245 Nau F. Les Arabes chrétiens de Mésopotamie et Syrie du Vile et Ville siècles. Paris, 1933 P. 5, 96. 246 Ср.: Festugière A.J. Les moines d " Orient. I. Culture ou sainteté. Introduction au monachisme oriental. Paris, 1961. P. 87—95. 247 Cp.: Vailhe S. Notes de géographie ecclésiastique//Echos d " Orient (далее: EO). IV, 1900. P. 11 — 15. 248 Ср.: Charles H. Le Christianisme des Arabes nomades sur le limes et dans le désert syro-mésopotamien aux alentours de l " Hégire. Paris, 1936. P. 55—64. 249 Philostorgius. PG. 65. Col. 482—486. 250 Ср., в частности: Ryckmans J. Le Christianisme en Arabie du sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia délia civiltà. Rome, 1964 P. 413—453; Trimingham J.S. Christianity among the Arabs in pre-Islamic times. London, 1979; Shahid I. Pre-Islamic Arabia//Cambridge History of Islam. I. 1970. P. 3—29. 251 Полный анализ агиографических источников см.: Shahid I. The Martyrs of Najran. Bruxells, 1971. 252 Ср.: Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 2 тома. Rome, 1944—1947. 253 Наиболее полное описание социальной и религиозной жизни в Египте в течение этого периода до сих пор см.: Maspéro J. Histoire des patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu à la réconciliation des églises Jacobites (518—616). Paris, 1923. Особенно р. 23—64. Ср. также: Hardy E.R. Christian Egypt: Church and People (Christianity and Nationalism in the Patriarchate of Alexandria). Oxford, 1952. 254 В 449 г. Диоскор определен но говорит об Эфесском соборе (431) как о «втором», соотнося его с Никейским (Mansi, VI. Col. 625D, 644А). 255 Ср. Олимп, епископ Евазы на «Разбойничьем» соборе в Эфесе (449). Mansi, VI. Col. 855B. 256 Житие святого Даниила Скитского//Revue de l " Orient Chrétien. 5. 1900. P. 72. 257 Ср. цифры и источники: Maspero J. Op. cit. P. 55. 258 Hodegos (PG. 89. Col. 257) и 10 (Ibid. Col. 161 A). 259 м. выше. Теория, согласно которой эти элементы иудаизма восходят к предполагаемому иудео-христианскому воспитанию святого Фрументия, слишком искусственна. Ср. изложение этой теории: Isaac E. An obscure component in Ethiopian Church history. An examination of various theories pertaining to the problem of the origin and nature of Ethiopian Christianity//Le Muséon, 85, 1—2, 1972. P. 225—258.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214 Theol 3.34—37. 215 Theol 3.37—46. 216 Theol 3.46—69. 217 Euch 2.338. 218 Hymn 45.120—127. 219 Hymn 52.149—153. 220 Hymn 46.7—10. 221 Hymn 35.1—7. 222 Hymn 41.7—16. 223 Hymn 45.1—3. 224 Hymn 49.68—71. 225 Hymn 47.69—75. 226 Hymn 49.17—19. 227 Cat 23.65—94. 228 Cat 30.70—97. 229 Cat 9.344—346. 230 Cat 18.224—227. 231 Cat 27.80. 232 Cap 3.100. 233 Eth 7.437—445. 234 Eth 11.161—166. 235 Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35—38, Париж, 1951 236 См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237 Cat 22.30 238 Cat 22.30. 239 Cat 22.47—51. 240 Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241 Cat 22.58—66. 242 Cat 22.74—87. 243 Cat 22.88—91. 244 См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245 Там же. Сн.8. 246 Cat 16.86—91. 247 Ер 2.89. 248 Hymn 58.349—353. 249 Hymn 58.354—361. 250 Eth 7.203—206. 251 Сар 3.15. 252 Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253 Euch 1.19—25. 254 Euch 1.252—255. 255 Euch 2.52—73. 256 Euch 2.73—75. 257 Euch 2.129 258 Euch 2.160—165. 259 Eth 7.435—445. 260 Eth 7.399—405. 