17. Понедельник. Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Служба мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Насажденное в краниеве месте...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Прообразуя Крест Твой...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучениц). По 3-й песни – кондак мучениц, глас 1-й; седален мучениц, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Оружие Креста...» (см. в Минее 17 сентября). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Крест хранитель всея вселенныя...» (см. в Минее 17 сентября). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте 1-го часа: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 6 (со ирмосом). На входе: «...Плотию распныйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-30/

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю). Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Пророче Божий…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» Триоди, глас тот же: «Царю Небесный…» (см. на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й – 3. «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю Небесный…» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я 4. Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я) 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канонов праздника (Пятидесятницы). На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На малей вечерни, стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Слава, и ныне, глас 6: Преклонил еси небеса: На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме евфрафов: Припев: Знаменася на нас свет: 2-й, Господи во свете лица твоего пойдем: Слава, и ныне, подобен тойже: Подаждь певцем Образа: Тропарь, глас 2: Пречистому твоему Образу: писан в 1-й службе. Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, поем Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Ины стихиры глас 6: самогласны. Слава, глас 8: Человеколюбче Владыко: И ныне, Успения, глас тойже: Девичестии лицы днесь: Вход. Прокимен дне. Чтения 3: 1-е, Втораго закона: Рече Моисей к людем, ныне слыши Израилю: 2-е, Втораго закона: Собра Моисей вся люди Израильтеския: 3-е, Царствия третияго: Ста Соломон пред лицем: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Недр не отлучився Отческих: На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: припевы писаны на малей вечерни. Слава глас 6: Господи воплотился еси: И ныне, глас 8: Уверяя Иисус Сын твой: На благословений хлебов тропарь Убруса, дважды: другий Успения, единожды. Буди имя Господне: пением, трижды. псалом 33: Благословлю Господа: до Не лишатся всякаго блага. И чтение. На утрени, на Бог Господь, тропарь Образа дважды. Слава, и ныне, Успения, и обычныя кафисмы, и седальны Убруса, и праздника Богородицы, и чтение. По полиелеи седален. глас 4: Не ктому сетование: дважды. Слава, и ныне, Успения, глас тойже: Возопий Давиде: и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Господи во свете лица твоего пойдем, и о имени твоем возрадуемся во веки. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Всякое дыхание: Евангелие Луки, зачало 48 от полу: Бысть егда скончавахуся дние восхождению Иисусову: По 50-м псалме стихира, глас 6: Господи воплотился еси: писана на велицей вечерни, на стиховне. Канон Успения, 1-го гласа со ирмосом на 6: и Убруса два канона, на 8. един, глас 4: другий, глас 6. Катавасиа: Преукрашенная: По 3-й песни, кондак и икос Успения: и седален Убруса, глас 4, дважды. Слава, и ныне, праздника Богородицы. По 6-й песни, кондак, глас 2, писан в первой службе, и икос: и чтем пролог. По 9-й песни, светилен Убруса, дважды. Слава, и ныне, Успения. На хвалитех стихиры Убруса на 4, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас 4: Да каплют облацы сладость: И ныне, Успения, глас 1: Подобаше самовидцем: Славословие великое. По трисвятом, тропарь Убруса. Слава, и ныне, Успения. Ектениа, и отпуст, и час 1-й. На литургии, блаженна Успения, от канона 1-го гласа, песнь 1-я на 4: и Убруса, от канона 4-го гласа, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь Убруса, и Успения. Слава, кондак Убруса. И ныне, кондак Успения. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен зри в первой службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник апостолов Петра и Павла 29 июня ( Пентковский. Типикон. С. 350-351) имеет более высокий статус, служба включает пение 1-й кафизмы «Блажен муж», вход, чтения из 1 Петр на вечерне (как в Типиконе Великой ц.), в конце вечерни и на утрене по 3-й песни канона торжественно поется («певьчьскы по херономии») песнопение            , обозначенное как «катавасия» (4-й глас). Последование Минеи соединяется с последованием Октоиха (на стихирах и каноне) и содержит кроме «катавасии» тропарь 4-го гласа    , 2 канона, светилен «Небо звездами». На литургии служба совершается по Типикону Великой ц., причастен Пс 18.5. 30 июня (память 12 апостолов) является своеобразным попразднством памяти апостолов Петра и Павла, в службе присутствуют их песнопения: тропарь, канон и кондак. Согласно Евергетидскому Типикону XI в., последование 16 янв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 392-393) включает только один канон, на литургии, на блаженнах, указано пение тропарей из канона утрени. 29 июня (Там же. С. 464-466) на вечерне отменяется стихословие кафизмы вообще, на паннухис поется канон 4-го гласа из Минеи, на утрене после кафизм и седальнов - Пс 18 с аллилуиарием. На службе используются апостольские седальны из Октоиха (т. е. из службы четверга независимо от дня недели, на к-рый приходится 29 июня), поется κολουθα (букв. «последование») Ποα φυλακ οκ σχε σε δσμιον (            ), в данном случае плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа. Перед каноном поются степенна 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен из Пс 88, Евангелие Лк 5. 