/г. Т. XIX. Стб. 195. См. также: Новый энциклопедический словарь. СПб., Б/г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находясь бок о бок с выдающимися пастырями, светочами веры и благочестия, такими, как Иларион (Троицкий) , Евгений (Зернов), Петр (Зверев) и многими другими, священники набирались духовного и пастырского опыта, получали тот заряд стойкости в вере, который был так необходим им затем на свободе в условиях жесточайших гонений. Немало бывших соловецких узников впоследствии также стали архиереями и возглавили борьбу с безбожной властью в своих епархиях или, оставаясь приходскими священниками или насельниками монастырей, продолжили свой подвиг исповедничества. О непримиримости, искренности и стойкости подвижников свидетельствуют многочисленные аресты и мученическая кончина большинства из них. В 1923–1927 гг. основной причиной ссылки духовенства на Соловки была их борьба с обновленчеством. С 1928 г. в лагерь начинают прибывать священнослужители и миряне – противники программного документа Церкви «Послания к пастырям и пастве» (так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.). Духовенство в лагере, как и по всей стране, разделяется на «сергиан» и непоминающих. В истории ссылки духовенства в Соловецкий лагерь начинается новый период. 42 Сошина А.А. На Соловках против воли: судьбы и сроки 1923 –1939. Соловки; М.: Изд-во ТСМ, 2014. С. 21 43 Яковлева А. П. Список духовенства, заключенного в Соловецких лагерях//Соловецкий сборник. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 150–157. 58 Однако епископ Иувеналий вскоре был освобожден. В 1923 г. он был назначен архиепископом Курским и Обоянским, арестован и сослан в Соловецкий лагерь. 60 Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Рязань, 2002. Т.1. С. 100–111. 68 Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на РПЦ в XX в.: [База данных] 75 Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е гг.)//Минувшее. М.; СПб., 1993. Вып. 15. С. 424–445. 76 Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада//Воспоминания соловецких узников. Соловецкий монастырь, 2013. Т. 1. С. 300–310. 78 Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на РПЦ в XX в.: [База данных] 81 За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1 951). Архангельск. 2006. С. 204. 84 Мученики, исповедники, подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия/Сост. иг. Дамаскин (Орловский). Тверь. 2002. Кн. 2. С. 192. Читать далее Источник: Воспоминания соловецких узников/[отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия " Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг. " )./Т. 3: 1925-1930. - 2015. - 559 с. ISBN 978-5-91942-035-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четыре воспитанника Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых: в 2003 г. протоиерей Михаил Околович, выпускник 1910 г.; в 2005 г. протоиерей Василий Малахов, выпускник 1894 В лике святых Белорусской Православной Церкви в 2007 г. был прославлен протоиерей Николай Околович, выпускник 1883 г. и в чине исповедника веры Владимир Еленевский, выпускник 1896     © Горидовец В., свящ., 2016 Автор выражает благодарность сотрудникам Государственного архива Витебской области за помощь, оказанную при написании статьи.   Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за минувшее столетие ее существования (февраль 1807 – февраль 1907). Витебск, 1907. С. 214. Там же. С. 215. Там же. Там же. С. 221. Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806–1906 гг.). Заметки и воспоминания. Витебск, 1907. С. 4–5. Там же. С. 5. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 214. Там же. С. 217. Там же. С. 217–218. Там же. С. 218. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 14. Там же. Там же. С. 1. Там же. С. 3. Там же. С. 8. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 222. Там же. С. 223. Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витебской губернии в контексте событий 1812 года (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.). Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 11. Католическая обедня, месса. Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906. С. 11. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 39–41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219. Там же. С. 247. Там же. С. 219–220. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219–220. Там же. С. 224. Там же. С. 223. Там же. С. 224–225. Там же. С. 245–246. Там же. С. 253. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 10. Шавельский Г. Указ. соч. С. 12. В начале ХХ в. епископ Альбетранди упоминался в качестве первого председателя Варшавского общества любителей наук (1800–1832 гг.), активного пропагандиста польской национальной идеи и автора стихотворных произведений в жанре политической сатиры, высмеивающих действия Российской империи на европейской политической арене (Русский архив. 1909. 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

