Киприана карфагенского ), quae penes nos habetur, Antverpiensi anno 1589 p. 439»; в III-м поврежд. (у Зерн. тоже 3-е, стр. 259–266) добавлены первые шесть доказательств подложности послания папы Либерия к св. Афанасию; в XVI (Зерн. тоже 16-е, стр. 276–277) добавлены доказательства поврежденности приводимого здесь свидетельства блаж. Августина; в XVII (у Зерник. 17-е , стр. 277–278) добавлено последнее из четырех доказательств поврежденности приводимого здесь свидетельства бл. Августина и указание на Поссидия; в XIX (у Зерник. тоже 19-е, стр. 279–280) добавлено 3-е доказательство поврежденности приводимого здесь свидетельства бл. Августина; в XX (у Зерн. тоже 20, стр. 280) добавлены – первое, второе и четвертое доказательства поврежденности приводимого здесь свидетельства бл. Августина; в XXI-м (у Зерник. тоже 21-е, стр. 280–281) добавлены доказательства подложности всей книги «de unitate et Trinitate», приписываемой бл. Августину; в XXXIII (у Зерн. тоже 33-е, стр. 292) добавлено замечание относительно учености Исидора испанского; в XXXIV (у Зерн. тоже 34-е, стр. 292–293) добавлены указание на подложное сказание о чудесах Иеронима, изданное под именем Кирилла иерусалимского , и замечание о том, что во времена папы Льва III спор об исхождении Св. Духа происходил только между самими латинянам и что между латинянами и греками спор об этом предмете возник лишь при патр. Фотиии; в XXXV (у Зерн. тоже 35-е, стр. 293–296) добавлены замечание о том, что папа Агафон в своем соборном послании жалуется на необразованность своих епископов, и указание на отношение кардинала Юлиана к польскому королю Владиславу; наконец, в XXXVII (у Зерн. тоже 37-е, стр. 297) добавлено указание на сходство повреждения в цитируемом здесь комментарии Беды на кн. Боэция о Троице с вышеуказанным (в 34 corr.) повреждением в послании Исидора испанского к царю Клавдию. 600 Оба богослова доказывают поврежденность приводимого здесь места из Евферия, еп. укзамского, и Беата пресвитера контекстом речи этого места, но Феофанова доказательства поврежденности данного места из неправильного образа выражения, замечаемого в нем, нет у Зерникава.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Cp. 12 прим. Дюшена , стр. 377–378. 19        Anon. Guidi,ed. Nöldeke, p. 16=Scr. Syri. t. IV. С hr. min. 18, 39–19, 5. 16. 19, 5–15. 20 Бебаза, как называет Аммиан Марцеллин, 1, 236 (18, 7, 9; 10, 1), селение на границе безводной пустыни, на расстоянии 100 рим. миль от Константины. По догадке Нёльдеке – ныне Тель-Беш, в 40 километрах от Дары. 22 Theoph .292, 8–11. – Pernice. Imp. Eraclio, p. 18, – переносит эту битву под стены Эдессы, очевидно, придавая значение свидетельству Себеоса (гл. 21, стр. 80) о том, что Хосров подступал к Эдессе и Нарзес выслал ему мнимого Феодосия. Предпочтения заслуживает сообщение сирийского анонима, приведенное в тексте. 26 Chr. Pasch. 695; Theoph. 293, 8–28. – В датировке события следую показанию Пасх. Хр. – т. е. второй год Фоки, 603–604. Феофан помещает это событие под четвертым годом Фоки, который превращается в пятый, так как он помещает в него смерть патриарха Кириака и поставление Фомы, что случилось в январе 607 года. 27 Doctrina Jacobi nuper baptizati, ed. Bonwetsch, p. 39, 5 – Новооткрытым этот источник можно назвать лишь в смысле публикации греческого подлинника, так как славянский перевод его вошел в Макарьевские Минеи под 19 числом декабря (изд. Археогр. Комиссии. Москва. 