В памятниках иудейской письменности при описании признаков грядущего мирового переворота не делается определенных указаний, относятся ли эти признаки к явлению Мессии или же к кончипе мира. При том смешении мессиологии и эсхатологии, какое замечается, как мы говорили, в некоторых апокалипсисах, естественно ожидать, что иудейские книжники не могли провести строгое разграничение между знамениями мессианского времени и кончины века и потому допускали и здесь некоторое смешение. Такое смешение можно встречать не только в различных апокалипсических писаниях, но даже и в одном и том же произведении. Так в 3 книге Ездры описание необычайных знамений, предвещающих наступление великого переворота, в большинстве случаев является ответом на вопрос: по каким признакам можно узнать наступление последних времен? «Когда назнаменается век, который начнет проходить, говорит Господь Ездре, то вот знамения, которые Я покажу» ( 3Ездр. 6:20 ); «всякий, кто после исчисленных знамений останется в живых, увидит конец вашего (т. е. нынешнего) века» ( 3Ездр. 6:25 ; ср. 8:50; 9: 5–6). Но те же самые знамения считаются в 3 книге Ездры предвестниками и блаженного царства Мессии: «вот, придет время, говорит Господь, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои; ибо откроется Сын Мой» и т. д. ( 3Ездр. 7:26–28 ); или еще яснее: «когда явятся знамения, которые Я показал тебе прежде, тогда откроется Сын Мой» ( 3Ездр. 13:32; 9:1–8 ). Очевидно, автор 3 книги Ездры говорит только об одних знамениях, которые предваряют одновременно и пришествие Мессии и кончину века. Это вполне и понятно: если псевдо-Ездра смотрит на мессианское царство, как на сравнительно кратковременный промежуток между настоящим и будущим веком, который (т. е. будущий век) должен наступить непосредственно после дней Мессии, то следовательно необычайные знамения должны совершиться перед открытием мессианского царства, хотя они будут служить предвестниками и близкой кончины века. То же отождествление знамений пришествия Мессии и погибели настоящего мира замечается и в Апокалипсисе Варуха; в одном месте здесь говорится, что эти знамения предшествуют суду над миром, воскресению умерших и вообще жизни будущего века (48–51 гл.), а в другом месте они прямо относятся к признакам открытия царства Мессии (27–29 гл.; особенно 29:2). Что касается других апокрифических произведений, то в них описываются только необычайные явления и знамения, но совсем не дается указаний, к какому мировому перевороту они относятся. Поэтому мы с полным правом можем предполагать, что все знамения, описываемые в памятниках иудейской письменности, относятся к эпохе, предшествующей явлению Мессии, хотя они в то же время считаются признаками и последних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И если проф. Дроздов признает свободную редакторскую переделку в 14 главе, предсмертной речи Товита, то нужно допустить таковую же и в 13 главе, в «записи» Товитовой молитвы, чего, впрочем, и проф. Дроздов категорически, за полным отсутствием каких-либо данных, не отвергает. 