Господи Боже Израилев! Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву людей Твоих, о нихже помолятся на месте сем! И всяк, чуждий, иже несть от людей Твоих, приидет и помолится в храме сем, услыши и его с небесе от святого жилища Твоего ( 3Цар.8:29–30,41–43 )! Прости и ты, страна сия! Для одних из нас ты являешься отечеством, родиною, для других ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили свободу исповедывать правую веру. Бог говорил в древности чрез пророка: заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него, ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иерем.29:7). Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 11/24 марта 1907 г. г. Нью-Йорк АПВ, 1907, т. XI, 6, с. 96–98. Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1907, 20, с.289–293. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 176–178, 180–182. Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 93–99. Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие/Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 273–276. Читать далее Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи/[сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Слово «дух» и соединяемые с ним понятия на языке святоотеческом имеют самый разнообразный смысл. Наиболее обстоятельный свод понятий о духе дает нам св. Епифаний Кипрский , который на основании Св. Писания выясняет всестороннее значение слова «дух». Духом, в особом значении сего слова, говорит он, именуется прежде всего Дух Святый, третье лицо Святой Троицы, как Дух истины ( Ин. 14:17 ), Дух Божий ( Рим. 8:9 ; 1Кор. 2:11 ), Дух Христов ( Рим. 8:9 .) и как Дух благодати, различно каждому подающий блага: дух премудрости, дух разума, дух силы, дух искуплений, дух пророчества, дух рассуждения, дух языков, дух сказаний и прочие дарования, как говорит Апостол: един и тойжде Дух, разделяяй коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:8–11 ). О том же Духе Святом говорится и в других местах Писания, как Духе благом, вездесущем, возрождающем нас в жизнь духовную и наставляющем на всякую истину ( Пс. 142:10 ; Ин. 3:8 ; 1Кор. 4:15 ; Ин. 15:26 ; Ин. 16:12–14 397 ). Под именем «духа» известны далее в писании бесплотные силы, которые различаются как духи небесные, земные, подземные, истинные, лживые, духи злобы, духи, имя коим легион ( Лк. 8:31 ; 3Цар. 22:21, 22 ; Еф. 6:12 ; Мф. 8:28 и Лк. 8:30 ). Им повелевал Христос, их изгонял Он одним словом своим и запрещал говорить ( Мк. 1:34 ). Но весьма нередко словом дух обозначается и самая душа ( Пс. 103:29 . 1Кор. 2:11 ). Такое, например, понятие, по изъяснению Св. Иоанна Златоуста , соединяется со словом дух в Св. Писании, когда ап. Павел повелевает «предати таковаго (блудника) сатане, да дух спасется» 398 . Святым же Афанасием Александрийским самая душа понимается, как жизненный дух 399 . Духом называется, говорит Св. Иоанн Златоуст в другом месте, и духовное дарование 400 , и душевное расположение человека 401 и состояние его нравственного чувства. В этом последнем смысле говорится в Писании о духе умиления ( Рим. 11:8 ), о духе страха ( 2Тим. 1:7 ), о духе пытливом ( Деян. 16:16 ), о духе блужения ( Ос. 4:12 ), о духе бурном ( Пс. 10:6 ), о духе многоглаголивом ( Иов. 8:2 ) 402 . Следовательно, в отношении к человеку, как замечает Григорий Великий , «дух» обыкновенно употребляется двояко: «иногда дух употребляется вместо души и ее многоразличных состояний, иногда же вместо духовного действия» 403 , как самого Господа и Духа Святаго, так и ангелов и человека. В доказательство того, что душа иногда называется духом, Св. Григорий Великий ссылается на слова евангелиста о Христе: «преклонь главу, предаде дух», – и при этом присоединяет: «если бы евангелист иное назвал духом и иное душой, то по исшествии духа, душа бы оставалась» 404 . «Название духа, говорит он далее, употребляется и вместо действия духовного, как написано: «творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ» 405 . В тех же различных видах истолковывает понятие о духе и св. Иоанн Дамаскин . «Дух рассматривается, говорит он, различно: есть Дух Святый, и есть действия Духа Святаго; дух есть и душа; иногда и ум называется духом» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: “…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” ( Деян.1:11 ). Господь придет окруженный Ангелами ( Мф.16:27 ; Иуд.14 ). Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: “…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — “…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” ( Мф.24:27 ). Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” ( Лк.21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому “…восплачутся все племена земные…” ( Мф.24:30 ). Воскресение мертвых, его действительность Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: “… действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны”. Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…” ( Иов.19:25–27 ). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от костей пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Потому что «все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами». Включая русских. Рейтинг: 9.2 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Елена Киев 12 февраля 2016, 16:26 Иоанна, я не говорила о жителях России. Речь шла о гражданском конфликте внутри Украины. Видимо не смогла донести мысль. Спасибо за молитвы ! Иоанна 12 февраля 2016, 15:02 Елена Киев:/Потому что надо вспомнить о любви и милосердии, а без прощения Христа ради, война будет продолжаться, так как эта война " печени с почками " в одном теле...