1907. Декабрь, стр. 1431). 28 Интересно отметить, что в лагере Хосрова находился католикос персидских христиан, который и умер во время осады. 34 В другой сирийской хронике, более поздней даты, так называемой Liber Calipharum. Chr. min. 113, 3 – читаем: Anno 915 ind. VII expugnata est Dara secunda vice. – Седьмой индикт – 1 сентября 603–31 августа 604 года. Совпадение этих свидетельств позволяет отнести взятие Дары к лету 604 года. – Феофан упоминает об этом событии – р. 293, 26 – под 4-м годом правления Фоки. 36 Theoph. 292, 2–4. – Событие отнесено к третьему году правления Фоки, т. е. 604–05. Быть может, оно предшествовало назначению Доменциола магистром армии. 37 Останки царицы Константины и ее дочерей были погребены в храме св. Маманта, и стихотворная эпитафия, составленная, вероятно, уже после гибели Фоки, сохранена позднейшими писателями. Cedren . I, 707; Zonara . 14, 14, 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Из 14-ти страниц этого параграфа разве одна найдется не списанная. На стр. 64 несколько выписок из догматики Мака рия, §203, m.IV, стр. 107.106.107–108; конец же списан с Алмазова, стр. 243. В 1-м прим. искажена латинская цитата взятая у Макария: In Iohan. Цитаты во второе примечание попали из Макария (m.IV, стр. 107 прим. 204–206). Третье примечание выписано из книги Алмазова, стр. 243–244, при чем ерминиане превратились в ермиан. Почти вся 65-я страница выписана у Алмазова со стр. 20–22.28. У него же взято небольшое примечание первое, в котором есть ссылка уже на 245 стр. книги Алмазова (и не точно: нужно стр. 244–245 прим. 8). Вся 66 стр. списана у Алмазова, стр. 283.284.285. 287. Примечание тоже взято из текста Алмазова на стр. 285 и 292. От себя о. Малиновский добавил лишь несколько опечаток, между прочим искажение латинских слов, особ. вм. Lucifer-Incifer. Вся 67 стр., за исключением разве маленького 3-ьего прим., взята из книги Алмазова, хотя не всегда дословно. См.стр. 287. 286. 287. 288. 289. Прим. 1-ое со стр. 288, при чем за свои выданы не только слова Алмазова, но и Бинтерима, тщательно отмеченный кавычками у Алмазова. Прим. 2-ое у Алмазова же со стр. 286. Как у Алмазова пропущена цитата к библейским словам о Неемане ( 4Цар.14 ), так нет её и у о. Малиновского. Кроме того, безграмотно написаны латинские глаголы imm egro , subm egro . Сам о. Малиновский в 1-м прим. на след. стр. пишет – виноват! – списывает: mergitamur. Почти вся 68 стр. списана с книги Алмазова; только сокращаются выдержки из свв.отцев. См. стр. 289. 290. 289. 290.291. Цитаты в примечаниях тоже взяты. Срвн. 1-ое-стр. 281 прим.1; 2-оестр. 290 прим.1. 2. 3; З-ье-289 прим.4 (сделана ошибка!); 4-ое-стр. 291 прим. 1. В конце стр. 68 зачем то к худшему меняется перевод Алмазова из Климента Александрийского : βαπτιζμενοι­будучи погружены; у Алмазова верно: будучи погружаемы. Стр. 69-ая тоже вся в точности списана с Алмазова, стр. 292.294.295.294.295.296, вместе с цитатами в примечаниях. Срвн. l-oe – стр. 292 прим. 4–5, стр. 293 прим. и 3; 2-ое-стр. 294 прим.1; З-ье-стр. 294 прим.4; 4-ое – стр. 295 прим. 1; 5-ое-стр. 295 прим. 2: 6-ос-стр. 295 прим. 4 и стр. 294 прим.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

