обр. монодии и свидетельствующем о высоком уровне знаний в области муз. теории и нотации в уч-ще в Шарошпатаке. В XIV в. в Буде появилась постоянная королевская капелла, в правление Матьяша Хуньяди (1458-1490) достигшая, согласно описанию папского легата Бартоломео де Мараски и др. авторов, уровня ведущих европ. хоров. На торжественных мессах и в придворных церемониях капелла, состоявшая как из приглашенных иностранных, так и из местных музыкантов, исполняла полифонические произведения (в т. ч. нидерланд., бургундских, нем., итал. авторов), а также монодийные григорианские мелодии. В XIV-XV вв. при королевском и епископских дворах высокого уровня достигла культура инструментальной музыки. В приходской паралитургической практике появились духовные песни на разговорном венг. языке - переводные и местного происхождения. Нек-рые духовные песни были связаны с определенными общинами, находившимися под влиянием монашества, др. получили широкое распространение в народе в течение XVI в. Замок в Диошдьёре. 3-я четв. XIV в. Замок в Диошдьёре. 3-я четв. XIV в. После захвата Буды тур. войском (1541) этот город перестал быть центром, в к-рый стремились иностранные музыканты. Упадку муз. культуры (особенно полифонической) способствовало и закрытие монастырских школ в связи с распространением протестантизма. На протяжении XVI-XVII вв. мн. музыканты эмигрировали из В.: Стефан Монетариус из Кёрмёцбаньи (ныне Кремница, Словакия), первый из венг. муз. теоретиков, чье сочинение было напечатано (Epitoma utriusque musices practice. Krakow, 1515), уехал в Вену; Георг Остермайер из Брашшо служил органистом в Тюбингене и Штутгарте; богослов, философ и органист Михаэль Буйовски уехал учиться в Виттенберг и Страсбург и т. д. В сер. XVI - 2-й пол. XVIII в. появились первые печатные муз. сборники: «Odae cum harmoniis» реформатора из Трансильвании Иоганнеса Хонтеруса (Брашшо, 1548); «Cronica» Шебештьена Тиноди (Коложвар, 1554) и Хофгреффский песенник (Коложвар, ок. 1553) - материал этих сборников в лит. и муз. отношении близок к псалмам протестант. венг. общин; протестант. «Песенник и градуал» Гала Хусара (Дебрецен, 1560); сборник католич. гимнов «Cantus catholici» (1651); католич. сборник псалмов и заупокойных песнопений «Soltári (?) és halottas énekek» (1693); сборник кальвинист. гимнов (Коложвар, 1744). Первоначально песнопения григорианской традиции использовались не только в католич. церквах (на латыни), но и в протестант. общинах (на венг. языке, до Контрреформации XVII в.), откуда они стали постепенно вытесняться нем. хоралом и женевскими псалмами (у кальвинистов).

http://pravenc.ru/text/150197.html

Один из старших списков поучения Матфея, еп. Сарайского, содержится в пергаменной Златой Цепи XIV в. из собрания Троице-Сергиевой лавры (РГБ. ТСЛ. 1. 11. Л. 1–4), но без имени автора в заглавии (еще один список XIV в. также без имени автора указывает владыка Макарий) (Крутова М. С. «Златая Цепь» как тип сборника//Литература Древней Руси/Источниковедение. Л., 1988. С. 41; ср.: Петухов Е. В. Материалы и заметки по истории древней русской письменности: К вопросу о «Златых Цепях»//Изв. Ист.-фил. ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. Киев, 1894. Т. 13. С. 33–60). Достаточно ранний список содержится в сборнике 3-й четв. XV в. (РГАДА. Собр. Рукописного отдела МГАМИД. 453/921) среди дополнений к триодному Торжественнику. О Златой Цепи см. комм. а также: Крутова М. С. Сборник «Златая Цепь» в русской письменности. Новосибирск, 1990. 2 ч. (Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 5. Ч. 1–2). О Измарагде см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 397–401 (здесь же предшествующая библиография). Новейшая работа о сборнике: Пудалов Б. М. Сборник «Измарагд» в русской письменности XIV–XVIII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 382–405. Паисиевский сборник датируется 1-й четв. XV в. (Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Т. 2. С. 55). О составе сборника см. подробнее: Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. Т. 2. 56. С. 297–304, 334–339. В числе учительных сборников несомненно следует рассматривать и открытый позднее новгородский сборник 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Хлудовское собр. 30Д, о нем см.: Попов А. Н. Первое прибавление к Описанию рукописей и каталогу книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1875. С. 25–57). О учительных сборниках XIII — нач. XV вв. см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII–XIV вв. (Статья первая)//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 200–214.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

