Collatio catholicorum cum Severianis, habita Constantinopoli anno Domini DXXXI tempore Justinianis imperatoris, Mansi VIII, 821D. Следы существования Ареопагитик по древней литературе критически изучил Stiglmayr, Das Aufkommen der Pseudo-Dionysischen Schriften und ihr Eindrmgen in die christliche Literatur bis zum Laterankonzil 649. Feldkirch, 1895. 86 Проф. А. И. Бриллиантов, с.144. 87 Dionysius Areop., Myst. theol. III, PG.3, 1032D; 1,2, 1000B; Div. nom. II,3. V,8. XI,6, PG.3, 640В,824В,953С. Изложению катафатического богословия посвящено сочинение Ареопагита De divinis nominibuS. Здесь утверждается о Причине все то, что созерцается в происшедшем от Причины (αιτιατοις), и воспеваются божественные совершенства — благость, бытие, жизнь, мудрость, сила, величие и т. д., кончая свойствами: τλειος и ν (το πντων ατιον, гл. XIII). 88 Div. nom. XIII,3, PG.3, 981А; II, 8, 645С; I,1, 588В. 89 Div. nom. VII,2, PG.3, 869А; Ер. IX, 3, 1109С. 90 Myst. theol. V, PG.3, 1045D-1048A; II, 1025А–В; I,2, 1000B; Div. hom. I,5, PG.3, 593C. Эти отрицания более подходят к божественному бытию, более истинны, чем утверждения: Coel. kier. II,3, PG.3, 141А. — Апофатическое богословие составляет предмет другого сочинения Ареопагита De mystica theologia. 91 Myst. theol. I,3, PG.3, 1001A. Это таинственное познание невыразимо в формах нашего ведения. Оно есть мрак (Myst. Th. I,3,1001A; II,1025B), не–ведение (αγνωσα, Div. nom. VII,3, 872A-B; Ер. I, PG.3, 1065A; V, 1073A), без–мыслие (ανοησα, Div. nom. I,1, PG.3,588B; Myst. theol. III, 1033B-C), исступление (κοτασις, Myst. theol. I,1, PG.3, 1000A). 92 Myst. theol. III, PG.3, 1033C. 93 EccleS. hierarchia I,3, PG.3, 376A. 94 Div. nom. I,5, PG.3, 593D. 95 Div. nom. XIII,1, PG.3, 977B; Coel. hier. III,2, PG.3, 165B. 96 Div. nom. I,5, PG.3, 593D; IV, 5,700B. 97 Div. nom. II,7, PG.3, 645А–В. 98 Div. nom. IV,33, PG.3, 733В–С. 99 Coel. hier. I,3, PG.3, 121C; Eccles. hier. I,4, 377A. Здесь основа символизма. 100 Myst. theol. I,2. PG.3, 1000A; Coel. hier. IV,3,4, PG.3,181A. B; V, 196C. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Д. был собирателем рукописной книжной старины и архивных документов. Начало своей коллекции он положил, очевидно, в студенческие годы. Большая часть рукописей была приобретена Д. у московских антикваров С. Квасова, И. Л. Силина, М. Б. Шепарева, П. В. Шибанова и др. Вероятно, нек-рые материалы были получены собирателем от их бывш. владельцев П. А. Бессонова , Ф. И. Буслаева , И. Е. Забелина , Н. С. и П. С. Киселёвых и др. В 1883 г. Д. подарил неск. рукописей из своего собрания МПиРМ. В 1925 г., после смерти Д., основная часть его коллекции была приобретена ОР ГБЛ и вошла в Музейное собр. (Ф. 178. 5834-5879, 7555). В 1953 г. собрание было выделено в самостоятельный фонд 92 (в его состав были включены 3 рукописи, подаренные Д. МПиРМ в 1883, и рукописи, приобретенные у Д. Отд-нием в 1899-1901 (Ф. 178. 2779-2781, 3145, 3205, 3292, 3312.1-2, 3313.1-4)). Некоторые рукописи были изъяты из Ф. 92. Так, сочинения Г. С. Сковороды 5919) переданы в 1955 г. в АН УССР; рукописи 5957-5975 в 1963 г. образовали архив А. Т. Болотова (Ф. 475); материалы из 7555 в 1964 г. легли в основу архива Д. (Ф. 484). Несколько манускриптов, принадлежавших ранее различным владельцам, были включены в др. фонды. В 1964 г. Ф. 92 был описан и получил новые шифры. В наст. время в собрании Д. числится 137 единиц хранения. Большинство рукописей славяно-русские, 3 манускрипта написаны частично на лат., франц. и нем. языках 60, 93, 