Это «нечто», остающееся в качестве источника «вздохов» о «нирване», есть сознание человека о своем духовном истощании, о своем умалении и о бедственности своего положение и состояние в «веке сем» и в «мире сем», а вместе с сим глубоко-потаеннное в его сердце желание «мира и покоя». В сем отношении и у «сильных духом», притом – у лиц не только истинной веры Божией и высочайшего благочестия, но и особенного озарения их духа Духом Божиим возможны моменты вопля и стенания к Богу от утомления, в борьбе со злом «мира сего» и «века сего»: «бедный я человек, – говорит о себе Ап. Павел, – кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим.7:15 ...24)? «О если бы благоволил Бог сокрушить меня, – вопиет в болезни своей пр. Иов, – простер руку Свою, и сразил меня! Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережение костей моих» ( Иов.6:9; 7:15 ). «Довольно уже, Господи! – молился прор. Илия, гонимый Иезавелью, – возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» ( 3Цар.19:2–4 ). «Ныне, Господи, возьми душу мою от меня, – молил Господа другой пророк в огорчение и скорби своей, – ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Ион.4:3 ). «О для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева»? ( Иов 3:7–11 ). «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии» ( Иер.20:17–18 )? Если уже «сильные, которые должны, – как говорит Апостол, – сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ), могут испытывать в себе такие чувство-воление, то у слабых, притом опустошенных духовно и омраченных в сердце своем сынах человеческих» вопль и стон жизни, в них самих лично окутанной мраком обезрелигиозения, легко и как бы естественно переходит в воздыхание о «нирване». Однако даже и о до такой степени духовно обессиленных в себе людях нельзя еще сказать, что они уже совершенно потеряны для вечной жизни, так как только полное «осатанение», как увидим сие в своем месте, и полное «одиавольствование» личное человека имеет поставить его в числе вечно-погубительных «человеков-диаволов» вместе с злыми духами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Потом, показывая, что это есть одна из сетей дьявола, говорит: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор. 2:11 ), – то есть, что он приступает к нам с великой хитростью. В самом деле, если бы он ратовал явно, то легко и удобно было бы побеждать его. Но нам легко будет и ныне победить его, если будем бодрствовать; против всех этих коварств Бог снабдил нас оружием. Слушай, что говорит Он, желая убедить нас, чтобы мы не пренебрегали ничем малым: «кто скажет брату своему: безумный, подлежит геенне огненной» ( Матф. 5:22 ); и тот, кто смотрит похотливыми глазами, совершенный есть прелюбодей. Также и смеющихся называет несчастными; и везде истребляет начатки и семена зла и говорит, что и за праздное слово отдадим ответ. Вот почему и Иов очищал даже и помышления детей своих ( Иов. 1:5 ). А о том, что не надобно отчаиваться, так говорит Писание: «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются» ( Иер. 8:4 )? И еще: «разве Я хочу смерти беззаконника? Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив» ( Иез. 18:23 ). Также: «если бы вы ныне послушали голоса Его» ( Пс. 94:7 ). И много других подобных слов и примеров находится в Писании. А о том, чтобы нам не погибнуть под видом благочестия, послушай, что говорит Павел: «дабы он не был поглощен чрезмерной печалью» ( 2Кор. 2:7 ). Зная же это, оградим себя от всех путей, гибельных для беззаботных, знанием Писания. Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотью. Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого – и третьего. И опять, не говори: что и в том, если пожелаю собственности ближнего? Это-то именно и погубило Ахава, хотя он и цену давал, но брал против желания владевшего ( 3Цар. 21 ). Покупающий не должен делать насилия, а должен убеждать. Если же тот, кто давал надлежащую цену, так осужден был за то только, что взял против согласия другого, то какого наказания достоин тот, кто не только делает это, но похищает насильственно, и при том, живя под благодатью? Итак, чтобы не понести нам наказания, будем блюсти себя чистыми от всякого насилия и хищничества, будем оберегать себя не только от грехов, но и от их начатков, и