6 Так Prof. D. Dr. Theodor Zahn. Das syrische Statthalterschaft und die Schatzung des Quirinius в «Neue Kirchliche Zeitschrift» IV (1893), 8, S. 644 ff; Kommentar zum Neuen Teatament herausg. von Prof Th. Zahn, Band III: Das Evangelium des Lucas ausgelegt von Th. Zahn, erste Hälfte (Leipzig 1913), S. 130–131; Einleitung in das Neue Testament II (Leipzig 3 1907), S. 402. 8 Prof. Th. Zahn в «Neue Kirchliche Zeitschrift» IV (1893), 8, S. 651 и в Einleitung in das Neue Testament 3 II, S. 403. По существу, сходно Prof. Friedrich Spitta, Die chronologische Notizen und die Hymnen in Lc 1 u. 2, что Иосиф Флавий тоже напутал (см. «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» VII (1906), 4, S.293–296), ибо Квириниев ценз был не при жизни (S. 293), а по смерти Ирода в. (S. 295 ff.), когда обнимал все владения (πσα οκουμνη) его (S. 293–294). 9 Так Rev. Prof Kirsopp Lake (The Date Herod’s Marriage wi th.Herodias, and the Chronology of the Gospels в «The Expositor» 1912, XI, p. 475, 476), ибо брак Ирода с Иродиадой был (согласно указаниям Иосифа Флавия) в 34–35 г. (р. 463), почему и распятие придется на 35–36 г. (р. 467). 10 См. Н. Lecoultre, De censu Quiriniano et anno nativitatis Christi secundum Lucam evangelistam (Lausanne 1883), p. 87–89, и cp. у Max Krenkel, Josephus und Lucas: der schriftstellerische Einfluss des jüdischen Geschichtschreibers auf den christlichen (Leipzig 1894), S. 70. 11 Так и поступает Prof. Friedrich Spitta в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» VII (1906), 4, S. 292. 13 Cm. R. P. Fr. M. – J. Lagrange, Ou en est la question de la recensement de Quirinius? в «Revue biblique international», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911, p. 65, 77. 14 См., напр., Joachim Marquardt, Römische Staatsverwaltung, Band II, zweite Auflage, besorgt von H. Dessau und A. v. Domaszewski (Leipzig 1884), S. 211 Anm., 219; V. Hardthausen, Augustus und seine Zeit, erster Theil, zweiter Band (Leipzig 1896), S. 922; Prof. Kubitschek, Art. «Census» в P a u 1 у s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, neue Bearbeitung heausg. von Prof. Georg Wissowa, Band III, 2 (Stuttgart 1899), Sp. 1919; Max Krenkel, Jose­phus und Lucas, S. 64–75; Prof D. Oscar Holtzmann, Neutestamentliche Zeitgeschichte (Tübingen 2 1906), S. 119–120; С. G. Montefiore, The Synop­tic Gospels edited with an Introduction and a Commentary, together with a Series of Additional Notes by l. Abrahams, vol II (London 1909), p. 857–859.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Цитата не установлена (у В.В. Бибихина ложная отсылка). 291 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4, PG 3, 592 B2—5. 292 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии 1, 2, PG 3, 121 B10—12. 293 Буквально: «в опрощающем его единении» (В.Б.). 294 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии 1, 1: PG 3, 120В — 121А (В.Б.). 295 Там же, 12, 3: PG 3, 293 В4, 7—12 (В.Б.). 296 Ср. Григорий Назианзин, Слово 38 (На Богоявление), 11: PG 36, 324 А11=Слово 45 (На Святую Пасху), 7: PG 36, 632 В8. 297 Максим Исповедник, Главы богословские и домостроительные 1, 97 (PG 90, 1124 A8sq., ср. рус. пер. А.И. Сидорова: Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1. М., 1993, с.232). 298 В славянском переводе «еже по заповедем». Добротолюбие, т.4, с.151, на обороте (Н.Л.). 299 По славян. «прелести», то есть самообольщению (Н.Л.). 300 «Весы»: ср. Лев. 19, 36. 301 Ср. 2 Кор. 3, 18. 