261 Eth 4.151—159. 262 Eth 6.258—328. 263 Hymn 4.25—30. 264 Cat 1.167—170. 265 Cat 8.56—64. 266 Cat 8.64—67. 267 Cat 17.117—125. 268 Hymn 14.109—113. 269 Ер 1.445—456. 270 Ер 3.1—3 271 Ер 3.66—72. 272 Ер 3.78—80 273 Ер 3.92—96. 274 Ер 3.196—202. 275 Ер 3.241—247. 276 Ер 3.262—266. 277 Ер 3.321—324 278 Ер 3.462—466. 279 Ер 3.610—623. 280 Ер 3.754—760. 281 Ер 3.770—789. 282 Ер 3.824—834. 283 Ер 4.103—109. 284 Ер 4.111—115. 285 О общем отношении пр. Симеона к крещению см. Часть II. Сакраментальное крещение и крещение Духом 286 Ер 4.121—126.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

401 Ambigua, PG.91, 1332А, f.232a. – Бог зла не знает (­ не хочет) (Quaest. ad Tahl. XLI, schol.3, PG.90, 412B, p.101 (cap.quing.II,44); Ambigua, PG.91, 1085BC, f.126a-b). Следовательно, оно не существует по естеству. 408 Prol. ad Tahl. I,PG.90, 257А,253С, p.9,7 [p.n.II,29,27]; ср. Quaest. ad Tahl. XVI,301B, p.35 [p.n.II,61]. 409 Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 604C, p.199 (cap.quing.IV,18). Quaest. ad Theopemptum, PG.90, 1396B, p.636 [p.n.I,204]. В развитии (под влиянием демонов) этой страсти человек дошел до всех видов религиозного заблуждения и даже до безбожия: Quaest. ad Tahl. LXII,PG.90, 653В, p.228; 657В, p.231 (cap.quing.IV,64); LXIV, 697AB, p.252; XXXVII. schol.4, 388C, p.84 [p.n.II,258] (cap.quing.II,24). 410 Prol. ad Tahl. I,PG.90, 253C-D,257AB,257C,260A-B, p.7,9,10 [p.n.II,27. 29. 30]; Quaest. ad Tahl. I,269A, p.15 [p.n.II,33] ­­ cap.quing. I,65 (с сылкой на св. Григория Нисского , по-видимому, на De anima et resur., PG.46, 53A. 57B-C; p.n.IV,234,239 (животные влечения); De virgin. 12, PG.46, 369B; p.n.VII,342; De hom. opif.18, PG.44, 129A-C; p.n.I,149,50); XXXII,373D-376A, p.77. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. св. Афанасий Великий , Contra gentes 3, PG.25, 8C-9A; p.n.I.2,128–129 (чувственное познание и страсти). св. Григорий Нисский , De virginitate 12, PG.46, 373D-376A; p.n.VII,347 (удовольствие – начало падения). 411 Ambigua, PG.91, 1196А, f.176a. св. Григорий Нисский , De oral. Dom. Or.4, PG.44, 1161C; p.n.I,432; De anima et resur., PG.46, 61B; p.n.IV,242. Немезий, гл.1, PG.40, 532B, p.26. – Троечастное деление души встречается у преп. Максима чаще всего (в особенности в применении к задачам аскетики): Cap.de charitate I,67,79; II,12; III,20,35; IV,15,44 [p.n.I,103,104,108,123,136,138–139]; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 277D, p.21 [p.n.II,40]; XVI,ЗOOC. 301В, p.34,35 [p.n.II,60,61]; XXII,schol.7, 324C, p.48 [p.n.II,240] (cap.quing.I,63); XXVII,356C, p.66 [p.n.II,97]; XXXIX, schol.1, 393B, p.87 [p.n.II,258] (cap.quing.II,25); XLIX, 449A, p.118 [p.n.II,153]; schol.11, 461А, p.125 [p.n.II, 277] (cap.quing.II,72. 77); L, 472B, p.130 [p.n.II,164] (cap.quing.II,95); LIV, schol.11, 528D, p.161 [p.n.II,305]; LV, 544A. 548D, p.169. 172 [p.n.II,199. 202–203]; LXIV, 704D. 705C, p.257. 258; LXV, 765B, p.291; Quaest. et dubia 79, PG.90, 852D, p.332. Νους рядом с λγος встречается реже (Ambigua, PG.91, 1112D, f.138b; 1248B, f.198Ь). Указанное деление вообще часто встречается у древних церковных писателей (см. гл. «Мистика св. Макария египетского ...», прим. 26,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