204 О времени жизни редактора книги, по вышеуказанной дате, а также и по 14:5–6, трудно сказать что-либо определенное. Второй храм Иерусалимский, а равно и Иерусалим Неемииной постройки, едва ли мог удовлетворить его ожидания, так как он ожидал, что Иерусалим «будет отстроен из сапфира и смарагда, площади его будут выстланы бериллом и анфраксом и офирским камнем, на всех улицах его будет раздаваться: аллилуия (13:16–18). Дом Божий будет восстановлен на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки» (14:5). Думается, что и после Зоровавелева храма и Неемиина Иерусалима мог редактор высказывать подобные ожидания. В 3 книге Ездры, несомненно, даже если считать ее за «записи» Ездры, составленной по построении 2-го храма и восстановлении Иерусалима Неемией, мы читаем: «святилище наше опустошено, алтарь наш ниспровергнут, храм наш разрушен, святое наше осквернено» ( 3Ездр.10:20–22 ). Сам Ездра молится «о разоренном Сионе и уничтоженной святыне Израиля» ( 3Ездр.12:48 ), хотя и 2-й храм и Иерусалим при нем существовали. Подобным же образом звучит молитва Маттафии-Асмонея: «храм (Иерусалимский) сделался как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, все украшение его отнято, святыни наши и благолепие наше и слава наша опустели, и язычники осквернили их» ( 1Мак.2:6–13 ). Можно бы привести много и других подобных примеров. Во всяком случае, на всем протяжении пленной и послепленной эпохи можно указать постоянные параллели сетованиям и ожиданиям книги Товита. Только до разрушения Иерусалима их нет, кроме известного пророчества Исаии (64:9–10). Общий вывод может быть лишь тот, что писатель книги, оставшийся вполне неизвестным, переживший падение Ниневии (14:15), пережил и падение Иерусалима, а может быть и возвращение Иудеев из вавилонского плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разделы портала «Азбука веры» Всесовершенство — сущностное свойство Божье (одно из «наиболее общих» сущностных свойств Божьих), выражаемое в том, что Бог безмерно обладает полнотой всех совершенств . Почему мы считаем Бога всесовершенным? Всесовершенство – одно из наиболее общих Божественных сущностных свойств. О Божественном совершенстве нам известно из Божественного Откровения. Так, обращаясь к ученикам с заповедью о совершенствовании, Господь Иисус Христос указал на Небесного Отца (Бога) как на Образец совершенства: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Помимо свидетельства об общем совершенстве Вседержителя, Священное Писание содержит свидетельства о совершенстве отдельных, свойственных Богу качеств, например, о присущем Ему совершенном ведении ( 2Мак.6:30 ), о том, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ), что радость Его совершенная ( Ин.17:13 ). От Бога, утверждается в Священном Писании, источается «совершенная благость и совершенная премудрость» ( 3Ездр.8:52 ), и вообще «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Кроме того Писание свидетельствует о совершенстве Его установлений: «Закон Господа совершен» ( Пс.18:8 ; Ср.: 3Ездр.5:27 ); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» ( Пс.118:138 ). Между тем, Церковь Христова учит о том, что Бог не просто совершенен, а всесовершенен. Почему? Дело в том, что совершенства, которые присущи Богу-Троице, присущи Ему не в ограниченной мере, а безмерно: то есть Бог-Троица обладает всеми возможными совершенствами, причем, обладает всесовершеннейшим образом. Ведь Бог – в принципе беспределен; беспределен и в Своих совершенствах. Поэтому мы и говорим: Он – всесовершенен. Если Бог всесовершенен, то почему Он не создал человека неспособным ко греху? Вопрос о том, почему Бог не создал человека таким, чтобы он в принципе не был способен вершить зло , возникает у многих людей. Атеисты нередко используют этот вопрос для того, чтобы доказать несостоятельность учения Церкви о Боге, мол, если бы Бог и действительно был всесовершенным, он смог бы найти возможность создать человека настолько совершенным, чтобы тот никогда не стал грешником.