302 Букв.: «во всех». 303 ™nupÒstatoj: в рус. переводах опущено — возможно потому, что слово понято как синоним предыдущего tù Ônti, «истинно». У Каллиста этот эпитет часто употребляется в значении «сущностный». 304 Ср. Григорий Назианзин, Слово 38 (На Богоявление), 7: PG 36, 317 С9; ср.: Слово 45 (На Святую Пасху), 3: PG 36, 628 А5. 305 Там же (Слово 38, С12—13; Слово 45, А9). 306 Там же. 307 В этом месте очевиден пропуск слова ¥lhptoj, которое было в греческом оригинале славянского текста. В славянском Добротолюбии здесь: «Ибо еже есть чуднейшее и ужасное, яко аще и бываеши яве постижим, отсюду паки непостижим образом сим бываеши». В греч. изданиях только lhptÒj «постижим», без ¥lhptoj «непостижим» (Н.Л.). 308 Ср., напр., Прем. Солом. 9, 17; Ис. 40, 13. 309 «при виде» в рус. переводах ошибочно (у Лосева исправлено при этом по смыслу «мог бы» на «не мог бы»). 310 В рус. переводах «сердца». 311 Нижеследующий отрывок, не имеющийся в славянском Добротолюбии, представляет из себя текст, довольно испорченный по языку вследствие своей фрагментарности. В греческих изданиях конец трактата явно оборван и имеет пропуски (Н.Л.). 312

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Ист.: АЗР. 1853. Т. 5. С. 113-114, 256; Volumina legum. St.-Pb., 1860. Vol. 5. P. 180; АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 37-47, 20-24; С. 74, 37; 1894. Ч. 8. Т. 2. С. 144-146, 120; 1904. Ч. 1. Т. 10. С. 214, 95; С. 248, 101; С. 255, 103; С. 285-288, 110; С. 291, 112; С. 341-342, 132; С. 392-396, 154; С. 796-797, 282; Т. 12. Отд. 2. С. 285-288, 292-293, 600-602; Крыловский А. Львовское ставропигиальное братство: Опыт церк.-ист. исследования. К., 1904. С. 127, 185; Юбилейный сборник в память 350-летия Львовского ставропигиона: Мат-лы, относящиеся к истории Львовского ставропигиона в 1700-1767 гг./Сост.: А. Копыстянский. Львов, 1936. Ч. 1. С. 112-115; Зубрицкий Д. И. Летопись Львовского ставропигиального братства: Пер. с польск. Львов, 1926. С. 78-79, 282-283, 376; Analecta OSBM. Acta SCPF. 1954. Vol. 2. P. 85-87, 110-111, 130-131, 156-160, 162-165, 173-174, 259; ibid. DPR. 1953. Vol. 1. P. 646-648; 1954. Vol. 2. 5-6, 9-11, 640-641; ibid. LSCPF. 1955. Vol. 2. P. 106-108, 120, 128-132, 172-174, 226-229, 231-232, 235, 238-242, 279-280, 291-293; ibid. CPECUB. 1956. Vol. 1. P. 112; ibid. EMKC. 1958. Vol. 3: C. Zochovskyj, L. Zalenskyj, I. Vynnyckyj. P. 42-45, 258-259; ibid. SEUUB. 1962. Vol. 2. P. 5-8; MUH. 1967. Vol. 4. P. 65-66, 85-87, 91-93, 113-114, 186-189, 229-231, 290, 293-332; Analecta OSBM. LNAHU. 1968. Vol. 12. P. 306-307; 1969. Vol. 13. P. 95-96, 150-151, 241; 1977. Vol. 14. P. 71-74, 234-235; ibid. LEHU. 1974. Vol. 3. P. 197-201; 1978. Vol. 4. P. 205-206, 214-218, 220-224; Icmopiя Львова в документах i мamepiaлax. К., 1986. С. 89-90; Требник Петра Могили 1646 р.: Пер. з А. Жуковський. Канберра; Мюнхен; Париж, 19882. С. 425-430; Ясиновський Ю. П. Ykpaïhcьki та бiлopycьki homoлihiйhi ipмoлoï 16-18 ст.: Кат. i koдukoлoriчho-naлeorp. дocлiджehhя. Льbib, 1996; Npubiлeï нац. громад мicma Львова (XIV-XVIII ст.)/Упоряд.: М. Капраль. Льbib, 2000. С. 45-51, 63-64, 69-70, 75-76, 78-79; Собори Льbibcьkoï XVI-XVIII ст./Упор. та icm. нарис: I. Скочиляс. Льbib, 2006. С. CXXXV-CXXXVII, 112-113, 243-244.