Но главное чудо - Воскресение Христово, которое спасло весь человеческий род от плена смерти и сатаны. - В Апокалипсисе ап.Иоанн назвал Иисуса Христа «первенец из мертвых» (Откр.1,5). Почему первенец? Ведь в Библии говорится о случаях воскрешения шести человек до воскресения Христа: три случая из Ветхого Завета и три - из Нового Завета. - Да, в Ветхом Завете говорится о воскрешении сына Сонамитянки (4Цар.4,32-36), сына вдовы из Сарепты Сидонской (3Цар.17,17-23) и человека, тело которого при погребении случайно коснулось костей пророка Елисея (4Цар.13,21). Новый Завет рассказал нам о воскрешении сына вдовы Наинской (Лк.7,12-15), дочери начальника синагоги Иаира (Лк.8,49-55) и воскрешении Лазаря, пробывшего в могиле четыре дня (Ин.11,14,38-44). Но (!) Священное Писание говорит о Воскресении Иисуса Христа в прославленном, нетленном теле, уже никогда не подверженном смерти и тлению, старению и немощам, не имеющем изъянов. Все же вышеописанные люди, воскреснув, продолжали жить в прежних телах, унаследованных от Адама, подверженных тлению, старению, болезням. И в определённое Богом время они умерли, как и все обычные люди. Так можно ли говорить о них, как о первенцах из мертвых? Нет. Священное Писание указывает, что при Втором пришествии Христа мы все воскреснем в обновлённых телах, подобных телу Христа. Вначале воскреснут умершие во Христе, потом все верующие, дождавшиеся Его прихода на землю, восхитятся , то есть мгновенно изменятся, преобразуются, станут невидимыми для взора оставшихся неверующих людей. Иисус назвал это событие воскресением жизни . «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15,22-23) - Но, батюшка, я слышала выражение, которое заставляет душу трепетать: «Воскресение в смерть». Что это значит? - Имеются в виду нераскаянные грешники, которые воскреснут, но не тем воскресением, первенцем которого является Сам Христос. Ибо их воскресение будет воскресение в смерть. Потому что жизнью назвать то, что ожидает грешников в аду, невозможно. Тем более что Жизнь - это одно из имён Бога. Слово «сый», «сущий» означает «вечно живущий». И Бог вводит в Свою вечность сотворённые Им существа, даёт им пережить воскресение, так как и Он воскрес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что мы не знаем, какими мы будем, знаем только, что будем подобны Ему, как Он будем. А апостол Павел пишет, что мы воскреснем в полноту возраста Христова, т.е. всем будет 33,5 года и не будет болезней, печалей, воздыханий. Но нечестивые будут отличаться от праведных: святые отцы пишут, что их лица будут помрачены.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Царский мул был исключительной принадлежностью царя (у персов царь имел своего особого коня) ( Есф.6:8 ), и приказание посадить Соломона на мула Давида было знаком фактической передачи последним царской власти первому. На это же указывало и торжественное шествие Соломона к Гиону. Гион, евр.: Гихон (см. ст. 38, 45. Ср. Onomastic. 351), прежними исследователями полагался на западной стороне Иерусалима: так, Робинзон (Palastina II, 164) следы Гиона усматривал в остатках двух водопроводов на юго-запад от Иерусалима (ср. А. С. Норова . Путешествие по святой земле. 1854, т. III, ч. I, с. 320, 322; проф. М. С. Гуляева, Исторические книги Ватик. сл. 3, с. 189). Но еще Таргум (ср. Ис.8:6 ) и блаженный Феодорит (вопр. 2 на 3 Цар) отождествляли Гион с Силоамским источником, лежавшим, несомненно, на юго-восток от Иерусалима; в ( 2Пар.32:30,33:14 ) предполагается восточное положение Гиона относительно города; и по новейшим изысканиям, это – Источник Пресвятой Девы Марии на восточном склоне храмовой горы (D. Schenkel, Bibel Lexicon. Bd. II, 463. Е. Riehm, Handworterbuch d. biblisch. Alterthums, I (2A), s. 529). Хотя последнее местоположение Гиона, по-видимому, не вполне согласуется с предполагаемой в