Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († не ранее 50-х гг. XV в., Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Радонежский, ученик прп. Никона Радонежского. С И. связано одно из посмертных чудес прп. Сергия Радонежского («О видении святого Сергия в церкви»), описанное в 3-й редакции Жития прп. Сергия, к-рая была составлена Пахомием Логофетом ок. 1442 г. (датировка Б. М. Клосса). В Житии рассказывается, что «при настоятеле Никоне у гроба святого Сергия... некий мужь духовен, в добродетелех знаменит, именем Игнатии в обители его виде известно святого Сергиа, на бдении всенощнем в церкви стояще на месте своем и поющя с братьями. И тако исповеда братьям» ( Клосс. 1998. С. 421). Названного в рассказе о чуде «мужа духовна» можно отождествить с «присным учеником» и келейником прп. Никона Радонежского Игнатием, который был главным информатором Пахомия Логофета, когда тот писал Житие прп. Никона (кон. 40-х - 50-е гг. XV в.). Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета). Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у.

http://pravenc.ru/text/293419.html

Нек-рые ученые считают его автором П. Л. (А. С. Павлов, В. Малинин, Клосс), однако эта атрибуция подвергается критике (см. исследование Новиковой). Летописная деятельность По мнению Клосса, «Пахомий имел вероятное отношение к составлению Свода 1477 г.», протографа Московского великокняжеского свода 1479 г.; для этого свода книжником, в частности, были написаны редакции Жития свт. Алексия и Повести о Темир-Аксаке ( Клосс. 2001. Т. 2. С. 49, 91-94). С этой т. зр. согласен Горский, считающий, что целый ряд произведений, вошедших в состав Московского великокняжеского свода 1479 г. в особых редакциях (Житие Михаила Черниговского, Сказание «Об убиении... Батыя», рассказ о свт. Алексии (под 6805 (1357)), Повесть о Темир-Аксаке, «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», Слово на перенесение мощей свт. Петра), был написан П. Л., причем нек-рые из них представлены в своде первоначальными редакциями, предшествующими редакциям П. Л., известным как самостоятельные произведения. По мнению ученого, эти сочинения объединены «антиордынской тенденцией» и были созданы П. Л. для летописного свода 1477 г., протографа свода 1479 г. ( Горский. 2003). При этом Горский не согласен с предположением Клосса о том, что П. Л. переработал для этого свода еще и Краткую редакцию Жития свт. Алексия, помещенную под 6885 (1377) г. (см.: Там же. С. 90. Примеч. 16). Милютенко указала на существование содержательных противоречий Пахомиевских редакций Житий свт. Алексия и блгв. кн. Михаила Черниговского и Особой обработки Общерусского свода, Пространная редакция к-рой отразилась в Московском своде (основным летописным источником этих Житий была Софийская II летопись) ( Милютенко. 2019). По мнению исследовательницы, это говорит о маловероятности участия П. Л. в великокняжеском летописании, однако не исключает использования его сочинений летописцами. Бобров предположил, что П. Л. мог быть автором статей Летописи Авраамки за период 1458-1469 гг., отражающих текст владычной летописи за это время ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 233. Примеч. 56). Т. о., согласно выдвинутым в последнее время предположениям, П. Л. был не только агиографом, но и летописцем, причем как в Новгороде, так и в Москве.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

