Следы смешения в понятия Ангелов Хранителей с покровительствующими нам святыми угодниками Божиими видны в словах Оригена , будто в небесном чине Ангелов Хранителей находятся и души пророков 440 , а за тем и у Иеронима – в предположении, будто Ангелами Хранителями бывают иногда и души св. мужей, достигших совершенства ангельского 441 . Напротив сего в писаниях Св. Отцов особенно должно быть примечательно, в отношении к нашему предмету, то, что они не только со всею строгостью изъясняли понятие об Ангелах Хранителях в значении лиц мира высшего, мира духов ангельских, но старались даже определительно разрешить вопрос: которым из девяти чинов ангельских в особенности назначено от Бога проходить служение хранителей и быть руководителями и защитниками верующих? Довольно, если припомнить здесь три мнения, относящиеся к разрешению сего вопроса: 1) Одни полагали, что хранителями человеков поставляются от Бога Ангелы, принадлежащие к низшей степени небесной иерархии 442 . 2) Другие, на основании книги Товита, утверждали, что к тем, кои должны наследовать спасение, посылаются от Бога Ангелы, предстоящие пред славою Божиею и возносящие к Богу молитвы молящихся ( Тов.12:15–18 ) 443 . 3) Иные, знаменитейшие из отцов 4 и 5 века, о степени в небесной иерархии и достоинстве Ангелов, посылаемых от Бога в служение за хотящих наследовать спасение, заключали по соображению достоинства и значения самих охраняемых; а потому не ограничивались, ни степенью низших Ангелов, ни степенью высших, когда рассуждали об Ангелах Хранителях, но, по различию охраняемых, видели и в хранителях Ангелов различных степеней и достоинств 444 . III. Отношения к нам Ангелов Хранителей Чем твёрже и решительнее удостоверяемся, на основании изречений Св. Писания, об отрадной для нашего сердца истине, что действительно есть при каждом из нас Ангел Хранитель; тем ощутительнее становится желание ближе узнать сих светлых спутников нашей жизни, и подробнее объяснить для себя самые отношения, в каких, по устроению Любви небесной, они поставлены к человеку, идущему путём жизни земной в жизнь другую. Способ раскрытия сих отношений

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ученый выделяет мироотвергающие и мироутверждающие движения, реагирующие по-разному на процесс рационализации общества. Первые возникают, реагируя на проявляющиеся в результате рационализации общества кризисы общества. Они стараются убежать от существующего миропорядка путем создания альтернативного мира и сообщества. Вторые возникают в результате неравномерного распределения ресурсов в обществе, но, в отличие от первых, они «празднуют общество в том виде, в каком оно является миру» и предлагают населению рецепты и услуги по обретению отсутствующих благ: силы, статуса, персональной привлекательности, межличностных компетенций, здоровья, богатства и т.д. Интересно, что описание Уоллисом мироотрицающих движений очень сильно напоминает характеристики типа сект и культов в концепции Старка и Бэинбриджа, а описание мироутверждающих движений по всем ключевым характеристикам совпаает с типом клиентурных культов концепции тех же ученых. В 1984 г. Уоллис развивает свою теорию, корректирует наименование обоих типов движений, представляя их как мироотвергающие новые религии и мироутверждающие новые религии, а также добавляет третий тип «приспосабливающихся к миру новых религий». Однако он не выделяет специфических причин их возникновения 443 . Дик Энтони и Томас Роббинс в этом же году предположили, что причиной возникновения НРД является повсеместно развивающаяся в современном обществе релятивизация норм морали и нравственности. Молодежь ищет спасения от моральной неопределенности жизни либо в жестко детерминированном моральном абсолютизме христианских сект, четко определяющем «добро» и «зло» и нормы поведения, либо в «монистическом мистицизме» восточных культов, заявляющих о всеобщей иллюзорности бытия, в том числе любых противопоставлений «хороших» и «плохих» модусов поведения 444 . Саид Арджоманд в 1986 г. выделяет пять основных процессов социальных изменений, протекающих в традиционно исламских обществах и влияющих на возникновение всевозможных движений обновления и реформирования ислама : 1) интеграция в международную систему, в том числе под влиянием западного колониализма и работы христианских миссионеров; 2) развитие транспортных путей сообщения, коммуникаций, СМИ; 3) урбанизация; 4) распространение грамотности и увеличение уровня образования населения; 5) увеличение уровня участия широких масс населения в политических процессах общества 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

