прот. Николай Балашов Глава 3. Вспомогательные переводы Издание вспомогательных или «пояснительных» русских переводов важнейших богослужебных текстов – не для богослужебного, но для учебного употребления – считали полезным средством для лучшего понимания богослужения многие авторы предсоборного периода. Одни из них находили такую меру лучшим ответом на требования служить по-русски (например, архиепископ Андроник) 438 . Другие видели во вспомогательных переводах скорее паллиативное средство – «если не для применения в самом богослужении, то по крайней мере для пользования мирян» 439 , порой выражая надежду, что со временем такие переводы найдут себе место и в самом богослужении 440 . Предложения такого рода были включены в Отзывы епископов Полоцкого Серафима (Мещерякова), Архангельского Иоанникия (Казанского), Полтавского Иоанна (Смирнова) и некоторых других архиереев 441 ; высказывались они также в печати и на собраниях духовенства 442 и, наконец, получили одобрение в богослужебном отделе Поместного Собора 443 . По-видимому, мысль о внедрении молитвенников с параллельными церковнославянским и русским текстом была позаимствована у католиков 444 ; иногда в пример ставили и протестантов: Лютеране имеют великолепный, достоподражательный обычай носить в кирки молитвенники и по ним следят за богослужением, – писал о. Николай Дроздов 445 . Некоторые предлагали завести такой обычай и у нас – как будто забывая, что прихожане русских православных храмов не имеют в своем распоряжении пюпитров на спинках скамеек, которыми с удобством пользуются западные христиане. Довольно трудно представить себе плотную толпу молящихся в православном храме с увесистыми томами толковых молитвословов в руке или подмышкой. А в какой руке держать шляпу? А как перекреститься? Новые опыты таких вспомогательных, учебных переводов в немалом количестве публиковались в начале XX века. Не будем все их перечислять – подробный библиографический обзор этих изданий представлен в статье Б.И. Сове 446 . Многие из них пользовались хорошим спросом: сообщается, что быстро расходились тиражи в сотни тысяч экземпляров 447 . Это свидетельствует о действительно возросшем желании лучше понимать богослужебные тексты. Показательным представляется и адресованное в Святейший Синод письмо банковского служащего из Гатчины П.И. Шишипторова с предложением ознаменовать 1500-летие кончины св. Иоанна Златоуста (1907) изданием на русском языке для употребления мирянами во время богослужения полного текста литургии, носящей его имя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Справочный аппарат Список сокращений Произведения и библиография переводов древних авторов Adamant. Adamantins – Адамантий De recte fide. De recte fide//PG. T. 11. Col. 1711–1884; CPG. 1726 (O правой вере). Ado. Ado Viennensis – Ado Вьеннский Martyrol. Martyrologium//PL. T. 123. Col. 201–419 (Мартирологий). Aetius. Aetius – Аэций De placitis reliquiae//TLG. 0528 (O мнениях философов). Antioch. Antiochus Monachus – Антиох Monax Pandecta Scripturae Sacrae//PG. T. 89. Col. 1428–1849 (Пандекты). Aristid. Aristides Atheniensis – Св. Аристид Афинский Apol. Apologia//SC. T. 470 (pyc. пер.: Апология св. Аристида//СДХА. C. 289­325). Hom. Homilia//SC. T. 470 (pyc. пер.: Св. Аристид. Гомилия//СДХА. C. 338340). Athanas. Alex. Athanasius Alexandrinus – Свт. Афанасий Великий De decret. Nie. syn. De decretis Nicaenae synodi//PG. T. 25. Col. 416–476 (pyc. пер.: Афаиасий Александрийский, cem. Послание o том, что собор Никейский, усмотрев коварство евсевиевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно//Творения: Т. 1–4. М. 1994 р . T. С. 399­–443). De sentent. Dionys. Quod Dionysius Alexandrinus Episcopus adversum Arianum haeresim sensiret, ut et Nicaea Synodis: et quod falso illum Ariani ut doctrina secum consentientem crimi­nentur//PG. T. 25 b. Col. 480–521 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , cem. O Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианскй ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними//Там же. С. 444–471). De virginitate//PG. T. 28. Col. 251–283 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. O девстве или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Императорской Киевской Духовной Академии. Вып. XIV. Киев. 1917; Патристика: Труды Отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород. 2007. С. 8–34). Ep. ad epp. Aegypti et Libyae Ep. ad episcopos Aegypti et Libyae//PG. T. 25. Col. 537–594 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан//Творения. Т. 3. С. 92–165).