8:10. Траурный ритуал. См. коммент. к Быт. 37:34,35 ; Лев. 19и Втор. 14:1,2 . 8:12. От моря до моря. Во время отчаянных поисков воды в период засухи люди будут ходить из одного конца страны в другой. Выражение «от моря до моря» часто используется библейскими авторами для обозначения востока и запада (напр., от Средиземного моря на западе до Мертвого моря или реки Иордан на востоке; см.: напр.: Пс. 71:8 ; Зах 9:10 ). Сходное словосочетание встречается в надписи арамейского царя Азитавадды из Каратепе: «от восхода до захода солнца» (см.: Ис. 45:6 ). 8:12. От севера к востоку. Южная граница определена в предыдущей строке, а западная граница самоочевидна. Из Вефиля можно попасть в расположенную к северу Галилею через Самарию или Дан, а к востоку – либо в Беф-Сан, либо на территорию Галаада за Иорданом. 8:14. Грех Самарийский. Хотя неясность этого слова привела к тому, что его переводят как «грех» или «стыд», более вероятно, что здесь подразумевается сирийское божество Ашима. Имя этого божества происходит от арамейского слова, обозначающего «имя», поэтому оно может символизировать любых северо-западных семитских богов и богинь (Ваала, Анат, Астарту). Хотя официальное введение культа Ашимы произошло после 722 г. до н. э., не исключено, что в Самарии этому божеству поклонялись и ранее. Более поздние сведения о почитании Ашимы содержатся в письмах из Элефантины. 8:14. Бог Дана. Поскольку Иеровоам II учредил поклонение Яхве в Дане, установив там святилище ( 3Цар. 12:28–30 ), Амос вправе говорить здесь о боге Дана. Возможно, он подразумевает, что установленный там золотой телец служил символом Яхве и заменой ковчега Завета. Дан сохранял значение культового центра в течение многих столетий. Свидетельством этого служит двуязычная надпись (на греческом и арамейском языках) конца 3-го тыс. до н. э., гласящая: «Богу, который в Дане». 8:14. Бог Вирсавии. Амос завершает свое обличение идолопоклонства среди израильтян упоминанием «пути» в Вирсавию. Выражение «от Дана до Вирсавии» определяет всю территорию страны ( Суд. 20:1 ; 1Цар. 3:20 ), и Амос использует его здесь, чтобы показать всю полноту отступничества Израиля (см.: Ам.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17:23–25 Многие станут подпадать под соблазны лжемессий (21,8.9), однако подлинное пришествие Христа будет таково, что ни у кого не останется ни малейших сомнений в том, кто Он. 17 в тот день, когда Сын Человеческий явится. Речь идет о Втором пришествии Христа. 17 Вспоминайте жену Лота. Жена Лота уже находилась на пороге спасения, но обратила взор назад и погибла ( Быт. 19,26 ). 17 Кто станет сберегать душу свою. Кто не захочет отречься себя. 17:34–35 Близкие отношения с кем-либо из спасенных не помогут в день пришествия. 17 где труп, там соберутся и орлы. Букв.: «Где тело, там и стервятники будут собраны». Смысл этой фразы в том, что приверженные плотскому, земному существованию на небо не попадут; они, подобно стервятникам, питающимся мертвечиной, будут есть не «хлеб жизни» в Царстве Божием, а поедать «мертвую плоть» своих «мертвых дел». См. также ком. к Мф. 24,28 . Глава 18 18 Бог ли не защитит..? Если даже неправедный судья может иногда встать на сторону справедливости, какие могут быть сомнения в том, что Бог непременно защитит правого? избранных Своих. Избранники Божий это те, кто с постоянством обращаются в молитвах к Нему. 18 подаст им защиту вскоре. «Вскоре» с Божественной, а не человеческой точки зрения ( 2Пет. 3,8 ). найдет ли веру на земле? Речь идет не о том, что на земле может вообще не остаться верующих, а о том, что веру будут иметь далеко не все люди. 18 став, молился. В храме молились обычно стоя. 18 пощусь два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам только один обязательный пост в день Искупления ( Лев. 16,29–31; 23,27 ), однако добровольный пост мог сопровождать молитву ( Пс. 34,13 ), раскаяние ( 3Цар. 21,27 ) и скорбь ( 2Цар. 1,12 ). Устная традиция, сформировавшаяся в еврейской среде в межзаветный период, требовала от благочестивых людей соблюдения значительного