Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Ионы Введение Автор Писание мало говорит нам о личности Ионы, имя которого означает «голубь». Он был сыном Амафии (1,1). Об Амафии не известно ничего. Кроме данной книги, Иона упоминается в Ветхом Завете еще только раз ( 4Цар. 14,25 ) как пророк, возвестивший Божие благословение Израильскому царству во время правления Иеровоама II (793–753 гг. до Р.Х.). Этот монарх расширил границы своего царства за чет Сирии по слову Господа, «изреченному чрез Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера». Рассказ об Ионе ведется анонимно. Время и обстоятельства написания На основании 4Цар. 14,25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р.Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р.Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания (см. ком. к 3,3). Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4Цар. 14,25–28 , он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона ( 3Цар. 8,65 ). Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее Озии (792–740 гг. до Р.Х.), знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания. Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости ( Ос. 1,2–8; 2,1–13; 4,1 5,14; 6,1–6; 7,11–16; 8,1 9,17; 11,1–11; 12,3–8; Ам. 2,6–16; 3,9–15; 5,21–24; 7,7–17 ). В отличие от обличений современных ему пророков слово Ионы, обращенное к Иеровоаму, обещало территориальные приобретения за счет Сирии. Книга Ионы это рассказ о Боге, о Его милости и любви. Господь был Богом Израиля, которому в первую очередь предназначалась милость Господня и спасение. Тем не менее Ионе предстояло узнать вместе со всем народом, что Израиль не обладал монопольным правом на спасительную любовь Господа ( Рим. 3,29 ). Если иметь в виду исключительные отношения между Господом и Его избранным народом (народом завета), то это был тяжелый урок. Иона разделял со многими своими соотечественниками сильные националистические чувства и веру в исключительность своего народа, что мешало ему понять милость Божию. История Ионы это подтверждение слов: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс. 144,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах I Какая еще есть у христиан чтимая вещественная святыня, кроме св. креста Христова? Христиане имеют и чтут священные изображения Господа Бога, в Троице славимого, изображения событий нашего спасения, изображения Божьей Матери, св. Ангелов и свв. Угодников Божьих. Упоминается ли в св. Писании об изображениях вообще? Упоминается, и очень часто. Как относится св. Писание к изображениям? Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни – ложные , а другие – истинные священные. Что такое – ложные изображения? Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец ( Исх. 32:4 ); Молох ( Лев. 18:21 ); Ваалфегор ( Чис 25:3 ); Ваал и Астарта ( Суд. 2:13 ; 3Цар. 18:21–29 ); Дагон ( 1Цар. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы. Почему идолы считаются ложными изображениями? Потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет. Это – выдумка невежественных людей. Когда у нас изображается Спаситель, то Он и на Самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте, или Ваалу, или других идолов в действительности никогда не существовало да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то Ап. Павел и говорит, что идолы – суть изображения несуществующего. " Мы знаем, – пишет Апостол, – что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8:4–6 ). Что же такое идолы на самом деле? Это – изделие рук человеческих. «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь , и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» ( Иер 10:2–5, 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

