7 – не старейшин города только), ( 3Цар.21:8,11 ), Ахав имеет мужество ответить Венададу на его все возраставшие требования отказом: готовый жертвовать своим личным достоянием, он отказывается выдать принадлежащее его подданным (ст. 9). 3Цар.20:10 .  И прислал к нему Венадад сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если праха Самарийского достанет по горсти для всех людей, идущих за мною. 3Цар.20:11 .  И отвечал царь Израильский и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. 3Цар.20:12 .  Услышав это слово, Венадад, который пил вместе с царями в палатках, сказал рабам своим: осаждайте город. И они осадили город. Венадад клятвенно (о формуле клятвы ср. ( 3Цар.19:2 ) ) уничтожит Самарию с чисто восточной хвастливостью (ср. 2Цар.17:13 ): по разрушении Самарии в грудах ее развалин на каждого солдата его не достанет по горсти мусора разрушенного города. LXX (принятый текст) ошибочно прочитали евр. шеалим (от ед. ч. шоал, горсть), ср. ( Ис.40:12 ), как шуалим (от шуал – лисица, шакал) и передали вторую половину ст. 10 так: ε κποισει χος Σαμαρεας τας λπεξι παντ τ λα τος πεζος μου. Но во многих кодексах (как то: 19, 52, 55, 92, 93, 108, 158, 236, 242, 246, у Гольмеса) стоит правильно: τας δραξ. Так и блаженный Феодорит (вопр. 62) и Иосиф Флавий неправильно перефразирует образную речь Венадада, видя в ней «угрозу воздвигнуть стену гораздо более высокую, чем та, которая окружает Самарию и над которою он смеется: для того ему (Венададу) стоит лишь приказать каждому из своих солдат бросить одну горсть земли» (Иуд. Древн. VIII, 14, 2). На хвастливую речь сирийского царя Ахав отвечает (ст. 11) пословицей, имеющей (наподобие латинского изречения: ne triumpum canas ante victoriam) тот смысл, что отправляющийся в сражение ( «подпоясывающийся», т. е. мечом или вообще оружием ( Суд.18:11,16 ; 1Цар.17:39 ; 2Цар.21:16 ; 4Цар.3:21 ) не должен торжествовать, как одержавший победу и возвратившийся с поля брани ( «распоясывающийся», т. е. снимающий оружие). Этого благоразумного правила впоследствии не соблюл сам Ахав, когда, отправляясь в роковую для него битву с сирийцами, хвастался и грозил пророку Михею ( 3Цар.22:27 ). Венадад, опьяненный вином и гордостью, дает приказание осаждать город (неопределенное евр. симу, стройтесь! – LXX заменяют более определенным: ο κοδομσατε χρακα; Vulg.: circumdate civitatem, слав.: «сотворите вал»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

85. Господь Иисус Христос пред Страданиями Своими говорит: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (50, 5–6). 86. Кто из вас боится Господа, да послушает гласа Отрока Его Иисуса. Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа Иисуса Христа и утверждается в Боге (50, 10). 87. И утешит Господь избранных Своих и пустыни их соделает, яко рай Христов, радость и веселие обретут в Нем, славословие и глас хваления (51, 3). 88. Послушайте Меня, народ Мой, – говорит Спаситель, – яко закон от Мене изыдет, и суд Мой поставлю во свет для язычников (51, 4). 89. Восходят правда Моя и спасение Мое, и на мышцу Божества Моего будут уповать язычники, и спасение Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет (51, 5–6). 90. Закон Мой в сердцах людей будет. Восстани, воскресни, Иисусе Боже наш, не Ты ли еси победил гордаго диавола и расторгнул змиа древнего (51, 9). 91. Спасенные и избавленные Господом придут в Сион, Церковь Христову, с радостью и веселием вечным, над головами их веселие и хвала, и радость пребудет, отбеже болезнь и печаль и воздыхание (51, 11). 92. Облекись в силу твою, Сион, Церковь Бога жива, без серебра искуплены людие Мои, глаголет Господь, и вас ради присно имя Мое хулится во языцех (52, 5). 93. Сего ради народ Мой узнает имя Мое, поэтому узнает в тот день воплощения Сына Человеческого, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (52, 6). 94. Коль прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего блаженство, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя, Сионе, воцарится Бог твой (52, 7). 95. Голос сторожей Твоих возвысился, и все они вместе возрадуются, ибо своими глазами увидят, егда помилует Господь Сиона – Церковь Новоза ветную (52, 8). 96. И открывает Господь мышцу Свою Святую пред всеми язычниками, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего (52, 10). 97. Идите... верные, не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни! – искупленные души (52, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

