Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Соломон Соломон [евр. Шеломо, от евр. «процветание», «благоденствие», «мир» ]. I. 1) сын ⇒ Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970–930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды ( 3Цар. 13Цар. 11:1 ; 1Пар. 29:20 – 2Пар. 9 ). Еще до рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии ( 1Пар. 22:9 ). кроме того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа ­­ «Возлюбленный Богом» ( 2Цар. 12:24 ). С., как миролюбивый царь, является прообразом ⇒ Мессии, великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о котором пророчествовал Давид ( 2Цар. 23:1–7 ); 2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта, народ в его время жил спокойно, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 4:20.25 ). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя Божий суд. У С. было два иноземных врага – ⇒ Адер Идумеянин и ⇒ Разон, царь Дамаска; впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице ⇒ Иеровоама, к которому позже, после смерти С., перешла власть над десятью израил. коленами ( 3Цар. 11:14–40 ). 3) восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил С. завещание ( 3Цар. 2:1–10 ). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой ⇒ Адония, еще при жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу, девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник ⇒ Иоав также был убит, а первосвященник ⇒ Авиафар – сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а первосвященником – Садок ( 3Цар. 2:12 ). Все это укрепило власть С. (в Синод. пер. отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3Цар. 2:46 : «Так царство было укреплено в руке Соломона»). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона ( 1Цар. 3:1 ), вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии (⇒ Египет ). Егип. царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын ⇒ Ровоам родился в тот год, когда он стал царем ( 3Цар. 11 и 3Цар. 14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

III. Во внутреннем дворе стояли: 1. Медный жертвенник для всесожжения ( 3Цар.8:64 ), который по 2Пар.4:1 , был 20 локтей длины, такой же ширины и 10 высоты, построен из медных досок по образцу Моисеева жертвенника и внутри наполнен землей и дикими камнями. Такие огромные размеры, по аналогии жертвенника Моисеева и изображенного Иез.43:13–17 , заставляет предполагать, что жертвенник Соломонов, кроме нижнего сильно выдававшегося карниза, вероятно, имел еще три уступа, и с каждым уступом уменьшался в длину и ширину на один локоть, так что верхний ярус жертвенника с очагом был только 12 локтей длины, и ширины, а длину и ширину 20-локтевую нужно относить к самому нижнему карнизу, который выдавался с каждой стороны на 2 локтя. 196 Верхний уступ, вероятно, служил для священников местом обхождения, во время службы их при жертвеннике. 197 Едва ли также при такой высоте можно было достигать олтарного очага, помощью только насыпного всхода; для этого должны были служить ступени, о которых упоминается у Иез.43:17 .·– Как побочные сосуды жертвенника поименовываются: горшки, лопаты, чаши и вилки ( 3Цар.7:40,46 ; 2Пар.4:11,16 . 2. Между жертвенником и притвором, но более к югу, стояло медное или литое море (Jam mutzaq) – огромный, круглый бассейн, 5 локтей вышины и 10 локтей в диаметре на верхнем краю, а в окружности около 30 локтей, вылитый из меди, толщиною в ладонь, с выгнутым, подобно бокалу, в виде распустившейся лилии, верхним концом, над которым находились, как украшение, два ряда литых огурцов по десяти на каждый локоть, литых одною работою с морем. Этот колоссальный бассейн, вмещавший 2000 батов воды, 198 покоился на 12 медных волах, головы коих были обращены по три в каждую сторону света, а сами они, вероятно, стояли на одной металлической подставке ( 3Цар.7:23–26 ; 2Пар.4:2–5 ). Для омовения рук и ног священников бралась вода из этого сосуда чрез краны. 