Глава 18 Ср. ( 3Цар.22:2–40 ) Война Иосафата в союзе с Ахавом израильским против Сирии изложена существенно сходно в 3 Царств и 2 Паралипоменон. Могут быть указаны лишь немногие отличия в отдельных выражениях. 2Пар.18:1 .  И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом. 2Пар.18:2 .  И пошел чрез несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский. 2Пар.18:3 .  И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдешь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну! Ср. ( 3Цар.22:2–4 ). Родство Иосафата с Ахавом состояло в том, что сын первого Иорам был женат на дочери второго Гофолии ( 4Цар.8:18 ; 2Пар.21:6 ). Союз Иосафата с нечестивым Ахавом представляется тем более неосмотрительным, что от него мог предостеречь Иосафата уже пример отца его, Асы, обличенного пророком Ананией за союз с царем сирийским, выше ( 2Пар.16:7 ). Впоследствии прозорливец Ииуй, сын Анании, обличил Иосафата за этот союз, ниже ( 2Пар.19:2 ). 2Пар.18:4 .  И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь. 2Пар.18:5 .  И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя. 2Пар.18:6 .  И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня? спросим и у него. 2Пар.18:7 .  И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь. 2Пар.18:8 .  И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая. 2Пар.18:9 .  Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своем престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание Первая часть книги пророка Осии, прелюбодеяние Израиля (гл. I–III) Первое отделение первой части книги пророка Осии: (1, 2–2, 1) Второе отделение первой части книги пророка Осии (2, 2–23) Третье отделение первой части книги пророка Осии, гл. III Вторая часть книги пророка Осии гл. IV–XIV Первое отделение второй части книги пророка Осии. IV–VI, 3 Второе отделение второй части книги пророка Осии. VI, 4–XI, II а) Неизлечимость нравственного растления Израиля (6, 4–7, 16) б) грозный суд за отпадение от Бога (8–9, 9) в) Изначальная испорченность Израиля и погибель его царства (9, 10–77, 11) Третье отделение второй части книги пророка Осии. Вероломство Израиля и Божия верность, гл. 12–14 а) Уклонение Израиля от пути праотца своего Иакова и восприятие в себя естества ханаанского б) Глубокое падение Израиля гл. 13–74, 1 . в) Обращение Израиля и облагодатствование его (14, 2–9).     Воцаренный над десятью, отложившимися от дома давидова, коленами израилевыми, Иеровоам, сын Наватов, по сказанию ( 3Цар.12:26–33 ), думал: «теперь царство может возвратиться к дому давидову, если этот народ будет ходить для принесения жертв в дом Иеговы в Иерусалим, и обратится сердце этого народа к своему господину Ровоаму, царю иудейскому и убьют меня и возвратятся к нему». И вот, чтобы религиозную пропасть между обоими царствами сделать наиболее великой и вообще религию образовать в своем царстве по своему произволу, он ввел богопротивное почитание в Израиле Иеговы под символом тельцов, таким образом нарушил основной закон завета, заключенного между Богом с одной стороны и Израилем с другой при горе Синае и совершил формальное отпадение от Иеговы, истинного Бога ( Исх. 20:4 ). Но Иеровоам, сын Наватов этим не удовольствовался, он изгнал из своего царства законных левитов, которые противились его нововведению, и избрал себе для совершения богослужения священников из массы народа, следовательно, вопреки закону ( Чис.3:6–13 ), избрал таких лиц, которые не были сынами Левия, праздник кущей своевольно перенес с седьмого месяца ( Лев.23:24 ) на восьмой ( 3Цар.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Плодом святитель называет падение Евтропия, которые почти за 30-ть дней до настоящего момента был лишён своего высокого положения. 2 У Миня замечено: в аллегорическом смысле говорится о падении Евтропия; последний был сослан в 399 году, в конце августа, а беседа была сказана спустя почти 30-ть дней после этого события; следов., в конце сент. того же года, т. е., 399. 3 Здесь, по-видимому, пропуск. 4 В слав. тексте читается: «собери... пророки студныя Вааловы четы­реста и пятьдесят, и пророков дубравных четыреста» (3Цар.18:19); «поймайте пророки Вааловы... — и яша их... — и закла их» (3Цар.18:40). 5 В объяснение заглавия следует заметить: 1) в Дрипие, отстоявшем от Константинополя около 6-ти верст ( σημεον ­ milliarius, т. е., 1000 шагов; следов., 9Х1000­9000 ш.­ 3000 с.­ 6 в.), была церковь в честь апостола и мученика св. Фомы; 2) под царицею разумеется Евдокия, супруга имп. Аркадия. 6 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 7 Под царём разумеется император Аркадий. 8 К этой беседе нужно заметить: 1) имена двух епископов неизвестны, но один был старый, а другой молодой; 2) прославляется имп. Феодосий Великий, умерший 17 января 395 года, и отсюда вероятно, что святитель говорил в 399 году в день кончины императора; 3) упоминаются два узур­патора царской власти: первый — Максим, второй — Евгений; 4) обличается христианская секта, называвшаяся «кафары» ( καθαρς чистый), которая была тогда в Константинополе многочисленна и имела там своего епископа. 9 Здесь, по-видимому, недостаёт отрывка, где святитель противополагал скромность ап. Павла бесстыдству кафаров. 10 Св. оратор уподобляет человеческую душу проливу Эврипу, Εριπος , отделяющему о. Эвбею от материка. Некоторые древние эллинские писатели сообщают, что течение в этом проливе сменялось по семи раз днём и ночью ( «Pauly, A» . Real-Encyclopädie etc. Stuttg. 1844. Bd. Ill, S. 305). 11 Есть предположение, что эта беседа была сказана святителем на пас­хальной седмице. Между предыдущею беседою и этою, в Ватиканском списке, имеется беседа против зрелищ в ипподроме и театре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3307...