87 «Смысл жизни сводится к назначению жизни для достижения абсолютно ценной цели – к тому, чтобы жизнь служила действительным средством для осуществления подобной цели» ( Александр Введенский . Условия допустимости веры в смысл жизни) (цит. по электронной версии. Адрес сайта: http://www.wco.ru/biblio/books/vveden1/Main.htm). 90 «Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своем теоретическом здании Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли» (Д. А. Леонтьев. Виктор Франкл в борьбе за смысл: Вст. ст. См. 123: 10). 92 «Эвдемонизм (греч. eudaimonia – блаженство, счастье) – методологический принцип этики, близкий Наиболее полно проявился в этических учениях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Главным критерием нравственности и основой морального поведения человека эвдемонизм считает стремление к счастью: личному – индивидуалистический, общественному – социальный эвдемонизм…» (69: 674). «Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – 1) разновидность теоретического обоснования нравственности, выводящего добро из наслаждения; 2) система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения...» (69: 115). 93 «Интенциональность – от латинского intentio – стремление) – в феноменологии – первичная смыслообразующая устремленность сознания к предмету, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация отношений…» (69: 211). 94 «Из Слова Филарета, митрополита Московского, в День воскресный и Святителя Алексия» (см. сн. 40 в 3: 375). 96 «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф. 16: 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

88. ПОЧЕМУ СВ. ПИСАНИЕ ПРИПИСЫВАЕТ БОГУ ТЕЛЕСНЫЕ ОРГАНЫ? Бог есть Дух, однако св. Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Св. Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество. 89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ? Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф 18:20). 90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА “ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА”? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная. 91. КАК ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ? Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5.7). 92. О Св. Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6:3). 93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ? Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:11). 94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ? Между лицами Св. Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Св. Дух предвечно исходит от Отца. 95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВ. ТРОИЦЫ? Три ипостаси, или лица Св. Троицы — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Св. Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

90.  Пойди и посмотри (Ин. 1. 46). 91. Мф. 28. 20. 92. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его должен продать все имение свое и купить Евангелие, чтобы не только найти Христа чтением, но чтобы принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой». Святого Петра Дамаскина, кн. 1, статья «О четвертом видении». Добротолюбие. Ч. 3. 93.  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14. 21). 94.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 95.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 96.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 46). 97. Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума». Иоанн Карпафийский. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой апостол Павел говорит: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея [Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом] (Кол. 2. 18). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его [Я видел человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него] (Притч. 26. 12). Святого Григория, гл. 128. Добротолюбие, Ч. 1. 98.  Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась (1 Ин. 2. 4–5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

90. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.» (1Ин. 3:1). Искатель Истины и загадочный ребенок Один искатель Истины услышал, что где-то далеко в горах живет мудрец. Долго он разыскивал этого мудреца, однако никак не мог его найти. Как-то раз, устав от дальней дороги, путник присел отдохнуть у чистого горного родника, подумывая уже отказаться от своих поисков. И тут на поляне среди цветов он увидел ребенка, играющего с цветами. Удивленный этой неожиданной встречей, путник спросил у ребенка: «Ты кто такой и откуда здесь?» Но тот ничего не говорил, и только улыбался. С доверчивой улыбкой он протянул искателю Истины цветок. Тот взял его в руку и в то же мгновение увидел себя ребенком, каким он был в далеком детстве, затем – юношей, затем – взрослым мужчиной, окруженным своей семьей, потом – больным и немощным стариком. Он увидел свою кончину и, в конце концов, даже свою могилу. Когда путник пришел в себя, на поляне кроме него никого не было. Тогда он соорудил себе на этом месте хижину из ветвей и остался в ней жить. Искатель Истины так и не узнал, кого же он встретил на поляне. А когда к нему приходили люди, он с улыбкой молча дарил им цветы. 91. «…Чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего…» (Еф. 4:17). Отказывайся исполнять свои желания Тот, кто снова и снова устремляется в погоню за своими желаниями, подобен человеку, который все дальше и дальше заходит в темный лес и там находит свою погибель. Тот, кто снова и снова отказывается исполнять свои желания, подобен человеку, который постепенно выходит из мрачного, дремучего леса к солнцу и свету, и там обретает свое спасение. 92. «…Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2Кор.2:16). Мертвое сердце Дом без жильцов – не живой. Сердце, не живущее Вечной Жизнью – мертвое. 93. «…Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим. 2:22). Недалеко от гибели

http://isihazm.ru/1/?id=139

90. «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто… получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.» (Пс. 23:4-5). Видеть в жизни чистоту Видеть в жизни красоту значит уже иметь ее в себе, Видеть в жизни доброе значит уже обрести доброту внутри, Видеть в жизни мудрое значит уже обладать мудростью, Видеть в жизни чистоту значит уже стяжать ее в своем сердце. 91. «…А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим.5:5). Ради чего отдать жизнь? Ради чего можно отдать свою жизнь? Ради спасения матери и отца, Ради спасения родных, Ради спасения самого себя, Ради любви к Истине. 92. «…Потому что Дух есть истина.» (1Ин. 5:6). Познай Истину Мать и отца узнаешь и в большой толпе, Любимую книгу выберешь из тысячи других книг, Счастье распознаешь и темной ночью. Познав Истину, не спутаешь ее с ее подобиями. 93. «Хранит Господь простодушных…» (Пс. 144:6). Держаться Истины Тот, кто поднимает тяжести, становится крепче, Тот, кто старается больше запомнить, становится сообразительнее, Тот, кто изгоняет из себя дурное, становится добрее, Тот, кто держится Истины, с каждым днем становится проще. 94. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.» (Пс. 33:19). Держись смирения Если у тебя в жизни что-то не ладится – держись смирения, и не ошибешься. Если тебе грозит опасность – держись смирения, и опасность исчезнет. Если твои дела зашли в тупик – Даже если перед тобою разверзнутся бездны – держись смирения, и спасешься. 95. «А входим в покой мы уверовавшие…» (Евр. 4:3). Невозможно осквернить Хорошо, что есть неизменное, вечно свободное, неоскверняемое. Хорошо, что его невозможно изменять, порабощать, осквернять. 96. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы…» (Пс. 81:6). Загадка Вперед пойдешь – оно тебя встречает, Назад отступишь – оно тебя ожидает, Вверх посмотришь – оно тебя покрывает, В себя заглянешь – оно за тобой наблюдает. 97. «Открою уста мои в притче…» (Пс. 77:2). Двое Один желает – другой приобретает,

