3Цар.4:25 .  И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. Ст. 25 (евр. 5:5). Образное изображение мирного быта евреев при Соломоне (ср. 4Цар.18:31 ) имеет основу в действительном устройстве восточного дома, во дворе которого обычно находились деревья, виноградные и смоковничные; впрочем, идиллия эта не доказывает того, что Израиль и при Соломоне оставался народом земледельческим: напротив, теперь именно началась у евреев торговля ( 3Цар.9:28,10:11,22,28–29 ). «От Дана до Вирсавии» – с севера Палестины до южного предела ее ( Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 2Цар.3:10,17:11 ). Конечно, из этой картины народного довольства заимствованы были пророками черты месианского царства ( Мих.4:4 ; Зах.3:10 ). 3Цар.4:26 .  И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы. 40 000 стойл для коней урот сусим, Vulg.: «praesipia equorum»; а LXX, слав. иначе: τοκδες, «кобылиц»), вероятно, ошибочная цифра: по ( 3Цар.10:26 ) – 1 400 колесниц, след., и стойл было около того. 3Цар.4:27 .  И те приставники доставляли царю Соломону все принадлежащее к столу царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чем. 3Цар.4:28 .  И ячмень и солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на место, где находился царь. Частнее говорится о том, что доставляли двору Соломона «приставники» (ст. 7). «На место, где находился царь»: евр. текст не имеет последнего слова, вставляемого LXX, Vulg., слав.-русск. переводом. Вставка не имеет оснований: нельзя предположить, что царь в своих путешествиях по стране перевозил с собою и весь штат придворный и всю конницу; по ( 3Цар.10:26 ) и по И. Флав. (Иудейские Древн. VIII, 2, 3), конница была размещена по отдельным городам. Умножение коней и колесниц у Соломона шло явно вразрез с нарочитым запрещением закона ( Втор.17:16 ). 3Цар.4:29 .  И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. 3Цар.4:30 .  И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выражение (в чём его мысли) 506 70 перевели выражением: τν Χιστν ατο, – вместо очевидно прочитав: . На эту неточность перевода, которой лучше всего мог бы опровергнуть своих противников св. Афанасий, он не обратил внимания; но он защитил православный смысл этого трудно поддающегося толкованию, по переводу 70, места силой своего глубокого ума и знанием св. Писания. Приводя это место по 70, духоборцы говорили: «так как изречение сие упоминает о Христе, то сообразно с сим и наименованного Духа надобно представлять себе не иным как Духом Св.»; а из того, что о Нём говорится, как о созданном, они выводили далее заключение о тварности Его. Св. Афанасий до подробности разобрал эту аргументацию духоборцев, наглядно показал её несостоятельность и дал своё собственное объяснение означенного места. Прежде всего он обратился к слову πνεμα и рассмотрел различные его значения, чтобы определить тот смысл, в каком нужно понимать это слово у пророка Амоса в 4 гл. 13 ст. В результате его глубокого и обширного исследования различных значений слова πνεμα в св. Писании и рассмотрения различных добавлений к нему, когда оно употребляется для означения Св. Духа, оказалось 507 , что πνεμα в Писании означает дух человеческий ( Пс.76:7 ; Вар.3:1 ; Деян.3:86 ; Рим.8:16,17 ; 1Кор.2:11 ; 1Сол.5:23 ), дыхание ветра ( Быт.8:1 ; Ин.1:4 ; Пс.106:25; 148:7–8 ; Иез.28:26 ; Ис.7:2 ; 3Цар.18:45 ), также – смысл какого-либо места Писания ( 1Кор.3:6 ; Рим.7:14, 6, 25, 8:1–2 и др.) и, наконец, – направление или образ мысли ( Числ.14:24 ; Иез.18:31 ). Этим слоном обозначается и Дух Святый, но при этом значении слово πνεμα употребляется – или с одним из следующих и им подобных определений: το Θεο ( Быт.1:2 ; Числ.2:29 ; Суд.15:14 ; Мф.12:28 ; Рим.8:9 ; 1Кор.2:10–11, 3:16 и др.), Κυου ( Суд.3:10, 11:29, 13:24–25, 15:14 ; Ис.61:1 ; Мих.2:7 ; 2Кор.3:17 ), το Πατς ( Мф.10:20 ), το ϒο ( Гал.4:6–7 ), πα μο ( Иоил.2:28 ; Быт.6:3 ; Числ.11:29 ; Ис.30:1, 59:21 ; Зах.1:6 ), σο ( Пс.50:13, 