69. Объяснение библейского повествования о сотворении человека «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:26, 27 ). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающему по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый " ( Быт. 1:28–31 ). 55 . «В сотворении человека, – говорит святитель Филарет, митр. Московский, – достопримечательны: 1) время его сотворения в порядке прочих существ; 2) Божий о нем совет; 3) двойственный его состав из души и тела; 4) образ в нем Божий; 5) его назначение; 6) различие полов; 7) благословение, данное человеку. I. Человек созидается после всех видимых тварей. Ибо: а) всеобщий порядок видимого творения состоял в постоянном восхождении к совершеннейшему; б) человек есть малый мир, сокращение и как бы чистейшее извлечение всех естеств видимого мира; в) все прочие твари земные сотворены на службу его: и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник во храм, совершенно устроенный и украшенный. II. Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея некоторый вид множества советующихся. Этот образ выражения: а) или заимствован из уст сильных земли ( 3Цар. 12:9 ; 1Ездр. 4:17 ), б) или вообще произошел из свойства языка, ( Иов. 18:2, 3 ; Дан. 4:36 ), в) или вводит Ангелов в участие совета Божия ( 3Цар. 22:20 ; Иов. 2:1 ; Дан. 4:13 ), г) или относится к трем лицам Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 14 1–2. Искупление Израиля из плена. 3–23. Победная песнь иудеев по случаю падения царя вавилонского. 24–27. Судьба Ассура и 28–32. филистимлян. Ис.14:1 . Близко время его, и не замедлят дни его, ибо по­милует Го­с­по­дь Иакова и снова воз­любит Израиля; и по­селит их на земле их, и при­соединят­ся к ним иноземцы и при­лепят­ся к дому Иакова. Вместе с падением Вавилона в представлении пророка Исаии соединяется возвращение Израиля из плена в свою страну. Язычники сами вернут Израиля домой и Израиль в свою очередь будет господствовать над ними. «Близко время его и не замедлят дни его». В еврейской Библии эти слова отнесены к 22-му стиху 13-й главы. «Его», т. е. Вавилона. «Ибо помилует». Как основание к разрушению Вавилона здесь указывается намерение Господа освободить свой народ, который, очевидно, представляется пророку живущим в вавилонском плену. Значит, по представлению пророка, освобождение из вавилонского плена Израилю возможно было получить только в случае разрушения Вавилонской монархии. В 17-м стихе пророк, как бы в подтверждение этой мысли, говорит, что царь вавилонский никогда не отпускал домой своих пленников. «Присоединятся к ним иноземцы». Иноземцы или иноплеменники, пришельцы всегда жили среди евреев ( Исх.12:19, 38 ; 3Цар.9:20 ; Иез.14:7 ), а тогда, когда евреи снова будут в милости у Бога, их число естественно будет умножаться. Ис.14:2 . И возьмут их народы, и при­ведут на место их, и дом Израиля усво­ит их себе на земле Го­с­по­дней рабами и рабынями, и возьмет в плен пле­нив­ших его, и будет го­с­по­д­с­т­во­­вать над угнетателями сво­ими. «И возьмут их народы», т. е. будут всячески помогать переселяющимся из плена в свою страну иудеям (ср. 1Ездр.1 ). «Дом Израиля усвоит их». Эта мысль представляет собою общий взгляд ветхозаветных иудеев, которые были убеждены, что в царстве Мессии они будут занимать особое привилегированное положение, а все прочие народы – служебное по отношению к Израилю ( 3Цар.9:20, 22 ). Однако у Исаии эта мысль смягчается тем обстоятельством, что подчинение язычников Израилю будет добровольным с их стороны. Ясно, что пророку было открыто будущее обращение всех народов в Церковь Христову, которая в Ветхом Завете вообще представлялась как избранный остаток Израиля, но пророк, по свойственному всем ветхозаветным людям несовершенству в представлении будущих событий ( 1Пет.1:11 ), понял это откровение как предуказание на подчинение еврейскому народу других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава LXVI 1 . Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? 