количества постов. Сам по себе пост мог быть полезным религиозным упражнением (5,33–35; Деян. 13,2.3 ), однако Иисус однозначно осуждал практику, когда пост использовался для приобретения благоволения Божия (ст. 11, 12) или для выставления на всеобщее обозрение своей показной набожности ( Мф. 6,16–18 ; ср. Ис. 58,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ириней также говорит об изгнании демонов через призывание божественного имени, как о деле, обычном у иудеев (Adversus haereses, II, 6, 2)». Мы не можем здесь входить в подробное изложение этого предмета, который очень обширен, и полагаем, что приведенной выдержки из Шюрера достаточно. Таким образом, под «сыновьями вашими» можно понимать иудейских заклинателей, которые называются сыновьями фарисеев (по контексту) не потому, что по плотскому рождению происходили от них, а в том же смысле, как «сыны пророческие» ( 3Цар.20:35 ). Смысл слов Спасителя, следовательно, такой: если ваши ученики изгоняют демонов, то этого вы не приписываете Веельзевулу, поэтому они могут быть вашими судьями и судить вас за то, что вы, по вражде, говорите это обо Мне. Нам остается еще сказать несколько слов по вопросу, были ли эти заклинатели, на которых указывает Христос, действительные или мнимые. Его аргументация, конечно, не теряла своей силы ни в том ни в другом случае, потому что фарисеи ни в том ни в другом случае не относили, конечно, деятельности своих заклинателей к диавольской силе. Но вопрос о действительности заклинаний интересен сам по себе. Элфорд полагает, что исследовать действительность этих заклинаний в высшей степени важно, потому что иначе в душе читателя Евангелий остается невыгодное впечатление, если именно мы допустим, что Господь, торжественно сравнивая иудейские заклинания с собственными чудесами, аргументировал на основании иудейских обманов, о которых фарисеям было известно, что это обманы. Элфорд думает, что сыновья фарисеев действительно изгоняли демонов. Этот взгляд подтверждается словами толпы Мф.9:33 . Когда немой, из которого был изгнан демон, заговорил, то толпа воскликнула: «никогда не бывало такого явления во Израиле», давая понять, что здесь совершилось более полное исцеление, чем было видано до тех пор. Затруднение, говорит Элфорд, возникло лишь вследствие забвения факта, что чудеса как таковые не служат сами по себе подтверждением истины, совершались в ложных религиях и ложными учителями, и они пророчествовали о них (см. Исх.7:22, 8:7 ; Мф.24:24 ; Втор.13:1–5 ). Мф.12:28 .  Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но каким образом возможно отпущение грехов в будущем веке? На этот вопрос «Камень веры» дает следующий ответ. Всякий смертный грех влечет за собою два тяжких последствия для человека: вину или законопреступность пред Богом и необходимость нести за нее вечное наказание. Грех, поскольку он есть вина и преступление воли Божией, может быть отпущен только при жизни человека, чрез его покаяние ( Мф.9:6, 22:13, 25:10–11 ): вместе с отпущением греха человек получает освобождение и от наказания вечного. «Понеже бо отпущение грехов бывает наитием благодати Божия, якоже прогнание тмы бывает наитием света: Яве есть, яко отпущену бывшу греху смертному, купно отпущается и казнь вечная». Иначе человек был бы «купно сын света, и царствия небесного, и сын тмы и муки вечные» (627 б –628 а ). Но и с освобождением от вечной казни на человеке «остает иногда должность наказания привременн аго» (628 а ). В доказательство последней мысли приводятся: Рим.5:12 ; Быт.3:17 ; Чис.20:12 ; Втор.32:49–51 ; Исх.32:10–14 ; Пс.105:23 ; Исх.32:28, 31–35 ; 2Цар.12:10–14; 24:10–15 ; 3Цар.13:24 ; Чис.12:10–15 ; 1Кор.11:30–32 . Из этих свидетельств св. Писания видно, что 1) таинство крещения, хотя очищает человека от греха прародительского, но не освобождает его от наказания временного – печалей и скорбей житейских, а также от самой смерти; 2) некоторые Ветхозаветные лица за свои грехи терпели различные временные наказания от Бога, напр.: Моисей, Аарон, Мариам, Давид и др. и 3) за недостойное вкушение