—809— ное присоединение к слову дети, – «которых мне дал Бог» ( Ис.8:18 ; Быт.33:5 ); Вообще имена говорят о милости Божией, и это закреплено во многих именах, в которые, как часть, входит глагол (=быть милосердым). Бог вообще близок к народу Своему. Он – Покровитель и защитник, Могущественный Владыка народа (имя – Адония=Господь есть Бог). Сильной Десницей защищает Он народ Свой (имя Израиль), Он, Милосердый (Ханниил), помогает Израилю особенно в трудные моменты его исторической жизни (как, например, при выходе из Египта, – Елеазар – Исх.6:23 ). Иегова любит народ Свой, обращаясь с особенным благоволением к его Царям. Один из них – Соломон – удостоился через пророка Нафана быть названным: возлюбленный Иеговой (Иедидия – 2Цар.12:15 ). Иегова поддерживает царей (имя – Охозия), Он утверждает и поставляет их (Иехония), их наставляет, направляет и возбуждает (Иоаким). Это сознают почти все цари Иудейские, нося имена, соединённые с Божественным именем Иеговы. Замечательно, что полное глубокого значения имя – Авия (=Отец – Иегова) носит не только сын Ровоама, но и сын Иеровоама ( 3Цар.14:1–8 ), – Иеровоаму хотелось, чтобы и его династия наследовала Божие благословение. Мы вовсе не хотим сказать этим, что в указанных именах с определённостью дана теократическая идея. При стремлении, вопреки 1113 существовавшей теократии иметь царя, при стремлении некоторых царей царствовать не Божьею милостью и властью вряд ли очень близка была в эпоху царей Еврейскому народу, за редкими исключениями, идея теократии. «Заря теократии почти никогда не переходила в ясный день, но чаще всего изнемогала в борьбе с идолослужением и скорбно замирала до нового рассвета и иногда через долгую череду лет» 1114 . Будет вернее, следуя этому вдумчивому суждению нашего авторитетного учёного, сказать, —810— что очень и очень редко были у Евреев истинно-теократические цари, но вообще идея теократии мало присуща до-пленному Израилю. В именах же, если позволительно такое сравнение, пред нами – зарницы, блёстки теократии. Но отрицать наличность в Еврейском народе самого глубокого, вкоренившегося убеждения во владычестве Бога над всем миром и Его особенном отношении к Израилю вряд ли кто может. Не воспринимая ещё (причины указаны во Втор. 32 ) идеи теократии, Израиль в начале своего самостоятельного, как целого народа, существование считал себя сыном Божиим (ср. имя Авиезер – Отец помогает; Помощник – Нав.17:2 ). В послепленную эпоху теократическая идея более остро сознавалась в Еврейском народе. Книга Неемии сохранила нам выразительное имя Малхиил ( Неем.3:11 ). Но признание здесь, что Царь есть Бог, – признание, увы, уже позднее. Ранее же Господь мыслился, как видно из предшествующей краткой характеристики, вообще Владыкой всего существующего, Главой и Отцом всех, Судьёй и Воздаятелем (Гамалиил – Господь воздаст – Числ.1:10 и Елисафат – Господь судит – 2Пар.23:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предмет, разделение и исторический характер кн. Иисуса Навина. Как излагающая положение того, что делал Господь для основания Своего Царства на земле, кн. Иисуса Навина тесно связана с Пятикнижием, на что указывают начальные ее слова по греко-славянскому переводу, служащему буквальной передачей слов еврейского текста: «И бысть по скончании Моисеа раба Господня» ( Нав.1:1 ). Но как излагающая особые события из ветхозаветной истории Царства Божия, она имеет отдельное, самостоятельное значение. Предметом ее служит совершившееся во дни Иисуса, сына Навина, и через его посредство исполнение божественных обетований о даровании избранному народу Ханаанской земли. Это исполнение состояло в завоевании этой земли и разделении ее между коленами, составлявшими израильский народ. Соответственно этому книга Иисуса Навина делится на две равные части. В первой части от I главы по XII излагается завоевание, во 2-й – от XIII главы по XXII – разделение земли. Последние две главы содержат изложение того, что сделал Иисус Навин по исполнении возложенного на него дела Божия для незыблемого