Таково было общее правило. Но случаи ссылки в Сибирь бывали и из внутренних губерний. Так, один отставной солдат «за отступление от православия и совращение жены своей в раскол» лишен был ордена св. Анны и сослан «в отдаленнейшие места восточной Сибири» 520 . Положение как присужденных к военной службе, так и сосланных было довольно тяжелое. Присужденные к военной службе зачислялись рядовыми «без выслуги»: им не давалось ни временных отпусков, ни отставки 521 . Сосланные в закавказские провинции селились там «в местах, представляющих менее физических богатств и удобств к жизни», и в поселках «из последователей различных сект, в существе правил между собою несходных»: поповцы и беспоповцы, «заблуждения коих заключаются преимущественно в приверженности к обрядам и наружным предметам верования», селились с духоборцами, «отвергающими всякие обряды» 522 . Что касается до совращенных или уклонившихся в раскол 523 , то дело о них ограничивалось в большинстве одними духовными увещаниями 524 . Сначала увещания производились на месте – приходским священником, благочинным или другим, нарочито для того назначенным лицом, а потом, в случае неуспешности, увещания производились в духовных правлениях, консисториях или даже лично самим архиереем 525 . Увещания должны были вестись «в духе любви и кротости», отнюдь не выходя из границ чисто духовным мер 526 . Поэтому, напр., Св. Синод отклонил ходатайство одного преосвященного, который, в виду «замеченной безуспешности увещаний без полицейских чиновников и, напротив, действительности в присутствии и при содействии» их, просил разрешения «увещевать при чиновнике полицейском» 527 . Полицейское содействие допускалось лишь «для наблюдения за неуклонностью раскольников от духовных увещаний и для ограждения их от влияния сторонних лиц, которые старались бы поддержать в них заблуждение». Но и в этих случаях содействие оказывалось «без всякой формальности и огласки», почему обращаться за ним, в случае надобности, следовало «на словах» 528 . Для увещаний на месте следовало «выбирать время, иногда удобное для призвания увещеваемого, а иногда для посещения его». На вызов с тою же целию в город указывалось «назначать зимние месяцы, как более свободные от сельских работ и не вызывать из семейства более одного, а из селения более 10 человек зараз, как бы велико ни было число лиц, подлежащих увещанию». Увещание вызванных и обратное возвращение их домой предписывалось производить «без замедления» 529 . Ярославская духовная консистория возбуждала ходатайство о содержании вызванных на увещание в тюрьме, «к предотвращению побегов». Но высшей церковной и гражданской властию это ходатайство признано было не заслуживающим удовлетворения 530 . Тюремному заключению из увещеваемых подвергались лишь «оказавшие дерзость и неповиновение», – «сколь можно отдельно один от другого, дабы не имели возможности взаимно поддерживать себя и укрепляться в заблуждении». Все же прочие находились только под полицейским надзором 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Здесь происходят крещения, вновь обращенным вручаются пояс и специальная лента, освящаются Виссарионом крестики – при этом неважно какие: православные, католические или выструганные из дерева собственными руками и по своему проекту. Главным же ритуалом является так называемый магический круг, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на психику адептов настолько велика, что иные падают без чувств и их относят в сторону 526 . По словам последователей Виссариона, в их общине придерживаются, исходя из этических и мировоззренческих принципов, строгого вегетарианства, а рацион питания составляют продукты растительного происхождения 527 . В реальности же, по данным 528 , в общине Виссариона практикуется «агрессивная» диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края, имеется несколько смертельных случаев от истощения фанатичных последователей Виссариона, детям в секте не оказывается медицинская помощь. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей 529 . По словам депутата Виталия Савицкого, ездившего в Минусинск и Курагинский район, во время интервью газете «Труд», в общине Виссариона собрались люди, ищущие для себя «духовных опор» в оккультных направлениях, имеющие слабый тип нервной системы. В общине практикуется рожать в воде, в обыкновенной бочке с водой. В общине не разрешается делать детям медицинские прививки, прибегать к медикаментам и медицинской помощи в случае болезни. В.Савицкий выразил тогда серьезные опасения, что на юге Красноярского края вероятен трагический финал, вплоть до коллективного самоубийства 530 . Трагический финал вплоть до массового суицида возможен, по мнению лиц, изучавших деятельность общины «Единая вера», в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Необходимо заметить, что современники Максима Грека в Италии – Пик ди-Мирандола (Adversus astrologos), Дж. Понтано (о судьбе и диалог Эгидиус), Полициано, Салютати (в дидактической поэме Do fato et fortuna) и др. ратовали против астрологии, находя ее предсказания ложными, безнравственными и безбожными, уничтожающими веру в свободную волю, отстраняющими от себя причину зла и вместо веры в провидение ставящими всеобщий и неопределенный фатализм 525 . Подобно итальянским обличителям 526 , М.Грек замечает: «опытом дознал я, что никто из внимающих астрологическому учению, не мог сохранить чистой веры в Бога, а некоторые и совсем погибли, впавши в безбожие». М.Грек прибавляет, что он «многолетним опытом сам дазнал пустоту звездословия» 527 . Мы видели, какие лица из ученых были в это время в Милане и некоторых из них он знал, вероятно, еще во Флоренции. Во время похода Людовика XII в северную Италию, в свите его (в апреле 1500) находился и И.Ласкарис, в качестве придворного оратора 528 . Для оценки пребывания М.Грека в Италии весьма важны его случайные заявления о том, что его главной заботой было получить образование у лучших наставников «у нарочитых учителей» и что он жил даже «у мужей премудростью многою украшенных» 529 . О своей начитанности Максим Грек замечает, что он «сам многие и различные писания христианские и изложенные внешними мудрецами прочитал и довольную душевную пользу оттуда приобрел 530 . И в его сочинениях мы встречаем ссылки на слова Гомера, Гезиода, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Диагора, Фукидида, Плутарха, Менандра, на законы Юстиниана, историю Александра Македонского, римские истории и др. 531 . Но так как свои сочинения Максим Грек писал уже в России, то, вероятно, он пользовался бывшими с ним энциклопедическими пособиями, как словарь Свиды (писатель X в), на которого он иногда ссылается 532 . Мало этого. Сообщая о всеобщем увлечении в Италии философией, Максим Грек прибавляет, что он достоверным свидетелем всего этого был сам, и не только слышателем и самовидцем в Италии и Ломбардии, но и сообщником (сообщительне 533 ). Признание весьма важное для определения миросозерцания М.Грека в ранний период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В автобиографии Флоренский связывает свою пожизненную тягу к символистической философии с мистическим опытом детства. С ранних лет у него было сильное мистическое чувство того, что за многообразием «внешнего опыта» стоит «внутреннее единство» всей реальности. 523 Ощущение «таинственности», которая присуща реальности, господствовало у него в детстве и было фоном его внутренней жизни. 524 Из образов детства он научился узнавать символическую реальность, которую они изображают. Символ содержит в себе реальность, с которой он сообщается 525 . В своей последней статье, написанной незадолго до ареста, он подвел итог своей символистической философии, снова повторив, что символы «суть органы нашего общения с реальностью». 