Epist. 74–61 ad Pompejum. С. 4. Р. 802. Ч. 1. С. 353. Cfr. Epist. 70–57 ad Jannuar. С. 3. Р. 770. Ч. 1. С. 325. 1781 Ibid. С. 15. Р. 224. Ч. 2. С. 190. Cfr.: Epist. 73–60 ad Iubajanum. С. 4. Р. 781. Ч. 1. С. 334: «Еретические язвы, мечи и яды, развращающие истину». 1782 De unitate eccl. С. 17. Р. 226. Ч. 2. С. 191–192. Еретики – предатели веры и кафолической Церкви: Epist. 51–40 ad Cornel. С. 1. Р. 615. Ч. 1. С. 205. Они нарушают чистоту Церкви прелюбодейным учением и искажают евангельскую истину. Epist. 43–34 ad plebem. С. 4. Р. 593. Ч. 1. С. 192. 1784 Подробно об этом говорит Poschmann. См.: Die Sichtbarkeit der Kirche. S. 43–52. Но напрасно этот отдел Poschmann озаглавливает: «Die Heilsnotwendigkeit der sichtbaren Kirche». По нашему мнению, о необходимости Церкви для спасения следует говорить в связи с вопросом о святости Церкви. 1786 Epist. 69–62 ad Magnum. С. 1. Р. 749–750. Ч. 1. С. 360–361: «Если те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями, то гораздо более должно считать между язычниками и мытарями возмутителей и врагов». Cfr.: Epist. 74–61 ad Pompejum. С. 2. Р. 800. Ч. 1. С. 351; Epist. 70–57 ad Iannuar. С. 3. Р. 770. Ч. 1. С. 324–325. Cfr.: sententiae episcoporum, 11, 24, 87. Р. 442, 445–446, 461. 1787 Epist. 55–43 ad Antonianum. С. 24. Р. 642. Ч. 1. С. 234. То же самое говорит св. Киприан и о Новате. Epist. 52–42 ad Cornel. С. 1: «Как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестой Христовой, не находится в Церкви Его». Р. 617. Ч. 1. С. 212. 1788 De unitate eccl. С. 6. Р. 214. Ч. 2. С. 181. «Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, – отделяет себя от общения с Его клиром и народом». Ibid. С. 17. Р. 226. Ч. 2. С. 191. 1789 Это воззрение, конечно, не одного Киприана. Ср. изречения древнецерковных писателей, собранные у Seitz " a («Die Heilsnotwendigkeit der Kirche». S. 21–25, 83–86). Ср.: Harnack. Dogmengeschichte 4 . I. S. 423–425. 1790 На эти слова обращает внимание Böhringer и делает весьма странное замечание: «Noch aber war die altchristliche Ansicht von der Kirche nicht ganz ausgestorben». Die alte Kirche. IV. S. 957. Но едва ли есть какие-нибудь основания объявлять эти слова древнехристианским взглядом на Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

218 Ср. Schanz. Ev. Luk. s. 490. Keil. Εν. Matth. s. 440 Godet. Ev. Luk. s. 514. Meyer. Ev. Luk. s. 527, Bleeck и др. 226 Haupt. Die eschat. Aussag. s. 36–37. Resch. Aussercan. paralleltexte t. III. s. 600–602 cp. s. 607. 227 Следуя N. В. D. Min. Syr. Arm., o.o. Злат., Ирин., Илар., Амвр., также Lachm. допускал после слова ев. Матф. ορανν прибавку οδ ις. Rinck считает их вставкой из Мк.13:32 . Во времена бл. Иеронима и Амвросия некоторые кодексы имели эти слова, но в древних греческих, особенно оригенисгических рукописях они отсутствовали; во времена Ария они находились, по мнению Блекка, только у ев. Марка. Очень возможно, что в ев. Матф, этих слов сначала не было и вошли они в некоторые рукописи из ев. Марка. Ср. Meyer. Ev. Matth. s. 476–477. Schanz. Ev. Matth. s. 487. Bleeck. Synopt. Erklär. s. 383. 228 Ueteres graeci codices non habent quod nec filius scit. Sed non mirum, si et hoc falsarunt, qui scriptura interpolavere divinas. De fide lib. 5, cap. XVI, col. 688. Migne t.XVI. 237 Olshausen. Bibl. Comment s. 903–904. В. Weiss. Das Matthäusevang. s. 519 и anmerck 1. cp. Das Leben Jesu. s. 485 anmerck. Также Weiffenbach, Wendt, Keim и др. 242 Реш (см. Aussercan. paralleltext. Ph. III. s. 604) отрицает эту зависимость, но думает, что в данном случае ев. Лука пользовался каким-то доканоническим евангельским источником и таким образом признает данный отдел подлинным. 