2. Лунь юй, IX. 7. Пер. П. Попова. 3. Лунь юй, VII, 19. 4. «Я старше вас на один день»,— говорит ученикам Конфуций (Лунь юй, XI, 25). 5. Лунь юй. VII, 1. 6. Чжун юн (Учение о Середине), XIII. 7. Лунь юй. V. 12. 8. Лунь юй, XVII. 9. 9. Лунь юй, XI. 11-12. 10. Лунь юй. 111. 11. 11. Лунь юй, 1, 9. 12. Лунь юй. 111, 17. 13. H. G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 124. См. также: Л. С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае, с. 107. 14. Цит. по: Шан Юэ. Очерки по истории Китая, с. 52. 15. Лунь юй. VII. 18. 16. Лунь юй, VII. 2. 17. Лунь юй, VII, 23. 18. Лунь юй. XVI. 13. 19. См.: Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии, с. 400; В. Рубин. Идеология и культура Китая, с. 74. 20. Лунь юй, II, 3. 21. Да сюэ (Великая Наука), IV. 22. Лунь юй. XV, 2. 23. Лунь юй, VII, 29. 24. Лунь юй, XII, 2; XV, 23. 25. Чжун юн, II, 2. 26. Лунь юй. III, 3. 27. Лунь юй. XIV. 36. 28. Вл. Соловьев. Китай и Европа, с. 129. 29. Лунь юй, XII, 11. 30. Да сюэ, II. 31. Лунь юй, XII, 17-18. 32. Лунь юй. I, 5; XII, 19. 33. H. G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 310. 34. Лунь юй, III, 24. 35. Лунь юй. II, 21. 36. Лунь юй, IX, 16. 37. Лунь юй, XI, 9. 38. Лунь юй, VII, 34. 39. Мен-цзы, I, 4. 40. P. Do-Dinh, Confucius et l " humanisme chinois. Bourges, 1967: p. 176-181. 41. H.G. Creel. Confucius, the Man and the Myth, p. 275. 42. В Китае получила начало особая ветвь буддизма — дзэн, доктрина и практика которого особенно близки к даосизму. Это учение впоследствии распространилось в Японии и оказало большое влияние на западный мир (см. Е. Завадская. Восток и Запад. М. 1970: Г. Померанц. Традиция и неподвижность в буддизме чань (дзэн). — Сб. «Роль традиции в истории и культуре Китая». М., l972). Часть II ИНДИЯ ОТ БРАХМАНИЗМА ДО БУДДЫ Глава четвертая «ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ» Индия около 800—600 гг. до н. э. Веди меня от нереального к реальному, Веди меня из тьмы к свету, Веди меня от смерти к бессмертию. Брихадараньяка-упанишада   В ту эпоху, когда в Израиле пророк Илья боролся с Ваалом, а в Ионии Гомер воспевал Троянскую войну, жизнь индийских государств стала уже во многом походить на жизнь ближневосточных стран — Ассирии, Египта, Хетты. Это явствует из великого эпоса Индии Махабхараты и жреческих писаний: гимнов, брахман, араньяк [ 1 ]. Они говорят об усилении раджей, междоусобицах, борьбе сословий и странных обычаях, возникших под влиянием туземных верований. Перед нами проходят картины праздничных пиров, грабительских налетов и угона стад. Чудесная образность эпоса делает читателя как бы очевидцем воинских состязаний витязей, азартных игр, когда раджи, случалось, закладывали и свои владения, и свою семью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Исправлено, в рукописи: дал. В рукописи в левом нижнем углу записана решеткой сумма: 1 [рубль] 9 [алтын]. Исправлено, в рукописи: дал. В рукописи в левом нижнем углу записана решеткой сумма: 7 [рублей] 26 [алтын] 5 [денег]. Исправлено, в рукописи: Васневу. В рукописи исправлено из: марта. В рукописи в левом нижнем углу записана решеткой сумма: 1 [рубль] 4 [алтына] 4 [деньги]. В рукописи в левом нижнем углу записана решеткой сумма: 21 [рубль] 7 [алтын] 2 [деньги]. Струг – лодка, плоскодонное гребное или парусное судно для перевозки тяжестей и товаров, иногда с каютой для пассажиров (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 195–196). Исправлено, в рукописи: оброкик. В рукописи ниже записана решеткой сумма: 1 [рубль] 9 [алтын]. В рукописи далее поставлен знак сноски крест с 2 точками в нижней половине, а конец предложения написан на левом поле: тех же сщетных денег. ГА АО, ф. 829, оп. 3, д. 7, л. 6–16 об. Подлинник (начало утрачено). Рукопись в 4 на 11 листах. На л. 1–5 текст приходо-расходной книги 1599–1600 гг., ошибочно приплетенной, очевидно, при реставрации (опубликован: Иванов В. И. Приходо-расходные книги XVI в. Важского Иоанно-Богословского монастыря //Вестник церковной истории. 2018. 3/4(51/52). С. 239–242). Насека – острый молоток для насекания жерновов; кузнечный инструмент, род зубила (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. С. 240). В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 6 [рублей] 15 [алтын] 4 [деньги]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 1 [рубль] 30 [алтын]. Осота – жесткая трава, на низменной болотистой местности (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 13. С. 131). В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 5 [рублей] 32 [алтына]. Далее в рукописи зачеркнуто: Купил сукна нетоптаного 18 локот, дал 12 алтын. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 3 [рубля] 24 [алтына] 4 [деньги]. В рукописи в правом нижнем углу записана решеткой сумма: 3 [рубля] 21 [алтын] 2 [деньги].

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

С. 648-650) (ср., напр., книжное произношение и как [о] и [е]). По мнению исследователя, именно книжное произношение (а не живой говор), к-рое влияло на орфографию церковнослав. языка, формировало его локальный (в данном случае восточнослав.) извод. Адаптация церковнослав. языка к местным говорам имела место и на морфологическом уровне, но носила частный характер. На основе анализа обширного рукописного материала Д. впервые поставил и ряд частных проблем истории языка (напр., об условиях различения и   и   см.: Русские рукописи XI и XII вв. как памятники старославянского языка; Спорные вопросы общеслав. фонетики//Slavia. 1927/1928. Ro. 6. Seš. 2/3. S. 209-232 (то же//Избр. работы. 2000. С. 495-541); К истории звуков русского языка//Slavia. 1922/1923. Ro. 1. S. 22-26; 1924. Ro. 2. Seš. 4. S. 599-612 (то же//Избр. работы. 2000. С. 350-367); Славянское правописание X-XII вв.). Осмысление истории церковнослав. языка рус. извода в трудах совр. лингвистов (см.: Живов. 1984; Успенский Б. А. История русского лит. языка (XI-XVII вв.). Münch., 1987. М., 20023) во многом базируется на выводах Д. (при этом не все предлагаемые Д. интерпретации языковых фактов признаются оправданными). Соч.: Избр. работы по истории рус. языка. М., 2000; Восп. о Московской диалектологической комиссии//Рус. речь. 2001. 5. С. 73-80. Лит.: Булахов М. Г. Дурново Н. Н.// Он же. Восточнослав. языковеды: Библиогр. словарь. Минск, 1977. Т. 2. С. 184-193; Сумникова Т. А. Н. Н. Дурново (1876-1937)//Рус. речь. 1981. 5. С. 93-100; Живов В. М. Правила и произношение в рус. церковнослав. правописании XI-XVIII вв.//Russian Linguistics. 1984. Vol. 8. N 3. P. 251-293; Робинсон М. А., Петровский Л. П. Н. Н. Дурново и Н. С. Трубецкой: Проблема евразийства в контексте «дела славистов» (по мат-лам ОГПУ-НКВД)//Славяноведение. 1992. 4. С. 68-82; Калиткин Н. Н., Калиткина Е. Н. Предок Толстых и Дурново - чех?//ИзвОЛЯ. 1993. Т. 52. Вып. 4. С. 69-71; Аншин Ф. Д., Алпатов В. М. «Дело славистов»: 30-е гг./Отв. ред.: Н. И. Толстой. М., 1994; Алпатов В. М. Н. Н. Дурново// Он же. Москва лингвистическая. М., 2001. С. 15-19; Никитин О. Н. Штрихи к лингвистическому портрету Н. Н. Дурново (к 125-летию со дня рождения)//Рус. язык в школе. 2001. 4. С. 93-96. Е. А. Кузьминова Рубрики: Ключевые слова: ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/180600.html

