К. был выдающимся знатоком классической и особенно церковной музыки (высоко ценил произведения П. Г. Чеснокова). Его глубокие знания в самых разных областях гуманитарной культуры создали ему репутацию и большой авторитет. В 60-х гг. ХХ в. К. заинтересовался краеведением и охраной памятников истории и культуры. Важное место в его работе стало занимать изучение истории Москвы преимущественно церковной культуры дореволюционной эпохи. В различных журналах он опубликовал ряд статей (частично мемуарного характера) об отдельных храмах, и уже после его смерти был издан справочник «Московский православный месяцеслов», где им были собраны данные обо всех храмах Москвы, об их истории, особенностях богослужения, о церковных хорах, художественных ценностях. К. вел кружок по изучению Москвы и Подмосковья при Доме культуры МГУ, возглавлял университетское бюро ВООПИК и факультетское отд-ние об-ва «Знание»; выступал на историческом фак-те, в лектории Политехнического музея с публичными лекциями по истории и культуре Москвы. В последние годы жизни преподавал также в РПУ им. св. Иоанна Богослова и в ПСТБИ. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Соч.: Учебник древнегреч. языка. М., 1962 (совм. с В. С. Соколовым); Учебник лат. языка для нефилол. гуманит. фак-тов ун-тов. М., 1971, 19812; Искусство полемики. М., 1972; Учебник древнегреч. языка для нефилол. гуманит. фак-тов ун-тов. М., 1975, 19932, 19983; Античное ораторское искусство, М., 1980, 2012; К вопросу о греко-римских традициях в новозаветном каноне//Историчность и актуальность античной культуры. Тбилиси, 1980; Отзвуки античной культуры в патристическом ораторском искусстве//Культура и иск-во античного мира: Мат-лы науч. конф. М., 1980. С. 440-451; Мастерство устной речи лектора. М., 1983; Источниковедческие проблемы раннехрист. лит-ры. М., 1985, 2012; Социально-ист. основы топонимии моск. культовых сооружений//ВМУ: Ист. 1988. 4. С. 85-92; А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве//Там же. 1989. 1. С. 54-67; Учеб. пособие по лат. языку для юрид. фак-тов ун-тов. М., 1991; Художественно-историческая ценность интерьеров действующих моск. храмов//ВМУ: Ист. 1991. 1. С. 29-42; Храм Илии Обыденного в 1920-30-е годы//Моск. журн. 1992. 5. С. 9-14; Церковно-приходская жизнь в Москве в 1920-30-е гг.//ЖМП. 1992. 11/12. С. 21-28 (То же//Москва. 1996. 3. С. 194-201); Московский православный месяцеслов: Справ. М., 1995 (то же, изм. загл.: Московские святцы: Правосл. месяцеслов. М., 2005); Воспоминания о храме Христа Спасителя//Моск. журн. 1996. 1; Все прекрасное - Богу//Свет Христов просвещает всех. М., 1996. С. 170-187; Звуки Москвы. М., 1996; Новый Завет об этнических отношениях на греко-римском Востоке//Введение в храм. М., 1997. С. 213-217.

http://pravenc.ru/text/Козаржевского.htm...

Свящ. Поникаров: Я уже здесь высказывался, что некоторые церковные сосуды я считаю неудобным взять, но есть кое-какие предметы, которые можно было бы взять, не оскорбляя религиозного чувства. Но хозяин не я, а община. Тов. Биксон: Я не вижу здесь ответа на вопрос тов. Николаенко. Тов. Ворожейкин: До этого заседания мы с тов. Дубовым беседовали с Епископом Аверкием по этому вопросу. Замена ценных священных сосудов менее ценными вполне допустима на основании богословского учения. Это нам заявил Епископ Аверкий и целый ряд других представителей духовенства. Епископ указал, что совершение таинства вполне возможно с сосудами менее ценными, если их заранее освятить. Есть исторические факты, когда и в прежние годы Церковь передавала ценности во время народных бедствий и заменяла их менее ценными предметами. На прошлом заседании свящ. Поникаров заявил, что такая замена совершенно недопустима, и что таинство можно совершать только с ценными сосудами. Сейчас он подтверждает тоже самое. Еп. Аверкий: Я говорил, что в истории Церкви были случаи, когда таинства совершались в деревянных сосудах, я приводил примеры из жизни мучеников. Материал, из которого сделан сосуд, не имеет решающего значения и употребление менее ценных сосудов, по моему мнению, возможно. Но я не касаюсь вопроса о замене. Если сосуд был в употреблении, то здесь мы уже связаны каноническими основаниями, и употреблять его не можем. Свящ. Поникаров: Вы сослались на прошлое заседание и заявили, что я сказал, что таинства можно совершать только в драгоценных сосудах. Это говорил не я, а ксёндз. Я вовсе не того мнения, чтобы сосуд был обязательно золотой или серебряный. Можно употреблять и менее ценные сосуды, но только в том случае, если этот сосуд предназначен именно для этого. Но если сосуд, скажем, предназначен для пива, то его для таинства употреблять нельзя, и наоборот. Тов. Дубовый (старший): Мне кажется, что доклад тов. Николаенко был достаточно ясным. Священники – люди образованные, и они должны были дать нам ясный ответ на его доклад. Здесь что-то недоговорено. Мы вас пригласили сюда потому, что нам нужен ваш духовный авторитет, так как юридическое право у нас есть. Вооруженной силой мы обладаем, но нам нужна помощь духовная. Я член центральной комиссии помощи голодающим, я недавно был на съезде комнезамов (т.