С 1-й четв. XV в. вместо старых геометрических типов появляются и негеометрические начертания, приближающиеся к написанию тройки: (см., напр., Евангелие РГБ. Ф. 304.III. 5/М. 8655, 10-е гг. XV в.). В южнослав. почерках подобное начертание распространяется значительно раньше. Оно есть в среднеболг. Апостол-Евангелии 1-й пол. XIV в. из старого собрания НБ Сербии в Белграде, 91/146 ( Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. С. 118. Сн. 116), в Минее праздничной того же времени из того же собрания, 139/434 (Там же. С. 160-161. Сн. 157-159), в «Маргарите» 3-й четв. XIV в. (Ath. Zogr., 168; см.: Райков Б., Кожухаров С., Миклас Х., Кодов Х. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света Гора. София, 1994. Табл. 170) и др. Т. о., к началу книгопечатания буква З существовала в 2 основных начертаниях - З-образном и Z -образном. Это различие в некоторых письменных традициях (особенно на Украине) приобрело орфографическое значение: З-образное начертание употреблялось в начале слов, а Z -образное - в середине и в конце. Оба варианта присутствуют во всех шрифтах московских анонимных изданий 50-60-х гг. XVI в., в шрифтах Ивана Фёдорова использовались произвольно. Позднейшие укр. церковнослав. издания вплоть до кон. XIX в. строго соблюдали различие между данными начертаниями. В великорус. изданиях различие начертаний наблюдалось до сер. XVIII в.: Z -образный знак встречался в качестве 2-й буквы из 2 рядом стоящих З (boзzbamu, бeзzakohhuk и т. п.). Скорописные начертания З в XV в. представляют собой видоизменения указанных типов - Z -образного и З-образного: . В московской скорописи XVI-XVII вв. З, как правило, пишется в виде тройки: , реже имеет змеевидную форму: . В укр. скорописи этого времени З подвергается максимальному упрощению - преобладают змеевидные начертания, которые превращаются в волнистую или изогнутую черту: . Для белорус. скорописи характерны начертания на основе З и Z с петлями в верхней либо нижней части: .

http://pravenc.ru/text/2509415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ в древнерус. певч. искусстве вид многоголосия. З. м. получило распространение во 2-й пол. XVII в., в нач. XVIII в. знаменные партитуры сменяются партесными гармонизациями в 5-линейной нотации. Некоторые исследователи (среди них - Н. Д. Успенский , С. В. Смоленский , С. С. Скребков ) считали З. м. сугубо национальным явлением. Др. т. зр. была впервые высказана М. В. Бражниковым, к-рый полагал, что З. м. «возникает под прямым воздействием польского партесного стиля», и видел в этом виде многоголосия «попытку изложения новой музыки западноевропейского образца старыми русскими средствами» ( Бражников. 1979. С. 15). Е. Е. Шавохина в диссертации, посвященной З. м., в качестве наиболее авторитетного приводит мнение В. М. Беляева , что З. м. кроме западноевроп. влияний «сохраняло преемственную связь с ранним русским контрапунктическим стилем строчного многоголосия» ( Шавохина. 1987. С. 113). До наст. времени вопросы происхождения З. м. остаются открытыми, поскольку круг источников и стилистические особенности этого вида многоголосия изучены недостаточно. Большую часть репертуара З. м. составляют неизменяемые песнопения суточного круга богослужения, связанные с наиболее важными моментами службы: «Благослови, душе моя, Господа» (РНБ. Вяз. Q. 243. Л. 5-6, сер. XVII в.), «От юности моея» (ГИМ. Син. певч. 182. Л. 35 об., посл. четв. XVII в.), «Приидите, поклонимся» (на литургии; ГИМ. Син. певч. 182. Л. 3-3 об.) Трисвятое (РНБ. Вяз. Q. 243. Л. 29-30), «Достойно есть» (РНБ. Соф. 182. Л. 234-235), «Да исполнятся» (ГИМ. Син. певч. 182. Л. 29 об.- 30, посл. четв. XVII в.) и др. Самое большое количество вариантов З. м. имеет херувимская (6 вариантов в ркп. РНБ. Вяз. Q. 243. Л. 31 об.- 47; 4 варианта в ркп. ГИМ. Син. певч. 182. Л. 7 об.- 23). Как правило, для записи З. м. использовалась пометная знаменная нотация с признаками , при этом число знаков весьма ограниченно. З. м. представляет собой 2-, 3- или 4-голосный контрапункт, записанный в виде партитуры. Терминология, к-рая используется для обозначения голосов, отражает специфику З. м. как явления, промежуточного между троестрочным, демественным и новым партесным многоголосием. Чаще встречаются термины, более характерные для партесного многоголосия («дышкант», «алт», «тенор», «бас»), реже указаны названия голосов демественного многоголосия («путь», «низ» - РНБ. Соф. 182. Л. 259 об.), в некоторых случаях терминология смешанная («низ», «тенор» - РНБ. Вяз. Q. 243. Л. 1 об.).

