В конце синодального периода присоединение к Русской Церкви происходило на основе достаточно строгой классификации. Так, в начале ХХ века «в соответствии с 1-м чином, т. е., подобно язычникам, через крещение, принимались приходящие из псевдохристианских сект, полностью извративших христианское учение и не имеющих основ церковного строя (молокане, духоборцы, субботники и т. п.). 2-м чином, через миропомазание, принимались протестанты и старообрядцы всех толков. 3-м чином – через покаяние – конфирмованные католики, монофизиты и несториане» 9 . Таким образом, даже краткое изложение нескольких исторических примеров изменения правил присоединения отпавших людей к православию показывает, что в различные временные периоды практика чиноприема в Православной Церкви менялась в зависимости от исторических условий. III. Проблемы в современной практике чиноприема в России Современные условия ставят свои задачи и вопросы в связи с присоединением к Церкви лиц, отпавших от православия. Одной из проблем, связанных с современной практикой присоединения к православию, является, к сожалению, отсутствие единства в этом на общеправославном уровне и внутри нашей Церкви. Нередки случаи, когда священник руководствуется собственными богословскими или псевдобогословскими подходами, смягчая или устрожая практику чиноприема по своему усмотрению, игнорируя общие правила без согласования с правящим архиереем 10 . Понятно, что введение здесь определенного обязательного единства в рамках Церкви необходимо для внутреннего порядка и для нашего канонического единства. В крупных епархиях, там где есть новейший опыт более масштабной работы по возвращению в православие и присоединению инославных, например в Московской, сложились определенные правила, но и они до сих пор не являются едиными и твердо усвоенными для священников епархии. Сегодня, к сожалению, эти правила не преподаются в семинариях и не обсуждаются на курсах повышения квалификации, только с 2018 года Комиссия по церковной реабилитации 11 начала обобщать имеющийся опыт, обосновывать и доносить его до духовенства 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/voprosy-...

церкви» (П. С. 3., VI т.. 4009). Вот почему относительно тех случаев, когда достоверно неизвестно, какого именно толка желающий присоединиться к православию раскольник и как совершено над ним крещение, «Церк. Вестником» и разъясняется, что священнику в подобных случаях следует обратиться за указанием к своему епархиальному архиерею, который тоже едва ли может обойтись без указаний Св. Синода, так как общего правила для подобного случая нет (Ц. В. 1893:34). – См. Ц. Вед. 1891, 32, 1082–1083 стр. Астраханским епархиальным начальством было преподано священникам следующее указание относительно того, из какой секты каким чином должно принимать в православие. Посредством крещения, как язычники, должны приниматься духоборцы и молокане, которые вовсе не признают таинства крещения. Посредством миропомазания, принимаются безпоповцы, последователи секты австрийского священства. Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений должны быть принимаемы те из раскольников, которые, принадлежа ранее к православию, крещены и миропомазаны законным иереем православной Церкви (см. Ц. В. 1888:42). По разъяснению проф. И. Ивановск ого, так как из принадлежащих к «Спасову согласию» одни (староспасовцы) крестят детей в православной Церкви, другие (новоспасовцы) крестят сами (т.е. наставники их, или «попы»), третьи вовсе не крестят (см. IV отд. 151 стр.); то первых спасовцев присоединять к православию следует третьим чином, посредством отречения от ересей, а в большинстве случаев даже не требуется и никакого формального присоединения, а требуется только исповедать и причастить; спасовцев второго вида должно присоединять вторым чином, а спасовцев третьего вида, как вовсе не крещенных, должно крестить. Если бы оказалось сомнение в том, крещены они или не крещены, то нужно окрестить с произнесением: «аще не крещен». Но могут быть случаи присоединения чрез одно миропомазание таких, которые не были крещены (подобный случай, напр., был в Казани с последовательницей бегунства). По мнению названного профессора, таких тоже следует крестить; в случае же сомнения в правоте этого мнения следует возбудить о сем общий вопрос пред высшею церковною властью (Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Мирянским чином Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. 3 декабря, 2010 Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. В итоговом документе недавно прошедшего IV съезда епархиальных православных миссионеров упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга: В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах. Более того, делегаты съезда сами совершили такое богослужение в передвижном миссионерском храме. Молебен мирянским чином. Источник: gasloff.livejournal.com Вообще говоря, такая инициатива не является чем-то новым. В первые века существования монашества иноки редко принимали сан, а если и принимали – то после многих лет подвижнического искуса. Для совершения Божественной литургии монашеские общины приглашали пресвитера, а в остальное время молились самостоятельно, совершая положенные по времени службы без иерея. В Древней Руси не было такого сборника молитв, который мы видим в молитвослове – люди собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром – полунощницу (именно из нее перешли в нынешнее последование чтение 50-го Псалма и Символа веры ). Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Особенно же подобное было распространено, когда житель деревни умирал, все храмы округи были закрыты, а прощаться с человком без молитвы – явно не по-Божьи. И вот, старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы. Так было, например, в Нижегородской области, где подобные молитвенные дома были и у православных, и у староверов .