121). Самая древняя рукопись - Палея историческая, список кон. XV - нач. XVI в. 1). Среди рукописей исторического содержания - Летопись русская в списке 1-й пол. XVI в. 2), оригинальный Безднинский летописец кон. XVI в. 3), Русский хронограф 1512 г. 5), соч. «О начале яицких неспокойств и Ежедневная записка во время Оренбургской осады 1773-го года» 12), содержащее ценный материал по истории Пугачёвского восстания, описание московских церквей в списке XVIII в. 16) и др. Памятники древнерусской книжности представлены в списках XVI-XVIII вв., среди них значительную группу составляют сборники житий, повестей, слов и др.

http://pravenc.ru/text/178771.html

386 В своем толковании на это правило Зонара, между прочим, пишет: « ... А противоречит оно, т.е. 25-е (34-е) пр. Карфаг. соб., и в ином отношении другому правилу; ибо 21-е пр. Лаодик. соб, повелевает, что иподиаконы не должны прикасаться к священному». Там же, стр. 459. 388 «Постановлено и сие: аще некоторые небрегут о приобретении Кафолическому единению мест, принадлежащих к престолу их: да обличатся от соседних тщательных Епископов, дабы не отлагали сего дела…» 397 13-е пр. св. Василия В. гласит: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн». 401 Мнение Зонары разделяет и Аристин, истолковавший синопсис настоящего правила также согласно с полным его текстом. 403 Апост. 29-е и 30-е, 45-е, 77-е и 78-е, 83-е; Никейск. 1-го 8-е, 17-е, 19-е; Халкид. 9-е; Трул. 7-е, 30-е, 48-е, (два решения), 51-е, 64-е, 87-е (два решения·), 88-е, 91-е, 92-е (два решения), 93-е, (четыре решения), 94-е (два решения), 98-е, 99-е; 7-го всел. 2-е, 3-е (два решения), 4-е, 5-е, 9-е, 12-е (два решения), 13-е, 14-е, 17-е (два решения), 18-е, 19-е (три решения); Анкир. 4-е, 7-е, 12-е, 15-е (два решения), 16-е, 25-е; Неокес. 2-е, 5-е, 8-е (два решения); Антиох. 10-е, 12-е; Сардик. 1-е, 3-е, 7-е, 11-е; Карф. 12-е (два решения), 13-е (два решения), 15-е (15-е–18-е), (четыре решения), 45-е (54-е), 55-е (66-е) (три решения), 71-е (82-е) (два решения), 104-е (117-е), 120-е (134-е) (три решения), 132-е (147-е); Константиноп. в хр. св. Апост. предислов., прав. 2-е (два решения), 3-е, 6-е (четыре решения), 7-е, 9-е, 10-е (два решения), 13-е; Григория Неокес. 1-е (2-е); Василия В. 26-е (два решения), 37-е, 40-е, 43-е, 48-е, 51-е, 53-е, 77-е, 78-е и 79, 80-е (два решения), 88-е. 406 Халкид. 5-е; Кар. 85-е (96-е), 88-е (99-е), 93-е (103-е), 93-е (104-е), 97-е (109-е и 110-е), 100-е (113-е), 117-е (131-е), 118-е (132-е), 127-е (141-е); св. Василия В. 15-е я 16-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Фото: Sputnik/T. Makeyeva В нескольких регионах России ситуация с ковидом особенно острая. Что говорят об этом пациенты и врачи В Петербурге высокая смертность, а в Севастополе врачи экономят СИЗы 30 ноября, 2020 В Петербурге высокая смертность, а в Севастополе врачи экономят СИЗы Фото: Sputnik/T. Makeyeva Вице-премьер Татьяна Голикова 24 ноября заявила о наиболее критичной ситуации с коечным фондом для больных коронавирусом в Ивановской области (занято 92%), Орловской области (92,7%), Республике Коми (90,6%), Мордовии (92,1%), Республике Крым (93,6%) и Санкт-Петербурге (90,3%). В стране занято 78,2% коек, по данным на утро 23 ноября. «Правмир» поговорил с пациентами и врачами из этих регионов о том, с какими проблемами они столкнулись. — В 32 регионах страны заболеваемость на 100 тысяч населения превышает сейчас российский уровень. К сожалению, как мы и предполагали, с наступлением осенне-зимнего эпидемического сезона ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции продолжает осложняться,— заявила Татьяна Голикова на заседании координационного совета уполномоченных по правам человека. В России за 30 ноября зарегистрировали 26 338 новых случаев заражения коронавирусом. Общее число заразившихся достигло 2 295 654. За последние сутки умер 368 человек с коронавирусом. Всего скончались 39 895. Выздоровели 17 247 человек, за все время — 1 778 704. Санкт-Петербург. «Люди лежат в коридорах — мест не хватает» В Санкт-Петербурге за 30 ноября выявили 3691 новых случаев заражения коронавирусом. Число заболевших стабильно растет с начала ноября — 4-го их впервые было более 1000 в сутки. По количеству пациентов с ковид северная столица находится на втором месте среди регионов страны.  За последние сутки от ковида умерли 20 человек. Ранее этот показатель был выше: 24 ноября впервые было зафиксировано 80 жертв COVID-19 за сутки, 25-го — 85.  Всего в городе от коронавируса скончались уже 5 432 человек.  Вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Эргашев сообщил, что в больницах города остаются свободными 8,9% коек для пациентов с коронавирусом. Всего в городе развернуто 10 860 коек, передает «Коммерсант».

http://pravmir.ru/v-neskolkih-regionah-r...

Вновь поступившими данными установлено, что немецкими властями продолжается строительство фортификационных сооружений в погранполосе с СССР... По зак. данным 92-го и 93-го ПО, заслуживающим доверия, немецкие власти производят ремонт шоссейных и грунтовых дорог, находящихся в погранполосе с СССР... По зак. данным 92-го и 93-го ПО, заслуживающим доверия, со второй половины июня 1940 г. немецкие пограничные части усилили охрану границы с СССР. Так, на участках и направлениях, где ранее выставлялось 12 парных наряда, в настоящее время выставляется до 4 парных нарядов, причем в ночное время состав погран. нарядов усиливается до 3 человек. Охрана границы усиливается в основном в районах, где ведутся фортификационные работы. В связи с усилением охраны границы немцы произвели доукомплектование личным составом погран. кордонов, а также выставили новые кордоны. [...] Зам.начальника погранвойск НКВД УССР полковник Савченко Военный комиссар погранвойск НКВД УССР бригадный комиссар Клюев ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Машинопись, заверенная копия. 78. Из проекта плана операции «Ост», разработанного начальником штаба 18-й немецкой армии генерал-майором Марксом 45 5 августа 1940 г. Цель кампании – разгромить русские вооруженные силы и сделать Россию неспособной в обозримое время выступить противником Германии. В целях защиты Германии от русских бомбардировщиков следует захватить Россию до линии: нижнее течение Дона – Средняя Волга – Северная Двина. Главные военно-хозяйственные области России, расположенные в богатой продовольствием и сырьем Украине и в Донецком бассейне, а также в центрах военной промышленности вокруг Москвы и Ленинграда. Восточные промышленные районы достаточной производственной мощностью еще не обладают. Среди всех этих областей экономическим, политическим и духовным центром СССР является Москва. Ее захват разрывает взаимосвязанность русской империи. Район военных действий. С севера и запада Москва защищена огромными лесными и болотистыми областями, которые простираются от Белого моря, южнее Ленинграда через Витебск до линии Кобрин – Луцк – Киев. Их южная часть, Припятские болота, разделяет приграничную область на два самостоятельных оперативных пространства. Лесная область наиболее густа между Ленинградом и Московской областью и в Припятских болотах. Через ее самую узкую и неоднократно прерываемую среднюю часть проходят шоссейные дороги из Варшавы и Восточной Пруссии на Москву через Слуцк, Минск и Витебск.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