http://pravenc.ru/text/199935.html

XX в. К XVIII в. количество книг в б-ке И. В. м. значительно уменьшилось. Причинами этого могли стать продажа книг настоятелями и плохие условия хранения. В описи, составленной ок. 1760 г., указывается неск. десятков книг, преимущественно печатных (Описи ризницы. 2008. С. 464-465). Согласно описи 1778 г., составленной крестовым иером. Павлом, в б-ке числилось 707 рукописей (Материалы для летописи Волоколамского Иосифова мон-ря (1746-1852 гг.), из дел Архива Московской духовной консистории с 1746 по 1852 г.//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. Смесь. С. 67-74). Монастырский архив, содержавший в основном документы за 1588-1701 гг., хранился в Петровской башне, а после пожара в 1798 г. был перенесен в Германову башню. После секуляризации 1764 г. большое количество подлинных грамот, удостоверяющих право И. В. м. на владение землями, поступило в Коллегию экономии. В монастыре были сняты копии с передаваемых документов и составлены поуездные описи монастырских актов. «Указец» книг Иосифова Волоколамского мон-ря. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 113. 423. Л. 1) «Указец» книг Иосифова Волоколамского мон-ря. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 113. 423. Л. 1) Материалами монастырского архива пользовались Н. М. Карамзин , Н. Н. Бантыш-Каменский . Первое научное описание рукописей И. В. м. по заданию начальника Московского архива Иностранной коллегии А. Ф. Малиновского составлено П. М. Строевым в июне-авг. 1817 г. ( Строев. 1891. С. V). В. Г. Анастасевич напечатал извлечения из этой описи, содержавшие сведения о 284 рукописях. В 1853 г. разбором и описью монастырского архива и б-ки занимался проф. К. И. Невоструев. В 1854 г. И. В. м. провел ревизию книг, на каждой книге была сделана надпись: «Принадлежит Иосифову монастырю. 1854». Согласно указу Синода от 31 мая 1853 г., было выполнено подробное описание рукописей (частично опубл.: Иосиф. Опись рукописей. 1882). В сер. XIX в. по ходатайству ректора МДА прот. А. В. Горского было принято решение о передаче части рукописных книг в б-ку МДА. В 1859 г. по инициативе митр. Филарета (Дроздова) 236 монастырских рукописей, отобранных Горским, поступили в б-ку МДА в Троице-Сергиевой лавре (Там же. С. I-II). В 1863 г. 435 рукописей поступило в Московскую епархиальную б-ку ( Перетц В. Н. Рукописи Московской епархиальной б-ки//Библиографическая летопись. СПб., 1917. Вып. 3. Отд. 2. С. 70-95). В обители осталось 33 рукописи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мон-рь, а после его закрытия в Волоколамский музей поступило еще неск. рукописей. Оставшийся в И. В. м. архив насчитывал 56 связок, в каждой из к-рых было от 32 до 150 свитков ( Иосиф. Опись рукописей. 1882. С. I-II; Нектарий. 1887. С. 65).