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Отсеки корень – и древа не будет; подави семя – и плод не возрастет. Труден этот подвиг, но нужен христианам. Надо распинать плоть со страстями и похотями всякому, кто хочет Христовым быть. Ибо только те Христовы, которые распинают плоть (см. Гал. 5: 24). т. 3, с. 290.] Бог на всех нас смотрит и дела наши и помышления испытывает; и ничто перед Ним не утаено, что ни делается во дни и в ночи, ибо перед Ним как день, так и ночь равны. Но знает и то, что будем делать, помышлять и говорить, и всякое дело, слово и помышление наше в книге Своей записывает… Если кто грех какой творит явно или тайно, если крадет, убивает, блудодействует и прочее беззаконие делает – видят очи Его. Если кто злословит, хулит, ругает, клевещет, сквернословит и прочие беззаконные слова произносит – слышат святейшие уши Его. Если кто в сердце своем замышляет что худое и злое – уже знает Он то. Если кто ненавидит, презирает ближнего своего, если злится на него и отомстить ему хочет как-нибудь – уже то явно перед Ним и за то воздастся ему. Размышляй об этом, христианин, и берегись перед всевидящим оком Божиим грешить и беззаконничать. Беззаконно и бесстыдно перед царем земным – человеком, перед властелином, перед отцом плотским и перед всяким честным человеком бесчиние показывать, ибо таким бесчинием присутствующему лицу досада и бесчестие делается. Насколько более перед величеством Божиим делать то беззаконно, бесстыдно и страшно. Не видишь ты Его, но Он видит тебя, ибо близко от тебя есть. Берегись же досаждение и бесчестие величеству Его делать – да не узнаешь на себе Его суд праведный. т. 3, с. 291–292.] Грехи по большей части бывают от случаев и соблазнов. Так царь Давид вышел пройтись на крышу дома царского, и увидел жену Урии, и прелюбодействовал с нею (см. 2 Цар. 11: 2–4). Так и ныне многие выходят из домов своих и бывают на собраниях, на пиршествах и прочих делах человеческих и так много согрешают то словом, то делом, то соблазняют, то соблазняются, отчего сохранены были бы, если бы внутри дома своего пребывали и в трудах по своему званию находились. Поэтому желающий греха избежать должен удаляться и от случаев, которые ко греху приводят, как то: от разговоров, от бесчинных собраний и пиршеств, ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15: 33). В таких собраниях почти столько бывает соблазнов, сколько лиц, и столько грехов и беззаконий, сколько слов и дел. Беги, христианин, от таких собраний, как Лот от Содома. т. 3, с. 292–293.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Феликс диак. 303. Феликс nucerianus 263. Феликс I папа 318. 376. Феликс II папа 167. 302. 373. Филиппик Вардан 499. 500. Филипп пресв. римск. 270. 215-6. Филипп пресв. сидский 183. 179. Филоксен долихский 378. Филоксен (Ксенайя) 179. 283. 335–6. 513. Филон киренский 240. Филосторгий 16. 25. 28. 41. 43. 72. 136. 137. Филумен 46. Фирмик Матерн 57. 94. Фирм кесар. капп. 194. 207. 221. 222. Фирм нумид. 403. Флавита конст. 184–5. Флавиан антиох. 80. 132. 173. 222. 226. 292. 293. 318. 71. 109–110. 112. 118–9. 191. 194. 201. Флавиан ант. (VI в.) 335. Флаавиан конст. 160. 228. 231. 236. 294. 295. 237-8. 242. 246-8. 250–266. 279. 284. 285. 287. 303. 306. 316. 375. 376. 388–9. 550. Флакилл антиох. 48. Флорентий лидийский 256. Флореитий патракий 247. 231. 233. 233. Флорентий сардский 286. Флосс 381. Фока имп. 311. 440. 442. 446. 447. Фотин авва 434. Фотин сирнийский 56. 73. 130. 131–4. Фотий конст. 