3. На обеих сторонах жертвенника стояли десять медных подставок mekonoth с находящимися на них медными умывальниками kîjoroth, для омовения жертвенного мяса ( 3Цар.7:27–37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Может быть, по подражанию устройству ассирийских капищ, а также и для извлечения новых ценностей из храма Соломонова на уплату новой контрибуции царю ассирийскому, Ахаз обломал (ст. 17) украшения и другие принадлежности устроенных Соломоном во внутреннем дворе умывальниц – и медного моря (ср. 3Цар.7:23–28 ), а также отменил «крытый ход (евр. мусах, в keri мусах) субботний " и «внешний ход царский к дому Господню» (ст. 18). Оба последние сооружения воздвигнуты были, вероятно, уже после Соломона: характер и назначение этих построек трудно установить с точностью ввиду значительной темноты и, может быть, поврежденности текста ст. 18. Под крытым входом (евр. мусах, Vulgata: musach) обыкновенно разумели, вслед за раввинами, особое царское место в переднем дворе, в котором (месте) стоял царь в субботу (LXX, видимо, читали не мусах, а мусад – «основание», когда передали: θεμλιον τς καθεδρας ( τν σαββτων), слав.: «основание седалища»). Под «внешним ходом царским» с большим основанием в библейском тексте ( 3Цар.14:27 и далее ; 4Цар.11:4 ; Иез.46:1–2 ) понимают особый крытый ход, галерею с колоннадой, от царского дворца на Сионе до храма на Мориа (ср. проф. Гуляева, с. 343–344). Все это сломал Ахаз как по небрежению о благолепии храма, так и из желания принести дары ассирийскому царю (может быть, уничтоженные приспособления могли, по опасению Ахаза, почему-либо возбудить гнев ассирийского царя). Нечестие Ахаза завершилось, наконец, закрытием дверей храма Иеговы ( 2Пар.28:24 ). По И. Флавию (Иуд.Древн. 9:12, 3), Ахаз «дошел даже до такого пренебрежительного и наглого отношения (к Господу Богу), что распорядился наконец совершенно запереть храм, запретил приносить Предвечному установленные жертвы и присвоил себе все жертвенные приношения». 4Цар.16:19 .  Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.16:20 .  И почил Ахаз с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него. За нечестие свое Ахаз, подобно Иораму ( 2Пар.21:19–20 ) и Иоасу ( 2Пар.24:25 ), лишен был чести погребения в царском некрополе ( 2Пар.28:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Αχαβ, слав.: «Ахаав») крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. XVII – XXII; здесь же ( 3Цар. 16:30–33 ) делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Хирамом – для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр. Етбаал, у И. Флав. Иуд. Древн. VIII, 13, 1–2; прот. Апиона 1 – εθβαλος), бывшего жрецом Ваала и Астарты, – ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала 18 (евр. (габ.) Баал, господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим, солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи ( Ис.17:8 ; 2Пар.34:4 ) – из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала – Мелькарта стояли две таких статуи – одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2) маццебот – статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы ( Лев.26:1 и др.): такую стелу (евр. маццеба) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее ( 4Цар.3:2 ); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем ( 4Цар.10:26–27 ); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы ( Суд.9:4,46 ; 3Цар.16:32 ; 4Цар.10:21,25, 11:18 ; 2Пар.23:17 ). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст. 32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности ( Откр. 2:20 ). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту – Ашеру (ср. 3Цар.14:15 ), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст. 33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты – Ашеры ( 3Цар.18:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иноземными культами увлекался ещё Шломо ( 3Цар.11 ), а при сыне Шломо Рэхавъаме хананейской религии был дан зелёный свет ( 3Цар.14:22–24 ). Затем, правда, религиозная политика в Йенуде на некоторое время изменилась, Аса ( 3Цар.15:11–13 ) и Йеношафат ( 3Цар.22:46 ) пытались искоренить хананейские культы. Но эта борьба не увенчалась окончательным успехом: сын Йеношафата Йорам (Йенорам), женившийся на дочери