http://pravenc.ru/text/673721.html

Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) По всей видимости, уже в IX в. в К. появилась б-ка, основой к-рой могли быть рукописи, привезенные из Корби. Аббатство стало центром лит. деятельности. Так, ок. 876 г. мон. Агий написал Житие св. Хатумоды († 874), которая возглавляла общину канонисс в Гандерсхайме, что свидетельствует о связи мон-ря с жен. аристократическими каноникатами. Отождествление с Агием анонимного автора, по всей видимости, жившего в К. и известного как Саксон Поэт, перу к-рого принадлежит «Хроника деяний императора Карла Великого» (Annales de gestis Caroli Magni imperatoris libri V), не имеет достаточных оснований. Мон. Видукинд Корвейский († после 973) был автором неск. несохранившихся агиографических произведений, а также одного из важнейших памятников историографии X в. - соч. «Деяния саксов» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III), в к-ром описана история саксон. народа до смерти имп. Оттона I Великого в 973 г. Произведение было посвящено дочери императора, аббатисе Кведлинбурга Матильде († 999). В «Деяниях саксов» Видукинд доказывает легитимность династии Оттонов и подчеркивает универсальный характер власти Оттона I. Особое место в сочинении занимает описание борьбы саксов с соседними народами. Аббату Бовону II (900-916) принадлежит комментарий к сочинению Боэция «Об утешении философией» (De consolatione Philosophiae). В К. хранился единственный дошедший до наст. времени манускрипт с текстом первых 6 книг «Анналов» рим. историка Тацита (Laurent. Plut. 68. 1). Эта рукопись, датируемая IX в. ( R ö mer. 1991. S. 2300-2302), была приобретена папой Римским Львом X (1513-1521) и в наст. время хранится во Флоренции. В аббатстве велись «Корвейские анналы»; в них описываются события с 658 по 1148 г. В период Тридцатилетней войны мн. книги были утеряны; большая часть сохранившихся манускриптов в наст. время находится в Академической б-ке архиеп-ства Падерборн; среди них - т. н. Евангелиарий из Корвея (ок. 840; Ms. Hux. 21a). Новая б-ка, построенная при аббате Максимилиане фон Хоррихе (1714-1721), была закрыта во время секуляризации 1803 г., книги переданы в различные хранилища. В XIX в. на территории бывшего аббатства была создана частная княжеская б-ка, фонд к-рой насчитывает 74 тыс. томов. Значительную часть коллекции составляют издания XVIII-XIX вв. на англ., нем. и франц. языках. Важный вклад в формирование б-ки внес нем. поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен (1798-1874), в последние годы жизни исполнявший обязанности библиотекаря в К. К наст. времени проведена значительная работа по оцифровке книг из б-ки аббатства. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2057232.html

В богослужебной практике XVIII-XIX вв. старообрядцев, принимающих священство, также происходит переход к ежедневному употреблению И. а., как и в Русской Православной Церкви. Пс 102 и 145 читались (см.: Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М., 2001р. Л. 112 об.), впосл., уже в XX в., в нек-рых общинах стали исполняться на глас. При этом вседневные антифоны играют роль «полупраздничных» - они исполняются вместо И. а. в Богородичные и престольные праздники, не имеющие своих праздничных антифонов. Совр. греч. практика в отношении использования И. а. не является однородной ( Печатнов В. В. Божественная литургия в России и Греции. М., 2008. С. 101-113). А. А. Лукашевич Певческая традиция В древнерус. традиции И. а. не нотировались, вероятнее всего, вплоть до кон. XVII в. Первые 2 антифона, возможно, произносились читком. Во многих дореформенных рукописях XVII в. встречаются указания на чтение И. а.: «псаломщик говорит» (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 352, 1648-1652 гг.). Можно предположить, что И. а. могли также исполняться простым напевом (силлабического стиля). По рукописи кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 152. Л. 160-165) известен монодийный распев 102-го и 145-го псалмов, записанный казанской нотацией, с ремаркой «путь против демества». С XVIII в. использовались 102-й и 145-й псалмы киевского распева (РНБ. Q. I. 537. Л. 72-93, 1-я четв. XVIII в.) и сокращенного греческого распева 1-го гласа (М., 1772. Л. 132-138). В старообрядческих общинах поповского согласия сложилась традиция исполнять 102-й и 145-й псалмы на напев самогласна или подобна гласа недели (1-й глас - «Небесным чином», 2-й глас - «Егда от древа», 4-й глас - «Иже званый свыше быв», 5-й глас - «Радуися, Живоносный Крест», 6-й глас - «Тридневен»). В некоторых общинах первые 2 антифона независимо от рядового гласа поют на 7-й глас, вероятнее всего по причине неграмотности. В общинах южных областей России, в Молдавии, Румынии И. а. обычно читаются. Стихи 3-го антифона до XVIII в. не фиксировались в певч. книгах. В одной из рукописей нач. XVIII в. обнаружены нотированные запевы с ремаркой «ино и вси блажени пои в той же голос», «вси запевы пой с тех последи помяни нас» (РНБ. Ф. 536. Q. 650. Обиход. Л. 75 об.; Захарьина. С. 106). О способе исполнения в древнерус. традиции можно судить по старообрядческой практике. В общинах стихи 3-го антифона читаются на погласицу, а вторые полустишия стиха, с к-рого припевают соответствующие тропари, поются на модель запева к стихирам. Воскресные блаженны фиксировались со 2-й пол. XVI в. в Октоихе или в Обиходе в составе песнопений литургии (см. ст. Блаженны ).

http://pravenc.ru/text/изобразительных ...