http://azbyka.ru/vsesovershenstvo

—253— сказанию о том, что Ахаз скрыл книгу учения о Боге, Манассия уничтожил священные документы, а Амон сжег божественное учение 852 ; равно как и странному сказанию о чудесном восстановлении Ездрой сожженного закона в количестве девяноста четырех книг, в течение сорока дней при помощи пяти писцов, способных писать скоро, – после того, как он – Ездра выпил сосуд, наполненный как бы водой, но цвет того был подобен огню. ( 3Ездр.14 ). Книгам, которым по их важному значению высшей волей суждено остаться на будущие времена, навсегда, навеки – не грозят ни огонь, ни вода. Что не люди грозят им, а скорее книги людям – это мы знаем и без талмудических измышлений и апокрифических сказаний. Тот же самый пророк Иеремия, книгу которого на­прасно думал совсем уничтожить Иоаким, в четвертый год Седекии (около 593 г.) вписал в одну книгу все бедствия, какие должны были прийти на Вавилон, все речи написанные на этот город насилия и гордыни и сказал Сераии, главному постельничему царя: «когда ты придешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи... и когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата и скажи: так погрузится Вави­лон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него»... ( Иер.51:59–64 ). Давно тому назад по слову пророческому стерт с лица земли Вавилон, а слово ко­торое Господь изрек о Вавилоне чрез пророка Иеремию, хотя оно и было потоплено в Евфрате, мы можем чи­тать и до сего дня (гл. 50–51). Судящее слово, лишь только оно послано, – оно остается не гибнущим до последнего дня ( Лк.16:29–31 ; Ин.12:48 ), с той конечно целью, чтобы – будут ли слу­шать его, или не будут – знал всякий мятежный дом, что был пророк среди них ( Иез.2:5–10 ), оставивший исписанный свиток о всем том, относительно чего дана ему была высшая заповедь – что сказать, и что говорить ( Ин.12:49 ). —254— И к нам были посланы своего рода пророки со сло­вом, – судящим или оправдывающим нас по мере того или иного нашего отношения к нему, – со словом на собственном наречии, в котором мы родились ( Деян.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все вразумления и распоряжения свыше, какие совершены среди плена вавилонского для Ездры и чрез него, завершаются тем, что, на место сожженных книг Божия закона, дано Ездре вновь написать священные книги, и одни из них в яве поставити для всех, достойных и недостойных, а другие предать только мудрым в народе ( 3Ездр.14 ). Это, по отношению к Новому Завету, начертываемому Духом Святым, в отличие от каменных скрижалей Ветхого Завета, уже на живых плотяных скрижалях сердца ( 2Кор.3 ), имеет весьма глубокознаменательный смысл. Да начертает Дух Господень в живых книгах умов и сердец наших истинное и живое направление православного христианства, направление благодатно-человеколюбивое и объемлющее всех и все Христовою истиною и любовью, вместо прежних направлений: одного ревнивого по Христу, но жесткого и нечеловеколюбивого, другого гуманного, но отчуждающегося от Христа; направлений, от которых в христианском мире перегорало много, много живых книг! Само собою разумеется, что истинное и живое направление, назначенное быть основанием для будущего духовного развития людей (см. 3Ездр.14:19–22 ), должно быть открыто и иметь силу для всех, входящих и не входящих в это направление, достойных и недостойных, а раскроется вполне во всей своей силе – только в избранных, проводящих это направление во всю глубину своего духа и на все стези своей жизни. Только в этих последних живых книгах откроется корень разума, и премудрости источник, и ведения река ( 3Ездр.14:47,48 ). В заключительных двух ( 3Ездр.15,16 ) главах 3-й книги Ездры, как вывод из всего предыдущего, предлагаются с одной стороны угрожения врагам Бога и церкви, представляемым в образе врагов ветхозаветной теократии, а с другой, увещания и ободрения верным Божиим людям. В угрожениях видны также Апокалипсические черты, например: и сразятся между собою... и будет кровь от меча даже до утробы, и гной