Закрыть «Поэт, гражданин, патриот» Светлой памяти Николая Добронравова 19.09.2023 701 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Господь призвал в «селения праведных» одного из самых великих поэтов-песенников славного СССР и России, Николая Николаевича Добронравова. Призвал к себе Старца-поэта, на 95 году его жизни! Значение Николая Добронравова и его великой супруги, великого композитора Александры Пахмутовой, для советско-российской и международной музыкально-песенной культуры, трудно переоценить. Их великий творческий дуэт олицетворяет собой целую эпоху для нескольких поколений советских и российских людей. Советская молодежь, октябрята, пионеры и комсомольцы 60-80-ых годов — все воспитывались на их уникальных песнях. Нет ни одного молодого и немолодого человека, жившего в Советском Союзе и в нынешней России, которые бы не знали имен этих двух титанов отечественной песни. Ежегодный новогодний песенный советский телефестиваль «Песня-70», Песня-75», «Песня-80» и т. д. всегда, перед объявлением победителей конкурсной песни, включал в себя дикторские слова «Музыка Александры Пахмутовой. Слова Николая Добронравова...», и звучала неповторимая их песня. Без их имен невозможно было представить этот новогодний песенный праздник в СССР. Как и вообще, без их имен невозможно себе представить всю мухзыкально-песенную культуру СССР и России. Великий творческий багаж Добронравова и Пахмутовой составляет более 400 (!) музыкально-песенных произведений. Их «Нежность» стала одним из песенных символов любви и верности для десятков миллионов советских матерей, жен, мужей, дочерей — всех без исключения любящих и любимых. А потрясающая «Поклонимся великим тем годам...» стала Гимном памяти для всех и погибших, и живущих ветеранов, советских воинов в годы Второй мировой войны. Николай Добронравов и Александра Пахмутова, бесспорно, совершили титанический переворот в отечественной музыкально-песенной культуре страны и невероятный творческий и патриотический подвиг, подвиг на благо своей Родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/po...

Online-kohфepehцuя с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) на Первом канале в рамках проекта «Общее дело» 9 апреля в 14.00 гостем студии Первого канала стал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского мужского монастыря. Архимандрит Тихон – один из авторов фильмов «Давайте выпьем» и «Чижик-пыжик, где ты был?» , являющихся частью проекта Первого канала «Общее дело» , рассказал о проекте и ответил на вопросы интернет-аудитории . Цель программы – рассказать зрителям о критической ситуации, связанной с алкогольной проблемой в России. Первый канал заговорил на тему алкоголизма так громко, что это вызвало огромный резонанс в обществе. Скачать (FLV файл. Продолжительность 55 мин. Размер 176.5 Mb ) 13 апреля 2009 г. Рейтинг: 6.3 Голосов: 15 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 29 июля 2013, 14:35 Здравствуйте меня зовут Владимир,я Православный работою в Свято-Вознесенском храме что на Демиевке в Киеве.Благодарен вам за ваш проект, было бы отлично если бы и у нас на Украине появился такой проект.Я сам не по наслышке знаю о проблеме алкоголизма,сам нахожусь так сказать в группе риска, и молю Бога об избавлении от этой страшной заразы,также я евляюсь музыкантом и пишу духовные песни и одна песня у меня именно про эту проблемму.Вот если бы многие сознательные поэти,музыканты,артисты начали говорить о страшной катастрофе наших нароов было бы хаорошо,Я всегда при возможности на своих выступлениях гаворю о том как катастрофично положение нашей страны.Поэтому огромное Вам спасибо http://www.youtube.com/watch?v=UWWRmHRwLVo моя песня про алкоголизм... Татьяна 29 января 2012, 20:20 Спаси Вас Бог! Отец Тихон, благодарю за передачу, тронуло сердце и душу, у меня выпивает муж и я иногда наливаю себе бокал " для снятия стресса " . Понимаю, что это очень плохо, что может " засосать в болото " . Молюсь и каюсь, правда в храм хожу редко. Прошу Господа , что бы помог мне и моей семье. Отдельное спасибо за Вашу книгу " Несвятые Святые " , замечательная книга, столько узнаю нового и нужного и полезного для себя и моей грешной души. Храни Вас Господь!