дальнейшего его существования. Изложенные в этой священной книге сведения о тех из отдельных событий, которые не выходят за пределы обычного хода жизни, не возбуждают сомнений в исторической достоверности. Сведения о таких событиях изложены с такими подробностями относительно мест, где они совершились, лиц, которые действовали в них, сказанных этими лицами отдельных замечательных слов (например, Нав.10:12,14:7 и др. м.), с такою археологической точностью, которые показывают, что писатель книги имел подробные, точные, не только устные, но и письменные сведения о том, что совершалось в описываемое им время. Археологическая точность видна из того, что при изложении событий он оттеняет древние воззрения, когда, например, в Нав.13:6 , сидонян причисляет к тем племенам, которые были изгнаны из их владений, а эти последние причисляет к уделу Асирова колена ( Нав.19:28 ). Между тем, как при первых израильских царях мысль об этом была уже оставлена и заменилась дружественными отношениями с финикийскими царями ( 2Цар.5:11 ; 3Цар.5:1 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По закону кровомщения ( Исх.21:12–14 ; Чис.35:16–21 ; Втор.19:11–12 ), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая ( 2Цар.3:27,20:10 ). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31). 3Цар.2:34 .  И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне. Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар.14:11 ; 4Цар.9:35 ); во внимание к прежним государственным заслугам Иоава, он был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар.25:1 ). 3Цар.2:35 .  И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара. Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону ( 3Цар.1:8 ) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. ( 3Цар.4:29–30 ; 3Цар.5:15–16,6:38 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX и после 46 ст. данной главы. 3Цар.2:36 .  И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; 3Цар.2:37 .  и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей. 3Цар.2:38 .  И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. 3Цар.2:39 .  Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. 3Цар.2:40 .  И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. 3Цар.2:41 .  И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполнятся дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержду царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» ( 2Цар.7:12–16 ), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27–29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основной идеей и нитью, связующей повествования 3 и 4 книг Царств. С этой целью священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, несмотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонявшихся от Него царственных потомков Давида ( 3Цар.14,25–26 ; особ. 15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давида с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей ( 3Цар.15:27–29; 16:9–11, 16–17 ; 4Цар.10:11 ...; 15:10–31). Правда, священный историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давида при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом ( 4Цар.25:27–30 ). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указания на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма ( 3Цар.1:11–48; 5:5 ), завещание Давида Соломону ( 3Цар.2:4, 24 ), молитву Соломона по вступлении на престол ( 3Цар.3:6 ) и по освящении храма ( 3Цар.8:15–20 ), откровения Господни во время строения храма ( 3Цар.6:12–13 ) и по окончании его ( 3Цар. 9, 4–5 ). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12–13:34–36; 15:3–5: 11–12 ; 4Цар.9:19; 14:3; 16:2; 18:3; 19:34; 20:5 ...). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама сына Наватова», частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10; 15:25–34; 16:1–34 ; 4Цар.9:30–37; 10:1–30; 15:8–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполняться дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержу царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» ( 2Цар.7:12–16 ), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27–29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основною идеею и нитью, связующею повествования 3 и 4 книги Царств. С этою целью, священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, не смотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонившихся от Него царственных потомков Давида ( 3Цар.14:25–26 ; особ.15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давидова с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей ( 3Цар.15:27–29;16:9–11,16–17 ; 4Цар.10:11;15:10–31 ). Правда, свящ. историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давидова при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом ( 4Цар.25:27–30 ). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указание на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма ( 3Цар.1:11–48;5:5 ), завещание Давида Соломону ( 3Цар.2:4,24 ), молитву Соломона по вступлении на престол ( 3Цар.3:6 ) и по освещении храма ( 3Цар.8:15–20 ), откровения Господни во время строения храма ( 3Цар.6:12–13 ) и по окончании его ( 3Цар.9:4–5 ). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12–13,34–36;15:3–5,11–12 ; 4Цар.9:19;14:3;16:2;18:3;19:34;20:5 …). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама, сына Наватова», частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10;15:25–34;16:1–34 ; 4Цар.9:30–37;10:1–30;15:8–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

14 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 в Лахис. Лахис крупный город в Иудее, располагавшийся в двадцати четырех километрах к западу от Хеврона. 14 которому было шестнадцать лет. Азария, вероятно, стал царем еще во время пленения его отца, поэтому периоды их царствования частично совмещаются (см. ком. к ст. 17). 14 Елаф. Морской порт в заливе Акаба ( 3Цар. 9,26–28 ). 14 В пятнадцатый год Амасии. Т.е. в 782 г. до Р.Х. Иеровоам. См. 3Цар. 11,26–14,19 . царствовал сорок один год. Т.е. с 793 по 753 г. до Р.Х. Первые одиннадцать лет царствования Иеровоам II, видимо, являлся соправителем своего отца Иоаса (см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 14 не отступал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . В политическом и экономическом аспектах царствование Иеровоама II было самым благополучным за всю историю северного царства (ст. 25). Иеровоам сумел заставить сирийцев отступить от Дамаска в центральную Сирию и распространил владения Израиля до Мертвого моря. 14 от входа в Емаф. Город на севере израильских владений ( Чис. 13,22 ; 3Цар. 8,65 ). до моря пустыни. Очевидно, до Мертвого моря ( Нав. 3,16; 12,3 ). Иеровоам расширил территорию Израиля не только на север, но и на юг по восточному берегу Иордана (в землях аммонеев и моавитян). Иеровоам II, таким образом, владычествовал над территорией, значительно большей, чем кто-либо из прежних царей (ср. Ам. 6,13.14 ). чрез... Иону, сына Амафиина. См.: Книга пророка Ионы. Введение. из Гафхефера. Гафхефер (Геф-Хефер) находился в двадцати двух километрах к западу от южной оконечности Галилейского моря ( Нав. 19,13 ). 14 ни заключенного, ни оставшегося. См. 3Цар. 14,10 . 14 Дамаск. Столица Сирии. Емаф. См. ком. к ст. 25. принадлежавший Иуде. Давид и Соломон, контролировавшие Дамаск и Емаф, принадлежали к колену Иудину ( 2Цар. 8,6 ; 3Цар. 8,65 ; 2Пар. 8,3 ). в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 И воцарился Захария. См. 15,8–12. Глава 15 15 В двадцать седьмой год Иеровоама. Т.е. в 767 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

