В этом отношении третья и четвертая книги Царств частью отличаются от прежде рассмотренных исторических книг, частью сходны с ними. Отличаются обозреваемые книги тем, что упоминают много раз о древних исторических писаниях, имевших общеизвестные во время писателя исторический авторитет и всем легко доступных для чтения. О подобных записях, а тем более обширных «книгах», мало и редко говорилось в ранее нами обозренных исторических писаниях. Писатель 3 и 4 книг Царств упоминает часто о следующих памятниках письменных: 1) «Книга словес Соломона ( 3Цар.11:11 ), в коей описаны были прочие события Соломона (умолчанные или кратко лишь упомянутые свящ. историком) и все, что он делал и мудрость его», 2) «Книга словес дней царей иудейских». Цитируется 15 раз в истории иудейского царства, как такое повествование, в коем заключаются подробные сведения о «прочих событиях и делах Ровоама» ( 3Цар.14:20 ), Авии ( 3Цар.15:7 ), о «делах Асы, всех его подвигах и городах, которые он построил» ( 3Цар.15:23 ); о «прочих делах Иосафата и подвигах его и как он воевал» ( 3Цар.22:45 ); о делах Иорама ( 4Цар.8:23 ), Иоаса, Иоафама, Ахаза, Амасии, Азарии ( 4Цар.12:19;14:18;15:6,36;16:19 ); «прочее о Езекии и о всех подвигах его и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (Иерусалим – 4Цар.20:20 ); «прочее о Манасии и обо всем, что он сделал и о грехах его, в чем он согрешил» ( 4Цар.17 ), о делах Аммона и Иосии ( 4Цар.21:25;23:28 ). Последним упоминается Иоаким и его дела ( 4Цар.24:5 ). 3) Аналогичное содержание и третьего обширного письменного памятника: «Книги словес дней царей израильских», цитируемой 18 раз и заключающей «прочие дела» израильских царей: Навата, Ваасы, Охозии, Захарии, Менаима, Факии ( 3Цар.15:31;16:5,14 ; 4Цар.1:18;15:11;21:26 ), и особые подробности в правлении некоторых из них, например, «как воевал и как царствовал Иеровоам, сын Навата» ( 3Цар.14:19 ), заговор Замврия ( 3Цар.16:20 ), «мужество» Амврия, Ииуя и Иохаза, которое они показали (вероятно в войнах и правлении – 3Цар.16:27 ; 4Цар.10:34;13:8 ), построенный Ахавом дом из слоновой кости и города, которые он построил ( 3Цар.22:39 ), «мужество Иоаса и как он воевал с Амасиею, царем иудейским» ( 4Цар.13:12 и 14:15), мужественные подвиги Иеровоама 2-го, «как он воевал и возвратил Израилю Дамаск и Емаф», принадлежавшие Иуде ( 4Цар.14:28 ), заговор Селлума ( 4Цар.15:15 ). Последним упоминается Факий и его дела ( 4Цар.15:31 ). Таковы три, очевидно обширные, письменные памятника, заключающие сведения более пространные и полные о событиях и лицах описываемого свящ. историком времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В этом отношении третья и четвертая книги Царств частью отличаются от прежде рассмотренных исторических книг, частью сходны с ними. Отличаются обозреваемые книги тем, что упоминают много раз о древних исторических писаниях, имевших общеизвестный во время писателя исторический авторитет и всем легко доступных для чтения. О подобных записях, а тем более обширных «книгах», мало и редко говорилось в ранее нами обозренных исторических писаниях. Писатель 3 и 4 книг Царств упоминает часто о следующих памятниках письменных: 1) «Книга словес Соломона ( 3Цар.11:41 ), в коей описаны были прочил события Соломона (умолчанные или кратко лишь упомянутые священным историком) и все, что он делал и мудрость его». 2) «Книга словес дней царей иудейских». Цитируется 15 раз в истории иудейского царства, как такое повествование, в коем заключаются подробные сведения о «прочих событиях и делах Ровоама» ( 3Цар.14:29 ), Авии ( 3Цар.15:7 ), о «делах Асы, всех его подвигах и городах, которые он построил» ( 3Цар.15:23 ); о «прочих делах Иосафата и подвигах его и как он воевал» ( 3Цар.22:45 ); о делах Иорама ( 4Цар.8:23 ), Иоаса, Иоафама, Ахаза, Амасии, Азарии ( 4Цар.12:19; 14:18; 15:6, 36; 16:19 ); «прочее о Езекии и о всех подвигах его и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (т. е. в Иерусалим – 4Цар.20:20 ); «прочее о Манассии и обо всем, что он сделал и о грехах его, в чем он согрешил» ( 4Цар.21:17 ), о делах Аммона и Иосии ( 4Цар.21:25; 23:28 ). Последним упоминается Иоаким и его дела ( 4Цар.24:5 ). 