http://pravmir.ru/miryanskim-chinom/

Все слухи и обвинения греков в обливательном крещении есть вымысел и ложь, а потому мы получили твёрдое убеждение, что митрополит Амвросий имел правильное трёхпогружательное крещение. Утверждение, что он был, обливанцем, теперь мы считаем также за вымысел и клевету. 2) Греческая высшая иерархия не оспаривает преемственности хиротонии на митрополите Амвросии и происшедшем от него священстве, но уклоняется об этом сильно заявлять, или тем более подтверждать официально, дабы не раздражать св. синод, и по причине того, что не видят желания старообрядчества и старообрядческой иерархии сколько-нибудь сближаться ни с русской, ни с греческой Церквами. 3) Никакого поступка неблаговидного, или пятна на действиях митрополита Амвросия, как духовного лица, до перехода ещё его к старообрядцам, не существует, а потому и сама личность митрополита, из всей массы лжи и клеветы на него, обрисовывается честной и чистой. 4) Принятие католиков греками совершалось 1-м чином, но за последние 15–20 лет допущено принятие вторым чином, под давлением многих обстоятельств, хотя с сознанием несогласия с правилами, но никакого соборного или даже патриаршего постановления об этом нет, а потому и сейчас в некоторых местах принятие продолжается первым чином, в чём мы и убедились в Афинах. Всё изложенное мы подтверждаем нашей совестью, страхом и ответственностью перед Всемогущим Богом, памятуя тяжкую ответственность в будущем. Мы твёрдо заявляем, что руководились только горячим желанием правды, и, не имея какой-либо задней мысли и не допуская каких-либо посторонних влияний, старались изложить лишь то, что действительно сами восприняли своим собственным разумом и своими собственными понятиями. Изложивши письменно, с целью ознакомления одноверных с нами старообрядцев, результаты нашего путешествия, мы не желаем и не имеем в виду стараться кому-либо навязывать обосновавшиеся у нас убеждения и понятия, и если бы кто ещё вздумал проверить наши материалы, то думаем, что наш посильный труд, хотя в малой степени может облегчить эту задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И Ивашко да Игнашко многих и бил, и в желъза, и в тюрму сажали, чтоб руки к их воровской записи) приложили» 110, с. 258 – 1650 – 4, л. 502 – 503); «...чего оны достойны в своей вин наказанья, или бы им(нет: быть на крепких поруках до твоего государева указу, чтоб им) голодною смертию не помереть» 139, с. 339 – 1650 – 6, л. 677); 3) неверно передан текст источника: «дома» – «дому», «палатах» – «полатах» с. 76 – л. 126); «указа» – «указу», «с товарыщи» – «с стоварыщи», «И апреля (в изд. далее лишнее слово: государь)в 3 день» 62, с. 163 – 1650 – 3, л. 289, 290); «людям» – «людем»; «и намнеягрозился» – «и на меня грозилися»; «на поводе» – «на подводе» 110, с. 258, 259 – 1650 – 4, л. 502, 504); 4) опечатки: «кеязь» (вм.: князь), «богомолей» (вм.: богомолец) 62, 162), «пристивали» (вм., приставали) 110, с. 258) идр. Текст одной отписки митрополита Никона (после 18 марта 1650 г.), изданный М.Н.Тихомировым (Тихомиров 1940, 290 – 291; 5), тоже не всегда соответствует оригиналу: «как(вм: кем) тот венец движится», «обоими руками»(вм.: «обойма рукама»). «И в том же часу(нет: ведом) учинился», «и(нет: я) хотел». В тексте отписки митрополита Никона (после 4 апреля), изданной С. В. Лобачевым (Лобачев 2003, 347 – 348), перепутаны глагольные формы: «сыскали» (вм.: «сыскав»), «шумем»(вм.: «шумели»), «честь» (вм.: «вычесть»), «слушав» (вм.: «выслушав»), «выпустил и отпустил»(вм.: «выпустили и отпустили»), «смутил»(вм.: «смутить»), неверно прочитаны отдельные слова: «в хоромех» (вм.: «хоронех»), «Мы, де, государь, не виновны и вины, де, нам государю приносить не в чем» (вм.: «Мы, де, государю не виноваты, и вины, де, нам государю приносить не о чем»), «ко всяким чином людем» (вм.: «ко всяким чином людем»), «сутки» (вм.: «судки»), есть пропуски союза:«(нет: и) велено им». 36 СГГД 3, 474 – 479. Изданы пять совместных отписок и одна составленная митрополитом Никоном (с. 478 – 479). 