Характерным архитектурным элементом храма было 3-лопастное завершение фасадов. На фасадах устремленность композиции вверх подчеркивало обилие вертикальных членений - пучковых лопаток сложного профиля с тонкой полуколонкой по центру. Основной объем был декорирован аркатурным поясом, а фасады притворов украшены киотами над входами, декоративными нишами и крестами. Первоначально стены церкви были оштукатурены. Внутреннее пространство отличалось цельностью и преобладанием вертикали. Притворы были полностью открыты внутрь храма и разделены на 2 яруса, в нижнем помещались приделы, в верхнем - хоры (ныне деление сохр. только в зап. притворе). В зап. стене первоначально существовали проходы, соединявшие хоры всех 3 притворов. Основной массив стен, столбы, подпружные арки и барабан сложены из плинфы, при этом чередуются порядковая кладка и кладка с утопленным рядом. В нач. XVIII в. при перестройке верхняя часть церкви была переложена и получила скатное покрытие (при сохранении подпружных арок и частично барабана), в стенах притворов прорезаны крупные 8-гранные окна, сбиты центральные полуколонки пучковых лопаток, сломаны апсидиолы приделов. В посл. четв. XVIII в. при церковном старосте купце В. Г. Хлебникове вокруг храма была сооружена кирпичная ограда (ныне разобрана) с надвратной колокольней (1780). В кон. XVIII - нач. XIX в. были также образованы круглые окна по центру стен основного объема храма над уровнем притворов. В 1964 г. по проекту П. Д. Барановского было выполнено кровельное покрытие, выдержанное в формах, характерных для XVIII в. Научная реставрация фасадов и интерьера по проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой проводилась с 1978 г. до нач. 90-х гг. XX в., частично воссозданы элементы архитектуры XII в., напр. оригинальные окна. Живопись Храм был первоначально расписан в кон. XII в. (?). Живопись покрывала стены, своды, оконные откосы, имелась также в киотах на фасадах, однако утраты столь велики, что реконструировать систему росписи невозможно. Сохранились лишь нек-рые фрагменты орнамента и часть многофигурной сцены на сев. стене сев. притвора. В. Г. Брюсова предположила, что здесь могла размещаться ктиторская композиция с изображением семейства кн. Давида Ростиславича ( Брюсова. 1967. С. 88), однако эта гипотеза была опровергнута Н. Н. Ворониным ( Воронин. 1977. С. 133). Роспись XII в. имеет 2 слоя записи, относящихся к XVIII в. и к 1837 г. (также сохр. фрагментарно). По стилю и технике исполнения древняя живопись близка к фрескам Вел. Новгорода и Владимира 2-й пол. XII в., в ней заметно использование темперы по фресковой основе, характерное и для др. памятников Смоленска.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