со всем тщанием возревнуем о добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Относительно состояния душ, перешедших в шеол, так называемые психопаннихиты утверждали, что, по воззрению Ветхого Завета, они лишены сознания и чувства, находятся как бы во сне или оцепенении 162 . Основанием для такого утверждения служат частое название смерти сном ( Втор.31:16 ; 3Цар.2:10 ; Иов.7:21 ; Иов.14:12 и др.) и прямые будто бы указания на то, что души умерших лишены в шеоле всякого сознания и деятельности. Сюда относятся горькие сетования священных писателей на то, что души умерших уже не могут ни помнить Бога, ни хвалить Его ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ; Ис.38:18 и др.), и особенно два места в кн. Екклезиаст. В первом из них говорится: Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния ( Еккл.9:4–5 ); в другом же: Все что может рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости ( Еккл.9:10 ). Не смотря, однако, на столь веские, по-видимому, доказательства в пользу существования в Ветхом Завете представления о загробном существовании как сне, это мнение оказывается решительно несостоятельным. Сравнение смерти со сном, весьма естественное по внешнему сходству этих двух явлений, относится к телу человека, которое покоится в земле, а не к душе, которая, как дух, не может нуждаться в отдыхе, как замечает еще Тертуллиан 163 . Те места, где говорится, что мертвые не прославляют и даже не вспоминают Бога, могут быть легко объясняемы, как следствие общего мрачного взгляда на шеол, и не могут служить решительным доказательством сна душ умерших. Что же касается мест из Екклезиаста, то они, сами по себе будучи решительными свидетельствами в пользу разбираемого мнения, теряют свою силу, если мы обратим внимание на то, что в конце своей книги Екклезиаст приходит к признанию загробного воздаяния, а это было бы решительно невозможно, если бы он утверждал за умершими душами существование, лишенное всякого чувства и сознания 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

По свидетельству Моисея, Господь Бог, наказавши потопом допотопных людей, которых «развращение так было велико, что все мысли и помышления сердца их были злом во всякое время» ( Быт.6:5 ), после потопа по принятии благоуханной жертвы Ноевой, «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Если в этих словах прямо не указывается, где последний корень зла, так глубоко поражающего собой людей, то ясно предполагается, что его нужно искать вблизи к рождению человека или в связи с ним, потому что зло начинает проявлять себя в помышлениях сердца человеческого уже от юности 745 . Между тем на этот именно, а не иной источник всеобщей людской греховности прямо указывает Иов, когда говорит: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» ( Иов.14:4 ). На тот же источник греха с совершенной ясностью указывает и Давид, когда, несмотря на то, что рожден был от благочестивых родителей, говорит о себе: се бо в беззакониих (беззаконии) зачат есмь и во гресех (во грехе) роди мя мати моя ( Пс.50:7 ). А потому, как сам Давид, так и другие Св. писатели относительно всех людей утверждали, что все уклонились (от добра) и сделались равно непотребными» ( Пс.13:1–3, 52:3–4 ), что «нет человека, который не согрешил бы» ( 3Цар. 8:46 ), или что нет никого, «кто мог бы сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего» ( Притч.20:9 ). Новозаветное же Откровение еще яснее и прямее учит как о всеобщей греховности людей, за исключением одного Иисуса Христа, по человечеству свято и необычайно родившегося от Пресвятой Девы под наитием Св. Духа ( Лк.1:35 ), так и о внутренней зависимости этой греховности при посредстве рождения от греховности падших наших прародителей. Сам Спаситель в Своей беседе с Никодимом, уча о необходимости, при вступлении в царствие Божие, нового рождения или рождения водой и Духом, вот на что указал как на причину такой необходимости: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть ( Ин.