рассказе удаленностью Гиона от камня Зохелет и Эйн-Рогель, однако оно очень вероятно. Во всяком случае акт помазания Соломона на царство (ст. 34, 39, 44), бывший для него, как и для Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) символом преподания Св. Духа на дело теократического управления народом Божиим, должен был совершиться в месте большого стечения народа: этого требовали особенно обстоятельства времени – необходимость скорее разрушить замысел Адонии; весь народ должен был скорее узнать о воцарении именно Соломона по воле престарелого Давида. При этом Давид нарочито провозглашает Соломона «вождем Израиля и Иуды» (ст. 35), имея в виду давнюю рознь Иуды и Израиля, т.е. Иудина колена с Вениаминовым и десяти прочих, рознь, еще недавно давшую себя знать Давиду ( 2Цар.19:41–43,20:1–22 ), а по смерти Соломона разрешившуюся распадением Еврейского царства на два ( 3Цар.12:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20 выходили. Согласно Луке, они, скорее, входили в Иерихон. Возможно, Матфей и Марк имеют в виду старый Иерихон, который был примерно в миле от нового, построенного Иродом. 20 двое слепых. Опять Матфей говорит о двух, Марк и Лука – об одном (см. ком. к 8,28). Глава 21 21:1–11 Только Матфей, единственный из всех синоптиков, говорит об ослице; возможно – чтобы подчеркнуть, что осел был очень молодой, ослица еще кормила его и потому на нем еще никто не ездил (ср. Мк. 11,2 ). Кроме того, в цитате из Зах. 9,9 сказано, что грядущий Царь будет ехать на молодом осле. Иисус хочет, чтобы пророчество исполнилось во всех деталях и все однозначно его поняли. Победный вход в Иерусалим – конечно, акт символический. Иудеи признавали, что Захария говорит о Мессии. Толпа кричала: «Осанна Сыну Давидову!» (ст. 9) и расстилала одежды (ср. 4Цар. 9,13 ), следовательно, приняла свидетельство, что Он и есть Мессия. Вспомним, что Давид объявил Соломона своим наследником, повелев ему въехать в Иерусалим на осле ( 3Цар. 1,33.38.44 ). 21 Он сел поверх их. Иисус не оседлал обоих ослов, Он ехал на осленке (ср. Мк. 11,2.7 ). Вероятно, «их» относится к одеждам. 21 осанна. Еврейское слово, соответствует русскому «дай спасение», «спаси же». 21:12–13 По Иоанну (1,13–17) получается, что Иисус очистил храм раньше, в начале Своего служения, а не на Страстной неделе. Предполагают, что или Иоанн, или синоптики изменили время действия из теологических соображений. Не исключено, что Иисус изгонял меновщиков дважды. 21:13 вертепом разбойников. Слова эти – из Иер. 7,11 , где Господь изобличает иудеев, считавших, что само здание храма уже обеспечивает им Божие благоволение при всей мерзости их грехов. Это же суеверие было распространено и во времена Иисуса. 21:16 Чтобы оправдать восхваляющих Его детей, Иисус приводит слова из Пс. 8,3 , где Бог велел младенцам хвалить Его. Иисус здесь косвенным образом подтверждает Свою Божественность. 21:18–20 Матфей сводит воедино события, которые происходили в течение двух дней (ср. Мк. 11,12–14.20–26 ). Обычно плоды смоковницы появляются весной раньше листьев и, хотя они еще незрелы, есть их можно. Иисус проклял дерево за то, что обилием листьев оно обещало много плодов, а плодов этих нет. Случай этот вместе с изгнанием из храма предупреждает о неотвратимости Божией кары Израилю: разрушение и города, и храма ( Иер. 24,1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки ( 2Цар. 7,12–16 ; 3Цар. 8,23–26 ; Пс. 88,28–38 ; Иер. 31,21.22 ), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54,10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4,2; 7,14; 9,6; 11,1 –3). вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании ( Деян. 13,34 ). 55 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был «из дома Давида», воскрес из мертвых (43,10.12; 44,8; Деян. 13,34 ). вождем и наставником. См. 42,6; 59,16; Дан. 9,25 ; Евр. 2,10; 12,2 . 