Тела и Крови Христовой первенствующие христиане иногда наказывались Богом телесною смертию (628 а –630 б ). В Новозаветной церкви грех смертный отпускается человеку чрез таинство покаяния, которое снимает с него и «долг казни вечныя»; остается на человеке только долг наказания временного, за который ему необходимо нести соответствующую эпитимию, или «довлетворение» Богу за свой грех . Но человек может быть постигнут смертию прежде выполнения должного ему наказания. А потому «исходящии от сего жития без исполнения епитимии или довлетворения, или наказания временн аго греху должн аго, имут и по смерти сицевую должность. И душа таковых по разлучении от своего тела, не может сама собою от сего долга искупитися (тамо бо заключися дверь покаянию и благотворению, якоже выше, речеся), разве свобождается пособствием церкве святыя, сиречь, приношением бескровных жертв, молением, даянием милостыни, и прочиим благотворением, о душах бываемым» (631 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В таинстве брака верующие получают благодать, освящающую супружество и рождение и воспитание детей. Еф. 5 :22–27, 31–32; 1Кор. 7 :39; Ин. 2 :1–11; 1Кор. 7 :2–17, 25–28. О храме , как месте молитвы и особого присутствия Божия. Исх. 25 :1, 8–9; Чит. гл. 25 – 27 и 30 ; 1Пар. 28 :11–19; 3Цар. 8 :12–13, 17–19, 9 :3; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :17; Мф. 23 :21; Ин. 7 :14, 28, 10 :23; Мф. 26 :55; Лк. 19 :47, 22 :53; Лк. 24 :53; Деян. 2 :46; Чит. гл. 3 и 4 ; Деян. 24 :11–12, 22 :17–21, 11 :26; Кор. 11 :18, 22, 14 :34–35; Откр. 11 :1, 19, 15 :5–8 4 :2–11; 2Фес. 2 :1–4; Пс. 131 :13–14. О почитании св. икон . Исх. 25 :1, 18, 19–22, 26 :1, 31; 3Цар. 6 :23–29, 32, 8 :10–11, 9 :3; Числ. 20 :6; Нав. 7 :6; 2Цар. 6 :14, 12 :20; Пс. 5 :8; 3Цар. 8 :12–53, 9 :3; 1Пар. 28 :2; Пс. 79 :2; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :11, 15–17; Ис. 6 :1–5; Дан. 7 :9–14; Ин. 14 :9; Лк. 3 :22; Откр. 5 :6; Пс. 137 :1–2; Пс. 16 :15; Пс. 94 :6. О почитании св. Креста . Ин. 3 :14, 12 :32; Лк. 12 :50; Гал. 6 :14; 1Кор. 1 :23; 1Кор. 2 :2, 1 :18; Рим. 1 :16; Евр. 13 :13: Еф. 2 :13–16; Мф. 24 :30; Откр. 7 :2–3, 9 :4; Флп. 3 :18; Пс. 21 :2, 9, 18–19; Мф. 27 :35, 39, 4, 49; Лк. 23 :35; Ис. 9 :6, 53 :4–12; Мф. 20 :19; 26 :63, 27 :12; Быт. 48 :13–14; Ис. 60 :13; Пс. 98 :5; Пс. 131 :7. О почитании св. мощей . 4Цар. 13 :21; Сир. 48 :13–14; Пс. 33 :21; Пс. 115 :6; Прем. 2 :23–24; 1Кор. 15 :53; 2Кор. 4 :10–11; Мф. 27 :53; 2Тим. 1 :8–10; Мф. 9 :21, 14 :36; Деян. 19 :12; Деян. 5 :12, 15. О почитании св. угодников . Сир. 44 :14; Ин. 5 :10–11; Евр. 13 :7; Откр. 3 :7–9; 4Цар. 2 :15; Тов. 12 :15–16; Быт. 19 :1–2; Нав. 5 :13–15; Числ. 22 :81; 1Пар. 21 :16; Пс. 149 :9; Иов. 5 :1. О молитвенном ходатайстве св. угодников . 1Петр. 3 :12; Пс. 33 :16–17; Быт. 20 :6–7; Иов. 42 :7–9; Исх. 8 :8–13, 28–29; 1Цар. 7 :8, 12 :19–23; Ис. 37 :4; Иер. 37 :3; Деян. 8 :24; Быт. 20 :17; Прем. 18 :21; Иак. 5 :16–18; 2Петр. 1 :13–15; Лк. 20 :38; Рим. 14 :8–9; 2Макк. 15 :12–14; Зах. 4 :12–14; Откр. 11 :3–4; Откр. 8 :3–4; Вар. 3 :4; Исх. 32 :11–14; Зах. 1 :12–13. О молитве за умерших . 1Тим. 2 :1; Иак. 5 :16; Лк. 20 :38; Еф. 6 :18; Вар. 3 :4–5; Сир. 7 :36; Иер. 16 :7; Тов. 4 :17; 2Макк. 12 :39; 2Цар. 1 :2, 3 :31–35; 1Цар. 2 :6; Мф. 12 :31–32; 1Петр. 3 :18–20, 4 :6; Откр. 1 :18.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В 3Цар. 1, 33, 38, 45 ες τν Γιν (собств. имя) передается: на требник,– Опис. рук. Синод., библ. I 18, 27, 28, 29, 81, 101, 34, 35, 36. и Опис. рукоп. Рум. муз. 106. – Такая несостоятельность переводного дела привела к порче самих текстов. В этом отношении переводчик, не стесняясь, распоряжался смыслом текста; например, 1Цар. 10, 5 : и ти проповедающе снитие на тя духа господня ( τροφηαντες χα φαλεται π σε πνεμα – и снидет дух); 54: на теле его ( σχηνματι ατ – в храмине); 3 Царс. 12, 16 что се ны разделит Давид ( τς μιν ν Δαβδ – какая часть нам в Давиде?). Иногда переводчик дополнял текст своими объяснениями: 1Цар. 12 10: и поработахом валнмом рекше каменем, телищом и алсом рекше медяным капищем; 2. Цар. 1, 24: на ризы вашя – на украшение вам; 11. 