(Отчет Кирилло-Мефодиевского Братства за 1889/90 учеб. год, стр. 30; отчет за 1890/91 уч. год, стр. 33; отчет за 1891/92 уч. год, стр. 54; отчет за 1892/93 уч. год, стр. 66). Так смотрят на дело и сами руководители церковно-приходских школ. Они сами заявляют о недостаточности средств, отпускаемых на содержание церковно-приходских школ, сами указывают на то, что для правильной постановки дела безусловно необходимо назначить вознаграждение законоучителям, увеличить учительские оклады настолько, чтобы преподаватели не смотрели на свою службу, как на временную, пригодную лишь впредь до приискания сколько-нибудь порядочно оплачиваемого места; наконец, даже бесплатное снабжение школ книгами и учебными пособиями признается вовсе не роскошью, а делом безусловной необходимости. Так, в отчетах Московского Кирилло-Мефодиевского Братства за последние годы неоднократно указывалось на недостаточность содержания, получаемого лицами, учащими в церковно-приходских школах за свой труд; при этом пояснялось во 1), что нужда, которую приходится не редко терпеть преподавателям, «ослабляет их энергию и заставляет скорее искать других занятий, бое е обеспечивающих, чем учительство»; во 2) что «успехи обучения в церковно-приходских школах были бы лучше, если бы труды учителей и учительниц были лучше вознаграждаемы» и в 3) что «скудное вознаграждение за труды преподавания в церковно-приходских школах, сравнительно с школами других ведомств, лишает права наблюдающих за. обучением и воспитанием в школах относиться с большими требованиями к преподавателям». (Отчеты за 1890/91 учеб. год, стр. 33 и 34; за 1891/92 учеб. год, стр. 54 и 55; за 1892/93 учеб. год, стр. 66 и 42). Точно так же из года в год, начиная с 1889 года, повторяется в отчетах Кирилло-Мефодиевского Братства указание «на необходимость назначить священникам, заведующим школами и законоучительствующим в них, хотя бы небольшое вознаграждение, наприм., по 50 руб. в год, так как занятие школою требует от них много времени и трудов, что неблагоприятно отражается на их хозяйстве, составляющем большое подспорье в их скудных средствах содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Се(73) бо есть(74) похвала(75) вашего(76) града(77), яко(78) ни плища имти(79), ни хлвиниць(80), ни златокровных(81) домов(82), ни полат, но(83) еже(84) имти народ(85) поспшив(86) и въставлен(87) не от листвиа(88) доброродства(89) дубнаго, но от плода познаваем(90), того бо ради безсловессных(91) скотов паче почтени быхом(92), (93)якоже слово имти и словеса приимати и слова желати. Человк(94) не желаа(95) словеси вльми(96) бо(97) паче безсловесне(98) скота есть(99), невдыи(100) бo(IV.1) 306 , почто честен(2) бысть и откуду имат(3) честь да добр л. 459 об. глаголаше(4) пророк: человк въчти(5) сыи(6) не разум (7)приложися(8) (9)скотх(10) несмысльных(11) и уподобися им, человк словесен словеси не желаеши – повждь ми да каку(12) имаши(13) простыню(14). Тмже(15) убо вы(16) паче всх мн(17) уншии(18), иже(19) к(20) словеси(21) добротну(22) ум(23) въскриляется(24), егоже ради к разуму присязем (25)и (26)пръвоглаголанным(27) в ряждение(28) рцм(29): длъжници(30) есмы(31) и сладц(32) отдаю длъг(33), не бо нищеты(34) ми приносит, но богатство(35) ми (36)приносит, отдание о(37) вншних(38) потрбах(39) длъжници(40) бгают(41) заимодавец(42), л. 460. яко не одлъжитися(43). (44)Аз же(45) гоню, якоже отдати паче в лпоту о вншниих(46) потрбах(47) одлъжение(48) убожьства(49) творит, словесное же отдание богатства(50) раждает(51): что се(52) глаголю – имнием(53) ли длъжни(54) есмы(55) нкому(56), то и(е)(57) аще отдам(58), не может и(59) у мене быти и у иного, но (60)от мене отидет,(61) оному (62)прилпну(63), а слово аще отдам – и с(64) мною есть, и вси имат(65) е(66); аще ли удлъжю(67) и слова не подам – тогда (68)убог(69) есм(70), егда ли отдам – тогда(71) богат не(72) буду, аще (73)не подам(74) слова – един богатю(75), аще ли отдам(76) – с(77) всми(78) плод принесу. Милость Божию и человколюбие(79) л. 460 об. проповдует(80), убо вся (81)твар(82) проповдает(83) же и тварное(84) строение. Нсть бо ничтоже(86) (86)от видимых и невидимых, еже не исповдает(87) благыня(88) Божия(89), но и небо и земля(90), и море, и все видимое и невидимое(ж) милостию(91) Божиею(92) бысть(93) и състоится(94) и хранится(95); в лпоту убо блаженныи(96) Давид(97) от человколюбиа(98) милостиваго Бога (99)проповдает(100), 307 (V.1)rлaroля(2): Милостив и щедр (3)и праведен(4) Господь. Примси(5) к(6) человколюбию правду, да егда и правдива слышиши, (7)убоишися суда, егда(з) ли человколюбива(8) слышиши, (9)притечеши

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

отвергали физику, «поскольку природа явно непостижима» ( Diog. Laert. II 92); Аристотель свидетельствует, что они объявляли ненужной математику, поскольку она ничего не говорит о благе и зле ( Arist. Met. III 2. 996a; ср.: Ibid. XIII 3. 1078a; SSReliq. IV A 170-171). Сообщения источников об отношении К. к логике и диалектике разнятся: по одним сведениям, они целиком отвергали и эти науки, по др. сведениям - признавали логику, «поскольку она приносит пользу» ( Diog. Laert. II 92). Оба свидетельства легко совместимы: логика и диалектика признаются у К. полезными, т. е. способными служить человеку в качестве инструментов в его стремлении к личному благу, однако отвергаются как нормативные науки, претендующие на общеобязательную истинность ( D ö ring. 1998. S. 252). В той мере, в какой философ должен сообразовываться с обстоятельствами, он может пользоваться результатами любой науки и даже развивать эту науку, однако в действительности для счастливой жизни ему требуется лишь этика как наука, позволяющая «постичь смысл блага и зла» ( Diog. Laert. II 92). Учение о механизме самопознания и связанные с ним онтологические и эпистемологические концепции в этом случае закономерно оказываются отделами этики и строятся как описание и объяснение теоретических оснований практической деятельности человека. Практическая философия Уже древние авторы подчеркивали тесную связь между теоретическим учением К. о претерпеваниях как об основании истинного знания и практическим учением о наслаждении как о высшем благе (см., напр.: Sext. Adv. math. VII 199). Если истинное знание дано человеку только как знание о претерпевании, то истинным благом закономерно оказывается само претерпевание в непосредственности его переживания. Наиболее подробное изложение содержания практической философии К. предлагает Диоген Лаэртский ( Diog. Laert. II 85-93), однако нек-рые положения, приводимые им в качестве учения «подлинных» К., сохранивших верность учению Аристиппа, являются противоречащими друг другу и плохо согласуются между собой.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010