245 См. Baldensperger. Das Selbstbewüsstsein Jesu s. 143 cp. s. 78–79. Noltzmann. N. T. Theol. s. 79 cp. s. 334–336. Schürer. Gesch. d. Jud. Volk. zw. B. s. 502–503. 246 Baldensperger. Das Selbstbew. Jesu s. 143–146 cp. s. 73. Cp. Schürer. Gesch. d. Jud. Volk. s. 534–535. 249 Параллели Талмуда в изобилии представил А. Wünsehe см. его Neue Beitrage zur Eaklär. d. Evang. aus Talmud und Midrasch s. 299–313. cp. s. 403–404. s 485. См. также Berthold. Christologia p. 42–54. 250 Проф. H. Глубоковский. Благовестие св. апостола Павла. Христ. Чт. 1900 г., кн. 6 стр. 953–955. Что же касается собственно раввинской письменности (Талмуд), то по мнению Дальмана, к которому присоединяется и проф. Н. Глубоковский , и ее нельзя совершенно игнорировать при изучении этого периода в жизни Израиля. Хотя в раввинизме и были различные изменения, но они не доходили до отрицания религиозных начал, сложившихся задолго до христианской эры. Jbid. стр. 954 прим. 439.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

2122 См. 6-й отв. Феодора Вальсамона на вопросы Александрийского патриарха Марка, – Leunclav., t. I, р. 365. 2123 Ibid. Ср. последний из ответов, усвояемых Иоанну, еп. Китрскому, на вопросы Константина Кавасилы, – Σντ. V, 419–420; Leunclav., t. I, р. 334–5. Автор ответа, чрез сто лет после издания новеллы Алексея Комнина, подобно Вадьсамону, целиком повторяет ее определения. 2124 По крайней мере, это нужно сказать о восточной половине христианского мира, где уже по свидетельствам, идущим из II в., в особую группу лиц, находившихся на попечении церкви, безразлично включали как вдовиц, так и девственниц (см. посл. св. Игнатия Богоносца к Смирнян. гл. 13, – русск. перев. свящ. Преображенского в «Пис. мужей апост.», стр. 424, М. 1860), и даже, по-видимому, с предпочтением последних. Так можно заключать из предписания «Апостольских Постановлений», чтобы в диаконисы (которые обычно избирались именно из обрекших себя на всегдашнее безбрачие лиц, живших на церковном попечении) избиралась «дева чистая или, по крайней мере, хоть вдова от первого брака» (Const. ар. lib. VI, с. 17, – Pitra, juris eccles. graec. hist. etmon. t. I, p. 325). На западе, наоборот, судя по свидетельству Тертуллиана (De veland. virg. с. 9), причисление юных девственниц к разряду церковных вдов (in viduitatu) не сразу было допущено, и сам названный церковный писатель, упомянувши о принятии в этот разряд 20-летней девицы, признает необходимым настаивать, чтобы впредь не было в церкви «такого чуда, чтобы не сказать – чудовища» (miraculum, ne dixerim monstrum). Впоследствии, впрочем, и практика западной церкви в этом отношении приблизилась к восточной. (К сказанному см. Маслова – «Диаконисы древней церкви», стр. 14–17. СПБ. 1862). 2125 Порядок причисления к разряду девственниц (τ τγμα τν παρϑνων) описан в 18 пр. св. Василия В. Девственницей, по разъяснению св. отца, «именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочетшая жити во освящении (τν ν γιασμ βον προτιμσασα). Обеты же тогда признаем действительными, когда возраст достиг совершенного разума: ибо детские слова в сем деле не подобает почитати совершенно твердыми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