55 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния. к Богу нашему. См. ком. к 25,9. помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета ( Иер. 31,34 ). 55 Мои мысли не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64,4; 1Кор. 2,9 ; Еф. 3,20 ; Рим. 11,33 ). См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение». 55 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48,20.21; 52,11.12). с миром. См. ком. к 26,3. горы... дерева. Все мироздание. 55 Вместо. Языком метафор Исаия говорит о смене наказания спасением (5,6;32,13;41,19). знамение вечное. См. Быт. 9,8–17 . Глава 56 5657,21 Пророк призывает Израиль к послушанию и вновь говорит о том, что Господь, верный данному обету, пребывает со Своим народом. 56 близко. См. 50,8; 51,5; Флп. 4,5 . 56 Блажен. См. Пс. 1,1 . субботу. Соблюдение всех условий завета ( Исх. 31,13–17 ) означает верность Богу и Его закону (58,13; Иез. 20,20 ). 56 иноплеменника. Т.е. не иудея. евнух. Закон Моисея не допускал этих людей в сообщество завета ( Втор. 23,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

...И осталась птица без птенцов. Так и не собрала их под могучие крылья свои. Гнездо пустое... «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). А вскоре и вовсе его разорили. И уже не над пустым гнездом, а над безжалостно разорённым, ибо оно было уже не нужным, одиноко кружила скорбящая Птица. Так скорбел Орёл об Иерусалиме. Сколько забот, материнской нежности, трудов положено было! Но не послушались. Ни пророки, ни храм, ни священство, ни наказания, ни милости, ни Сам Он не собрал их ( Мф.21:33–39 ). Не захотели укрыться под крылья Божественного Орла... Пройдет три с половиной десятилетия, и римские легионы разорят св. Иерусалим, а народ Иудейский рассеют по всему миру ( 3Цар.9:7–9 ; Ис.5:9,13,14 ). «Придут на тебя (Иерусалим) дни, когда враги твои обложат тебя скопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» ( Лк.19:43–44 ). Господь вознёсся. Разорено гнездо... Высоко в небе парит над ним скорбный Орёл. «...Пришёл к своим и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). О том скорбела Птица, о том скорбел Божественный Орёл в Тот День посещения, слетая с горной Елеонской вершины вниз, к Иерусалиму. То была Пассия Вербного воскресения. О том текли слёзы при общем ликовании толпы. Скорбь высоко Летящего о тех, кто не может летать Св. тайнозритель видит не просто орла, но орла летящего . Высокий полёт – вот родная стихия орла. «Как орёл, поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо» ( Авд.1:4 ). Вот как изобразил томление заключённого орла по полёту поэт Александр Пушкин в стихотворении «Узник». Сижу за решёткой в темнице сырой, Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт и бросает и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовёт меня взглядом и криком своим, И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края. Туда, где гуляем лишь ветер... да я!» . «Туда» стремился воспарить Божественный Орёл. В одной легенде говорится об обычае орла возносить птенцов своих к солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

68; ср. ( 3Цар.21:19 ) ). О 25-летнем царствовании благочестивого иудейского (по счету четвертого) царя Иосафата (ср. 3Цар.15:24 ) 3 книга Царств дает чрезмерно краткий рассказ, тогда как 2 книга Паралипоменон посвящает его царствованию четыре главы (XVII-XX), причем подробно характеризуются внутренние мероприятия Иосафата в своем царстве: укрепление городов, организация управления, распространение в народе ведения закона Божия через посылаемых по стране священников и левитов (XVII); очищение культа и прочная организация суда гражданского и церковного (XIX); равным образом, кроме участия Иосафата в израильском походе против сирийцев (XVIII), подробно рассказывается о нашествии на Иудейское царствование при Иосафате моавитян и аммонитян, окончившемся чудесной победой иудеев над врагами без сражения (глава 20). 