142:10–11 ), ατο ( Ис.48:16, 63:9–10 ; Зах.7:12 ; 1Ин.4:13 ; Рим.8:9–11 ; 1Сол.4:8 ), παλητος ( Ин.15:26 ), τς ληϑεας ( Ин.15:26 ), τς χιτος ( Евр.10:29 ), το Χιστο ( 1Пет. 9:9–11 ; Рим.8:9–11 ; Фил.1:18–20 и др.), γιον ( Ин.20:22, 14:22 ; Мф.28:19 ; Деян.2:1–4,18, 21:11, 20:22 ; Еф.4:30 ; Евр.9:8, 13–14 , – или с определённым членом (τ πνεμα – Гал.3:2 ), и только в исключительных случаях Писание употребляет это слово для означения Св. Духа без всяких добавлений. Впрочем, в последнем случае всякие добавления заменяются ясностью речи Писания ( Лк.4:1 ; Мф.4:7 ; Лк.3:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Он вспоминает войны царской эпохи: здесь речь шла не о завоевании, а о защите. Евреи обосновались на прекрасной земле, расположенной на перекрестке стратегических путей Ближнего Востока. И все ценой кровопролития ( Ам.5:9 ; Мих.6:4–5 ; Пс.43:2, 3, 77:16, 78:55, 105:44 ). Иоиль вспоминает, что пророки удручены бряцанием оружия и громом войны ( Ос.5:13 ; Ам.6:13 ). Исайя со страстью проклинает неразумную жажду разрушения и убийства ( Ис.2:7, 10:26, 14:1–3, 30:15–17, 31:1 ). С помощью войны Бог наказывает Израиль за грехи: война – самая страшная угроза для народа наряду с чумой и голодом ( Иер.12:12, 13:9 ; Иез.11:8 ; Ос.11:6 ; Ам.4:10, 7:17 ; Иер.14:15, 28:8 ; Иез.5:12, 14:11–22 ; Ис.5:26–30 ; Иез.2 ; Иер.5:15–17, 6:22–28 ; Авв.1:2–11 ). Иоиля потрясает видение Исайи, который предсказывает конец войн, переделку военных колесниц для пахоты, мирное сосуществование волка и ягненка. Когда? Это случится в день триумфа Господа Элохима, когда появятся новая земля, новые небеса, новый человек ( Ис.11:11–16 ; Мих.4:11–13, 5:7 ; Пс.47:4 ; Ис.63:1–7 ; Авв.3 ). Этому дню будут предшествовать испытания: Исайя, Иоиль, Аггей, Захария, Иезекииль блестяще описывают войну перед концом времен «на четырех углах земли, Гога и Магога» 59 ( Ис.14:25, 29:7–8 ; Иоил.4:9–17 ; Агг.2:5 ; Зах.12:2, 14:1 ; Иез.38–39 ). Война конца времен завершится окончательной победой сил добра над злом, мира над кровопролитием, любовью над ненавистью. И на холме с луком за плечами, в расцвете сил нетерпеливый Иоиль с исполненным муки взглядом вопрошает себя: «О Господи, доколе?» Мудрость Мудрость, «хокма», является для евреев безусловной добродетелью, позволяющей человеку жить в сиянии Господа Элохима. Она достигается путем изучения Торы, традиций, опыта предшествующих поколений. Она должна быть присуща царям. Мудрый Господь выбрал свой народ, вывел его из Египта, открыл ему свой закон на Синае, дал ему свою Тору и землю. Образцом мудрости прослыл царь Соломон, которому приписывается 3 тысячи пословиц и 1005 стихотворных произведений. Но этот писатель был также сведущ в ботанике и зоологии, разбирался в хозяйстве и был тонким политиком, что позволило ему заключить блестящий союз с тирским царем Хирамом и фараоном, на дочери которого он женился ( 3Цар.3:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

­­ 2Цар.7:12—16, 25—28 ст.). Писатель предполагает, что 1 и 2 Цар. известны не только ему, но и всем его читателям, а потому вскользь упоминает о событиях, подробно описываемых в 1 и 2 Цар. (напр., о поступке Давида с Уриею: 3Цар.15­­ 2Цар.11 гл.). Последующие библейские писатели также знали содержание 1 и 2 книг Царств. В псалмах очень часто повторяются события, описываемые здесь (Пс.3:7, 17, 33, 51, 53, 56...). Пророки (особ. Ис.9 и 11 глл.; Иер.23:5—6; Иез.34:24—25; Зах.3—4 глл.) обращали внимание на обетование о семени Давида (2Цар.7:12—20) и раскрывали его значение и исполнение в последующих своих пророчествах. Кроме того, пророк Исайя вспоминает о битве при Перациме (Ис.28:21), описанной во 2Цар.5:20. Пророк Михей заимствует выражения из песни Давида над Саулом и Ионафаном (Мих.1:10), изложенной во 2Цар.1:20. Иеремия упоминает о молитве Самуила за еврейский народ (Иер.15­­ 1Цар.12:19, 23). Иисус сын Сирахов вспоминает многие события из эпохи Самуила и Давида, описанные в 1—2 книгах Царств (Сир.46:16—23; 47:1—13). В новозаветных книгах также упоминаются описываемые здесь события, особенно из эпохи Давида (Мф.12:3—4; Мк.2:25—26; Лк.6:3—4; Деян.7:45—46; 13:22; Евр.11:32—34). Ап. Павел в послании к Евреям слова «Аз буду ему во Отца,» заимствует из 2Цар.7(Евр.1:5). Все приведенные ветхозаветные и новозаветные свидетельства подтверждают исторический характер обозреваемых книг.    