2.4. Создан ли человек Богом? 2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека? Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия. 2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека? Нет Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога. Да Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье. 2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить? Да, может. Нет, не может. Аллах творит непрестанно. III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ХРИСТИАНСТВО 3.1. Какова цель сотворения человека? Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения . «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…” (св. Максим Исповедник ) 3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? Нет Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6–8). 3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? 3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3) . Разрыв общения с Богом через противление Его воле. Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха. 3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? Да Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» ( 3Ездр. 7:48 ). 3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? Да Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4) . «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (5) .

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Мф.9:21–22 . «Ибо она (кровоточив. женщина) говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Объяснение. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36 ; Лк.8:44 ; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11:5:15 . Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Объяснение. Итак, знамения и чудеса не даются роду лукавому: Мф.4:3–7 ; Мк.15:29–32 ; Ин.4:48:5:36:10:38 ; но для верующих людей они бывают: Мф.17:20:8:10–13 . Мк.15:32 . «Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его». Объяснение. В этих словах подтверждается та истина, что для неверующих во Христа и врагов Его не даются знамения и чудеса: Мф.4:3–7:12:39:16:4 . 3Ездр.12:40–45 . «Когда, по истечении семи дней, весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все, от малого до большого, и, пришедши ко мне, говорили мне: чем согрешили мы против тебя?.. Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть, когда горел Сион. Ибо мы не лучше тех, которые умерли там. И плакали они с громким воплем». Объяснение. Отрицающие на этом основании возможность чудес забывают слова Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12 . Слова Христовы имеют значение до скончания века: Мф.24:35 . Мнение о 400-летнем царствовании Мессии, со смертью Которого умрут все живущие люди и вся земля погрузится на семь дней в мёртвое молчание, как было до творения мира, – принадлежит иудейским раввинам. Указания на совершённые Господом и апостолами чудеса в новом завете многочисленны, приведём здесь хотя несколько. Воскрешённые мертвецы: Мф.9:18–19 ; Мк.5:22–24 ; Лк.8:41–42:7:12–15 ; Ин.11:11–44 . Изгнания демонов: Лк.13:11–13 ; Мф.15:22–25 ; Мк.7:25–30 . Прекращение ветра: Мф.14:32–33 . Чудесное насыщение: Мф.15:32–35 . Превращение воды в вино: Ин.2:6–11 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пророк Самуил (XI в. до Р.Х.) был следующим богооткровенным писателем. Он продолжил сборник священных книг, восполнив его историческими книгами (Судей Израилевых, 1–2 Царств, которые так и назывались книгами Самуила). 3.4. Царь Езекия Составлением канона, т.е. священных книг, занимались ученые мужи при Иудейском царе Езекии (727–697 гг. до Р.Х.). Известно, что ими собирались притчи Соломона. Об этом сказано: И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского ( Притч. 25:1 ). Иудейские раввины в мужах Езекии видят членов Великой синагоги. 3.5. Царь Иосия При Иудейском царе Иосии (640–609 гг. до Р.