334 См. его труды: The Church in Roman Empire before A . D. 170 St. Paul the Traveller and the Roman Citizen. 336 Lukas der ftrzt, S. 73. Prof. James Moffatt, An Introduction, p. 311: „Such phenomena (cases of desplacement due to со iyists) taken together with the fact that by the midil le of the second century (i. e. within fifty years of its compeo, sition) divergent recensions of the text were current, might suggest thaf Luke did not publish the book himself, whMelhe roughnesses of the extant text, which have set correctors early at work, prompt the conjecture that the author did not mange to revise his δεδτερος Λγος for purposes of publication». 337 См. у Semler, J. J. Wetstenii libelli ad crisin atque interpretationem Novi Testamenti, Halis 1766, p. 8: „Clericus jam olim, nomine Critobuli Hierapolitani usus, fere fuit in haesententia, Lucam bis edidisse Actus. Nec Hemsterhusius alienus fuit ab hac sententia, forte bis Apostolus quaedam scripsisse». 338 Die zwiefache Textüberlieferung in der Aposteigeschichte в „Studien und Kritiken» 1884, 1, S. 86–119. De duplici forma Actorum в „Hermathena» XXI, p. 121 – 143. Ueber die verschiedenen Textformen in den Schriften des Lukas в „Neue Kirchliche Zeitschrift» 1895, IX, S. 712 – 725. Neue Textzeugen für die Aposteigeschichte в „Studien und Kritiken» 7896, 111, S. 436–471. Acta Apostolorum sive Lucae ad Theophilum lieber alter: editio philological apparatu critico, commentario perpetuo, indice verborum illustrata, Göttingen 1895. Acta Apostolorum sive Lucae ad Theophilum liber alter: secundum formam quae videtur Romanam, Lipsiae 1896. Philology of the Gospels, London 1898. Zu den zwei Texten der Aposteigeschichte в „Studien und Kritiken“ 1900, I, S. 5 – 28. О движении этого вопроса см. у Prof. Otto Zockler в “DerBeweis des Glaubens» 1896, S. 438 ff.; 1898, I, S. 28–35; Pastor Ferdinand Graefe, Die Doppelausgabe der Schriften des Lukas: Sonderabdruck aus der Kirchlichen Monatsschrift в Hefte für evangelische Weltanschauung und christliche Erkentnis, I. Serie, Nr. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

332 В каждом поколении и с любой стране случается, что жёны предают собственных мужей. В СССР бывали случаи, когда жёны доносили на мужей-диссидентов в органы госбезопасности. 333 Во что без этих устоев превращается общество, хорошо написал Виктор Астафьев: «Как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья… В династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи развалилось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми» (Астафьев В. Печальный детектив, 1986). 334 О цитировании и интерпретации Мих.7:6 в Евангелиях (а также в раввинистической литературе) см., напр.: Grelot P. Michée 7, 6 dans les évangiles et dans la littérature rabbinique. Bib 67 (1986). P. 363–377. 336 Вот ещё одна цитата из Астафьева: «Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишки, до того места, где преет, зреет, набирается вони и отращивает клыки спрятавшийся под покровом человеческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий зверь. А на Руси Великой зверь в человеческом облике бывает не просто зверем, но звериной, и рождается он чаще всего покорностью нашей, безответственностью, безалаберностью, желанием избранных, точнее, самих себя зачисливших в избранные, жить лучше, сытей ближних своих, выделиться среди них, выщелкнуться, но чаще всего – жить, будто по речке плыть» (Астафьев В. Ibid). В наше время этот симптом проявляется всё явственней. Вот свежий пример. В январские дни 2021 года, после неудачного штурма конгресса США сторонниками Трампа, ФБР объявило вознаграждение всем, кто опознает на фотографиях штурмовавших – и американские подростки и переростки кинулись опознавать и сдавать госбезопасности родных отцов и матерей за вознаграждение в 2000 долларов. Самопожирание человечества, о котором в прошлом поколении пророчески писал Астафьев, стремительно набирает обороты. А с появлением коронавируса самоуничтожение человеческой популяции приняло такое ускорение, что без вмешательства Вседержителя его уже нельзя остановить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