Историчность этих книг, кроме того, имеет за себя еще не мало свидетельств. Так, есть полное основание утверждать, что описываемые здесь лица и события были описываемы еще своими современниками и очевидцами. Сличая параллельные повествования книг Царств и Паралипоменон, исследователи находят во многом их дословное сходство (1Цар.31:1—13­ 1Пар.10:1—12; 2Цар.3:2—5 ­­ 1Пар.3:1—3; 2Цар.5:1—10 ­­ 1Пар.11: 1—9; 2Цар.5:11—25 ­­ 1Пар.14:1—17 и мн. др... Сравн.: Cornely. Introd. spec. I, 274 р.). Это наводит на естественное заключение, что у обоих писателей были древние записи исторические, с которыми они справлялись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Правильный перевод: «приморский путь за Иордан». Дорога, которая шла вдоль берега Тивериадского моря и вела за Иордан. Галилею языческую. Правильный перевод: «округ народов языческих». Имеется в виду тот округ, который был населен язычниками со времени, когда царь Соломон подарил его царю тирскому (именно область колена Неффалимова, 3Цар. 15,20 ; 4Цар. 15,29 ). Указывая на то, что земля, принадлежавшая израильскому колену, стала называться «округом языческим», пророк поясняет, в чем именно состояло умаление. 9 Народ, ходящий во тьме. Народ, погрязший в идолопоклонстве и суевериях. Особенно это касалось Галилеи, соседствовавшей с языческими народами. увидит свет великий. См. Мф. 4,16 ; Лк. 1,79 . в стране тени смертной. То же, что «в шеоле» (в преисподней), где нет света Божиего присутствия. 9 ярмо... трость. Эти предметы служат символами угнетения (10,27; 14,25; 47,6; ср. Мф. 11,29.30 ). жезл, поражавший его. Возможный перевод: «ошейник на его плечах». в день Мадиама. См. 10,26.27; Суд. 6,7; 7,22–25 . 9:5 У врагов Иудеи не будет сил для новых походов, и иудейский народ вздохнет свободно. 9 младенец... Сын. Исаия благовествует о рождении Спасителя. Имена называют Его божественные и человеческие свойства, подтверждая что Он воистину Еммануил (7,14). родился... дан. Исаия пророческим взором видит события, которым еще предстоит исполниться. владычество на раменах Его. Поскольку на плечах Царя владычество (власть и сила), с народа Его будет снят рабский ошейник (ст. 4). Чудный, Советник. Сын наделен Божественной мудростью. Бог крепкий. Т.е. обладающий Божественным могуществом. Отец вечности. Т.е. вечный. Князь мира. Владычество этого Князя приносит мир (2,4; 11,6–9; Пс. 71,7 ; Мих. 5,5 ; Зах. 9,10 ; Лк. 2,14 ) 9 Умножению. Царство Его возвысится и приумножится ( Дан. 2,35 ). на престоле Давида. Он является потомком Давида (7,3; 11,1 и ком.). Ревность Господа Саваофа. Сам Господь служит порукой в том, что это обетование сбудется (26,11; 37,32; 42,13; 59,17; 63,15; 3 ах. 1,14; 8,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ОТВЕТ : Более строгий пост в понедельник не связан ни с какими особенными воспоминаниями, а практиковался издревле просто по благочестивому обычаю верующих, ревновавших о подвиге. Во многих обителях иноки, а кое-где и верующее миряне, даже в обычное время года (когда нет многодневного поста), наряду с средой и пятницей, постились и в понедельник, воздерживаясь в этот день от скоромной пищи. Тем более естественно отметить этот день более строгим воздержанием в постный период года. 219 правило Номоканона при Большом Требнике даже предписывает: «Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток, якоже от Святых Отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии миряне сия хранят». 