«...Берегитесь любостяжания,- предупреждает Спаситель,- ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12. 15). Ап. Павел указывает на особую опасность сделаться рабом вещественного Б. вместо служения Богу, говорит о связи пристрастия к Б. с др. человеческими пороками: «...желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим 6. 9-11). Пристрастие к Б. может стать причиной развития в человеке мн., даже противоположных, пороков: с одной стороны, скупости, жадности, с др.- расточительности и мотовства. «...Дурное богатство,- говорит свт. Григорий Палама ,- идет в паре с еще более дурным спутником: высокомерием и надеянием на богатство...» ( Greg. Pal. Hom. 62. 9). Обольщение Б. является грехом и потому, что ввергает человека в излишнюю заботу о буд. материальном обеспечении. Любостяжание, по ап. Павлу, есть идолослужение (Кол 3. 5), т. е. удаление от Бога. Если Б. собирается с пристрастием, то, по словам свт. Филарета , делается «идолом сердца» ( Филарет (Дроздов), свт. С. 257). Чистая от страстей душа может и при Б. внимать словам Спасителя ( Clem. Alex. Quis dives salvetur 16). Любостяжатель же Царства Божия не наследует (Еф 5. 5). В Евангелии утверждается условный, преходящий характер земного Б. в противоположность истинным ценностям. Спаситель проповедует воздержание и умеренность, тщетность накопительства, необходимость ограничиться человеку пользованием тем имуществом, что есть: «...не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 19-21). Надменному богачу Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12. 20). «Непрочность изобилия в имуществе» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 33) подчеркивают мн. св. отцы. «...Богатство не постоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течет туда и сюда» (Ibidem). Тема тленности земного Б. присутствует также в покаянных молитвословиях: «                                  » (тропарь 7-й песни покаянного канона из Канонника).

http://pravenc.ru/text/149445.html

245. Четьи-Минеи, 24 мая. 246. Рукописное житие Преподобной. 247. Добротолюбие. Ч. 1. Главы, краегранесием в греческом писании расположенные, зело полезные, гл. 11. 248.  …(только не знаю — в теле или вне тела): …которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12. 3, 4). 249.  …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим (1 Кор. 2. 9, 10). 250. Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи, 24 мая. 251. Житие святого Андрея. Четьи-Минеи, 2 октября 252. Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта. 253. Святой Петр Дамаскин. О первом разуме, и о том, како подобает начинати оный. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 254. 2 Пет. 3. 7, 10. 255. Ср.: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима. — …горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6. 5). 256.  …сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей (Пс. 21. 15). 257. Пс. 148. 4. Смотри толкование сего стиха в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями, заимствованными из святых Отцов и помещенными в начале и в конце псалмов и на брезе. 258.  …на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4. 17). 258а. По воскресении и тело будет духом. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, глава 13. 259. Ад, тартар (αδος, τρταροη) — слова греческие, означающие низменное, весьма глубокое место. Им соответствует славяно-русское слово: преисподняя. Геенна — слово еврейское, собственное имя глубокого оврага, находящегося близ Иерусалима. 260.  …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 261.  Земля еси, и в землю пойдеши. Святая Церковь относит этот приговор Божий преимущественно к душе человека, который за преступление заповеди Божией обречен на погребение в земле и телом и душою; приговор падает всею тяжестию на душу, которая, и по разлучении с телом, сохраняет при себе способности мышления и ощущения, которая одна чувствует на себе действие приговора; тело, по разлучении его от души, упокоевается в решительном нечувствии. Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в Неделю 7 по Пасхе. Святой Афанасий Великий в «Слове на Пасху» говорит: «Человеческое естество, соединенное с Божеским (в лице Спасителя), привело в трепет преисподнюю. Воскликнул ад в сретение Похитителю умерших: «Зачем Ты извращаешь определение, сделанное Тобою же в раю? Зачем расторгаешь рукописание, написанное и скрепленное против естества человеческого? Я знаю определение, справедливо произнесенное на человеков: Земля еси, и в землю отыдеши». Opera omnia sancti Athanasii. Tom IV, pag. 1,079 и 1,680.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