— … лет десять назад — Это было тогда во всех газетах. — В газетах сообщений о подобном случае не найдено. Высказывается предположение (см.: XII, 361), что мотив обваренной ручки ребенка, присутствующий в разных вариантах в подготовительных материалах к «Бесам» (XI, 275), черновых материалах к «Подростку» (XVI, 346) и очерке «Среда» («Дневник писателя» за 1873 г.), восходит к «Былому и думам» А. И. Герцена, где в разделе, посвящением периоду новгородской ссылки (ч. IV, гл. 27), рассказывается: «Горничная жены пензенского жандармского полковника несла чайник, полный кипятком, дитя ее барыни, бежавши, наткнулся на горничную, и та пролила кипяток; ребенок был обварен. Барыня, чтоб отомстить той же монетой, велела привести ребенка горничной и обварила ему руку из самовара…» ( Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 9. С. 86). 332 …заберется интересная, симпатичная девица в укромный уголок — невозможно судить, а даже надо подписку сделать. — Достоевский иронизирует над оправдательным вердиктом присяжных заседателей по делу шестнадцатилетней дочери придворного лакея Богомоловой, обвинявшейся в том, что 1 ноября 1875 г. она убила новорожденного младенца. На суде, состоявшемся 19 марта 1876 г. в Москве, Богомолова дала показания, которые иронически пересказывает Достоевский. 333 …если б ребенок развивался только посредством научных пособий и научных игр и узнавал мироведение через «утку»…— Ср. с. 10, 26, 436–437. 334 Вышвырок — что-либо негодное, выброшенное, дрянь. Употребление здесь и ниже этого слова связано с фразой: «Швыряют даже из окон…» (см. с. 177). 335 …«если простить им, так простят ли они?» — Эта формулировка, возможно, является реминисценцией евангельского текста: «И прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим» (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 12). 336 …ужасно многие из вышедших из этого «здания» выйдут именно с жаждой почтенности — многое будет не совсем приглядно, хотя и в высшей степени честно. — Рассуждение о «жажде буржуазного, данного порядка» у питомцев Воспитательного дома было, очевидно, подсказано Достоевскому воспоминаниями о полицейском надзирателе Жавере из романа В. Гюго «Отверженные». Родившись в тюрьме от гадалки, чей муж был сослан на каторгу, Жавер становится ревностным и бескомпромиссным охранителем устоев буржуазного общества («Отверженные», ч. I, кн. 5, гл. 5). 337

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

111 Evangelium secundum Lucam, XVI, 1–9. ( " Ауйтгп – любовь (грен.). Агапы – братские трапезы у ранних христиан. – Ред.) 112 Ibid., XVIII, 1–6. (Прбиокх – провидёние (греч.) – Ред.) Например, De divinis nominibus, I, § 8, PG III, col. 597 В-С. 116 Нелишне напомнить, что древние обозначения «знака» – ebpeй-I кое " oth, греческое ormeTov и латинское signum – все без исключения обозначают также боевые воинские значки армий и подразделений, которые заменяли той эпохе знамена. 120 См.: Demougeot Е. «Paganus», Mithra et Tertullien//Studia Pa-tristica IIÏ Papers presented to the Third International Conference on Patristic Studies (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 78). Berlin, 1961. S. 354–365. 121 При описании предательства Иуды Евангелия неоднократно употребляют слово otjieTov (в Вульгате «signum»); например, Evangelium secundum Matthaeum, XXVI, 48; Evangelium secundum Marcum, XIV, 44. 123 Характерно уже само библейское понимание «чуда» не столько как «чуда» или «дива» (богица, miraculum – «достойное удивления»), сколько как «знака» и «знамения» ( " oth, ornielov, signum), то есть символической формы откровения. Если за Сатаной и его посланцами (магами, лжепророками, Антихристом) признается способность творить чудеса, то чудеса эти расцениваются как ложные, и притом ложные постольку, поскольку ложно содержание, знаками и знамениями которого они выступают. Ложные чудеса ложны в своем качестве текста; только некое утверждение может быть ложным или истинным. Вопрос об истинности чуда обнажает его семиотичность. 