П.В. Добросельский Скачать epub pdf Послесловие В результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. Протоиерей Владислав Свешников говорит: «Чем острее и внимательнее сознание всматривается в жизнь человека, стремясь раскрыть ее нравственные смыслы и содержание, чем обширнее становится опыт общения с людьми и с миром, тем трагичнее раскрывается эта описанная в Библии онтологическая и нравственная катастрофа, случившаяся с человеком. Начала всех человеческих катастроф как общего и исторического характера, так и совсем личных, известных только мокрой от ночных слез подушке, – берут начало в этом, по-видимому, простом событии» (84: 58). Возможность греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в склонность (приверженность) ко греху 179 . Священное Писание прямо говорит о всеобщности человеческого греха: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ); «... Нет человека, который не грешил бы...» ( 3Цар. 8:46 ); «…Нет правдивых между людьми…» ( Мих. 7:2 ); «... Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ); «... Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ). (См. также сноски 100, 124, 130, 133 и приложения 5, 8). Это нравственное состояние мира святой Иоанн Предтеча характеризует как грех мира 180 . В результате процветания зла на земле, когда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время ( Быт. 6:5 ), Он навел на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни( Быт. 6:17 ) и все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло ( Быт. 7:22 ). В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли» ( Быт. 19:24,25 ). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении – за послушание (см., например, Втор. 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Принадлежности Православного Богослужения Общие принадлежности Православного Богослужения, – независимо от времени и места, – суть: иконы, светильники, образ Богослужения, каждение, крестное знамение, поклонения. Святые иконы Церковь Православная совершает Богослужение всегда пред священными изображениями Господа и Святых, – пред знамениями Церкви небесной, непрестанно презирающей на молитвы верующих. Начало и основание иконопочитания заключается в природе и Божественном Откровении. Естественное слово человека есть образ разумной души. Слово Откровенное, будучи образом Бога вечного, всемогущего, премудрого, благого 119 , представляет нам Сына Божия – образом Бога Отца ( Евр.1:3 ; Ин.14:8–9 ); человека – образом и подобием Божиим ( Быт.1:26 ); Пасхального агнца, – образом Агнца Божия Иисуса Христа ( Исх.12:10 ; Ин.19:36 ); змия, которого Моисей вознес в пустыне, – образом Распятого Богочеловека ( Ин.3:14 ), и проч. Запрещая поклонение идолам, которые суть изображения несуществующего ( 1Кор.8:4 ), Бог Сам, предписал употребление изображений достопокланяемых. По Его повелению в Ветхозаветной Церкви были устроены и в самом Святая Святых поставлены золотые изображения Херувимов ( Исх.25:18 ; 3Цар.6:35 ). Если же при начатках Божественного Откровения, у народа, склонного к идолопоклонству, были священные изображения; тем приличнее иметь их в Христианстве, когда Откровение в полноте и совершенстве принесено на землю и когда поклонение духом и истиной, внушающее возносить мысли и сердца от образа к Первообразному, поставило Христиан выше грубого идолопоклонства. Действительно почитание Икон освящено Христианством от самого начала его. Оно освящено примером Самого Господа, и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), и во время Своей земной жизни благоволил дать нерукотворный образ Свой Авгарю, Царю Едесскому. Освящено преданием и примером св. Апостолов; ибо Апостол и Евангелист Лука написал икону Божией Матери – Одигитрии, и св. Ап. Петра и Павла 120 . Освящено всегдашним почитанием Икон в древние Христианские времена и благодатью, подаваемой верующим от Икон явленных и чудотворных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Псалом 5 О наследствующем (в Римск. и друг. изданиях LXX: в конец о наследствующей), псалом Давиду. С Евр.: начальнику хора. На струнных орудиях 32 . «Наследствующий, (или наследствующая), – говорит св. Афанасий, – есть боголюбивая душа или Церковь ». То же св. Злат. и бл. Феодорит. По мнению древних Иудеев, как свидетельствует Кимхи, псалом сей написан Давидом в гонение Саула; по другим – Авессалома. Большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви, или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении. 2 . 3. Глаголы моя внуши 33 , Господи. Глаголы, т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание 34 , т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь». 4 . Заутра услыши глас мой. Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил ( Дан. 6:10 ). Здесь разумеется утренняя молитва . Заутра предстану Ти, и узриши 35 мя. «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою днесь» ( 3Цар. 18:15 ). Многие молятся, но стоят вдали от Бога. 5 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй» – (Злат.), или злой человек. С Евр.: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой». 6 . Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» §25. Учение о Премудрости Божией (Книга Притчей) 1. Происхождение, характер и композиция Кн. Притчей. Хотя эта книга именуется «Соломоновой», в ней самой даны указания на нескольких авторов и составителей. Один раздел ее принадлежит анонимным мудрецам ( Притч.22:17-24:34 ), другой — содержит изречения Соломона, собранные в VIII веке «мужами царя Езекии» ( Притч.25-29 ), третий и четвертый — составлены хакамами Агуром и Лемуилом ( Притч.30:1-14 ; Притч.31:1-9 ). Авторы остальных частей никак не обозначены. Наиболее ранние притчи (евр. мишле — афоризмы, мысли) восходят к Соломону (см. т. 1, §30), а Пролог ( Притч 1-9 ) принадлежит последнему редактору книги. Язык Пролога указывает на послепленную эпоху. Кроме того, его богословие связано с более полным раскрытием Слова Божия, нежели во времена Соломона. В частности, при Соломоне господствовало понятие о коллективной и родовой ответственности за грех; между тем в Притчах делается ударение на ответственности личной, а этот взгляд укоренился только под влиянием проповеди пр. Иеремии и Иезекииля ( Иер.31:29-30 ; Иез.18:2-3 ). По мнению большинства экзегетов, Пролог Притчей был написан в конце V века до Р.Х. Примечание. Книга в целом содержит около 900 афоризмов; уже поэтому ее нельзя отождествлять с древнейшими притчами Соломона, число которых было 3000. Не совпадают они и по содержанию. Царь-мудрец говорил о «деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» ( 3Цар.4:32-33 ). Тематика Кн. Притчей по большей части — иная. Таким образом, книга имеет долгую историю, в которой отразились последовательные этапы Откровения (см. Православная Мысль. Париж, 1955, в. Х, с.95). Книга была введена в канон не без некоторых колебаний, но, с тех пор как ее приняли, она неизменно пользовалась большим авторитетом. Отрывки из нее включены в богослужение, а Великим Постом она прочитывается от начала до конца. Греческое название книги — Паремии. Отсюда происходит и само обозначение ветхозаветных церковных чтений.

