Спустя почти два года адмиралтейского ведения, резного дела ученик Лазарь Добрынин на собственные средства устроил престол резной работы для колтовской церкви. Этот престол, указом 17 декабря 1742 г. за 101, предписано было поставить на место старого, тронутого престола протоиерею Троицкого собора Льву Ануфриеву вместе со священнослужителями церкви Преображения Господня. Во время существования этой первоначальной церкви С.-Петербург не раз подвергался наводнениям, и, стоя на низменном месте, церковь должна была много терпеть от воды, вероятно, это и было причиною, что в 60-х годах XVIII ст. эта церковь пришла в совершенную ветхость, и в 1759 г. началось дело о построении вновь деревянной церкви в невском гарнизонном полку во имя Преображения Господня. Построение этого св. храма производилось на церковные суммы и на добровольные пожертвования. В ризнице колтовской Преображенской церкви хранятся две тетрадки 1761 г., они заведены были для записи доброхотных приношений на построение храма. Из них видно, что в сборе приношений самое деятельное участие принимал невского полка капитан и казначей князь Илья Делведеров. Неизвестно только, какая сумма израсходована была на постройку и украшение этого св. храма, заложенного в 1761 г., оконченного и освященного в 1763 г. В нем находилось два придела: главный – в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа и второй – святителя Димитрия Ростовского. Придел этот, вероятно, устроен потому, что незадолго до построения храма обретены в 1752 г. и открыты были 1757 г. мощи этого святителя. Храм снаружи был простой архитектуры и напоминал несколько Троицкий собор, что на Петербургской же стороне. Такой же конструкции главный купол и почти такой же фасад и колокольня над западным входом. Крыша была деревянная, даже купол был покрыт деревяными досками. К концу XVIII ст. эта деревянная крыша обветшала, из-под куполов показазалась течь, церковные крыльца также сгнили и требовали починки. Поэтому священник Федор Александров с диаконом Андреем Алексеевым в 1791 г. 10 июля обращались к высокопреосвященнейшему митрополиту Гавриилу с просьбою о дозволении обить купол снаружи листовым железом, а внутри благопристойным образом исправить, а равно и крыльца переделать. Так как церковной суммы на эти поделки недоставало, то священник Александров и диакон Алексеев просили его высокопреосвященство выдать им из консистории книгу для сбора доброхотных подаяний. Желание причта было исполнено и таким образом в последнее десятилетие минувшего столетия главы колтовской церкви были покрыты железом, а в 30-х гг. XIX в. железом же покрыта была и вся церковь.

http://sobory.ru/article/?object=37508

Закрыть История легализации детоубийства: аборты в Российской империи, СССР и мире Владимир Потиха   23:45 10.03.2017 1122 Потиха Владимир Владимирович, вице-президент АНО «За жизнь», руководитель Центра пронаталистских исследований. Из истории пренатального инфантицида: вехи и даты прошедшего столетия. Доклад прочитан на секции «Защита жизни ребенка до рождения: наследие минувшего столетия», XXV Международные образовательные рождественские чтения. 27.01.2017 г. 00:30 Определение понятие «пренатальный инфантицид» 01:40 Краткая хронологическая таблица Россия 02:57 Краткая хронологическая таблица мир 05:57 Научные представления о развитии ребенка до рождения в начале ХХ в. 07:18 Наука о восприятии боли перинатальным ребенком 08:30 XII Всероссийский Пироговский съезд врачей 11:17 В.И. Ленин и аборты, «Рабочий класс и неомальтузианство» 12:45 Советский проект — пронатализм против неомальтузианства и евгеники 14:00 Сравнение резолюции Пироговского съезда по абортам (1913 г) и Постановления Наркомздрава и Наркомюста РСФСР (1920 г.) 15:49 Аборты в негосударственных ЛПУ в наши дни 17:15 Уголовное преследование за аборты в 1910-20-е гг. Меры по ограничению абортов 18:50 Легитимизация абортов в 1920-е гг. 19:30 Сталинский запрет абортов в контексте политической борьбы и предвоенной мобилизация в 30-е гг. 20:16 Л.Д. Троцкий о «семейный Термидор» в СССР 20:35 Кратко о мифах про сталинский запрет абортов 21:24 Замечания и предложения по генеральному плану «Ост». Аборты в нацистской политике на оккупированных III Рейхом территориях СССР и во внутренней политике современной России 23:51 СССР после Войны — прерванный взлет (Сталинский план преобразования природы, 5-ти часовой рабочий день, Московский Патриархат) 25:07 После И.В.Сталина, Троцкисты вновь у власти, легализация абортов и развал СССР 25:32 Ребенок до рождения и его права в Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией 26:04 Научные представления о ребенке до рождения в 1960-70-е гг. «Неоконченный дневник» в журнале «Здоровье», 1966 г.