е. комитетов незаможников – сост. ), где нам сказали: если мы сейчас не поможем, то загубим десятки миллионов душ. В этом съезде участвовали полтора тысячи беспартийных крестьян, которые приняли единогласно резолюцию о необходимости изъять ценности из церквей. Мы хотим помочь голодающим, но в тоже время мы не желаем пролить ни одной капли крови. Поэтому, я хотел бы, чтобы вы, люди образованные, владеющие словом, высказались здесь, в чём выразится ваша помощь. Вы можете объяснить верующим разными воззваниями и пропагандой, что это необходимо сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Про принципи роботи в 4 лютого 2011 р. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1401896...

60 . И Кир, царь Персидский, позволил пленным идти во Иерусалим. И Зоровавель и священник Иисус Иоседеков привели 42360 во Иерусалим и праздновали, и славили Бога, и положили основание храма ( 1Езд.1:13; 2:164 ). 61 . И священник Ездра учил народ: покайтесь пред Господом и исполните волю Его. И стали строить стену, и в 52 дня окончили ее, а народу Ездра читал закон Божий и толковал его ( 2Езд.9:4546 ). 62 . А в Книге Товита воспевается благочестие его, ибо он, живя на чужбине, в ассирийском плену, соблюдал закон Божий и любил истину и правду, отличался добротой, милосердием, сохранял веру, почитал праздники Божии ( Тов.1:18 ). 63 . Товит алчущим давал хлеб, нагим одежды и погребал умерших, выброшенных за стены Ниневии. Он помнил слово Господне, что милостыня избавляет от смерти вечной и ада ( Тов.1:17 ). 64 . И за добродетели Товита Господь послал Архангела Рафаила, и он сохранял сына его Товию в пути и устроил ему брак с девицею Саррою, и изгнал злого духа Асмодея, и исцелил от слепоты Товита ( Тов.3:1617 ). 65 . И, восходя от земли к пославшему его Богу, Архангел сказал: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и вы на земле благословляйте Бога. Прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте Бога пред всеми живущими. Ибо многие народы языческие приидут издалека к имени Господа Бога, с дарами в руках, с дарами Царю Небесному, роды родов восхвалят Бога ( Тов.12:6 ). 66 . И прославил Бог Товита и даром пророчества, и он знал, что Ниневия будет разрушена, и повелел сыну переселиться в Мидию, и знал, что возвеличен будет Иерусалим и храм в нем, и все народы будут благословлять Христа Жизнодавца. Сто пятьдесят восемь лет было Товиту, когда душа оставляла его, и он говорил предсмертные слова: Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость ( Тов.14:411 ). 67 . Олоферн, воевода второй после царя Навуходоносора, повел 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников против всей земли, на западе, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и призывали его как Бога ( Иудиф.2:513 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

А с какою любовью говорит он об Иерусалиме в своей молитве и с какой радостью возвещает о будущей славе и величии его! «Иерусалим, город святой, – восклицает он, – ... роды родов восхвалять тебя с восклицаньями радостными; прокляты все ненавидящие тебя, благословенны будут во век все любящие тебя!.. да благословляет душа моя Бога, Царя великого, ибо Иерусалим отстроен будет " … ( Тов.13:9 , Тов.13:11 , Тов.13:12 , Тов.13:15 , Тов.13:16 ).      