//Дорогая Елена, в ваших словах звучит мысль о том, что Россия и Украина в равной степени виноваты в этой войне, и обращаете свой призыв закончить войну И К НАМ ТОЖЕ! Вот с этим невозможно согласиться. Россия не воюет с Украиной! То, что происходит на Украине - это не стихийное бедствие, а вполне себе политическое мероприятие, которое имеет и своих конкретных организаторов, и архитекторов, и инвесторов. И все они сидят НЕ в России. Мы же, русские, желаем Украине только мира. И искренне молимся об этом на каждой Литургии. Елена Киев 12 февраля 2016, 09:29 Иеромонаху Авелю большое спасибо. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. (3Цар.19:11,12) иеромонах Авель 10 февраля 2016, 20:06 Елена Киев, я согласен с тем, что ситуация на Украине от отсутствия христианской любви... Правда, с оговоркой: кто-то незримый начал " рулить " руководством Украины с намерением проверить её (любовь и Украину в ней) на излом. И это совсем не образ речи... Ещё задолго до ноябрьских событий на майдане мне было известно (сорока на хвосте принесла, выражаясь образно) о том, что готовится... И не всякому бы слуху верить, но когда образовалось временное управление с и.о. президента, то первые постановления были именно те, о которых и предупреждали... В точности. Такая вот загогулина... Со всеми вытекающими из этого выводами о правлении ЦРУ в СБУ.

http://pravoslavie.ru/90506.html

Спросит ли кто, как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.). Мк.9:5 . При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Равви, с еврейского, учитель. Апостолы нередко называли Иисуса Христа этим именем, и, конечно, в том смысле, что Он не простой учитель, а Божественный, посланный от Бога Мессия ( Мк.8:29 ). Мк.9:6 . Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Апостол Пётр не знал, что сказать. Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением во время преображения, он желал, чтобы это состояние продолжалось долго, – если можно, чтобы все они навсегда остались тут в палатках. Тем более ап. Петр думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, на Него не нападут и книжники. Причина же, почему Апостолы были в страхе в это время, следующая: тут они видели Иисуса Христа в особенном виде, чувствовали присутствие Бога в облаке, слышали Его голос и видели сошедших с неба Моисея и Илию. „И высота места, глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое, все это повергло их в сильный трепет, и они в ужасе пали и поклонились“, говорит Златоуст. О палатках для самого себя с прочими Апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. Мк.9:7 . И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. И бысть облак (явилось облако). Облако это было чудесное, оно служило знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако являлось во Святом святых в еврейском храме ( 3Цар.8:10–11 ; Иез.1:4, 10:4 ). Облако осенило их, т. е. Самого Иисуса Христа и Моисея с Илией, но не Апостолов, потому что Апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был услышан с неба при крещении Христовом ( Мк.1:11 ), только с прибавлением слов: Того послушайте (Его слушайте), т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова Его слушайте указывают на пророчество Моисея о Спасителе: Пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор.18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на Иисусе Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что Иисус Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Огонь по древнееврейски называется «эш». У древних евреев огонь имел символическое значение. Господь Бог посылал огонь, выражая тем самым Свое благоволение к жертвам. «Дым ... и пламя огня прошли между рассеченными животными» ( Быт.15:17 ). «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение» ( 3Цар.18:38 ). Божественный огонь появлялся при освящении скинии и храма. «И вышел огонь от Господа» ( Лев.9:24 ). Слово Божие уподоблялось огню. «Слово Мое не подобно ли огню» ( Иер.23:29 ). И даже Сам Господь появлялся в виде огня. «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). Наряду с этим, огнем с неба Бог наказывал своих врагов. «Возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» ( Чис.11:1 ). Неугасимый огонь символически обозначает неотвратимое и всемогущее воздаяние Божие. «И будут гореть вместе» ( Ис.1:31 ). «И огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). «Чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» ( Иер.4:4 ). Поскольку содержание 19-го стиха является аллегорическим, то из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что лжепророков и других грешников можно отрубить как дерево от корня зла. То есть отрезать от источника зла. А затем грешника, поддающегося просвещению, попытаться очистить огнем Божественного слова, перевоспитать и наставить на путь истинный. Иными словами попытаться окультурить дикую яблоню. А поскольку под яблоней предполагается грешник (как в виде лжепророка, так и иного грешника), то, проявляя к нему чувство христианского сострадания как к ближнему, нужно попытаться привить его душе христианские истины и тем самым наставить его на путь спасения. Но облагораживать дикую яблоню, то есть просвещать и воспитывать грешника нужно только в том случае, когда он для этого созрел и готов к восприятию учения Христова. Об этом он может сказать сам, попросив просветительско-духовной помощи. Или об этом можно спросить его самого. Ни в коем случае нельзя перевоспитывать грешника насильно. Так как насильно человека счастливым и просвещенным быть не заставишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