3 книга Царств обрисовывает царствование Иосафата лишь общими чертами, напоминающими более всего описание царствования отца его Асы ( 3Цар.15:9–24 ). Как и Аса ( ( 3Цар. 15:14 ); ср. ( 2Пар.15:17 ) ), Иосафат уничтожил высоты языческих культов ( 2Пар.17:6 ), но сохранил древнесвященные высоты Истинному Богу (ст. 43; ( 2Пар.20:33 ). Подобно отцу же, Иосафат уничтожал вторгшуюся в Иудею при Ровоаме ( 3Цар. 14:24 ) религиозную проституцию (47 ст., ср. ( 3Цар.15:12 ) ). Но печальными в религиозно-нравственном отношении последствиями сопровождался «мир» (ст. 44) Иосафата с царствующим домом израильским: из политических видов Иосафат, первый из иудейских царей, заключил союз с Ахавом, скрепленный родственными связями и поддерживавшийся Иосафатом и при преемниках Ахава – Охозии и Иораме. Если Ахаву Иосафат помогал в войне против сирийцев (ст. 4 и сл.), то с Охозиею вступил в совместные торговые предприятия: оба царя на общие средства предприняли постройку, по примеру Соломона ( 3Цар.9:26 ), флота в Ецион Гавере (ст. 49–50; ( 2Пар.20:35–38 ) ), чему благоприятствовало отсутствие в это время царя (ст. 48) в Идумее (к территории которой принадлежал Ецион Гавер), сделавшейся как бы провинцией иудейской под управлением наместника иудейского царя. Наконец с Иорамом израильским Иосафат впоследствии совершил поход на моавитского царя ( 4Цар.3:1–7 ). Пророки обличали Иосафата за дружбу с нечестивым домом Ахава ( 2Пар.19:2,20:37 ), угрожая ему бедствиями; действительно, все три названные предприятия союзников оказались крайне неудачными для них, в частности для Иосафата; из похода на Рамоф против сирийцев Иосафат едва спасся; построенный им, совместно с Охозией, флот разбит был бурей в самой гавани (ст. 49–50); ( 2Пар.20:37 ), неудачей окончился и поход Иосафата с Иорамом израильским на моавитян ( 4Цар.3:1–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:1–15 Летописец сосредоточивает внимание на линии первосвященников. От Левия и его сыновей он переходит к Аарону и его потомству, выделяя из него Елеазара (6,1–4). Далее перечисляются потомки Елеазара до времени вавилонского пленения (6,4–15). См. ком. к 6,48–53 и 23,28.32. 6:4–15 Сходный перечень поколений первосвященников приведен в Езд. 7,1–5 . 6 Садок. См. ком. к 15,11. 6 родил Азарию. Стремление летописца к тому, чтобы организация храмового богослужения при Соломоне стала образцом для восстановленной общины, объясняет сделанное им краткое отступление в связи с Азарией (см. 3Цар. 4,2 и Введение: Характерные особенности и темы). 6:14–15 Иоседек. Летописец прослеживает родословие первосвященников до Иоседека, отца Иисуса (Иешуи), который был первосвященником в первые годы после возвращения из Вавилона ( Езд. 3,2; 5,2; 10,18 ; Агг. 1,1; 2,2 ; Зах. 3,1; 6,11 ). 6:16–30 Гирсон, Кааф и Мерари. Летописец называет представителей первого поколения потомков всех трех сыновей Левия (6,16–19), перечисляя затем потомков Гирсона (6,20.21), Каафа (6,22–28) и Мерари (6,29.30). 6:16–19 Данный материал заимствован из Исх. 6,16–19 и Чис. 3,17–20; 26,57–61 . 6:22–23 Асир... Елкана... Евиасаф. Все трое сыновья Корея ( Исх. 6,24 ). 6 Аминадав. Возможно, Аминадав второе имя Ицгара (см. 6,2.37.38; Исх. 6,18.21 ). 6 Елкана. В 1Цар. 1,1 Елкана причислен к семейству Ефрема, что, вероятно, объясняется местонахождением его жилища, а не племенной принадлежностью. 6:31–47 Давид поставил начальниками над певцами. Певцами Давид назначил представителей из всех трех линий потомков Левия (15,16–26; 2Пар. 35,3 ): из рода Каафа начальником над ними стал Еман (6,33–38), из рода Гирсона Асаф (6,39–43), а из рода Мерари Ефан (6,44–47). 6:48–53 Садок. В завершение перечня левитских семейств летописец останавливается на исключительном праве потомков Садока свершать жертвоприношения. 