С.24-25; Поездка на Ближний Восток//Там же. 12. С. 4–8; Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Румынию//Там же. 1947. 7. С. 3–21; Поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в Соединенные Штаты Северной Америки. Послание к верным чадам РПЦ в Сев. Америке и Канаде//Там же. 1948. 1. С. 13-30; Из дневника пребывания митрополита Григория в США//Там же. Послание митрополита Григория//Новая заря (Novaya Zarya). 23 сент.1947 г.; Беседы//БТ. 1986. Сб.: 175 лет ЛДА. С. 142–156; Петроградский процесс 1922 г.: Дневник//Наш современник. 1994. 4. С. 171–180; Финляндский период деятельности Святейшего Патриарха Сергия: 1905–1917 гг.//Имперский курьер. СПб. 2002. 2. С. 36–37; В день памяти св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова//Церк. вестн. СПб. 2002. 8-9. С. 68–69; Слово в праздник преподобного Серафима Саровского//Там Об отношении к ближним//Там же. 2004. 8-9. С. 69; Проповедь в 23 неделю по Пятидесятнице//Там же. 10-11.С.67-68; Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая//Там Проповедь в неделю сыропустную//Там же. 3 (63). С.40; Дневники 1918–1922 гг.//С. - Петербургские ЕВ. 2004. Вып. 32. С. 66–81; Дневник 1907-1955 (фрагменты)//Там же. 2007. Вып. 34. С. 17-146; Положение Церкви и духовенства в Олонецкой губернии. 1918 г. Там же. С.132-133; Молитва о Победе. Дневники военных лет//Православие и современность. Саратовские ЕВ. 2010. 14.С.94-100, 15.С. 90-99.   Источники 1.Александрова-Чукова Л.К. Григорий (Чуков), митр.//Православная энциклопедия. М. 2006. Т. XII.C.592-598. 2. Ее же. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//СПб ЕВ.2007.Вып.34.С.16-131. 3. Григорий (Чуков), митрополит. Дневник и документы. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К. СПб. 2010 . Контакты: undefined Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нынешнем году Православная Церковь празднует на Крестопоклонной седмице Великого Поста. Такие совпадения нечасты. В текущем столетии это было в 2002 и 2013 годах, а в минувшем XX веке Благовещение совпадало с поклонением Кресту Господню в 1907, 1918 и 1929 годах.

http://bogoslov.ru/person/482393

Архив Пн Наместник Соловецкого монастыря представил третий том книжной серии «Воспоминания соловецких узников» 14 июля 2015 г. 16:28 В рамках научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) представил третий том книжной серии «Воспоминания соловецких узников» издательского отдела обители. Книга продолжает знакомить читателей с литературным наследием заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. Наряду с уже опубликованными в России произведениями, сборник включает в себя ранее не издававшиеся мемуары и тексты из труднодоступных источников. Объединенные в рамках одного проекта, эти письменные свидетельства непосредственных участников событий дают возможность современному человеку познакомиться с важными вехами российской истории минувшего столетия. Третий том «Воспоминаний соловецких узников» открывает статья «Русская Православная Церковь при богоборческой власти в довоенные годы». Другая тематическая публикация «Соловецкие лагеря в истории гонений на Русскую Православную Церковь (1923-1927)» рассказывает о представителях духовенства, отбывавших наказание на Соловках, уточняя и дополняя в этом отношении свидетельства мемуаристов, часто страдающие неточностями и недоговоренностями. В статье «Взгляды Максима Горького на Соловецкий лагерь в контексте идейных исканий писателя» проанализировано отношение пролетарского писателя к Соловецкому лагерю. Мемуарную часть третьего тома, повествующего о событиях 1925-1930 гг., открывает заметка «Соловецкий концлагерь (со слов очевидца)», которая была опубликована в одном из сентябрьских выпусков парижской газеты «Возрождение» за 1925 г. Продолжают книгу отрывки из сравнительно более известных воспоминаний архимандрита Феодосия (Алмазова), которые описывают его жизнь в лагере в 1927-1929 гг. К тому же периоду относится повесть «Соловецкие острова» Г.А. Андреева, впервые напечатанная 65 лет назад в эмигрантском журнале «Грани». Это произведение до сих пор целиком в России не издавалось.

