13. S. 108–113). Если для целей любого учебника пригоден 476 г. (дата падения Ромула Августула, последнего императора Западной Римской империи), то на деле эта дата, имеющая скорее символическое значение для реального хода событий в Италии, ничего не значит для восточного Средиземноморья. Путь от античности к раннему средневековью ознаменован прежде всего такими вехами: всеобщий кризис римского мира в середине III в. (30—80-е годы); легализация христианской церкви (313 г.) и достижение ею господствующего положения (к 381 г.); перенос столицы в Константинополь (330 г.) и окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.), а также разграбление Рима войсками Алариха (410 г.); наконец, завоевание арабами сирийско-египетских провинций Восточной Римской империи в VII в. (30—40-е годы) и перерождение самой этой империи в средневековое «византийское» государство (этот процесс сопровождался перестройкой социально-экономического порядка, а также проникновением славян на Балканы; ср. Ostrogorsky G. Byzantine Cities in the Early Middle Ages//DOP 13, 1959. P. 47-48; Charanis P. Some Remarks on the Changes in Byzantium in the Vllth Century//Зборник Радова. Византолошки институт. Београд, 1963, 8/1. С. 71–76). Для Запада важный сдвиг был ознаменован вторжением лангобардов в Италию (с 568 г.), которое окончательно разрушило римский порядок, еще консервировавшийся готскими правителями. Переход к эпохе зрелого средневековья ознаменован следующими датами и событиями: для Византии — становление вотчинных аграрных отношений (IX в.), подъем городской цивилизации (с X в.), изменение структуры правящего класса после прихода к власти династии Комнинов (с 1081 г. — см. Каждая А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI–XII вв. М., 1974); для Запада — рождение империи Карла Великого (800 г.), клюнийское движение (X–XI вв.) и стимулировавшаяся им централизация и стабилизация папской власти (понтификаты Льва IX и Григория VII — 1049–1054 и 1073–1085 гг.), созревание рыцарского сословия, выявившееся в I Крестовом походе (1095–1099 гг.) 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Традиц. представление о церковном здании как о микрокосме, отражающем Божественное устроение и Божественный Промысел о мире, нашло совершенное, как в художественном, так и в смысловом отношении, воплощение в формах средневизант. храмовой декорации. Четкое деление пространства наоса на зоны является одной из ее характерных черт и подчинено задаче отображения принципа небесной иерархии и догматического учения Церкви, воплощенного в богослужебном чине. Повествовательные евангельские циклы (доиконоборческого и иконоборческого времени в росписях Каппадокии) уступили место особым образом расположенной в храмовом интерьере системе важнейших евангельских событий. Принцип отбора сюжетов соответствует годовому праздничному кругу, те же образы пишутся на иконах, составляющих циклы праздников, по тому же принципу подбираются евангельские чтения в богослужебных Евангелиях, в соответствие с богослужебным кругом приводится весь лит. репертуар апокрифических и житийных сюжетов, отраженный в текстах богослужебной поэзии (канонов) и литургических чтений (гомилий). Этот основополагающий литургический принцип привел к синтезу всех искусств - слова, музыки, архитектуры и изобразительного искусства, среди к-рых важнейшее место принадлежит монументальной живописи. Сохранившиеся мозаики собора Св. Софии в К-поле дают возможность проследить на примере одного памятника эволюцию стиля живописи от IX до сер. XI в., но об иконографических программах столичных храмов, кроме темы имп. предстояния перед Христом и Богоматерью, можно судить лишь по письменным источникам и сохранившимся памятникам Греции, Македонии и Руси. Богородица с младенцем на престоле. Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Богородица с младенцем на престоле. Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Наиболее полное представление о программе росписи храма македон. периода дает кафоликон мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.). Уникальный по полноте сохранности мозаичного убранства, он является классическим образцом той стройной системы, к-рая именуется средневизант. храмовой декорацией. Стены храма на всю высоту (до уровня пят сводов) покрыты мраморной облицовкой, декоративные элементы (панели, карнизы, дугообразные полосы) подчинены конструктивным членениям здания, отмечают основание и высоту арок и сводов. Это вносит разнообразие, оживляя поверхности, и одновременно придает архитектоническую цельность интерьеру. Мозаики расположены в верхней «небесной» зоне храма, покрывая цилиндрические своды наоса, поверхности тромпов, своды алтаря, галерей, а также в нишах; в нартексе мозаиками украшены стены и своды.