После этого Гедеон, признавая заслугу Ефремлян, сказал им: «сделал ли я что такое, как вы ныне?.. в ваши руки предал Бог князей Мадиамских, Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы»?.. ( Суд.7:23–25;8:2–3 ). Возвратишася в день брани, – обратились назад в день брани, или предались постыдному бегству. Но эти искусные стрелки и храбрые воины не всегда помогали своим соотечественникам, единоверным с ними. Так, когда другой судия Израильский Иеффай и его народ, находясь в «сильной ссоре с Аммонитянами», приглашали Ефремлян на помощь против них, то Ефремляне «не спасли их». Тогда Иефеай «собрал всех жителей Галаадских, и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремляи, говоря: вы беглецы Ефремовы»... Так, очевидно, наказал Господь Ефремлян за измену соотечественникам ( Суд.12:1–4 и сл.). – Неверные своему народу, Ефремляне впоследствии оказались неверны даже и самому Богу. – Именно: когда Иеровоам, сын Навата, из колена Ефремова, получил власть над десятью коленами, отложившимися от царского дома Давида и составившими особое царство, то Господь, чрез пророка Ахию, сказал Иеровоаму: «Тебя Я избираю и ты будешь владычествовать... и будешь царем над Израилем. И если будешь соблюдать все, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой, Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3Дар.11:26,29–30,37–38). Но Иеровоам не сохранил завета Божия; опасаясь, что «царство его может опять перейти к дому Давидову», Иеровоам, посоветовавшись, сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно нам ходить в Иерусалим; вот боги твои Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху; ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставили храм Господень» ( 3Цар.12:26–30 ). – Так постепенно и скоро народ забыл истинного Бога. – «И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он явил им пред отцами их, – чудеса, которые Он сотворил в земле Египетской, на поле Танеосе, или – на поле Цоан, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3Цар.8:23 .  и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. 3Цар.8:24 .  Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею. 3Цар.8:25 .  И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною». 3Цар.8:26 .  И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! (ср. 2Пар.6:14–17 ): вступление молитвы Соломона. Благодарение Богу за исполнение обетованного Давиду построения храма (ст. 23–24) и прошение об укреплении династии Давида на престоле (ср. ( 3Цар.2:4,3:6 ) блаженный Феодорит, вопр. 27). 3Цар.8:27 .  Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; 3Цар.8:28 .  но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. 3Цар.8:29 .  Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. 3Цар.8:30 .  Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. (ср. 2Пар.6:18–21 ): прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: «небо и небо небес» (ср. Втор.10:14 ); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. Ис.40:22,66:1 ): отношение Иеговы к храму Его имени – безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (ст. 27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. Втор.12:11 ; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (ст. 28–30), преимущественно о прощении грехов (ст. 30, 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением (ст. 29) следуют семь отдельных и более частных прошений (ст. 31–53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 – число священное, число полноты и совершенства ( Быт.21:28 ; Исх.37:23 ; Лев.4:6 ) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней ( Мф.6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К тому же, некоторые ссылки 3 и 4 книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Елихореф и Ахия названы в 3Цар.4:3 секретарями (ивр., соферим), а Иосафат назван писцом (ивр., хаммацкир) 449 во времена царствования Соломона. 450 Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом ( 2Цар.18:18:37 ). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2Цар.8:1617, 20:2425 ), откуда следует, что их обязанности были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались записью официальных документов. Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике датировке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма ( 3Цар.6:3738 ) и рассказ о нападении Сусакима на Израиль и Иудею ( 3Цар.14:25 ). Начиная с 4Цар.14 , появляется серия ссылок на международные контакты, особенно с ассирийцами, которые идут войной на Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравнивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнадцатым годом правления Навуходоносора( 4Цар.25:8 ). Некоторые, позднейшие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, но будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события очевидцев не наберешь! Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что информацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых пророков ( 1Пар 29:29 ; 2Пар. 9:29, 12:15, 20:34, 26:22, 32:32 ). 3 и 4 книги Царств ссылается на ряд пророков, среди которых Нафан ( 3Цар.1 ), Ахия ( 3Цар.11:2938, 14:118 ); Иуй, сын Ананиев ( 3Цар.16:14:7 ), Илия ( 3Цар.1719, 21 ; 4Цар.1:12:18 ), Елисей ( 4Цар.2:1925, 2:29:13, 13:1421 ), Михей, сын Иемвлая ( 3Цар.22:238 ), Иона ( 4Цар.14:25 ), Исайя ( 2Цар.1920 ), пророчица Олдама ( 4Цар.22:1320 ) и несколько пророков, имена которых не называются ( 3Цар.13:132, 20:1314,22,28,3543 ; 4Цар.21:1015 ). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг. История толкования

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010