Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–27. Союзная война Царей – Иорама израильского, Иосафата иудейского и Царя едомского против моавитян. 4Цар.3:1 .  Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет, 4Цар.3:2 .  и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его; 4Цар.3:3 .  однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них. О годе начала царствования Иорама израильского (ст. 1) см. замечание к 4Цар.1:17 . В отношении «греха Иеровоамова», т. е. введенного Иеровоамом культа тельцов ( 3Цар.12:28 ), Иорам разделял (ст. 3) общую политику царей Израильского Царства ( 3Цар.15:26 и др.), но сделал попытки отменить культ Ваала (ст. 2), которому столь преданы были его отец Ахав и мать Иезавель ( 3Цар.16:31–33 и д. ), и брат – Охозия ( 3Цар.22:53–54 ). 4Цар.3:4 .  Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. 4Цар.3:5 .  Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. Отложение моавитян от царства Израильского непосредственно после смерти Ахава, с вступлением на царство Охозии ( 4Цар.1:1 ); здесь повторяется об этом отложении (ст. 5), как о поводе к изображаемой в данной главе союзной войне; отложение выразилось в прекращении ежегодной дани, которой ранее моавитский царь Меса, евр. Меша, LXX: Μωσ – крупный скотовод, евр. нокед; по некоторым греческим кодексам πομνιοτρφς (принят, тексту LXX: νωκδ), плативший Ахаву ежегодную дань (ср. Ис.16:1 ) по обычаю древности натурой, из главных произведений страны (по Страбону, каппадокийцы ежегодно платили персам дани: 1500 лошадей, 2000 мулов, 100 000 овец): плодородные и богатые водой равнины Моава были очень пригодны для скотоводства (Winer. Bibli. Real. – Woerterboch. Вд. I, 5, 99), как, согласно с Библией , говорит и надпись царя моавитского Меши, открытая в 1868 году миссионером Клейном и находящаяся теперь в Луврском музее. (Из обширной литературы об этой надписи можно назвать преимущественно: Smend und Socin. Die Inschrift des Konigs Mesa von Moab. 1886; в русской литературе: проф. Д. А. Хвольсон. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши, современника иудейского царя Иосафата. Христианские Чтения. 1870, 7–8). Содержание надписи (в ней 34 строки) весьма близко соприкасается с рассказом данной главы: надпись рассказывает о выгодах, вынесенных Мешою из борьбы с сыном Амврия, (т. е. Ахавом) и об освобождении Моава от 40-летнего рабства Израилю ( 4Цар.3:5–8 ); но надпись ничего не говорит об осаде Кир-Харитета, столицы Моава о чем говорит Библия ( 4Цар.3:25–27 ), можно думать, что поход Иорама с неудавшейся целью вновь подчинить моавитян падает на время, близко следовавшее за описанными в надписи Меши фактами отвоевания этим царем у Израиля разных городов моавитских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 и уставы, и учреждения ... старайтесь исполнять. См. ком. к ст. 13 и З Цар. 2,3. 17 Он избавит вас от руки всех врагов ваших. В прошлом Бог избавил Свой народ от египетского рабства; Он может избавить его и в будущем ( Исх. 20,1.2; 23,22 ; Втор. 20,1–4; 23,14 ). 17 до сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . Несколько столетий спустя потомки избежавших переселения израильтян и пришлых народов приняли монотеизм и стали подчиняться требованиям закона Моисеева. Глава 18 18 В третий год Осии. Т.е. в 729 г. до Р.Х. По-видимому, в течение некоторого времени Езекия являлся соправителем своего отца Ахаза (ср. 16,1; 17,1; см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 18 двадцать девять лет царствовал. Единоличное правление Езекии продолжалось с 715 по 686 г. до Р.Х. 18 И делал он угодное в очах Господних. Из всех царей Иудеи именно Езекия получает самую положительную оценку библейского автора (см. ком. к ст. 4–7). как делал Давид, отец его. О царствовании Давида как критерии оценки всех прочих царствований см. ком. к 3Цар. 11,4 . 18 он отменил высоты. В отличие от многих своих предшественников на иудейском престоле, Езекия проводит преобразование богослужебной практики народа и разрушает беззаконно воздвигнутые святилища (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). разбил статуи, срубил дубраву. См. ком. к 3Цар. 14,23 . истребил медного змея. Изваяние медного змея хранилось израильтянами в память о милости, оказанной им Господом во время странствования в пустыне ( Чис. 21,6–9 ). Однако со временем оно превратилось в объект поклонения, т.е. в идол (см. Ин. 3,14.15 ). 18 отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Отец Езекии Ахаз был вассалом Ассирии. «Отложение» Езекии от ассирийцев заключалось видимо, в отказе платить им дань. 18 Он поразил Филистимлян. Ранее, в царствование Ахаза, филистимлянам удалось захватить часть территории Иудеи ( 2Пар. 28,18 ). до Газы и в пределах ее. Газа находилась практически у самого побережья Средиземного моря; Езекия, таким образом, вторгся глубоко на территорию филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.14:14 .  