человеческий даже до седла велблюждя ( 3Ездр.15:35,36 слч. Апок.14:20 ); тоже в особенности видно в угрожении Вавилону. Увещания и ободрения вообще имеют такую силу: слышите слово людие Мои (так сказано от лица самого Господа), уготовайтеся на брань (брань, без сомнения, с направлениями и началами лжи, неразумия, неправомыслия, порочности), и в злых тако будите, якоже пришельцы земли (идущие к своему Отцу небесному и вне Его любви, открытой во Христе Сыне Его и изливающейся в приемлющие души Святым Его Духом, не останавливающиеся решительно ни на чем)... Слышите возлюбленнии Мои, рече Господь: се пред вами суть дни скорби (скорби от или об упорствующих во лжи и злобе), и от сих избавлю вас. Не бойтеся, не сумневайтеся, яко Бог предводитель ваш есть ( 3Ездр.16:41,75,76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

52). Суд мой ныне приближается яже не всем показах, токмо тебе, и тебе подобным не многим (61. 62). Ведях аз, говорит Ездре также Ангел, яко Вышний начинаше тебе показывати сия…, …ты убо не бойся, ниже да устрашится сердце твое, но вниди и виждь светлость и величество созидания (именно чудесно открывшегося Сиона), но вииди виждь светлость и величество созидания, колико возможно есть тебе видением очес (видети). И по сих услышаши, колико приемлет слышание ушесъ твоих слышати. Ты бо блажен еси паче многих, и зван еси пред Вышняго, яко не мнози ( 3Ездр.10:55–57 ). Далее Ездра удостаивается такого просвещения в разумении тайн, какого не имел и Даниил, мудростью которого Иезекииль посрамлял самообольщенное языческое мудрование: еда премудрее еси Даниила ( Иез.28:2–3 ), говорил Иезекииль Тирскому царю; видено бысть, сказал Ездре Ангел о некоторой тайне, в видении Даниила брата твоего. Но нестъ ему протолковано, яже аз ныне тебе протолкую (12. 2). И потому за сим Ездра является, по Ангельскому же слову, уже учителем самых мудрых: ты един достоин был еси знати тайну сию Вышняго. Напиши убо вся сия в книгу...... и научиши сим мудрыя от людей твоих ( 3Ездр.12:36–38 ). Еще далее Ангел дает ему уже такое свидетельство: житие твое устроил еси в премудрости, и чувство твое назвал еси матерью ( 3Ездр.13:5 ). Наконец, вот что сам о себе говорит Ездра: Сердце мое мятяшеся разумом, и в персех моих возрасташе премудрость, и в сем состоянии он пишет книги всего Св. Писания, да чтут их достойные и не достойные, и еще множество других Божественно глубоких книг, да предаст их только мудрым: в тех бо есть корень разума, и премудрости источник, и ведения река ( 3Ездр.14:40–46–48 ). Таким образом, Ездра 3-й книги уже в тридцатом году Вавилонского плена представляет в себе идеал ума, под влиянием небесным созревшего в совершенной премудрости, так что о духе такого его служения среди Вавилонского преобладания над Израилем справедливо было бы выразиться так, как сказано в Апокалипсисе при изображении нового Вавилона, где ум, иже имать мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

См. об этом Baldensperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 39. 58 Крайним выразителем подобной теории является Кабиш (Das 4 В. Esra aufseine Quellen untersucht, Gottingen 1889), который делит книгу на пять совершенно независимых друг от друга апокалипсисов, появившихся будто бы в период времени от 31 г. до Р. Хр. до 100 г. после Р. Хр., а окончательную редакцию получивших уже в царствование императора Адриана. Теорию Кабиша повторяет с некоторыми uзмehehuямuFaye (Les apocalypses juives, Paris 1892), который делит книгу Ездры на 4 самостоятельных апокалипсиса. 62 Что в указанном месте ( 3Ездр. 10:21–22 ) речь идет о первом разрушении Иерусалима, видно из объяснения ангела, который говорит о падении города тотчас после упоминания о построении храма Соломоном ( 3Ездр. 10:44–48 ). Если что и может говорить за то, что автор пережил разрушение Иерусалима римлянами, то это слишком живая скорбь и сетование автора о крайнем унижении святого города и Израиля, что могло вылиться под живым впечатлением пережитого события; поэтому Бальденшпергер считает автора 3 кн. Ездры современником разрушения Иерусалима (Тр. цит. стр. 40). Но побуждений для скорби было очень много и до разрушения Иерусалима, так часто подвергавшегося унижениям и осквернениям со стороны язычников. 