…европейская дипломатия во многом стала поперек нашей дороги с самого начала войны, лишив нас помощи естественных союзников наших… — Под «европейской дипломатией» подразумевается дипломатия австро-венгерская, а под «естественными союзниками» — Сербия, Румыния и отчасти Черногория. 440 …лишив нас даже настоящих дорог наших в Турцию. — В вопросе о дорогах в Турцию Достоевский пользуется сведениями, собранными и прокомментированными газетой «Новое время» (1877. 1 (13) июля. 7 (19) июля. 14 (26) авг. 441 В Европе открылся, наконец, заговор целых шаек чтоб броситься внезапно в тыл нашей армии. — Под «Европой» подразумеваются Австро-Венгрия и Англия, под «шайками» — группы волонтеров, концентрировавшиеся в Венгрии для вторжения в Румынию. В сентябре 1877 г. сведения об этом «заговоре» и его вдохновителях, соображения и комментарии по поводу его военно-политического значения и т. п. регулярно появлялись в западноевропейской и русской печати. (См., например: Нов. время. 1877. 18 (30) сент. 19 сент. (1 окт.). 23 сент. (5 окт.). 24 сент. (6 окт.). 442 …там состряпали недавно и заем для турок, в огромный ущерб своему карману… — Речь идет об английском займе для Турции, о чем сообщали русские газеты (см.: Нов. время. 1877. 3 (15) авг. 16 (28) авг. 12 (24) сент. 18 (30) сент. 443 И это — когда открыт даже правильный заговор между самими правителями Турции с целью истребить болгар всех до единого? — Достоевский опирается на информацию «Московских ведомостей» и «Нового времени». В первой из них сообщалось: «В настоящее время оказывается, что опустошение, разорение дотла всей покидаемой турецкими войсками местности и повальное избиение поселенных в ней христиан составляет вовсе не новое доказательство необузданности сопровождающих турецкую армию иррегулярных шаек, а вполне обдуманную турками систему, в исполнении которой участвуют так же усердно регулярные, как и иррегулярные турецкие войска. Цель этой системы двоякая: во-первых, совершенным разорением местности затруднить движение по ней русских; во-вторых, избиением христиан напугать спешащие на освобождение их русские войска» (Моск. ведомости. 1877. 5 июля. Этой газете вторило «Новое время» (1877. 12 (24) июля. «…само турецкое правительство решилось, уступая Болгарию русским, — превратить ее в пустыню». 444

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

    441 О стычке в окрестностях Диррахия рассказывается также у Ордерика Виталия (Ord., Vit., VII, р. 520). Имеют ли оба историка в виду одно и то же сражение, решить трудно.     442 Dölger, Regesten..., 1074 (октябрь 1081 г.).     443 Согласно Вильгельму Апулийскому (GuiL, Ар., IV, 361—365) и Малатерре (Malat., III, 27), византийское войско подошло к Диррахию накануне сражения и расположилось недалеко от города.     444 То, что Алексей прибыл к Диррахию в октябре 1081 г., подтверждается также свидетельствами Малатерры (Malat., III, 26) и Ордерика Виталия (Ord. Vit., VIII, 4). Однако из-за путаницы в хронологии событий в «Алексиаде» (см. прим. 430) вопрос о времени битвы за Диррахий вызвал разногласия среди исследователей. Вкратце напомним последовательность событий в рассказе Анны.    Роберт высадился на материке в июне 1081 г. (IV, 1, стр. 140). Алексей, получив письмо Георгия Палеолога, просит помощи у турок и венецианцев; последние высылают флот и одерживают победу над морскими силами Роберта (IV, 2, стр. 143) осенью 1081 г. (см. прим. 425). Зимой (108182 г.) Роберт воздерживается от выхода в море, а весной ромейский и венецианский флоты наносят ему поражение. Наступает лето 1082 г. (IV, 3, стр. 145). Сразу же после этого Анна сообщает, что в августе 4-го индикта (т. е. 1081 г.!) Алексей вышел из Константинополя и 15 октября 5-го индикта (т. е. в том же году) подошел к Диррахию, а 18 октября вступил в бой с Робертом (см. ниже, IV, 6, стр. 150). Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 407 sq.), принимающая на веру все сообщаемое Анной, считает необходимым исправить как ошибку переписчика επινεμσεως πμπτης (5-й индикт) на επινεμσεως εκτης (6-й индикт; IV, 6, стр. 150) и, таким образом, стремится доказать, что рассказ Анны выдержан в хронологической последовательности, что борьба за Диррахий была в 1082 г., а вторая битва с венецианским флотом действительно имела место в первой половине 1082 г. К этому же времени она относит стоянку кораблей Роберта на р. Гликис. Однако с точкой зрения Дж. Баклер нельзя согласиться по следующим соображениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

христианство провозглашается в качестве religio licita. Все это показывает, что указ такого содержания не мог быть издан Антониной Пием, человеком языческого образа мыслей, не показывавшим горячих симпатий к христианству. В таком тоне мог писать только разве христианский император, вроде Константина Великого. По всей вероятности, Иустину этот указ не был известен, он приложен к концу его апологии какой-либо позднейшей рукой (рассматриваемый указ известен с именем указа: «К азийскому совету»). В настоящее время подлинность указа признает, кажется, лишь один Визелер (Die Christenverfolg. der Casaren. S. 18—19), который, нужно сказать, часто является недостаточно критичным в своих взглядах. 428 Ириней. Против ересей. IV, 30. 429 Philosophumena (Refutatio omnium haeresium) IX, cap. 12. Изд. Duncker " a, 1859. Здесь же упоминается и о некоторых христианах, находившихся на службе при дворе, например Карпофоре, Гиацинте. 430 Евсевий, V, 21. 431 Ibid. 432 Сведения об этих оракулах можно найти в издании: Oracula Sibyllina, сделанном Friedlieb " oM, в предисловии; в статье Dechent " ä Character und Geschichte der altchristl. Sibyllenschriften(Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1878. Bd. II. S. 481—509); в сочинении Keim " ä Rom und das Christenthum. S. 495—498); в статье Reuss " ä Herz., Encycl., Bd. XIV. Leipz., 1884. 433 Кейм (S. 495—496) считает Oracula Sibyllina «тонким обманом» и прибавляет, что этот «великий обман сделался, однако же, силой для христианства». Но такой приговор слишком строг. Справедливо замечает Dechent, что «древние не так строго смотрели на подобного рода фальсификацию, как смотрят в наше время; на что смотрят в XIX веке как на неловкую и неуклюжую мистификацию, на это самое в древности, преимущественно на Востоке, смотрели как на особый вид литературной формы» (S. 484). Христианские сивиллисты тем более заслуживают извинения, что они нашли готовую литературу оракулов у иудеев и, очень вероятно, искренно верили в их древнеязыческое происхождение; об этом хорошо знает и Кейм. 434 Впрочем, по мнению Friedlieb " a, восьмая книга возникла в самом конце II века (S. LIV, Einleit). 435 Orac. Sibyllina, V. Vers. 484—503. 436 Orac. Sibyllina, VIII. Vers. 37—48. 437 Orac. Sibyl. Lib. VIII. Vers. 50—53; 71; 81—3; 86—7. 438 Orac. Sibyl. Lib. V, 420 и т. д. 439 I Аполог., гл. 2. 440 I Аполог., гл. 5 и 6. 441 Spartianus. Vita Severi, cap. 12, 18 (В Hist. Augusta). 442 Ibid., cap. 18. 443 Aube. Les Chretiens dans l " empire Romain. P. 62. 444 Gorres. Das Christenthum und der Romische Staat zur Zeit des Septirnius Severus. S. 275 (Jahrbuch. fur protest. Theologie, 1878, 2). 445 Ibid. S. 277. 446 Spart. Severus. Cap. 17. 447 Tertullianus. Ad Scapulam, cap. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