http://pravoslavie.ru/30028.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Песня – надежный заряд! Известный бард выступил в нижегородском госпитале… 30.01.2023 991 Время на чтение 3 минуты Фото: Борис Николаев Такие заболевания, как ранение на войне, или в ходе спецоперации, легче предупреждать, чем лечить. На сей и очередной раз предупредить, увы, не смогли. И с февраля прошлого года произошло то, что произошло – Россия вступила в военную спецоперацию против наших ненавистников на Украине, кои долго и методично с помощью мирового «сообщества» копили злобу на нас! Да тут еще и ковид, другие опасные инфекции, внезапно обрушившие на Россию. Поэтому, вероятно, более месяца с начальником ФГКУ «422-й военный госпиталь» в Нижнем Новгороде Олегом Ивановичем Тутаевым не получалось определить дату выступления перед пациентами Сергея Скатова – нижегородского поэта, композитора, исполнителя собственных песен. Читателям региональных и всероссийских изданий певец известен и давно, но… прежде всего как истинно русский журналист, публицист, авторитетнейший человек и, не побоюсь этого слова, – классик! Он же – академик Международной Славянской академии, член Правления Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», один из создателей и координатор Всероссийской общественной организации «Народный Собор». Очень редко в прессе упоминается о том, что Сергей Скатов офицер запаса, полковник казачьих войск, награжден многими как гражданскими, так и военными премиями, званиями, орденами и медалями. Однако в назначенную дату, 27 января, Сергей Скатов пришел в госпиталь с единственной наградой на борте пиджака: это была в полном смысле звезда, орден Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии. Как пояснил Сергей Васильевич уже во время концерта, в период Великой Отечественной войны перед иконой Святой Нины и в Грузии, и в России молились православные люди. По преданию, Св. Нина жертвенно просила Богородицу о поддержке нашего народа против фашистских оккупантов. Победное снятие блокады с многострадального Ленинграда произошло именно 27 января 79 лет назад.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сокровенная жизнь души Маршал Георгий Жуков - воспоминания дочери 11.05.2004 576 Время на чтение 10 минут В этой книге, написанной дочерью Маршала Советского Союза Г. К. Жукова Марией Георгиевной, рассказывается об удивительном духовном мире полководца, в труднейших для православных христиан условиях советского времени сохранившего не только воинские, но и духовные традиции своих великих предшественников - А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова. Часть 1, Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Все, о чем я рассказываю, лишь штрихи к портрету отца. Мне кажется, что этот портрет станет объемнее, если сказать несколько слов о том, каков был маршал Победы в повседневной жизни. Отец так любил народные песни " Ах вы сени, мои сени " , " Когда б имел златые горы " , " По диким степям Забайкалья " и другие. Помню, как он пел с гостями " Степь да степь кругом " . А мне, девочке, представлялось, как же холодно и страшно было ямщику замерзать в степи, как будто видела его, снимающего перед смертью с пальца обручальное кольцо. Песня была необходима для души папы в определенные моменты жизни. Она была как молитва... И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям эта песня идет по наследству, - поется в " Дубинушке " . Так пел любимый отцом Федор Иванович Шаляпин. Но как же нарушился сегодня вековой уклад русской жизни, оборвалась эта ниточка, что связывала поколения людей. Говоря о русской песне, которую так любил отец, нельзя не вспомнить добрым словом знаменитую Лидию Русланову, с которой он дружил. Это она первая назвала Жукова Георгием Победоносцем. А позже она и ее муж, генерал Крюков, тяжко расплатились за дружбу с Жуковым и преданность ему: оба прошли заключение. У отца были хорошие голос и слух, он подыгрывал себе на баяне, выучившись во время войны у солдата, служившего в его охране. По некоторым данным дядя его Михаил Артемьевич Пилихин, у которого жил и учился скорняжному делу отец, был регентом находившейся рядом церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке, дружил с Н.С.Головановым, руководителем синодального хора, который пел на службах в Успенском соборе Кремля и в Храме Христа Спасителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Мы надеялись: штурма, о котором говорило командование, не будет. Мы, комбаты, не верили в своего командира полка. Где он, там гибель людей совершенно неоправданная! Не верили, но таили в себе чувство надвигавшейся опасности… Наш новый адъютант старший батальона Федор Шкарлат и я выезжаем на санках по вызову к командованию дивизии. …Страшный год на Лелявинском плацдарме и закончился страшно — штурмом Новгорода 15 марта 1943 года. Нас отвели в прифронтовой лес на формирование. Близость новгородских развалин говорила — будем брать город! Наш, как и другие, батальон обновился даже за последние дни на Лелявинском плацдарме. Кроме выжившего Александра Жадана, которого пули не брали, пришли новые командиры рот, взводов, сержанты и старшины. Последний санинструктор из «стариков» батальона Архипов, мой земляк-сибиряк, был тяжело ранен. Лежа на повозке, он попросил, чтобы я пришел проститься с ним. Это был отважный, на вид грубоватый, лет тридцати, опытный фельдшер. Своих лечил, но, уходя с разведчиками за «языками», умело воевал, не щадил фрицев. Мы с ним простились, он был эвакуирован, «потеряв любимого командира», как передавали мне потом его слова… Здесь, в лесу, явно больные туберкулезом были отправлены по госпиталям. В их числе был и писарь, старшина 3-й роты Севастьян Костровский, мы с ним встречались в 50-х годах в туберкулезном санатории «Лебяжье», там же в поселке он заведовал краеведческим музеем… Так что для меня земля стала невелика — куда ни поеду, обязательно встречу своего бойца или командира… Тоже больной санинструктор 3-й роты, приятель Костровского, не успел пройти врачебную комиссию и погиб вскоре в бою. Полк формировался почти заново, все три батальона, 1-й — под моим командованием; 2-й — Григория Ивановича Гайчени, выпускника Белоцерковского военно-пехотного училища; 3-й — Петра Кальсина. Численность батальонов составляла под четыреста штыков. Автоматов не было, имелось только несколько штук у комбатов и командиров рот, ППС (пистолет-пулемет Судаева). Сделали еще один большой переход от района села Слутка к шоссе Новгород—Москва. Вижу, связистки Алла Зорина и Маша Белкина, моя неспетая песня, тянут санки с тяжеленными батареями и конструкциями раций М-8. Берусь за веревку, тяну один, — Мария, конечно, довольна!