1-11. Утреня заканчивается по праздничному чину пением великого славословия. На литургии, на блаженнах, поются тропари из канона, поющегося на паннухис, чтения литургии совпадают со Студийско-Алексиевским Типиконом. Имеются подробные указания о том, как совершать службу при совпадении с воскресным днем. 30 июня служба включает стихиры, тропарь, канон и кондак в честь апостолов Петра и Павла. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, изложение службы 16 янв. в целом совпадает с изложением в Евергетидском Типиконе. 29 июня на вечерне отменяется стихословие кафизмы, на повечерии поется канон апостолам (тот же, что на паннухис согласно Евергетидскому Типикону), вместо кафизм на утрене поются Пс 18, 19 и 134 (Пс 134 - полиелей), после них - ипакои плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа Ποα φυλακ (    ), далее следуют степенны и чтения, как в Евергетидском Типиконе. На литургии указаны пение тропарей из канона повечерия и будничных антифонов «Благо есть» (Пс 91, 92, 94), припев ко 2-му антифону Σσον μς Υ Θεο ν πστολοις (Спаси нас, Сыне Божий, во апостолах...), чтения на литургии те же, что и в др. редакциях Студийского устава. Служба 30 июня также включает песнопения апостолов Петра и Павла (стихиры, тропарь, канон и кондак) ( Arranz. Typicon. P. 108, 162-163).

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Подобен: Небесных чинов: и святаго, глас и подобен тойже. На стиховне октоиха. Тропарь: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На утрени, оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 6. По 3-й песни, седален, глас 1. На стиховне октоиха. 8. Святаго великомученика Феодора Стратилата. На Господи воззвах, стихиры на 6, глас 2. Подобен: Егда от древа: Ины стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, глас 5: Днесь возсия паче денницы: На стиховне октоиха. Слава, святаго, глас 8: Божиих даров: Тропарь, глас 4: Воинствословием истинным: февруариа во 8-й день: На утрени, по кафисмах, седальны октоиха: оба канона октоиха, без мученичнов: и святаго на 6, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 8, дважды. По 6-й песни, кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Мужеством души: февруариа во 8-й день. И икос. По 9-й песни, светилен, святаго, дважды. Слава, и ныне, праздника, или Богородичен. На стиховне октоиха. Слава, святаго глас 8. Страдальческий составль: На литургии, блаженна праздника, или октоиха: и святаго песнь 3-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник: Стих: Услыши Боже глас мой: Апостол к Тимофею, зачало 292: Возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет: Евангелие Матфеа, зачало 36: Се Аз посылаю вас яко овцы: Причастен: В память: 9. Иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийскаго. Стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, глас 6: Благий рабе: На стиховне октоиха. Слава, глас 6: Человече Божий: Тропарь, глас 8: Православия наставниче: октовриа в 11-й день. На утрени, оба канона октоиха, и святаго на 6, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 3. По 6-й песни, Кондак, глас 6. Подобен: Еже о нас: Бездну нам учений богословия источил еси яве, от источник Спасовых, ереси погружающую блаженне Кирилле, и стадо невредимо от треволнений спасающую: странам бо всем наставник преподобне, яко божественная являя. И икос. По 9-й песни светилен, дважды. Слава, и ныне, праздника, или Богородичен: На стиховне октоиха. Слава, глас 6: Наследниче Божий: На литургии, блаженна праздника, или октоиха: и святаго песнь 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иногда содержание вторых тропарей канонов прямых гласов служит образцом для содержания первых тропарей канонов гласов косвенных. Сравним, например, каноны кресту 2-го и 6-го гласов. Второй тропарь первой песни 2-го прямого гласа читается так: «Кресту водрузившуся на земли, ниспаде шатание врага… прежде же отриновенный человек паки в рай входит», а первый тропарь того же канона и той же песни 6-го гласа читается так: «Ты длани простер на кресте, объял еси, Владыко», отриновенные человеки и к Твому привел еси Отцу». Второй тропарь четвертой песни 2-го гласа того же канона читаем так: «Распростерта на древе видевшее Тя солнце скры свет» и проч., а первый тропарь той же песни и канона 6-го гласа – так: «Распята на древе Тя, солнце незаходимое, Христе, зря солнце, помрачащеся страхом» и проч. Подобное сходство можно заметить при сравнении и других канонов прямых гласов с косвенными, но особенно оно заметно в воскресных Антифонах. Представим в примерах некоторые из них: первая степенна первого Антифона первого прямого гласа читается: «Внегда скорбети мя услыши моя болезни, Господи, Тебе зову». Такая же степенна и 5-го гласа: «Внегда скорбети ми, Давидски пою Тебе, Спасе мой». Вторая степенна того же Антифона первого гласа: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме» сходна с такою же степенной 5-го гласа: «Пустынным живот блажен есть, Божественным желанием воскриляющимся». Первая степенна второго гласа второго Антифона: «Аще не Господь был бы в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага» подобна той же степенной того же Антифона шестого гласа: «Аще не Господь был бы в нас, никтоже от нас противозмогл бы вражиим бранем одолети» и проч. Третьего гласа третьего Антифона вторая степенна: «Окрест трапезы Твоея возвеселися, зря Твоя, пастыреначальниче, исчадия, носящего ветви благоделания» согласна с тою же степенною того же Антифона седьмого гласа: «Окрест трапезы Твоея, яко стеблие видя исчадия Твоя, радуйся и веселися, приводя сия Христове Пастыреначальниче».