Х.) была произведена религиозная реформа, призванная вернуть народ к истинному богопочитанию и благочестию. При этом, в 621 г. первосвященником Хелкией была найдена книга закона в Иерусалимском храме ( 4Цар. 22:8 – 23:7 ). Утверждать однозначно, что это была за книга закона – невозможно, за отсутствием достаточных об этом сведений. Многие исследователи считают, что это могла быть книга Второзакония. Прочтение этой книги произвело сильное впечатление на царя Иосию. Книга была прочитана вслух всего народа в Иерусалиме, и народ вместе с царем возобновил свой Завет с Богом. Высказывается мнение, что при царе Иосии был издан исправленный и улучшенный сборник священных книг. 3.6. Книжник Ездра Большая и, пожалуй, основополагающая работа по собиранию и составлению канона священных книг была произведена уже после вавилонского плена, при священнике и книжнике Ездре в 444 г. до Р.Х. Именно с его именем, преимущественно, связывают составление канона священных книг Ветхого Завета. По свидетельству Третьей книги Ездры ( 3Ездр. 14:18–22, 37–48 ), Ездра заново, по откровению Божию, написал 24 книги Священного Писания , предложив их народу, и еще 70 книг, сохраненных в тайне. Свидетельство это вполне может быть оспорено, но и нельзя утверждать, что за ним не стоит некое реальное событие. Так или иначе, но мы стоим перед фактом важнейшей роли Ездры-книжника в составлении канона Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной. 2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына. Ради чего явился Христос? Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем.2:23 ). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: « О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим » ( 3Ездр.7:48 ). Грехопадение « извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели » (св. Григорий Синаит ). Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына ( Ин.3:16 ). Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола? Выйдя на проповедь в возрасте 30 лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: « Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились ». ( 1Пет.2:24-25 )

http://azbyka.ru/iisus-khristos

Потому-то у него и выходит, что апостолы даже не предчувствовали того, о чем Спаситель им уже говорил, указывая Фесвитянина в лице сурового проповедника покаяния. Ясно, что догматика иудеев не была страшна для последователей Иисуса Христа и не могла тревожить их: у них был ясный и определенный ответ на все возражения. Побивая самого себя, Кейм показывает в то же время, что в настроении эпохи не было никаких настоятельных побуждений к составлению мифа: Илию ждали ( Ин.1:21 ), и он явился ( Мф.11:14 ). Это с одной стороны, где критика имеет за себя хотя вид вероятия. Не то по отношению к Моисею: о предтечестве его история ничего не знает, между тем и по Штраусу, и по Кейму первообразом события Преображения, скорее всего, было синайское законодательство. Что один из двух свидетелей, о которых упоминает Апокалипсис ( Откр.11:3 ) есть Моисей 111 , это мнение ничем не подтверждается, а в приведенных Кеймом 112 местах из 3 кн. Ездры ( 3Ездр.6:26 ; 3Ездр.7:28 ; 3Ездр.13:5 ) 113 нет ни малейшего указания на личность великого вождя народа израильского; у Малахии же ( Мал.4:5 ) говорится о нем безотносительно к грядущему Избавителю. Точно также и Иосиф Флавий не только не сообщает нам об ожиданиях Моисея в качестве предтечи Мессии, но определенно описывает его кончину (Antiquit LIV, cap. VIII, 47, 48 и 49) и самый факт взятия его на небо делает несколько сомнительным, ибо в рассказе священных книг о смерти ветхозаветного законодателя иудейский историк видит желание устранить всякую мысль о восхищении его Богом 114 . Об Assumptio Moyseos (или Moysis), – памятнике, относимом Кеймом к временам Адриана, а Гильгеинфельдом к 44 г. по Р. X. 115 – мы не можем составить правильного понятия по немногим сохранившимся фрагментам. Только позднейшие раввинские сочинения (Tanch. f. 42; Debarim rabba, sect. 4) толкуют о явлении Моисея в качестве предшественника Мессии. Из всех наших замечаний вытекает то важное следствие, что для начала предполагаемого мифологами творческого процесса не было ни достаточного повода, ни нужных элементов в первохристианском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Стих 15. Вина и сикера не имать пити; иначе – он должен быть Назореем ( Чис.6:3 ), как Сампсон, Самуил, Рехавиты ( Иер.35:6–19 ). Сикер – водка из фиников и других фруктов, или вообще всякий опьяняющий напиток – не из винограда. Стих 17. Духом и силою Илииною. Илия отличался пламенною ревностью против нечестия и строгим образом жизни. Евангелисты сравнивают Иоанна с Илией ( Мф.3:1–4 ; Мк.1:2 ). Сам Иисус Христос