Ахава, вводит в Йенуде по примеру своего израильского тестя ваализм ( 4Цар.8:18 ), эту политику продолжает его сын Ахазъяну, внук Омри по материнской линии ( 4Цар.8:26–27 ), а после смерти Ахазъяну от ран, полученных в сражении с Йену ( 4Цар.9:27 ) – его мать Аталья, захватившая иудейский престол. В эпоху, когда Исраэлем правили сильные в военном и политическом отношении омриды, цари куда более слабого царства Йенуды стремились с ними породниться. Но вместе с израильскими принцессами они импортировали от своих северных соседей и их веру. В IX веке ваализм, по всей видимости, был в Йенуде в моде. Йеноаш, Амацъяну, Азарья (Уззийану) и Йотам «делали угодное в очах YHWH», но затем на престол Йенуды взошёл сын Йотама Ахаз, который «не делал угодного в очах YHWH… ходил путём царей Исраэля, и даже сына своего провёл через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал YHWH от лица сынов Исраэля» ( 4Цар.16:2–3 ), «сделал литые статуи Ваалов» ( 2Пар.28:2 ). Служение Михи начинается при Йотаме, продолжается при Ахазе, заканчивается при Хизкийяну ( Мих.1:1 ). Между благочестивыми Йотамом и Хизкийяну – нечестивый Ахаз, царствовавший шестнадцать лет. Миха обличает высоты Йенуды. До реформ царя Йошийяну, который запретил богослужения на высотах, централизовал культ и повелел служить YHWH исключительно в храме Йерушалаима, конечно, ещё далеко. А до тех пор, пока эти реформы не были провозглашены и осуществлены, служение на высотах (естественно, при непременном условии, что это служение исключительно Богу Исраэля, YHWH) было вполне законным, и пророки, и цари, и весь народ совершали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

После смерти Амнона ( 2Цар.13:28–29 ) и Авессалома ( 2Цар.18:9–15 ) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ( 1Цар.9:2 ; 2Цар.14:25 ), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ( 2Цар.15:1 ), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти ( 1Цар.8:11 ; Иер.17:25 ). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ( 1Цар.23:17,24:21 ), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ( 3Цар.1:17,20 и др.); ср. ( 2Пар.11:22 ). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: ( 2Цар.2:13,11:1 ; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: ( 1Цар.22:20 ; 2Цар.8:17,15:24 ) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею ( 2Цар.8:18,23:20,30 ; 1Пар.11:22–23 ), а Авиафара – с Садоком ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3 ). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ( 2Цар.7:2–17,12:1–25 ), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его ( 2Цар.12:25 ) ) и не по обиде на Адонию ( 3Цар.1:10–26 ), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ( 2Цар.7:12–13 ; 1Пар.22:9–10 ). Семей – не враг Давида ( 2Цар.16:5–13 ), казненный впоследствии Соломоном ( 3Цар.2:46 ), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем ( 3Цар.4:18 ). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησε), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαας κα o ταροι κτο ο ντες δυνατο – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1335 Такого рода возражения см у Толюка, Генгстенберга и Делича, а также в Воскр. Чт. 1854/7 г., стр. 307. 1343 На основании 2Пар.8:3 : «и пошел Соломон на Емаф Сува, и взял его» – некоторые (напр Bertheau) полагают, что Соломон предпринимал поход для усмирения одной из областей покоренного отцом его царства Сирийского, возмущенной может быть Разоном, о котором в 3Цар.11:25 замечается, что он был противником Израиля во все дни Соломона. При таком предположении слова: «остры стрелы твои: они в сердце врагов царя», – можно бы было понимать в прямом буквальном смысле о наказании Соломоном его мятежников оружием. Укрепление Соломоном северных Сирийских владений, предполагающее с этой стороны какую-либо опасность для Израиля, а также всегдашняя строгость Соломона в отношении к врагам царства ( 3Цар.2:23–27, 29–34, 42–46, 11:40 ), вместе с приведенным замечанием о Разоне, дают некоторую вероятность догадке о его походе в Сирию. Но так как общее убеждение стоит за решительное отсутствие каких бы то ни было войн в его царствование, а о походе в Сирию кроме приведенного стиха нигде более не говорится и притом вслед за выражением: «взял его », речь идет об укреплении городов Емафа ( 2Пар.8:4 ), то, кажется, правильнее будет и это выражение понимать также об укреплении области Емаф Сува в предупреждение отпадения ее от его власти, хотя в действительности в ней не было никаких возмущений. Открытое восстание Разона относится только к последнему времени царствования Соломона (ср. Keils Comm zu 1 ron 11, 24–25). 