руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кому уподобите Меня и с кем сравните». Почти буквальное повторение сказанного раньше ( Ис.40:18, 25 ), имеющее в данном случае для себя новый, побудительный мотив при виде поругания столь драгоценных и столь чтимых идолов. Ис.46:6 . Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяют­ся ему и по­вергают­ся перед­ ним; Ис.46:7 . поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он сто­ит, с места своего не двигает­ся; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. В этих стихах снова дается сильная обличительная сатира на вавилонское идолопоклонство, с которой мы встречались уже и раньше ( Ис.44:11–12 и Ис.40:19 ). «Поднимают его на плечи». Указание на те торжественные религиозные процессии, намек на которые дан был и выше ( Ис.45:20 ). «Кричат к нему, он не отвечает». Сильная ирония над полной негодностью языческих божеств. В Библии она имеет для себя и твердую историческую основу, в истории Кармильского жертвоприношения, когда соперники пророка Божия – Илии, тщетно кричали своим богам ( 3Цар.18:26–29 ). Ис.46:8–11 . Нравственное увещание, в качестве вывода из сказанного, преимущественно обращенное к заблудшим сынам Израиля. Ис.46:8 . Вспомните это и по­кажите себя мужами; при­мите это, отступники, к сердцу; «Вспомните это... примите это, отступники, к сердцу»; т. е. будьте внимательны, постарайтесь уразуметь все сказанное вам – и ничтожество языческих божеств и величие Всемогущего Господа. Обращение – вспомните сходное с одним из ближайших, раннейших глав ( Ис.44:21 ), равно как и самое название адресатов речи, «отступниками» заставляет, по аналогии ( Ис.48:8 ), видеть в них представителей всего народа израильского, так как неизмеримо большая часть его, действительно, очутилась в положении «отступников», отпавших (хотя, быть может, и бессознательно) от веры в истинного Господа. Ис.46:9 . вспомните пре­жде быв­шее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Ис.46:10 . Я воз­вещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состо­ит­ся, и все, что Мне угодно, Я сделаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разумеется, свободное соединение двух элементов – сверх естественного и естественного должно собою проникать всю жизнь израильского народа, отражаться как, на событиях внешней истории, так и во внутренней жизни. Но проверить историческими данными эти теоретические положения весьма трудно. Впрочем, указать присутствие двух элементов или факторов во внешних событиях истории еще сравнительно легко. Возьмем, напр., одно из важнейших событий еврейского народа – учреждение царской власти у него. Взаимное участие фактора божественного и человеческого здесь очевидно. Мы знаем, что Господь еще Аврааму дал обетование, что от него произойдут цари ( Быт.17:6, 16 . Ср. 25:11), а чрез Моисея и вовсе объявил законы относительно того, как должен вести себя еврейский царь ( Втор.17:14:20 ). С другой стороны, и сам народ израильский пришел постепенно к сознанию необходимости для себя царской власти (Ср. Суд.8:22, 23; 9:6 ) и заявил об этом Господу чрез Самуила, и просьба парода была исполнена 6 . Возьмем другой пример – разделение еврейского царства на два царства. В речи пр. Ахии к Иеровоаму это событие представлено, как наказание Божие династии Давида за грехи Соломона ( 3Цар.11:29–39 ). Но с другой стороны, из тех-же священных книг видно, что разделение еврейского царства было следствием естественных причин – географической, этнографической или соперничества колен, и что оно скрыто проходит чрез всю историю еврейского народа 7 . Возьмем еще один два примера. Разделенные царства быстро устремились по пути религиозно-нравственного упадка. Когда не могли остановить их ни обличения, ни даже угрозы пророков, Господь наказывает оба царства пленением. Но с другой стороны, падение разделенных царств является событием вполне естественным, обусловленным ходом исторических фактов. И без того слабые (чрез разделение), иудейское и израильское царства тратили остатки своих сил в междоусобной борьбе; внутри их происходило быстрое разложение. Между тем соседние царства постепенно разрастались и усиливались; так что падение слабых разделенных царств являлось только вопросом времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