127 Ср. Casel О. De philosophorum Graecorum silentio mystico. Giessen, 1919; F. Heiler. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961. S. 334–339, 467–468 u. а.; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 321–337; 463–528; Зализняк А. А., Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. О возможностях структурно-типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем//Структурно-типологические исследования. М., 1962. С. 134–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В комментарии на Евангелие от Иоанна, рассматривая Ин 5: 39 («Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне») Ориген утверждает, что запечатанная книга символизирует «все Писание» в его единстве ( πσα γραφ – Comm, in Ev. Joannis 5.6). Этим подтверждается, что Христос предызображен во всех книгах Писания. И здесь Ориген вводит новый аспект толкования книги, который оказал существенное влияние на последующую традицию интерпретации этого образа: как запечатанная книга написана «внутри и отвне», так и Писание имеет два смысла – открытый для всех буквальный и внутренний духовный. Соответственно Христос является «ключом» для понимания сокровенного духовного смысла 332 . Сщмч. Викторин Петавийский (ум. 304) в комментарии на Апокалипсис также говорит, что запечатанная книга «обозначает Ветхий Завет » (liber hic Vetus Testamentum significat… 333 ). Однако далее, обращая внимание на само слово «завет», св. Викторин развивает свое толкование: он поясняет, что книга Откр 5есть «завещание» Христа (testamentum; подробнее см. ниже). Свт. Иларий Пиктавийский (315–367) в начале комментария на Псалмы также использует образ запечатанной книги для выражения своей мысли невозможности постижения смысла Псалмов вне Христа. Для св. Илария Христос является «ключом Давидовым» ( Откр 3: 7 ) в смысле «ключа к пониманию Псалмов Давида», и он подтверждает это ссылкой на Откр 5: 1–10 : «Этот свиток, написанный внутри и отвне, содержит в одном и прошлое и будущее…» 334 По его мнению, плач Иоанна обозначает невозможность понимания слов свитка. Но именно Христос открывает свиток, «поскольку только Он таинством Своего воплощения раскрыл те семь печатей». Св. Иларий цитирует Откр 5: 1–5 в одном ряду с Ис 29: 11 , Лк 11: 52 и Откр 3: 7 , чтобы обосновать христологическое толкование Псалмов. Подобное понимание есть и у свт. Амвросия Медиоланского (334/40–397). Он сопоставляет Пс 118: 13 («устами моими возвещал я все суды уст Твоих») с изречением Пс 35: 7 («судьбы Твои – бездна великая»). Св. Амвросий снимает противоречие между высказываниями Псалмов, приводя Откр 5:1–10 и делая вывод, что бездна судеб Божиих становится понятной во Христе и через Него может быть возвещена 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

О взаимоотношениях Иакова с Двенадцатью и с Иисусом см. первое примечание в конце этого раздела. 321 Гал. 2:12. 322 Мк. 6:3; Мф. 13:55; Ин. 7:5. 323 Мк. 6:4; Мф. 13:57; Лк. 4:24; Ин. 4:44. 324 Деян. 1:13; см. 1 Кор. 9:5. 