Рукописи орнаментированные и лицевые 45. Стихирарь (сентябрь – февраль). XIX в. (нач.). 2°, 215 л., полуустав (лексинское письмо). Нотация знаменная, пометная. Заставки-рамки, заставки и инициалы поморского стиля. (Друж. 955) 46. Сборник певческий лицевой. XIX в. (нач.). 2°, 281 л., Гуслицкое (беливское) письмо. Нотация знаменная и демественная, пометная. Рукопись украшена цветными миниатюрами к богослужебным текстам, заставками-рамками, заставками и инициалами гуслицкого стиля. Запись писца Ивана Никитина. (Друж. 953) 47. Святцы. Работа мастериц Лексинской пустыни. XVIII–XIX вв. Друж. 184, Друж. 651, Друж. 758. Все рукописи имеют формат в 16° (и меньше) и иллюминированы типичным лексинским декором. 48. Святцы лицевые в таблицах с дополнительными статьями. XVIII в. (кон.) 8°. 12 таблиц и 3 миниатюры. Вверху каждой таблицы даны названия одного из 12 месяцев. (Друж. 747). 49. Сборник стихов покаянных и духовных. XVII в.(60-е гг.) и XIX в. (1-я. четв.). 8°, 202 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Среди старообрядческих стихи на память Андрея Денисова и Ильи Кавылина с миниатюрами. (Друж. 199). 50. Сборник духовных стихов. XVIII в. (серед.), 4°, 53 л., поморский полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит стихи, посвященные отцам выговского общежительства. Миниатюра в медальоне заставки-рамки с изображением Андрея Денисова (Друж. 45) 51. Сборник догматико-полемический. XIX в. (20–30 гг.). 4°, 129 л., полуустав и скоропись. 20 миниатюр. Текст представляет собой устойчивую по составу подборку выписок о восьмиконечном кресте, перстосложении для крестного знамения, богослужебной утвари, изображений апокалиптических антихриста, зверя и змия и т. п. из различных источников. (Друж. 37). 52. Сборник лицевой. XVIII в. (кон.). 4°, 74 + II лл., полуустав, 73 миниатюры. Сборник строится как подборка высказываний о символике православной веры, богослужебного обихода и принципаильных моментах духовной жизни христианина. (Друж. 638). 53. Сборник догматическо-полемический. XIX в. (конец). 4°, 82 л., 14 миниатюр. Рукопись интересна тем, что является одним из списков свитка XVII в., содержавшего истолкование важнейших полжений православной догматики в их истолковании привердженцами старого богослужебного обихода (Друж. 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Д. киевского распева , по-видимому, стали распространяться с кон. XVI - нач. XVII в. (ЛНБ. Ирмолой кон. XVI - нач. XVII в.; см.: Yasinovsky Y. The Oldest Copy of the Ukranian Choral Manuscript of the Staff Notation//Гимнология. 2003. Вып. 4. С. 252-269), хотя название «киевское» для Д. не использовалось. Наименование «киевское» для одного из Д. (7-го гласа) отметила Д. Петрович (см.: Petrovi D. A Liturgical Anthology Manuscript with the Russian «hammer-headed» Notation from A. D. 1674//MAAS. 1972. T. 3. P. 307); вероятно, термин был дан для того, чтобы отличить общеупотребительный киевский от нового местного варианта (см.: Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений киевского роспева в многораспевном контексте укр. певч. культуры XVII-XVIII вв.//Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 367-375 ). В синодальном Обиходе всенощного бдения зафиксированы Д. киевского распева, к-рые, возможно, являются его центральнорус. редакцией (Обиход нотного пения. М., 1902. Л. 14 об.- 21). Д. в этом виде представляют собой гласовые напевы силлабической структуры. В многоголосной традиции с кон. XVII в. появляются Д. в гармонизации греческого распева (РНБ. Ф. 1260. Q. 16, 1-я четв. XVIII в.; Солов. 1194/1321, XVIII в. (Д. 5-го гласа в 8-голосном изложении)). Известен сложный по многоголосной фактуре напев Д. Киево-Печерской лавры (см.: Обиход нотный Киево-Печерской лавры. М., 2001), по мелодике восходящий к знаменному распеву. В наст. время в певч. практике центральных епархий РПЦ распространен вариант гармонизации сокращенного киевского распева (Обиход церковного пения. М., 1997. С. 17-42), повторяющий гласовый напев стихир. На протяжении XIX-XX вв. создавались гармонизации различных распевов, преимущественно знаменного: Н. И. Компанейского (Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), А. Д. Кастальского (2- и 4-голосные; см.: Кастальский А. Д. Октоих. Серг. П., 1997. С. 72-82, 93-114), А. В. Никольского (с надписанием: «догматики-запричастны», «большого знаменного распева» (в совр. понимании традиционного знам. распева); Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), К. Н. Шведова (Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], 1911), свящ. Димитрия Аллеманова (ркп. из частного собр. О. А. Бычкова), П. Г. Чеснокова (см. Д. 5-го гласа «большого знаменного распева» (Духовно-муз. сочинения. М. [: Юргенсон], б. г.)), прот. Петра Турчанинова (киевского распева, ркп. из частного собр. О. А. Бычкова), А. В. Никольского, Н. Н. Черепнина (Сб. церк. песнопений. П., б. г.), А. С. Фатеева (гармонизация киевского распева из Обихода игум. Филарета, кон. XVIII в.; Духовно-муз. сочинения. М.[: Юргенсон], б. г.), Б. М. Ледковского (гармонизация киевского распева по изд.: Обиход. М., 1772; см.: Обиход церк. пения. Ч. 1: Всенощное бдение. Джорд., 1959) и др. авторов.

http://pravenc.ru/text/178709.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010