И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь. 3Цар.14:15 .  И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа; 3Цар.14:16 .  и предаст [Господь] Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля. Самая речь пророка Ахии делится на две части: ст. 7–11 и 12–16, из которых, каждая представляет периодическое построение. Ст. 7–9 говорят о преступлении Иеровоама: «ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов» (9 ст.). «Которые были прежде тебя» – не предшественники по царству, Саул, Давид и Соломон – они не могли быть названы образцами нечестия, – а вообще народоправители, руководители народа; «иные боги и истуканы» (евр. малекот, литые изображения) – может означать и культ золотых тельцов (хотя Иеровоам и израильтяне хотели чтить в них Иегову), так как тельцеслужение легко могло переходить в чистое идолопоклонство; впрочем, и последнее, вероятно, имело место в Израильском царстве при Иеровоаме (ст. 15). «Меня же (Иегову) отбросил назад» (буквально: «за спину»): выражение сознательного и упорного пренебрежения культом Иеговы. «Истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле» (ст. 10) – выражение обычное в речи об истреблении дома, потомства, династии или народа ( 1Цар.25:22 ; 3Цар.16:11,21:21 ; 4Цар.9:8 ); «мочащийся к стене» – первоначально эпитет собаки, а затем мужского пола в отличие от женского; «заключенного и оставшегося» – евр. ацур веазув, LXX: πεχμενον κ. καταλελειμμνον, слав.: «держащагося и оставленнаго», Vulg.: clansum et novissimum, по вероятнейшему объяснению: «малолетнего и совершеннолетнего» (Sebast. Schmidt: puer qai domo adhuc detinetur et gui emancipatus est. По Филарету, «от младенца до совершеннолетнего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исх.34:6 ). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом (милотью, LXX: ν τ μιλωτ; Vulg.: pallio; евр. аддерет) лицо, как Моисей при бывших ему на Хориве же богоявлениях ( Исх.3:6,33:20,22 ; ср. Ис.6:2 ). 3Цар.19:15 .  И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 3Цар.19:16 .  а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 3Цар.19:17 .  кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 3Цар.19:18 .  Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. Если в ст. 11–12 заключается символический ответ на слова пророка (ст. 10, 14), то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение пророка – повеление Божие ему – «помазать»: Азаила – царем над Сирией, Ииуя – царем над Израилем и Елисея – преемником Илии в пророческом служении (ст. 15). Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева Божия на Израиля и постоянно теснил его извне ( 4Цар.8:12,29,10:32,13:3,7 ); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный ( 4Цар.9:24,33,10:1–28 ); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием научающего и наказующего действия Божия, – конечно, не через вещественный меч, как первые два (ст. 17), а через меч пророческого слова ( Ис.49:2 ) и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия самолично выполнил лишь третье повеление Божие – о поставлении Елисея в преемники себе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. И на всякий корабль морской и на всякий вид красоты кораблей. 15–16. Между тем как два предыдущих стиха содержат угрозу естественному величию природы, в настоящих двух стихах угроза произносится искусственным сооружениям и приобретённым сокровищам человека. «Корабли Фарсисские», в буквальном смысле слова, суть корабли, ездившие в Таршиш (Tartessus, Ταρτησσος) – город и страну на западном берегу Испании, при устьях Гвадалквивира. В более широком и менее строгом смысле, кораблями Фарсисскими называются корабли, предназначенные вообще для дальних морских плаваний: ср. 3Цар.9:26–28 , где говорится о корабле Соломоновом, отправлявшемся из Эцион-гавера – следовательно, по Индийскому океану – в Офир, с 3Цар.10:22 , где тот же корабль называется «фарсисским». Поэтому гр.-слав. перевод: «корабль морский» правильно выражает смысл текста. Вторая половина стиха указывает на содержимое фарсисских кораблей, на предметы привоза, совершавшегося этими кораблями; вско доброты=всякая дорогая изящная вещь. По 3Цар.10:22 , из Эцион-Гавера – при Элафе – ездили в Офир и привозили оттуда золото, серебро, слоновую кость, павлинов и обезьян. В царствования Озии и Иоафама, когда Элаф был возвращён Иудее, его гаванью – Эцион-Гавером пользовались, вероятно, для тех же целей, что и при Соломоне: предметы привоза, вероятно, не изменились. И смиритс члвкъ, и падетс высота человча, и вознесетс Гдь в день оный. 17. И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, 17 . Ср. ст. 11. И вс скрыютъ, 18. и идолы совсем исчезнут. 