http://ruskline.ru/video/2017/mart/11/is...

поселился в Москве, где за ним был учрежден полицейский надзор. Политические стихотворения В., распространявшиеся в списках («Петербург», 1818-1819; «Негодование», 1820), звучали как противоправительственные инвективы, хотя либерализм В. был весьма умеренным. Он был связан со мн. декабристами, но в тайные об-ва не входил и деятельность их не одобрял. Убежденность В. в необходимости либеральных реформ «сверху» диктовалась неприятием «заговоров» и восстаний. Мятеж 14 дек. 1825 г. он впосл. называл «критикой вооруженною рукою» «Истории государства Российского» Карамзина, в к-рой В. видел «полное выражение» России, «каковою сделало ее Провидение, столетия, люди, события и система правления». Представив в 1829 г. имп. Николаю I записку с изложением своих взглядов («Моя исповедь»), В. был вскоре возвращен на службу (в 1830-1846 чиновник особых поручений при министре финансов, в 1846-1855 управляющий Гос. заемным банком, в 1855-1858 товарищ министра народного просвещения, с 1859 сенатор, член Гос. совета, обершенк двора). В 30-х гг. В. был активным участником лит. жизни, сотрудничал в «Литературной газете» (1830-1831), выступая защитником пушкинского круга писателей от обвинений в «литературном аристократизме» (О духе партий; о литературной аристократии, 1830; и др.), в письме 1832 г. к А. Х. Бенкендорфу протестовал против закрытия журнала И. В. Киреевского «Европеец», в 1833 г. направил правительству меморандум «О безмолвии русской печати», предлагая организовать издание независимого, лояльного к власти журнала. В 1836 г. писал для пушкинского «Современника» (статья о «Ревизоре» Н. В. Гоголя и др.). В эти годы выходили фрагменты кн. «Биографические и литературные записки о Д. И. Фон-Визине», в к-рой В. воссоздал атмосферу лит. и общественной жизни эпохи имп. Екатерины II и дал очерк истории рус. драматургии от А. П. Сумарокова до Гоголя. В 1839 г. В. был избран действительным членом Российской академии (с 1841 ординарный академик ОРЯС АН). К нач. 40-х гг., остро ощущая свою принадлежность к минувшей эпохе и уходящему поколению («Я пережил...», 1837; «Смерть жатву жизни косит, косит…», 1840; и мн.

