Чтение Божественного Писания подобно сокровищу… в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей (35,14). Таково свойство этого сокровища: делая богатыми приемлющих его, само оно никогда не оскудевает, потому что его изливает обильно источник Духа Святого (3,127). Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачевства из Писания (35,296). (Священное Писание) есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее на самое небо (35,297). Кто в этой жизни преуспевает в испытании Божественных Писаний, тот не тратит своей жизни на удовольствия и греховные страсти, но живет по Духу и действует по Духу, исследуя Писание, и вместе с тем всем сердцем ищет Бога (36,784). Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное (38,25). Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертали его в сердцах наших (49,210). Если пожелаешь с доброю мыслею и разумно читать Священное Писание, то устремишься исполниться не только любви к божественному любомудрию, но и той приверженности к догматам, в которой находит себе основание небу приличный образ жития (48,422)… Тот, у кого все Божественное Писание только на устах, не может понять и постигнуть таинственную и Божественную славу и силу, сокрытую в нем, если не будет исполнять заповедей Божиих и не сподобится получить Утешителя, Духа истины, Который раскрыл пред ним слова Божественного Писания… и показал ему таинственную славу, которая внутри их; при этом же показал силу и блага Божий, сокрытые в них, вместе с Вечною Жизнью, преисполненною тех благ, которые сокрыты и неведомы для всех нерадивых презрителей заповедей Божиих. И достойно сокрыты. Ибо так как они прилепили все чувства свои к суете мирской, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились чрез то умом своим, то и не могут вознестись горе, чтобы помышлять о мысленной красоте неизреченных благ Божиих (57,477).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надлежит знать то, что все обращают внимание не на то, что говорим, а на то, что делаем, и поэтому произносят приговор, и если не явно, то в сердце решают полновластно. Посему надобно иметь нам и жизнь, соответствующую слову, и правила, не быть побежденными в делах (47,98). Не словами… надлежит очаровывать слушателей, но деятельностью руководить зрителей (49,278). Многие, как на позорище, в собственной жизни лицедействуют, иное нося в сердце, а иное выставляя напоказ людям… (4,6). Не смешон ли был для тебя ворон… если бы он, окрасившись чем-нибудь белым, стал представлять из себя лебедя?.. А если человек, низкий по нравам, величается благородством, уважать ли мне его? (12,212)… Лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва (54,102). Не должно последовать человеческим преданиям до отрицания Божиих заповедей (3,320). Законы Божественные… яснее солнца, направлены ко благу тех, для кого установлены, руководят их к добродетели и истине, а не к вещам ложным, как то: богатству и власти… научают не тому, чтобы благоденствовать здесь и наслаждаться благами настоящей жизни, но чтобы приобрести блага будущие (36,308). Законы человеческие не все содержат в себе правду, закон же Божий блистает истиною (36,821). Закон Божий дан на помощь в борьбе с невидимыми врагами. Живет в нем тот, кто проводит жизнь сообразно с его велениями. (36,905). Убивает душу свою, кто уклоняется от заповедей Господних; неизглаголанную же радость наследует всякий, кто в действительности их соблюдает (22,201). В число предателей включаются и христиане, которые не исполняют заповедей, пренебрегая ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым хотениям (46,50). Заповеди Божий должно предпочитать и детям, и природе, и всему имуществу, и самой душе своей (32,847)… Умоляю, будем всегда оставаться под руководством Пастыря. А останемся мы, когда будем слушать гласа Его, когда будем послушны Ему, когда не будем следовать за чужим (39,391). Всякий преступающий заповеди Божий есть противник Богу, воюющий против Него (57,41).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лк 15: 1.  Аз есмь лоза истинная … превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово — истинный. Или иначе:  лоза истинная , т. е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения. Лк 15:1…  И Отец Мой делатель есть …, заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это — превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними Иисус Христос приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода — наказывает. Лк 15:2…  Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю … Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня. Лк 15:2…  И всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет . Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря: Лк 15:3.  Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам … вы очищены уже словом Моего учения. Обрати внимание на то, что Иисус Христос, будучи виноградной лозой, вместе с тем есть и делатель виноградника, потому что это делание общее у Бога Отца и Сына, как и многие другие. А чтобы ученики вследствие большего страха не отпали от веры и не потеряли связи с виноградной лозой, Иисус Христос укрепляет ослабевшие их души и связывает с Собою, говоря:

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

Удивительны и глубоки эти и другие образы нашего отрывка, как то – гражданство в Царстве Божием, принадлежность к семье Бога, в которой люди имеют доступ к Отцу и становятся братьями и сестрами друг другу. Возвышенные слова послания непосредственно были обращены к христианам из язычников, жившим в те давние времена. Вопросы, затронутые в послании, были чрезвычайно актуальны в ранней Церкви. Но… не для нас ли все это было написано ( 1Кор.9:10 )? Конечно, и для нас. Обращаясь от прекрасного идеала, изображенного в Послании к Ефесянам, к нашей реальной жизни в Церкви, разве мы не видим иную, далекую от благостного идеала картину? Не говоря уже об обществе в целом, в котором как царили прежде, так и ныне царят вражда, подозрительность и непримиримость, в самой Церкви Христовой мы наблюдаем личную вражду, разобщенность, разделения, а иногда и всякого рода нетерпимость, усиленную предрассудками, политическими пристрастиями, самомнением и духом непрощения. Где братство? где духовная семья, в которой царит любовь? где гармоничное соединение «живых камней» храма Божия? Не уподобились ли мы ветхим строителям каменных стен, законнических оград и перегородок? Мы сознательно возводим все новые и новые барьеры или смиряемся с уже существующими, в своем безумии противясь объединяющей силе Христа и изгоняя Духа из жилища Божия. Призванные нести людям Благую весть о мире, мы часто являем им неприглядную, а иногда и отталкивающую картину соблазна. Оттого и необходимо нам вслушиваться в слова Апостольского послания: для нас они написаны, к нашей совести взывают и нас призывают к покаянию. 25я Неделя по Пятидесятнице, 7 декабря 2008 г. ( Еф.4:1-6 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 Итак прошу вас я, узник в Господе, жить достойно того призвания, которым вы были призваны:  2  со смирением и кротостью, с долготерпением; снисходите друг ко другу с любовью;  3 старайтесь узами мира хранить единство Духа. 4 Одно тело и один Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны в вашем призвании;

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т. е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем св. Пасхи и простирающихся до недели Всех Святых. A о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9-го марта), Благовещения (25-го марта), – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется (неподвижный) праздник. В 51-й главе говорится о соблюдении Петрова поста который следует за Пятидесятницей. Эта глава служит заключением «Триодиона». III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1-й и 2-й части его. Она содержит: а) указания на некоторая краткие изменяемые молитвословия, которых устав неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания. В 52-й главе, с которой начинается 3-я часть Типикона, говорится об отпустительных тропарях и кондаках, и именно указывается, как они глаголются на вечерне, на повечерии, на утрени на «Бог Господь», на часах и на литургии – по входе, в дни недельные (воскресные) и седмичные. За сими указаниями печатаются сами песнопения. В 53-й главе содержатся воскресные песнопения, именно: отпустительные воскресные тропари всех восьми гласов, с Богородичнами их и ипакоями и кондаками, также прокимны, на утрени перед Евангелием и на литургии, и аллилуарии. Для того, чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54-й главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которой будет в этом столпе известная неделя, и который глас должен быть пет в ней. Ряд столпов гласов Октоиха начинается около одного времени (т. е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 27 . И как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Т. Карлейль. СПб., 1903; Allingham W. A Diary. L., 1907; Булгаков С. Н. О социальном морализме (Т. Карлейль)// Он же. Два града: Исследование о природе обществ. идеалов. М., 1911. Т. 1. С. 106-149; Кареев Н. И. Томас Карлейль: Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг., 1923; Lehman B. H. Carlyle " s Theory of the Hero: Its Sources, Development, History and Influence on Carlyle " s Work. Durham (North Car.), 1928; Harrold C. F. Carlyle and German Thought, 1819-1834. New Haven, 1934; Гутнова Е. В. Томас Карлейль как историк.//ВИ. 1945. 