24 и устрелиша от отрок Царь елико унших бе) и т. п. Переводчик и намеренно выпускал некоторые слова из текста. Так в 4 Цар опущены целые стихи: 14, 15, 28; 15, 6, 11, 15, 21, 26, 31, 36; 16, 19, 20, 21; 17, 23, 25, 28. В книгах Иезикииля и Иеремии встречаются большие перестановки и пропуски. 127 Так, в Быт 41, 43 , на выражение τ τ ρμα стоит два перевода: и всади на колесницу, и в оружье второе его; Исх 22, 12 , аще украдется от него, но аще сам украдет у него то есть да тяжит господину его( εν δ χλαπ παρ υτ αποτσοι τ χυρψ); а в книге Числ 24 гл. между стихами 16 и 17 повторены стихи 5 и 6. В книге Исхода стихи 35, 33–37, 5 читаются два раза, а 37, 10–39, 2 совсем опущены – Опис. рукоп. Синод. библ. 1, 19, 20, 68; 118, 203 л. Рум. муз. 34; 173 128 Опис. рукоп Рум. муз., стр.146; Опис. рук. Синод. библ. I, 249–61, 300 и далее. Ср. еще Как писались книги (Ист. книги Кирпичникова 32–35); Характер и направление древне-рус. читателей и переписчиков книг М.Орлова (Чт. любит. дух. пр. 1873 4, Волков и др. 129 Опис. рукоп. Синод. библ. I, 289. Количество разночтений Евангелия определяется до 50000 (Чт. общ. ист. 1896, I, 93, 103–104) 130 Царского, 327 Сербские рукописи, привозимые в Россию, очень затрудняли переписчиков (Соболекский, Южно-славянское влияние, 14, Перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

P. 53–54; J Furst Herb-Chaid Handworterbuch Bd 1 S 100–102), означает не вопрос, а утверждение ( Чис.14:35 , 3Цар.20:20 , Иов.1:11 , Иер.42:5 ), или же противоположение ( Быт.24:38 , Иер.22:6 , Иов.3:6 ). Поэтому мы предпочли перевести все глаголы в настоящем вр. (подобно как переводы в русск. Псалт. стоящие в том же Perf или, по Павскому, в 1-м пер., глаголы в Пс.1:1, 10:3 (русск. 9:24), 31 (русск. 30), 7 и 15, 104 (русск. 103), 1 и др. (См. Gesenius Herb Grammatik, beard v Rodiger Lpz 1866 параг 126, 3), и в положительной форме, согласно с русск. перев. Библ. Общ., исправленным под ред. Филарета Митр. Моск. и помещ. в Душ. Чт. 1868 г. Май, только со вставкою слова: «отнятое от груди» значит вскормленное и отученное от груди, так как не просто дитя, но вскормленное и отученное от груди – απογεγαλακτισμνον, или, как в нашем слав. «отдоенное» дитя, которое потому спокойно лежит у матери своей и не плачет по ее груди. 713 Hitzig, Lengerke и др. относят этот псалом вместе с предшествующим ко времени Симона Маккавея, на том странном основании, что 3-й ст. его сходен с 7-м предш. псалма, а в этом последнем народ израильский представляется в великой опасности которая почему то будто бы есть не иная, как именно описываемая в 1Макк.13. Но за исключением только общего указания опасности, каких не мало было и в др. времена еврейской истории, означенное место 1Мак. не представляет никакого соотношения с содержащеюся в 129 псалме покаянною молитвою вероятно находящихся в плену, или же бедствующих в опустошенном своем отечестве возвратившихся из плена Иудеев, ни с исповеданием смирения и удаления от гордости, какое мы имеем в Пс. 130 . 721 Такого мнения держались св. Афанасий В. в изъясн. 121 Пс. (Тв. Св. Оо. Т. 22 стр. 439–40), св. И. Златоуст (Бес. на Пс. Т. 2 стр. 151, 154, и 233), бл. Феодорит (Тв. Св. Оо. Т. 28 стр. 348 и 375) и др. См. Calmeti Comment in h Ps. Этому же мнению следует и наш толкователь песней степеней в Воскр. Ч. 1851/2 г 41 стр. 391–2. 722 Такое предположение высказывают: Св Афанасий (в изъяснении Пс.121:1–2 ), из новейших: Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

