10. 50. Мы доверяем наши проблемы мудрейшему и с готовностью просим совета у него, а не у остальных 401 . Однако верный совет праведного человека стоит выше совета от мудрейшего. Полезнее раны, нанесенные другом, чем поцелуи остальных ( Притч.27:6 ). Праведному принадлежит суждение, мудрому – доводы, первому принадлежит оценка спора, а второму – умение найти пути доказательств. 51 . Если ты соединишь и то и другое, то советы обретут особую ценность и вызовут всеобщее одобрение своею мудростью и любовью к справедливости, и все устремятся услышать мудрые советы того мужа, сочетающего обе добродетели. Поэтому все цари земли хотели увидеть лик Соломона и услышать мудрость его 402 . Царица Савская пришла к нему и своими вопросами испытывала его. И пришла она... и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце... и услышала всю мудрость Соломона ( 3Цар.10:2, 3 ). И не пропустила она ни одного слова ( 2Пар.9:2 ). 52 . Узнай, человек, кто та, не пропустившая ни одного слова из возвещенных ей истинным Соломоном: Истинны слова, которые я слышала в земле моей о речах твоих и о мудрости твоей. Я не верила говорившим мне, пока не пришла и не увидела своими глазами. Нет и половины в том, что мне говорили. Ты превзошел все, что я слышала в земле моей. Блаженны жены твои и слуги твои, служащие тебе и слышащие всю мудрость твою ( 3Цар.10:6–8 ) 403 . Познай пир истинного Соломона 404 и уразумей, какие блюда подаются на этом пиру, в какой земле собранные народы услышат слова истинной мудрости и правды, какими глазами, созерцающими невидимое, увидят Его, потому что видимое временно, а невидимое венно ( 2Кор.4:18 ). 53. Кто эти блаженные жены Соломона? Разве не о них сказано, что многие слышат слово Божье и повинуются ему? 405 И в другом месте: Всякий, кто исполнит слово Божие, тот Мне брат, и сестра, и мать ( Мф.12:50 ) 406 . А кто служащие Тебе блаженные слуги? Это Павел, сказавший: До сего дня я стою, свидетельствуя малому и великому ( Деян.26:22 ), и Симеон, пребывавший во храме, ожидая увидеть утешение Израиля 407 . Неужели он бы просил отпустить его, если бы не служил Господу, или не имел бы возможности уйти, если не принял волю Божью о себе? В качестве примера мы уже привели Соломона, мудрость которого все стремились услышать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

4Цар.23:8 .  и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, – ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. 4Цар.23:9 .  Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими. По примеру благочестивого прадеда своего – Езекии ( 4Цар.18:4 ) «Иосия отменяет и издревле чтимые «высоты» истинному Богу, терпимые многими и благочестивыми царями – на всем протяжении Иудейского царства «от Гевы (город, вероятно, тождественный с Гевой, укрепленной Асой из камней Рамы ( 3Цар.15:22 ), в Вениаминовом колене, ср. Onomast, 293; Православый Палестинский Сборник выпуск 37, стр. 204) до Вирсавии» (о положении ее см. комментарии к ( 3Цар.19:3 ) ), в том числе некоторые известные высоты в Иерусалиме – у дома градоначальника и у ворот городских (может быть, упомянута в ( Неем.2:13 ) «ворот Долины» на западной (главной входной) стороне Иерусалима, приблизительно на месте нынешних Яффских ворот). Судьба священников этих высот – священников, происходивших из колена Левиина, была иною, чем жрецов идолослужения (стих 5): Иосия заставил этих левитских священников оставить места своего прежнего служения и переселиться в Иерусалим, но здесь при храме был уже определенный штат священников, и для новых могло не оказаться ни священнических занятий, ни священнического содержания, и, таким образом, естественно, произошло их низведение на положение левитов (ст. 9; ср. Иез.44:10–14 ): подобно последним, они не могли самостоятельно приносить жертвы в Иерусалимском храме, но ядение опресноков и, вероятно, других приношений алтарю им было предоставлено наравне с членами священнического сословия, устранявшимися от фактического священнослужения вследствие тех или иных физических недостатков ( Лев.21:21–23 ). 4Цар.23:10 .  