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Быт. 25:3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Шева и Дедан, сыновья Раамы, внуки Хуша или Куфа, значатся в родословной таблице Х главы ( Быт. 10:7 ). Полагают, что между семитами и хамитами произошло смешение, и потому племена по происхождению хамитские дали имена свои родам семитским. «Жилище Шевы (говорит м. Филарет) должно было быть неподалёку от наватеев (Страбон, L, 16). От этого, по догадке Бохарта, савеи – хищники стад Иова ( Иов. 1:15 )». Наватеи, по Ленорману (Atlas d’histoire ancienne), было племя, происходившее от Амалика и кочевавшее к северу от Ецион-Гавера, или залива Еланитского (восточного залива Синайского полуострова). Остальные имена этого стиха совершенно неизвестны и, по всей вероятности, смешались с другими племенами Аравии. Попытки отождествить их с именами, упомянутыми у позднейших географов, были сделаны Кнобелем, Кнейлем и др. Быт. 25:4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. То же самое надобно сказать и о сыновьях Мадиана. Ефа – в нашем славянском переводе Гефа или Гефар – упомянут у пророка Исайи ( Ис. 60:6 ) вместе с Мадианом: эти два племени изображены как везущие в Иерусалим золото и благовонные смолы из царства Шевы или Саабы (откуда приходила царица «южская» к Соломону). Все сии сыны Хеттуры. У Ленормана в его Manuel d’histoire ancienne (T. III, p. 244 Arabes) есть интересные указания об Амалика, египетских шазу, одною ветвию которых арабские предания считают Кетура – родовое название всех происшедших от Хеттуры. Быт. 25:5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Быт. 25:6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. «Отослал сыновей наложниц от Исаака». Одарив их, Авраам отделил их от того, который был представителем избранного семени и который должен был наследовать один не только наследство отца, но и землю обетованную. Под именем земли восточной обыкновенно понимают Аравию, жители которой все вообще назывались Бене-Кедем – «сыновья востока» (Англ. Библия); так их называют Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 . Они впоследствии назывались по-арабски Шаркиин, т. е. восточными, из чего составилось слово Сарацины (митрополит Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что такое душа? По учению адвентистов, «душа имеет качества как раз противоположные бессмертию или нематериальности» 1 . Основываясь на некоторых местах Св. Писания, адвентисты утверждают, что душа человека находится в крови, вместе с которою её можно и съесть: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12:23 ). Душа, утверждают далее они, может или хотеть есть, какую-нибудь пищу, или иметь отвращение к ней, или насыщаться ею; «а ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:6 ); «не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» ( Притч. 6:30 ). Душа, продолжают адвентисты, может прикасаться к чему-нибудь, её можно отнять и уловить ( Числ. 19:22 ; 1Цар. 24:12 ; Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:20 ); её дыхание может прекратиться, её можно убить: «и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей» ( Иов. 7:15 ); «проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» ( Втор. 27:25 ). Она, по словам адвентистов, умирает и, наконец, может быть истреблена: «да умрёт душа моя смерть праведников» ( Числ. 23:10 ; Суд.16:30 ; 3Цар. 19:4 ); «кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена» ( Исх. 22:12, 15:16 ) 2 . Одним словом, говорят адвентисты, душа это есть то, что даёт тварям, – человеку и животному, – жизнь и особенно ту индивидуальную жизнь, которая началась при сотворении посредством дыхания Божия. Слово душа в Новом Завете, говорят адвентисты, переведено по-гречески словом «психе» (psyche), которое означает; «дыхание, дух, дуновение жизнь, жизненная сила, душа». То же самое о жизни животных. «И у бабочки, и у моли, говорят, адвентисты, также есть душа – сердце, как центр воли, стремлений, страстей, образа мыслей, чувства, чувственности, также духа, ума» 3 . Короче, душа, по мнению адвентистов, есть кровь, а кровь, как часть тела, материальна и разрушима; следовательно, и душа также материальна и разрушима. Перечисляя, сколько раз встречается слово «душа» в Ветхом и Новом Завете, адвентисты говорят, что ни в одном случае этому слову не придаётся значение «безсмертия». Выражения – «безсмертная душа, или «безсмертный дух» – в св. Писании никогда не встречается; Слово Божие, по мнению адвентистов, говорит только об одной возможности поучить безсмертие, – силою воскресения Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