4Цар.15:23 .  В пятидесятый год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факия, сын Менаима, над Израилем в Самарии и царствовал два года; 4Цар.15:24 .  и делал он неугодное в очах Господних; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.15:25 .  И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил его, и воцарился вместо него. 4Цар.15:26 .  Прочее о Факии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Двухлетнее царствование 18-го царя израильского сына Менаима Факии (евр. Пекахиа, LXX: Φακεσας, Vulg.: Phaceia), не уступавшего, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 9:11, 1) отцу своему, не ознаменовалось ничем ни во внутренней жизни (отличалось обычным у израильских царей служением тельцам, ст. 24), ни во внешней, и прекратилось с насильственной смертью его от руки адъютанта его Факея (евр. Пеках, LXX: Φακε, Vulg.: Phacee) в покоях царского дворца (ст. 25; ср. 3Цар.16:18 ). Факей и стал царем (18-й царь). 4Цар.15:27 .  В пятьдесят второй год Азарии, царя Иудейского, воцарился Факей, сын Ремалии, над Израилем в Самарии и царствовал двадцать лет; 4Цар.15:28 .  и делал он неугодное в очах Господних: не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.15:29 .  Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию. 4Цар.15:30 .  И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина. 4Цар.15:31 .  Прочее о Факее и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Израильских. Царствование Факея, отличавшегося, по И. Флавию, крайним безбожием и противозаконными наклонностями, по ст. 27, продолжалось 20 лет, но в действительности, кажется, 30 лет (при буквенном обозначении цифр евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. стихи 11–12 5 с ( Исх.27:21 ; Лев.8:35,24:4,6 ; Чис.10:9,14:41 ; Втор.20:4 ) ). 2Пар.13:13 .  Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. 2Пар.13:14 .  И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. 2Пар.13:15 .  И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды. 2Пар.13:16 .  И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. 2Пар.13:17 .  И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. 2Пар.13:18 .  И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих. Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олесницкого («Ветхозаветный храм», с. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников ((стих 14); ср. ( Чис.10:9 )) и победные клики войска иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона ( Нав.6:3–20 )». 2Пар.13:19 .  И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него города. О положении Вефиля (( Быт.28:19 ) и др.) см. «Толковую Библию», т. I, с. 166 и т. II, с. 45 и 427. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов ( 3Цар.12:29 ), было явным свидетельством для обеих враждующих сторон богопротивности этого культа. Иешана (ср. 1Цар.7:12 ) – город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина, древнего Вефиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но все эти надписания, в которых обычно и постоянно соединяются два современных друг другу пророка, говорят, очевидно, не об авторстве этих пророков в отношении перечисленных псалмов, а лишь о времени наибольшего, именно литургического их употребления, именно в период деятельности обоих пророков названных в надписании. Но сколь скудны и смутны биографические сведения о пророке Аггее, сообщаемые преданием, столь ясны те исторические обстоятельства и отношения, которые ближайшим образом вызвали пророческую проповедь Аггея и вообще составляли, так сказать, исторический фон его деятельности. Возвратившиеся по указу Кира ( 2Пар.36.22–23 ; 1Езд 1.1–3 ) в 538–537-м году иудеи – в количестве 42 360 человек свободных, 7337 рабов и 245 певцов и певиц ( 1Езд 2.64–65 ; Неем 7.66–67 ) в первый же год в седьмом месяце – Тисри – соорудили в Иерусалиме жертвенник Иегове и восстановили правильное совершение жертв и всего богослужения вообще ( 1Езд 3.2–6 ), а во втором месяце – Ийаре – следующего второго года, они, полные надежд на исполнение обетований, соединенных с возвращением из плена, ревностно приготовляют материалы строительные и полагают основание храму Господню (там же, 1Езд 3.7–11 ). Кажущаяся поспешность эта в заботе переселенцев о построении храма совершенно естественна и вполне понятна ввиду важного значения в Ветхом Завете храма, как истинного центра и жизненного нерва теократии (см. Втор.12.5, 11 ; 3Цар.8:29, 9:3 ; 4Цар.21.4 ; Иер 32.34 ). Завет Божий с избранным народом и обетования, данные Богом Израилю, требовали для осуществления благодатного общения между Богом и народом, особого места – храма, и новая