18 . – перевод того же слова, которое в ст. 8 переведено: «мерзости» (см. толков.). Скрыют, точнее: (не только с евр., но и с греч. κατακρψουσι) скрыются, исчезнут – в том смысле, что люди перестанут почитать их за богов: ср. ст. 20. Внесше в и в разслины и в вертепы земны, лица страха Гдн и славы крпости востанет сокршити землю. 19. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Будучи стражем, пророк нес чрезвычайную ответственность, так как легкомысленное служение могло повлечь гибель народа. Некоторые пророки названы также «мужами Божьими», как, например, безымянный пророк в 3 Царств 13, а также Моисей, Илия и Елисей в различных местах Писания. Таким образом, задача пророка в Ветхом Завете состояла в следующем: – говорить вместо Бога; – иметь ясность в отношении будущих событий и опасностей; – быть стражем и предостерегать от всякого рода врагов и грехов. Быть пророком – нелегкое дело. Жизнь пророков не была долгой. Многие из них терпели гонения, узы, некоторых предводители народа Божьего убили. Защищаясь перед синедрионом, Стефан закончил свою проповедь об истории Израиля следующими словами: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян.7:52 ). Пророк Божий должен быть готовым к непониманию и ненависти, к издевательствам и насмешкам. Пророки часто были одинокими, отверженными и разочаровавшимися в жизни людьми. Иеремия проклял день своего рождения, так как не мог больше переносить насмешек и издевательств, которыми народ Божий встречал передаваемую им весть ( Иер.20 ). Илия, которому царица Иезавель вынесла смертный приговор, устал от жизни и просил себе смерти ( 3Цар.19 ). Подобно Михею, их часто окружало множество лжепророков, которые нередко прилагали громадные усилия, чтобы заставить Божьих пророков следовать своему направлению. История Михея ( 3Цар.22 ), а также «человека Божьего» из 3 Царств 13 – яркие иллюстрации тех искушений, подкупов и угроз, с какими приходилось сталкиваться пророкам. В противоположность казенным, оплачиваемым пророкам, которые говорили в угоду вождям народа Божьего и уже в то время имели понятия о «позитивном мышлении» и «позитивном исповедании», отличительной чертой истинного пророка было то, что его весть в большинстве случаев содержала болезненные и неприятные предостережения. Поэтому нечестивый царь Ахав старался держаться как можно дальше от пророка Михея: «...я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое...» ( 3Цар.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Господь попустил, чтобы Филистимляне взяли и св. херувимов в плен, Он попустил язычникам дважды разрушить жилище Свое – храм Иерусалимский, который освятил Сам, обещая пребывать в нем «во век» ( 3Цар. 9:3 ). Мучители и распинатели Христа не были наказаны при жизни, хотя легионы ангелов могли стать на грозную защиту Его, но горькая ожидает их участь на небе, как и всех хулителей святыни Господней! # Помни слова Господа: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез. 33:11 , 2Цар. 14:14 )! III. Вопросы и ответы православного 1) Где в св. Писании запрещается почитание священных изображений? 1) Нигде. Сектанты не могут указать ни одного места в Писании против почитания св. икон, а приводят из него места, говорящие все об идолах да кумирах, а не об иконах. 2) Где в Писании говорится о священных изображениях? 2) Моисею повелел Господь сделать из золота двух херувимов: посреди них Он являлся Моисею и объявлял народу Свою волю ( Исх. 25:18–22 ). На завесе, отделяющей от святилища «Святое Святых» (то же, что наш иконостас, была завеса), сделаны были, по повелению Божию, вышитые искусною работою изображения херувимов ( Исх. 26:31, 36:18 , 2Пар. 3:10–14 ), как и на стенах и дверях храма ( 3Цар. 6:23–29 и 34–35). 3) Молились ли пред священными изображениями? 3) Да, молились: поклонялись пред ними (Давид Пс. 5:8, 131:8 ); падали лицом до земли (Иисус Нав. 7:6 ); приносили жертвы пред ними (Соломон 3Цар. 3:15 ) и воспевали ( Пс. 137:1–2 ); кадили фимиамом ( Исх. 30:1, 6–8, 40:5 ); зажигали светильники и лампады ( Исх. 37:17, 23, 27:20–21 ), то есть молились ветхозаветные праведники пред священными изображениями так, как и мы, грешные, молимся. 4) Почему молились пред св. изображениями святые люди? 4) Без сомнения, они молились пред священными изображениями потому, что Бог велел молиться пред ними, ибо чрез священные изображения Господь проявлял Свою Божественную силу: 1) сокрушал идолов ( 1Цар. 5:1–5 ); 2) карал язычников ( 1Цар. 5:6–12 ); 3) наказывал не почитающих священные изображения ( 1Цар. 6:19–21 ); 4), наказывал без страха Божия обращающихся с ними. Приведем примеры последнего, ибо о том, как Он сокрушал идолов и карал язычников, мы уже видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010