5) Ходатайство святых бесполезно ( Иер.15:1 ). В указанном месте Бог говорит, что ходатайство Моисея и Самуила не само по себе, а вследствие беззакония народа иудейского ( Иер.15:6 ) было бы безуспешно. Этим не отрицается угодность молитв святых в других случаях (ср. Исх.32:11–14 ; Иер.37:3–7 и др.). Если бы ходатайство святых, вообще, было дело не богоугодное, то о нем и не было бы нужды упоминать (ср. Иер.15:1 ). 6) «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» ( Пс.117:8–9 ; ср. Пс.107:13, 145:3 ). Во всех этих местах нет речи о молитвенном ходатайстве святых, а говорится о всемогуществе Божием, по сравнению с коим ничтожна сила человека. Обращаясь к святым, мы, сознавая бессилие человеческой помощи, молим их своим предстательством испросить помощи Божией и милостей Его нам и, следовательно, не отрицаем всемогущества Божия, а свидетельствуем, что «все из Него, Им и к Нему» ( Рим.11:36 ). 7) «Мертвые ничего не знают» ( Еккл.9:5 ). Так Екклесиаст говорит от лица человека, неверующего в загробную жизнь и мздовоздаяние, самим им признаваемые ( Еккл.11:9, 12:7, 13–14 ); «мертвые» знают происходящее на земле ( Лк.16:20–31 ). 8) Как святые могут слышать наши молитвы? Господь сообщает святым ведение – прозорливость (ср. Деян.5:1–5 ; 3Цар.14:4–10 ; 4Цар.6:8–12 ). 9) Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге. Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых ( Быт.20:7–17 ; Иов.42:8 ). 10) Святые до страшного суда неизвестны: «изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных» ( Мф.13:49 ). В приведенном месте Господь говорит о совместном пребывании до конца мира в Церкви земной грешников и праведников, а не о том, будто праведники неизвестны до страшного суда (ср. 1Тим.5:25 ; Мф.5:16 ). Апостол Павел в Послании к Евреям (11 гл.) поименовал праведников, и слово Божие в других местах именует их. В последующей истории Церкви Господь посредством чудес (по молитвенному ходатайству святых) указывал и указывает святых угодников. 11) Православные христиане, почитающие святого Николая, есть «николаиты», которых Бог ненавидит ( Откр.2:6, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

– Эка, хватил! – воскликнули сектанты. – Да, хватил и, конечно, неправильно. Но также неправильно вы поступаете, когда по немногим внешним сходным действиям уподобляете наше богослужение служению язычников. Побойтесь Бога!.. Сектанты молчали. Я продолжал речь: Остановимся еще на одном стихе послания Иеремии: «как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебрянным и золотым и деревянным богам» ( ПослИер.1:29 ). Пророк уже показал бесчувственность и неподвижность идолов вавилонских. Эти идолы – не боги; нечего и жертвы им приносить. – А что, – спросил меня Петр Данилович, – икон своих вы не зовете богами? – Как не зовут, – закричали штундисты. – Постоянно говорят: «вон идут богоносцы»! Кто, подслеповатый, входя в избу, спрашивает: «а где у вас бог»? Темные люди!.. Я ответил: – Действительно, друзья, вы – темные люди. Вы не понимаете силы слов. Вас, как детей, надо питать еще молоком духовным. В самом деле, ужели вы не догадываетесь, что ни один православный икону считать за бога не может? Ведь в Символе веры мы исповедуем Единого Бога во Святой Троице. Значит, если «простолюдины» называют икону богом, то лишь переносно : иконы – не боги, а, по словам Апостола, лишь «называемый богом» ( 2Фес.2:4 ). И тут нет ничего языческого. Во Святом Писании мы находим подходящие случаи. Так, в кн. Чисел читаем: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи... А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:35–36 ; ср. 2Цар. 6, 5 ). Рассудите сами: Бог Живой ни поднимается, ни опускается. Он наполняет Собою всю вселенную ( 3Цар. 8, 27 ; Иов. 28, 24 , Деян. 17, 27 ). Между тем, Моисей говорил: «опустись, Господи, восстань, Господи. Явно, он обращался к Ковчегу Завета, на котором нарицалось Имя Божие. ( Исх. 25, 22 ). Этот Ковчег в переносном смысле он называл Господом. – Так и у нас бывает. Войдите в волостное правление. На стене вы увидите царский портрет, а под ним подпись: «Император Николай II». Спрошу я вас: разве живой царь висит на стене? Нет, – его изображение, портрет. Подробнее бы поэтому надо написать: «портрет Его Величества Николая II-ro»; в сокращении же просто пишется: «Император Николай II».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами. Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3Цар. 8: 54 ), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10 ) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41 ) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60 ; Еф. 3: 14 ). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого , знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Обязательно ли освящать жилище? иеромонах Иов (Гумеров) Чтобы жизнь христианина протекала в благоденствии и приносила спасительные плоды, она должна соответствовать воле Божией. Внешним знаком подаваемой человеку благодати Святого Духа является благословение. Бог благословляет не только человека, но и все важнейшие его начинания: учение, создание семьи, воспитание детей, работу и все его добрые дела. Благословение должно быть испрошено и на дом, в котором нам предстоит жить. Для этого в Церкви установлен специальный чин благословения нового дома. В народе обычно этот молебен называется освящением дома. Хотя совершает его священник, освящает всегда Бог. Это означает, что Господь благословляет дом и семью для жизни в согласии с Божественными заповедями. После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается 90-й псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

мощей, повествует история всех веков, равно как благодатный дар сей не иссяк еще и в наше время. К почитанию мощей относится еще хранение и чествование других останков от святых Божиих: такова, например, риза Христа Спасителя и Богоматери, вериги апостола Петра и проч. Почитание таковых останков основывается на священном Писании, которое указывает и примеры и благотворные следствия оного. Так, кровоточивая жена получила исцеление от одного благоговейного прикосновения к одежде Иисуса Христа ( Мф. 9:20, 21 ). Платки и полотенца апостола Павла, с благоговением употребляемые верующими, сообщали им исцеления от болезней ( Деян. 19:12 ). § 352. Призывание святых Почитая святых угодников Божиих, святая Церковь учит еще призывать их, т. е. обращаться к ним с благопотребными прошениями, не так конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу, и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Им и нами, и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством. Таковое призывание святых основывается: а) На священном Писании. Сюда относятся а) те места, где внушается, что христиане обязаны молиться друг за друга, и что молитвы святых имеют великую силу пред Богом. Так, например, апостол Иаков говорит: молитеся друг за друга: много бо может молитва праведнаго споспешествуема ( Иак. 5:16 ). Так, еще сам Бог повелел Авимелеху просить за себя молитв у Авраама ( Быт. 20:7 ), друзьям Иова у сего праведника ( Иов. 12:7–9 ); израильтяне просили молитв у Самуила ( 1Цар.7:8 ); апостол Павел – у своих учеников ( Рим. 15:30, 31 ; Еф. 6:18, 19 ; Кол. 4:2 ). Далее б) те места, где говорится, что отшедшие святые не престают молиться за живущих и помогать им. Так апостол Иоанн видел, что четыре старца держат пред Агнцем фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых ( Отк. 5:8 ); апостол Петр обещает ученикам и по исходе своем пещись о их благе ( 2Пет. 1:15 ); Маккавей видел в видении, что Ония первосвященник и пророк Иеремия принимали живое участие в судьбе народа Божия ( 2Мак. 15:12–14 ). Наконец в) те места, из которых видно, что Бог ради умерших святых оказывает милость живущим. Так Моисей преклоняет Бога на милость к израильтянам ради Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 32:13 ); ради Давида Бог многократно смягчает гнев свой на потомков его царей израильских ( 3Цар. 11:12, 15:4 ). Пророку Иеремии прогневанный Бог говорит: аще станут Моисей и Самуил предо Мною, несть душа моя к людем сим (гл. 15:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