Что же делать? Ответ навязывался единственный: необходимо устранить Его! Это подсказывают (казалось им) не только национальные, но и личные соображения… И Каиафа, исполнявший обязанности первосвященника в тот год (их часто меняли), встает и торжественно заявляет то, что, в сущности, назрело у всех в душах, хотя он говорит, будто они «ничего не понимают»: ЛУЧШЕ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ УМЕРЕТЬ ЗА ЛЮДЕЙ! Он понимал это в своем националистическом и личном смысле; а Воля Небесная устроит так, что эти слова окажутся в пророческой смысле спасительными для всего мира: Он Своею смертию искупит весь мир. Так разрешилось давно назревавшее напряжение. Начальники больше не выдержали и решили: убить! А народ? Народ, действительно, часто идет как темный, как слепец за вождями, хотя сам склонен бы думать и иначе. Народ тоже был в возбуждении. Уже и раньше спрашивали: «скажи нам прямо: кто Ты? " А теперь, после воскрешения Лазаря, все были приподняты до крайности. И потому, сошедшись отовсюду на праздник Пасхи в Иерусалим, возбужденно спрашивали друг друга все о Нем же. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? ( Ин. 11:47–57 ). Многие… уверовали в Него (ст. 45). Еще больше готовы были веровать, если бы пошли сначала вожди за Ним… Но именно они-то и положили убить Его (ст. 53). Снидеся иудеев от Иерусалима в Вифанию множество и с сродницами Лазаревыми днесь страждут. Наутрие же разумевше сего из гроба скачуща, движутся на убиение Христово (2-й тропарь 5-й песни 2-го канона на утрене в пяти.). Послезавтра будут кричать: «осанна!» А через семь дней ровно: «распни Его». Но и народ был нетверд. Вот какое напряжение было около имени Его! Если уж решили убить, то дальше идти некуда… Время приспело. Жатва созрела… Нужно было ожидать серпа смерти. И Господь явно шел на это. Когда Он решил идти в Иудею воскресить друга Лазаря, ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями; и Ты опять идешь туда?.. Но Господь сказал: «пойдем». Тогда Фома Близнец сказал ученикам: пойдем и мы, умрем с Ним ( Ин. 11:7–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» ( 1Ин.4:13 ). Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:4 ). Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» ( 1Ин.5:4 ). При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны «знамения», сопровождающие жизнь истинно верующего. Чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее «знамения», сопровождающие его жизнь. Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих «знамений». «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона). И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь ( Мк.16:19–20 ). Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду... и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин 13. 31-32). Путь к этой славе лежал через страдания и смерть, потому что Сын Божий, соединившись с падшим человеческим естеством, тем самым подчинил Себя условиям аномального существования, вызванного грехом человека. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 7-8). Через послушание Богу Отцу Христос исцелил человека от своеволия, приведшего его ко греху, и возродил его природу в Себе Самом (см. ст. Искупление ). Именно поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп 2. 9-10). Воплощенное Слово входит в ту славу, какую Оно имело у Отца «прежде бытия мира» (Ин 17. 5), и вводит туда возрожденное человеческое естество. Последнее, т. о., достигает такого величия, что удостоивается «на небесах» восседания «одесную» Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф 1. 20-21). Бог Отец, воскресивший Иисуса Христа из мертвых (Еф 1. 20), «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего» (Еф 1. 22). Поэтому воскресший Христос говорит Своим ученикам, что Ему «дана... всякая власть на небе и на земле» (Мф 28. 18). Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Фотография. Кон. XX в. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Фотография. Кон. XX в. Своим Воскресением победив смерть в Себе Самом, Иисус Христос тем самым победил ее во всем человеческом роде, т. к. Он является «последним Адамом» (или «Вторым Адамом») (1 Кор 15. 45-49), от Которого люди наследуют новую природу и вечную жизнь. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало» (тропарь 2-й песни пасхального канона). Это начало есть «...«новое творение», καιν κτσις. Можно даже сказать, эсхатологическое начало, последний шаг на историческом пути спасения.