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Скачать epub pdf Март Введенский Д.И. Время войн//Богословский вестник 1915. Т. 1. 3. С. 443–460 (2-я пагин.) —443— Колебания в области духа всегда отражались и во внешней жизни отдельных наций. Вавилон, Египет, Рим, Греция, Персия начали умирать, когда тянущая книзу чувственность вступила в борьбу с порывами человеческого духа к добру и истине. И когда победила плоть, эти народы умерли. И чувственность осталась последним тяжелым камнем на великом кладбище древних культурных народов. Но удивительно, что большинство народов, и на закате дней своей исторической жизни, не замечало, как будто, в целом, причин своего политического самоубийства. Однако мы имеем великую летопись, в которой хорошо выясняются причины последнего. В ней целым рядом фактов доказывается, что „лук сильных преломляется“ ( 1Цар.2:4 ) и „отборное“ войско гибнет“ ( Суд.20:16 , 46), если нация опирается на одну физическую силу ( Суд.7:2 ). Это – летопись из той поры жизни Израиля, когда он, как капля масла, исторически всплывал над ханаанскими народами Палестины. Тогда „война“ постоянно была „у ворот“ Израиля ( Суд.5:8 ) и иноплеменники часто накидывали на него „петлю“ ( Суд.2:3 )... „В те дни не было царя у Израиля“ ( Суд.21:25 ). Тогда были временные „судьи“... Ренан идеализировал эту эпоху. Ему нравится „кипучая, беспорядочная жизнь, в которой героическое сочеталось с идиллией“. Это – была, по нему, жизнь жестокая и сельски спокойная, грубая, но таящая высокие нравственные инстинкты; религиозное миросозерцание было примитивно, но в нем сохранились прекрасные остатки патриархального —444— рая, а с другой стороны, уже вспыхивали огоньки „грядущего профетизма“. Эта эпоха сохранилась, будто бы, в воспоминаниях, как „золотой век“. Она „представлялась всегда, как время жизнерадостное, как ряд счастливых моментов, когда нравы были чисты, люди вольны, когда народ был полным хозяином своей земли и более, чем когда либо, был близок к совершенному состоянию – к жизни первобытного номада“ 724 . Всё это картинно, но недостаточно точно. „Огоньки профетизма“ светились в Израиле и задолго еще до периода судей. При этих огоньках Израиль только и мог впервые, при Аврааме и в лице его, войти в Палестину. Израиля еще не было в истории, но его история уже предначертана была в пророческих патриархальных благословениях. Следовательно, нет никакого основания считать время судей преддверием профетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ОБЕТЫ Христианин обещался быть верным Богу Помяни о завете том, который постановлен между Богом и тобою в святом крещении. Тогда Бог милостивый принял тебе в высочайшую Свою милость верою о Христе; и ты Ему обещался верою и правдою служить до кончины жизни твоея (2:62). При крещении христианин, давая обеты, обещался работать Богу (4:175, см. КРЕЩЕНИЕ , 443). Христианин должен хранить обеты, данные при крещении (3:170, см. КРЕЩЕНИЕ, 443). Обеты крещения должен помнить каждый, особенно начальствующий (3:37, см. КРЕЩЕНИЕ, 444). Чтобы жить по заповедям, помнить обеты Чтобы тебе по вышеписанным пунктам поступать, нужно памятовать обеты твои, тобою учиненные на КРЕЩЕНИИ святом. Аще бо и не ты сам, но восприемник твой или отец твой крестный в лице твоем чинил обеты оные пред Богом. Тогда ты обещался поплевавши на сатану, и гордыню его, и служение его, и злыя дела его, обещался, говорю, и клялся верою и правдою служить единому Иисусу Христу Господу, Искупителю твоему, со Отцем и Святым Духом. Разсуждай, христианине, какие и кому ты обеты чинил. Тяжко человеку солгати: коль несравненно тягчее Богу! «Бог поруган не бывает». Не стоит христианин в своих обетах, и не хранит их: какой уже и милости чает от Бога, Которому солгал? Хранит обеты своя – и сам у Бога в милости и царствии Его находится (5:163–164). Размышление об обетах