526 С помощью своей символистской философии Флоренский пытался ответить на основные, как он полагал, вопросы Канта 527 и неокантианства: «Как общее формирует частное, абстрактное формирует конкретное, духовное формирует чувственное?» «Как может чувственное систематизироваться сверхчувственным?» также «Как может феномен перерастать самое себя», становясь архетипом для других феноменов и возводя ум из царства феноменального в царство ноуменального и архетипического? Флоренский сосредоточил свой интерес на самой грани общего и конкретного, которую он определял также как грань, где сходятся наука и поэзия. 528 Слезинский сделал наблюдение, что свои «проникновенные интуиции» Флоренский часто «выражает с помощью громоздкого и озадачивающего концептуального аппарата, одновременно и технического, и поэтического». 529 Для Флоренского символ – совершенное единство духовного и постигаемого чувствами, ноуменального и феноменального – единство, пребывающее на грани философии, науки и поэзии. 530 Флоренский превращает гетевский концепт «прафеномен» (Urphaenomenon) в свое собственное «главное философское понятие», интерпретируя его в смысле платоновской идеи и божественных первообразов неоплатонической метафизики соучастия. Одновременно он разъясняет свое понятие символа.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

Первоначально чтения устраивались в наиболее удобное для рабочих время, то есть по воскресеньям. Но с увеличением числа слушателей деятельность Комиссии расширилась. Занятия стали проходить и по будням по окончании работ на фабриках, около 8 часов вечера, а количество аудиторий за 10 лет существования чтений возросло от 2 до 19 520 . Под аудитории использовались помещения Исторического музея, епархиального дома в Лиховом переулке, Прохоровской Трехгорной мануфактуры, предприятия Э. Цинделя, Городского работного дома и др. 521 У рабочих крупных фабрик появилась возможность посещать лекции в самом заводском комплексе, что, естественно, способствовало увеличению числа слушателей. Каждый учебный год с окончанием летних каникул начинался с молебна, после которого перед рабочими выступал с напутственной речью архиерей. Например, в августе 1905 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) обратился к слушателям, предостерегая от «безбожия, ищущего доступа» в их среду 522 . Так начался тревожный 1905/06 учебный год в Москве, во время которого занятия трижды прерывались, поскольку рабочим небезопасно было добираться до места учебы 523 . Лекторы в это смутное время пытались с еще большей энергией раскрыть перед слушателями страшную сущность происходивших событий. В качестве примера приводилась «главная евангельская притча о рабочем вопросе» – притча о работниках в винограднике ( Мф.20:4 ) 524 . Эти и другие темы бесед, например лекция «В чем счастье: в вере или неверии?» 525 , а также многочисленные чтения, посвященные распространению социализма, свидетельствовали о понимании руководством Комиссии значения этих вопросов для рабочих. Рабочую аудиторию отличала жажда знаний и «повсеместное, настойчивое стремление к пополнению своего образования» 526 . Рабочие «не только стройно, но и молитвенно-задушевно поют перед чтениями «Царю Небесный " " 527 . На занятиях сохранялось «неизменно всегда вежливое и корректное поведение», наблюдали за порядком сами рабочие 528 . Многочисленные лекции пользовались большой популярностью: «аудитории в течение осеннего и зимнего времени переполнены рабочими, собиравшимися на чтения в количестве до 500, иногда даже 1 тысячи человек, часто, несмотря на дурную погоду» 529 . При отсутствии сидячих мест в лекционных помещениях молодежь располагалась в проходах. После каждого доклада «допускался живой и свободный обмен мыслей по существу прочитанного» 530 . Отчетная информация о проведении еженедельных чтений в главных аудиториях Исторического музея и епархиального дома регулярно появлялась на страницах официальной московской печати («Московский листок» и «Московские ведомости»), в которой сообщалось о количестве посетителей, составе лекторов и предлагался анонс будущих чтений с заявленными темами 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