http://pravenc.ru/text/Вяземский.html

Во всех изданиях прошлого столетия не было ничего антирелигиозного, противозаконного. И вот в 1906 году Полтавское губернское земское собрание, зная поэзию Шевченко по этим только сборникам, «Кобзарям», испросило разрешение на сбор пожертвований на памятник Шевченко и на постановку этого памятника в матери городов русских, в Киеве. Около того же времени в Петербурге, «Общество Т.Г. Шевченко», в 1905 г. представило в цензурный комитет самый полный сборник «Кобзаря», напечатанный во Львове в 1902 г., и цензура разрешила печатать «Кобзарь» этот без всяких сокращений. Сказанное общество вошло в соглашение с другим – «Благотворительным обществом издания общеполезных и дешевых книг», тоже в Петербурге, и за время с 1907 по 1909 гг. выпускает до 40 000 экз. Теперь дальше. Общество перепродает право издания книгопродавцу Яковенко, который выпускает за два издания не меньше 30 000 экз. Итого, за четыре издания, отпечатано было 70 000 экз. Но вот, в феврале 1911 г. все четыре издания были объявлены конфискованными. Но эта конфискация была в пустой след. Ведь три первых издания были уже распроданы: иначе не было бы надобности выпускать 4-е, которое одно и могло быть конфисковано, да и то довольно поздно. Все же можно думать, что 60 000 экз., если не больше, распродано. Это полнейшее издание «Кобзаря» разошлось, конечно, главным образом по Малороссии, и его можно встретить, и теперь даже, и в сельских, особенно земских читальнях-библиотеках, не говоря уже о частных домах». В чем же дело? За что цензура, даже параличная цензура минувшего пятилетия вынуждена была проснуться, обратить внимание на сборник Шевченко и «объявить конфискованными» экземпляры четырех изданий его? Простите, читатели мои! Есть вещи, коих опасно касаться, чтобы не заразиться, не осквернить душу: от одного прикосновения остается на душе такой нестерпимый смрад, что не знаешь потом, куда убежать от себя, как забыть прочитанное. О таких вещах лучше не говорить; в предостережение скажу одно: если бы в свое время бывший председатель «Общества имени Шевченка», сенатор Маркевич, представивший книгу в цензуру, заглянул в сборник, то с негодованием отбросил бы его прочь; если бы цензор исполнил свой долг, то книга не пошла бы в народ в количестве 60 000 экз., как смрадная отрава для простых душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Минусинск. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1842 году начался сбор денег на постройку храма во имя Святой Живоначальной Троицы, поскольку Спасский собор уже не мог вместить всех верующих. Более 40 лет потребовалось для возведения нового храма. За 50-70-е годы XIX века сменились три основных устроителя: горожанин Коно Солдатов, купец Григорий Чернышов, купец Никифор Зайцев. И лишь купец 1-й гильдии Иван Гаврилович Гусев завершил строительство. Храм был построен в русско-византийском стиле по проекту архитектора Ашемура: каменный, одноэтажный, высотою (вместе с колокольней) 17.сажен, внутреннюю отделку производил мастер Попов. На «все про все» было израсходовано более 108 тыс. рублей, из них более 87тыс. рублей из гусевского капитала. Церковь построена по проекту арх. А.А.Ашемура в 1877—1885 г. Храм был освящен 30 августа 1885 года. Одним из первых служителей был о.Николай (Орлов). Долгое время в храме служил известный протоиерей Дмитрий (Дубровин). В 30-е годы храм был закрыт, с 1937 г. туда ссыпали зерно, а в 1939 сняли колокола и разобрали колокольню. Окончательно храм был разобран в начале 50-х годов, после войны. В 1922 году из храма изъята церковная утварь, а в 1930-е гг. храм был закрыт. В1939 г. сняли колокола и разобрали колокольню. Ныне на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа г. Минусинска. Источник: С.Круглов «Белые церкви – осколки Руси», газета «Власть труда» 18 февраля 1997г. Приход Градо-Минусинской Троицкой церкви открыт в 1885 г., выделился он из прихода Минусинского Спасского собора. Необходимость построения в Минусинске второго храма чувствовалась еще в первой половине минувшего столетия, а при увеличении города она стала настоятельной. Тогда Минусинское городское Городское общество еще в 1836 г. предложило построить в Минусинске особую церковь, но, по недостатку средств, предложение это оставалось неосуществимым до 1877 г. По постановлению Минусинской Городской думы от 10 декабря 1876 г. заключено: произвести постройку церкви и с начала весны 1877 г. приступить к заготовлению необходимых материалов, а по мере выполнения этих работ и к самой постройке церкви. Строителем церкви пожелал быть минусинский 1-й гильдии купец, а в последствии потомственный почетный дворянин Иван Гаврилович Гусев. По счетам последнего новый храм в постройке обошелся стоимостью 108 456 руб. и 55.5 коп., из коих 21 328 руб. 27.5 коп. пожертвованы разными лицами, а остальные 87 128 руб. 28 коп. Гусев употребил из собственных средств.