http://azbyka.ru/uchenie-o-premudrosti-b...

Разделы портала «Азбука веры» Юмор — 1) интеллектуальная способность подмечать и обнаруживать внешним образом в ком-либо, чем-либо их комичные, смешные стороны; 2) конкретный результат проявления этой способности. Чувство юмора связано с умением субъекта видеть противоречия в окружающем мире. Способность к выражению положительных эмоций посредством улыбки и смеха присущи человеку по природе. Хотя, нужно отметить, в силу испорченности человека грехом, эта способность не всегда употребляется им в точном соответствии с требованиями нравственного закона. На страницах Священного Писания можно видеть примеры того, что можно считать проявлением иронии. Так, например, пророк Илия посмеивается над бессилием идолопоклонников ( 3Цар.18:27 ), а Господь Иисус Христос говорит о лицемерах, используя забавные образы и описания ( Мф.11:16-19; 23:24; 23-27 ). Одно из чудес, совершённых Иисусом, скорее напоминает шутку, чем полноценный рассказ о чуде ( Мф.17:24-27 ). Поучения и поступки святых изобилуют проявлением юмора. Прп. Амвросий Оптинский давал свои наставления в форме шутливых стихотворений. Полезным видом юмора является самоирония. Использование доброго уместного юмора может благотворно воздействовать на душу человеческую, поддерживая человека во время скорби или помогая лучше увидеть недостатки, скрытые глубоко в сердце. Неуместный юмор От доброго юмора следует отличать то, что построено на служении плотским страстям, оскорблении Бога, Церкви и достоинства человека. Многое из того, что считается «хорошим юмором» в современной культуре, на самом деле является лишь проявлением греховных страстей. « Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение » ( Еф.5:4 ), – учит апостол Павел. Нарушением 3й Заповеди Декалога часто являются анекдоты, в которых участником ставят Бога; богохульство . Христианин призван удаляться от всего этого, от всякой непристойности и неумеренности. Однако наличие хорошего чувства юмора, при должном употреблении, может быть полезной способностью для христианина. Цитаты о юморе