6 как заповедал... Моисей. См. ком. к 16,40. 6:54–81 жилища их... в пределах их. Летописец рассказывает о том, какие земли были отведены для жительства каждому из левитских семейств, отмечая, что левиты имели законные права на весьма обширные владения. Большинство их находилось за пределами территории, занимаемой восстановленной после плена общиной; тем самым он выражает мысль о необходимости расширения ее границ (см. ком. к 2,42–55). Перечень земель строится по следующей схеме: А Б В А Б» В», т.е. потомки Каафа (из которых особое место за сыновьями Аарона, 6,54–61), потомки Гирсона (6,62) и Мерари (6,63); затем снова Каафа (6,66–70), Гирсона (6,71–76), Мерари (6,77–81). Глава 7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

III. Разделение Состоит сия книга из двух частей. В первой содержится история о царстве Иоилевом до разделения оного под державою Соломона. от гл. 1 до 11 ( 3Цар.1–10 ), где: 1) Старость Давидова, восхищение престола от Адонии, помазание Соломона на царство, и покорении Адонии Соломону. 3Цар.1 . 2) Завещание Давидово, данное Соломону при смерти, смерть и погребение Давида, умерщвление Адонии, изгнание Авиафара, убиение Иоава, различные Соломоновы строения, и убиение Семея. 3Цар.2 . 3) Соломоново во сне прошение от Бога премудрости, дарование оной, также славы и богатства, доказательство премудрости Соломона: 3Цар.3 . 4) Правление царства. 1. Домостроительное (экономическое) и гражданское. 3Цар.4 . 2. Духовное в созидании храма. 3Цар.5–10 гл., где а. Позволение и спомоществование Хирама царя Тирского, учиненное Соломону в иссечении древ и камней для созидания храма. 3Цар.5 . б. Описание долготы, широты, высоты и всего внутреннего, и внешнего украшения храма. 3Цар.6 . в. Описание дома Соломонова, и проч. 3Цар.7 . г. Внесете Кивота во храм; молитва Соломонова, и освящение храма. 3Цар.8 . д. Второе явление Бога Соломону, и угрожение Божие; Соломоново созидание градов. 3Цар.9 . е. Пришествие царицы Савской во Иерусалим; Соломонова слава и изобилие. 3Цар.10 . Во второй история о разделении царства Израилева, при царях Ровоаме, Авии, Асе и Иосафате от 3Цар.11 до кон. кн., где предлагается: 1)      Причина разделения, грех Соломонов, исчисление противников Соломоновых, объявление Иеровоаму от пророка о учинении его царем над 10 коленами, и убежание его от Соломона во Египет. 3Цар.11 . 2)      История о 4 царях. 1. О Ровоаме, – 3Цар.12–15:26 , где: а.      Возвращение Иеровоама из Египта; отложение Израильтян от Ровоама, кроме двух колен Иудина и Вениаминова; воцарение Иеров. и идолослужение его. 3Цар.12 . б.      Проречение о разорении от Иосии храма, созданного в Вефиле Иеровоамом, и о сожжении на нем человеческих костей, и проч. 3Цар.13 . с. Ахиино проречение о истреблении дому Иеровоамова и расточении Израильтян, смерть Ровоамова. 3Цар.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29; 6 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями ( 3Цар.6–8 ­­ Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма ( 3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8 ­­ Втор.10 – Господь живет на небесах небес; 3Цар.8 ­­ Исх.21:13 ; 3Цар.8 ­­ Втор.12:11 ; 3Цар.8 ­­ Втор.25:1 ; 3Цар.8 ­­ Втор.11:17 ; 3Цар.8 ­­ Лев.26 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:25 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12 ­­ Лев.23:39 ). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 ­­ Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5; 18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство ( 3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11, 14 ; Втор.33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии ( Исх.25:21–22; 16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9, 24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010