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В четверток на малей вечерни, а Господи воззвах, стихиры храма, подобны 3, на 4: Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры храма, великия вечерни: Слава, храма: И ныне, праздника. По Трисвятом тропарь храма: Слава, и ныне: праздника: Ектениа малая: и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме поем: Блажен муж, 1-ю Слава. На Господи воззвах, стихиры праздника 5, и храма 5. Слава, храма: И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне, и чтения храма 3. На литии стихиры, и Слава, храма: И ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника, с припевы праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь храма, дважды, и праздника единожды. и чтение храма святаго. На Бог Господь, тропарь праздника, дважды. Слава, храма: И ныне, праздника. По кафисмах седальны, и чтение праздника. таже полиелей, и седальны храма, вси по единожды. Слава, полиелейный седален: И ныне, праздника: и чтение храма. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и евангелие. псалом 50. и стихира храма. Канон праздника со ирмосом на 6: и храма на 4: и другий канон праздника на 4. Катавасиа, Божественным покровен: По 3-й песни кондак и икос праздника: и седален святаго, дважды: Слава, и ныне: праздника: По 6– й песни, кондак и икос храма: и пролог. На 9-й песни, Честнейшую не поем. Светилен праздника: Слава, храма: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3: и храма 3. Слава, храма: И ныне, праздника. Славословие великое. По Трисвятом тропарь храма. Слава, и ныне: праздника: Ектениа, и оглашение, и отпуст, и час 1-й в притворе. На часех, тропарь праздника: Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника, и храма, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна от канона праздника песнь 9-я, и храма 6-я. По входе тропарь праздника, и храма: Слава, кондак храма: И ныне, праздника. Прокимен, аллилуиа, и причастен праздника и храма: апостол и евангелие дне, храма. Глава 54. Аще ли храм святаго случится в субботу Пентикостную И поем всю службу в субботу на ряду храма святаго, якоже предписася прежде в главе 4. точию на Господи воззвах, Слава, храма, И ныне, догматик настоящаго гласа: Субботы же поем службу о умерших, в мимошедшую субботу, или в четверток мимошедший. Глава 55. Аще будет храм святаго в неделю 8 на Сошествие Святаго Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и на остров селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси. поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Ниле отче наш. 8. Преподобнаго отца нашего Патапиа. Аллилуиа, или тропарь. Стихиры святаго, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 8: В тебе отче известно: октовриа в 1-й день. На утрени, оба канона октоиха: и преподобнаго на 4, Глас 2. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни, Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Храм твой, святе, духовное врачество людие обретше, со тщанием к нему приходяще, цельбу недугов просят прияти, решение же в житии прегрешенных: ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси, Патапие преподобне. По 9-й песни, светилен октоиха, или троичен. 9. Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры на 6: глас 4. Подобен: Званный свыше: Слава, и ныне, глас 2: Недоведомое ангелом и человеком: На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Припев 1-й, Клятся Господь Давиду: 2-й, От плода чрева твоего: Слава, и ныне, глас 2: Днесь из корене Давидова: Тропарь, глас 4: Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав Бог, паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из неяже сам родися неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся, благодатная, Господь с тобою. Сей тропарь глаголется без богородична. Таже ектении и отпуст. На утрени, на Бог Господь, тропарь, трижды: и обычныя кафисмы: и седальны святыя, и чтение. Каноны два святыя Анны: Первый со ирмосом на 8: Вторый на 6, глас 1. Катавасиа праздника: Христос раждается: По 3-й песни, седален, глас 4, дважды. Слава, и ныне, Богородичен: По 6-й песни, Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси: Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово рождшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 января 2024 года 3. Вторник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Священном Писании, положено во время канона петь или читать — в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона, вместо стихов библейских песней, произносятся припевы, т.е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются). 3. Тропарь. Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выражающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами (греч. образ). 4. Антифоны (анти — против и фон — глас ; противогласник). Это — священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифоны бывают нескольких видов: 5. Подобны, самоподобны и самогласны. Подобными называются Такие песнопения, которые послужили образцом (подобием) для других песнопений, иногда в отношении содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же образцом другим песнопениям по составу, подобны служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же подобен), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и подобен и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. Самоподобными и самогласными называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть две или три известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют однако сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою. Глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010