247 . Mercier E. La spiritualité byzantine; l’Orient grec et chrétien: Attique, Thessalie, Macedoine, Salonique, le mont Athos. P. 524. [Об Афоне: 187–517]. 248 . Merton Th. Le Mont Athos, république de la prière//Contacts. 1960. 12(30). 92–109. 249 . Meyer H. Der Berg Athos als Alexander. Zu den realen Grundlagen der Vision des Deinokrates//Rivista di archeologia. 1986. 10. 22. 250 . Meyer Ph. Die Haupturkundcn für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig 1894. Amsterdam 1965. VIII, 303. 251 . Michiels G. Mille ans de vie monastique au Mont Athos//StMon 1961. 3. 218. 252 . Miller E. Le mont Athos. Avec une notice sur la vie et les travaux de M. Emm. Miller par le m[arqu]is de Queux de Saint-Hilaire. P. 1889. XCIII, 409, [Сод.: Le mont Athos; Vatopedi; L’ile de Thasos], 253 . Monte Athos. Chiese, pitture, utensili sacri, codici de monasteri del monte Athos//Bollettino di archeologia cristiana. 1863. 1. 47 ss. 254 . Morand P. Mount Athos and no women//Vanity Fair. 1933 (Jan.). 39:5. 22 ff. 255 . Morris R. The origins of Athos//MABM 8 .258). 37–46. 256 . Moses, monk. Athonite flowers: Seven contemporary essays on the spiritual life/transl., ed. fr. Peter Chamberas. Brookline, MA 2000. 99. [Назв. греч. ориг.: θωονικ νθη]. 257 . Mosis Monachos. Τ Μνυμα το γου ρους. θνα 1988. 136. 258 . Mount Athos and Byzantine Monasticism: Papers from the Twenty-Eighth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1994/Ed. Bryer A., Cunningham M. Aldershot 1996. XVI, 278. (Society for the Promotion of Byzantine Studies, Publications. 4) [MABM]. 259 . Mount Athos and the European Community/Ed. by Tachiaos A.-E. N. Thessaloniki 1993.171, ill. (Institute for BS; 241). [Мат-лы симпозиума «Mount Athos in the Age of the European Community», 17–20.05.1984]. 260 . Mount Athos: Dumbarton Oaks Symposium 1987//DOP 1988. 42. [Сод.: Corrigan К. The witness of John the Baptist... Terry A. The sculpture at the cathedral... Teteriatnikov N. Upper-story chapels... Johnson M. J. Toward a history... Magdalino P. The bath of Leo the Wise... Edwards R. W. The vale of Kola... Frendo D. C. History and panegyric... Meyendorff J. Mount Athos in the fourteenth century: spiritual and intellectual legacy. 157–165; Oikonomides N. Mount Athos: levels of literacy. 167–178; Taft R. F. J. Mount Athos: A late chapter in the history of the Byzantine rite. 179–194].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

358 См. Дечанская библиотека, рукопись 91; Патриаршая библиотека, руко­пись 276. Интересно отметить, что с начала XV века сохранилась одна рукопись ресавской школы книги «Против иудеев», которая находится в библиотеке мона­стыря Хиландар (рукопись 760/VIII [Богданович. Каталог рукописа. С. 257–258)). См. также: Богданович. Каталог рукописа. С. 189 [вероятно, имеется в виду упомянутая выше рукопись 499]. 359 Некоторые примеры и литература: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 155–156. – Ред. 360 ПЭ III, 423. Патриарх Арсений III (Черноевич [sic]), годы жизни 1636–1706. Автор имеет в виду события после 1690 г. – Ред. 361 Это сочинение Агапия Критянина (Ланда) напечатано в Венеции в 1641 г. Ср. также ИАБ VIII, 389; XIII, 24. Подробно о нем и его сочинениях: DSAM I, 248–250; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 67 (Anm. 242a); ПЭ I, 220. – Ред. 362 Литература: Подскалъски. Христианство и богословская литература. С. 125–126 (примеч. 