5:20). Если же останутся неисправимыми, то не имейте общения с ними, как учит апостол: « удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно » (2 Фес. 3:6), а также: « не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе » (1 Кор. 5:11). « Зри, как я возлюбил заповеди Твои. Господи! По милости Твоей оживи меня » (ст. 159). Он постоянно вспоминает о заповедях, оправданиях, законах и откровениях, показывая свою любовь к ним. Это же слово научает нас, чтобы мы, как говорит ап. Иоанн, любили не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). Тогда мы будем в состоянии получить жизнь по милости Божией. « Начало слов Твоих — истина и во век все суды правды Твоей » (ст. 160). 4. Обещания Твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь истиной и слова Твои подтверждаешь делом. Еще на первых порах бытия мира сказал Бог Адаму: « от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2: 16, 17). Это слово на век приобрело силу, — потому что ослушание Бога ввело смерть. Иной смысл является в связи с написанным (в той же книге Бытия): рече Бог Аврааму: « благословятся в семени твоем все народы земли » (Быт. 22:18). Семя его — Христос. В нем–то правда во век для рода человеческого. Началом же словес называет обетования, бывшие Аврааму. В нем одном некогда заключался народ иудейский, но Господь исполнил Свои обещания и умножил народ, как звезды небесные множеством, и о семени его благословил, по обетованию, все языки. На это и указывают слова псалмопевца: « и во век все суды правды Твоей ». Будучи пророком, он созерцал вечное царство Христово, почему и сказал, что истина украшает начало слов Божиих. А в другом псалме он говорит: « дела рук Его — истина и правда » (Пс. 110:7). « Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое » (ст. 161). Врагов и гонителей я, говорит, не страшился, но Твоих законов боялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

I. 2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела мои Цареви: язык мой – трость книжника скорописца. 2. Излило сердце мое слово благое: высказываю я соделанное мною (творение мое) Царю: язык мой – трость (писца изощренного) книжника скорописца. 3. Красен добротою паче сынов человеческих! излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя БОГ во век! 3. Красуешься (Ты) (по греч.: цветение красотою) добротою паче (превыше) сынов человеческих! Излилась (от избытка) благодать в устах Твоих: того ради благословил Тебя Бог во век! 4. Препояши меч Твой по бедре Твоей Сильне, – красотою Твоею и добротою Твоею! 4. Препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, – красотой Твоей и добротою Твоей! 5. И наляцы, успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно – десница Твоя! 5. И напряги (силу свою), и благопоспеши, и царствуй – истины ради, и кротости, и правды, и направит (путь Твой) дивно –десница Твоя! 6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых 6. Стрелы Твои отточены, Сильный: – в сердце врагов царевых: люди падут пред Тобою. 7. Престол Твой, БОЖЕ, в век века: жезл правости – жезл царствия Твоего! 7. Престол Твой, Боже, – во век века: жезл правоты – жезл Царствия Твоего! 8. Возлюбил-еси правду, и возненавидел-еси беззаконие: сего ради помаза Тя, БОЖЕ 31 , БОГ Твой елеем радости, паче причастник Твоих! 8. Возлюбил Ты правду, и возненавидел беззаконие: того ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости паче (более) тех, кто сопричастен Тебе. II. 9. Смирна, и стакти, и кассиа, от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из них же возвеселиша Тя дщери царей – в чести Твоей. 9. Смирна, и алой, и кассия – от одежд Твоих, (исходят благоуханием), от чертогов слоновых, из которых возвеселили Тебя дочери царей, чествуя Тебя. 10. Предста Царица одесную Тебе, в глазах позлащенных одеяна, преиспещрена! 10. Предстала Царица одесную Тебя в золотом разшитых ризах облаченная, преукрашенная! 11. – Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего! 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Как он клялся Господу, давал обет Богу Иакова ( Пс. 131:2 ). 3 . Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Вот мы услышали об этом в Евфрафе, нашли это в лесистых полях ( Пс. 131:6 ) 213 . 4 . Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Весьма славно возвещаемое 214 о тебе, град Божий ( Пс. 86:3 ). 5 . Бог посреде его, и не подвижится. Бог посреди его; он не поколеблется ( Пс. 45:6 ). 6 . Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ( Пс. 131 :11а). 7 . От плода чрева твоего посажду на престоле твоем. От плода чрева твоего посажу на престоле твоем ( Пс. 131 :11б). 8 . Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе. Ибо избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе ( Пс. 131:13 ). 9 . Освятил есть селение Свое Вышний. Освятил селение Свое Вышний ( Пс. 45:56 ) 215 . 10 . Святыня и велелепота во святиле Его. Святость 216 и великолепие во святилище Его ( Пс. 95:6 ). 