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В то же время утонченный интеллектуал Хрисанф не обладал такой сильной и цельной натурой, как его дядя. За страницами трудов Хрисанфа не чувствуется бешеных страстей и эмоций, его манера письма в целом бесстрастна и несколько заунывна. 2094 Хрисанф не отставал от Досифея в плане покровительства школам и библиотекам, активной издательской деятельности. Помимо собственных работ им была опубликована в Бухаресте в 1715 г. «История иерусалимских патриархов» Досифея, которую Хрисанф сократил и местами радикально переделал, как считают, из опасения вызвать неудовольствие османов. Этот патриарх был куда более лоялен к Высокой Порте, чем его предшественник. 2095 После Хрисанфа на иерусалимском престоле долго не появлялось людей такого интеллектуального уровня. Тем не менее некоторое литературное оживление в среде палестинских греков продолжалось и во второй трети XVIII века Так, патриарх Парфений (1737–1766 гг.) еще в бытность свою митрополитом Кесарии Палестинской написал повествование «О распрях между православными и армянами», происходившими в первой половине 30-х гг. XVIII века Это сочинение, напыщенно-цветистое по стилю, было составлено между 1734 и 1737 гг. с утилитарной целью – обогатить преемников опытом борьбы с соперничающими конфессиями. 2096 В предыдущей главе упоминалась переписка Парфения с российским Синодом о причинах долгов Иерусалимского престола и проблеме статуса Святых мест. По просьбе из Петербурга патриарх собственноручно составил исторический очерк состояния Иерусалимской церкви и ее взаимоотношений с соперничающими исповеданиями. Этот текст, хотя и восходит в значительной степени к «Истории» Досифея, тем не менее заслуживает быть упомянутым в общем контексте историографического творчества палестинских греков. 2097 Видной фигурой в православной культуре Палестины того времени был просветитель Иаков Патмосский, о котором уже говорилось в главе IX в связи с борьбой против католической унии. Покинув Сирию в 1735 г., Иаков, после короткого пребывания на Патмосе, по настойчивым просьбам святогробского клира переселился в Иерусалим (осень 1736 г.). Там он основал четвертое и последнее за свою жизнь богословское училище, где преподавал до самой смерти в 1765 г. Эта школа имела своей целью, наряду с начальным образованием детей христиан-арабов, подготовку образованных клириков для замещения ответственных должностей в Святогробском братстве. В программу обучения входили языки (древнееврейский, древнегреческий, арабский, латинский), греческая литература – от античной до пост византийской, а также логика, философия, математика. Особый упор делался на подготовку к проповеднической деятельности. Школа славилась далеко за пределами Палестины; многие ее выпускники и преподаватели сделали успешную церковную карьеру. Так, сотрудники Иакова афинянин Ефрем и сириец Софроний впоследствии занимали иерусалимский патриарший пре стол (в 1766–1770 и 1770–1774 гг. соответственно). 2098

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труд этот составляет часть «императорских» или «политических» компиляций, по выражению П. Лемерля, куда вошло еще одно сочинение Константина Багрянородного, известное под названием De administrando imperio (Об управлении империей), присвоенным ему современными историками 340 . Оно было подготовлено в середине X в. (между 848 и 952 гг.) специалистами по вопросам, которые являлись предметом обсуждения, и имело вид наставления или завета сыну василевса, юному Роману II, для его образования в важнейшей сфере – сфере «делания мира», дипломатии 341 . В нем перечислены все народы Империи и некоторые жившие на ее и сопредельных территориях варвары, а также изложены основные правила политики по отношению к ним. Для истории Херсона IX – первой половины X в. особый интерес представляет глава 42, содержащая исторический и географический экскурс территорий от Фессалоники, через Северное Причерноморье к восточному побережью Кавказа. Она написана в форме путевых заметок, итинерария, и, вероятно, основана на топографическом докладе посла императора, в который были вставлены очень близкие к Продолжателю Феофана материалы об обстоятельствах создания новой фемы в Таврике в правление Феофила (829–841) 342 . Заключительный раздел трактата, повествующий о внутренних делах, завершается главой 53 об особенностях фемы Херсон, для описания предыстории которой были использованы выборки из сочинений херсонесских хронистов, а точнее, патриографов позднеантичного времени, отразившие не совсем понятные, а потому путаные для современников Константина Багрянородного полулегендарные события I в. до н. э. и конца III – начала IV в. н. э. 343 Очевидно, с точки зрения главного редактора, они нужны были для подчеркивания исторической традиции, изображающей город, несмотря на его древние полисные обычаи, власть, как форпост, верный Римской империи. Со