37. Свидетельства слова Божия о призывании в молитве святых В книге «Исход» мы читаем: «И помолися Моисей пред Господом Богом и рече... милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама и Исаака и Иакова, рабы твоя» ( Исх. 32:11–13 ); и Господь оставил гнев Свой на людей израилевых. Молились три отрока в пещи вавилонской, говоря: «Не предаждь... нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоей от, нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе, и за Исаака раба Твоего и Израиля святаго Твоего» ( Дан. 3:34, 35 ). И Господь услышал их молитву и претворил пламень пещи в росу. Соломон молился: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его... Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего» ( Пс. 131:1, 10 ) – и «Давида ради остави ему Господь Бог его останок в Иерусалиме, да восстановит по нем чада его и утвердит Иерусалим, понеже сотвори Давид правое пред Господом» ( 3Цар. 15:4, 5 ). В слове Божием мы находим даже прямую заповедь о призывании святых. Так в книге «Иова», Бог повелевает друзьям Иова просить у него молитв ( Иов. 42:8 ), и в книге «Бытия» Бог посылает Авимелеха к Аврааму за молитвами ( Быт. 20:7 ). Да и в Новом Завете видим весьма много свидетельств, подтверждающих истину призывания в молитвах святых. Так ап. Петр пишет: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе)... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память« ( 2Пет. 1:13, 15 ). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в другую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: »Я видел, – говорит он, – седьмь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иной Ангел... стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил... на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок. 8:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пророк, в чувстве сострадания о гибели столь прекрасных виноградников и полей, смешивает свои слезы со слезами Иазера. «Елеала» – см. Ис.15:4 . «Ибо». это придаточное предложение точнее с еврейского должно быть передано так «ибо над вашими плодами и под вашей жатвой раздался крик давильщика винограда» (Condamin). Враг Моава подобен давильщику, который с усердием топчет виноград, положенный в каменное корыто. «В виноградниках не поют, не ликуют». Время собирания винограда в Палестине столь же веселое и радостное, как и время жатвы. Со всех сторон раздаются веселые песни. Вообще во время уборки плодов на Востоке работники одобряют друг друга криками. Точила же обыкновенно делались довольно большие; так что в них могли работать в одно и то же время несколько давильщиков. «Я прекратил». Этими словами Бог как бы сдерживает пророка в его изъявлении сострадания по отношению к Моавитской стране. Ис.16:11 . Оттого внутрен­ность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое – о Кирхарешете. Пророк, слыша, что – это дело праведного гнева Божия против моавитян, еще более жалеет их, потому что сознает, как тяжко подпасть под гнев Всевышнего. «Внутренность... стонет» – плач у пророка рождается как бы внутри, выходит из глубины сердца. Это – истинное горе (ср. Иов.30:27 ). Ис.16:12 . Хотя и явит­ся Моав, и будет до утомле­ния подвизаться на высотах, и при­дет к святилищу своему по­молиться, но ничто не по­может. «Явится», т. е. предстанет пред жертвенником (ср. Ис.1:12 ). «Будет до утомления» – чтобы вымолить помощь у своих богов (ср. 3Цар.18 и сл. Ис.15:2 ). Ис.16:13 . Вот слово, которое изрек Го­с­по­дь о Моаве издавна. Ис.16:14 . Ныне же так говорит Го­с­по­дь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюд­с­т­во­м, и остаток будет очень малый и незначи­тель­ный. Эта судьба Моава вообще уже давно была известна. Пророк этими словами хочет указать или на то, что самое пророчество о Моаве (15 и 16 г, по 12-й стих) им было давно уже обнародовано, или на то, что сказанное в его пророчестве представляет собою только повторение основной мысли, высказанной еще Моисеем ( Чис.21:28–30 ) и древним пророком Амосом ( Ам.