343); СККДР. Вып. 1. С. 72, 81–83. – Ред. 363 См.: Кусков. История древнерусской литературы. С. 27. [В указанном месте в качестве примера приводится гадание по Псалтири Владимира Мономаха , о чем тот сообщает в своем «Поучении». См. также: Истрин В. М. К вопросу о гадатель­ных псалтирях//Летопись Историко-филологического общества при Новорос­сийском университете (Одесса). 1901. Т. 9. Византино-слав. отд. 6. С. 153–202; ПЭ X, 258–259.] 366 Там же. С. 30. См.: Антик. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. С. 15, 19. См. также: Ке rn . Les traductions Russes. Р. 25. [На указанной странице, как и во всем справочнике Керна, ничего не говорится о ветхозаветных апокрифах. О ветхозаветных апокрифах на Руси см., например: СККДР. Вып. 1 (Апокриф о Енохе, с. 40–41; Апокрифы и сказания о Данииле, с. 44–47; Апокрифы о Аврааме, с. 47–49; Апокрифы о Илье Пророке, с. 58–59; Апокрифы о Мелхиседеке, с. 62–63; Апокрифы о Моисее, с. 63–67; Видение Исаии, с. 95–98; Заветы двенадцати патриархов, с. 183–184; Откровение Варуха, с. 282–283; библиогр. дополнения: Вып. 3. 4. 4. С. 806–808, 813, 822); Вып. 2. 4. 1 (Апокриф о Адаме и Еве, с. 47–51; Апокрифы о Давиде, с. 52–59; Апокриф о Ламехе, с. 52; Апокрифы о Соломоне, с. 66–68); 4. 2 («От коих частей создан бысть Адам», с. 153–155); ПЭ III, 47–50, 55–57. Значительная часть этих апокрифов в древнерусских переводах издана в кн.: Порфирьев. Апокрифические сказания; с парал. рус. пер.: БЛДР III. См. также: Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 13 (примеч. 37), 74–75 (примеч. 228).]

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

256 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 421. 257 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 423. 258 Шапошникова Л. В. Этическая философия Космической Эволюции//Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 3. М., 1999, с. 30. 259 “Н.К. сказал, что, очевидно, Далай-лама пятый (это было его воплощение) был молчаливым человеком и почти не разговаривал. Ибо у него ни памяти, ни интереса к тибетскому языку нет” (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 325). 260 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 611. 261 “Людвиг Нобель полезен для Нобелевской премми… Он – лучший канал для передачи в омитет. Он очень ценит меня как художника. Но в этом случае не называйте меня художником (премии по искусству нет). Называйте меня всемирно-известным деятелем по пропаганде мира. Пишите от групп интеллигенции. Каждый год подписывайте иными именами” (Рерих Н. К. Письма в Америку. 1923–1947. М., 1998, с. 22). 262 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 515. 263 Decter J. Nicholas Roerich, the life and art of russian master. – Rochester (Vermont), Nicolas Roerich Museum. 1989, p. 134–136. 265 «Коммунизм, как его проповедуют ныне, уже отжил или отыграл свое, он никому не нужен» Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948–1955. Т.3. М., 1996, с. 171). «Одна тьма пожирает другую (фашизм и коммунизм)» (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1936–1946. Т. 2. М., 1996, с. 26). «Конечно, социализм или так называемый коммунизм есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть» (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 90) 266 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, с. 258 268 Н. К. Рерих – Г.А Уоллесу. 27.7.1935. Публикация в: Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). 4 (23). М.,1999, с. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kto-posl...