иеромонах Иов (Гумеров) Смерть – общий удел всех людей, «путь всей земли» ( 3Цар. 2:2 ). Смерть является последним событием земной жизни человека. Для праведника заканчивается время подвига, а у грешника отнимается последняя возможность делать грехи. «Бог побуждает нашу свободную волю к спасению, и дал человеку границы до самой смерти для того, чтобы он покаялся и обратился к Богу, и до самых этих границ помогает ему и протягивает ему руку. Но затем, когда он перешел эти границы, Бог более не подъемлет его и не пособствует ему. И посему, когда человек умирает в смертном грехе, он уже упорно остается в состоянии этого греха и больше не может вернуться назад, потому что он лишается Божественной помощи, без которой невозможно подняться. Потому что своими силами невозможно подняться от греха. И поэтому, когда люди, жившие без покаяния и исповеди, дошли до сего последнего состояния, им трудно вернуться назад, потому что они приблизились к времени этого состояния окоченелости в грехе, которое бывает после смерти» (Иероним Савонарола. Об искусстве хорошо умирать. Гл.3. – ЖМП, 1998, 12, 1998). Смерть смерти рознь. Слово Божие называет кончину грешников лютой( Пс. 33:22 ), если даже внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому, что за ее вратами начинаются лютые терзания, нескончаемая скорбь. «Когда такие бедствия ожидают грешников, – какая будет им польза от того, дома ли и на постели своей они окончат жизнь? Равно как и праведникам не будет никакого вреда оттого, что окончат настоящую жизнь от меча, или железа и огня, когда они имеют перейти к вечным благам. Поистине смерть грешников люта. Такова была смерть того богача, который показал презрение к Лазарю и, хотя окончил жизнь дома, на постели, в присутствии друзей, своею смертию, но, по отшествии, горел в огне и не мог найти там никакого утешения в благоденствии настоящей жизни» (св. Иоанн Златоуст . Беседы о статуях. 5.1). Смерть любого христианина, жившего угодно Богу, непостыдна, т. е неукоризненна. Честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс. 115:6 ). Честна – значит, почетна, с честью. В молитвенном прошении она названа также мирной, т. е. в мире с Богом. В святой Библии перед нами проходит не только жизнь праведников, но и их блаженная смерть: кончина патриархов, насыщенных жизнью ( Быт. 25:7; 35:29; 49:33 ), таинственная смерть Моисея на горе Нево, с вершины которой он увидел Обетованную землю ( Втор. 34:1–7 ), тихая смерть Давида, умершего в доброй старости ( 1Пар. 29:28 ), мученичество апостола Стефана, молившегося за побивавших его камнями: Господи! не вмени им греха сего ( Деян. 7:60 ). Слово Божие воздает особую честь тем, кто в великой битве добра и зла был с Богом: блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними ( Откр. 14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

15, 14; Сир. 17, 30 ; Прем. 12, 10 ; Сир. 41, 8 ). Пророк Давид, хотя рожден от благочестивых родителей, жалуется: Се бо в беззакониих (в еврейском оригинале – в беззаконии) зачат есм, и во гресех (в еврейском – во грехе) роди мя мати моя ( Пс. 50, 7 ), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди, как потомки падшего Адама, подвержены греху. Поэтому Святое Откровение и говорит: Нет человека, который не согрешил бы ( 3Цар. 8, 46 ); Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл. 7, 20 ); Кто похвалится, что имеет чистое сердце? или кто дерзнет сказать, что чист от грехов? ( Притч. 20, 9 ; ср. Сир. 7, 5 ). Сколько бы ни искали безгрешного человека – человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, – ветхозаветное откровение утверждает, что такого человека нет: Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго ( Пс. 52, 4 ; ср. Пс. 13, 3; 129, 3; 142, 2 ; Иов. 9, 2; 4, 17; 25, 4 ; Быт. 6, 5; 8, 21 ); Всяк человек ложь ( Пс. 115, 2 ) – в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи – дьявол , лгущий на Бога и на богозданную тварь. Новозаветное откровение основывается на истине: все люди грешные – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника (см. Деян. 17, 26 ), все люди под грехом, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3; 9, 23 ; ср. 7, 14), все по зараженному грехом естеству своему являются чадами гнева ( Еф. 2, 3 ). Поэтому кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя и истины нет в нас ( 1Ин. 1, 8 ; ср. Ин. 8, 7, 9 ). Только Господь Иисус без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного зачатия, но от Девы Святой и Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Когда Давид говорит: «Ты, Господи, поднимающий главу мою», это значит, что он познал, как Господь поднимает лицо смутившегося человека 42 . Давид говорит как праведник, который имеет веру Авраамову. Итак, в Боге Давид (и его устами говорит Богочеловек) имеет: – «щит» от врагов видимых и невидимых, «всеоружие»; – знание «славы Яхве» как «славы своей», что имеет отношение к Давиду (человек может право славить Бога) и ко Христу (Христос вступил в славу Свою после распятия; Ин.17:5 ); – веру Авраамову.        