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев ( Быт. 21:33 ), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности, по-видимому, в больших размерах (ср. сон Иосифа о снопах) ( Быт. 37:7 ). Подобным образом поступают и нынешние бедуины Аравии, Сирии и Палестины. Начало регулярного земледелия у древних евреев относится ко времени жизни их в Египте. По сирийскому тексту (Пешито), LXX, славян, и русскому, Исаак сеял ячмень. LXX и др. читали в еврейском тексте: seorim, ячмень ( κατοστεουσαν κριθν); в масоретском текте: schearim, «шеарим» – мера неизвестной величины; Vulg:. centuplum. Следует, кажется, отдать предпочтение последнему чтению, т.е. видеть здесь мысль о хлебе вообще, а не о ячмене только, весьма низко ценившемся и в библейской древности (ср. Суд. 7:13 ; 3Цар. 4:28 ). Сторичный урожай, весьма редкий в Палестине и в древнее время ( Мф. 13:8 ), и теперь (обычный урожай – сам 25–30), был даром особенного благоволения Божия Исааку за его послушание. Быт.26:13 . И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался богатым. Быт.26:14–16 . У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему. Еврейск.: abbuddah rabbah, слав.: «земледелия многа», рус.: «множество пахотных полей». То же евр. выражение употреблено в ( Иов. 1:3 ), где в рус.: «множество прислуги». Так, вероятно, и здесь, так как и контекст в обоих случаях одинаков. И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. Богатство и сила Исаака возбуждают зависть филистимлян, которая обнаруживается сначала косвенно, хотя и весьма чувствительно для него, в засыпании его колодцев, без которых он со стадами уже не мог кочевать в окрестности Герара (засыпание колодцев на Востоке весьма большое преступление, выражающее и вызывающее сильную вражду, обычным было во время войны). Затем Авимелех прямо требует удаления Исаака из Герара, из опасности для себя со стороны сильного шейха. Несправедливое и немилосердное, хотя и естественное политически (ср. опасение фараона) ( Исх. 1:8–10 ), требование это явилось как бы наказанием за ложь Исаака относительно Ревекки. Борьба филистимлян с Исааком из-за колодцев

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-вторых, удивительная всеобщая вера народа в возможность воскресения мертвых; «ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес». Очевидно, слова великих пророков о грядущем воскресении прочно укоренились в сознании иудеев. «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис.26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2–3 ). «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» ( Иов.19:25–26 ). Помнил, наверное, иудейский народ и, как Илия молитвой воскресил сына сарептской вдовы ( 3Цар.17 ), и – как воскрес мертвец, упавший случайно на кости пророка Елисея ( 4Цар.18:21 ). И особенно, как видим, люди верили в бессмертие именно своих праведников и пророков, верили, что они где-то и как-то рядом, могут в любой момент вернуться в эту жизнь. Но особенно поражает третье. Несмотря на то, что дело Божье делалось так, что прославлялся только Иисус, несмотря на веру в воскресение мертвых, несмотря на почитание пророков, – иудеи упорно вопрошали: «Кто же Этот?», упорно не хотели увидеть в Нём Того, Кем Он был, о Ком говорили пророки. В лучшем случае Его принимали лишь за одного из пророков, ныне воскресшего. Вот так, даже многое зная и во многое веруя, и даже, может быть, зная наизусть всю Библию , можно не увидеть Того, на Кого она указывает, и ради Кого, собственно, написана. И это даже порой – при видимой любознательности, при видимой заинтересованности. Ведь и царя Ирода очень занимала личность Иисуса из Назарета. Он «искал увидеть Его». И интересно, что желание Ирода, в конце концов, исполнилось. В двадцать третье главе евангелист Лука рассказывает, что, когда Понтий Пилат узнал, что Иисус «из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. И предлагал Ему многие вопросы…» Один священник рассказывал, как случилось ему быть в одном доме по какому-то случаю. Ему были рады, задавали много вопросов, и священник ушёл с чувством хорошо поработавшего сеятеля. Через год ему снова случилось быть в том же доме, и там же оказалось то же общество. Все снова были очень рады ему и стали задавать… те же самые вопросы. И Ирод ведь когда-то тоже «с удовольствием слушал» Иоанна Крестителя ( Мк.6:20 ). Поэтому теперь Господь, зная, «что в человеке» ( Ин.2:25 ), «ничего не отвечал» ему…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010