516. Мин ду шу. – Описание императорского города Мин в древние времена (в провинции Фуцян). 517. Тхан лян цзин-чэн фан кхау. – Тщательный обзор муниципалитетов столичных при двух династиях Тхан и в частности – города Пекина. 518. Чэнь-юань ши люэ. – Собрание сведений, знакомящих с императорским городом. 519. Да-цзин цзи-ин бу люэ. – Очерк достопримечательностей императорского города. 520. Ду-чэн син ши кхау. – Тщательное рассмотрение расположения стен императорского города. 521. Син цзэн ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк вновь устроенных в императорском городе ворот. 522. Ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк ворот в императорском городе. 523. Ду-мынь цза цзи. – Исследование о сквозных воротах императорского города, пробитых в стене. 524. Шеу-шань цюань шу. – Подробное исследование столичного города. 525. Цзин-цзяо бэй сун и 526. Цзин-цзяо лю син чжун-го-бэй. – Каменная храмовая таблица (VII ст. найденная в г. Си-ань-фу, месте утверждения сирских миссионеров и христиан), с начертанием на оной публичной похвалы христианскому вероучению и нравственному направлению в Китае. 527. Тхун цзянь. – Исторический аннал. 528. Цзы чжи тхун-цзянь. – Исторический аннал об управлении. 529. Гэ ю. – Диалоги о государстве. 530. Ли дай янь гэ. – О браздах правления, последовательно переходящих от одной династии к другой. 531. Лун кхань шеу цзянь. – «Зерцало дракона или изображения, характеристика и описание жизни» императоров Китая. 532. Ли дай тхун цзи бяо. – Повременная хроника императоров Китая, составленная в хронологическом порядке с таблицами. 533. Ди-ван мяо ши нянь хуэй тху. – Очерк посмертных исторических имен, усвоенных китайским императорам и особам царствующего дома, какими они значатся на таблицах, в храмах предков. 534. Чжан гэ цэ. – «Стратагема воюющих государей» или книга, в коей определяются отношения ленных князей между собою и с императорами Китая на основании договоров. 535. Хуан-чау фэнь бу яу ли. – Летописный сборник пограничных договоров китайских императоров с ленными князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Председатель же священного синода румынской церкви должен при своём вступлении на кафедру посылать необходимые синодальные грамоты к вселенскому и прочим святейшим патриархам и ко всем автокефальным православным церквам и сам имеет право принимать от них все это» 525 ... Теория пентархии и её сокращение тетрархии патриархов не была вполне точным выражением правового воззрения Востока и в другом отношении. Правовым сознанием Востока высшая власть в Церкви усвоялась пяти или четырём патриархам не лично, а как естественным представителям, как уполномоченным самостоятельных, независимых церквей, их епископата. И голос каждого из патриархов в решении общецерковных дел должен был быть не личным его голосом, но голосом всей церкви, представителем которой он являлся. И восточные патриархи, как мы увидим ниже 526 , управляли своими церквами не единолично и самостоятельно, а при участии их епископата, без согласия которого ни один патриарх не мог предпринимать ничего важного в отношении поместной церкви. Так, при кафедре константинопольского патриарха существовали синоды епископов, а в некоторых, наиболее важных, случаях созывались и соборы 527 . Были синоды и в патриархатах: александрийском, антиохийском и иерусалимском 528 . При посредстве синодов и соборов епископата совершалось управление и в других независимых восточных церквах 529 . Во всех автокефальных православных церквах, состоящих более чем из одной епископии, соборы и синоды существуют и в настоящее время 530 . Итак, по правовому воззрению Востока в описываемый период