88. ВОПРОС: Что надо понимать под «вкушением вина», и на чём оно основано, так как на этой почве возникают споры, переходящее в антирелигиозные анекдоты? ОТВЕТ : Вероятно, Вы имеете в виду так называемое «разрешение вина и елея», о котором упоминается в Типиконе и в иных богослужебных книгах в праздничные дни. Надо знать, что на Востоке, где составлялся наш Типикон, вино было самым обыкновенным широко употреблявшимся напитком, наподобие нашего русского кваса. Палестина особенно богата была виноградниками, в изобилии расположенными на склонах, холмах и равнинах. Виноградники у евреев были у каждого дома, так что «сидение под виноградной лозой» было приточной характеристикой времён мира и благоденствия при Соломоне ( 3Цар.4:25 ; Мих.4:4 ; Зах.3:10 ). Обработка винограда была очень рано развита; виноградари и стражи виноградников составляли даже особый класс рабочих. Виноградная лоза считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Недаром в Священном Писании весь избранный народ Божий представляется под образом виноградника, а Господь – под образом виноградаря, обрабатывающего этот виноградник, или хозяина, нанимающего виноградарей для обработки Своего виноградника. В Новом Завете Господь Иисус Христос, желая нагляднее изобразить внутреннее духовное единение верующих с Собою, называет Себя виноградною лозою: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь...» ( Ин.15:1–6 ) и под видом хлеба и вина (именно виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Мф.26:26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Праздники сбора урожая сопровождались паломничествами к святилищам, прежде всего связанным с памятью патриархов: в Бэйт-Эль (Вефиль), Гилгал (Галгал), Беэр-Шева (Вирсавия) (ср. Ам 5:5), возможно, также в Мицпу (Массифу) и на Фавор (ср. 4:15; 5:1). Кроме этих великих мест были популярны и паломничества к местным «высотам» (жесткая критика умножения жертвенников и локальных «святых мест» прозвучит у Осии далее – в 4:13; 8:11; 10:1). Судя по этим текстам, местные высоты, эти малые «святилища», были связаны с культами Ваалов (именно множественное число бэалиммы встречаем у Осии в 2:13,17 и в 11:2, а также, среди других мест, в Суд 2:17; 3:7; 8:33; 10:6,10; 1Цар 12:10; 3Цар 18:18; 4Цар 10:21; 2Пар 33:3; Иер 9:13). Ваал, хананейский климатический бог, дробился в народном сознании на местных ваалов – покровителей источников, пашен, рощ, урожая. В Танахе встречается немало топонимов с именем : , ,   , , , , , , , , , и др. Топонимика, связанная с Ваалом (и с, если можно так сказать, «Ваалицей», ибо это имя имеет и женский вариант: хозяйка, госпожа) – вещь весьма интересная, чего стоит хотя бы последнее из перечисленных названий (2Цар 6:2 – Ваал Иудин)! Но заниматься ею значило бы выйти за рамки комментария к книге пророка Осии. Нельзя не заметить в этом стихе игру слов: нишбати ( прекращу) – шаббата h ( субботы ее). LXX переводят торжества, торжественные собрания через πανηγρεις. Πανγυρις – классический в эллинистической культуре термин для обозначения общенародного праздничного собрания. Это же слово использовано Септуагинтой при переводе в 9:5, а также в Иез 46:11. А в Ам 5:21 этот термин греки использовали для перевода слова ацара, близкого по значению слову моэд. …опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. Виноградные лозы и смоковницы – типичный показатель благосостояния древнего ближневосточного крестьянина. О царствовании Соломона, «золотом веке» израильской истории, сказано: «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3Цар 4:25). Теперь за грех служения иным богам ( любовникам) народ лишится этой безмятежной жизни, Господь рукою ассирийцев опустошит сады и виноградники, превратит их в лес, и полевые звери поедят их. Мирная и благоденственная жизнь вернется в Землю Израиля только с наступлением мессианских времен. Иудейские пророки будут пользоваться этим же образом отдыха под виноградной лозой и под смоковницей для изображения грядущего мессианского мира и изобилия: Мих 4:4. Зах 3:10.