http://sobory.ru/article/?object=33563

Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра на Великом освящении храма в Бутово 19 мая 2007 г. 19:30 19 мая, в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове. После Божественной литургии Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр обратился к присутствующим с приветственным словом. Ваше Святейшество! Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и чада Русской Православной Церкви! Сегодня день скорбный и радостный. Скорбный, потому что место сие было местом страданий и смерти множества верных чад Церкви, а радостный, потому что Святая Церковь ныне увековечивает их память освящением сего храма-памятника. Их подвиги связывают нас еще более крепкими духовными узами. Нам из русского рассеяния весьма отрадно слышать, что один из престолов посвящен святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому Иоанну. Владыка Иоанн свято чтил новомучеников и его попечением был построен храм-памятник в городе Брюсселе, посвященный благоверным Царственным страстотерпцам и всем новомученикам и исповедникам Российским. Хочу также вспомнить и труд приснопамятного протопресвитера Михаила Подольского, еще в 50-х гг. минувшего столетия издавшего два тома материалов о новомучениках. Как известно, при освящении каждой церкви в престол вкладывается частица мощей мученика. Здесь земля обильно полита кровью мучеников и усеяна их костьми и да будет она престолом Христу Богу нашему. О гонителях же Церкви Христовой и Народа Божьего давно сказал пророк: «Видех грешника высящася яко кедр ливанский, и мимоидох, и се не бе и не обретеся место его» (Пс. 36: 35-36). Да изгладится память о них в сердцах людей, а Церковь Христова на Российской земле да утвердится во век! Аминь. На память о нашем сегодняшнем совместном прославлении памяти новомучеников и исповедников Российских просим принять для этого новоосвященного храма сей дар — икону святителя Иоанна с частицей его святых мощей. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/245801.htm...

Иоанна I, к-рого в науке почему-то принято считать предшественником упомянутого в летописи под 1039 г. митр. Феопемпта , ничто не мешает отнести и к 40-м гг. XI в., поэтому совершенно не обязательно датировать построение Ярославовой ц. 30-ми гг. этого столетия (Мюллер). Указание СЧ, что перенесение мощей Б. и Г. в построенную Изяславом Ярославичем в 1072 г. церковь имело место «минувшем (после чего? - А. Н.) летом 20» ( Абрамович. Жития. С. 55), едва ли можно соотносить с моментом построения Ярославовой церкви, т. к. оно пришлось бы в таком случае на точно засвидетельствованное время святительства митр. Илариона (1051 - не позднее 1054), а не Иоанна. Очевидно, это указание имеет в виду кончину Ярослава, что больше оправдано и контекстом повествования. Если помимо сказанного принять во внимание молчание о Б. и Г. в «Похвале кн. Владимиру» митр. Илариона, датировка к-рой колеблется от 1037 до 1050 г., то наиболее вероятным временем перенесения мощей при Ярославе и учреждения праздника Б. и Г. 24 июля придется признать 2-ю пол. 40-х гг. XI в. Эта датировка находит себе подтверждение в княжеском именослове. Самые ранние из многочисленных наречений княжичей именами новых святых в семействах как Ярославичей (Глеб, Давид , Роман Святославичи, Давид Игоревич, Борис Вячеславич), так и полоцкого кн. Всеслава Брячиславича (Глеб, Давид, Борис, Роман) определенно относятся еще ко времени жизни Ярослава Мудрого (Глеб Святославич родился не позднее 1050/51, Глеб и Давид, коль скоро именно они были старшими сыновьями Всеслава Полоцкого, не позднее 1053/54), тогда как родившиеся в 1036 г. и неск. ранее двое младших сыновей самого Ярослава были наречены Вячеславом и Игорем, что плохо согласуется с предположением о канонизации Б. и Г. при митр. Иоанне, если последний был предшественником Феопемпта. В то же время следует учесть, что сохранившиеся печати Давида Игоревича, родившегося в 50-х гг. XI в., несут на себе изображение не Г.-Давида, а прор. Давида ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Исключения из этого правила относятся к нескольким примерам казней священнослужителей в период Гражданской войны и к кампании 1930-х годов по принуждению священнослужителей к публичным заявлениям о снятии сана в обмен на восстановление гражданских прав и предоставление работы. В обоих случая речь идет именно об исключениях из общего правила. Более того, хотя сейчас трудно оценить масштабы отречений 30-х гг., но известно, что очень часто отречения не достигали своей цели, т.к. бывшие священники продолжали подвергаться дискриминации, поскольку " исторически " относились к неблагонадежной категории граждан. Этот вопрос даже рассматривался в комиссии ВЦИК по делам культов. См., например, Проект Циркуляра Президиума ВЦИК об искажениях и нарушениях законодательства о культах. 10 июня 1932 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 294–295. Шмаина-Великанова А.И. О новых мучениках//Страницы: Богословие. Культура. Образование. 1998. Т. 3. Вып. 4. С. 504–509; Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре ХХ века. История персонификации. М., 2010. С. 214–217. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Нью-Йорк, 1984; Вильнюс, Москва, 1992. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999 и др. Харбинцы – сотрудники Китайской восточной железной дороги (КВЖД), построенной еще до революции на территории, арендованной Россией у Китая. Город Харбин был центром этой территории. После того, как в 1935 г. СССР продал КВЖД Японии, многие " харбинцы " вернулись на Родину, где им было определено место жительства на территории Сибири. См., например, Беглов А., Чаковская Л. Обыденный героизм//Татьянин день. Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. 1 октября 2010 г.: http://www.taday.ru/text/651147.html. Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы)//Минувшее: Исторический альманах. Вып. 15. М.–СПб., 1993. С. 424–445; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 103–112; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство. 1918–1932 годы. СПб., 2003; Беглов А.Л. Церковно-общественные движения на рубеже 1910–1920-х годов//XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1; Зегжда С.А. Александро-Невское братство. СПб., 2009.