443. Светлейшему Тимофею. Хотя Херимон, этот, как писал ты, приспешник Евсевия, поощряемый сообществом с ним, с неистовством предается всякому пороку, не знает веры, но, не боясь неправды, злоупотребляет клятвами (мирится и остается скрытным врагом, заключает и нарушает договоры, клянется и клятвы обращает в повод к обману), однако же рукоплещущий этому, по суду моему, и теперь на себя навлекает виновность в этих злых делах, а в последствии понесет большую часть наказания. 444. Пресвитеру Павлу. Для священнодействующего украшение добродетели — богатство, целомудрие — услаждение, довольство малым — утеха, успех подчиненных в добродетели — веселие. Если же кто, водясь правилами, противными сему, хвалится именем священства — то он не священ и не достоин права начальства. 445. Пресвитеру Мартирию. Об арианах и евномианах. Если изображающий Божественное рождение будет соображаться во всем с человеческими страстями (что и выговорить непозволительно), то в праве он услышать: «Если тебе воображается страсть при рождении, то мне — и при творении; ибо и творимое (если буду я соображаться с немощными человеческими помыслами) творится не бесстрастно. А если боголепно принимать будешь приличное чистейшей Сущности и оставишь в стороне все, ей не свойственное, то должен будешь представить в уме (если здрав твой рассудок), что, поскольку так рождает смертный, то иначе рождает Бессмертный, как и, творя, один творит с трудом, а другой без труда». Сие–то представив мысленно, многоочитый ум, став как бы боговдохновенным, отлагая в сторону все земные образы, справедливо наименовал Сына сиянием славы и образом Ипостаси Отчей (Евр.1:3), одним указав на совечность, а другим — на ипостасность. Поскольку первое в иных, может быть, породило бы не ипостасное представление, то вторым начертал Апостол творческую Ипостась Ипостасей. 446. Ему же. Ты, сколько видно, не обращаешь внимания на то, что бывает и ныне, и потому предложил вопрос: по какой причине, когда Дарий Мидянин поставил трех чиновников (а одним из них был и Даниил) начальствовать над поставленными им же князьями, Писание, вместо того, чтобы сравнивать Даниила только с равными, сравнило его и с гораздо низшими? Ибо превосходства над состоящими в том же чине, говорил ты, достаточно было, чтобы показать превосходство и над подчиненными. Теперь же Писание говорит: и бе Даниил над чиновниками и князьями (Дан.6:5), то есть оказался премудрее и способнее к управлению не только двоих высших, но и следующих за ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

431. Ср.: Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 28. 432. Herodoti Historiae VII, 143. 433. Platonis Respublica 479atonis Respublica 479 b.. 434. Lycophronis Alexandra 276. 435. Ibid. 143. 436. Ibid. 1440-1443. 437. Ibid. 5-8. 438. Cp.: Papini Stati P. Silvae V, 3, 157; dementis Alexandrini Stromata V, 50, 1. 439. Riemschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus deremschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus der byzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.yzantinistischen Arbeit der DDR. I.emschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus deremschneider M. Der Stil des Nonnos//Aus der byzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.yzantinistischen Arbeit der DDR. I. Berlin, 1957. S. 46.erlin, 1957. S. 46. 440. Христианское чтение. 1914. Май. С. 555—580. 441. Достаточных оснований отождествить его с епископом Нонном, обратившим танцовщицу Пелагию, или с приятелем Синесия и отцом юноши, для которого Синесий написал рекомендательное письмо, не существует. Некая анонимность вообще присуща посмертной судьбе Нонна; не все рукописи его были надписаны его именем, так что не все его читатели в позднеантичную эпоху знали о его авторстве. 442. Ср.: Тарн В. Эллинистическая М., 1949. С. 190. 443. Уроженцами Хеммиса были: Трифиодор, автор поэмы «Взятое Илиона» (см.: Памятники поздней античной поэзии и прозы II—IV века. М., 1964. С. 56—61); Кир Панополитанский и Пампрепий; наконец, Гораполлон, знаменитый толкователь египетской символики. Уроженцем города Копта был Христодор Коптийский, автор описания статуй в Зевксипповом гимнасии, образующего собой вторую книгу Палатинской антологии (см.: Памятники византойской литературы IV—IX веков. М., 1968. С. 138—141). Уроженцами египетских Фив были Олимпиодор и Христодор Фиванский. Ср.: Cameron А. Claudian. Poetry and Propaganda at the Court of Honorius. Oxford, 1970. P. 4—5. 444. Eunapii Vitae sophistarum X, 7, 12.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