VII-1926 III-1928 «Рабочая газета» (г. Москва)/зав[едующий] отделом партжизни III-1928 VII-1931 Союз горнорабочих (Горловка – Артемовск)/пропагандист-антирелигиозник VII-1931 VII-1933 Вукопкнига (г. Харьков)/зав[едующий] сектором кадров VIII-1933 I-1935 Инфизкульт (г. Харьков)/зав[едующий] соц[иально]-эконом[ической] кафедрой I-1935 I-1937 Институт механизации с/х (г. Харьков)/профессор — Председатель методсовета профе[сс]оров I-1937 XI-1939 30-59-95 школа (г. Харьков)/преподаватель истории XI-1939 [н. в.] Химико-технологический ин[ститу]т (г. Харьков)/старший преподаватель основ марксизма-ленинизма   …15. Имеет ли ученые труды и изобретения (какие и к какому времени относятся): … [Д]о 32 мелких печатных работ, антирелигиозных работ и 20. Состоял ли в ВКП(б) раньше (когда, где, причины выбытия): Ч[лен]/п[артии;] Январь 1919 г.;] Центральный р[айонный] к[омитет], г. Москва. В 1935 г. Октябрьский р[айонный] к[омитет] г. Харькова постановил считать механически выбывшим из партии. В августе 1938 г. П[артколлегия] К[омиссии] п[артийного] к[онтроля] при ЦК ВКП(б) восстановила в чл[енах] ВКП(б) с перер[ывом в] пар[тийном] стаже с 7/II – 1935 г. по 22/VIII – 1938 г… 25. Имеет ли партвзыскания (какие, за что, когда и кем наложены): Имеет строгий выговор за небрежное хранение партбилета; наложен П[артколлегией] К[омиссии] п[артийного] к[онтроля] при ЦК ВКП(б) 22/VIII – 1938 г. Подпись члена ВКП(б): Мих[аил] Горев-Галкин… Бланк составлен: 25 августа 1940 г.   Научно-исторический архив Государственного музея истории религии (далее —НИА ГМИР), ф. 2, оп. 4, д. 106, л. 1–2 об. Машинописный подлинник. Формула подписи «Священник Михаил Галкин» — автограф. Рукописная делопроизводственная помета выше текста письма (л. 1): «31369». Опубл.: Советское государство и религия, 1918—1938 гг.: Документы из Архива Государственного музея истории религии/Сост. Е. М. Лучшев. СПб., 2012. С. 64–66; Конфессиональная политика советского правительства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы. Т. 1. 1917–1924 гг. Кн. 2. 462. С. 540–542(c рядом отступлений от архивного текста).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Во 2-й пол. IX в. в степях Приуралья, включая территорию совр. О. о., появились печенеги, которых в X-XI вв. вытеснили огузы. В XI - нач. XIII в. в степи господствовали кипчаки. В XIII-XV вв. территория О. о. входила в состав Орды. В XIV в. здесь распространился ислам, с которым связано появление кирпичных мавзолеев, кладбищ с высеченными на камнях эпитафиями. В XV - нач. XVII в. господствующее положение в регионе занимала Ногайская Орда. С. В. Кузьминых, Н. Л. Моргунова С кон. XVI в., после основания в 1586 г. Самары и Уфы, началось проникновение в регион русских. Постройка крепостей способствовала крестьянской колонизации их ближайших окрестностей. На р. Яик (ныне Урал) появились первые казачьи городки, узловым среди них