свойственным ему интересом к прошлому, к свидетельствам древних рукописей, Константин Багрянородный уделил немного внимания истории современного ему Херсона, остановившись лишь на особенностях положения города в период примерно с 30-х гг. IX в. до середины X в. При этом меры против его возможного непослушания, которыми, как второстепенным, завершается и глава, и трактат, логично вытекали из особого геополитического и экономического положения Херсона после изменения отношений с хазарами в Таврике и создания здесь византийского военно-административного округа. Они были сравнительно новыми, еще не устоявшимися, и только поэтому требовали особой договорённости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Королевские капитулярии предписывали местной администрации жестоко карать и тех и других, но это не помогало. Королевская власть теряла воинов и налогоплательщиков. Тогда К. В. разрешил нести военную службу только тем крестьянам, в распоряжении к-рых находилось неск. наделов. Менее обеспеченные выставляли 1 ополченца от неск. дворов, при условии что он будет снабжен тяжелым вооружением, лошадью и провиантом на все время военной кампании. Беднякам предписывалось вносить в казну небольшую денежную сумму. Аналогичным образом сеньор обязывался приводить с собой определенное количество воинов и содержать их. При К. В. получила развитие т. н. бенефициальная реформа, начатая в 30-х гг. VIII в. Карлом Мартеллом. Реформа предлагала раздавать владения крупным сеньорам на условиях пожизненной военной службы. Т. о., франк. войско становилось все более профессиональным. К. В. предпринял попытку ревизии законодательства на завоеванных территориях. Он приказал записать, дополнить и отредактировать «варварские правды» отдельных частей королевства, впредь при решении судебных споров королевские должностные лица обязаны были ориентироваться на эти законы. Реформы в судопроизводстве касались прежде всего сферы публичного права. Они были ориентированы на выделение определенных групп гос. преступлений (нарушение королевской юрисдикции, призыв на военную службу и др.), которые подпадали бы под единое наказание. Напротив, сфера частного права по-прежнему регулировалась местными обычаями. Т. н. трон Карла Великого в кафедальном соборе в Ахене. Кон. VIII — нач. IX в.м Т. н. трон Карла Великого в кафедальном соборе в Ахене. Кон. VIII — нач. IX в.м При К. В. во Франкском гос-ве развернулось активное строительство. На завоеванных территориях возводились крепости и мон-ри. Постоянной королевской резиденцией с сер. 90-х гг. VIII в. становится Ахен. Здесь близ термальных источников был выстроен дворцовый комплекс, включавший жилые, хозяйственные, адм. и церковные здания. В сильно перестроенном виде сохранилась капелла дворца; она представляет собой правильное 8-гранное здание, опоясанное 2 рядами мраморных колонн, к-рые были вывезены из Равенны и Рима.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Новое православное кладбище в С.-Франциско//ЦВс, 1902, 4, ст. 123. Объявления//АПВ, 1905, т. IX, 4, с. 82. Одинцов М.И. Гудбай, Америка! (Письма православного миссионера). Из переписки епископа Аляскинского Иннокентия (Пустынского) и архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) 1905–1908 гг.//Церковно-исторический вестник, 2008, 15, с. 6–30. Одинцов М.И. «...рю Дарю, 12. Париж». Письма митрополиту Евлогию. 1921 – 1927 гг./Исторический архив. Научно-публикаторский журнал, 1996, 1, с. 87–100. Окулевич Г. Р. Русские в Канаде... Торонто: Изд. Главного Правления Федерации русских канадцев, 1952. Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1900, 49, с. 370–371. Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1902, 4, с. 18–20. Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1903, 49, с. 389–390. Определения Святейшего Синода//ЦВ, 1905, 36, с. 438. Орлов И.Е. Из воспоминаний о Свят. Патриархе Тихоне...//Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке...: В 2 ч. Ч. I. Нью-Йорк: Издательская юбилейная комиссия, 1944. С. 168. Освящение кладбищенского храма в Нью-Йорке//АПВ, 1906, т. X , 19, С. 375–376. Освящение православного храма в Чикаго//ПЦВ, 1903, 17, с. 682–684. Освящение православной церкви в С. Ривере//АПВ, 1906, т. X , 1, с. 10–13. Освящение церкви в Анзонии, Конн.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. з – 45. – 1905 (1906). – 29 декабря (11 января). От С. А. Духовного Правления//АПВ, 1906, т. X , 2, с. 39–40. От Северо-Американского Духовного Правления//АПВ, 1900, т. IV, 6, с. 135. От Северо-Американского Духовного Правления//АПВ, 1901, т. V, 13, с. 281. От Северо-Американского Духовного Правления//АПВ, 1905, т. IX, 14, с. 267. Ответ Его Высокопревосходительства К.П. Победоносцева на благодарственный адрес духовенства Американской миссии//АПВ, 1904, т. VIII, 3, с. 41–42. Отзвуки Собора//АПВ, 1907, т. XI, 7, с. 120–123. Отчет по Православному Обществу Взаимопомощи за м. Июнь 1904 г.