5/6. С. 174-181; Tennyson G. B. Sartor Called Resartus: The Genesis, Structure, and Style of Thomas Carlyle " s First Major Work. Princeton, 1966; LaValley A. J. Carlyle and the Idea of the Modern. New Haven, 1968; Hood E. P. Thomas Carlyle, Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y., 1970; Thomas Carlyle: The Critical Heritage/Ed. J. P. Seigel. L., 1971; Brookes G. H. The Rhetorical Form of Carlyle " s «Sartor Resartus». Berkeley, 1972; Campbell I. Thomas Carlyle. L., 1974; Rosenberg P. The Seventh Hero: Thomas Carlyle and the Theory of Radical Activism. Camb. (Mass.), 1974; Carlyle and His Contemporaries/Ed. J. Clubbe. Durham, 1976; Waring W. Thomas Carlyle. Boston, 1978; Саймонс Д. Карлейль. М., 1981; Костикова И. В. Философско-социологические взгляды Т. Карлейля. М., 1983; Kaplan F. Thomas Carlyle: A Biography. Ithaca (N. Y.), 1983; Rosenberg J. D. Carlyle and the Burden of History. Camb. (Mass.), 1985; Trela D. J. Cromwell in Context: The Conception, Writing and Reception of Carlyle " s Second History. Edinb., 1986; Cumming M. A Disimprisoned Epic: Form and Vision in Carlyle " s French Revolution. Phil., 1988; ApRoberts R. The Ancient Dialect: Thomas Carlyle and Comparative Religion. Berkeley, 1988; Аветисян В. А. Гете и Карлейль: (К вопросу о формировании гетевской концепции мировой литературы)//ИАН. Сер. лит-ры и яз. 2001. Т. 60. 3. С. 27-37; Morrow J. Thomas Carlyle. L., 2006. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)

http://pravenc.ru/text/1681081.html

4) Не подражайте нерадивому рабу, зарывшему свой талант в землю (ст. 18), иначе не избегнете его участи (ст. 28–30; Мф.3:10 ; Сир.33:23 ). 5) Предостережение слушателей от столь обычных в людях различных жалоб недовольства и на себя, и на людей окружающих: родных, супругов, детей (ст. 24, 25). 6) Наставление слушателям о служении Богу и ближним. Христианство от нас требует во всем всегда быть слугами наших ближних (ст. 4; Мф.6:24, 33:2 ; Исх.23:22, 25 ). Это служение ведет вас к высшему благу ( Ин.2:17 ). 7) Высшая правда. Говорят, что получивший пять талантов легче найдет путь спасения и скорее воспользуется им, чем менее одаренный. Неправда. Талант веры дается каждому человеку и в такой степени, что только крайнее нерадение оставляет его без применения в жизни. Кому больше дано с того и больше взыскивается. Награда же одинаковая... 8) Непобедимость христианской радости ( 2Кор.6:10 ). Кто имеет в сердце своем Бога, у того не только в нем самом, но и вокруг его царит мир, спокойствие, радость и веселие, щедро раздаваемые им всем приходящим к нему. Примеры апостолов, мучеников, святых ( Серафим Саровский )... Очистим сердце от всякой скверны и в него войдет Христос, а с Ним мир и радость пребудет с нами во веки веков. 9) Свидетельство преданности Христу ( 2Кор.6:4, 8 ). Терпение среди оскорблений и порицаний считается истинным свидетельством преданности Христу. Через оскорбления, бесчестия воспитываются сердце сдержанное, безгневное и воля чистая, прощающая... Мы, по слабости своей, не в силах принимать обиды как радость. Но как намного стала бы лучше жизнь, если бы мы, по крайней мере, не раздували обид, не преувеличивали бы их, а старались бы всячески относиться к обидам разумно и сдержанно. 17-я неделя по пятидесятнице. (Евангелие от Матфея, зач. 62, гл. 15, ст. 21–28; Апостол, 2-е к Коринфянам, зач. 182, гл. 6, ст. 16–8; гл. 7, ст. 1). 1) Женщина хананеянка. Молитва неотступная не может остаться напрасной. Если мы исполняем, иногда даже с досадой, просьбы тех, кто идет за нами и кричит, то откажет ли Господь милостивый?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в образе ангелов. Искушая его, они сказали: «Еще пятьдесят лет тебе жить, как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне?» Подвижник ответил: «Огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет; я приготовился с Божьей помощью к терпению на 200 лет». Услышав это, бесы удалились, испуская вопли (77,304). ЧЕТВЕРГ. Мф. Зач. 37. (10, 23–31) О МУЖЕСТВЕ И СМЕРТИ Кто благодушествует и мужается в опасности, тот если и умирает, то умирает как доблестный, а если остается живым, то делается славным. Посему, если смерть знаменита и жизнь славна, то славный мужеством своим приобретает выгоду, ровно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна (26,86). В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (3,372). Если бы надежды христиан ограничивались этой жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни есть разрешение души от сих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим упования (6,203). Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек (30,130). Весьма сильно печалит час разлучения человека грешного… душа праведного при смерти ликовствует, потому что по разлучении с телом своим желает войти в покой (22,309). Если был ты тружеником, то не скорби о приближении доброго сего переселения, потому что возвращающийся домой с богатством никогда не остается в печали (22,518). Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством… смерть боится приближаться к боящемуся Бога и тогда только приходит к нему, когда повелено ей разлучить душу с телом его (25,97). Смерть праведных есть конец борьбы со страстями плоти; по смерти ратоборцы прославляются и приемлют победные венцы (25,366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ответьте на вопросы Снова перечитайте отрывок. Ответьте на вопросы Размышления редактора Как и в прошлое воскресенье, апостол Павел призывает нас к единству. Слова Писания надо применять к себе. И я задумалась: а что это значит — говорить одно и то же в наши дни и быть соединенными в одном духе и одних мыслях? Ведь у нас сейчас ситуация в Церкви не лучше, чем в Коринфе в I веке. Кто-то любит и слушает только Кураева, для кого-то главный авторитет — Осипов, для кого-то — отец Дмитрий Смирнов, для кого-то — отец Даниил Сысоев. Причем часто сами наши учителя принимают друг друга, как и апостолы принимали друг друга, а вот их последователи — уже нет, друг друга не принимают. Недавно заговорили о том, что современное русское Православие напоминает систему ашрамов с харизматичными гуру во главе. Но и без этого между православными верующими существуют большие расхождения по разным вопросам. Например, по вопросу о языке богослужения. Чтобы говорить одно, кто-то, получается, должен изменить свое мнение? А как мы определим, какое мнение надо изменить? Дискуссии длятся бесконечно, и каждый остается при своем мнении. А потом я подумала, что, наверное, дело совсем не в том, чтобы определить, какое мнение главное и более правильное. А в том, чтобы поднять взгляд выше, к Богу, ко Христу. Выше наших разделений. Потому что, как говорит апостол Павел дальше, проповедники — «только служители» («Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1 Кор 3:5–7)). Апостол Павел, которого я очень люблю, и митрополит Антоний Сурожский, благодаря которому я пришла в Православие, — это только служители Божии, которым я должна быть благодарна за их труд, который мне много дал, но взращивает меня Бог. И потому на Него я должна смотреть в первую очередь, Его воли искать. Каждый проповедник похож на человека с фонарем. Этот фонарь может дать свет десяти людям, пятнадцати, пусть даже десяткам тысяч. Другой фонарь может осветить путь еще сотне тысяч. Но ни один фонарь не может осветить путь всем людям на земле, это может сделать только Солнце Правды, Христос. И поэтому надо смотреть в первую очередь на Него и Его воли искать, и тогда мы сможем «говорить одно». Кроме того, когда смотришь в первую очередь на Христа и стараешься познать Его, начинаешь видеть мир по-другому и понимаешь, что какие-то вещи не так уж важны. Не так важно, какой политический строй в России, например. Важно, сколько человек в ней любят Христа и стараются следовать за Ним. Поступают ли так те, кто нами правят. Все остальное — неважно. Да даже и это неважно, как поступает тот или другой человек. Самое важное —  самой поступать так, как Он заповедал, потому что отвечаем мы перед Богом только за свои поступки, мысли и чувства.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Воскресенье 30 августа 1987 г. Неделя 12-я по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповедовать слово Божие бывает не только боязно, но иногда и опасно, потому что Господь сказал: По словам своим осудишься … Если ты проповедуешь Божию правду, если ты ее провозглашаешь и остаешься праздным, не делая того, что заповедал Господь и о чем ты достаточно знаешь, чтобы возвещать это другим — как тебе устоять перед судом Божиим? И это относится не только к священнику, но ко всякому христианину, который призван быть свидетелем, апостолом, нести Божие слово, Божию правду тем, которые во тьме или в потемках, которым нужен Божий свет, нужна Божия правда и Божия жизнь. И вот так требовательно встает перед нами сегодняшнее Евангелие. Оно начинается словами, которые можно понять по-разному. Юноша спрашивает: Учитель благий, что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Господь отвечает: Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог… Он не говорит: “Ты ошибаешься”. Он не отрекается от Своего права называться благим как Бог; поэтому для тех, у кого есть уши, чтобы слышать, у кого есть сердце, способное уловить благость Господа Иисуса Христа, превосходящую всякую человеческую благость, всякую человеческую красоту и правду, это есть свидетельство: Да, ты обращаешься к своему Богу, и на твой вопрос будет отвечать Бог твой… И затем Христос дает нам два указания; одно: если хочешь улучить вечную жизнь, то соблюдай заповеди. Заповеди Божии — это не только правила поведения — хотя тоже и это; но заповеди Божии, как говорится в одном из псалмов, должны корениться в самом нашем сердце. Мы должны были бы из самых глубин сердца выполнять заповеди: не потому что они как бы заданы нам извне, а потому что они достигли до нас со всем звучанием правды; не потому, что Бог сказал, а потому что всем нашим существом мы ответили: “Аминь! Это правда, это жизнь, это путь в вечную жизнь!”.

http://pravmir.ru/propovedi-2/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010