17 .1. Следовательно, Пифагор (или любой другой член пифагорейского братства 443 и его защитник, для которого слова Учителя являются законом) скажет, что наилучшее состоит в том, чтобы иметь от природы ум, годный для любого дела, т.е. ум в действительности, т.е. ум риторический и ум поэтический – пусть бы он и не достигал во всех них последних вершин. В наш мир уже приходили такие люди, наделенные такими способностями, проникнутые величием, наделенные внутренним знанием: люди – не нуждавшиеся в обучении, люди – становившиеся сами образцами для подражания в своих искусствах. 2. Но, конечно же, большинству людей не выпала сия благая судьба, некоторые же весьма далеки от нее: это умы в возможности. Такие умы в возможности – одни больше, другие меньше, одни ближе, другие дальше находящиеся от цели – ведомы умами в действительности к их цели, поскольку сами умы в действительности суть достигнутые цели своих действий [к этому они ведут и умы в возможности]. Вся работа наша с книгами направлена к единственной цели – пробудить возможное в нас к действительности. 3. Итак, в первую очередь, пусть повсюду властвует литература, основанная на чувствах; пусть, продвигаясь вперед, она пробует собственные силы и ни в коем случае не цепляется за слога. Точно так же как иная проблема приветствуется и принимается нами, поскольку трудность дает упражнение нашей изобретательности, так же и ум, не имея возможности положиться на глаза, но – будучи вынужден заполнить пробел в читаемом, – пусть упражняет свою изобретательность, чтобы в одиночку во время чтения справляться с такими трудностями. Вместе с тем уму следует привыкнуть не зависеть ни от кого, кроме себя. Ибо те глубоко ошибочные книги, о которых я сейчас говорю, требуют, по-видимому, чтобы ум господствовал над знаниями глаз. 4. Учение Пифагора предписывало даже отрокам исследовать природу каждого [человека] и вместе с тем считало это подготовительное упражнение куда более подходящим для детей, нежели изучение лемм плоскостной геометрии 444 . Не великое это дело – вставить в текст букву, слог, фразу или, если хочешь, даже целый период и затем пользоваться, не колеблясь, всей книгой. 5. Здесь всё происходит так же, как с орлятами: как только они входят в тот возраст, когда становятся в состоянии летать, родители поднимают их в воздух и отпускают, как бы обращая к тому, чтобы им воспользоваться собственными крыльями; затем поднимают снова, и еще снова, и снова, предупреждая слабость их возраста – до тех пор пока те основательно не изучат искусство полета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Тогда Фарасманий говорит: «Дай мне слово». Спафарий дал Фарасманию слово не причинять ему ни в чем вреда и только с тридцатью воинами войти в крепость. Но слова своего Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, спафарий приказал метать огонь в крепость. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества. Пробыв там еще три дня, Лев разрушил стены до основания, [затем], отправившись в путь, спустился в Апсилию с Марином, первым из них, и с великими почестями был принят апсилийцами. Оттуда он спустился к побережью 441 , переправился через море и пришел к Юстиниану. 728/729 г. В этом году сын хагана, владыки Хазарии, отправился походом на Мидию 442 и Армению. Застав в Армении Гараха, стратига арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском. Разграбив страну армян и мидийцев, он повернул назад, нагнав великий страх на арабов. 732/733 г. В этом году василевс Лев 443 женил сына Константина 444 на дочери хагана, властителя скифов 445 , обратив ее в христианство и назвав Ириной 446 . Она же, изучив священное писание, отличалась благочестием, порицая их нечестие 447 . 750 г. 25 января, того же, 3-го, индикта у василевса Константина родился сын от дочери хагана Хазарии, которого он назвал Львом 448 . 