За это он получил чрез пророка Нафана божественное обещание, что Иегова утвердит царское достоинство за ним и его семенем после него, которое произойдет из чресл его, т. е. за его потомством, и оснует престол его царства навеки ( 2Цар.7:12 и пр.). Чрез это обещание, равно как чрез сооружение храма исполненное не самим Давидом, но сообразно с божественным повелением, только его сыном Соломоном, земное царское достоинство стало видимым представлением господства Иеговы в Израиле. Сион или Иерусалим стал средоточным пунктом не только земного царства, но вместе основавшегося во Израиле божьего царства; феократический царь сделался представителем Иеговы, сидя на «трон Иеговы» ( 1Пар.29:23 ) или «царского достоинства Иеговы» (28:5), чтобы творить народу суд и правду ( 2Цар.8:15 ) побеждать его врагов; заботиться о сохранении и в случае нужды о восстановлении святилища и законного культа ( 3Цар.6–8 ; 4Цар.12:4 и д.; 22:3 и д.), даже надзирать за священством и определять его служение ( 1Пар.23 и д; 2Пар.29–31 и д.), чтобы, наконец, в качестве главы народа, на вершине его являться во святилище пред Богом и во имя общества приносить молитву и жертву ( 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 ; 3Цар.8:14 и д.) не захватывая впрочем свойственных священству богослужебных прав и отправлений. 1113 Чрез Давида и Соломона царское достоинство достигло высшей земной пышности и славы. Как помазанники Иеговы цари в глазах народа были священными лицами ( 1Цар.24:7,11; 26:11,16,23 . 2Цар.1:16 ), хотя и не были обоготворяемы – как это было у других восточных народов – и не были неприступными для подданных, напротив они лично возвещали народу суд в высшей инстанции ( 2Цар.15:2 ; 3Цар.3:9,16 и д.) и обыкновенно на войне предводительствовали войсками (1Цам.13:2 и д.; 2Цар.5:6 и др.), равно и в других случаях являлись часто между народом, чтобы делать распоряжения (1 С. 6: 3 Ц. 8). Для непосредственного исполнения своих повелений, а на войне для защиты своей особы, они имели телохранителей – Креты (Crethi) и Плети (Plethi), которые также исполняли данные ими приговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

впрочем не так, как отец его Давид. См. ком. к 3Цар. 11,4 . 14 Только высоты не были отменены. Амасия один из немногих иудейских царей, царствование которых удостоено положительной оценки автора. Но при этом Амасия не может быть признан образцовым правителем, так как он не предпринял никаких мер против богослужений, совершаемых в святилищах на вершинах холмов (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). 14 умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. См. 12,20.21. 14 дети не должны быть наказываемы смертью за отцов. См. Втор. 24,16 . 14 на долине Соляной. Вероятно, под этим наименованием следует понимать солончаковую степь к югу от Мертвого моря (ср. 2Цар. 8,13 ; Пс. 59,2 ). взял Селу... и дал ей имя Иокфеил. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) называет этот город Петра (греч.: «скала»). Город Села лежал в ущелье, в восьмидесяти километрах к югу от Мертвого моря (см. также Суд. 1,36 ). до сего дня. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см. ком. к 3Цар. 8,8 ). 14 к Иоасу. См. 13,10–25. 14 терн, который на Ливане. Северное царство было больше и могущественнее южного (см. ком. к 3Цар. 15,16.17 ). В этой притче (ср. Суд. 9,8–15 ) терновник (Амасия) заявляет себя равным ливанскому кедру (Иосии). 14 в Вефсамисе. Вефсамис находился в двадцати четырех километрах к западу от Иерусалима ( 3Цар. 4,9 ). 14 И Амасию... захватил Иоас. Иоас, по-видимому, привел Амасию в Самарию (ст. 14), где тот вынужден был находиться до самой смерти израильского царя (ст. 17). от ворот Ефремовых. Главные ворота, находившиеся в северной стене Иерусалима ( Неем. 8,16; 12,39 ). до ворот угольных. Эти ворота находились на северо-западном углу городской стены ( 2Пар. 26,9 ; Иер. 31,38 ; Зах. 14,10 ). 14 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 14 Иеровоам. Речь идет о Иеровоаме II, правившем с 793 по 753 г. до Р.Х. (ст. 23–29). 