11 . Свят храм Твой, дивен в правде. Свят храм Твой, дивен в праведности ( Пс. 64 :5б-6а) 217 . 12 . Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Дому Твоему, Господи, по достоинству принадлежит святость на долгие дни ( Пс. 92:5 ). 13 . Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделано имя Твое памятным в род и род ( Пс. 44 :18а). 14 . Благословен Господь во век, и в век века. Благословен Господь во век и в век века ( Пс. 88:53 ) 218 . Седален по полиелее Принадлежа к самой радостной части праздничного бдения, эти седальны естественно все проникнуты этим чувством и мыслью и наполнены словом «радость». Примыкая этой мыслью к предыдущему седальну (по 2-й кафисме), настоящие седальны развивают ее во всей подробности, исчисляя всех участников радости. Можно заметить, что из настоящих седальнов 1-й говорит о радости более неба и Иоакима, а 2-й – земли и Анны. Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно 219 Да радуется небо и земля да веселится: Божие бо небо на земли родися Богоневестная Сия, от обетования. Неплоды младенца доит Марию, и радуется о рождестве Иоаким: жезл, глаголя, родися мне, из негоже цвет Христос прозябе, из корене Давидова. Воистинну чудо преславно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Псалом 47 1 Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй субботы. 2 Велик Господь и славен весьма в городе Бога нашего, на горе святой Его, 3 хорошо укорененной, радости всей земли. Горы Сионские, ребра северные, город Царя Великого! 4 Бог в чертогах его ведом, когда защищает его. 5 Ибо вот, цари земли собрались, сошлись вместе. 6 Они, видя это, удивились, смутились, поколебались. 7 Трепет объял их: там болезни как бы рождающей. 8 Ветром бурным Ты сокрушишь корабли Фарсийские. 9 Как мы слышали, так и видели в городе Господа сил, в городе Бога нашего: Бог основал его на век. 10 Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего. 11 Как имя Твоё, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли: правдою наполнена десница Твоя. 12 Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дочери Иудеи, ради судеб Твоих, Господи! 13 Обойдите Сион и обнимите его, возвестите в башнях Его, 14 обратите сердца ваши к укреплению его, и разделите дома его, чтобы возвестить иному роду. 15 Ибо Сей – Бог наш во век и в век века. Он будет пасти нас во веки.     Псалом 48 1 В конец. Сынам Кореевым. Псалом. 2 Услышьте сие, все народы, внемлите, все живущие во вселенной: 3 земнородные и сыны человеческие, богатый вместе с убогим! 4 Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – разумение. 5 Приклоню к притче ухо моё, открою в псалтири загадку мою: 6 зачем бояться мне в день бедственный? Беззаконие пяты моей окружит меня. 7 О, надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся! 8 Брат не искупит, искупит ли человек? Не даст он Богу выкуп за себя 9 и цену искупления души своей. И будет трудиться вечно, 10 будет жить до конца, не увидит преисподней? 11 Ибо он видит, что мудрые умирают одинаково: безумный и неразумный погибают и оставляют чужим богатство своё. 12 И гробы их – жилища их на век, селения их в род и род, и нарекли они имена свои на землях. 13 Но человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им. 14 Этот путь их – соблазн им, и после того устами своими будут одобрять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

17. Вместо отец твоих Быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. От благословенного брака благословенных Богом Царя и Царицы будут дети – столькие и там, что Царица, видя их и любя свое благословенное семейство и новое отечество, забудет и отцов – предков своих и народ свой, из которого она произошла (ст. 11). – Эти сыны благословенного царского брака будут достойны своих, столь славных, родителей, а потому и будут поставлены князьями по всей земле. А потому, если их Отец, как царь, отличался красотою души – истиной, кротостью и правдой, а вместе и победоносной силой и властью (ст. 3–7), то – и они. Следовательно, и на всей земле водворится и распространится царство истины, кротости и правды. У Соломона было одиннадцать главных начальников над всем Израилем ( 3Цар.4:1–6 ), но они не были его сынами и царицы его. Только двенадцать Апостолов, суть истинные и любимые сыны Христа, поставленные им князьями в Его Церкви, которую они распространили и утвердили во всей вселенной. 18. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. Если обыкновенные дети хранят в памяти имя своих родителей и передают оное отдаленному потомству, то тем более дети таких родителей, как Богом благословенные Царь и Царица. – Устами псалмопевца Господь говорит (ст. 2): помяну, или – точнее – соделаю памятным имя Твое во всяком роде и роде, или – из рода в род, во все роды; сего ради, именно потому, что имя Твое будет памятно во все роды, – людие исповедятся Тебе или народы будут славить Тебя в век и во век века, – вечно. – Так, оставившая свой дом и народ, с забвением о них, ради Царя – Помазанника и Царства Божия, Царевна будет благословенной Царицей, а дети ее станут князьями над народами всей земли и во веки веков. Ни имени самой Царицы – дочери Фараона, ни ее сыновей – князей в священном историческом повествовании не сохранилось. Но сохранилось имя царственной Девы Марии ставшей Матерью Христа и Его Церкви; и сие Имя Богоматери стало и пребудет преблагословенным, по Ее непреложному слову: «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