http://religare.ru/2_80988.html

Даже известный Сидней Вебб (в книге «Английские рабочее с 1837 по 1897 гг.») должен признать, несмотря на свой пессимизм, что наёмная плата почти везде повысилась и рабочий за свой труд получает гораздо больше товаров, чем прежде; число рабочих часов сокращено; жилищные условия улучшены; дело образования значительно подвинулось вперёд; библиотеки, музеи, собрания произведений искусств стали рабочим гораздо доступнее... и т.д. Во Франции в конце XVIII века нужно было до 32 рабочих дней, чтобы заработать гектолитр зернового хлеба, в конце же XIX века – не более 11, общий уровень заработной платы во Франции за вторую половину минувшего столетия поднялся до 100%. По официальным сведениям, во французских сберегательных кассах было: в 1882 году – 4,6 млн. сберегательных книжек, с вкладами на сумму в 1800 млн. франков; в 1900 году книжек уже свыше 10 млн., вкладов – более чем на 4000 млн. В настоящее время в Париже, – говорит Ле-Бон («Психология социализма», стр. 391), – около 60% рабочих получают в день от 5 до 8 франков, лучшие же – даже много больше: иные офицеры, чиновники, инженеры должны годами ждать такого жалованья. Около всего национального дохода во Франции, по Леруа-Болье, приходится на долю рабочих, крестьян, мелких буржуа. В Англии, где ведётся довольно точная статистика пауперизма, с 1849 по 1859 год было 5 бедных на 1000 жителей, с 1869 по 1878 год – всего 4, а затем уже не более 3. Лавеле нашёл, что в Англии за последние 30 лет доходы рабочих поднялись на 59%, а классов состоятельных – на 30% понизились. Леон Леви вывел, что в Соединённых Штатах средний доход рабочей семьи с 1859 по 1883 год поднялся на 59%, – цифру гораздо более высокую, чем соответствующие показания для среднего и высшего классов; известный английский статистик Джиффенс и другие также пришли к выводам, решительно опровергающим утверждение, что богатые всё богатеют, а бедные всё беднеют (по Джиффенсу заработная плата с 1830 по 1880 год поднялась на 70%). Взглянем на германские государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010