http://isihazm.ru/1/?id=128

90 Филон Александрийский (род. около 20 г. н.э.) — писатель, автор сочинений по изложению и толкованию библейской истории. Мировоззрение Филона считалось близким христианскому. 91 Тертуллиан (150—230) — первый христианский писатель, писавший на латинском языке. Славился своей эрудицией и страстным пафосом. 92 Минуций Феликс (первая половина 3 в.) — уроженец Африки, римский адвокат, автор сочинения «Октавий», в котором остроумно отвергает обвинения, предъявленные христианству. 93 Арнобий (ум. около 330 г.) — латинский христианский писатель, автор сочинения «Adversus Gentes» в семи книгах, которое является апологией христианства. 94 Лактанций (конец 3 — начало 4 в.) — ученик Арнобия, автор «Божественных установлений» в семи книгах, написанных в защиту христианства, и многих других сочинений, написанных с той же целью. Считалось, что в слоге он подражает Цицерону. 95 Ювенк — уроженец Испании, пресвитер, излагал Евангелие и Ветхий Завет эпическим размером, используя фразеологию римских эпиков. 96 В синод. переводе: Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. 97 Об обстоятельствах этого дела достоверно ничего не известно. 98 Т. Ливий. V. 27. 99 Флор. 1; Плутарх. Пирр. 21. 100 Овидий. Метаморфозы. 4 101 Терещий. Андр. 18. 102 Цицерон. О наилучшем роде ораторов. 13–14; 23. 103 Гораций. Наука поэзии. Ст. 133–4. 104 Придирчивость; буквоедство (греч.). 105 Место неясно; вар.: продвигаюсь лишь на шаг. — Ред. 106 Для большей выразительности (греч.). 107 Здесь и далее имеется в виду не Иеронимова «Вульгата», а древний латинский перевод Библии, называемый теперь Италой. Итала, в отличие от Вульгаты Иеронима, переведена полностью с Септуагинты. 108 В синод. переводе (Зах 11:13): …высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. 109 В синод. переводе: …воззрят на Него, Которого пронзили. 110 В синод. переводе: Коща Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 111 Знатоки, искусники слова (греч.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

91 Зифеям легко было заметить местопребывание Давида. Этому могло способствовать самое положение их города, как говорит Фан-де-Фельде, обозревавший развалины и окрестности древнего Зифа. Город этот был расположен при холме, и в настоящее время носящем название Зиф. Холм этот возвышается над долиною его окружающею на 17 саж. По словам Фан-де-Фельде, с вершины этого холма Зифеи удобно могли следить за переходами Давида и его людей по горам пустыни Зиф и заметить, как он показывался вдали на холме Гахила. Лесов, которые окружали Гахилу во времена Давида, теперь уже не существуете. Опустошительная рука человека, замечает Фан-де-Фельд, лишила эту местность ее естественного украшения 92 . Убегая от Саула, Давид с холма Гахилы перешел к скале или горе пустыни Меон. Переход этот сделать легко: пустыня Меон отстоите на 3 часа пути от Хеврона на юг и таким образом не более как на 2 часа, от пустыни Зиф 93 . Но Саул и на этот раз узнал об убежище Давида и поспешил за ним в пустыню Меон, к той горе, близь которой он укрывался. По-видимому, Давиду уже невозможно было избежать руки, неумолимо его преследовавшей. Но Господь не оставил своего избранника. Священный бытописатель повествует: И шел Саул по одной стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их, тогда пришел к Саулу вестник говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида 94 . Гора пустыни Меон есть, по всей вероятности, нынешняя гора Маын, находящаяся не в дальнем расстоянии от развалин древнего Зифа. Робинзон посетил Маын и описал его. Гора имеет конусообразную форму; высота ее более 50 саж.; вершина ее опоясана развалинами какого-то древнего строения, как кажется, башни. Робинзон называет прекрасным вид, который открылся пред ним с вершины горы. На восток он мог обнять взором всю страну, лежащую между горою и Мертвым морем; на севере он увидел Хеврон с окружающею его долиною; на западе пред ним расстилалась плодоносная, полная жизни равнина с разбросанными по ней одинокими холмами; на юго-западе в получасовом расстоянии от горы поднимался небольшой горный хребет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010