http://patriarchia.ru/db/text/4159896.ht...

1893 г.), Баудиссин в том же отчасти духе изложил Введение (Einleitung... 1901 г.). Наконец, Новакк, Дум, Шменд, Бетген, Марти и др. составили и доселе издают комментарии на ветхозаветные книги, в коих развиваются те же тезисы с разными видоизменениями: Nowack. Handkommentar zum Alten Testament (с 1897 г. и доселе), Marmi. Kurzer Handkommentar zum Alten Testament (с 1898 г. и доселе).    Вот современные последние выводы отрицательно-критического характера. Несомненно, они, прикрываясь маской учености и якобы «научного беспристрастия,» на самом деле явно тенденциозны и подрывают христианское учение, а потому подобно своим предшественникам предыдущих столетий, не могли оставаться без опровержений со стороны богословов апологетов минувшего и текущего столетий.    Таковы в иностранной литературе монографии: Bredenkamp. Gesetz und Propheten. 1881 г. Здесь доказывается, что Пятикнижие было не позднейшим, а древнейшим ветхозаветным писанием, и что его знали пророки, псалмопевцы и все другие ветхозаветные писатели. Billeb. Die wichtigste Sдmze der neueren alttestamentlichen Kritik vom Standpuncte der Propheten Amos und Hosea (1893 г.). Здесь преимущественно доказывается, что древнейшие Израильские пророки Амос и Осия знали Пятикнижие и руководились им в своей деятельности. Martin. De du Pentateuque. Paris, 1886—1889 гг. Здесь по отношению к Пятикнижию и преимущественно в защиту древности Второзакония излагаются апологетические доводы. Много и других трудов посвящено тому же вопросу. В русской литературе актовая речь проф. Киевской академии Покровского (1888 г.) направлена к разбору этой же гипотезы: «По поводу возражений современной критики против существования. Моисеева закона ранее древнейших пророков-писателей.» Его же: «По поводу возражений современной критики» — Труды Киев, академии. 1890. 1. Проф. прот. Н. Елеонского. «Современная критика Свящ. ветхозаветных писаний и ее слабые стороны.» Вера и Церковь. 1901 г. 1, 5, 7, 8 и 10 кн. Библейско-исторические вопросы в полемике с эволюционистами решаются также в следующих журнальных статьях. А. П. Смирнов. «Новое построение истории еврейского народа.» Приб. к Твор. св. отцов. 1887, 185—277. Ф. Елеонский. «Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории. Христ. Чт. 1899. 208 т. и 1900. 12 кн. Много, наконец, отводится места разбору тех же взглядов касательно законов Пятикнижия о священстве, а равно и истории последнего, в новой монографии: Ключарев. История ветхозаветного священства до заключения канона. Ставрополь, 1903 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Как управляется Русская Церковь? Органы исполнительной власти Патриарха и Синода в ХХ веке. Часть I Источник: Богослов.Ru Первое заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после избрания Святейшего Патриарха Кирилла, состоявшееся 31 марта 2009 г., в полной мере можно назвать историческим. На нем начала осуществляться реформа органов исполнительной власти Московского Патриарха и Священного Синода, необходимость которой обсуждалась в церковных кругах по меньшей мере в течение последнего десятилетия . Современный устав Русской Православной Церкви относит к этим органам учреждения Московской Патриархии, то есть те, что руководятся непосредственно Патриархом, и Синодальные учреждения — отделы, советы, комитеты и комиссии, подотчетные Синоду. Только Московская Патриархия и Синодальные учреждения, как сказано в том же уставе, «обладают исключительным правом» представлять Патриарха и Синод «в рамках сферы своей деятельности». В силу этого названные учреждения оказываются, пожалуй, самой заметной для общества и государства частью церковного организма. Они выступают главными их контрагентами в диалоге с Церковью, приводят в действие Церковь как институт, служат ее головным мозгом. Для того чтобы в полной мере оценить смысл и значение начавшихся в конце марта преобразований, необходимо бросить ретроспективный взгляд на то, как и в каких условиях развивалась система органов церковного управления Русской Церкви в минувшем столетии.   Патриаршее управление между легитимностью и легальностью Первые полтора-два десятилетия ХХ века для Православной Российской Церкви ознаменованы вызреванием и осуществлением глобальной реформы высшего церковного управления. Поместный Собор 1917-1918 гг. положил конец 200-летнему периоду синодального, по существу — светского управления Церковью и восстановил естественную для нее систему патриаршего управления. Восстановление Патриаршества запечатлелось в анналах истории как главное деяние Собора. Именно Собор обеспечил молодому институту патриаршей власти необходимую легитимность . Однако он не успел, да и не мог довести до конца начатую реформу. Необходимо было построить новые эффективные институты высшего церковного управления и отладить их работу. Это была важнейшая задача, которая стояла перед Русской Церковью в начале столетия. Для этого требовалось время, которого у нее не было.