иудейская община закладкою храма фактически свидетельствовала о своем искреннем желании восстановить свое общение с Богом, нарушенное и как бы прерванное по разрушении храма Соломонова, и получить исполнение обетований. Преобладающее настроение народной массы вначале было бодрое и полное энергии и радости ( 1Езд.3:7, 11 ). Однако, в общем хоре ликований сразу же послышался диссонанс при самой же закладке нового храма, а равно, конечно, и в последующее время наряду с ликованием молодого поколения послышался и плач стариков, видевших великолепие Соломонова храма и по закладке нового храма судивших о сравнительной бедности и ничтожестве последнего ( 1Езд 3.12–13 ; Агг 2.4 ), а этим сильно ослаблялась ревность к постройке и, кроме того, представлялся повод сомневаться в осуществлении обетовании Божиих, связанных с храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С иск-вом обработки металла евреи, судя по Суд. 5:8 , познакомились в Египте. Из 1Цар. 13:19–21 следует, что монополистами в области обработки железа в Ханаане были филистимляне, и эта монополия была сломлена только в результате победы Саула. Лишь с этого времени металлообрабатывающие Р. начинают развиваться и у израильтян. Месторождения железной руды были открыты в долине Аравы, первонач. принадлежавшей Едому. Завоевав эту область, центром которой был ⇒ Ецион-Гавер, портовый город на Красном море, царь Соломон повелел создать промышленное производство, которое стало самым крупным в то время на Ближнем Востоке. Из Книги Иова ( Иов. 28:1–11 ) известны некоторые подробности о добыче руды. Добытая руда переплавлялась, как полагают ученые, в больших плавильных печах, причем для раздувания и поддержания огня использовали постоянно дувший сев. ветер. Топили печи древесным углем, для чего из близлежащих лесов доставляли древесину. Полученное железо подвергалось дальнейшей переработке, а медь отливалась в слитки. Примечание во Втор. 8:9 , вероятно, относится к подобной металлообработке. Олово, необходимое для производства бронзы, в Палестине не встречается и, вероятно, ввозилось. (⇒ Свинец ⇒ Железо ⇒ Золото ⇒ Серебро ⇒ Олово.) В 3Цар. 7 говорится о ЛИТЕЙЩИКАХ, изготовлявших бронзовую (или медную) утварь для храма; в качестве форм они использовали углубления «в глинистой земле». Мастера, называемые евр. словом хараш ( 4Цар. 24:14 ; Иер. 24 – в Синод. пер. в обоих случаях – «плотники»), вероятно, занимались обработкой дерева, металла и камня. Преимущ. же металлообработкой занимались КУЗНЕЦЫ, в частности кузнецы по железу и меди, а также по золоту и серебру. КУЗНЕЦЫ ПО ЖЕЛЕЗУ. Их орудиями были молот, наковальня, щипцы и гвозди ( Ис. 41:7 ), а также кузнечный мех для раздувания огня ( Иер. 6:29 ). Кузнецы делали оружие, инструменты, домашнюю утварь и сельскохоз. инвентарь. В Иез. 22:18–22 показано, как происходила плавка руды для получения чистого металла, который затем подвергался формовке, ковке и рихтовке (⇒ Оружие и орудия труда ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Сохо» – было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине ( Нав.15:35 ); ср. ( 3Цар.4:10 ; 2Пар.11:7 ), другой в горах Иудиных ( Нав.15:48 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 96 и 97. О положении «Фимны» или Фамны (Onomasticon, 292) в гористой части Иудина колена см. комментарии к ( Быт.38:12–14 ) («Толковая Библия», т. I, с. 215); это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна ( Нав.15:10 ) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом ( Нав.19:43 ), но большей частью находилась в руках филистимлян (( Суд.14:1,2,5 ); см. комментарии о ней в «Толковой Библии», т. II, с. 92 и 189); это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (( Нав.19:50 ); Onomasticon, 500), где был погребен Иисус Навин ( Нав.24:30–31 ) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого , Святая Земля, т. II, с. 307–371 (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 120–121). О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом еврейском тексте ст. 16 стоит «к царям» – ал малхе, но в кодексе 188 у Кенникотта, в LXX, Вульгате, славянском тескте имеется единственное число: «к царю Ассирийскому»), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя. Стихи ( 2Пар.28:16,21 ), говорят совершенно согласное с ( 4Цар.16:7–8 ) (см. комментарии «Толковая Библия», т. II, с. 530–531). Вместе с тем ( 2Пар.28:20 ) добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя ( Ис.7:17,8:7 ), и как это фактически подтверждает ( 4Цар.15:29 ) свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 527–528). 2Пар.28:22 .  И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