И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Keywords: grace, freedom of will, synergy, St. Macarius the Great. Раздел IV. Литургика Тема покаяния царя Давида в церковной гимнографии Иеродиакон Серапион (Залесный), магистрант МДА Аннотация: В статье рассматривается отражение темы покаяния царя Давида в церковной гимнографии. Автор анализирует Великий покаянный канон, доказывая, что лица священной истории, в том числе царь Давид, являются для преподобного Андрея Критского образами духовной жизни. Сравнивая согрешившего царя Давида с собственной душой, преподобный Андрей призывает её к умилению и плачу. Образцом покаяния является Давид и для авторов Октоиха, где этот ветхозаветный персонаж тоже встречается исключительно как пример покаявшегося грешника. Кроме того, Церковь призывает нас вспомнить о покаянии Давида перед вступлением в Великий пост . Таким образом, автор показывает, что в церковной гимнографии поэтически преломляются события Священной истории. Ключевые слова: царь Давид, покаяние, Великий покаянный канон, церковная гимнография. Среди персонажей ветхозаветной истории, к образам которых многократно обращались церковные песнописцы, особое место принадлежит царю Давиду. Тот, о котором Господь сказал: Нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян.13:22 ), кто делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей ( 3Цар.15:5 ), будет на всём протяжении существования израильской монархии эталоном и мерой благочестия для царей, высшей похвалой для которых будет фраза летописца: И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его ( 4Цар.18:3 ; см. также 3Цар.15:11 ; 2Пар.29:2 ). Живя в Ветхом Завете, Давид «возвысился над требованиями закона и достиг апостольского совершенства» 176 . Нетрудно заметить, что, говоря о нравственных уроках, которые можно извлечь из жизни Давида, церковные песнотворцы прежде всего делают акцент на его покаянии. Говоривший о себе с уверенностью: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ), этот ветхозаветный праведник лишь один раз в своей жизни нарушил это правило – и тут же поколебался и подвергся падению. Но падения для тех, кто всем сердцем ищет Бога, могут послужить к ещё большей для них пользе. Так, преподобный Иоанн Лествичник похваляет «падших и плачущих паче непадших и неплачущих о себе, потому что те чрез падение восстали восстанием благонадёжным» 177 . То же случилось и с Давидом. Подвергшись совершенно неожиданному для себя падению, он принёс искренне покаяние пред Богом и на века явился образцом покаяния для всех, желающих примириться с Богом и изгладить последствия своего греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библия «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудростью твою! Да будет Благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь по вечной любви Своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду» ( 3Цар. 10:8-9 ). Барельеф Пунта «Подсчет количества предметов, сложение его в миллионы, сотни тысяч, десятки тысяч, прием чудесных подарков Пунта». Библия «И царь Соломон дал царице Саве кой все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками…» ( 3Цар. 10:13 ). Барельеф Пунта «Груз судов с большим количеством чудесных даров из земли Пунт, со всеми славными деревьями Божественной земли, пучками камедного дерева и зеленого древа анти, с эбонитом, с чистой слоновой костью, с зеленым золотом земли Аму, с деревом корицы, с деревом кезит, с бальзамом, канифолью, с цинноцефалами, обезьянами, борзыми собаками, со шкурами южных пантер, с обитателями (южной) страны и их детьми. Никогда не привозилось всякой всячины с тех пор, как существует мир». Библия «Ибо у царя был на море Фарсисский корабль… привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (3 Пар. 10:22). Таким образом, по Великовскому, Соломон щедро поделился с царицей богатством и диковинными животными, доставляемыми ему из Африки, и именно появление этих животных на фресках и привело к ошибочному выводу, что Пунт находился в Африке. Великовский обращает также внимание и на то, что нигде на египетских барельефах Пунт не называется иностранным государством, и это тоже понятно с точки зрения данной версии: Хатшепсут вполне могла считать Израильское царство чем-то вроде своей вассальной территории. Наконец, вспомним, что царица Савская в легенде поклоняется богу Солнца, но именно поклонницей бога Солнца Ра была и Хатшепсут. И последний удар: на многих барельефах она изображается… с бородой, то есть египетская царица отличалась повышенной маскулинностью — как и царица Савская в легендах!