37 Интерес ученых к личности патриарха Никона , к документам о нем и его сочинениям в середине XIX в. был чрезвычайно высок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы третью эпоху в выработке плана для Типикона создали Иерусалимские Типиконы, которые удержав порядок К-польского и западных Студийских в следовании триоди за месяцесловом, этой «синаксарной» и главной части Тип. предпослали общелитургическую и дисциплинарную часть, при этом сообразно главной особенности своей — воскресным бдения, они стали начинать Типикон именно чином этого бдения и вообще воскресной службы, продолжая его чином будничной и субботней служб, иногда и праздничной службы и переходя затем к общим уставным замечаниям, к постам и вообще к порядку монастырской жизни, после же синаксарной части следовали так сказать «приложения» — тропари, прокимны, храмавые главы, пасхалия. Но этот состав рос и осложнялся постепенно. Древенейшая редакция Иерусалимского Типикона, представленная грузинским Шиомгвинским и старейшими греческими ркп. Моск. Рум. Муз Сев. собр. 491/35, Моск. Синод. библ. ; 456 и 381 (XIII-XIV в.), имеет след. отделы: чин малой вечерни (только греч.), чин всенощного бдения, о количестве бдений в году (­ гл. 1 и 2 нынешнего Тип.), о числе кафисм на утрени и вечерне всего года (­ гл. 17 нын. Тип.), (с. 486) чин буденичной вечерни и утрени (при пении аллилуиа, ­­ гл. 9 нын. Тип.) 1-й час (при аллилуиа), ряд мелких замечаний богослужебно-дисциплинарного характера: о непении аллилуиа на вечерне воскресенья и пятницы; что произносит на службах канонарх и какие стихи иерей; что поем стоя и на что открываем голову (см выше, стр. 479); о количестве и составе стихир на Господи воззвах, т.е. будничной вечерни (всегда 6, и только из Минеи; если там 3, удвояются) и на стиховне (всегда Октоиха по гласу) и о соединении ликов для пения последних; когда кадит иерей («на Господи воззвах. на шестопсалмии, на 9-й песни, на которой делаем и поклоны до земли всегда , и на Непорочны во все субботы и воскресенья»), о составе стихир на Господи воззвах и стих овне в период 50-цы, об образе пения «полиелея» (т.е. 1-ой славы 19 кафисмы), «Бог богов» (2-й славы 7 каф.) и Хвалите Господа» (3-й славы 20 каф.) при Бог Господь и аллилуиа (видоизменеие известной статьи Студ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После того как в 1847 г. стародубский Покровский мон-рь стал единоверческим, К. оставил обитель. Совершив весной 1849 г. паломничество в Киево-Печерскую лавру, книжник поселился в клинцовском Предотечевом мон-ре в местности Полоса в Стародубье. В 1859 г., согласившись быть посредником в деле присоединения общин старообрядцев дьяконова согласия , проживавших в Стародубье, к Белокриницкой иерархии, К. поехал в Москву, где познакомился с Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) , Казанским еп. Пафнутием (Шикиным) и др. старообрядческими иерархами. На переговорах дьяконовцы выдвинули условия: принять их без совершения чина принятия; предков, «умерших в разделении», поминать в церковных молитвах как правосл. христиан; принимать присоединяющихся от Греко-Российской Церкви к Белокриницкой иерархии 3-м чином (через миропомазание). С первыми 2 условиями старообрядческие епископы согласились, 3-е вызвало возражения, поскольку противоречило сложившейся у поповцев практике. В сер. дек. 1859 г. К. послал из Стародубья в Москву уведомление, что дьяконовцы не согласны исключить 3-й пункт. Присоединение не состоялось. Впосл. участие в деле дьяконовцев стало причиной необоснованных обвинений К. в принадлежности к этому согласию. Однако, хотя К. считал возможным присоединение к Белокриницкой иерархии из правосл. Церкви 3-м чином, он никогда не писал сочинений в защиту дьяконова согласия. Участвуя в деле дьяконовцев, К. избегал общения с ними в трапезе. Центральными в творчестве К. стали сочинения, направленные на укрепление и исправление внутренней жизни белокриницкого согласия. В 1861-1862 гг. К. работал над кн. «История и обычаи Ветковской церкви» («Кратчайшее начертание истории Ветковския церкве, вкупе же и краткое изложение догматов, и преданий, чинов же, и обрядов, и обычаев древле-православно-кафолическаго исповедания единыя святыя соборныя апостольския Древле-Греко-Российския Церкве, свято сохраненных до времен Никона патриарха и доныне сохраняемых последователями древлецерковнаго благочестия свято, и нерушимо, и отнюд неизменно»).