3) Аналогично содержание и третьего обширного письменного памятника – «Книги словес дней царей израильских», цитируемой 18 раз и заключающей «прочил дела» израильских царей: Навата, Ваасы, Охозии, Захарии, Менаима, Факии ( 3Цар.15:31; 16:5, 14 ; 4Цар.1:18; 15:11, 21, 26 ), – и особые подробности в правлении некоторых из них, например, «как воевал и как царствовал Иеровоам, сын Навата» ( 3Цар.14:19 ), заговор Замврия ( 3Цар.16:20 ), «мужество» Амврия, Ииуя и Иохаза, которое они показали (вероятно в войнах и правлении – 3Цар.16:27 ; 4Цар.10:34; 13:8 ), построенный Ахавом дом из слоновой кости и города, которые он построил ( 3Цар.22:39 ), «мужество Иоаса и как он воевал с Амасиею царем иудейским» ( 4Цар.13 и 14:15), мужественные подвиги Иеровоама 2-го, «как он воевал и возвратил Израилю Дамаск и Емаф», принадлежавшие Иуде ( 4Цар.14:28 ), заговор Селлума ( 4Цар.15:15 ). Последним упоминается Факий и его дела ( 4Цар.15:31 ). Таковы три, очевидно обширные, письменные памятники, заключающие сведения более пространные и полные о событиях и лицах описываемого священным историком времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Сонмы сынов пророческих были довольно значительны по количеству входивших в них членов. Об этой численности говорит уже самое раннейшее название " сонм " - " кагал " , название, которое прилагается к целому народу еврейскому (см.: Лев.4:13; Чис.16:3; 20:4; Втор.31:30 и др.). Затем мы видим, что Авдий скрывает сто пророков (см.: 3Цар.18:4,13); слуга возражает Елисею, который приказал отдать сынам пророческим хлебный начаток: что тут я дам ста человекам (4Цар.4:42–43)? Елисей приказывает сварить похлебку для сынов пророческих в большом котле (см.: 4Цар.4:38). Особенно на численность пророческих школ указывает история взятия Илии на небо и история построения нового жилища. Когда сыны пророков, жившие в Иерихоне, вышли навстречу Елисею, они сказали ему: Вот есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего (Илию)... И послали пятьдесят человек (4Цар.2:15–16,17). Очевидно, что пятьдесят человек составляли только часть иерихонской пророческой школы, численность членов ее была гораздо больше. В другой истории мы видим, что сынам пророческим оказалось тесно их прежнее помещение (см.: 4Цар.6:1); следовательно, их было значительное количество, и количество это росло: раньше помещение тесно не было. Характерно также следующее рассуждение тех же сынов пророческих: Пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства (4Цар.6:2). Если сыны пророческие говорят, что стоит им только взять по одному бревну, и можно будет построить новое помещение, то, ясно, возросшее количество членов упоминаемой пророческой школы было значительно. Таким образом, пророческую школу следует представлять довольно многолюдным обществом, а не узким кружком избранных лиц. Таких пророческих школ в истории израильского народа одновременно и разновременно выступало по нескольку. В Библии можно находить указания на существование следующих пророческих школ: 1) в Гиве (см.: 1Цар.10:5,10), 2) Навафе, около Рамы (см.: 1Цар.19:18,23), 3) Вефиле (см.: 4Цар.2:3), 4) Иерихоне (см.: 4Цар.2:5), 5) Галгале (см.: 4Цар.4:38), 6) на берегу Иордана (см.: 4Цар.6:1–4) - куда, может быть, перенесена была школа из Галгала, 7) в горе Ефремовой (см.: 4Цар.5:22), 8) около Самарии (см.: 3Цар.18:4,13), может быть, в Афеке (см.: 3Цар.20:30). Может быть, пророческие школы были и еще где-либо, но об их существовании в Библии не сохранилось никакого следа. Да и все перечисленные школы известны или по какому-либо одному случаю из их жизни, который занесен на страницы народной летописи, или только по смутному или спорному упоминанию о них. А между тем каждая из этих школ жила своей жизнью, имела свою историю, в которую иногда вплетались мрачные страницы гонений и преследований, а иногда - страницы напряженной деятельности; каждая школа имела золотые годы своей жизни и годы упадка и оскудения. Но обо всем этом мы ничего не знаем и узнать никогда не сможем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

Все доселе перечисленные нами свидетели исторического характера третьей и четвертой книг Царств встречались уже нам при обозрении и других исторических книг. Но книги Царств имеют кроме того, еще «облак свидетелей», с каждым годом, можно сказать, увеличивающийся в числе и ясности своих показаний. Это – внебиблейские памятники. Так, здесь упоминаются многие иноземные цари, в разное время входившие в разные воинственные столкновения или мирные сношения с иудейскими и израильскими царями. Таковы египетские фараоны: Сесак (слав. Сусаким 3Цар.14:25–27 ), Со (слав. Сигор – 4Цар.17:4 ), Тиргака ( 4Цар.19:9 ), Нехао ( 4Цар.23:34 ); моавитский царь Меса ( 4Цар.3:4–5 ); сирийские цари: Венадад, Азаил, Реуин ( 3Цар.20 ; 4Цар.8:15;16:3–6 ); ассирийские: Фул, Феглафелассар, Салманассар, Саргон, Сеннахирим, Асаргадон ( 4Цар.15:19,29;16:7–9;17:3–6;18:7–13:19,37 ); вавилонские: Меродах-Валадан, Навуходоносор и Евильмеродах ( 4Цар.20:12;24 –25гл.). Все эти цари упоминаются и в близком к библейской хронологии взаимном соотношении, в разных внебиблейских исторических памятниках. Так, фараоны – у греческих историков, в иероглифических египетских памятниках и в ассирийских памятниках. В некоторых египетских памятниках, например, в Карнакской надписи Сесака, упоминается и столкновение его с Иудеями: победа его над иудейским царем. Об упоминаемом в книгах Царств столкновении фараона Нехао с Навуходоносором – так называемой Кархемисской битве и ее печальных для Египта и радостных для Вавилона последствиях ( 4Цар.23:29–24:7 ), существует очень много ассирийских свидетельств, вполне согласных с библейскими. Меса, моавитский царь, очень подробно в своей надписи изложил отношение свое к Евреям и все его свидетельства географические и и исторические стоят в согласии с книгами Царств. Сирские цари Венадад, Азаил и Рецин упоминаются в ассирийских памятниках и в то же время и в тех же отношениях к Ассирии, как и в книгах Царств. Ассирийские памятники подтверждают современность израильских и иудейских царей ассирийским согласно библейским свидетельствам. Так как по Библии ( 4Цар.17:1–3 ), так и по ассирийским памятникам изр. царь Осия был современником Салманассара: Езекия – Саргона и Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ). Особенно же много в ассирийских памятниках известий об ассирийских царях: Фегла-фелассаре, Саргоне, Сеннахериме и Салманассаре. Поход Сеннахерима в Иудею ( 4Цар.18:13–19:36 ) почти дословно сходно описывается в ассирийских памятниках, а о поражении Сеннахерима упоминается у Геродота (2:41). Вавилонские цари Меродах Валадан и особенно Навуходоносор сходно описываются в вавилонских памятниках. Во всех внебиблейских памятниках, сличая их свидетельства с книгами Царств, современная апологетическая наука находит себе очень много ценного материала для рассеяния предубежденно критического отношения к Библии и подтверждения полной историчности последней 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Положиша осквернения своя в дому, идеже наречеся имя Мое, в нечистотах своих (34 ст.) – здесь речь о тех же нечистых языческих обрядах, которыми внесли иудеи осквернение в самый храм, посвященный Истинному Богу, о которых пророк говорил выше (см. 11:15 ср. 7:30). – Соградиша требища ваалу, яже в дебри сына Енномля, еже возносити сыны своя и дщери своя молоху (35 ст.) – об этих капищах в честь ваала, устроенных в долине Енномовой, где приносили в жертву молоху детей, пророк тоже упоминает выше (см.