2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Господь в нагорной проповеди ( Мф. 5:34 ) глаголет: что „небо есть престол Божий“, а св. первомученик Стефан в речи своей ( Деян. 7:48–50 ) буквально приводит читаемые нами слова Пророка Исаии. Мысль о вездесущии Божием и о том, что люди не могут возвести Всемогущему храма или дома для обитания, высказана еще Давиду в откровении, им полученном ( 2Цар. 7:5–13 ). В этом откровении мы заметим, что в ст. 5 – 7 Господь, указывая, что в странствование Израиля местом поклонения Ему была передвижная скиния, глаголет: (ст. 7) „Я не говорил кому-либо построить Мне дом“. Далее же, отказывая Давиду в праве построить храм, Господь, обещая успокоение народу, связует постройку „дома имени Его“ (ст. 13) с этим успокоением и упрочением царства. Из этого места видно, что постройка храма была милостью, дарованною Израилю, как видимый залог верности народа Богу и Божия покровительства народу. Это же указано Соломону в видении 3Цар. 9:3–9 с явным напоминанием наказании за отступление от Бога, упомянутых в Втор. 29:24–29 . Что Соломон ясно понимал значение храма, как особенной к нему милости, а не как исключительного и единственного места обитания Божества, видно из слов молитвы его ( 3Цар. 8:27 ): „Поистине Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему“. Господь вспоминает человеку (во 2-м стихе), что мир сотворен Им и что человек не имеет ничего в материальном мире, что бы он мог принести в дар Богу. Есть один только дар Божий, отданный во власть человеку, который он может принести Богу: это волю свою; „сердце сокрушенное и смиренное“ ( Пс. 50 ), которое доказывает, что человек отказывается от воли своей, отдавая ее назад Творцу, вследствие сознания ничтожества своего разума, и глубокого убеждения, что только воля Божия, в нем действующая, может даровать ему счастье, которого он не может достигнуть, действуя по своей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 . Ныне, о слушатели, я более, чем когда-либо, ощутил величие силы поста, и не припомню, чтобы когда-либо раньше я так восхищался его могуществом или, вернее, всесилием. Ведь каждый из нас чувствовал недостаток времени и сил: я – чтобы произнести сей ежегодный словесный взнос, а вы – чтобы воспринять его; а почему мы были настроены именно таким образом, об этом я, ничуть не опасаясь, скажу сейчас же. Но настоящее время поста, осияв нас еще прежде свое го чистого восхождения, заставило нас переменить образ мыслей. И вот, мы вновь собрались здесь. Однако, я намереваюсь не столько возвещать его спасительную роль для вселенной (ибо кто же настолько слеп или глух, чтобы не увидеть великий свет, разлитый по всему миру, или не услышать общую и громогласную проповедь ?), сколько побеседовать о некоторых подходящих ко времени вещах, которые вы могли бы с радостью принять в качестве необходимого вступления к посту. Подобно тому, как пророку Илии во время его бегства от Иезавели были принесены хлеб и вода, он же иде в крепости яди тоя четыредесят дний ( 3Цар.19:8 ), так и вам должно хватить сего нашего приношения для того, чтобы одолеть чревоугодие в течение сорокадневного пути, если только вы, приходя с верой, не презрите опреснок ячменный ( 3Цар.19:6 ) и воду, как что-то слишком ничтожное. 2 . Посему я стою здесь, вы же окружаете меня, чтобы взыскать словесное утешение, и услышать, словно перед атлетическими состязаниями, ободряющий призыв, на что я не мог надеяться совсем недавно. Однако, настало время объяснить, почему я едва не умолк в онемении. Первая причина – это постигшие нас несчастия: ведь то, что они не поглотили нас совершенно, следует считать свершением не человеческих сил, но единого Бога, Который вырвал одного пророка- беглеца из чрева кита, а другого избавил от львиных зубов, Чей голос угасил языки пламени, так что и купина, горя, не сгорала, и у плененных отроков в пещи не пострадал ни один волос; буди имя Его благословенно во веки. Второе же – ваше безразличие к словесному долгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010