http://pravmir.ru/shturm-novgoroda/

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Кодрат из монастыря Каракалл Отец Кодрат был истинным рыбаком – ловцом человеков. Как никто иной мог он улавливать души. Леской его было покаяние, удочкой – свет Божий, а наживкой – любовь. Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Святой монастырь Каракалл–один из великих афонских монастырей, одиннадцатый по иерархии, имеет интересную историю. Он расположен на северо-восточной стороне Афонского полуострова на лесистом, живописном склоне холма, обращенном к огромному Эгейскому морю, берег которого лежит от него в получасе ходьбы. Немного повыше него поднимается святой монастырь Филофей, а к юго-востоку, на расстоянии четырех часов ходьбы, Лавра. Посетитель Каракалл а, рассматривая окрестности из гостевого домика, непременно окажется под сильным впечатлением от увиденного. «К юго-востоку простирается Эгейское море, огромное и спокойное, в водах которого отражаются небеса. К западу открываются дикие ущелья, тянущиеся от самых высот Афона, и песня севера слышится нам в постоянных и разнообразных завываниях ветра. С первой улыбкой рассвета, когда лучи солнца освещают морские волны, симантроны призывают нас на Литургию...» (К Луварис, «Афон, врата Неба», стр. 49). Все, кто бывал в монастыре Каракалл летним утром, увезли такое впечатление. Первые страницы истории монастыря затеряны в глубине веков. Мнение, что он связан с римским императором Аврелием Антонием Каракаллой (3-ий век) не поддерживается современными историками, Доподлинно известно (об этом свидетельствует хрисобулла Византийского Императора Романа IV Диогена (1068 –1071), что монастырь существовал уже до 11-го века. Подобно другим монастырям на Афоне, он помнит различные повороты истории. После падения Византии Каракалл пережил время упадка и был почти разрушен. Но благодаря заботам правителя Молдавии Иоанна Петра Рареша (1527– 1546) и его дочери Роксандры, супруги правителя Молдовалахии, он был восстановлен и укреплен. Между монастырем и морем стоит высокая величественная башня, построенная в XVI веке на деньги правителя Молдавии Рареша.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тот же день митрополит Сергий стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви». В нем было сказано: «...не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет фашистскую вражью силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что молили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве ничтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»». Митрополит Сергий далее говорил: «Негоже пастырям лишь посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией … Положим же души своя вместе с нашей паствой». Послание заканчивалось торжественно, высоко, жертвенно: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Потрясающий документ! То, о чем сначала робко, а затем более решительно заявляла советская пропаганда, Патриарший Местоблюститель написал в первые часы войны. Церковь уже определила лицо врага, указала на истоки грядущей победы, на перерастание народной войны в священную, песня о которой прозвучала на улицах Москвы через несколько дней. Слова, обращенные к «братьям и сестрам», о нашем «правом деле», о «великих предках», которые должны были вдохновить стоящих насмерть русских воинов, —  абсолютно новые формулы в устах коммунистического руководителя! — повторит 3 июля 1941 года в своем выступлении по радио Председатель Комитета Обороны Сталин. В осадные октябрьские дни 1941 года, когда до Москвы, до Кремля фашистам оставалось едва ли полсотни километров, митрополит Сергий вновь обращается к московской пастве: «Не в первый раз русский народ переживает иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли!» Силен враг, но и «Велик Бог земли русской» — так воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. «Господь даст, придется повторить этот возглас теперешнему нашему врагу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203183...