крещения удерживает от греха и подвигает к благочестию Обещание, учиненное при крещении, должно нас, христианине, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен: мы, отрекшися сатаны и всех дел его, обещались Богу «служити преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего» ( Лк. 1, 75 ). Бог нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещался. Бог верен пребывает: работающих себе содержит в милости: должно убо и нам обещание свое помнить и хранить и верными быть Господу Богу нашему, и работать Ему чистым сердцем. Аще же не сотворим сего, должными явимся пред Ним; следственно и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были (3:269–270).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Далее. Разумная природа более всего желает и хочет того, что в ней самой наиболее совершенно: это и есть блаженство. Наиболее же совершенное во всякой [вещи] – это её наиболее совершенная деятельность: ибо [то, чем она может быть в] потенции и то, чем она обладает [как постоянным свойством] достигает совершенства именно в деятельности. 443 Совершенство деятельности [и, соответственно, блаженство деятеля] зависит от четырех [моментов]. Во-первых, от рода деятельности: она должна оставаться в самом действующем [субъекте]. Деятельностью, остающейся в самом [деятеле], я называю такую, в результате которой не получается ничего, кроме самой деятельности: как, например, видеть или слышать. Такого рода действия составляют совершенства деятеля и могут сами по себе быть последней [целью]: ибо они не подчинены созданию чего-то [внешнего] как своей цели. Напротив, деятельность или действие, в результате которых производится нечто помимо них самих, составляют совершенство сделанного, а не делающего, и относятся к [этому сделанному] как к своей цели. Поэтому такая деятельность не составляет блаженства, или счастья разумной природы. Во-вторых, от начала деятельности: это должна быть [деятельность] самой высшей потенции [данного деятеля]. Поэтому мы не можем быть счастливы деятельностью чувств, но только деятельностью ума, [причем ума не как потенции, а как уже постоянного свойства], которым мы обладаем [в результате навыка], и который достигает совершенства, когда действует. В-третьих, от объекта деятельности. Поэтому наивысшее наше счастье заключается в постижении умом наивысшего умопостигаемого. В-четвертых , от формы деятельности: [чтобы быть счастливыми,] мы должны действовать совершенно, легко, уверенно и с удовольствием. – Деятельность Бога удовлетворяет всем четырем требованиям: 1. Бог разумен; 2. ум его – высшая добродетель, 444 причем он не нуждается в совершенствующем навыке, потому что сам по себе совершенен, как было показано выше (1,45). 3. Бог мыслит сам себя, а он – наивысшее из умопостигаемых, 4. и мыслит совершенно, без всякого труда, с удовольствием. Следовательно, он блажен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Письмо 78. Н.С. Фуделю 23 I 1952,Усмань 440 Милый Николаша. Как твой экзамен? Посылаю то, что было в недошедшем письме 441 . Может, это и не так существенно, но думаю, что следовало бы упомянуть хотя бы в примечаниях «для насыщенности» (особенно Утина и Сементковского с Нехлюдовым) 442 . Нет ли в твоем перечне моих выписок пропусков? Уже после письма с Чернышевским я послал еще одну выписку с Чернышевским («ответ Дудышкину») 443 . Может быть, эта отдельная выписка в письме с Добролюбовым? Затем ты ничего не писал об «Орловском сборнике» 444 . Знаешь ли ты его? Там этот отрывок комедии с кружком Белинского? В библиотеке больше для тебя ничего нет. Твои большие и хорошие письма все лежат у меня на столе не отвеченные. Насчет эмпиризма в искусствоведении сильно сомневаюсь и не советую. Вообще лучше быть ближе к технике творчества, а не к теории его. Технику я понимаю не только в смысле собирания материалов и способам обработки и вообще писания, но как совокупность бытового окружения творческого процесса, например кресло С Тим или гоголевскую крылатку, улицы Москвы или внутренний вид лавки Смирдина 445 . Я решил пока оставаться в этой комнате 446 , так как раз Варенька не приедет, то одному терпеть можно. Да и искать негде. К тому же беспорядки (пьяные) бывают редко, так что иногда даже думаю, что не напрасно ли я поспешил с недопущением Вареньки. Очень бы хотелось и надо бы увидеться. Может быть, мама сможет приехать одна? Я продам что-н и вышлю ей денег на дорогу? Целую тебя и Лялю. Твой п. Прилагаю 6 страниц выписки и письмо маме. Только что получил 150 руб., большое спасибо! Теперь я тоже начну получать пенсию, так что больше обо мне не думай, во всяком случае до марта, а может быть, и совсем. 