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Вместо выражения «в третий раз» (евр. шелишим) лучше принять чтение «третьего» согласно с LXX-ю (кодексы XI, 44, 52, 56, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 243, 244, 247 у Гольмеса; в принятом греч. тексте вовсе нет соответствующего слова), Вульгатой и славянским текстом; благочестивое настроение третьего пятидесятника, начальника нового пятидесятка, спасло его и солдат от участи двух первых отрядов (ср. блаж. Феодорит, вопр. 4). Пророки, как носители откровения Божия, должны были встречать со стороны людей почтительное отношение (ср. 4Цар.2:23–24 ), как и безусловное послушание (ср. 3Цар.13 ). Гибель первых двух отрядов была предостережением для чтителей Ваала в Израильском царстве. 4Цар.1:15 .  И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю. 4Цар.1:16 .  И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, – с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. Безбоязненно явившись к Охозии, пророк Илия повторил ему прежнее ( 4Цар.1:6 ) предсказание смерти. 4Цар.1:17 .  И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. И воцарился Иорам [брат Охозии], вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было. 4Цар.1:18 .  Прочее об Охозии, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Вместо бездетного Охозии (LXX-mu слав. не имеют замечания ст. 17 о бездетности Охозии) воцарился брат его Иорам. «Был закон, чтобы царство наследовали дети царей, а если нет детей, старший брат или ближайший родственник» (блаж. Феодорит, вопрос 5 на 4 книгу Царств). Время воцарения Иорама израильского определяется неодинаково в трех различных местностях: а) здесь (ст. 17) – во 2-й год царствования Иорама иудейского сына Иосафата (ср. 3Цар.22:50 ); б) в ( 4Цар.3:1 ): в 18-й год Иосафата и в) в ( 4Цар.8:16 ) говорится, что, напротив, Иорам иудейский воцарился в 5-й год Иорама израильского. Две последние даты оправдываются свидетельством III главы о совместном походе Иорама с Иосафатом на Моава; дата же данного места объясняется, может быть, тем, что Иосафат иудейский некоторое время (около 5 лет) мог иметь соправителем сына своего Иорама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево... и дерево жизни посреди рая... и заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть… ( Быт. 2: 9, 16 ). И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. ( Быт. 3: 22 ). Рассмотрим высказанное в различных работах мнение о том, что в раю прародители поддерживали свою физическую жизнь (жизнь тела), или возможность не умирать (потенциальное бессмертие), путем вкушения плодов с дерева жизни. Такое мнение, в частности, высказано: свт. Григорием Нисским : «Человеколюбивый Господь изгнал наших прародителей из рая, чтобы они, вкушая плоды с дерева жизни, не остались бессмертными в грехах и скорбях» (цит. по 84: 47); блж. Августином: «Эта благодать бессмертия видимым образом сообщалась Адаму и Еве в плодах дерева жизни, от которого прародители вкушали до тех пор, пока не согрешили...» (цит. по 97: 25); «Прибавлю и то еще, что хотя это дерево и представляло телесную пищу, и пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья. Ибо и обыкновенный хлеб заключал в себе нечто большее, когда одним опресноком Бог защищал человека от голода в течение сорока дней ( 3Цар. 19: 8 ). Или, может быть, мы усомнимся поверить, что Бог посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или чтобы даже и не умирало, – Он, который и самой человеческой пище мог даровать такую чудесную устойчивость, что мука и масло, убывавшие в глиняных сосудах, снова восполнялись и не оскудевали ( 3Цар. 17: 16 )?» (117. Кн. 8. Гл. 5, §11); прп. Иоанном Дамаскиным : «Питаясь плодами этого дерева (дерева жизни – П. Д.), человек мог и телом оставаться безболезненным и бессмертным, так как дерево жизни имело силу давать жизнь, и от него могли питаться только достойные жизни и не подверженные смерти» 264 (цит. по 84: 