1349 Такого мнения о происхождении 44-го псалма Calvin, Grotius, O v Gerlach, Moll и мн. др. Тоже мнение высказывается и у нас в Руков. к чт. учит. кн. В. З. стр. 98. 1350 Ср. особенно по евр. тексту изображение Господа, как великого Царя, владычествующего на всей земле, над всеми народами Пс.45:11, 46:3, 8, 9 и 47:3, 1, или описание Иерусалима, как величественного града Божия и святого жилища Всевышнего Пс.45:5–6 и 47:2–4, 12–14, страшного нашествия и чудесного поражения врагов 45:4, 7–10, 46:4–5 и 47:5–7. См сличение этих псалмов у Делича в Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae, p. 54 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

40 в каждой боковой комнате. Иначе: «в альковах (комнатах) для стражей». Поскольку стена отделяла священные помещения храма от внешних светских и доступных для всех территорий, у входа в храм стояли стражники ( 2Пар. 8,14; 35,15; 12,25.45.47; 13,5 ). 40 Боковых комнат... три. По описанию, ворота нового храма очень похожи на храмовые ворота времен царя Соломона, обнаруженные при раскопках Гацора, Мегиддо и Газера ( 3Цар. 9,15 ). У главного прохода по центру ворот были построены по три комнаты на каждой стороне; в этих комнатах размещались стражи ворот, которые одновременно были стражами храмовых святилищ. 40 и на столбах пальмы. См. также ст. 22,31,34,37. Древние израильские святилища обычно украшались растительным орнаментом; разнообразные деревья и кустарники обрамляли священную территорию ( Исх. 25,34; 37,19 ; 3Цар. 6,18.29.32.35 ), имитируя райский сад и воздвигая перед Израилем задачу возвратиться в этот сад Божий (см. ком. к 15,1–8). 40 привел он меня на внешний двор. Пришедшие на поклонение могли беспрепятственно проходить во внешний двор, но во внутренний двор доступ имели лишь священники и левиты. В тексте не разъясняется назначение тридцати комнат, расположенных по периметру внешнего двора. 40:20–27 Двое других ворот, которые вели во внешний двор, ничем не отличались от восточных ворот (ст. 5–16). 40 привел он меня... во внутренний двор. Внутренний двор стеной отделялся от внешнего; он также имел трое ворот (ст. 28–37). 40 там омывают жертвы всесожжения. Животных, предназначенных к жертвоприношению, забивали в воротах внутреннего двора, где помещался также и жертвенник (43,13–27). Части забитых жертвенных животных тщательно омывались ( Лев. 1,9.13 ; 2Пар. 4,6 ). 40 крюки... приделаны были к стенам здания. Предназначенные для жертвоприношения части животных развешивались на крюках. 40 эта комната ... для священников. Во внутреннем дворе, поблизости о северных и южных ворот, находились комнаты, предназначенные для священников. Комнату в северной части занимали священники, отправлявшие службу у жертвенника (ст. 46), а комнату в южной части занятые на других службах храма (ст. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Святилище Иерусалима притягивало огромное количество народа и было баснословно богато. Левиты должны были это богатство охранять в роли привратных стражей. Они предупреждали кражи и профанацию ( 1Пар.6:33, 9:17–33, 16:37–42, 25, 26 ; 2Пар.5:12, 16:17, 20:19, 31:14, 34:8 ), а также несли ответственность за строительство и восстановление зданий ( 2Пар.24 ). Их доход составляла десятина. Требование закона, однако, не всегда соблюдалось: часто левиты так или иначе оказывались владельцами полей, от которых они получали доход ( Лев.25:32–34 ; Иез.45:5 ; Неем.13:10, 11:3, 11:15–18, 12:27–47 ). Алтарь Алтарь служит для принесения в жертву животных. По его стенам стекает искупительная кровь ( Иез. 41:22, 43:13 