190. 312. 313. 314. Фотий пресв. 218. Фотий тирскик 231. 237. 301. Францелин 114. Фридлэндер 17. Фритила митр. 217. Фронтон медиол. 429. Фульгентий Ферравд 369. 372. 390. 391–2. Функ 148. Харисги пресв. 218. 219. Харат бар-Габала 431. Хильиеберт 429. Хосрой 1439–440. 443–4. 447. Хосрой II 454. 453. Хосрой III 453. Хрисанфий язычн. 59. Хрисафий 242. 245. Хрисипп пресв. 265. Христофор католикос 454. 456. 457. Хроматий аквил. 292. Цанн (Zahn) 134. Целестий 244. 268. 317. Цецилиан, см. Кекилиан. Цицерон 18. 257. 285. Zoega 281. Чельцов 114. Шаппер (Schapper) 291. Шафф 298–9 . Шах-дуст (Садоф) 24. Швартц Эл. 218. 22–3. 31. 62. 176. 203. Шварцлозе 508-510. 517, 518-520. Шенк (Schenk) 510. Шмидт 117. Штигльмайр 487. Шультце (Schultze) 8. 20-21. Эзр 453–6. 460–2. Экссуперий тулусский 14.4. Элевеий кизик. 78. 113 Элиан проконг. 46. Эллаиий кес. капп. 222. 225. Элладий тарсский 222. Эннодий тичинский 288. Эродий иппонский 188. Эйнгард 585–6. Ювеналий иерус. 166. 223. 231. 242. 244-5. 197. 255. 263. 299. 302. 316. 318. 324-5. 537. 559. Ювенал 38. Ювентий прсфскт 181. Ювин 517. Юлихер 20–21 . Юлиан галикарн. 336. 343–9. 358. 472.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

„Как сладко, хорошо в душе прекрасной Себя преображать! как сладко думать 1132 , Что наша радость красит щеки друга, Что наша грусть другую грудь сжимает, Что наша скорбь глаза другие мочит. Как сладко, хорошо, рука с рукою, Пройти с своим многообетным 1133 сыном В другой раз юности путем цветущим, В другой раз с ним прогрезить жизни сон!?“ Как видим, здесь духовная жизнь друзей представляется совершенно общей: один всецело понимает другого, потому что есть его полное повторение, потому что любит его и дорожит им больше всего на свете, радуется его радостями и скорбит его горем 1134 . Вторая из приведённых выдержек тем более заслуживает внимания, что в ней слова Карлоса обращены не к нежно любимому им Позе, – в каковом случае они могли бы быть психологически истолкованы, как естественная гипербола, подсказанная горячей любовью, – а к Филиппу, который ненавидит Карлоса и которого последний убеждает переменить вражду на дружбу. Очевидно, в данном случае характеристика дружбы не отвлекается от действительных отношений между Филиппом и Карлосом, а делается с точки зрения идеала. Итак, существо дружбы Шиллер полагает в этическом отожествлении одной личности с другой. Ещё яснее это будет для нас, когда мы увидим, – в следую- —292— щих главах, – что конкретное изображение отношений Карлоса и Позы признаёт и воспроизводит также и все те логические следствия, которые могут быть выведены из этого основного представления в применении к составу чувств, образующих дружеское настроение, и к взаимным нравственным обязанностям друзей. (Продолжение следует). П. Тихомиров Заозерский Н.А. Светочи православия и культуры в истории Румынской Церкви [Рец. на:] Арсений [Стадницкий], еп. Псковский. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904//Богословский вестник 1905. Т. 2. 