 Е.Е. Голубинский, на основании месяцеслова в Следованной Псалтири XVI века (Троицк., 321), полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 году ( Голубинский Е.Е . История Русской Церкви. М., 1900. Т. 1. Ч. 1. С. 333). По мнению Б.М. Клосса, Владимирская икона Богоматери в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 года для благословения войск Ивана III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время митрополита Даниила и зафиксирован в Следованной Псалтири, датированной Б.М. Клоссом 1528 годом ( Клосс Б.М . Повесть о Темир-Аксаке//  Клосс Б.М . Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 124–125.  Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 6. СПб, 1853. С. 262; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб, 1910. С. 395.   Щенникова Л.А . Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 2.  Ремонтные работы во Владимирском соборе велись при архимандрите Димитрии к празднованию 500-летия Сретенского монастыря в 1895 г. ( Романов Г.А . Сретенский монастырь в лицах//Русский синодик. М: Московское подворье Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 1995. С. 228–229).  В рукописном сборнике начала XVII века статья «О ходу иже на Никитин день сентября в 15-й день» помещена вместе со статьями трех других праздников «Богоматери Владимирской» – на третьем месте (после статей «О ходу» 27 августа и 23 июня), перед праздником 21 мая ( Зимин А.А . Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания. С. 189). Праздник 15 сентября просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора начала XVII века (Сказание действенных чинов) крестный ход 15 сентября назван «большим», ходили в «Басманники» ([ Горский А., Невоструев К. ] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 357). В Уставе Московских Святейших Патриархов 1668 года крестный ход 15 сентября определен как «меньшой… в Басманную слободу»; в 1679 году «Святейший ходу быть не указал»; не совершали ход и в последующие указанные в Уставе 1680–1688 годы (Устав Московских Святейших Патриархов//Древняя Российская вивлиофика. М., 1789. Т. 10. С. 25–26). Церковь в Басманниках, построенная на месте, до которого провожали Владимирские иконы в 1520 году, в Уставе московского Успенского собора начала XVII века указана «деревянной» ([ Горский А., Невоструев К. ] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 357); она была посвящена Владимирской иконе Богоматери и имела придел во имя великомученика Никиты, по имени которого и называлась в последующие столетия. См. об этом: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). М., 1844. С. 17 (указатель).

http://pravoslavie.ru/138332.html

«В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере». Итак, мы рассмотрели житие, художественное изложение облика и жизни преподобного, а теперь — историческая книга. «Сергий Радонежский. И свеча бы не угасла…» (текст и аудиокнига) — биография преподобного Сергия, написанная историком Николаем Борисовым. « Для современников он [Сергий] стал подлинным «светильником» — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Всегда избегая судить и назидать, он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь». «Житие прп. Сергия Радонежского» Клосса — фундаментальная работа, посвященная прп. Сергию Радонежскому и его агиографии. «Структура книги разделяется на четыре части. Первая часть представляет собой основанный на новых материалах очерк о жизни Сергия Радонежского и значении преподобного в истории русского монашества. Во второй части рассказывается о знаменитой Троицкой литературной школе и ее выдающихся представителях, трудами которых редактировалось и пополнялось новыми фактами Житие прп. Сергия. В третьей части излагается рукописная традиция Жития. Четвертая часть содержит публикацию текстов наиболее важных (в том числе и новооткрытых) редакций Жития прп. Сергия, имеющих принципиальное значение для литературной истории памятника». Глава из великого труда Георгия Федотова «Святые Древней Руси» (текст и аудиоверсия). Федотов так говорит о духовном облике Сергия — смирение, безгневие, социальное служение: « Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности. Рядом с Феодосием кажется лишь, что слабее выражена суровость аскезы: ни вериг, ни истязаний плоти, – но сильнее безответная кротость, доходящая у игумена почти до безвластия.

http://blog.predanie.ru/article/knigi-o-...