называет его Илией ( Мф.11:14, 17:11–13 ). Изображение Илии у Сираха ( Сир.48:1–13 ). Оттуда ( Стих 10 ) взято и выражение: – обратите сердца Отцем на чада=сделать своими убеждениями так, что чада будут обращаться к Богу с таким же сердцем, как и отцы (Авраам, Исаак, Иаков); что подтверждается и синонимическим выражением: – и противные (обратит) в (=к) мудрости праведных. Стих 19. Аз есмь Гавриил. (Гавриил=крепост Божия). Объявление Ангелом своего имени должно было служить для Захария подтверждением того, что Бог силён совершить возвещаемое ему рождение сына в старости. – Сами имена Ангелов даются им, конечно, по должности или по значению действия их. Имена Ангелов сделались известны у Иудеев только со времени плена. Гавриил и Михаил у пророка Даниила ( Дан.8:16, 9:21, 10:13,21, 12:1 ). В книге Товита и 3-й Ездры встречаются другие имена, и число главных Ангелов определяется до семи ( Тов.12:15 ; 3Ездр.4:1,36, 5:20 ). В Новом Завете встречаются только имена Гавриила ( Лк.1:19,26 ) и Михаила ( Откр.12:7 ). Стих 20. Будеши молча. Немота от глухоты. Можно думать, что и Захария стал не только нем, но и глух: потому что с ним объясняются знаками (Стих Лк.1:62 -й). Впрочем, глухота служит причиной немоты только при первоначальном образовании языка в детстве: те же, которые уже говорили, хотя и делаются глухими, не теряют способности говорить; Захария же потерял: значит его немота особенная, чудесная. – Сомнение Захарии наказано немотой, а сомнение Авраама, Пресвятой Девы не наказывается, потому что оно отлично по внутреннему характеру, хотя внешне одинаково. Авраам сомневается, потому что ещё не знает примеров рождения детей в старости, и только как бы ищет средств увериться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Подобно апокалипсису Варуха, 3 книга Ездры 418 отличается сравнительной целостью и единством содержания. Главным предметом содержания ее служит Израильский народ, несущий бедствия, и языческие народы, благоденствующие и господствующие над избранным народом ( 3Ездр.3:27–36 ; 3Ездр.4:23 ; 3Ездр.5:27–28 ). Разрешение этого противоречия заключается в том, что Израиль несет наказание за грехи, которые вошли в мир еще с преступлением Адама ( 3Ездр.4:30 ; 3Ездр.7:11–12 , 3Ездр.7:46–48 ). Когда зло будет искоренено (ср. 3Ездр.4:28–29 ), тогда настанет время избавления, придет „крепкий муж с воинством небесным» ( 3Ездр.13:3 ), „Помазанник» ( 3Ездр.12:32 ), или Христос ( 3Ездр.7:29 ), „Сын Божий» ( 3Ездр.13:32 ; 3Ездр.13:37 ; 3Ездр.13:52 ). Это муж крепкий победит всех врагов не копьем, никаким воинским оружием (Cp. 3Ездр.13:3 ), а истребит их без труда „законом, который подобен огню» ( 3Ездр.13:38 ). „Сын мой обличит нечестия, изобретенные этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения» ( 3Ездр.13:37 ). Тогда начнется время благоденствия Сиона, и верные Израильтяне, страдавшие за древний грех , когда другие, худшие их народы, жили спокойно, теперь за все получат сторицей: они буду наслаждаться с Мессией 400 лет ( 3Ездр.7:28 ), в каковое время „процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода« ( 3Ездр.6:28 ). По истечении 400 лет наступит конец „века сего» (Ср. 3Ездр.4:2 ; 3Ездр.4:24 ; 3Ездр.6:25 ; 3Ездр.7:42 и др.): „умрет Сын Мой и все люди, имеющие дыхание» ( 3Ездр.7:29 ). Но „настоящий век не есть конец». За ним следует век будущий, который начинается всеобщим воскресением и судом ( 3Ездр.7:32 ; 3Ездр.7:43 ). В этом веке „прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина» ( 3Ездр.7:44 ). В апокалипсисе Варуха и 3-й книге Ездры обращает на себя внимание учение о грехе. Варух пишет: Адам „принес смерть и сократил (abscidit) годы тех, которые от него произошли» (Вар.