это сильные, издревле славные люди. Здесь идет речь уже о плодах смешанных браков, которые в отличие от «нефилим» в еврейском тексте названы «гибборим» (сильные). Последнее имя по библейскому словоупотреблению означает выдающуюся личность ( 2Цар. 17:10 ; Дан. 11:3 ), отборного воина, человека, превосходящего других своей силой ( 3Цар. 11:28 ). Отсюда очевидно, что потомки смешанных родов (сифитов с каинитами) превосходили своих прототипов, как по физическим, так и безнравственным свойствам. Называя этих «гибборим» издревле «славными людьми», бытописатель, вероятно, имел здесь в виду тот факт, что они, под именем «героев древности» получили мировую известность в универсальных традициях человечества ( Вар. 3:26–28 ). Быт.6:5 . все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; Корень глубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни ( Мф. 15:19 ). Быт.6:6 . и раскаялся Господь, что создал человека на земле, Понятие о свойстве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние ( 1Цар. 15:11, 35 ) и где, между тем, Самуил говорит о Боге, что Он – не человек, чтобы Ему раскаиваться ( 1Цар. 15:29 ). Из сего видно, что когда говорится о Нем, как о человеке, то это потому, что, по выражению Абен Езры, закон говорит языком сынов человеческих, т. е. языком простого, народного смысла (Филарет). В частности, «раскаяние» Божье – как бы особый способ изменения неизменяемого – есть высшее выражение мысли о крайнем божественном сожалении, доходившем как бы до того, что само неизменяемое Существо, казалось, готово было измениться. и восскорбел в сердце Своем. Подобно предыдущему это – такое же человекообразное выражение. «Скорбь Божия – предвидение невозможности человеку, созданному со свободной волей, сознательно и упорно злоупотребляющему ею, возвратиться на добрый путь; посему там, где говорится о скорби Божией, как, напр., о городах, навлекших на себя гнев Божий ( Мф. 11:20–26 ; Лк. 10:13 ), там нужно понимать, что приговор вечной правды Божией совершился, что род этот, или человек, должен погибнуть, чтобы зло не было увековечено» (Властов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—304— избил ослиною челюстью тысячу человек ( Суд.15:15 ), – и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских ( Суд.11:33 ), – и Давиде, который благодаря своей вере поразил Голиафа ( 1Цар.17:4 сл.) – и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян ( 1Цар.7:10 ), – и о других 2888 пророках. Евр.11:33 . Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечем ( Дан.3:27 ), – и совершали правду, разумей посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ( 3Цар.18:40 , –21:19 и др.) – и получали обетования, Илия, восхищенный на небо ( 4Цар.2:1 сл.), – и заграждали уста львов – Даниил ( Дан.6:22 ). Евр.11:34 . Угашали силы 2889 огня – Анания и его сотоварищи ( Дан.3:23 сл.), – избегали острия меча – те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить, ( Дан.3:1 сл.) также Урия ( Иер.26:29 ), и Илия ( 3Цар.19:3 ) и пророки, – укреплялись от немощи – Езекия царь ( 4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, – были крепки на войне – Авраам, Лот, Моисей, Иисус, – полки, прогоняли чужих – Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. Евр.11:35 . Получали жены из воскресения 2890 мертвецов своих: Силомея 2891 и Сарептянка от Илии и его ученика ( 3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ( 2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя —305— они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, 2892 веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. Евр.11:36 . Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей ( 4Цар.2:23 ), – темницам и узам, как Иеремия и Михей ( Иер.20:2; 33:1 ; др. 3Цар.22:26–27 ). Евр.11:37 . Были побиваемы камнями – Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13 , ср. 2Пар.24:20 ), – рассекаемы 2893 были, как Захария и Исаия, 2894 – искушаемы 2895 были 2896 разнообразно, как Иов, ( Иов.1:1 сл.) – убийством меча умирали – Михей, Урия, Иоанн ( Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10 ; Мф.14:10 и парал.), – спутались в милостях и козьих кожах, как Илия и Елисей ( 3Цар.10:13, 19 ; 4Цар.2:8, 13:14 ), – терпя недостатки, скорби, озлобления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010