времени, высшая власть в Церкви принадлежала и принадлежит всем независимым церквам, и высшей властью в церкви восточной признавалась и признаётся совокупная власть всех православных автокефальных церквей Востока 531 (т. е. предстоятелей их и существующих при них соборов, и синодов). И это воззрение Востока не было лишь постулатом правового сознания, но часто более или менее полно осуществлялось и на практике. Между поместными восточными церквами существовало общение. Это общение, между прочим, выражалось в том, что каждый новый предстоятель той или другой поместной церкви о своём вступлении на кафедру извещал посредством общительных грамот всех других своих собратьев и представлял им своё исповедание веры 532 . И когда возникали какие-либо важные дела, значение которых выходило за пределы отдельной поместной церкви, православные церкви часто старались решить их совместными усилиями и дать по ним обязательные для всего Востока постановления. История представляет нам множество примеров совместной деятельности православных автокефальных церквей для устройства важнейших дел восточной церкви. Совместное участие независимых восточных церквей в решении важнейших церковных вопросов выражалось в двух формах. С одной стороны он в лице своих предстоятелей или их уполномоченных собирались на общие соборы. С другой – они сносятся между собой посредством посланий 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

522 А о том, что баснословно или действительно случилось с эллинами и древними варварами, как эти последние сражались одни, против других и против эллинов, и обо всем ином, что совершилось с того времени, как люди, по сказаниям, начали существовать, написано и у Харакса, 523 и у Фепомпа, 524 и у Эфора, 525 и у других бесчисленных историков. Дела римлян, обнимающие собой историю целого мира, то есть, что происходило, когда римляне либо разделялись между собой, либо действовали против других народов,– эти дела их описаны в труде Дионисия Галикарнасского, 526 который провел свою историю от так называемых аборигенов до эпирца Пирра. 527 Далее же описывал события у них Полибий Мегалополисский, 528 продолжавший свое повествование до взятия Карфагена. 529 Всему этому Аппиан 530 дал потом раздельный порядок, то есть сказания о каждом событии собрал в одно место, хотя бы это событие совершалось и во времена разные. А что таким же образом происходило после них, описали в своих сочинениях Диодор Сицилийский 531 (до Юлия Цезаря) и Дион Кассий 532 (до Антонина, уроженца эмесского). То же изложил и Геродиан, 533 которым деяния доведены до смерти Максима. А софист Никострат, 534 родом из Трапезунда, 535 начав описывать деяния от времени преемника Гордианова Филиппа, ведет свое повествование до Одената Пальмирского и до постыдного похода Валериана против персов. Весьма много потрудился по этому предмету и Дексипп, 536 начавший свою историю от скифских (войн) и окочивший ее царствованием преемника Галлиена Клавдия. Он же сохранил для потомства и то, что сделали Карпы 537 и другие варварские народы, воевавшие в Элладе, Фракии и Ионии. 538 Евсевий, 539 взяв за начало время от Октавиана, Траяна и Марка, 540 продолжил свою историю до смерти Кара. 541 Об этих же временах написали нечто Арриан 542 и Асимий Квадрат; 543 а о последующих – до царей Гонория 544 и Аркадия 545 – повествовал Зосима. 