Великие русские композиторы 3 декабря, 2012 Великие русские композиторы Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться. Михаил Иванович Глинка Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт. Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  Вторая опера  эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка. Александр Порфирьевич Бородин Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки. Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).

http://pravmir.ru/velikie-russkie-kompoz...

Гимн в христианском латинском богослужении Гимн (лат. hymnus; греч. μνος – песнь) – торжественная песнь 1 , «обобщающее название различных литургических песнопений христианских авторов; в западной христианской традиции – литургическое строфическое песнопение в куплетной форме со строго метризованным или, начиная со Средневековья, ритмизованным текстом и силлабической или невматической мелодикой» 2 . История гимна начинается в античном мире от мифических и полумифических музыкантов (Олена из Лидии, Орфея, Евмолпа, Мусея). Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии и представляли собой молитвенные лирические песнопения 3 . В Древней Греции гимны исполнялись хором под аккомпанемент кифары, иногда сопровождались танцами; могло быть и сольное исполнение, молитвы в трагедиях, обращённые к богам, тоже назывались гимнами. В Ветхом Завете мы также находим молитвенные песнопения к Богу (Песнь Моисея, Песнь Мариам) 4 . К ранневизантийскому периоду гимн был весьма популярным жанром наряду с псалмами и духовными песнями. В отличие от псалмов, гимн не имел строго регламентированной структуры: мелодика гимнов могла быть как простой, так и орнаментированной, а текст мог буквально следовать библейскому первоисточнику или представлять собой парафразу 5 . На раннем этапе своей истории понятие «гимн» было обобщённым названием разных культовых песнопений (дифирамб, просодия и др.), в раннехристианский период гимном называлась любая духовная строфическая песня 6 . Лишь в эпоху Средневековья понятие «гимн» стало сужаться 7 . В богослужение Западной Церкви гимн был введён свт. Амвросием Медиоланским в 80 гг. IV в., как пишет блж. Августин , «по обычаю Восточной Церкви» 8 . В VVI вв. традиция исполнения гимна в богослужении была принята повсеместно, но официальное включение гимна в церковный обиход произошло только в XIII в. 9 , когда гимны стали исполняться в фиксированные моменты служб 10 , а также во время процессий и иногда в качестве вставок-тропов на мессе. Помимо Гимнария и Бревиария 11 гимны сохранялись в таких богослужебных книгах, как Consuetudines (монастырские уставы-обиходники), Антифонарий, Процессионал, Миссал, Тропарий и некоторые другие, где они помещаются в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. Наиболее ранние сохранившиеся рукописи, содержащие тексты гимнов, датируются VII в.; нотированные Гимнарии, передающие певческую традицию жанра, сохранились от XXI вв. В большинстве случаев котировались только первые строфы гимна, либо нотация отсутствовала. Над разными строфами одного гимна могли быть записаны разные мелодии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010