http://azbyka.ru/jumor

Рассуждение восьмое. О росе Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века ( Пс.132:3 ). § I Роса суть пары извлечённые теплотой солнечною из земли и воды, кои поднявшись ночью вверх, и в рассуждении стужи воздуха, соединившись упадают паки на землю, и влажностью своею её орошают. Она делает землю плодоносною; ибо умеряет теплоту, делает прохладу, и землю утучняет. Недостаток росы есть знаком бесплодия. Так Илия говорит: жив Господь Бог сил, Бог Израилев, емуже предстою пред ним, аще будет в лета сия роса ( 3Цар.17:1 ). И Аггей пророк: сего ради удержится небо от росы ( Агг.1:10 ). Цветы, кои неумеренным солнечным жаром вянут, помощью её – оживляются, и напоеваются сладостью, которую сосут пчёлы, и составляют из оной приятные соты. § II Роса подобна Евангельскому учению. 1) В рассуждении начала, ибо как роса снисходит с небес, так Евангельское учение принесено Иисусом Христом с лона Отца, как говорит Иоанн: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). 2) Роса есть вапор умеренный и тонкий: и Евангельское учение сокровенно от человека плотского. 3) Роса падает тогда, когда воздух чистый, и небо не покрыто облаками: так и учение Евангельское снисходит на сердца чистые, лицемерия облаком не покрытые. Не приемлет его мрачное Симоново сердце. 4) Роса снисходит и ввечеру, но обильнее – по прошествии ночи: и учение Евангельское ниспадало в вечер Ветхого Завета, когда сказано было: семя жены сотрет главу змию ( Быт.3:15 ). Ниспадала и ночью Ветхого Завета, как например: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему; и той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Или: воздвигнет вам Господь пророка от братии вашея ( Деян.3:22 ). Или: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына ( Ис.7:14 ). Но гораздо с большею ясностью и с большею силою, возгремело благовестите по прошествии ночи, о коей говорит Павел: нощь убо прейде, а день приближися ( Рим.13:12 ). Гораздо с большею важностью, когда взошла заря Нового Завета, и когда воссияло истинное Солнце Правды Христос. Гораздо с большею важностью и силою, ибо не на одном Гедеоновом руне, но на всей земле явилось. Не на одних горах Сионских; но и на Западе, и Севере, и Юге. Не в единой Иудейской церкви, но и во всех языцех проповедано.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

СВЯТЫЕ В конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, воздержников или подвижников, бессребреников, чтобы, видя в них осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во всякой добродетели. У патриархов учись детской вере и послушанию Господа; у пророков и апостолов – ревности о славе Божией и о спасении душ человеческих; у святителей – ревности проповедывать Слово Божие и вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к утверждению веры, надежды и любви в христианах; у мучеников и исповедников – твердости за веру и благочестие перед людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников – распинанию плоти со страстьми и похотьми, молитве и богомыслию; у бессребреников – нестяжательности и безвозмездной помощи нуждающимся (1). Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово; они делали для Него – Он для них. «Какою мерою мерите, – сказал Сам Господь, – такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых (1). " Авраам раб Мой помолится... Иов раб Мой помолится о вас... Моисей... Самуил... Илия» (см. Иов. 42:8 ; Быт. 20:7, 17 ; Иер. 15:1 ; 3Цар. 18:36 ; Пс. 98:6 ). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих (1). Святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатой верой, надеждой и любовью. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы серебром и златом, как не покупать у них их ходатайства перед Богом о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

свящ. Вадим Маркин Лекция 6 Времена разделения Царств Времена разделения Царств продолжаются от событий религиозно-политического раскола (931 г. до Р.Х.) до окончательного падения Иудеи под Вавилонским царством (597 г. до Р.Х.), то есть продолжается 334 года. Седьмой период нашей истории относится ко временам разделения Царств. Времена разделения Царств описывают Третья и Четвертая книга Царств, 1 книга Парапаменон, книга пророка Ионы, книга Товита, Иудифи, а так же другие книги пророков. Период седьмой – От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами Разделение царства 3Цар. 12, 16–20 : Причины разделения: государственная ошибка Ровоама как последствие избыточной роскоши последних лет правления Соломона. Краткая характеристика и сравнение Израильского и Иудейского царств После смерти Соломона в 931 году происходит разделение царства на Северное и Южное – Израиль и Иудею. Общая численность населения – 5 млн. человек. Израильское царство: в него вошли 10 колен Израелевых и возглавил его “раб Соломонов” Иеровоам. История Израильского царства в основном связана с коленом Ефремовым (по площади самым большим), поэтому иногда пророки называли северное царство “Ефремом”. Здесь же были и столица – Самария 197 (основана Амврием 198 ); до этого столицей был сначала город Сихем, а потом Фирца 199 ). Земли, занимаемые Израильским царством, – северная и средняя часть Ханаана были самыми плодородными в Палестине 200 . По площади и населению Северное царство в 3 раза превосходило Южное. Израильское царство просуществовало 209 лет. Характерные черты этого периода: постоянные внутренние междоусобицы, частая смена царей, из которых все 19 были богоотступниками, низкая нравственность, идолопоклонство. Царство пало в 722 году при царе Осии. Жители были уведены в Ассирийский плен. Имена царей Израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке: Имя царя 1 . Иеровоам I 2 . Надав 3 . Вааса 5 . Замврий 6 . Амврий 7 . Ахав 8 . Охозия 9 . Иоарам 10 . Ииуй 11 . Иоахаз

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010