Но сколь немногочисленны были примеры поддержания Израильтянами религиозной связи с иерусалимским храмом, столь же редкими были примеры сознания евреями северного царства своего национального единства с евреями Иудейского царства: примеры Товита вероятно, были единичными. В то же время и внутри самого Израильского царства, несомненно, шло разложение национального самосознания. Вместе с языческими культами должно было проникать в Израильский народ и языческое миросозерцание, которое, конечно, не могло не оказывать вредного влияния на чистоту национального самосознания израильтян. Государственная жизнь Израильского царства представляет собой быструю смену царствующих династий; подданные нередко восстают против своих царей, и эти восстания кончаются низложением не только правящего государя, но и всей его династии 149 . Нечто иное мы находим в южном царстве Иудейском, где остался иерусалимский храм. Бросая общий взгляд на характер религиозно-нравственной и национально-политической жизни евреев Иудейского царства в период до плена Вавилонского, мы замечаем, что в Иудейском царстве в большей, сравнительно с царством Израильским, чистоте сохранилась истинная религия; «окружил Меня, – говорит Господь у прор. Осии, – Ефрем ложью и дом Израилев – лукавством; Иуда держался еще Бога и верен был со святыми» ( Ос.11:12 ). Вместе с тем, в Иудейском царстве сильнее было национальное самосознание; здесь крепче был и политический строй государства. Важную роль в этом отношении должен был сыграть факт, который случился в самом начале существования Иудейского царства, и о котором автор 2Пар.13:14 говорит так: после разделения царства, «священники и левиты, которые были по всей земле Израильской, собрались к Ровоаму из всех пределов, ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалиме, так как отставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

10. Мы считаем неприемлемой формулировку статьи 27 и глубоко убеждены в том, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях должны осуществляться на тех же основаниях, как и контроль и надзор за соблюдением других законов страны. Участники Поместного Собора Русской Православной Церкви выражают надежду на понимание и поддержку их позиции Верховным Советом СССР, широкими кругами общественности нашей страны. Журнал Московской Патриархии. 1990 . 9. С. 9–11. 11 Ссылка на эту книгу относится ко всему блоку документов, касающихся общин евангельских христиан в Сибири. – Ред. Местные органы власти и протестантские объединения 14 Послание подписали: за Местоблюстителя Патриаршего престола – Сергий, Митрополит Нижегородский; члены временного Патриаршего Священного Синода: Серафим, митрополит Тверской, Сильвестр, архиепископ Вологодский, Алексий, архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской Епархией, Анатолий, архиепископ Самарский, Павел, архиепископ Вятский, Филипп, архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, Константин, епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией, Сергий, епископ Серпуховской, управляющий делами. – Ред. 19 На документе имеется помета И.В. Полянского: «По телефону 12 декабря тов. Оболенцев сообщил, что т. В.М. Молотов согласен с предложениями Совета. 12/XII 44 г.». 22 На документе имеется помета: «Звонил из СНК СССР тов. Смиртюков и сообщил, что тов. В.М. Молотов написал: “Считаю возможным согласиться”. Эта резолюция подписана также тов. тов. Берия, Микояном и Маленковым. Документ в Совет послан не будет. Ю. Садовский. 27.Х.45.». 23 В соответствии с распоряжением СМ СССР за 6995-рс от 9 июня 1947 г. ходатайство патриарха Алексия в части передачи мощей митрополита Московского Алексия из Успенского собора Кремля в патриарший Богоявленский собор было удовлетворено. 24 Пюхтицкий Успенский монастырь – православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Основан в 1891 г.; находится в деревне Куремяэ волости Иллука (уезд Ида-Вирумаа Эстонии). Монастырь никогда не закрывался. Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Все три книги лишь весьма поздно вошли в канон Священного Писания. Книги Товита и Иудифи не включены в еврейскую Библию и не рассматриваются в качестве канонических также и протестантами. Это—так называемые девтероканонические (второканонические) книги, которые вселенская Церковь признала в святоотеческую эпоху лишь после некоторых колебаний. Хотя их часто читали и использовали, но на Западе они официально фигурируют в каноне только после Римского собора 382 г., а на Востоке—после Трулльского собора в Константинополе (692 г.). Греческие фрагменты книги Есфири также девтероканоничны; их история сходна с историей двух других книг. Еврейская книга вызывала споры еще в раввинистическую эпоху (I в. по Р. Х.), но затем пользовалась у евреев большой популярностью. 