Однако это предположение нуждается в дополнительной аргументации, т. к. в последние годы игуменства Н. в Троицкой обители жил его ученик, также носивший имя Никон (Житие Сергия Радонежского. 2015. С. 400-401, 517-518). В период настоятельства Н. в Троицкой обители также были переписаны: в 1412 г. 2 «Лествицы» (РГБ. Больш. 289; Унд. 192), в 1423 г.- сборник, в состав к-рого входили «Лествица» Иоанна Лествичника, поучения аввы Дорофея и др. (РГБ. Ф. 304/I. 167); писцами были лица, упоминания о к-рых можно найти в троицких актах 1-й трети XV в. Почитание Прп. Никон Радонежский. Роспись алтарной части Успенского собора Московского Кремля. 1643 г. Прп. Никон Радонежский. Роспись алтарной части Успенского собора Московского Кремля. 1643 г. Н. был погребен недалеко от прп. Сергия. Для вечного поминания имя Н. было записано в пергаменный синодик Троице-Сергиева монастыря (РГБ. Ф. 304/I. Л. 2 об., список кон. XVI - нач. XVII в.), а также в синодики ряда соседних обителей. В 1-й пол. 40-х гг. XV в., находясь в Троице-Сергиевом монастыре, иером. Пахомий Логофет написал Краткую, а затем и Пространную редакцию Жития Н. В 1440-1459 гг. Пахомий Логофет составил службу преподобному. В числе информаторов Пахомия были троицкие монахи, а также ученик и келейник Н.- бывший троицкий келарь прп. Игнатий . Древнейший список Краткой редакции Жития Н. относится к 1490 г. (РНБ. Соф. 1384). Наиболее авторитетный список Пространной редакции создан к XVI в. (Там же. F.I.278). Согласно наблюдениям Клосса, последнее сочинение является «стилистической переработкой Краткого жития» ( Клосс. 1990. С. 290). Краткая редакция Жития Н. не имеет традиц. предисловия и похвального слова. В период игуменства в Троицком мон-ре прп. Мартиниана Белозерского (1447-1455) был записан ряд чудес преподобных Сергия и Н. С посл. трети XV в. идет развитие их парной иконографии, образ Н. постепенно замещает образ прп. Михея Радонежского. Почитание Н., первоначально связанное лишь с Троице-Сергиевым монастырем, со временем распространилось на др. общежительные монастыри. Возрастанию почитания Н. до общерус. масштабов способствовала начавшаяся при вел. кн. Василии II Васильевиче традиция частого посещения Троице-Сергиева мон-ря представителями правящей династии, которые окончательно взяли его под свой патронат в 1456 г.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

В 1128 г. Евфросиния основала свою обитель при церкви Св. Спаса. Она постригла свою сестру Городиславу (в постриге – Евдокию), а после смерти дяди Бориса Всеславича – двоюродную сестру Звениславу (в постриге – Евпраксию). В 1150 г. Евфросиния построила церковь Св. Богородицы, при которой основала мужской монастырь. Для этого храма Евфросиния посылала в Константинополь своего слугу Михаила с тем, чтобы приобрести одну из трех икон, написанных, по преданию, евангелистом Лукой – Эфесскую икону Одигитрии. Помимо иконы Михаил привез знаменитый крест – реликвиатор, выполненный по заказу Евфросинии мастером Лазарем Богшей в 1161 г.  30  Крест исчез во время Второй мировой войны 31 . Устроив монастыри, Евфросиния отправилась в Иерусалим с двоюродной сестрой монахиней Евпраксией и братом Давидом. По дороге она была встречена императором Мануилом и получила благословение патриарха. Умерла Евфросиния в русском монастыре 24 мая 1173 г. и похоронена в Иерусалиме. При этом Житие сообщает любопытный факт, что перед отъездом в Иерусалим игуменьей двух основанных ею монастырей – женского Спасского на Сельце и мужского Св. Богородицы – она оставила свою сестру Евдокию: «Положивши великий свой наряд обема монастырема с братиею и сестрами, и даст держати сестре своей Евдокие и оба монастыря» 32 . Широкое распространение получило и Житие Евфросинии Суздальской 33 . Автор комментариев к последнему изданию Жития Б. М. Клосс различает две редакции – инока Спасо-Евфимьева монастыря Григория и Суздальского епископа Варлаама. Первая была создана в конце 60-х – начале 70-х гг. XVI в., вторая – в 1579–1586 гг. Среди списков редакции Варлаама имеется семь лицевых рукописей 34 . В Уставе церковном 1548 г. читается память Евфросинии под 25 сентября. По мнению Б. М. Клосса, Григорий в качестве литературных источников использовал Жития Сергия Радонежского, митрополита Алексия, Михаила Черниговского и Повесть о Темир-Аксаке. Так как Житие было создано в XVI в., возможно, во многом его содержание передает реалии гораздо более позднего времени, чем описанный в нем период.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