442 По-видимому, речь идет о статье Н.Г. Чернышевского «По поводу «Автобиографии» Н.И. Костомарова », где упомянуты профессора Петербургского университета Б.И. Утин, В.Д. Спасович, М.М. Стасюлевич и др. Р.И. Сементковский – литератор, один из редакторов «Нивы», еженедельного журнала, выходившего в Петербурге в 1870–1918 гг. 443 Имеется в виду иронический отзыв Н.Г. Чернышевского (Современник. 1857. 2) о статье литературного критика С.С. Дудышкина, посвященной творчеству И.С. Тургенева (Отечественные записки. 1857. 1,4). 444 Речь идет об издании: Тургенев И. С. Материалы и исследования. Сборник под ред. проф. Н.Л. Бродского. Орел, 1940. 445 Речь идет о возможных или воображаемых музейных экспонатах и культурных реалиях музея «Абрамцево»: кресле Сергея Тимофеевича Аксакова, крылатке (плаще) Н.В. Гоголя, фотографиях или рисунках улиц Москвы, интерьере книжной лавки петербургского книгопродавца и издателя А.Ф. Смирдина (1795–1857). Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IX католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1612-1617). Упоминается в 4 жалованных и правовой грамотах, датированных 1612, 1613 и 1616 гг. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 391, 392, 482; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 440), а также в т. н. Светицховельской надписи, сделанной на киоте проповеднической (груз. ) иконы, принадлежавшей католикосу-патриарху Зап. Грузии (Абхазскому) Малахии II (Гуриели ; 1617-1639) и хранившейся в мцхетском кафедральном соборе Светицховели . В груз. историографии И. часто отождествляли с архиеп. Картли Иоанном (Авалишвили) (70-е гг. XVI в.- до 1637). Однако тот факт, что в источниках И. ни разу не назван по фамилии, а также взаимоисключающие датировки их жизнедеятельности позволяют установить, что это разные лица. Совр. исследователи уточнили последний год предстоятельства И.- 1617. И. был католикосом-патриархом во время нашествия на Грузию иран. войск под предводительством шаха Аббаса I. И. сопровождал царя Картли мч. Луарсаба II , в 1614 г. бежавшего в Зап. Грузию и укрывшегося в Имерети. Эти события упоминаются в Светицховельской надписи: «...Когда шах Абаз разорил Картли и Кахети, и Картлийские князья перешли за хребет Лихи, и мы их приютили, и Картлийский католикос Иоане пришел к нам и у нас преставился; и все, что осталось от него,- облачения католикосские и утварь церковную - все передали католикосу Закарии», т. е. католикосу-патриарху Вост. Грузии Захарии (Джорджадзе ; 1623-1632), также сопровождавшего царей Картли и Кахети в изгнании в сане придворного духовника. В 1617-1622 гг. престол католикоса-патриарха Вост. Грузии занимал Христофор I . То, что Захария назван в надписи католикосом-патриархом, позволяет датировать надпись периодом, в к-рый оба предстоятеля - Захария в Восточной Грузии, Малахия II в Западной - занимали свои престолы, т. е. 1623-1632 гг. В Имерети И. выдал жалованную грамоту дворянину Давиду Элиозишвили, названному также Мцхетисшвили (т. е. принадлежащему мцхетскому собору Светицховели), и правовую грамоту Иесе Эристави (ПГП. 1970. Т. 3. С. 392, 482). Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 56, 440, 441; ПГП. 1970. Т. 3. С. 391, 392, 482; Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там, XI-XVII вв. Ред.: Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе. Тбилиси, 1993. Т. 2. С. 443-444 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. Груз. Церковь от истоков до наших дней/Ред., предисл.: З. Алексидзе, Дж. Одишели. Тбилиси, 1995. С. 420, 466 (на груз. яз.); Качарава Э. Иоане IX (Авалишвили)//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 104-105 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469664.html