стал городок на о-ве Кош-Яик, близ устья р. Илек (существовал до 1614, возрожден в 1737 как Илекский городок, ныне с. Илек). В кон. XVI-XVII в. в юж. части региона появились кочевья казахов. Начало планомерного освоения региона связано с принятием российского подданства казахами Младшего жуза (1731) и деятельностью в 1734-1744 гг. Оренбургской экспедиции (в 1734 Известная экспедиция, с 1737 Оренбургская комиссия), основными задачами к-рой являлись создание укрепленной линии на р. Яик и подготовка базы для развития торговли со Ср. Азией. Экспедиция (комиссия) первоначально размещалась в Уфе (1734-1736), затем в Самаре (1736-1743; «комисские служители и тягости» (канцелярия) с лета 1736 до нач. 1737 находились в Симбирске) и Оренбурге (1743-1744). В сер.- 2-й пол. 30-х гг. XVIII в. были основаны крепости по берегам рек Сакмара, Самара, Яик: Орская (1735; в 1735-1738 Оренбург, ныне г. Орск), Бердская (1736; с 1742-1743 Оренбург), Бузулукская, Верхнеозёрная, Сорочинская, Татищева, Тоцкая (все - 1736), Новосергиевская, Переволоцкая (обе - 1738), Красногорская (1738; в 1738-1742 Оренбург) и др. В 1735-1740 гг. часть территории совр. О. о. была охвачена восстаниями башкир. Указом имп. Елизаветы Петровны от 15 марта 1744 г. была образована Оренбургская губ., в состав к-рой вошли территории, подведомственные Оренбургской комиссии, с построенными там крепостями, подчинявшаяся Сенату Уфимская пров. и Исетская пров. Сибирской губ.; под контроль администрации Оренбургской губ. перешли также Яицкое казачье войско (с 1775 Уральское казачье войско), население казах. Младшего жуза (как и пограничные дела, связанные с ним). На Оренбургской укрепленной линии несло службу Оренбургское казачье войско. 16 апр. 1744 г. Оренбургской губ. была подчинена Ставропольская крепость (на р. Волге), 25 мая 1752 г.- крепость Гурьев (ныне г. Атырау в Казахстане).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) Закладка кн. Мстиславом Владимировичем ц. Богородицы Пирогощей. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 164 об.) После смерти Всеволода в 1093 г. киевский стол с согласия влиятельного черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха занял старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093-1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей - Олег (с 1083 при поддержке Византии княживший в Тмутаракани), к-рый в 1094 г. при помощи половцев силой вернул себе отчинный Чернигов, вытеснив оттуда Владимира Мономаха в Переяславль. В этой запутанной политической ситуации в 1097 г. в днепровском г. Любече собрался общерус. съезд князей, призванный усовершенствовать учрежденный Ярославом Мудрым киевский сеньорат, приспособив его к изменившимся условиям. Постановление Любечского съезда: «Каждый да держит отчину свою» - означало, что владения князей по завещанию Ярослава закреплялись за его внуками: за Святополком Изяславичем - Киев, за св. кн. Давидом , Олегом и Ярославом (Панкратием) Святославичами - Чернигов (Тмутаракань в 90-х гг. XI в., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем - Переяславль и Ростов (помимо которых в руках Мономаха оказались еще Новгород и Смоленск), за Давидом Игоревичем - Волынь, за счет юга и юго-запада к-рой (буд. Галицкого княжества) были, однако, наделены также двое Ростиславичей. Эффективность системы коллективного сохранения status quo, установленной