19 Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их. 20 Хранит Господь вся любящыя его, и вся грешники потребит. 20 Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит. 21 Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое его в век и в век века. 21 Хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословит всякая плоть имя святое Его во век и в век века.   Христианин, как сделавшийся сыном Отца небесного, должен непрестанно прославлять Его и словами и делами по примеру псалмопевца. — Господь достоин величайшей хвалы и за бесчисленные Его благодеяния и вследствие бесконечного величия Его Существа. — « Из рода в род будут восхвалять дела Твои… » — Величие Божие возвещают, как благотворные для нас, так и страшные, губительные, явления природы. — Выше же всякого слова Его благость ко всем и ко всему. « Славу царства Твоего изрекут » (преподобные), чтобы научать других и сделать их общниками славословия. — Что значит: « преподобные » — Божественное милосердие к падающим. — « Ты даешь им пищу благовременно ». — Особые блага, подаваемые верным, боящимся Бога.   1. На этот псалом должно обратить особенное внимание. Он содержит в себе те выражения, которые посвященные в тайны часто припевают, как – то: « очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно » (ст. 15). Кто сделался сыном и вкушает духовную трапезу, тот должен прославлять Отца. « Сын чтит отца », говорит пророк, « и раб — господина своего » (Мал. 1:6). И ты сделался сыном, участвуешь в духовной трапезе, вкушаешь плоть и кровь Того, Кто возродил тебя; поэтому воздавай благодарностью за такое благодеяние, прославляй Даровавшего тебе такие блага и, повторяя эти слова, настраивай душу свою согласно с ними. Произнося: « превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой », оказывай великую преданность Богу, чтобы и о тебе сказал Он, как об Аврааме, Исааке и Иакове: « Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова » (Исх. 3:6). Если ты будешь говорить: « Боже мой, Царь мой », и не только говорить, но и показывать великую любовь к Нему, то и Он скажет о тебе: « раб мой, слуга мой », как сказано о Моисее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

3:7). « И избавил нас от врагов наших, ибо во век милость Его » (ст. 24). Чтобы не перечислять отдельно войн, нападений, побед, трофеев, он опять, одним словом коснувшись ряда их подвигов и оставив то, что происходило в частности с иудеями, обращается к всеобщему Его промышлению и говорит: « Он дает пищу всякой плоти, ибо во век милость Его » (ст. 25). Другой (Акила): который дает хлеб (ς δδωσιν αρτον). Третий (Симмах): дающий хлеб (διδους αρτον). Итак не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч, и не что–нибудь другое произращает плоды, но все — от Него. Посмотри и здесь не только на могущество, но и на неизреченное человеколюбие Его. Как Христос сказал: « ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5: 45), так и пророк здесь выражает тоже в словах: « Он дает пищу всякой плоти », т. е., не праведным и добродетельным только, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому, что в особенности и возвещает об Его владычестве. Видишь ли, что псалом составлен особенно для того, чтобы руководить к богопознанию? Потому и в начале он прежде всего указал на всеобщие явления, и в конце ими же заключил речь: выше сказал о солнце и луне, о молниях и дождях, которые бывают не в одной только части вселенной, а в заключение указал на общую всех пищу. Затем, доказав промышление Божие о всем, прибавил: « исповедайтесь Богу Небесному, ибо во век милость Его » (ст. 26), потому что из сказанных явлений открывается и то, что Он есть Господь всего, и горнего и дольнего, и на все простирается Его промышление и попечение. Будем же возносить Ему благодарность за все, за всеобщее и за частное, за благость, за человеколюбие, за могущество, за попечение, и будем делать это постоянно в продолжение всей жизни, как и псалмопевец говорит: « исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его ». Это — жертва; это — приношение; это особенно преклоняет Его на милость к нам и привлекает Его благоволение, которого да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой (Пс. 2, 7б). Аз днесь родих Тя. Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7в). Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Тебе (Пс. 2, 8а). И одержание Твое концы земли. И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8б). В главизне книжней писася о Мне. В свитке книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой Боже, в век века. Престол Твой, Боже, в век века. (Пс. 44, 7а). Жезл правости, жезл царствия Твоего. Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7б). Сего ради помаза Тя Боже, Бог Твой елеем радости. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих. (Пс. 44, 8б). Яко Ты наследиши во всех языцех. Ты наследуешь во всех народах (Пс. 88, 8б). Благословен Господь во век, буди, буди. Благословен Господь во век. Да будет, да будет. (Пс. 88, 53). По полиелеи седален, глас 4: Подобен: Удивися Иосиф: Приидите, видим вернии, где родися Христос: последуем прочее, аможе идет звезда, с волхвы восточными цари: Егоже ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы, в Вифлееме Иудейстем. Приидите, верные, посмотрим, где родился Христос; последуем затем за волхвами, восточными царями, туда, куда идет звезда; Тому, Кого поют там непрестанно ангелы, пастухи играют на свирелях достойную песнь, приговаривая: «Слава в вышних Родившемуся сегодня от Девы и Богородицы в пещере Вифлеема Иудейского». Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3). Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (ст. 1). Всякое дыхание да хвалит Господа: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Матфеа, зачало 2 (Гл. 1, 18 – 25).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Ибо в этом месте говорилось о воскресении тела, по поводу чего также сказано: «Уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп.3:21). Итак, единая смерть нашего Спасителя была спасением от двойной смерти нашей, а Его единое воскресение стало ручательством нашего двойного воскресения. Ибо тело Его и в том, и в другом случае, т.е. и в смерти, и в воскресении, послужило нам (своего рода) исцеляющим соответствием и в таинстве внутреннего человека, и образом человека внешнего. 7. Это отношение одного к двум возникает, конечно же, из троичного числа, ведь одно к двум — три. Все же (числа), что я назвал, вместе равняются шести, ибо один и два, и три — шесть. Это число поэтому называется совершенным, ибо оно исполняется своими частями. Ведь у него их три: одна шестая, одна третья и половина. И в нем не обнаруживается никакой другой части, которую бы можно было назвать целым делителем. Значит, шестая часть его — один, третья — два, половина — три. Но один, два и три совершают всю ту же шестерку. Святое Писание указывает нам на совершенство этого числа в особенности в том, что Бог совершил свой труд в шесть дней, и (в том, что) на шестой день Он сотворил человека по образу Своему (Быт.1:27). И в шестой век рода человеческого пришел Сын Божий и сотворен был Сыном Человеческим, чтобы преобразовать по образу Божию. Ибо мы теперь живем в шестом веке, считаем ли мы каждые тысячу лет за один век, или же отслеживаем в Святом Писании (наиболее) памятные и знаковые временные моменты так, что первый век — от Адама до Ноя, второй — от Ноя до Авраама, далее же (в соответствии с тем) как подразделил евангелист Матфей — от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, а от него до Рождества (Христова) (Мф.1:17). Если к этим трем векам добавить прежние два, получится пять. Таким образом, Рождеством Господа начался шестой век, который и совершается ныне до сокровенного конца времен. В этом отношении тройственности подразделения мы также полагаем это шестеричное число некоторым прообразом времени, посредством которого мы считаем первым временем то, что до закона, вторым -то, что под — законом, третьим — то, что в благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Изъяснение псалма 117-го. «Аллилуия». И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. Поскольку же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претерпев тысячи различных смертей, оказались победителями враждуюших. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение. Пс.117:1 .   Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеюшим в ней нужду. Пс.117:2 .   Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .   Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. «Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его». «Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его»: Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание. Пс.117:4 .   Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. «Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его». Божие человеколюбие, говорит Пророк, все песнословьте: и от Израиля ведущие род, хвалящиеся прародительским благочестием, даже сподобившиеся между ними священства, и вы, происшедшие от различных народов, но избавившиеся нечестия предков; потому что Бог всех один, и всем оказывает различныя благодеяния, и просящим являет милость. Потом Пророк яснее говорит о Божием промысле. Пс.117:5 .   Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010