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1904. – 1 (14) июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При обследовании городищ в верхнем течении Днепра А.Н. Лявданский обратил внимание на группу болотных городищ круглой формы и с маленькой внутренней площадкой. Эти городища по своим крошечным размерам «не могли быть укрепленными пунктами на случай защиты от нападения, а тем более местом жилищ...остается допустить, что они служили для обрядовых и вообще религиозных целей» (Лявданский А.Н., 1924, с. 174). А.Н. Лявданским было обследовано семь таких городищ, затем они были осмотрены в 1955–1958 гг. В.В. Седовьм. По его данным, в Смоленском Поднепровье насчитывается до 20 таких городищ, радом с ними он открыл поселения VIII–XIII вв. (Седов В.В., 1962, с. 57–64). На двух болотных городищах в 1960–1961 гг. провел раскопки П.Н. Третьяков (Третьяков П.Н., Шмидт Е.А., 1963, с. 124–129). В.В. Седов наметил ряд признаков болотных городищ-святилищ и сопоставил план и размеры этих памятников со святилищем на Перыни под Новгородом и с планами древнерусских курганов (Седов В.В., 1962, с. 63). Крупнейшим событием в изучении языческих памятников славян явилось открытие святилища в урочище Перынь на берегу озера Ильмень в 4 км южнее Новгорода. Здесь в 1951–1952 гг. В.В. Седов раскопал остатки трех круглых площадок, ограниченных круговыми рвами. Одна из площадок вскрыта почти полностью, две другие раскопаны частично, так как были испорчены позднейшим селищем и церковью, построенной здесь в XII в. (Седов В.В., 1953, с. 92–103; 1954, с. 105–108). Святилище датируется IX–X в. и сопоставимо с сообщением летописи о низвержении идола Перуна в 991 г. (ПСРЛ, М., 1965, т. 30, с. 38). Капища, имевшие вид ограниченных рвом круглых площадок, впервые раскопанные на Перыни, в последующие годы были открыты в разных местах славянского мира и являлись одним из характерных элементов многих культовых памятников. Новый тип культовых сооружений – деревянный храм – был открыт в 1974 г. при раскопках селища и городища Гросс Раден в Германии (Schuldt Е., 1985, S. 35–73,208–216). Остатки подобного храма обнаружены около городища Фельдберг (Herrmann J., 1969, S.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Реконструкция Эберхарда Нестле (Stuttg., 1898) основана на 8-м издании Тишендорфа, изданиях Хорта-Уэсткотта и Уэймута. В случаях разногласия источников Нестле вводил в текст тот вариант, к-рый разделяется двумя из них, помещая чтение 3-го в критический аппарат. В 1904 г. Нестле повторил издание по заказу БИБО. В 1901 г., заменив текст Уэймута на текст Вайса, он переиздал его с различными уточнениями 12 раз. Его сын Эрвин Нестле осуществил в 1927-1950 гг. издания с 13-го по 20-е; издания с 21-го по 25-е (1952-1972) он выпустил с помощью К. Аланда . На базе издания 1904 г. Д. Килпатрик выпустил в свет в 1958 г. 2-е изд. БИБО. В 1955 г. для подготовки нового издания Объединенные библейские об-ва (ОБО) создали особый комитет, к-рый осуществил 2 издания (1966, 1968) на базе предшествующих публикаций без прямого обращения к рукописям. При работе над 3-м изданием комитет принял во внимание результаты новых проверок рукописных источников, включая папирусы, произведенных Аландом для осуществления 26-го издания Нестле, и примеры разночтений афонских лекционариев IX-XI вв., найденные греч. библеистом Я. Каравидопулосом. Оба издания вышли с тождественным текстом в 1975 и 1979 гг., последнее получило именование Nestle-Aland26. В 1993 г. оба были переизданы (соответствующие обозначения: GNTUBS4 - The Greek New Testament of the United Bible Societies, или GNT4; NA27 - Nestle-Aland27), изменения коснулись критического аппарата, но не основного текста. Основной текст представляет собой реконструкцию, опирающуюся на Ватиканский кодекс и имеющую большую надежность для III в. «Удревнение» реконструкции на столетие по сравнению с трудом Лахмана обусловлено привлечением папирусов II-III вв., поступивших в обращение в 30-х гг. XX в. Критический аппарат NA27 содержит более 10 тыс. узлов разночтений; с предельным лаконизмом он дает широкий круг сведений по истории текста до 1000 г. (Объяснение особенностей NA26 и NA27 см: Aland K. , Aland B. Der Text de Neuen Testaments: Einf. in die wiss. Ausg. Stuttg., 1982.) В аппарате GNT4 всего 1400 узлов, наиболее важных в смысловом и богословском отношении; для каждого варианта указывается более полный круг источников; кроме того, приведены сведения по синтаксическому членению текста в разных изданиях и важнейших переводах, что представляет в сжатой форме историю интерпретации греч. оригинала. Текст и аппарат снабжены научным комментарием: Metzger B. M. A Textual Commentary of the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971. Stuttg., 19942.