64 Выражение латинского текста: «откроется сын Мой Иисус» ( 3Ездр. 7:28 ) читается в арабском и Сирском переводах: «сын Мой Мессия явится», в эфиопском: «откроется Мой Мессия», в армянском: «явится Помазанник (Unctus) Божий, видимый людям»; см. Hilgenfeld. Messias Judaeorum, стр. 138, 228, 282, 340 и 398. Внесение в латинский текст слова Jesus вместо Unctus еще Амвросий (на Лк. 2:21 ) приписал христианину. 67 Подобно автору книги Еноха, псевдо-Ездра ничего не говорит о человеческом происхождении Мессии; только в эфиопском тексте ( 3Ездр. 12:37 ; у Hilgenfeld " а Messias Jud., стр. 311) говорится, что Всевышний сохранил Мессию к концу дней из семени Давидова. 68 Kabisch – Das vierte Buch. Esra, стр. 62 и д.; Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Что касается до переводов, в которых нет означенных глав, лучший из них Эфиопский дает сам заметить неполноту настоящего своего состава. Ибо во 2-й главе сего перевода о вразумлявшем Ездру Ангеле так сказано, как будто выше уже было говорено о нем: «и отвечал мне Ангел оный, посланный ко мне, которому имя Уриил». Но выше по переводу Эфиопскому не было еще указаний ни на какого Ангела; тогда как по полному составу книги, сохранившемуся в Латинском переводе и отсюда перешедшему в наш Славянский, в первых уже главах укажется явление Ангела и собеседование с ним Ездры, который от сего Ангела и получил повеление свыше идти и возвестить видения свои народу ( 3Ездр.11, 43–48 ). После сего, при новом указании на сего Ангела, свойственно выразиться: «Ангел оный». И так и в опущении начальных a последних глав, какое допущено переводами и некоторыми рукописями, нет основания к отделению сих глав от прочих 12-ти 29 . В последующих же главах (3–11) Ездры, по его молитвенному изысканию, даются откровения, обстоятельно раскрывающие как глубокие основания отвержения Израиля, так и тайну будущего благодатного восстановления избранного народа ( 3Ездр.3:31; 4:24; 5:28; 6:55–58 . и проч. ). Значение первых двух глав, как предисловия к последующим 12-ти, изображающим прежние видения Ездры прямо обозначается в книге, чего мы уже имели случай касаться. Иди и возвести людям моим, каковая и коликая чудеса Господа Бога видел еси ( 3Ездр.11:48 ), – таким повелением заключаются две первые главы, за которыми сей час же и следует изложение прежних столь чудных видений Ездры. И так, первые две главы, и по внутреннему значению, и по открытому указанию не принужденно и прямо относятся к следующим 12-ти главам, как предисловие или вступительное обозначение предмета и полному его исследованию и раскрытию. Что касается до последних двух глав, – они столько же не принужденно и прямо служат заключением откровений, содержащихся в средних главах (3–14). В сих 12-ти главах вместе с благодатным восстановлением Израиля предвозвещается (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Некоторый намек на это учение, при потере духовного понимания писаний, иудеи могли находить в пророчествах Иезекииля, где описывается величественный город и храм, в котором будет совершаться истинное служение, чуждое греха и нечистоты (Иез. гл.40 – гл.48); так как это пророческое описание не могло относиться к существующему земному Иерусалиму и храму, то ученые книжники могли легко найти здесь подтверждение своего учения о предсуществующем горнем Иерусалиме. Апокрифы не оставляют ни малейшего сомнения в том, что ожидание явления на земле небесного Иерусалима во времена Мессии было распространено в среде иудеев около времен Иисуса Христа. Довольно ясно выражается это учение у псевдо-Ездры; он говорит, что после пришествия на землю Мессии «Сион придет и покажется всем приготовленный и устроенный подобно горе, изваянной без рук» ( 3Ездр. 13:36 ), причем замечает, что дело человеческого созидания