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Проте у покликано бути пастирське Церкви, особливо в Покаяння. Кожному, хто у вчиненому як обов " язкову умову прощення священик повинен запропонувати перед Лицем Божим продовження таким чином людину можна переконати залишити шлях беззаконня повернутися до доброчесного життя. X. Питання та X. 1. статями особливий дар Творця створеним Ним людям. створив Бог людину за образом за образом Божим створив й створив (Бут. 1, 27). Будучи однаковою образу Божого й людського для один з одним у «Тому залишить батька свого свою, пристане до будуть одна плоть» (Бут. 2, 24). початкову волю Господа про благословенний Ним союз засобом продовження й примноження людського роду: благословив Бог, сказав Бог: розмножуйтесь, наповнюйте землю, нею» (Бут. 1, 28). статей не обмежуються являють собою два образи в Вони потребують й доповнення. Однак у статей можуть викривлятися, втрачаючи образ й вироджуючись у пристрасть людини до свого «я». Високо подвиг заради Христа та визнаючи особливу роль чернецтва в та сучасному Церква не ставилася до шлюбу зневагою осуджувала тих, хто хибного прагнення до чистоти зневажав стосунки. Апостол Павел, який особисто для себе обрав й закликав його в цьому (1 Кор. 7, 8), осуду спалених у забороняють одружуватись» (1 Тим. 4,2-3). У 51-му Апостольському сказано: «Якщо хтось... шлюбу... не заради подвигу утримання, але через гидування, забувши... що Бог, створюючи людину, й створив таким чином, зневажаючи, зводить наклеп на — або нехай виправиться, або нехай буде позбавлений священного сану Церкви». Це правило доповнюють 1-ше, 9-те й 10-те правила Гангрського Собору: «Якщо хтось шлюб доброчесною, яка з у шлюбних стосунках, або ганьбить як таку, що не може в Царство [Боже], нехай буде клятвою. Якщо хтось або ухиляючись шлюбу, як такий, що ним, а не заради краси й нехай буде клятвою. Якщо хтось з тих, хто заради Господа, величатиметься перед одруженими, нехай буде клятвою». Священний Синод Церкви в 28 грудня 1998 року, посилаючись на правила, вказав на негативного або зверхнього ставлення до шлюбу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

красота тела, небо, земля, горы, реки и т. п.). Расположение бывает естественное и искусственное. В последнем случае оратор вводит аллегорию из родословной восхваляемого лица или предлагает символическое изображение добродетелей. Что касается выражения, то остроумие должно быть серьезное, мысли глубокие, стиль возвышенный, картины патетическии. В практике настоящаго века – замечает учебник – употребляется стиль по преимуществу лаконический 163 . Предисловия или вступления (praefaciones) бывают трех родов: 1)те,которые обыкновенно произносятся в академиях профессорами при возобновлении занятий или когда профессор начинает но вый отдел науки, 2) которые говорятся пред диспутами философскими и богословскими и 3) которые произносятся пред защищением тезисов. Материя посвящений (dedicationes) почти таже. что и предисловий. Обычно они состоят из трех пунктов: самого посвящения, указания оснований или побуждений к посвящению и выражения желаний или рекомендации. Указываются далее способы составления эпитафий и образцы 164 . Вторая глава «о красноречии оффициальном» (de eloquentia officiosa) распадается на два отделения, из которых в первом говорится о речах поздравительных, а во втором – о речах приветственных, прощальных, благодарственных и погребальных. Поздравительные речи по разности материи бывают различны, именно – поздравления с праздником, с саном или чином, с днем ангела, с днем рождения, с победой. Сначала делаются обищие указания относительно того, как изобретать, располагать и выражать материю для этих речей. Здесь любопытно одно замечание: «в расположении этих речей гений настоящаго века не придерживается схоластической формы расположения, но большею частию располагает их по известным пунктам, которые хотя нередко отзываются схоластикой, но это не необходимо тробуется» 165 . Затем в отдельности говорится о поздравлениях с праздником Рождества Христова, с Новым годом, с праздником Пасхи, с днем рождения, с чином или вообще отличием, с победою, с саном священным, с супружеством, а также о речах приветственных, прощальных, благодарственных и погребальных 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010