и далее). Все древние народы создавали алтари для жертвоприношений своим божествам. В Израиле необходимо различать народные алтари и «бамот» – святилища идолопоклонников, которые постоянно проклинались пророками. На месте народных алтарей вырастали порой мелкие святилища, которые во множестве упоминает Библия ( 1Цар.9:12–24, 7:17 ; 3Цар.3:4 ; 4Цар.23:12 и далее, 3Цар.12:31, 13:32 ). Авраам воздвигает такой алтарь в Алон-Море, близ Сихема в долине Мориа ( и др.). Эти алтари располагались, как правило, на возвышенности, что придавало им дополнительное величие. После постройки Иерусалимского храма эти места, священные деревья, стелы были приговорены защитниками единого культа, но их так и не удалось окончательно уничтожить. Обычно израильтяне делали алтари из земли, камня или бронзы. В Иерусалимском храме был золотой алтарь для воскурения благовоний ( Исх.30:1–10, 37:25–28 .). Самыми распространенными, конечно, были алтари из земли, но от них практически ничего не осталось – археологические свидетельства редки. Напротив, мы располагаем многочисленными примерами алтарей из камня различных форм: это круглые или квадратные камни, плоские, по углам могут располагаться рога, которые служили их сакральному назначению. Иногда они делались из нескольких камней или монолита, как алтарь, открытый в Асоре, который весит 5 тонн. Это «галгалы» 65 , которые Иаков воздвиг в Галааде ( Быт.31:46–54 ). Алтарь Иерусалимского святилища представлял собой квадрат из бронзы в 20 локтей и 10 локтей высотой, как сообщается в Паралипоменоне. Священники и животные поднимались туда по наклонной поверхности. Отсюда происходит еврейское слово, обозначающее жертвоприношение, «ола», подъем: животное поднималось на алтарь, и дым от его мяса возносился к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 до года освобождения. Здесь перед нами, скорее всего, упоминание юбилейного года ( Лев. 25,8–17; 27,24 ; Ис. 61,1.2 ). 46 священники должны варить жертву. Ветхозаветное богопочитание соединяло в себе принесение жертв и молитву с участием в ритуальной трапезе и деятельности на благо общества. Приводимые здесь предписания относятся к помещениям, где левиты готовят ритуальную пищу, затем предлагаемую пришедшим на поклонение. Глава 47 47:1–2 Во дворе скинии собрания имелся большой сосуд, или умывальник, в котором священники омывали руки и ноги ( Исх. 30,17–21 ). Этот сосуд в храме Соломона был заменен значительно большим так называемым Морем ( 3Цар. 7,23–26 ). Это Море также использовалось священниками для ритуальных омовений ( 2Пар. 4,6 ). В видении храма Иезекиилем оба этих сосуда замещены жизнетворным потоком ( Откр. 21,1; 22,1.2 ). Как умывальник скинии, так и храмовое Море стояли к югу о жертвенника во дворе святилища; точно так же и поток вытекает из южной точки по отношению к жертвеннику. Ср. Пс. 45,5 ; Иоил. 3,18 ; Зах. 14,8 . 47:3–12 Река символ жизни, преображающий Израиль в райский сад. Иерусалим расположен на иудейском водоразделе, растянувшемся вдоль цепи холмов; дождевые потоки в городе и ныне стекают в Кедронскую долину и затем достигаю Мертвого моря. 47 от Ен-Гадди до Эглаима. См. 2Пар. 20,2 ; Нав. 15,62 . Ен-Гадди был расположен на полпути вдоль западного побережья. Ен-Эглаим поселение недалеко о северо-западной оконечности Мертвого моря. 47 Болота его и лужи его. Возвещая о том, что болота будут оставлены ради добычи соли, пророк обнаруживает знакомство с преданием, по которому южные болота простираются вплоть до Мертвого моря. На берегах Мертвого моря некогда стояли древние города Содом и Гоморра ( Быт. 19,27–29 ). 47 дерева, доставляющие пищу. Упоминание плодородия земли как символа эсхатологического благословения. 47 Иосифу два удела. Согласно видению Иезекииля, земля должна быть поровну поделена между двенадцатью коленами. Колену Левия не полагалось земельного удела (левиты жили за счет народных приношений), но, тем не менее, число «двенадцать» не изменилось: колено Иосифово было разделено на два новых, и они получили имена его сыновей Ефрема и Манассии ( Быт. 48,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010