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В 3 кн. Ездры читаем: „вот наступают дни, в которые... народы поколеблются ( 3Ездр.5:5 )... Будет смятение во многих местах... ( 3Ездр.5:6 )... Обнаружится колебание мест, смятение народов ( 3Ездр.9:3 )... Будут предпринимать войны одни против других, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства“ ( 3Ездр.13:31 ). Подобным образом изображаются бедствия будущего в апокалипсисе Варуха, где говорится: „всякий, кто избежит войны, погибнет от землетрясения; и кто избежит землетрясения – сгорит в огне; и кто избежит огня – умрет от голода“ (70, 8). В книге Еноха также находим указание на то, что „в те дни – пред судом – народы придут в смятение“ (99, 4), а в Сивиллиных книгах упоминаются не только войны междоусобные, но и землетрясения, голод и болезни (4, 48–60; 8, 81–87, 350–353). Таким образом, в апокалипсических памятниках мы видим ту же схему всемирных бедствий, какую предлагает и эсхатологическая беседа Христа. Далее. Спаситель предрекает, кроме великих всемирных бедствий, бедствия частные, касающиеся собственно Его последователей, из которых „многие соблазнятся и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга“ ( Мф.24:10 ). Эта же мысль встречается не только в 3 кн. Ездры: „и будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги“ ( 3Ездр.6:24 ср. 3Ездр.5:9 ), но и в апокалипсисе Варуха: „возненавидят друг друга и будут вызывать друг друга на бой“ (70, 3). Еще чаще встречается в апокрифах мысль эсхатологической беседы об оскудении любви между людьми, умножение неправды, разрыв даже кровных связей ( Мф.24:12 ср. Мк.13:12 , Лк.21:16 ). „И умножится на земле неправда и невоздержание“ – неоднократно утверждает 3 кн. Ездры ( 3Ездр.5:2 , 3Ездр.5:9 ср. 3Ездр.7:41 ). „Дела насилия возьмут верх на земле, – говорится в кн. Еноха: и неправда опять повторится, и все дела неправды и все дела насилия и беззакония вторично совершатся на земле... и увеличится отпадение и беззаконие и нечистота (91, 5–7). И в те дни... муж не будет из сострадания удерживать свою руку от своих сынов и от своих внуков, убивая их“ (100, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Апокалипсис Ездры состоит из семи видений или откровений 66 , в которых речь идет исключительно о мессиологических и эсхатологических предметах. Если в апокрифе Еноха главное внимание обращается на личность Мессии и его деятельность, как судии, то автор книги Ездры более всего останавливается на решении вопроса о времени наступления мирового переворота и о знамениях, которые будут ему предшествовать; по в то же время он изображает, хотя и с меньшей подробностью, как деятельность Мессии, так и имеющее открыться блаженное царство Израиля. Исходной точкой всех видений псевдо-Ездры является жгучий для каждого тогдашнего иудея вопрос: почему лучший из народов – Израиль бедствует и томится под чужеземным игом, а язычники, не знающие закона, господствуют над всей землей? Автор весь поглощен этою мыслью о несправедливости судьбы к народу обетования, возлюбленному Богом и, несмотря на свои грехи, остающемуся единым почитателем истинного Бога. «Я видел, говорит Ездра, как Ты поддерживаешь грешников и щадишь нечестивцев, а народ Твой погубил, врагов же Твоих сохранил; не понимаю, как этот путь мог измениться» ( 3Ездр. 3:30–31 ); к этой мысли автор постоянно возвращается ( 3Ездр. 5:27–30, 4:23–24, 6:57–59 ). Решая высказанное недоумение, псевдо-Ездра видит причину всех несчастий Израиля кроме непослушания закону ( 3Ездр. 9:32–37, 10:10 ) в общей греховности людей, которая началась с нарушения заповеди Адамом ( 3Ездр. 3:7–10, 7:11, 7:48 ) и которая не была искоренена даже законом, так как и он в сердце народа удержал корень зла, вследствие чего не мог принести должного плода ( 3Ездр. 3:2–22 ). Наступление блаженного царства обусловливается этой общей греховностью: пока не уничтожена и не искуплена последняя, Израиль не может надеяться на избавление; «доколе посеянное (зло) не исторгнется, и место, на котором посеяно зло, не упразднится, не придет место, на котором всеяно доброе» ( 3Ездр. 4:29 ). Время спасения Израиля строго определено в намерении Божием ( 3Ездр. 4:36–37 ), но для человека это составляет тайну, в которую он не смеет проникать ( 3Ездр. 4:33–35 ); во всяком определить время наступления великих дней, автор книги Ездры хочет обосноваться на пророчестве Даниила о четырех монархиях и дать ему новое объяснение, будто бы не открытое самому Даниилу ( 3Ездр. 12:11–12 ); плодом такой попытки является крайне туманное видение об орле (11 и 12 гл.), смысл которого, несмотря на массу ученых исследований и толкований, до сих пор остается не выясненным, так как для правильного понимания его необходимо вполне верное и точное решение вопроса о времени написания 3 книги Ездры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010