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Локализация «страны» (choras) венгров (занятой печенегами) остается спорной, а дата овладения новыми хозяевами этой землей определяется по-разному. Известие о переселении печенегов в результате войн с гузами и хазарами на территорию мадьяр («турок») сопоставимо с сообщениями восточных географов X в. ал-Истахри и Ибн Хаукала, согласно которым печенеги завоевали земли «между хазарами и Румом» (Византией) (Bibliotheca geographorum arabicorum. – Lugduni Batavorum, 1870. – T.l. – P. 10; 1873. – T.2. – F.2. – P. 15). Сходную информацию содержит персидское анонимное сочинение «Худуд ал-Алам» (80-е гг. X в.), где сказано, что печенеги, покинув места прежнего обитания, расселились на территории «между хазарами и Румом» (Minorsky V. Hudud al-Alam. – § 47). Впрочем, вполне вероятно, что сведения последних двух сочинений восходят к «Книге климатов» ал-Истахри (30-е гг. X в.), сведения которого зависят, в свою очередь, от сочинения географа конца IX в. ал-Балхи (его труд не сохранился). Указания восточных авторов подтверждаются Хроникой аббата Регинона, который сообщает об изгнании венгров печенегами в 889 г. (Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon/Ed. F. Kurze. – Hanover, 1890. – P. 131–132). Очевидно, речь идет о том первом изгнании, которому, по словам Константина Багрянородного, подверглись венгры, когда часть их вместе со своим «первым воеводой» (protos boebodos) Леведи- ей передвинулась из так называемой страны Леведии еще дальше к западу и попала в места Ателькузу (eis topous tous eponomazomenous Atelkouzou; potamou Etel kai Kouzou) – венгерское Этелькез (Etelkoz) – «Междуречье», которые именовались так по печенежским, тюркским и иранским названиям протекавших там рек – Варух (Днепр), Куву (Буг), Трулл (Днестр), Брут (Прут) и Серет (Сирет). Исследователи отождествляют эти места со страной между Днепром и нижним Дунаем (К. Бальке) или с районом Днестра, современной Молдавией (К. Цукерман) (см.: Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 112; Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 529). Затем через некоторое время последовало новое нападение печенегов, заставившее венгров уступить эту территорию и уйти из северо-западного причерноморского «Междуречья» в Великую Моравию (см.: Константин Багрянородный. Об управлении... – Гл. 38, с. 158–163; гл. 40. 23–27, с.164–165). Й. Маркварт, ссылаясь на предыдущие по времени события, описанные в Повести временных лет, относит это последнее переселение ко времени вскоре после 889 г., Г. Дьорффи датирует его около 895 г., Х.-Ф. Байер ставит в связь с византийско-болгарской войной 894–896 гг., а К. Цукерман относит примерно к 900 г. (Marquart J.Osteurpaische und ostasiatische Streifzuge. – S. 33–35; Gyorffy Gy. Landnahme, Ansiedlung und Streifzuge der Ungarn//Acta Historica Academiae Scientiarum Hungaricae. – 1985. T.31. – S. 233–235; Цукерман K. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате Тридентского собора было издано Тридентское исповедание веры, Римский катихизис, Римский Мессиал. Новые редакции Мессиала и катихизиса сделаны лишь в XX в. Орден Иисуса (Иезуиты) Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьба католиков с протестантами. Во Франции, например, шла борьба с гугенотами (кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когда при короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции. Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носили опознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну 1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся на католиков и протестантов. На этот тяжелый период приходится организация конгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее, реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремились компенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке, Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовская уния. Велась борьба с реформистскими течениями и в самой РКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения. Первое - галликанство - за автономию и внутреннюю независимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В 1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы и подчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестов папы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовик много воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции). Другое течение - янсенизм - богословское течение, получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI - начало XVII вв.). Главное сочинения Янсения «Августин» было опубликовано после его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию Бладенного Августина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимость человеческих усилий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010