325 1 Кор. 15:7: πειτα φθη ακβω. 326 Этот фрагмент сохранился в работе Иеронима De vir. ill., 2. См. также Hilgenfeld, Nov. Test, extra can. rec. IV, 17, 29.; Nicholson, The Gospel according to the Hebrews (1879), pp. 63 sqq. 327 Я согласен с мнением Креднера и Лайтфута, что здесь следует читать Dominus вместо Domini, поскольку в греческом переводе стоит κριος. Контекст указывает на то, что отправной точкой клятвы Иакова следует считать не тайную вечерю, а смерть Господа. См. Lightfoot, Ер. to the Gal., p. 266. Если же согласиться с прочтением «Лога qua biberat calicem Domini», то автор «Евангелия евреев», вероятно, считал этого Иакова и Иакова Алфеева одним и тем же человеком или полагал, что на вечере Господней присутствовали не только двенадцать апостолов. Но оба эти предположения неверны. Сразу после процитированных слов Иаков назван «Праведным». Григорий Турский (Hist. Franco–rum, I. 21), пересказывая эту историю, добавляет, следуя греческому преданию: « Hic est Jacobus Justus, quem fratrem Domini nuncupant pro eo quod Josephi fuerit filius ex alia uxore progenitus». См. Nicholson, p. 64. 328 «Радоваться», χαρειν, Деян. 15:23 и Иак. 1:1, вместо обычного христианского χρις και ειρνη. 329 1 Кор. 9:5. 330 Иосиф именует Иакова «братом Иисуса, называемого Христом» (τν δελφν Ιησο το λεγομνου Χριστο, Ικωβος νομα ατω), но некоторые критики (Лерднер, Креднер и др.) считают, что эти слова вставлены в текст христианами. 331 Неандер, Эвальд и Ренан отдают предпочтение дате Иосифа Флавия. Но если верить сочинениям Псевдо–Климента, Иаков погиб позже Петра. 332 См. ниже Примечание II. 333 Гал. 2:12. Трудно сказать, в какой мере безымянные посланники из Иерусалима, пытавшиеся давить на Павла и Варнаву в Антиохии, выражали мнение Иакова; но, как явствует из Гал. 2:9 и Книги Деяний, Иаков понимал, что Бог дал Павлу особую благодать и успех в обращении язычников и что не следует принимать сторону противников Павла. 334

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

ultmann R. Der religionsgeshichtliche Hintergrund des Prologs zum Johannesevangelium. 23 Обзор научной дискуссии по данному вопросу см. в: Brown R. E. The Gospel according to John (I–XII). P. 21–23. См. также: Keener C. S. The Gospel of John. Vol. 2. P. 334–337. 24 Так например, некоторые ученые видят в основе Евангелия от Иоанна некий «до-иоаннов источник», с которым сначала работал Евангелист, а затем последующие редакторы. Во всем прологе принадлежащими к этому источнику объявляют лишь стихи 6–7, которые при этом переиначиваются следующим образом: «Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы все уверовали через него». Именно такой текст якобы принадлежал последователям Иоанна Крестителя: Иоанн-Евангелист добавил к нему «анти-крестителевы коррективы», а последующие редакторы расширили его до его настоящего вида. См.: Fortna R. T. The Fourth Gospel and Its Predecessor. P. 15–23. Вся эта «реконструкция» базируется на измышлениях Бультмана, не имеющих никаких подтверждений ни в рукописной традиции, ни в каких-либо иных источниках. 25 См., в частности: Dodd C. H. The Interpretation of the Fourth Gospel. P. 10–55 (параллели между Евангелием от Иоанна и герметической литературой), 74–96 (раввинистическая литература), 97–114 (гностицизм); Ashton J. The Gospel of John and Christian Origins. P. 57–74 (Кумран и ессеи); Evans C. A. Word and Glogy. P. 47–76 (гностические и герметические параллели), 114–134 (таргумы и мидраши). 27 См., например: Calme P. Th. L’Evangile selon saint Jean. P. 143–144; Brown R. E. The Gospel according to John (I–XII). P. 20–21; Barker M. King of the Jews. P. 161. 34 См.: Bernard J. H. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to St. John. Vol. 1. P. 35 Borgen P. Philo, John and Paul. P. 76–80. Ср.: Borgen P. Logos Was the True Light. P. 109–113. 45 Филон Александрийский. Вопросы на книгу Бытия 2, 62 (Les œuvres completes. T. 33); Фрагменты  (Opera Omnia. Vol. 5. P. 175). 56 Под «литературой Премудрости» понимаются семь библейских книг: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова (последние две не включены в еврейский канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010