в Любече, была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давидом Игоревичем и начавшегося ослеплением Василька Ростиславича: Святополк был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давиду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться второстепенным Дорогобужем. Др. положительным следствием княжеских съездов стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против кочевников, набеги к-рых резко активизировались в 90-х гг. XI в., после смерти Всеволода. В результате побед 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. половецкая опасность была устранена на полвека и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали традиц. принципа наследования киевского стола генеалогически старейшим из князей; они лишь, как ясно из дальнейшего, исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников - ведь de jure Киев не был для них отчиной, т. к. киевское княжение Святослава Ярославича считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправлению на Руси Святополка и Владимира Мономаха, так что после смерти первого в 1113 г. Киев при поддержке местных бояр беспрепятственно перешел в руки последнего. Киевское княжение Владимира Мономаха и его старших сыновей (1113-1139)

http://pravenc.ru/text/180439.html

2001). И. Англес и М. Югло предполагали, что староиспан. нотация появилась раньше др. западноевроп. нотаций ( Angl é s. 1935; Huglo. 1987), по мнению Х. Молля - в VII в. В пользу более раннего происхождения староиспанской нотации по сравнению с центральноевропейскими свидетельствуют особенности начертания и использования нек-рых вспомогательных элементов: эписемы (знака, увеличивающего длительность невмы), litterae significativae (буквенных обозначений, уточняющих мелодические, ритмические или иные особенности исполнения) и ликвесцентов («текучих невм» для распевания дифтонгов и др. звукосочетаний). Эписема используется уже в Леонском Антифонарии (X в.; см.: Gonz á lez Barrionuevo. 1986), где она является не частью невмы, а вертикальной чертой рядом с ней, сужающейся к концу (в др. западноевроп. нотациях, наоборот, писец в конце начертания эписемы усиливал давление на перо). Более важным признаком для относительной датировки староиспан. нотации является отсутствие в ней ликвесцентов, к-рое объясняется особенностями лат. произношения у носителей кельто-иберских языков (см.: Fern á ndez de la Cuesta. 1980. P. 60-63). В более поздних записях григорианского репертуара вестгот. невмами, напр. в Антифонарии из Силоса (Lond. Brit. Lib. Add. 30.850, 80-е гг. XI в.), ликвесценты присутствуют, что подтверждает центральноевроп. происхождение этих знаков (см.: Antiphonale Silense. 1988). Репертуар Реконструкция И.-м. п. осложняется тем, что оно существовало в виде разных традиций. В источниках исследователи выделяют 3 традиции: 2 собственно испано-мосарабские (обозначаются буквами A и B), имеющие общее происхождение, и менее значимую для Испании галликанскую (см. статьи Галликанский обряд , Галликанское пение ). Традиция B, самая древняя, присутствует в рукописях толедского происхождения Matrit. Bibl. Nac. 10.110 (XI или XIII-XIV вв.), Tolet. Arch. Capit. 35.5 (X-XI вв.), Tolet. Bibl. Pública Provincial y Museo de la Santa Cruz. 1325-1 (XIII в.) и, вероятно, в рукописных певч. книгах, подготовленных по распоряжению архиеп. Хименеса де Сиснероса.