22);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Православный. – Ты, друже, берешь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснемся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин.4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии; и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною» и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые Апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: Написано: дом Мой дом молитвы наречется; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы». Молоканин. – Если храмы суть «домы Божии», то почему же апостол Павел сказал, что Бог не в рукотворенных храмах живет ( Деян.17:24 )? Православный. Бог вездесущ, и, по выражению Соломона, даже небо, и небо небесе не довлеют Ему ( 3Цар.8:27 ), тем паче храм, созданный руками людей… Но, по милости Своей и снисхождению к людям, Господь благоволит посещать особенною Своею благодатию храмы, которые верующие посвящают Его святому имени и предназначают для молитвы; и храмы эти становятся местами особенного присутствия Божия, «домами Божиими». Клянущийся храмом, – сказал Спаситель, – клянется им и Живущим в нём ( Мф.23:21 ). Хотя Бог везде, и на всяком месте владычествия Его можно благословлять Его святое имя ( Пс.102:22 ), но в храмах особенно угодно Ему принимать молитвы верных. Господь сказал Соломону, создавшему храм: Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Моё тамо во веки: и будут очи Мои ту и сердце Моё во вся дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ст. 16. И на все корабли Фарсиса, и на все, что прекрасно по виду. Вместо Фарсиса, что все одинаково перевели, одни только Семьдесят перевели море. Евреи полагают, что на их собственном языке море называется Фарсис (Tharsis), когда же называется jam , то это не по-еврейски, а по-сирийски. И Иосафат имели корабли, которые посылал в Фарсис ( 3Цар. 22:49 ), но они были разбиты в Асионгабере. Имел и Соломон, которые ходили в Фарсис ( 3Цар. 10:22 ) и через три года возвращались и привозили царю серебро и золото, слоновую кость и обезьян. Но так как тот и другой царь согрешил, один предавшись сластолюбию и любя женщин иноземных народов, а другой соединяясь с царем Самарийским, и так как то и другое относится к язычникам и еретикам, в которых нет ничего кроме блесток красноречия, понимания построенного с дьявольскою хитростью, кроме слова убивающего, которое разумеется под клыками (слоновыми) и кроме подобия разума человеческого, на что намекается обезьянами: то поэтому в Псалмах читаем: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския ( Пс. 47:8 ), и об этих кораблях тот же Исаия говорит: «горе парусам кораблей, которые по ту сторону Ефиопии» (ниже 18, 1 по LXX). Есть, наоборот, и хорошие корабли, о которых в тех же Псалмах говорится: сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих. Тии видеша дела Господня и чудеса Его в глубине ( Пс. 106:23, 24 ). Ибо они не праздно пребывают в волнах века сего, но действуют и привозят товары господина своего и спешат прибыть к тихой пристани; они видели дела Господа и чудеса Его во глубине, когда достигают знания глубокого и исследуя созерцают все, то есть даже глубины Божии и чудеса Его. Иосиф полагает, что Фарсис есть Тарс Киликийский, другие думают, что это есть область Индии и что этим именем называется также один из двенадцати драгоценных камней, который у нас называется хризолитом вследствие сходства с морским цветом; но лучше под Фарсисом разуметь море или океан вообще. Ибо Иона, отправившись на корабле из Иоппии, не мог плыть в Индию, в которую нельзя плыть по тому морю, а просто он хотел отправиться в море и направиться к каким-нибудь островам. Дальнейшее же: и на все, что прекрасно по виду или, как перевели Семьдесят: и на всякий вид красоты кораблей, должно понимать в том же смысле, – что истребится в день Господень все, что кажется прекрасным на словах, и что построено разумом человеческим, если восстает на разум Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010