Глава 59 (1) Да, не короче стала рука Иеговы на то, чтобы спасать, И не туже сделалось ухо Его на то, чтобы слышать. (2) Но беззакония ваши стали стеною Между вами и между Богом вашим, И грехи ваши заставили закрыть лице от вас, чтобы не слышать. (3) Ибо руки ваши осквернены кровью И персты ваши беззаконием, Уста ваши говорят ложь, Язык ваш о преступлении шепчет. (4) Нет вопиющего за правду, И нет судящего по истине; Основываются на пустом И произносят безрассудство 442 , Зачинают скорбь И рождают бедствие. (5) Яйца змеиные 443 высиживают И сети паутинные ткут: Кто поесть яиц их, умрёт, А если раздавить, то выползет ехидна 444 . (6) Ткани их не годны для одежды, И не оденутся они в работы свои; Дела их – дела неправедные, И злодейство в руках их. (7) Ноги их ко злу устремлены, И спешат они К пролитию крови невинной, Помышления их – помышления нечестивые, Насилие и убийство – публичное у них 445 . (8) Пути мира они не знают, И нет суда на стезях 446 их, Пути свои они искривили у себя, Всякий, кто идёт по ним, не знает мира. (9) Потому – то далёк суд от нас, И не достигает к нам правда; Ждём света, и – вот тьма, Озарения, – во мраке ходим. (10) Осязаем, как слепые, стену, И, как без глаз, ищем ощупью; Спотыкаемся в полдень как в сумерки, Между живыми 447 как мертвые. (11) Ревём, как медведи, все мы 448 , Или, как голуби печально воркуем; Ждём суда, и – напрасно, Спасения... оно далеко от нас. (12) Ибо многочисленны беззакония наши перед Тобою, И грехи наши вопиют против нас; Да, беззакония наши внутри нас, И преступления наши.... мы знаем их. (13) Мы оказались неверными и солгали Иегове, И отступили назад от Бога нашего; Проповедуем насилие и измену, Зачинаем и рождаем из сердца Речи пустые. (14) И остался позади суд, И правда вдали остановилась, Ибо упала на площади 449 истина, И честность не может приблизиться. (15) Так, пришла истина в забвение, И тот, кто удаляется от зла, подвергся грабежу. Тогда посмотрел Иегова, И противно стало глазам Его, Что нет суда. (16) И увидел, что нет человека 450 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Coislin. 269. F. 97-296; Vat. gr. 2079; Patm. 742; Paris. gr. 494; ГИМ. Син. гр. 93. В Др. Руси, помимо Жития, о Н. С. знали из памяти, включенной в Пролог. В Минологии Василия II память Николая Студита под 4 февр. отсутствовала (однако под 4 февр. помещена миниатюра с изображением неизвестного коленопреклоненного святого, к-рый был отождествлен с Н. С.). В славянском переводе Минология «память отца нашего Николи монестыра Студийскаго и исповедника суща от Критьскаго острова» не сопровождается специальным сказанием (Пролог по ркп. Публичной б-ки Погодинского Древлехранилища 58. СПб., 1917. Вып. 2: Янв.-Апр. Стб. 366), к-рое появляется лишь во 2-й редакции Пролога (см. Прилуцкий Пролог: РНБ. Погод. А. 1/2641. Л. 255-255 об., греческий оригинал неизвестен). В Стишном Прологе под 4 февр. читается другой, отличный от 2-й редакции Пролога, текст памяти (см.: РНБ. Кир.-Бел. 1/1240. Л. 258 об.- 259 об.; греч. оригинал в SynCP. Col. 443-444). В XVI в. все 3 текста (Житие, памяти из 2-й редакции Пролога и из Стишного Пролога) вошли в состав Великих Миней-Четьих под 4 февр. В XVII в. память из Стишного Пролога попала в печатный Пролог, а Житие - в еще более урезанном (сравнительно с первоначальным переводом) виде (см. запись «От Великих Четей въкратце» в кн.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Дек.-февр. К., 1695. Л. 617) - в Минеи-Четьи Димитрия Ростовского. Ист.: Theod. Stud. Ep. 10, 40, 51-55, 57-58, 78-80, 173, 202, 204, 245, 250, 268, 381-382, 384, 388, 392, 402, 405-406, 410, 417, 421, 436, 475; ЖСв. Февр. С. 48-59; Mateos. Typicon, T. 1. P. 227; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 217-219. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997r. Т. 3. С. 54-55; ODB. 1991. T. 2. Col. 1471; Beck. Kirche und Theol. Literatur. 1959. S. 565; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 357-358; PMBZ, N 5576; Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-337; idem. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004. P. 313-322; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 535-539.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010