http://pravenc.ru/text/674999.html

31, 5, 23; 32, 16; 44, 15; 50, 4; 53, 15) были хорошо известны на Руси. В Новгороде они употреблялись в X–XI вв., в городах Поднепровья и Волыни (Райки, Вышгород, Плиснеск, Галич) были распространены в XI–XIII вв. и в русской деревне использовались до XX в. (Колчин Б. А., 1959, с. 86; Соловьева В. М., 1952, с. 183–188). Ключи с бородкой, предназначенные для внутренних замков на сундуках и ларцах (длинный дом 7, сооружение 4, рис. 36, 10, 11; 51, 9), относятся к типу 1 (Х–середина XIII в.) и типу 2 (конец XI – середина XIV в.) по новгородской типологии (Колчин Б. А., 1959, с. 90). Накладки с петлями, пластины-оковки и личина замка с орнаментом (длинный дом 7, капище 3, рис. 58, 1, 6, 10, 12–14) похожи на найденные в Полоцке и Ярополче (Штыхов Г. В., 1975, рис. 49, 5; Седова М. В., 1978, таб.1:16). Металлические застежки от небольших шкатулок (капище 3, длинный дом 7) принадлежат к изделиям, хорошо известным жителям городов, их иногда помещали в клады (Корзухина Г. Ф., 1954, с. 13,14). Обломки котлов, клепаных из медных листов и снабженных железными ручками в виде петель (капища 2 и 3, площадка на валу 2, рис. 34, 6, 7), часто встречаются на городищах XII0XIII вв. (Бородино, Серенск, Слободка, Новогрудок, Брест, Райки и т.д.), в Новгороде они употреблялись в XIII–XIV вв. (Колчин Б.А., 1959, с. 104). В Звенигороде найдены также обломки бронзовых ковшей и ложек (капище 3, площадка на валу 2, рис. 31, 1; 34, 2; 46, 7, 8). Обломок стеклянного кубковидного сосуда на поддоне, сделанного из желтоватого прозрачного стекла (капище 3), принадлежит к типу сосудов, особенно характерных для южнорусских городов, начиная с 30-х гг. XII в.; встречены они в Турове и Новогрудке (Щапова Ю. Л., 1972, с. 58). Редкой находкой можно считать серебряную денежную гривну киевского типа, имеющую вес 152 г, длину 6,7 см, ширину 2–4 см, высоту 1/2 см (сооружение 13, 57, 4). Гривна относится к первой группе Шестиугольных слитков, датирующихся XII – первой половиной XIII в. На Волыни известно всего четыре таких слитка, в том числе в Изяславе (Сотникова М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

SS. T. 15. Pars 2. P. 975-976; подробнее о распространении почитания Н. в Германии и Лотарингии см.: Meisen. 1931; Jones. 1978; Corbet P. St. Nicolas dans le monde ottonien: Quatre-vingt ans après Karl Meisen//En Orient et en Occident. 2015. P. 107-124). К 1-й пол. XI в. относятся самые ранние свидетельства почитания Н. в Эльзасе ( Clementz É . Le culte de St. Nicolas en Alsace//En Orient et en Occident. 2015. P. 347-368). В X-XI вв. особое почитание Н. сложилось в герц-стве Нормандия, вероятно, под герм. влиянием. Так, в 1-й пол. XI в. мон. Иземберт, уроженец Германии, живший в аббатстве Сент-Уан в Руане, переработал оффиций Регинольда и приспособил его для использования в бенедиктинском мон-ре (см.: Hohler. 1967). В то время мон-рь возглавлял аббат Николай (1042-1092), сын герц. Ричарда III; высказывалось мнение, что наречение имени в честь святого свидетельствовало о почитании Н. в семействе нормандского герцога, однако, по др. версии, он получил свое имя при вступлении в мон-рь (см.: Gazeau V. Normannia monastica. Caen, 2007. Vol. 1: Princes normands et abbés bénédictins (Xe-XIIe siècle). P. 188-189). Один из первых в Нормандии алтарей во имя Н., находившийся в кафедральном соборе в Кутансе, был освящен, вероятно, при еп. Жоффруа де Монбре (1048-1093). Помощи святого приписывали благополучную переправу герц. Вильгельма Завоевателя через Ла-Манш в ночь на 6 дек. 1067 г. ( Orderic. Vital. Hist. eccl. Vol. 2. P. 208-211). В 1098 г. архиеп. Ансельм Кентерберийский и его секретарь Эадмер присутствовали на Соборе в Бари ( Eadmer. The Life of St. Anselm, Archbishop of Canterbury/Ed. R. W. Southern. L., 1962. P. 73, 112-114). Вероятно, посещение Бари способствовало благоговейному отношению св. Ансельма к Н. Среди составленных Ансельмом молитв тем святым, к-рых он особенно почитал, есть пространная молитва Н., «великому исповеднику, чье имя прославлено во всем мире» ( Anselm. Opera omnia/Ed. F. S. Schmitt. Edinb., 1946. Vol. 3. P. 55-61; ср.: Ibid. P. 294). По свидетельству Ордерика Виталия, в 1092 г. знатный нормандец Гийом Пантуль получил в Бари зуб Н. и фрагменты его мраморного саркофага. Реликвии были помещены в ц. св. Петра в Нороне (ныне Норон-л " Аббеи) ( Orderic. Vital. Hist. eccl. III 7. 