3. Все три книги объединяются некоторыми литературными свойствами. Их повествование весьма вольно обходится с историей и географией. Согласно книге Товита, старый Товит в юности пережил разделение царства после смерти Соломона (931 г. до Р. Х., см. Тов 1:4); он был уведен в плен с коленом Неффалимовым (734 г., см. Тов 1:5,10), а его сын Товия умер лишь после разрушения Ниневии (682 г., см. Тов 14:15). Книга называет Сеннахирима прямым наследником Енемессара (Тов 1:15), и тем самым пропускает правление Саргона. Расстояние между Рагами Мидийскими в горах и Екбатанами на равнине не превышает в книге двух дней пути (Тов 5:6), в то время как на деле Екбатаны расположены на высоте 2 000 метров, гораздо выше, чем Раги, и оба города разделены расстоянием в 300 км. У книги Есфири—более жесткие исторические рамки. Город Сузы описан с достоверностью, некоторые персидские обычаи отражены точно; Ахашверош (еврейская версия имени Ксеркса, в греческом переводе—Артаксеркс)—известный исторический персонаж, и его описываемый характер совпадает с тем, что пишет о нем Геродот. Однако приказ об избиении евреев, подписать который решается Артаксеркс, плохо совместим с политикой терпимости, проводимой Ахеменидами; еще менее вероятно, что он санкционировал убийство собственных подданных и что 75 000 персов беспрепятственно позволили себя уничтожить. В описываемое время царицу Персии, супругу Ксеркса звали Аместрис, и в истории не фигурируют ни Астинь (Вашти), ни Есфирь. И если Мардохей подвергся переселению при Навуходоносоре (Есф 2:6), то в правление Ксеркса ему должно было бы быть около 150 лет.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

монастырских, 200 руб. – принадлежащих казначею монастыря, и серебряного кадила настоятеля, обязать его выдать расписку. Москва 30 (17) окт[ября] 1918 г.                              И. Кузнецов Прилагаю заявление прихожан Андроньева монастыря.      Н. Кузнецов 923 [Приложение. Заявление причта и прихожан Спасо-Андроникова монастыря члену Священного Собора Н.Д. Кузнецову о конфискациях в монастыре 23 октября 1918 г.] Заявление 12 с[его] м[есяца] в монастырь явился от местной Чрезвычайной комиссии тов. Чернышев и потребовал представить ему денежную монастырскую кассу. Просмотрев находившиеся в кассе разные процентные бумаги, опись которым будет приведена ниже, тов. Чернышев направился к казначею монастыря о. Минеону, у которого взял, не выдав казначею никакой расписки, принадлежащие монастырю кредитные билеты разного достоинства на одну тысячу семьсот семнадцать рублей и принадлежавшие лично казначею двести рублей, а также составлявшее собственность настоятеля монастыря епископа Владимира, – серебряное с эмалью кадило. 16 с[его] м[есяца] тот же тов. Чернышев вновь пришел в монастырь в сопровождении другого лица и осмотрел ризницу, принадлежащую епископу Владимиру, из которой, в присутствии эконома иеродиакона Евгения, взял и перенес в монастырскую ризницу одно Евангелие с эмалью и серебряною крышкой, три напрестольных серебряных с эмалью креста и девять архиерейских митр. Обе ризницы опечатав, тов. Чернышев взял ключи от них с собой. 20 c[ero] м[есяца] на общем собрании причта и прихожан было, ввиду необходимости представления к 25 с[его] м[есяца] юридическому отделу местного совдепа подробной описи церковного имущества монастыря, постановлено обратиться в местный, т. е. Рогожско-Симоновский совдеп, с ходатайством о снятии печати с ризницы для производства описи находящихся там предметов. Соответственное об этом прошение было о. казначеем 21 с[его] м[есяца] подано в совдеп тому же тов. Чернышеву, который, не приняв прошение, ответил, что он придет в монастырь через час для выемки из ризницы того, что ему будет нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме указанных свидетельств Псалмопевца, представляются ещё довольно понятные свидетельства веры в Ангелов Хранителей в пророческой книге Захарии и в повествовании о Товите и Товии. В книге пророка Захарии Пророк Захария, сподобившийся видеть и слышать Ангелов, имеющих не равное достоинство и служении, и самого Господа Вседержителя, свидетельствует многократно, что он ощущал ещё особенную близость к себе Ангела, глаголавшего в нём, и от сего ближайшего и особенно содружного Ангела получал, как разрешение недоумений, так и наставление в руководство при своём служении. Так говорит Захария: се Ангел глаголяй во мне стояше, и ин Ангел исхождаше в сретение ему ( Зах.2:3 ), и вопросих, и рек ко Ангелу, глаголющему во мне, глаголя: что суть сия, Господи? И отвеща Ангел, глаголяй во мне... ( Зах.4:4–5 ). И изыде Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима и виждь исходящее сие ( Зах.5:5 ). Подобное см. гл. 1. ст. 9. 