не может существовать там, где должен явиться город Всевышнего ( 3Ездр. 7:54 ); по воззрению псевдо-Ездры этот мессианский город, украшенный как невеста, скрывается теперь землей ( 3Ездр. 7:26 ) 732 . Но еще определеннее говорит об этом автор книги Еноха; «я видел, рассказывает он в символической истории, как выломали все столбы древнего дома (Иерусалима), и все балки и украшения этого дома были завернуты; и выломали их совсем и положили в одно место на юге страны; и я видел, как Господь овец принес новый дом больше и выше того первого, и поставил его на месте первого, который был завернут; все его столбы были новы, и его украшения были новы и больше, чем украшения первого древвего, который Он выломал» (Ен. 80:28–29). Некоторые интересные подробности касательно небесного Иерусалима 733 сообщаются также в Апокалипсисе Варуха: перед разрушением Иерусалима халдеями Господь сказал Варуху: «город этот будет предан (врагам) на время; неужели ты думаешь; что это тот город, о котором Я сказал: выше дланей рук Своих Я определил тебя; это не то здание, которое выстроено теперь среди вас, а то, которое откроется у Меня (revelabitur apud me) и которое приготовлено здесь с того дня, как Я намеревался сотворить рай; и Я показал его Адаму, прежде чем он согрешил; когда же он преступил заповедь, он был вознесен от него, также как и рай; и после сего Я показал его рабу Моему Аврааму ночью во время разделения жертвенных частей; а затем Я явил его также Моисею на горе Синае, когда показал ему изображение скинии и все сосуды её; и вот теперь он сохраняется у Меня, как и рай» (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

После представленной схемы вряд ли нужно еще доказывать, что „мессианское царство книги Еноха есть царство земное, чувственное: в нем праведники наслаждаются не лицезрением Бога, не своим духовным совершенствованием, а удобствами и благами временной жизни“ 259 . Мы вовсе не хотим сказать, что упоминание духовных благ мессианского царства – правды, мира, святости – (71, 17; 48, 4; 39, 6) совершенно отсутствует в данном апокалипсисе, но оно столь слабо, столь неопределенно, что духовные блага, так сказать, теряются, исчезают в благах чувственных. Недаром даже такой защитник трансцендентного характера апокалиптических чаяний, как Бальденшпергер, сознается, что образ будущего в книге Еноха висит между небом и землей 260 , к чему можно прибавить, что тяготение к земле гораздо интенсивнее, чем стремление к небу. Последнее – представляет лишь смутные порывы, тогда как первое образует основной и постоянный фон, присущий не только книге Еноха, но и другим апокрифам. Так, наприм., в 3 кн. Сивилл 261 мессианские и эсхатологические чаяния проникнуты всецело земным характером 262 , Бог пошлет из страны, где восходит солнце, царя, который восторжествует над врагами и даст земле мир. Народ всемогущего Господа будет жить в изобилии, украсится золотом и серебром и всеми благами земными. Земля принесет ему урожай пшеницы, вина и елея и всяких плодов. Небо пошлет ему сладкий напиток меда, источники потекут молоком. Землетрясение, засуха, голод не коснутся народа Божия. Эти блага сделаются затем общим достоянием, так как язычники, изумленные милостью Божией к Израилю, сами обратятся к Богу и Его закону 263 . Не менее ясно выступает чисто земной идеал мессианского царства и в других апокрифах, напр., в Псалмах Соломона, Книге Юбилеев 264 . Такому представлению соответствует у апокалиптиков и образ Мессии. Обычное воззрение их таково, что Мессия – это могущественный царь, низвергающий языческую силу. Он полагает конец всякой войне на земле; Он победитель врагов народа Божия и низвержение власти язычников Его главное дело ( 3Ездр.12:32–33 ; 3Ездр.13:27–28 ; 3Ездр.13:35–38 . Ср. кн. Еноха 90, 18). Особенно ясно выступает этот образ Мессии в Пс. Соломона, где, несмотря на всю идеализацию Мессии, Он все-таки представляется как земной владыка, земной царь Израиля, подобный Давиду 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010