То, что необходимо христианину, это всеоружие, православие, вера. Пс.3:7             Не убоюсь от тем народа,                         окрест наступающих на меня. «От тем» – от мириад, от десятков тысяч. В символическом значении – конкретное неисчислимое множество. ( Быт.24:60 ). Человеку может казаться, что зло универсально и обступает со всех сторон. В таком положении человек говорит: «не убоюсь». Пс.3:8             Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой,                         ибо Ты поражаешь всех врагов моих в ланиту,                         зубы нечестивых Ты сокрушаешь. «Поражаешь ланиту» – удар по щеке был знаком унижения и презрения ( 3Цар.22:24 ; Иов.16:10 ) 43 . " Ты поражаешь» – враги пророка и враги Христа потерпят унижение – не от человека. «Зубы нечестивых сокрушаешь» – удар по щеке врагам пророка и врагам Христа – такой силы, что сокрушает зубы. Сокрушаются зубы тех нечестивых, кто скрежетал зубами на праведного; это – непроизвольное и побочное (рефлекторное) проявление неукротимой злобы. Так, «сидящие в синедрионе» слушали речь Стефана и «рвались сердцами своими и скрежетали зубами на него» ( Деян.7:54 ). «Скрежет зубовный» ( Мф.8:12 ) – сопутствующее проявление той специфической злобы, когда праведника ненавидят за праведность: «умышляет нечестивый на праведника и скрежещет на него зубами своими» ( Пс.35 /34:19). Как это бывает, объясняет апостол Иоанн, когда говорит о Каине: «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Глава LXVI. Ст. 1–2. Так говорит Господь: небо седалище Мое и земля подножие ног Моих. Что это за дом, какой вы построите Мне, и что это за место покоя Моего? Все это сделала рука Моя и все это было, говорит Господь. LXX [перевели] подобным же образом. Чтобы мы не разумели Сион под святою горою и не прикрывали [итого] заблуждением иудеев, полагающих, что будет построен Иерусалим и в нем телесно исполнится все, обещаемое Господом, Он устраняет в нас это предположение и представляет свидетельство, которым воспользовался Стефан, первый мученик о Христе, против уверения иудеев. Соломон созда Ему храм , – без сомнения, Богу, – но Вышний не в рукотворенных [ церквах ] живет, якоже пророк глаголет: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима ( Деян. 7:48 ). И Павел в той же книге ( Деян. 17:24 ): Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, не в рукотвореных храмах живет . Ибо если, подобно сидящему на престоле и царствующему, небо служит престолом Его и земли подножием ног Его; то как может заключаться в небольшом месте Тот, который наполняет все и в котором все? Поэтому и Моисей говорит: не говори в сердце своем: Он далеко. Яко Бог на небеса горе и на земли долу, и несть разве Его иный Бог ( Втор. 4:39 ). И псалмопевец: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси ( Пс. 138:7–8 ). Согласно с ним и Иеремия от лица Бога говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бои издалеча. Аще удалится кто в сокровенных, и Аз не зрю ли еюи Еда небо и землю не Аз наполняю? ( Иер. 23:23–24 ). Ибо о Нем все мы существуем и движемся ( Деян. 17 ). Говорит же это, чтобы обличить заблуждение иудеев, которые думают, что невидимый и бестелесный и беспредельный Бог может вмещаться в храме Иерусалимском. Это же подробнее заявляет и Соломон, строитель храма, в молитве своей в Богу ( 3Цар. 8 ). А чтобы мы не думали, что величие Божие должно измеряться также небом и землею, в другом месте мы читаем о Нем: кто держит небо пядию и землю горстию ( Ис. 40:12 )? Этим показывается, что Бог находится и совне и внутри, и внутрь проникает, и окружается, между тем как Он и не объемлется окружающим престолом, и объемлет горстию и пядию. Он не только Творец неба и земли, но и невидимых ангелов и архангелов, господств, властей и всех людей, о которых апостол говорит: все это создала рука Божия ( Кол. 1 ). О ней и Иов и псалмопевец говорят: руце Твои сотвористе мя и создасте мя ( Иов. 10:8 ); ( Пс. 118:73 ). Ибо вся Тем быта и без Него ничтоже быть ( Ин. 1:8 ). О Нем опять Иоаан говорит: в мире бе и мир Тем быть ( Ин. 1:10 ). Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася ( Пс. 32:9 ). [Сюда же относится] и то, на что Бытописание указывает таинственными словами: рече Бог и сотвори Бог ( Быт. 1:6–7 ). Ибо Словом Господним небеса утвердшася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). И нет другого места покоя Господняя, кроме того, которое пророк присовокупляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Конечно, переоблекается только тот, кто прежде был облечён. И Господь наш на горе преобразился во славе ( Мф. 17 ; Мк. 9 ) не так, что потерял руки и ноги и прочие члены и внезапно стал вращаться в круглой форме солнца или шара, но те же члены, блистающие солнечным светом, ослепили глаза апостолов; поэтому и одежды Его изменились в белый цвет, а не в воздух, чтобы как-нибудь ты не стал утверждать, что и одежды Его были духовные. И просветися, говорит, лице Его яко солнце ( Мф. 17:2 ). А если называется лице, то думаю, что были видимы и прочие члены. Енох преложен во плоти. Илия взят на небо плотским ( Быт. 5:24 ; 3Цар. 2 ): не умершие, но уже жители рая, они имеют члены, с которыми взяты и преложены. Чему мы подражаем постом, тем они обладают в общении с Богом. Питаются хлебом небесным и насыщаются всяким словом Божиим, имея того же Господом, кого и пищею. Послушай Спасителя говорящего: «и плоть моя покоится в уповании» ( Пс. 15:9 ) и в другом месте: плоть Его не виде истления ( Деян. 2:31 ) и опять: узрит всяка плоть спасение Божие ( Ис. 40:5 ). А ты постоянно унижаешь плоть? Припомни лучше Иезекииля, который, соединяя кости с костями и выводя их из гробов их и ставая на ноги, облекает их плотию и жилами и сверху покрывает кожею ( Иез. 37 ). Да возгремит Иов, победитель испытаний, и, оскабливая черепком гной загнившейся плоти, пусть утешается в своих несчастиях надеждою и истиною воскресения. «Кто, – говорит он, – даст мне, да напишутся речи мои и напечатаются в книге стилем железным и на доске свинцовой, или вырежутся резцом на камне? Ибо я знаю, что Искупитель мой жив и в последний день я воскресну от земли и опять облекусь кожею моею и во плоти моей увижу Бога: котораго увижу я сам, и глаза мои будут видеть, а не другой. Вложена эта надежда моя в недре моем» ( Иов. 19:23 и след.). Что яснее этого пророчества? Никто так ясно не говорит о воскресении после Христа, как он прежде Христа. Он хочет, чтобы слова его оставались навсегда и для того, чтобы они не были истреблены ни от какой давности, хочет, чтобы они были вырезаны на свинцовой доске, или резцом на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11). Упоминается и дух ходяй и не обращаяйся ( Пс.77:39 ): дух пройде в нем и не будет ( Пс.102:16 ); и еще: отъимеши дух их и изчезнут ( Пс.103: 29 ). И еще: дуси пророчестии пророком повинуются ( 1Кор.14:22 ). И еще: вот дух лжив ста пред Господем и рече ему (Господь): в чем прельстишь Ахаава? И рече: буду дух лжив во устех пророков ( 3Цар.22:21,22 ). Упоминается еще дух умиления ( Рим.11:8 ), дух страха ( 1Тим.1:7 ), дух пытлив ( Деян.16:16 ), дух блужения ( Ос. 4:12 ), дух бурен ( Пс.10:6 ), дух многоглаголив ( Иов.8:2 ), дух недужен ( Лк.13: 11 ), дух нечистый, дух глухий, дух немый ( Мк.9:25 ), дух гугнивый ( Мк.7:32 ), дух лют зело, который называется легеон ( Мф.8:28 ; Лк.8:30 ), и наконец духи злобы ( Ефес.6:11 ). Люди умные найдут бесчисленные свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению, или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый дух от Отца и Сына, Дух истинный, Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати. Различно даруется каждому благо, овому дух премудрости, овому дух разума, овому дух силы, овому дух исцелений, овому дух пророчества, овому дух разсуждения, овому дух сказаний другие дары, как говорит Апостол: един и тойжде Дух, разделяя коемуждо, якоже хощет ( 1Кор.12:8–11 ). И Давид говорит: Дух твой благий наставит мя ( Пс.142:10 ); или: Дух, идеже, хощет, дышет ( Ин.3:8 ). Этими словами Писание указывает нам на истинность Святого Духа: и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет. И еще слова: аще не родитесь от воды и Духа подобны словам Павла: о Христе Иисусе аз вы родих ( 1Кор.4:15 ). О Духе Господь сказал: егда приидет Утешитель, егоже аз послю вам, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне. ( Ин.15:26 ). И еще много имам глаголати, но не можете носити ныне, егда же приидет он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе, бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010