http://pravoslavie.ru/37513.html

Послание Патриарха Тихона к православному народу о реформе календаря в Русской Православной Церкви Источник Скачать epub pdf 1 октября 1923 г. БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ТИХОН, Патриарх Московский и всея России и православные епископы, собравшиеся в граде Москве, всем архипастырям, пастырям и верующему народу Церкви Российской. В заботах наших о благе и добром устроении Российской Православной Церкви, признали мы ныне необходимым исправление церковного время исчисления. Давно известно, что так называемое Юлианское время исчисление, принятое в Православной Церкви, не точно, а потому еще в конце минувшего и в самом начале нынешнего столетия в Православной Церкви поднимался вопрос об его исправлении. В 1902 г. Вселенский Константинопольский Патриарх Иоаким III изыскивал способы к тому, чтобы соединить возможную научную точность время исчисления с сохранением освященных церковных определений. По этому же вопросу имел суждение и поместный собор Русской церкви 1917–1918 гг., при чем, хотя и признавалось, что «не будет никаких с догматической точки зрения препятствий к тому, чтобы Православная Церковь , по согласию всех своих членов, тем или иным образом, соответственно с истинными результатами науки, установила свой календарь», однако, к вопросу этому подходили с большой осторожностью, и церковная власть не спешила менять календарь, освященный полуторатысячелетним употреблением во всех православных церквах. В нынешнем 1923 году самочинное собрание, так называемого обновленческого духовенства и мирян в г. Москве, без сношения с православными Патриархами Востока, не только не заботясь о сохранении священных канонов, но и прямо указывая на полную якобы возможность не считаться с этими правилами, с ненужной поспешностью, не останавливаясь даже пред сокращением св. Петрова поста на 13 дней, – перешло с 12 июня на новый стиль. Эта мера, как проведенная людьми, не имеющими на то права, встречена была православными неприязненно и с понятным смущением духа. Сознавая необходимость исправления церковного время исчисления, вызываемую несоответствием его современным данным астрономической науки, а также неудобством для православных людей совершать свои праздники в те дни, которые не считаются днями отдыха по советскому законодательству, мы в обращении 28 июня 1923 г. признали возможным исправление церковного календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010