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Господь царствуяй..., и тропарь первой песни второго трипеснца. И наведе на ня..., и тропарь этого трипеснца. Потом оба лика сходятся и поют вышним гласом: Слава, троичен второго трипеснца. И ныне, богородичен этого трипеснца. Затем высочайшим гласом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе, и тропарь второго трипеснца. Слава тебе, Боже наш, слава тебе, и еще тропарь второго трипеснца, когда он есть, а он, как сказано, есть в понед. 1-й седмицы. Ирмос второго трипеснца на катавасию. Песнь 2. В понедельник не стихословится. Песнь 3. Господь взыде..., и тропарь канона святаго из Минеи. И даст крепость..., и тропарь этого канона. Слава, и тропарь этого канона. И ныне, и богородичен этого канона. Ирмос третьей песни канона святаго из Минеи. Иерей произносит малую ектению и возгл: Яко ты еси Бог наш... Лик: Аминь. Седален святаго из Минеи 1. Слава, и ныне, богородичен его. Чтение из Лавсаика. Песнь 4. Ирмос четвертой песни канона святаго из Минеи. Господь Бог мой..., и тропарь канона святаго. И на высокая возводить..., и тропарь этого канона. Слава, и тропарь этого канона. И ныне, и богородичен этого канона. Песнь 5. Стихословится так же, как 4. Ирмос пятой песни канона святаго из Минеи. Воскреснут мертвии..., и тропарь канона святаго. Роса, яже от тебе..., и тропарь канона святаго. Слава, и тропарь канона святаго. И ныне, и богородичен этого канона. Песнь 6. Стихословится так же, как 3. Хранящий суетная..., и тропарь шестой песни канона святаго из Минеи. Аз со гласом хваления..., и тропарь этого канона. Слава, и тропарь этого канона. И ныне, и богородичен этого канона. Ирмос шестой песни канона святаго. Ектения малая и возглас: Ты бо еси царь мира... Лик: Аминь. Мученичен Триоди, о котором сказано выше. Если же святой имеет кондак, то здесь – кондак святаго, а мученичен по 1 стихословии. Читается пролог. Песнь 7. Стихословится так же, как 4 и 5. Ирмос седьмой песни канона святаго из Минеи. Благословен еси на престоле..., и тропарь канона святаго из Минеи. Благословен еси на тверди..., и тропарь этого канона. Слава, и тропарь этого канона. И ныне, и богородичен этого канона. Песнь 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа Источник I. Изданные благовещенские каноны 1.1. Основной праздничный канон Самым известным из канонов на Благовещение Пресвятой Богородицы по понятным причинам является канон, помещенный в печатных Минеях на сам день праздника, 25 марта 3 . Это канон 4-го гласа, с ирмосами νοξω τ στμα μου· ( верз уста мо:), без 2-й песни, приписываемый то Феофану, то Иоанну Монаху. Начальные слова первого тропаря: ιδτω σοι Δσποινα, κινν τν λραν το Πνεματος, Δαυδ Προπτωρ σου· ( Да поет теб, влчце, движ свирль дховню, двдъ, працъ твой:). Канон имеет сложный акростих: тропари с 1-й песни по 7-ю образуют прямой алфавитный акростих (первые буквы тропарей образуют греческий алфавит от А до Ω), в который не включены ирмосы, тогда как тропари 8-й и 9-й песней, причем вместе с ирмосами, – прямой и обратный алфавитный акростих (от А до Ω и от Ω до А), и по первым буквам не целых строф, а их отдельных строк. Это можно представить в виде следующей схемы: 1-я песнь ирмос тропарь (А) тропарь (В) тропарь(Г) тропарь(Δ) 3-я песнь ирмос тропарь (Ε) тропарь (Z) тропарь (H) тропарь (Θ) 4-я песнь ирмос тропарь (I) тропарь (K) тропарь (Λ) тропарь (M) 5-я песнь ирмос тропарь (N) тропарь (Ξ) тропарь (Ο) тропарь (Π) 6-я песнь ирмос тропарь (Р) тропарь (Σ) тропарь (Т) тропарь (Υ) 7-я песнь ирмос тропарь (Ф) тропарь (Х) тропарь (Ψ) тропарь (Ω) 8-я песнь ирмос (Α-Β-Γ-Δ) тропарь (Ε-Ζ-Η-Θ) тропарь (Ι-Κ-Λ-Μ) тропарь (Ν-Ξ-Ο-Π) тропарь (Ρ-Σ-Τ-Υ) тропарь (Φ-Χ-Ψ-Ω) 9-я песнь ирмос (Ω-Ψ-Χ-Φ) тропарь (Υ-Τ-Σ-Ρ) тропарь (Π-Ο-Ξ-Ν) тропарь (Μ-Λ-Κ-Ι) тропарь (Θ-Η-Ζ-Ε) тропарь (Δ-Γ-Β-Α) Сложным акростихом особенности праздничного благовещенского канона не ограничиваются: он написан в форме диалога между Пресвятой Богородицей и архангелом Гавриилом. Точнее, двух диалогов: в песнях с 1-й по 7-ю и в последних двух. Диалоги являются достаточно редким явлением в византийской богослужебной поэзии, но широко распространеныв сирийской 4 . Это позволяет предположить, что канон может иметь некий сирийский прототип 5 ; впрочем, сам евангельский рассказ о Благовещении ( Лк 1:26–38 ) представляет собой, по сути, диалог – и именно на богословском осмыслении и поэтическом развитии реплик этого диалога строятся практически все святоотеческие проповеди на праздник Благовещения 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В том же издании сказано: «По второй ектении (после 6 песни канона) иерей исходит во храм и вносит в алтарь святое Евангелие, осеняя им из царских врат людей» (чит. л. 5); врата после этого затворяются. После