6. С. 293–311 (2-я пагин.). (Окончание.) —293— 3 . Епископы Неофит и Филарет Скрибаны Братья Скрибаны – Неофит титулярный епископ Эдесский и Филарет, титулярный епископ Ставропольский – оказали столько пользы румынскому государству и церкви, что имя их не будет изглажено из памяти румын во всё время их исторического бытия. Деятельность их на пользу и защиту церкви вызвана анти-каноническими узаконениями молдовлахийского господаря Кузы и заслужила им от Константинопольской великой церкви титул „защитников православия“. Политическая деятельность их тесно связана с так называемым унгонистическим движением 1135 , во главе которого они стояли и заслужила им титул „великих патриотов“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Душа – разумное существо, плоть оживотворяющее, есть отражение Божества (IV, 27), так что у человека образ Божий состоит в совокупности его душевных сил (IV, 39, 97) и возможности этих сил иметь соединение со своим Творцом (I, 105). У первого человека тяготение к Первообразу своему было естественное, а у воссозданного оно укрепляется посредством борьбы. В стремлении падшего человека к добру более элементов свободы и сознательности, чем у Адама или у ангелов, более и мотивов: грешника побуждает думать о Боге не одно сродство с Ним, но также тяжесть греха, сознание виновности пред Ним, неизбежной погибели из-за греха и представление об идеальном совершенстве Сына Человеческого (IV, 39). Доступная усилиям человека степень совершенства есть подобие Божие. Таким образом, образ Божий лежит в духовной природе человека, а подобие Божие приобретается свободным усилием человека. Падение человека лежит в свободной воле разумной твари; но повод к преступлению райской заповеди дан извне, – от искусителя (IV, 292, IV, 38). Внес грех в мир падший ангел. Мотивы падения у человека и ангела одинаковы: оба они хотели утвердиться без Бога, но падение их различно. У диавола сознательное отрицание Бога, а человек – обманут. Падение диавола глубже: он до конца проникся злом, – никогда и не покается, по своему ожесточению (IV, 15; Четьи-Минеи, 17 янв.); тогда как человек никогда не отрицал власти Творца (I, 56) и склонен к восстанию. Зло нельзя считать одним только уклонением от добра. Добро и зло – два принципа взаимно борющиеся. Зло исключает добро, стремится к ниспровержению его, чтобы стать на его место. В таком виде зло чуждо человеку: у человека нет отрицания добра, а только недостаток его. Трагизм человеческого состояния состоит в том, что обессиленное грехом, оно все-таки имеет двойное тяготение к Богу (IV, 174): и природное, и нравственное. На этом пути к Нему выбор добра и зла зависит от самовластия человека. Человек сознает, что грех сам по себе есть величайшее зло в поднебесной и большее из всех зол. Всякие бедствия и злострадания, постигающие человека, представляют ничтожную беду в сравнении с грехом: «грех мучит вовеки». Если и прощен он, то согрешившего мучит одна память о нем. Как искра производит пожар, то же опустошение делает и грех в духовном доме добродетелей. Он как бы в саму природу претворяется (IV, 292–293). Все духовные силы слабеют и склоняются ко злу; мы уже не внимаем призывам к добру; падает и интерес духовный, а является плотской (IV, 319). Наказание за грехи бывает только дополнением гнева Божия. Когда человек грешит, то лишается подобия Божия, остается у него один образ Божий (IV, 25). От греха три (главные) последствия: 1) гнев Бога (IV, 20), 2) лишение блага и 3) казнь. Бог гневается, когда мы причиняем досаду Ему, утруждение и бесчестие. Затем, грех мертвит душу человека, лишает ее благодати, самый организм у него от греха ослабляется и обессиливается 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010