763 г. В этом же году турки 449 вышли из-за Каспийских ворот. Многих в Армении они убили, а многих взяли в плен и повернули назад. В этом же году, в начале месяца октября, начались жестокие, суровые морозы, не только в наших землях, но и того более, на востоке, на севере и на западе, так что море у северного побережья Понта окаменело от холода на 100 миль и на 30 локтей в глубину; от Зинхии 450 и до Дуная, реки Куфиса, Днестра и Днепра, до Некропил, и на остальном берегу до Месемврии и Мидии претерпели то же самое. А когда такой лед покрылся еще и снегом, то толщина его увеличилась на 20 локтей, и уподобилось море суше, и ходили пешком по льду от Хазарии и Булгарии и остальных соседних племен люди, дикие и домашние животные. 776 г. Василевс 451 высек мятежников 452 , остриг их и выслал в Херсон и климаты под стражу и для безопасности. (Пер. И. С. Чичурова. С. 47–68) 1 Один из двенадцати апостолов, называемый «дидимом» («близнецом»). По преданию, проповедовал в Восточной Индии, где и претерпел мученичество. 2 Область в Малой Азии, находившаяся на востоке Мидийских пределов, между Персидским заливом и р. Тигром. Парфяне принадлежали к иранскому этносу, а не скифскому, как иногда указывается. 3 Св. ап. Андрей Первозванный. Один из двенадцати апостолов, сын Ионы, брат Симона Петра, уроженец г. Вифсаиды в Галилее. Проповедовал в «Скифии» в местах, идентифицированных позже с местоположением Киева. Мученическую смерть (по позднейшему преданию, казнь на скошенном кресте) принял в г. Патры в Ахайе (Греция).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438. Сумма теологии 8.3.1.3: «Поскольку милость дается свободно, она исключает идею долга… Долг ни в коей мере не подразумевает, что Бог что-либо должен какому-либо другому существу». 439. Клаверо (Clavero 1986) усматривает в этом базовый конфликт вокруг природы договора и, как следствие, правовую основу человеческих отношений в европейской истории: ростовщичество и — шире — выгода осуждались, однако рента, основа феодальных отношений, никогда не оспаривалась. 440. «Что такое торговля, — писал Кассиодор (485–585), — если не желание продать дороже то, что можно купить дешевле? Купцы ненавистны потому, что, позабыв о Божественной справедливости, они больше обременяют свои товары ложью, чем берут их стоимость. Их Господь изгнал из храма со словами: “Не превращайте дом моего Отца в вертеп разбойников”» (цит. по: Langholm 1996:454). 441. Нельсон (Nelson 1949) полагал, что «Исключение» часто применялось к отношениям между христианами и евреями, однако Нунан (Noonan 1957:101–102) утверждает, что в основном оно применялось лишь «к еретикам и неверным, прежде всего к сарацинам», а некоторые считают, что даже к ним оно не применялось. 442. До 52 % с залогом, до 120 % без такового (Homer 1987:91). 443. Долговые тюрьмы, т. е. тюрьмы, предназначенные исключительно для содержания должников, появились в Англии лишь после 1263 года, но заточение в тюрьму должников имеет намного более долгую историю. Еврейских заимодавцев использовали прежде всего для того, чтобы превращать виртуальные, кредитные, деньги в монеты путем взимания семейного серебра с неплатежеспособных должников и его отправки на королевские монетные дворы. Они также овладели правами на многие земельные участки должников, большая часть из которых в конечном счете оказалась в руках баронов или монастырей (Singer 1964; Bowers 1983; Schofield & Mayhew 2002). 444. Роджер не называет имени жертвы; в некоторых позднейших версиях его называют Авраамом, в других — Исааком. 445. Или даже, если уж на то пошло, о фантазиях Ницше относительно того, что истоки правосудия лежат в нанесении увечий. Если первое было проекцией на евреев зверств, совершавшихся в отношении евреев, то Ницше писал в эпоху, когда тогдашних «дикарей» наказывали подобными пытками и увечьями, если они не уплачивали долги колониальным налоговым властям, из-за чего несколько позже разгорелся знаменитый скандал в Бельгийском Конго короля Леопольда.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010