576 ...почалъ прочитати на складняхъ подписи... – Имеется в виду практика записей не на бумаге, а на иконных досках. 577 ...братъ Дионисий, рекомый Бирягинъ... – Упоминается как старец Троице-Сергиева монастыря во Вкладной книге под 1645/46и 1653 гг. (Вкладнаякнига. С. 208 и209). 578 ...Варламъ, митрополитъ Ростовский и Ярославский... – Это Варлаам II, он занимал ростовскую кафедру с 1619г., умер в 1652 г. 579 ...боляринъ Михайло Михайловичъ Салтыковъ... – Племянник Михаила Глебовича Салтыкова, соратника патриарха Филарета; М. М. Салтыков служил ближним судьей московского судного приказа, умер в 1671 г. 580 ...мощи святйшаго Иева патриарха Московскаго... – Мощи первого патриарха Московского Иова, уроженца г. Старицы, были торжественно перенесены в Москву в 1652 г.; поручение об организации их перенесения было возложено на митрополита Варлаама и на М. М. Салтыкова. Вклады обоих названных лиц «по родителех своих» записаны во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря под 1615 и 1629 гг. (Вкладная книга, С. 38 и 61). 581 ...архимаритъ Андрянъ... взят... от Пречистыя Богородицы из Толскаго монастыря... – Об Андриане см. сноску 82; Ярославский Толгский монастыръ (на левом берегу Волги) основан в 1314 г. 582 ...на бзумныхъ противниковъ – на уставщика Филарета и на головщика Логина... – О головщике Логине см. сноску 36. Что касается уставщика Филарета, о его личности и деятельности находим сведения и соображения в работах Б. М. Клосса и С. К. Росовецкого. Б. М. Клоссу удалось показать, что еще при царе Иване Грозном дьякон Фома, впоследствии уставщик Филарет, служил в церкви Покрова в Александровой слободе, а в Троице-Сергиевом монастыре иночествовал более 50 лет. С. К. Росовецкий усмотрел в позициях Филарета черты вольнодумства и стремился пояснить мотивы противостояния архимандриту Дионисию; при этом он нашел в «Повести о царе Иване и старце» полемический подтекст, позволивший увидеть в реальном Филарете прототип безымянного головщика «Повести» (см. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1980. С. 252; Росовецкий С. К. Повесть о царе Иване и старце как памятник демократической «смеховой культуры» XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 241–267).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на орнаментальность стиля, сочинения Е. П. богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником. Мн. исследователи отождествляют Е. П. с писцом части Троицкого Стихираря (РГБ. Ф. 304/1. 22) Епифаном, оставившим на полях книги неск. записей, в т. ч. исторического содержания. Кодекс был создан, возможно, в 1380, или в 1403, или в 1413 г. ( Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры//Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101). Клосс атрибутировал писцу Епифану еще 2 рукописи: пергаменный Пролог (ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304/1. 33 и БАН. 17.11.4) и пергаменный сборник РГБ. Ф. 304/1. 34. Исследователь датировал рукописи соответственно 80-90-ми гг. XIV в. и нач. XV в. ( Клосс. Т. 1. С. 92-96). Не подвергая сомнению тождество почерков, А. Л. Лифшиц предложил отнести обе рукописи к нач. XV в. Против отождествления Е. П. с писцом Епифаном выступил Кучкин, указавший на тот факт, что известны 3 монаха с именем Епифаний, жившие в Троицком мон-ре в кон. XIV - 1-й пол. XV в. ( Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114). Без достаточных оснований высказывались предположения о том, что Е. П. является автором неск. памятников древнерус. лит-ры: «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» (критику атрибуции данного текста Е. П. см.: Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра)//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 140-154), предисловия к рассказу о смерти Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича, плачей о митр. Киприане и Тверском еп. св. Арсении (критику атрибуции данных текстов Е. П. см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300). Неверным является мнение Клосса об участии Е. П. в создании летописных памятников: Троицкой летописи и свода 1418 г. Киевского митр. Фотия ( Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127). Недоказанным представляется предположение о Е.