– 2:23; ср. 7:31–32; 19:5). – Ваал (господин) – это главное божество или идол ханаанских народов, от которых служение ему переняли и евреи, что случилось очень рано. Первый случай служения евреев ваалу, по свидетельству Св. Писания, был еще во времена Моисея, когда они еще приблизились только к пределам земли обетованной ( Чис. 21:41; 25:3 ; Втор. 1:3 ). По смерти Иисуса Навина служение ваалу упоминается уже очень часто ( Суд. 2:11–13; 3:7; 6:25; 8:33; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ; 3Цар. 11:4–8 ; 4Цар. 23:5, 13 ). По разделении царств служение ваалу особенно распространено было в царстве израильском ( 3Цар. 16:31–32; 18:18; 19:18; 22:53 ; 4Цар. 17:16 ); но нередко являлось оно и в царстве иудейском ( ; 2Пар. 24:7; 28:2, 33:3 ; Иер. 11:13 ). Под именем ваала чтили солнце, как царя неба, как начало производительной силы природы, подобно тому как под именем астарты чтили луну как царицу неба (ср. толков. на Ис. 65:3 ). – Почитание ваала выражалось различно: устрояли в честь его храмы или капища ( 3Цар. 16:32 ; 4Цар. 10:21 ), ставили истуканов или статуй ( 3Цар. 14:23 ; 4Цар. 3:2; 10:26; 18:4; 23:4–14 ; 2Пар. 14:3; 31:1; 34:4 ; Ис. 17:8; 27:9 : Иез. 6:4, 6 : Мих. 5:12 ), воздвигали алтари или жертвенники, особенно на возвышенных местах ( 4Цар. 23:12 ; Иер. 11:13; 19:5 ), совершали на них, а также на крышах домов ( Иер. 32:29 ) курения ( 4Цар. 23:5 ), приносили разные жертвы ( 3Цар. 18:23–26 ; Иер. 7:9 ), проводили детей чрез огонь ( 4Цар. 16:3; 23:10 ; 2Пар. 28:3, 33:6 ) и даже сожигали ( Иер. 19:5; 32:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Связь с царским домом видна и в рассказах о пророке Илии. Этот пророк IX в.до н.э. явно находится в оппозиции к царям Ахаву (871–852 гг. до н.э.) и Охозии (852–851 гг. до н.э.). Он обещает суровые кары за обращения к богу Ваалу ( 4Цар.1:2 –17а a ) и за убийство согражданина а , 27–29). Этот конфликт с царским домом был характерен уже для первой композиции рассказов об Илии ( 3Цар.17:1–19:18 ), хотя нужно согласиться с С. Отто (Otto) и М. Беком (Beck) в том, что Илия и Ахав не всегда были противниками (18:41–46). Некоторые из рассказов о Елисее указывают на его хорошие отношения с династией Ииуя. Сообщается, что Ииуй был помазан на царство по его инициативе В этих рассказах Елисей – советник и наставник царя и «незаменимый помощник царя, от которого зависит добрый или дурной исход внешнеполитических дел Израиля» (S. Otto). Однако в других преданиях политическое пространство становится незаметным ( ). Эти «неполитические» истории о чудесах явно возникли во внутренней среде учеников пророка. Политические и неполитические рассказы о Елисее были соединены в биографию Елисея ( 3Цар.19:19–21 ; 4:1–6, 23, 13:14–21) еще в Северном Царстве – до 722г. до н.э. С рассказами о Елисее сравнимы рассказы об анонимных пророках, поддерживающих израильского царя в борьбе против сирийцев ( 3Цар.20:1–34 ). От них отличается рассказ о Михее, сыне Иемвлая, который предсказывает, что пастух падет и овцы разбегутся ( 3Цар.22:5–38 ). В этом последнем рассказе обращает внимание то, что он был обработан в Иуде ( 3Цар.22:4, 7, 8, 18 ) точно так же, как и один из рассказов о Елисее ( 4Цар.3:7 , 11а, 13, 14). Это показывает, что североизраильские рассказы о пророках не сохранились бы, если бы они не попали на Юг после 722г. до н.