14 И жил Амасия... по смерти Иоаса... пятнадцать лет. Надо полагать, большую часть своего царствования Амасия, долгие годы находившийся в плену у Иоаса делил власть со своим сыном Азарией (15,1 –7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Довольно распространено суждение и критическое предположение, могущее смутить всякого читателя, что писатель Паралипоменон непременно опускал факты небезупречного поведения древних «прославляемых» им иудейских царей и таким образом намеренно «прославлял» их. Так, опущены: прелюбодеяние Давида с Вирсавиею (2Цар.11гл.), место его над потомками Саула ( 2Цар.21:1–9 ), кровосмешение Амнона (2Цар.13гл.), многоженство и идолослужение Соломона ( 3Цар.11:1–8 ). Но если не упоминаются в жизни Давида и Соломона предосудительные поступки преимущественно домашнего и семейного характера 133 , то не упоминается о многих поступках, служивших к «славе» их, например, об отношениях Давида к Саулу ( 1Цар.24 ,26гл. и др.) и его потомству ( 2Цар.9 гл.), о мудрости Соломона (3Цар.3гл.) и его писаниях (4:29–34). С другой стороны, упоминается о небезупречных фактах, не упоминаемых в книгах Царств, например, истребление Аммонитян Давидом ( 1Пар.20:2–3 ); Давид говорит, что он много «пролил крови», за что Господь не позволил ему строить храм ( 1Пар.22:8 ), о чем в параллельном повествовании книг Царств умалчивается. Писатель не скрывает, что было изречено пророчество Ахии об отторжении 10 колен от потомства Соломона «за грехи» этого царя ( 2Пар.10:15 ср. 3Цар.11:29–40 ), хотя и не повторяет его пророчества и грехов Соломона, как всем известных из книг Царств. Точно также в жизни последующих иудейских царей не мало встречается у писателя Паралипоменон замечаний «очень не благоприятных» для характеристики их поведения. Он говорит, например, что Ровоам «оставил закон Божий», делал зло перед Богом , и Сусаким «за грехи царя и народа» опустошил Иудею ( 2Пар.12:1–2,4 ); упоминается также его многоженство и распутство ( 2Пар.11:18–21: 18 жен и 60 наложниц). По книгам Царств не видны его грехи и последний факт не упоминается ( 3Цар.14:22–29 ). В кни. Паралипоменон упоминаются: многоженство Авии ( 2Пар.13:21 ), идолослужение и полная перемена в правлении Иоаса и даже убийство им сына Иоддаева, Захарии ( 2Пар.24:17–22 ), служение Амасии идолам идумейским ( 2Пар.25:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Чиновничество в более тесном смысле появляется только вместе с царской властью. При Сауле отношения еще вполне первобытны. Но у Давида, по 2Цар.8:16 и д. 20:23 и д. были: начальник войска, «Мазкир», который представлял царю доклады о делах, требующих решения, секретарь, который составлял царские письма и вел переписку с иноземными правителями, начальник телохранителей и надзиратель за тяглыми работами. При Соломоне к этим должностям присоединилось несколько новых. Такова должность царского министра двора, 3Цар.4:6 ср. Ис.22:15–36; 3:22 . Какое значение она имела, следует из того, что правящий от имени своего отца, Иофам, по 4Цар.15:5 , носил этот титул. Далее, префекты 12 областей, на которые разделялась земля, с постоянным над ними обер-префектом, 3Цар.4:5–7 . С ними, вероятно, можно сопоставить сопровождаемых вооруженными людьми областеначальников в царстве Израильском 3Цар.20:14 . Позднее слышим о градоначальнике в Самарии, 3Цар22:26 , а после первого взятия Иерусалима (§18) – о писце, переписывавшем земское ополчение, Иер.52:25 88 . Эти царские чиновники, приставники (сарим), были прежде всего землевладельцы, которые в экономическом отношении были поставлены не иначе, как и прочие состоятельные люди. Так, напр., Иоав имел земельный участок, который он и возделывал в мирное время, 2Цар.14:30 . Но, как «рабы царя», они стояли в более близком отношении к царю и принадлежали – в широком смысле – к его двору, почему они, как собственно придворные, виночерпии и т. п., имели право обедать за царским столом, cp. 1Цар.20:4 ; 2Цар.9:7 ; 3Цар.5:2 и д. 10:5, ср. Неем.5:17 . Соломон устроил даже в своем дворце помещения для таких чиновников, 3Цар.10:5 . В этом смысле можно говорить об известном вознаграждении царских чиновников. Кроме того, положение судей и собирателей податей многим давало лёгкий случай обогащаться на счет народа (§ 7). Потому этих мест очень домогались, что видим особенно в израильском царстве, где при государственных переворотах новый царь опирался на толпу людей, которых он и награждал такими местами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010