http://bogoslov.ru/article/4771086

Иеронима «a peccatis» и др.) 1862 . Какой же еврейский текст мог соответствовать такому переводу? – Изменить так, чтобы оно соответствовало греческому οκ πχεσθε, не трудно, не нарушая существенного сходства с евр. начертанием: надо только допустить, что в первоначальном тексте было вместо – 1863 , т. е. от глагола (==«удерживать», «препятствовать», «останавливать», «прерывать») 2 л. м. р. мн. ч. perf. каль; – можно даже, оставляя то же начертание , производить от гл. , потому что глаголы « " и » " весьма сродны друг с другом и последние нередко принимают флексии первых (для ср. Пс.118:101 вместо , 1Цар.6:10 вм. ); неудобство при этом остается только то, что есть глагол действительный и употребляется в каль с дополнением в вин. пад.: но превратить πχειν τι в πχεσθαι π τινος LXX могли очень легко (ср. 2:10). В таком случае, теперь для π τν δικιν мы должны бы были переделать в выражение, соответствующее греческому τς δικας (или τς μαρτας). Если же хотим удержать конструкцию, сохраненную у LXX, то должны переделать в нифаль – ; действие или предмет, от которого удерживают или удерживаются, присоединяются к глаголу посредством (ср. 1Цар.25:33 ; Пс.118:101 ). В таком случае ==...==π τν δικιν (μαρτιν) 1864 . Мы берем имя , которое и сам Малахия употребляет ( Мал.2:6 ), и LXX передают его как словом δικα, так и μαρτα (ср. для δ. Лев.16:22; 18:25 ; Втор.19:15 ; 1Цар.3:14; 20:8; 25:24; 28:10 ; 2Цар.3:8; 14:32 ; 3Цар.17:18 ; Пс.88:32 1865 ; Ос.4:8; 5:5; 7:1; 8:13; 9:7, 9; 12:8 – δι’ δικας, ς μαρτεν; 13:12; 14:2; Мих.7:18, 19 ; Зах.3:10 ; Мал.2:6 ; Ис.43:24 ; и мн. др.; для μαρτα Быт.15:16 ; Исх.20:5; 28:39; 34:7, 9 ; ; Чис.5:15, 31; 14:18, 19, 34; 15:31; 18:1; 30:16 ; Нав.22:20 ; Иов.7:21; 18:23; 22:5; 31:33 ; Пс.24:11 и мн. др.). И, наконец, в status constractus с оно встречается ( Исх.20:5; 34:7 ). Другие имена не удовлетворяют всем этим условиям. Вся фраза, таким образом, получается: или .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Идита в весь, яже есть прямо вама (идите в селение, которое прямо пред вами). Это селение, по всей вероятности, было Вифания (ст. 1). Обрящета жребя привязано (найдете привязанного молодого осленка); у еванг. Матфея сказано так: найдете ослицу привязанную и с нею молодого осленка (2 ст.). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и путешествиях, так как там было мало коней, и кони употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или на осла – знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет тебе кроток ( Зах.9:9 ). С другой стороны скромное, – не так, как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его но от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у Римских властителей. У св. Матфея тут прямо замечено так: все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осли, сыни подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, т.е. это все не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Захарии, жившего за 400 с лишком лет до явления Христова ( Зах.9:9 ). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги прор. Исаии ( Ис.62:11 ). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерью или девой, для выражения их красоты ( Пс.47:12 ; Ис.1:8, 47:1 ). Собственно, Сионом назывался один из холмов, на которых был основан Иерусалим. На этом холме поставлена была царем Давидом скиния, а затем царем Соломоном храм. Кроткий, т.е. мирный, невоинственный. Сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Св. Марк упоминает об одном только осле, без сомнения потому, что Господь, собственно, ехал на осленке, а ослица, вероятно, шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество св. Захарии (Мих.). На неже никто же от человек вседе (на которого никто из людей не садился), т.е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные ( Числ.19:22 ; 1Цар.6:7 ). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010