13, 14, 17, 19. гл. 4. ст. 1 и 5, гл. 5. ст. 10 гл. 6 ст. 4. 5. В повествовании о Товите и Товии Не излишне, наконец, принять во внимание и повествование о сих мужах веры и благочестия. В особенности примечательна та часть повествования, в которой описывается путешествие Товия, по распоряжению Товита, в отдалённый Мидийский город Раги. Здесь представляется каждому ясно живое и трогательное изображение тех действий охранения, руководства, вразумления и вспомоществования, каких может надеяться, в разных обстоятельствах жизни, человек, преданный вере и закону Божию, от светлого, со дружного ему Хранителя – Ангела. Именно сказано, что Ангел вызвался быть видимым, хотя и неведомым, спутником Товии в Раги ( Тов.5:4–17 ), избавил его от опасности при Тигре, давал благотворные советы ( Тов.6:2–18 ), располагал всё ко благу ( Тов.6:1–6 ) и, что всего более послужило к счастью благочестивого семейства, устроил исцеление Товита ( Тов.11:2–14 ). Примечание Сообразив указания на Ангелов Хранителей, заимствованные из Писания ветхозаветного и, в особенности, из новозаветного, всякий должен, с одной стороны, признать справедливым то первоначальное убеждение, что под именем Ангелов Хранителей разумеются собственно духовные существа мира Ангельского, с другой – строго различать сих небесных Хранителей от тех небесных покровителей наших, из лика святых человеков преселившихся на небо, которым Св. Церковь каждого из нас поручает, при самом наречении нам имён.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 Не только первосвященник Христос молится с теми, кто правым образом молится, но и ангелы, которые на небе и об одном грешнике кающемся более радуются, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). Молятся за молящихся и души почивших святых. Это открывается, с одной стороны, из того, что Рафаил возносит пред Богом благодарственную молитву Товии и Сарры. И услышана была, говорит Писание, молитва обоих пред славою великого Бога и послан был Рафаил исцелить обоих (Тов. 3:16). И Рафаил сам, открывшись Товии и Сарре, что услуги им обоим он оказал по повелению Божию в качестве ангела Его, говорил: Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил пред Святого из молитвы вашей той, о чем надлежало помнить (Тов. 12:12). И после того, немного спустя: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого (Тов. 12:15). По словам Рафаила, Доброе дело молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов. 12:8). С другой стороны, видно это и из того, что сообщается в книгах Маккавейских о явлении Иеремии пророка, как он, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием, простерши правую руку, дал Иуде [Маккавею] золотой меч (2 Мак. 15:13—15); а другой почивший святой (Осия) дал свидетельство о нем в словах: Это тот, который много молится за народ и святой город, Иеремия, пророк Божий (2 Мак. 15:14). Если высшее познание (т. е. предметы его) даже и достойным предлагается в этой жизни только в зеркале и загадочно (1 Кор. 13:12), а в будущей приобретаться будет лицом к лицу, то непозволительно было бы и об остальных добродетелях не думать так же, как и о познании, а именно что они, в этой жизни приобретенные, только в будущей жизни разовьются до действительного своего совершенства. Но одна из важнейших добродетелей, по изображению слова Божиего, есть любовь к ближним; поэтому должны мы допустить, что святые уже почившие, по сравнению со святыми еще борющимися в этой жизни, Проникнуты ею в степени гораздо высшей, нежели те, которые подвержены еще человеческой слабости, хотя и поддерживают в борьбе слабейших, ибо не в приложении к этой дольней жизни имеет значение слово: Если один член страдает, то страдают с ним и все: и если один член славится, то с ним радуются и все члены (1 Кор. 12:26). И ради любви к тем, кто отошел из настоящей жизни, приличествует говорить о себе: Забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем и я не изнемогал бы? Кто соблазняется, за кого и я не воспламенялся бы (2 Кор. 11:28—29), тем более что и Сам Христос о Себе Самом свидетельствует, что в каждом немощном христианине и Сам Он немощен, равным образом что Он же оказывается и темничным узником, и нагим, и странником, и терпящим голод и жажду (Мф. 25:35—36). Кто же ведь из читающих Евангелие не знает, что все совершаемое по отношению к верным Христос относит к Себе Самому и так ценит, как если бы то сделано было лично Ему (ср. Мф. 25:35–54)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010