псалма поется: Слава, Молитвами апостолов... И ныне, Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей 78 . Стихира воскресна 6 гласа: Воскрес Иисус от гроба 79 . Диакон на обычном месте глаголет молитву: Спаси, Боже, люди твоя... 80 . В изд. Киево-Печерск. лавры сказано так: «диакон, исшед из алтаря северною дверию и став с левой стороны царских врат, глаголет: Спаси Боже…». Лик поет: Господи, помилуй 12. Иерей: Милостию и щедротами... Лик: Аминь. Поется воскресный канон с ирмосом 81 на 4 (печатается в Октоихе), ирмос 1, крестовоскресный на 3 (печатается там же), Минеи на 4. По Типикону 82 , каноны надобно петь вместе с стихами из песней Священного Писания таким образом: Песнь 1-я После возгласа: Милостию и щедротами... и аминь – ирмос 1-й песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника верже в море, и второй тропарь воскресного канона. Припев: Помощник и покровитель бысть мне во спасение, и третий тропарь воскресного канона Припев: Господь сокрушаяй брани, Господь имя ему: колесницы фарановы и силу его верже в море, и первый тропарь крестовоскресного канона. Припев: Пучиною покры я..., и второй тропарь крестовоскресного канона. Припев: Тогда потщашася владыки едомстиию.., и третий тропарь крестовоскресного канона. Припев: Нападет на ня страх... и первый тропарь канона Богородицы. Припев: Дóндеже пройдут людие.... и второй тропарь канона Богородицы. При пев: Соделал еси, Господи, святыню..., и третий тропарь канона Богородицы. Припев: Господь царствуяй..., и первый тропарь канона святого из Минеи. Припев: Сынове израилевы..., и второй тропарь канона святого из Минеи. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и третий тропарь канона святого из Минеи. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и богородичен канона святого из Минеи. Катавасия 83 . Песнь 3-я Ирмос третьей песни воскресного канона. Припев: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Утвердися сердце..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. по образцу 1-й песни. В конце катавасия. Диакон (так и по изд. Киево-Печ. лавры, л. 5) произносит малую ектению: Паки и паки... Священник внутри алтаря возглас: Яко ты еси Бог наш... (Служ.). Священник и диакон разоблачаются и исшедше стоят на своих местах. Поется или читается кондак святого из Минеи. Затем седален святого из. Минеи 84 . Чтение. Песнь 4-я Ирмос четвертой песни воскресного канона. Прип.: Слава, Господи, святому воскресению твоему, и первый тропарь воскресного канона. Припев: Господи, услышах..., и второй тропарь воскресного канона, и т. д. – по образцу предыдущих песней. В конце катавасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

2-я песнь в понедельник не стихословится. Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев.) Хор поет стих: «Господь взыде на небеса...». Чтец – тропарь канона Минеи. Хор: «И даст крепость...». Чтец – второй тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор – ирмос третьей песни Минеи 107 . По третьей песни – малая ектения, возглас: «Яко Ты еси Бог наш...» и седален. я и 5-я песни поются так: сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой, сила моя...» (т.е. с цифры 4). Чтец – тропарь Минеи. Хор: «И на высокая возводит мя...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии...». Чтец – тропарь. Хор: «Роса бо, яже о Тебе...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Песнь 6-я стихословится так же как и 3-я. Хор поет стих 6-й песни: «Хранящий суетная...» (т.е. от цифры 4). Чтец – тропарь б-й песни Минеи. Хор: «Аз же со гласом хваления...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет на катавасию ирмос 6-й песни. По 6-й песни – малая ектения, возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших...» и кондак. Песнь 7-я: хор поет ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего». Чтец – тропарь. Хор: «Благословен еси на тверди небесной...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне» – тропарь. Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется как и 1-я. Сначала поются стихи 8-й песни до условной цифры 14 (включительно), обозначенной в Ирмологии: «Благословите, огнь и вар...». Хор поет ирмос 8-й песни Минеи и стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – тропарь Минеи. Хор – следующий стих и т.д. Со стиха: «Благословите, вся птицы небесныя...» (т.е. с цифры 8) чтец читает тропари первого трипеснца, а со стиха: «Благословите, Анания, Азария...» – тропари второго трипеснца. После «Хвалим, благословим...» хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: «Древле оросившаго...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010