«Листок, что засох и свалился, Золотом вечным горит в песнопении» 257 . Символизма в живописи я мало знаю, помню только Чюрлениса (в Третьяковке). Его не надо путать с импрессионизмом (Жуковский). О Гоголе есть очень интересные статьи в старом журнале «Весы» – это 1900-е годы, – в частности, Брюсова 258 . Там же много о живописи, о реализме и символизме в искусстве. Этот журнал тебе следовало бы как специалисту посмотреть. От палящего уничтожающего солнца житейской толкотни иногда хорошо укрыться под прохладную тень этих книг и мыслей об искусстве. Но только всегда надо помнить, что это лишь минутный отдых, а что подлинное творчество, и воплощение идеи в форму, и осуществление искусства в жизни начнется для тебя вновь только тогда, когда, положив (спокойно и благодарно) книгу на письменный стол, ты возьмешь свой страннический посох и опять выйдешь на улицу, под палящее солнце, на путь встреч и преодолений, скорбей и радостей, падений и восторгов, муки и блаженства своего пути к Богу. «Ибо мы не имеем здесь пребывающего Града, но грядущего взыскуем» (ап Павел) 259 . Целую тебя, Коленька. Привет тебе и Ляле. П. Я так благодарен за письма. 253 Речь идет о портрете В.С. Мамонтовой (1875–1907), дочери С.И. Мамонтова, жене А.Д. Самарина, изображенной на картине В.А. Серова «Девочка с персиками» (1887). 255 Неточная цитата из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Гл. 8, строфа XLVI). Ср.: «...Что в них? Сейчас отдать я рада/Всю эту ветошь маскарада...». 256 М.А. Врубель руководил реставрацией древних фресок Кирилловской церкви в Киеве (1884) и создал несколько новых композиций, а также иконы для иконостаса, работал над росписью Владимирского собора в Киеве (1887). 257 Неточная цитата из стихотворения А.А. Фета «Поэтам» (1890). Ср.: «Этот листок, что иссох и свалился,/Золотом вечным горит в песнопеньи». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

301  См. цит. соч. Спасского А. А. 519 стр. Орлова А. П. 257–258, Tixeront. Histoire d. Logmes, t. II, 76 suiv. pp. Loofs. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte cit. ed. 257 S. .Seeberg. Lehrbuch der Dogmengeschichte B. II. Leipzig. 1910. S. 115 f. 302  Например, в формуле во время „объявления” на антиохийском соборе 341 г., которую предпочтительно пред всеми другими выделял учитель Диодора, Силуан Тарсский, было подчёркнуто значение πστασις, как лица (Athan. De Synod 22–23. PG XXXI, с 721–724; русский перевод 118–120 стр.) О значении этой формулы – Gummerus cit. op. 36–37 S; Спасский – 326 стр., Орлов – 219, 321 стр. Далее κθεσις μακρστιχος 341–345 г. тоже исповедовал по писаниям три реальности и лица ( Αthanasius Magnus. De Synodis 26, PG col. XXVI – 728 col.; русский перевод III, 124; ср. Спасский 223 стр., Орлов – 335 стр. Памятная записка Василия Анкирского – Epiphanius. Haer. 73, 2–23. PG XLII, col. 403–444; русский перевод V, 296–386; ср. Спасского – 386 стр., Орлова 244 стр. Наконец, суждения на александрийском соборе 362 года (Tomus ad antioch. 5–6, 8. PG XXVI, col. 800–801; русский перевод III, 168–170). 305  Ср. о единой сущности Евстафия у проф. Спасского – 295 и 296 стр. Три ипостаси восточных=консерватизм или омиусианство (Силуан и Евсевий Эмесский в отношении к Диодору). 306  Изд. Пападопуло – Керамевс. .Записки истор.-филологич. фак. СПБ. Университета. СПБ., 1895. 17, 19, 21 стр. Q57. μτιμος τρις (60 стр. ср. примеч. 7) Q4, стр. 20. Также – Expositio rectae fidei (2 Ed. Otto III, 1. 6–7 p.). 307  Bas. epist. 99. PG XXXII, col. 501–502 русский перевод VI; epist. 244 – ibid. col. 916; русский перевод VII, 186. 309  Св. Василий Великий писал нарочно об этих терминах Аполлинарию Лаод. – Epist. 361–364. PG XXXII, col. 1099–1108. См. об этой переписке Draeseke. Briefwechsel des Basilios mit Apollinarios (Zeitschrift für Kirchengeschichte VIII В. 1886. 85–123 S), его же Apollinarios v. Laodicea – Texte und Untersuchungen. В. VII, H. 3. 100–121 SS; Loofs F. Eustathius von Sebaste und die Chronologie der Basilius – Briefe. Halle, 1898. 