546 Затем сведения, что было после них, собраны ритором Приском и другими. Все это Евстафий Епифанийский весьма хорошо свел в две книги: в одной изложил историю до взятия Трои, а в другой – до 12 года царствования Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Симплиций, св., итальянец из Тиволи, 3.3.468–10.3.483. Феликс III (II), св., римлянин, 13.3.483–1.3.492. Геласий I, св., африканец, 1.3.492–21.11.496. Анастасий II, римлянин, 24.11.496–19.11.498. Симмах, св., сардинец, 22.11.498–19.7.514. [Лаврентий, 498, 501–505]. Г’ормизд, св., итальянец из Фрозиноне, 20.7.514–6.8.523. Иоанн I, св., итальянец из Тосканы, 13.8.523–18.5.526. Вакансия 1,5 месяца. Феликс IV (III), св., итальянец из Саннио, 12.7.526–22.9.530. Бонифаций II, римлянин, 22.9.530–17.10.532. [Диоскор, александриец, 22.9.530–14.10.530]. Вакансия 1,5 месяца. Иоанн II, римлянин, Меркурий, 2.1.533–8.5.535. (Первый папа, сменивший имя при вступлении на престол). Агапит I, св., римлянин, 13.5.535–22.4.536. Сильверий, св., итальянец из Кампаньи, 1 или 8.6.536–11.11.537. Вигилий, римлянин, 29.3.537 (возведен на папский престол при жизни Сильверия) – 7.6.555. Вакансия 10 месяцев. Пелагий I, римлянин, 16.4.556–4.3.561. Вакансия 4,5 месяца. Иоанн III, римлянин, 17.7.561–13.7.574. Вакансия 11 месяцев. Бенедикт I, римлянин, 2.6.575–30.7.579. Вакансия 4 месяца. Пелагий II, римлянин, 26.11.579–7.2.590. Вакансия 7 месяцев. Григорий I Великий, св., римлянин, 3.9.590–12.3.604. Вакансия 6 месяцев. Сабиниан, итальянец из Блеры в Тоскане, 13.9.604–22.2.606. Вакансия 12 месяцев. Бонифаций III, римлянин, 19.2.607–12.11.607. Вакансия 9 месяцев. Бонифаций IV, св., итальянец из области Марси, 25.8.608–8.5.615. Вакансия 5 месяцев. Деусдедит или Адеодат I, св., римлянин, 19.10.615–8.11.618. Вакансия 13,5 месяца. Бонифаций V, неаполитанец, 23.12.619–25.10.625. Гонорий I, итальянец из Кампаньи, 27.10.625–12.10.638. Вакансия 20 месяцев. Северин, римлянин, 28.5.640–2.8.640. Вакансия 3,5 месяца. Иоанн IV, далматинец, 24.12.640–12.10.642. Вакансия 1 месяц. Теодор I, грек, 24.11.642–14.5.649. Вакансия 2 месяца. Мартин I, св., итальянец из Тоди, ...7.649–16.9.655. Евгений I, св., римлянин, 10.8.654–2.6.657 (избран при жизни Мартина I, сосланного императором Константом II в Херсонес). Вакансия около 2 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

19 . Анфир (21 ноября 235 – 3 января 236) 20 . Фабиан (236 – 20 января 250) 21 . Корнилий (6/13 марта 251– июнь 253) Новатиан (антипапа) (251 – 268) 22 . Луций I (июнь/июль 253 – 5 марта 254) 23 . Стефан I (12 мая 254 – 2 августа 257) 24 . Сикст II (30 августа 257 – 6 августа 258) 25 . Дионисий (22 июля 259 – 26 декабря 269) 26 . Феликс I (5 января 269 – 30 декабря 274) 27 . Евтихий (4 января 275 – 7 декабря 283) 28 . Гаий (17 декабря 283 – 22 апреля 296) 29 . Маркеллин (30 июня 296 – 24 октября 304) 30 . Маркелл I ( 3068 – 16 января 309) 31 . Евсевий (18 апреля 309 – 17 августа 309) 32 . Мильтиад (Мельхиад) (2 июля 311 – 10 января 314) 2. Признание и начало становления Папства 33 . Сильвестр I (31 января 314 – 31 декабря 335) 34 . Марк (18 января – 7 октября 336) 35 . Юлий I (6 февраля 337 – 12 апреля 352) 36 . Либерий (17 мая 352 – 24 сентября 366) Феликс II (антипапа) (355 – 358; 22 ноября 365) 37 . Дамас I (1 октября 366 – 11 декабря 384) Урсин (антипапа) (366 – 367) 38 . Сириций (15/22/28 декабря 384 – 26 ноября 399) 39 . Анастасий I (27 ноября 399 – 19 декабря 401) 40 . Иннокентий I (22 декабря 401 – 12 марта 417) 41 . Зосима (18 марта 417 – 26 декабря 418) 42 . Вонифатий I (28/29 декабря 418 – 4 сентября 422) Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 – 419) 43 . Целестин I (10 сентября 422 – 27 июля 432) 44 . Сикст III (31 июля 432 – 19 августа 440) 45 . Лев I Великий (29 сентября 440 –10 ноября 461) 46 . Иларий (19 ноября 461 – 29 февраля 468) 47 . Симплиций (3 марта 468 – 10 марта 483) 48 . Феликс III (13 марта 483 – 25 февраля/1 марта 492) 49 . Геласий I (1 марта 492 – 21 ноября 496) 50 . Анастасий II (24 ноября 496 – 19 ноября 498) 51 . Симмах (22 ноября 498 – 19 июля 514) Лаврентий (антипапа) (498, 501–505) 52 . Гормизд (20 июля 514 – 6 августа 523) 53 . Иоанн I (13 августа 523 – 18 мая 526) 54 . Феликс IV (12 июля 526 – 20/22 сентября 530) 55 . Бонифаций II (20/22 сентября 530 – 17 октября 532) Диоскур (антипапа) (530.IX.22530.Х.14) 56 . Иоанн II (31 декабря 532/2 января 533 – 8 мая 535)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010