III. Разделение Состоит сия книга из двух частей. В первой содержится история о царстве Иоилевом до разделения оного под державою Соломона. от гл. 1 до 11 ( 3Цар.1–10 ), где: 1) Старость Давидова, восхищение престола от Адонии, помазание Соломона на царство, и покорении Адонии Соломону. 3Цар.1 . 2) Завещание Давидово, данное Соломону при смерти, смерть и погребение Давида, умерщвление Адонии, изгнание Авиафара, убиение Иоава, различные Соломоновы строения, и убиение Семея. 3Цар.2 . 3) Соломоново во сне прошение от Бога премудрости, дарование оной, также славы и богатства, доказательство премудрости Соломона: 3Цар.3 . 4) Правление царства. 1. Домостроительное (экономическое) и гражданское. 3Цар.4 . 2. Духовное в созидании храма. 3Цар.5–10 гл., где а. Позволение и спомоществование Хирама царя Тирского, учиненное Соломону в иссечении древ и камней для созидания храма. 3Цар.5 . б. Описание долготы, широты, высоты и всего внутреннего, и внешнего украшения храма. 3Цар.6 . в. Описание дома Соломонова, и проч. 3Цар.7 . г. Внесете Кивота во храм; молитва Соломонова, и освящение храма. 3Цар.8 . д. Второе явление Бога Соломону, и угрожение Божие; Соломоново созидание градов. 3Цар.9 . е. Пришествие царицы Савской во Иерусалим; Соломонова слава и изобилие. 3Цар.10 . Во второй история о разделении царства Израилева, при царях Ровоаме, Авии, Асе и Иосафате от 3Цар.11 до кон. кн., где предлагается: 1)      Причина разделения, грех Соломонов, исчисление противников Соломоновых, объявление Иеровоаму от пророка о учинении его царем над 10 коленами, и убежание его от Соломона во Египет. 3Цар.11 . 2)      История о 4 царях. 1. О Ровоаме, – 3Цар.12–15:26 , где: а.      Возвращение Иеровоама из Египта; отложение Израильтян от Ровоама, кроме двух колен Иудина и Вениаминова; воцарение Иеров. и идолослужение его. 3Цар.12 . б.      Проречение о разорении от Иосии храма, созданного в Вефиле Иеровоамом, и о сожжении на нем человеческих костей, и проч. 3Цар.13 . с. Ахиино проречение о истреблении дому Иеровоамова и расточении Израильтян, смерть Ровоамова. 3Цар.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятокнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29;6:17 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятокнижии, и гланою святынею его храма признавался ковчего со скрижалями ( 3Цар.6–8 = Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 гл.). Молитва Соломона на освящении храма (3Цар.8гл.) наполнена многими изречениями книги Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8:27 = Втор.10:14 Господь живет на небесах небес; 3Цар. 8:31 = Исх.21:13 ; 3Цар.8:29 = Втор.12:11 ; 3Цар.8:32 = Втор.25:1 ; 3Цар.8:35 = Втор.11:17 ; 3Цар.8:37 = Лев.26:16 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:23 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный приемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12:32 = Лев.23:39 ). За уклонение от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение закона Моисеева сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 = Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5;18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство (3Цар.21гл.) и другие законы основывались на Пятокнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11,14 ; Втор. 33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосфате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятокнижии ( Исх.23:21–22;16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9,24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Ездр.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятокнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29; 6 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями ( 3Цар.6–8 ­­ Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма ( 3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8 ­­ Втор.10 – Господь живет на небесах небес; 3Цар.8 ­­ Исх.21:13 ; 3Цар.8 ­­ Втор.12:11 ; 3Цар.8 ­­ Втор.25:1 ; 3Цар.8 ­­ Втор.11:17 ; 3Цар.8 ­­ Лев.26 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:25 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12 ­­ Лев.23:39 ). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 ­­ Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5; 18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство ( 3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11, 14 ; Втор.33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии ( Исх.25:21–22; 16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9, 24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010