10//PL. 188. Col. 540-541). В 20-30-х гг. XII в. некий монах из аббатства Бек (предположительно Роберт; впосл. приор мон-ря Конфлан) составил сказание о чудотворениях Н. (BHL, N 6207-6208; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum Latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1890. T. 2. P. 405-432). В сказании содержатся сведения о паломничестве нормандцев к гробнице Н. в Бари (см.: Oldfield. 2014. P. 205-206; Campione. 2016. P. 262-265) (о почитании Н. в Нормандии также см.: Jones. 1976; Gazeau V., Le Maho J. Les origines du culte de St. Nicolas en Normandie//Alle origini dell " Europa. 2011. P. 153-160).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

После смерти аль-Мансура Хишам II утвердил на посту хаджиба его сына Абд аль-Малика, который продолжил военную политику отца. Непрочность власти халифа и усиление влияния хаджибов спровоцировали в нач. XI в. политический кризис, усилившийся после смерти аль-Малика (1008). Борьба за власть переросла в гражданскую войну (1009-1031) и привела к падению халифата (1031). На период халифата (929-1031), когда Кордова стала одним из культурных центров мусульм. мира, приходится расцвет араб. культуры Андалуса. Получившие хорошее образование халифы Абд ар-Рахман III и аль-Хакам II покровительствовали как араб., так и европ. ученым. Собранная аль-Хакамом II в Кордове б-ка насчитывала более 400 тыс. томов и превосходила крупнейшие б-ки Зап. Европы того времени (сочинения, выходившие за рамки традиц. ислама, были уничтожены аль-Мансуром в надежде завоевать расположение факихов). Часть доходов халифа тратилась на поддержку образования. Выросла роль частных и общедоступных б-к при мечетях, они формировались из даров владельцев частных хранилищ. Более высокого уровня по сравнению с предыдущей эпохой достигло историописание. В X в. увеличилось количество и жанровое разнообразие исторических сочинений. Во 2-й пол. X в. появились произведения, в к-рых события излагались по годам (близкие к хроникам); напр., соч. «Эмиры Андалуса» (или «Хроника мавра Расиса» (испан. Crónica del Moro Rasis)) Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази (ум. в 955) открывается географическим очерком и охватывает историю И. с рим. эпохи до X в.; Ибн аль-Кутийи (ум. в 977) в «Истории завоевания Андалуса» довел повествование до правления эмира Абдаллаха (888-912). К нач. XI в. относится компилятивное сочинение Акбара Махмуда, в к-ром описывается история Андалуса от араб. завоевания до правления халифа Абд ар-Рахмана III. В 30-х гг. XI в. историк Ариб составил продолжение общеараб. хроники Абу Джафара Мухаммада ат-Табари («Сокращение истории Табари»). Появлялись и сочинения по истории провинций или о к.-л. событиях (напр., «Книга возмущающихся и восстающих в Андалусе и их история» аль-Джайяна (ум. в 976)). Получил распространение биографический жанр (словари законоведов, судей, поэтов и т. п.), напр. «Книга о судьях Кордовы» Мухаммада ибн Хариса аль-Хушани (ум. во 2-й пол. X в.). К наиболее известным поэтам X в. относятся Ибн Абд Раббихи (890-940; автор стихотворных произведений в традиц. жанрах и антологии «Ожерелье»), Ибн Хани (938-973; автор более 60 стихотворений-панегириков). Развивались медицина и естественные науки. В «Руководстве по медицине» Абуль-Касима (Абулкасиса) (936-1013), впосл. получившем известность в христ. Европе, были изложены основы хирургии.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010