э. Повествования о пророке Исаии ( 4Цар.18:17–37, 19:1–37, 20:1–11, 12–19 ) возникли изначально на его родине, в Иуде. Они стали частью не только Второй книги Царей, но и Книги Исаии ( Ис.36:1–39:8 ). Действие их происходит во времена Езекии (728–700 гг. до н.э.). Однако повесть об ассирийской угрозе и об избавлении Иерусалима (18:9, 10, 13–19, 37) написана в поддержку национальной и религиозной позиции мятежного царя Седекии (C. Hardmeier). В отличие от собраний речений Книги Исаии здесь изображается, в частности, Исаия-чудотворец (20:1–11), сходный скорее с Илией и Елисеем, нежели с тем трезвомыслящим пророком, слова которого мы читаем в Книге Исаии. За доклассическими рассказами о пророках стоят круги, которые еще не фиксируют в письменной форме отдельные изречения, но хотят продемонстрировать общее впечатление от деятельности пророка. Ответ пророчицы Олдамы на вопрос Иосии носит, конечно, ярко выраженный девтерономический характер ( 4Цар.22:15–20 ). Но заслуживающие доверия данные о супруге и месте, где жила пророчица, показывают, что божественное вдохновение не было уделом одних только мужчин. 3. Богословие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Однако толкователи обращают внимание на то, что в еврейском тексте Библии Ашера довольно часто упоминается вместе с Ваалом ( Суд.3:7; 6:25, 28, 30 ; 3Цар.18:19 ; 4Цар.23:4 ). Это наводит на мысль о том, что в ветхозаветные времена культ Ашеры был связан с культом Ваала, так что Ашера могла восприниматься как одна из супруг Ваала. Кроме этого, в переносном смысле термином Ашера (множ. ч. «Ашерим») обозначаются культовые объекты в честь Ашеры, которые в Синодальном переводе переданы разными словами: «дубрава» ( 3Цар.14:23; 16:33 ; 4Цар.17:16; 21:3 ; 2Пар.33:3 ) «идол» ( 3Цар.14:15 ), «изображение Астарты» ( 4Цар.17:10 ; 2Пар.33:19 ). На самом деле ни один из указанных вариантов перевода не согласуется с современными научными представлениями об «ашерим», которые идентифицируются как деревянные столбы или шесты, символизирующие Ашеру. Эти предметы по своей форме иногда были подобны деревьям, однако все-таки их следует воспринимать как искусственные объекты, а не живые деревья. Основным критерием для идентификации Ашерим как материального объекта являются глаголы действия ( (аса) – «сделал»; (бана) – «построил»; (нацав) – «поставил»), употребляемые в указанных стихах. В то же время слово «Ашторет» в еврейской Библии в единственном числе встречается только 3 раза: 3Цар.11:5, 33 ; 4Цар.23:13 (кроме этого, высказывается мнение, что под «богиней неба» в Иер.7:18, 44:17, 18 также может подразумеваться Ашторет). Это имя ханаанской богини, одной из супруг (наряду с Анат и Ашера) бога Ваала, которая считалась покровительницей войны и плодородия. Культ Ашторет в Израиле появился в конце правления Соломона, а следы его были окончательно уничтожены при царе Иосии. Кроме того, 5 раз ( Суд.2:13; 10:6 ; 1Цар.7:3; 12:10; 31:10 ) это наименование употребляется во множественном числе «Аштар!от» (чаще всего в выражении «Ваалы и Астарты»), обозначая все женские ханаанские божества в совокупности. 60 Можно заметить, что в Славянской и русской Библии эти два различных собственных имени передаются одинаково. 61 Хотя в Славянской Библии ударение в этом имени стоит на втором слоге, мы при его произношении делаем ударение на последний слог (по аналогии с большинством других теофорных имен, содержащих родовое имя Божие «Эль»). Читать далее Источник: Священное Писание Ветхого Завета : Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие : Учебное пособие для II курса духовной семинарии/Алексей Кашкин ; Сарат. православ. духов. семинарии., Кафедра библеистики. – Саратов : Изд-во Саратовской митр., 2012. - 447 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010