71–74 S. Спасский A. A. Цит. соч. История догматических движений стр. 486 и далее. Переписка датируется обычно 361 г. – Draeseke (Zschf. Kirchqeser – S 103, 104), Loofs (74 S), Спасский (485 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Удалившись от всего мирского, Киприан ведет строгий образ жизни, читая лишь Писание и Тертуллиана , которого он считает своим учителем. О своей жизни до обращения Киприан пишет так: «Я бродил вслепую в ночной мгле, меня швыряли волны моря житейского, я плыл наудачу, не сознавая своей жизни, чуждый свету и истине. Тогда я был таков, что вера в благость Божью и упование на спасение стоили мне трудов и сомнений» («К Донату», 3). В конце 248 или в начале 249 г. Киприан избирается епископом и скоро становится крупным церковным авторитетом, известным далеко за пределами Африки. Однако впереди его ждали тяжелые испытания. Пришедший к власти в 249 г. император Деций организовал во всем государстве первое систематическое преследование христиан. Киприан, фактически глава Африканской Церкви, вынужден был скрываться в окрестностях Карфагена, поддерживая свою паству посланиями. Сохранилось около двадцати его писем этого периода. В Карфаген он возвращается только через пятнадцать месяцев после смерти Деция в 251 г. Во время гонений многие христиане отступились от веры и теперь искали возможность вернуться в лоно Церкви. Обычно снисходительный и мягкий, Киприан проявляет суровость и налагает на отступников тяжкое покаяние. В 252 г. на Карфаген обрушилось страшное бедствие – эпидемия чумы, которая свирепствовала до 254 г. Киприан организовывает лечебницы и сбор средств для заболевших, при этом он призывает помогать всем пострадавшим без различия вероисповедания. В августе 257 г. император Валериан обнародовал указ о новом преследовании христиан. В этот раз Киприан ссылается в небольшой городок Курубис неподалеку от Карфагена. Там он провел около года, готовясь принять мученическую смерть. Наконец его призвали в Карфаген для судебного разбирательства. Киприану было предложено принести жертву. После того, как он отказался сделать это, ему объявили приговор – казнь путем отсечения головы. 14 сентября 258 г. при большом стечении народа карфагенский епископ был обезглавлен. Он принял смерть с твердостью, к которой недавно призывал своих собратьев по вере в письмах и в сочинении «К Фортунату о поощрении мученичества» (257 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Терпение - это уподобление Христу, Который в Своей земной жизни подал наилучший пример терпения, безропотно перенеся все страдания вплоть до крестной смерти (главы 6-8). Именно терпение вместе с любовью способно сохранить церковный мир и предотвратить расколы (главы 15-16, 20). 12. «О ревности и зависти» (De zelo et livore; CPL, N 49; PL. 4. Col. 637-652; CSEL. Vol. 3/1. P. 417-432; CCSL. Vol. 3A. P. 75-86; SC. 519), по предположению, основанному на Житии К. ( Pontius. Vita. 7), написан вслед за «De bono patientiae», т. е. в 256 - нач. 257 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 360); однако, согласно Х. Коху ( Koch. 1926. S. 132-136), более вероятно, что трактат создан не во время спора о крещении еретиков, а в 251-253 гг., после раскола Новата и Фелициссима (Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 1029; Poirier. 2008. P. 9-11). В трактате заметно влияние «De patientia» Тертуллиана. Он имеет форму гомилии и посвящен пастырскому анализу 2 страстей - ревности и зависти, к-рые К. рассматривает как расставленные диаволом сети; попав в них, христианин может погибнуть (главы 1-3). Зависть и ревность - причина падения самого диавола, и кто заражен этим грехом, тот ему подражает (гл. 4). Это - корень всех зол, источник бедствий, рассадник грехов, причина преступлений (гл. 6); это - червь для души, яд для мыслей, ржавчина для сердца (гл. 7). Единственное лекарство от ревности и зависти - любовь ко всем, как к друзьям, так и к врагам (гл. 17). 13. «К Фортунату: Об увещании к мученичеству» (Ad Fortunatum: De exhortatione martyrii; CPL, N 45; PL. 4. Col. 651-676; CSEL. Vol. 3/1. P. 315-347; CCSL. Vol. 3B. P. 183-212), написан во время гонения, однако среди исследователей нет единого мнения по поводу того, о каком гонении идет речь - имп. Деция (250-251) или имп. Валериана (257-258). Нек-рые исследователи относят его создание к весне 253 г., когда Церкви угрожало гонение Требониана Галла (см.: Koch. 1926. S. 149-183; ср.: Gryson. 2007. P. 433), но более вероятно, что трактат написан в гонение Валериана и является самым последним сочинением К.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010