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Поскольку по мнению Б. М. Клосса, Феодор родился не позже 1342 г. (именно в этом году, по расчетам историка, Стефан овдовел и постригся в монахи), выходит, что Сергий постриг племянника, которому шел тринадцатый год, в 1354–1355 гг., т.е. уже после того как тот стал игуменом 268 . Но решив эту проблему, Б. М. Клосс столкнулся с другой – по указанию Епифания, между поставлением Сергия и приходом к нему Стефана должно было пройти не менее двух-трех лет 269 , а следовательно предложенную им датировку также следует отвергнуть. С другой стороны, исследователь не ответил на вопрос – что толкнуло Стефана постричь своего сына в монахи в столь юном возрасте? Не случайно поэтому Н. С. Борисов предлагает более сложную схему событий, связанных с уходом Стефана из Москвы. Отыскивая более серьезную причину для этого решительного шага Стефана, нежели предложенное В. А. Кучкиным бегство от морового поветрия, Н. С. Борисов полагает, что «бывший великокняжеский духовник и богоявленский игумен, по-видимому, лишился своих постов в 1347 г., после совершенного втайне от митрополита третьего брака Семена Гордого. Как духовный отец князя он нес ответственность за его поступок. Возможно, Стефан был виноват и в том, что не сообщил митрополиту о намерении великого князя». Что же касается его сына Феодора, то по расчету Н. С. Борисова, «сын Стефана родился где-то в середине 30-х годов XIV в.» 270 . Таким образом, оказывается, что племянник Сергия принял постриг не в столь юном возрасте, а уже достаточно сформировавшимся человеком. В подтверждение своих взглядов Н. С. Борисов указывает, что «в биографии Федора Симоновского, как она представлена в Житии Сергия, вообще много неясного». В первую очередь он обратил внимание, что у Епифания о возрасте пострижения Феодора сказано довольно неопределенно: «Неции же реша, яко десяти лет постриженъ бысть, и инии же двою на десяте лет» 271 . (От себя заметим, что это свидетельствует о том, что Епифаний не был очевидцем этого события, а появился в Троицкой обители уже после ухода оттуда Феодора и основания последним Симонова монастыря. Точное же определение возраста Феодора в момент пострижения – 12 лет впервые появляется у продолжателя Епифания – Пахомия Логофета 272 ). Тем самым это может свидетельствовать о том, что данное показание Епифания возможно не соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молимжеся вамь господие наши и отци, прочитающеи книгу сию, и при живот нашемь и по смерти помяните вашу к нам послднюю любовь и помяните наша душа в святыхь ваших молитвахь. А дали есмя по себ осмь книг от списка повседневнаго и три рубли денег на три сорокоусты и чтобы Бога ради по нас по коегождо преставлении отпли без препуска 40 обдень и с понахидами, сирчь сорокоуст. Молимжеся с слезами и приказываемь сиа исправити по преставлении душь наших господину христолюбивому князю Арсению Голенину [и старцу Касиану], и старцу моему Ион Голов, и старцу Геронтию Рокитину, и надющиеся и о сеи любви от Господа Бога милости сподобитися» ( Клосс. 1974. С. 150). Н. был книжником и искусным писцом, в описях Иосифова Волоколамского мон-ря числятся 11 книг его «письма» и 6 книг, переданных им в монастырь в качестве вкладов (КЦДР. С. 25, 29, 31-34, 47, 50, 65, 72, 74, 79-81). В числе этих книг - Евангелие-тетр (РГБ. Вол. 39), в к-ром, однако, почерк Н. встречается только на вставных листах. Одно из Евангелий отличается дорогим оформлением: «Евангелие, писмо Нила Полева; заставицы на красках и слова прописаны золотом, застешки и спни медяные, поволока камочка черна ветха» (КЦДР. С. 47). Другая богато украшенная рукопись значится в описи: «Еуангелист Иван Богослов в осминку, писмо Нила Полева, да заставица и слово на красках, прописано золотом, поволока бархат дымчат, застешки заметные обычные» (Там же. С. 50). Н. написал Псалтирь «в четверть дести» (Там же. С. 29). Сборник творений аввы Дорофея и прп. Варсонофия Великого (РГБ. Вол. 476) обозначен как написанный Н., но, по наблюдениям Клосса, почерк принадлежит не ему ( Клосс. 1974. С. 153). Почерком Н. написана 1-я часть сборника творений св. Исаака Сирина (ГИМ. Епарх. 320/444). Второй сборник сочинений того же автора Н. лишь передал мон-рю в качестве вклада. Н. принадлежали Азбучный патерик и 2 «соборника», также переданные в мон-рь (КЦДР. С. 31, 81). Являлся вкладом Н. сборник, содержащий сочинение прп. Нила Синайского о 8 помыслах (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010